18 января 2024 года. НАВЕЧЕРИЕ КРЕЩЕНИЯ ГОСПОДНЯ (КРЕЩЕНСКИЙ СОЧЕЛЬНИК)

Предыдущий день

ЧТЕНИЕ ЕВАНГЕЛИЯ НА КАЖДЫЙ ДЕНЬ

Четверг 33-й седмицы по Пятидесятнице

НАВЕЧЕРИЕ КРЕЩЕНИЯ ГОСПОДНЯ (КРЕЩЕНСКИЙ СОЧЕЛЬНИК)

(1Кор. 9:19-27; Лк.3:1–18)

Евангелие святого апостола Луки, глава 3, стихи 1- 18:

1 В пятнадцатый же год правления Тиверия кесаря, когда Понтий Пилат начальствовал в Иудее, Ирод был четвертовластником в Галилее, Филипп, брат его, четвертовластником в Итурее и Трахонитской области, а Лисаний четвертовластником в Авилинее,
2 при первосвященниках Анне и Каиафе, был глагол Божий к Иоанну, сыну Захарии, в пустыне.
3 И он проходил по всей окрестной стране Иорданской, проповедуя крещение покаяния для прощения грехов,
4 как написано в книге слов пророка Исаии, который говорит: глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему;
5 всякий дол да наполнится, и всякая гора и холм да понизятся, кривизны выпрямятся и неровные пути сделаются гладкими;
6 и узрит всякая плоть спасение Божие.
7 Иоанн приходившему креститься от него народу говорил: порождения ехиднины! кто внушил вам бежать от будущего гнева?
8 Сотворите же достойные плоды покаяния и не думайте говорить в себе: отец у нас Авраам, ибо говорю вам, что Бог может из камней сих воздвигнуть детей Аврааму.
9 Уже и секира при корне дерев лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь.
10 И спрашивал его народ: что же нам делать?
11 Он сказал им в ответ: у кого две одежды, тот дай неимущему, и у кого есть пища, делай то же.
12 Пришли и мытари креститься, и сказали ему: учитель! что нам делать?
13 Он отвечал им: ничего не требуйте более определенного вам.
14 Спрашивали его также и воины: а нам что делать? И сказал им: никого не обижайте, не клевещите, и довольствуйтесь своим жалованьем.
15 Когда же народ был в ожидании, и все помышляли в сердцах своих об Иоанне, не Христос ли он,-
16 Иоанн всем отвечал: я крещу вас водою, но идёт Сильнейший меня, у Которого я недостоин развязать ремень обуви; Он будет крестить вас Духом Святым и огнем.
17 Лопата Его в руке Его, и Он очистит гумно Свое и соберет пшеницу в житницу Свою, а солому сожжет огнем неугасимым.
18 Многое и другое благовествовал он народу, поучая его.

1-е послание апостола Павла к Коринфянам, Глава 9, стихи 19 - 27:

19 Ибо, будучи свободен от всех, я всем поработил себя, дабы больше приобрести:
20 для Иудеев я был как Иудей, чтобы приобрести Иудеев; для подзаконных был как подзаконный, чтобы приобрести подзаконных;
21 для чуждых закона — как чуждый закона, — не будучи чужд закона пред Богом, но подзаконен Христу, — чтобы приобрести чуждых закона;
22 для немощных был как немощный, чтобы приобрести немощных. Для всех я сделался всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых.
23 Сие же делаю для Евангелия, чтобы быть соучастником его.
24 Не знаете ли, что бегущие на ристалище бегут все, но один получает награду? Так бегите, чтобы получить.
25 Все подвижники воздерживаются от всего: те для получения венца тленного, а мы — нетленного.
26 И потому я бегу не так, как на неверное, бьюсь не так, чтобы только бить воздух;
27 но усмиряю и порабощаю тело мое, дабы, проповедуя другим, самому не остаться недостойным.

