12 В те дни взошел Он на гору помолиться и пробыл всю ночь в молитве к Богу.
13 Когда же настал день, призвал учеников Своих и избрал из них двенадцать, которых и наименовал Апостолами:
14 Симона, которого и назвал Петром, и Андрея, брата его, Иакова и Иоанна, Филиппа и Варфоломея,
15 Матфея и Фому, Иакова Алфеева и Симона, прозываемого Зилотом,
16 Иуду Иаковлева и Иуду Искариота, который потом сделался предателем.
17 И, сойдя с ними, стал Он на ровном месте, и множество учеников Его, и много народа из всей Иудеи и Иерусалима и приморских мест Тирских и Сидонских,
18 которые пришли послушать Его и исцелиться от болезней своих, также и страждущие от нечистых духов; и исцелялись.
19 И весь народ искал прикасаться к Нему, потому что от Него исходила сила и исцеляла всех.
20 при уверенности и надежде моей, что я ни в чем посрамлен не буду, но при всяком дерзновении, и ныне, как и всегда, возвеличится Христос в теле моем, жизнью ли то, или смертью.
21 Ибо для меня жизнь — Христос, и смерть — приобретение.
22 Если же жизнь во плоти доставляет плод моему делу, то не знаю, что избрать.
23 Влечет меня то и другое: имею желание разрешиться и быть со Христом, потому что это несравненно лучше;
24 а оставаться во плоти нужнее для вас.
25 И я верно знаю, что останусь и пребуду со всеми вами для вашего успеха и радости в вере,
26 дабы похвала ваша во Христе Иисусе умножилась через меня, при моем вторичном к вам пришествии.
27 Только живите достойно благовествования Христова, чтобы мне, приду ли я и увижу вас, или не приду, слышать о вас, что вы стоите в одном духе, подвизаясь единодушно за веру Евангельскую,
(Лк. 6:12-19) Лк.6:12. В те дни взошел Он на гору помолиться и пробыл всю ночь в молитве к Богу.
Господь все творит в наше научение, чтобы и мы также делали, как Он. Вот, например, Он намерен молиться. Он восходит на гору. Ибо молиться должно, успокоившись от дел и не пред лицом многих, и молиться через всю ночь, а не так, чтоб стать на молитву и сейчас же перестать.
Лк.6:13. Когда же настал день, призвал учеников Своих и избрал из них двенадцать, которых и наименовал Апостолами:
Лк.6:14. Симона, которого и назвал Петром, и Андрея, брата его, Иакова и Иоанна, Филиппа и Варфоломея,
Лк.6:15. Матфея и Фому, Иакова Алфеева и Симона, прозываемого Зилотом,
Лк.6:16. Иуду Иаковлева и Иуду Искариота, который потом сделался предателем.
Избирает учеников после молитвы, желая научить, чтобы и мы, когда нам приведется поставить кого-нибудь на духовное служение, брались за это дело с молитвой, искали руководства от Бога и Его просили показать нам достойного.
Лк.6:17. И, сойдя с ними, стал Он на ровном месте, и множество учеников Его, и много народа из всей Иудеи и Иерусалима и приморских мест Тирских и Сидонских,
Лк.6:18. которые пришли послушать Его и исцелиться от болезней своих, также и страждущие от нечистых духов; и исцелялись.
Избрав двенадцать, сходит с горы, чтобы исцелить пришедших из городов и облагодетельствовать вдвойне, именно: по душе и по телу. Ибо слушай: «пришли послушать Его» – это врачевание душ; «и исцелиться от болезней своих» – это врачевание тел.
Лк.6:19. И весь народ искал прикасаться к Нему, потому что от Него исходила сила и исцеляла всех.
Пророки и другие святые не имели силы, исходящей от них, ибо они не были сами источниками сил. А Господь имел силу, исходящую от Него, ибо Он Сам был источник силы, тогда как пророки и святые получали особенную силу свыше.
(Флп.1:20–27; Лк.6:12–19) «И пробыл всю ночь в молитве к Богу» (