Феофилакт Болгарский. Толкование на Евангелие от Луки

(Лк. 3:1-18) Лк.3:1. В пятнадцатый же год правления Тиверия кесаря, когда Понтий Пилат начальствовал в Иудее, Ирод был четвертовластником в Галилее, Филипп, брат его, четвертовластником в Итурее и Трахонитской области, а Лисаний четвертовластником в Авилинее,

Справедливо упомянуто о времени и о властителях, чтобы показать, что при Христе прекратилось преемство начальников иудейских; поскольку игемоном был Пилат, человек из другого народа, четвертовластники – сыновья Ирода аскалонитянина, и чтобы потому за верное было принято, что пришел Христос, по пророчеству Иаковлеву (Быт. 49:10).

Лк.3:2. при первосвященниках Анне и Каиафе, был глагол Божий к Иоанну, сыну Захарии, в пустыне.

«Был, – сказано, – глагол Божий к Иоанну», чтобы ты знал, что он пришел свидетельствовать о Христе не как самозванец, но потому, что был движим Духом Божиим. Под «глаголом» разумей или Духа Святого, или повеление Божие. Слово Божие к Иоанну было «в пустыне». Поскольку дети оставленной церкви***, то есть церкви из язычников, были многочисленнее детей «имеющей мужа» (Ис.54:1), то есть церкви иудейской, то слово и повеление Божие прилично было к Иоанну, когда он находился в пустыне.

Лк.3:3. И он проходил по всей окрестной стране Иорданской, проповедуя крещение покаяния для прощения грехов,

Он проповедовал людям «крещение покаяния», то есть исповеди. А это крещение содействовало им к оставлению грехов, даруемому через крещение Христово. Ибо крещение Иоанново не имело оставления грехов, но вело к оставлению, то есть приготовляло людей к принятию Христова крещения, имеющего оставление грехов.

Лк.3:4. Как написано в книге слов пророка Исаии, который говорит (Ис.40:3-5): глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему;

Лк.3:5. всякий дол да наполнится, и всякая гора и холм да понизятся, кривизны выпрямятся и неровные пути сделаются гладкими;

«Путь», который повелевает уготовить, есть образ жизни по учению Христову; ибо Господь вскоре имел проповедовать. «Стези» суть заповеди Закона, как бы уже истертые. Повелевается делать их «прямыми», потому что фарисеи развращали заповеди. Под «путем» можно разуметь и душу, а под «стезями» – помыслы и дела. Итак, нам должно уготовлять душу и делать правыми дела и помышления наши. Потом как бы кто-либо спросил: как же мы совершим это? Ибо добродетель нелегка для исполнения и встречает много козней и препятствий и от лукавых сил, и от живущих в нас страстей? Отвечает, что ничто не будет трудно, но все удобно. Ибо долины «наполнятся», то есть естественные наши силы, ослабевшие для добра и пришедшие в низкое состояние, восполнятся; «всякая гора и холм», то есть противные силы и пожелания, кажущиеся нам вложенными с природой, поистине ослабели: и все сделалось ровным, и кривое переменилось на прямое. Ибо Христос упразднил противные силы, которые здесь называются горами и холмами, и оживил природные наши побуждения к добру, которые евангелист назвал наполняемыми долинами. Ибо Он для того и воплотился, чтобы восставить нашу природу в собственный ее вид.

Лк.3:6. и узрит всякая плоть спасение Божие.

«Узрит всякая плоть, – сказано, – спасение Божие», – не иудеи только и пришельцы, но «всякая плоть», ибо Евангелие пронесено по всей земле. Можно было бы сказать и многое другое, но по большей ясности пусть будет сказано это.

Лк.3:7. Иоанн приходившему креститься от него народу говорил: порождения ехиднины! кто внушил вам бежать от будущего гнева?

Иудеев называет «порождениями ехидниными», потому что они оскорбляли своих отцов и матерей; ибо это животное, – говорят, – проедает утробу матери и таким образом рождается. Притом они убивали пророков и учителей. «Будущим гневом» называет вечное наказание.

Лк.3:8. Сотворите же достойные плоды покаяния и не думайте говорить в себе: отец у нас Авраам, ибо говорю вам, что Бог может из камней сих воздвигнуть детей Аврааму.

«Достойные плоды покаяния» составляет не только удаление от зла, но и упражнение в добре; ибо совершение добра есть поистине плод и порождение покаяния. Не начинайте говорить в себе, что вы хорошего рода, и, надеясь на отцов, не оставляйте добродетели. Бог сможет и от «камней сих... дать детей» патриарху; ибо почти подобное этому Он и прежде сотворил. Утроба Сарры хотя была тверже камней, однако ж она получила благодать деторождения (Быт. 17:17).

Лк.3:9. Уже и секира при корне дерев лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь.

«Секира» есть божественный суд, исторгающий недостойных из среды живых. Если, – говорит, – не покаетесь, будете лишены жизни. Секира лежит «при корне ваших дерев». Под «корнем» разумеется жизнь, как мы сказали. Но под «корнем» можно разуметь и родство с Авраамом. От этого родства с Авраамом, по апостолу (Рим. 11:21-22), отсекаются те, кои недостойны быть его ветвями. Наказание – двоякое, ибо грешный и бесплодный не только отсекается от сродства с праведными, но и в огонь ввергается.

Лк.3:10. И спрашивал его народ: что же нам делать?

Лк.3:11. Он сказал им в ответ: у кого две одежды, тот дай неимущему, и у кого есть пища, делай то же.

Лк.3:12. Пришли и мытари креститься, и сказали ему: учитель! что нам делать?

Лк.3:13. Он отвечал им: ничего не требуйте более определенного вам.

Лк.3:14. Спрашивали его также и воины: а нам что делать? И сказал им: никого не обижайте, не клевещите, и довольствуйтесь своим жалованьем.

Иоанн вразумляет три разряда пришедших к нему: простой класс народа, мытарей и воинов. Простой класс народа он убеждает прилежать к милостыне, повелевая, чтобы имеющий «две одежды» уделял неимущему; мытарей убеждает не взыскивать, то есть не требовать ничего лишнего; воинов убеждает не похищать, но довольствоваться оброками, то есть жалованьем, какое обыкновенно дается от царя. Смотри, как Иоанн простой класс народа, как незлобивых, убеждает делать нечто доброе, то есть уделять другим, а мытарей и воинов – удерживаться от зла. Ибо сии не были еще способны, не могли совершать что-нибудь доброе, а им достаточно было – не делать зла. Некоторые повеление – имеющему «две одежды» делиться с неимеющим – понимают в нравственном смысле. Именно говорят: две одежды означают Дух Писания и букву; имеющего то и другое Иоанн побуждает сообщать совершенно ничего не имеющему; например, если кто разумеет Писание в обоих отношениях, по букве и по духу, тот пусть передает неимеющему, пусть научит незнающего и даст ему по крайней мере, букву.

Лк.3:15. Когда же народ был в ожидании, и все помышляли в сердцах своих об Иоанне, не Христос ли он, -

Лк.3:16. Иоанн всем отвечал: я крещу вас водою, но идёт Сильнейший меня, у Которого я недостоин развязать ремень обуви; Он будет крестить вас Духом Святым и огнем.

Добродетель Иоанна была столь высока, что все помышляли о нем, не он ли самый Христос? Отвращая таковое мнение, он говорит: различие между мной и Христом, во-первых, то, что «я крещу... водой», а «Он... – Духом... и огнем», а другое – то, что «я недостоин даже развязать ремень обуви» Его. Что значат слова: «крестить вас Духом Святым и огнем», совершенно ясно; ибо он послал апостолам Духа, и над ними явились разделенные огненные языки (Деян. 2:3-4). А слова: «недостоин развязать ремень обуви», очевидно, означают то, что я недостоин поставить себя даже и в последние рабы Его. В более сокровенном смысле обувь обоих ног Господа суть – явление Его с неба на землю и сошествие с земли во ад. Способа этих двух явлений никто не может разрешить, хотя бы подобен был даже Иоанну. Ибо кто может сказать, как воплотился Господь или как сошел во ад?

Лк.3:17. Лопата Его в руке Его, и Он очистит гумно Свое и соберет пшеницу в житницу Свою, а солому сожжет огнем неугасимым.

Слова: «Лопата Его в руке Его» означают то, что хотя Он и крестит вас, вы не думайте, что вы уже безнаказанны; но если вы в последующей за этим жизни не сохраните себя беспорочными, то Он «пожжет вас огнем неугасимым». Плевел есть тот, кто имеет бесплодный ум и прилагает большую заботу только о предметах житейских.

Лк.3:18. Многое и другое благовествовал он народу, поучая его.

Ибо доброе учение есть поистине утешение и справедливо называется благовестием (Евангелием).


*** по церковно-славянски – пустой.

СОВРЕМЕННЫЕ КОММЕНТАРИИ
(Лк.3:1–18)

Протоиерей Александр Шаргунов

Рождение Иоанна Крестителя отмечено Божией славой, но его жизнь сокрыта от нас в пустыне до дня явления его Израилю. Проповедь Предтечи была одним из решающих событий человеческой истории. Потому и датируется она с такой точностью и торжественностью в Евангелии от Луки. Перед нами — панорама правителей той эпохи, начиная от Тиверия, второго после Августа римского императора, включая политическую организацию Палестины с ее тетрархами и кончая первосвященниками Анной и Каиафой. Служение Предтечи происходит на фоне всемирной истории, определяемой Римской империей, — в пятнадцатый год правления Тиверия, которое началось осенью 28 года по Рождестве Христовом. Истинность Евангелия может быть подтверждена даже этим конкретным указанием времени.

Проповедь Иоанна сосредоточена на самой сути веры, ибо покаяться — значит отвергнуться греха и обратиться к Богу. Он говорит о перемене сердца, но знает, что грех проникает во все сферы жизни: религиозную, нравственную, общественную, политическую. Он твердый реалист, всегда видящий правду и ложь, зовущий к всенародному покаянию, к тому, чтобы наша молитва была связана с каждодневной нашей обыденной жизнью. Что делать сборщикам налогов, как вести себя воинам, каждому человеку? У кого две одежды, тот дай неимущему, и у кого есть пища, делай то же. Как это предельно просто, и как понятны должны быть эти слова в сегодняшней России! Не говоря уже о том, что Предтеча был предан смерти за обличение разврата.

Как написано у пророка Исаии: «Приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Богу нашему» (Ис. 40:3), — это о сердце сокрушенном и смиренном. Но и всякий дол нищеты и горя да наполнится, и всякая гора и холм гордости и богатства да понизятся, кривизна всей жизни да выпрямится, и «неровные пути сделаются гладкими, и явится слава Господня, и узрит всякая плоть спасение Божие» (Ис. 40:4-5).

Святой Иоанн Предтеча — бесстрашный проповедник и обличитель нечестия, какое бы место оно ни занимало в обществе, в государстве и в Церкви. Смелое слово его обращено к вождям народным, к первосвященникам, к ученым богословам, которых он называет «порождениями ехидны». В его изображении они бегут от гнева Божия, как змеи с загоревшегося поля. Весть о спасении обращена не только к Израилю, не только к тем, кто называет себя чадами Авраама. Бог силен и «из камней сих» — из омертвевших в язычестве людей — воздвигнуть детей веры.

В эти дни мы слышим слово суда над нашей Россией, над нашей Церковью, над нами: «Уже и секира при корне дерев лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь» (Мф. 3:10). Святой Предтеча говорит, что Бог отсечет от Себя избранный Им народ за его неверие, и призовет других, чтобы обратить их к жизни веры. Мы видим, как подобное совершилось с русским православным народом, когда большинство его оказалось вне Церкви.

Бог приходит на землю, чтобы отделить добро от зла: «Лопата Его в руке Его, и Он очистит гумно Свое и соберет пшеницу Свою в житницу, а солому сожжет огнем неугасимым» (Мф. 3:12). Обличение Предтечи относится ко всем, приходящим на Иордан, и ко всем нам сказано каждое слово его. «Ибо открывается гнев Божий с неба, — говорит апостол Павел, — на всякое нечестие и неправду человеков, подавляющих истину неправдою» (Рим. 1:18). Не о явном только нечестии идет речь, но о всяком без исключения грехе. Бог посылает нам скорби земные, чтобы пробудить нас от сна и беспечности. Но пока мы не осознаем, что из каждого греха вырывается пламя вечного огня, мы не поймем, что нуждаемся в спасении. Однако мы погибаем, и эта гибель более страшная, чем все, что может быть на земле. Над всеми нами тяготеет иная, ничем вовеки неустранимая угроза, более страшная, чем самые страшные беды, грядущие на землю.

И сегодня Церковь говорит, что преждевременно слово о Божией любви, если вначале не развенчана ложь, будто совсем неплохо можно устроиться, и не расставаясь с грехом. Благодушие проповеди о любви не избавит людей от безразличия к истине, от холодности сердца и мечтательности.

Пламя гнева Божия пылает вокруг нас, и гневом исполнено слово Предтечи. Как нам, грешным людям, понять этот гнев? Гнев человека не творит правды Божией, потому что к нему всегда почти примешивается наша плотская эгоистическая ревность. Однако Предтеча, оттого что он прошел через огонь покаяния, стал гласом Божиим.

Но и у всякого, даже самого грешного человека подлинное отношение к жизни начинается с возмущения злом как таковым. Мы не можем объективно и равнодушно рассматривать зло просто как факт. Необходимо отвержение этого зла, которое, сколько есть у него сил, до последнего будет отстаивать свое право на существование. Примириться со злом — значит быть побежденным злом. Во святом и живом Боге это отвержение зла — не только открытой и наглой агрессии его в сегодняшнем мире, но и в самых малейших его проявлениях — неумолимо. Бог есть свет, и в Нем нет никакой тьмы. Невозможно, чтобы это отвержение оказалось хоть сколько-нибудь ослабленным ради ложно понятой любви к Богу и человеку. Всякий компромисс со злом есть посягательство на святое величие Божие и на достоинство человека.

Мы просто не сознаем смертельной опасности, в которой мы находимся. Дом, где мы живем, зажжен с четырех углов. Наша жизнь охвачена пламенем вечной смерти. Что нам делать? Куда бежать от огня, от всепожигающего праведного гнева Божия? Нас может спасти только правда — вся правда, вся праведность, а не часть ее. Достаточно одной искры неправды, чтобы все загорелось с новой силой. И потому Христос говорит: «Так надлежит нам исполнить всякую правду».

Святой Иоанн Предтеча возвещает крещение Духом, бесконечно превосходящее его крещение водой. То, чем крестит Иоанн, — вода. То, чем будет крестить Христос, — Дух Святой. То, что мы принимаем в крещении, в Богоявленской воде — Сам Дух Святой, Божественная любовь. Но в праздник Богоявления, всякий раз, когда мы устремляемся к Христовой любви, перед каждым из нас, перед всею Церковью стоит Предтеча. Прежде — покаяние, потом — любовь. Прежде — страх Божий, очистительное огненное страдание, суд очищающий, потом — утешение Христовой любовью.

Как принять утешение от Утешителя тому, кто оскорбляет Его? Невозможно покаяться перед Богом, отвергая требования совести и правды, понятные и некрещеному человеку. Только творящему дела покаяния открывается, что вода эта — дар, который нельзя ничем заслужить, который стоит Крови Христовой. Это новый наш с Богом завет. Покаяться — значит жить жизнью, которую Бог предназначил для нас. Глас вопиющего в пустыне — для того, чтобы не было пустыни, а был Божественный сад — «от негоже ядше живи будем, не якоже Адам умрем», как недавно исповедовали мы.

***

протоиерей Павел Великанов

Евангелист Лука остаётся верен своей исторической дотошности, когда начинает повествование об Иоанне Крестителе. Благодаря ему мы с точностью можем сказать, когда именно началось его служение как пророка и проповедника пришествия Мессии. Поскольку Тиберий правил с 14-го по 37-й год по Рождестве Христовом, значит, начало проповеди Иоанна Крестителя приходится между сентябрём 27 и октябрём 28 года.

Содержание его проповеди было шокирующим для слушателей: он призывал к крещению покаянием с полным погружением в воду – что требовалось обычно только для прозелитов – язычников, обращающихся в иудаизм. Сказать еврею, что он – ничем не лучше язычника в очах Божиих – это было очень дерзновенно, если не оскорбительно. Однако те, кто имел ещё не совсем застывшую совесть, не только не обижались, но и буквально бежали вслед за Предтечей, чтобы в водах Иордана положить начало новой жизни, повернуть от греха к праведности.

Как мы видим из текста, Иоанн вовсе не церемонился со своими последователями: он был строг и суров, и его весьма изумляла скорая готовность вчерашних грешников измениться и начать новую жизнь в преддверии прихода Мессии. Сказать, что Бог может сделать и из этих безжизненных камней детей Аврааму – считай, что плюнуть в лицо еврею, кичащемуся своим кровным родством с библейским праотцем. Но Предтечу это не останавливает: он прямо говорит то, что думает, обличая пороки и лицемерие приходящих. Для многих это было сродни шоку: когда без всякой дипломатичности, в обход даже обычных норм уважения тебе говорят правду в лицо, неизбежно возникает вопрос: а как быть дальше-то? что делать теперь? Ответы Иоанн предельно просты: сборщикам налогов – не использовать своё служебное положение в целях личного обогащения, не требовать сверх установленной налоговой ставки. Воинам – никого не обижать, пользуясь своей силой и властью, не оговаривать невиновных, не роптать на своё жалование. Остальным – вполне универсальный совет: если видишь нуждающегося, поделись с ним тем, что у тебя есть: хоть одеждой, хоть пищей. Перестать жить только ради себя и показать делами, что есть в жизни место Богу – потому что приближается Мессия, у Которого не будет никаких «полумер», а всё проявит свою подлинную сущность – вот краткое резюме его проповеди.

Что же такое «крещение Духом и огнём», о котором пророчески говорит Предтеча? В нашем сознании крещение как понятие неотрывно связано с водной стихией. Однако в греческом языке крещение – это именно «погружение»: то есть речь идёт о том, что Мессия будет «погружать» в Дух и огонь. И это действие оказывается разделяющим: кто-то оказывается пшеницей, которую собирают в хранилища – а кто-то – соломой, которую сжигают.

Дальнейший ход событий показал всю точность этого пророчества. Христос действительно оказался камнем преткновения для одних – и долгожданным Спасителем для других. Рядом со Христом стало невозможно сохранять «нейтралитет»: человек либо увлекался Его учением, либо становился Его врагом. Вместе со Христом в жизнь людей входила очевидность: то лучшее и то худшее, что дремало где-то в потаённых глубинах души, выходило на поверхность и показывало тайники человеческого сердца. И это было не какое-то спонтанное, случайное решение: к этому выбору человека подводила вся долгая цепочка его ежедневных решений.

Для христианина нет ничего удивительного в том, что это «крещение Духом и огнём» является вполне привычной – с позволения сказать – «процедурой». Я имею в виду причащение Святых Христовых Таин – когда мы принимаем в себя Самого Воскресшего Спасителя. Сложно – да и не нужно – объяснить внешнему человеку, что именно происходит во время причащения. И дело здесь вовсе не в каком-то особом душевном состоянии – мира, покоя, радости – которых может и не быть – по разным причинам. Это событие какого-то иного порядка, иного масштаба – вовсе не только и даже не столько психологически-душевного, сколько – экзистенциального, бытийственного. Причащающийся прикасается к невыразимой словом и чувствами Тайне присутствия Живого Бога в этом мире – и тем самым проверяет и свою собственную жизнь – туда ли она движется, кто ты – друг ли и соработник Богу – или же враг Ему – при всей внешней атрибутике самого-что-ни-на-есть-православного.

Давайте же, дорогие братья и сестры, не будем пренебрегать той уникальной возможностью, которая предоставлена нам, христианам – почаще проверять – и поверять себя – участием в Божественной Евхаристии!

Церковный календарь. 18 января

Читаем Евангелие. 18 января

Читаем Апостол. 18 января

Благая часть. 17 января

Мульткалендарь. 18 января. Пророк Михей

Мульткалендарь. 18 января. Священномученик Сергий Лавров, пресвитер

День ангела. 18 января. Преподобный Варлаам Керетский, иеромонах

Этот день в истории. 18 января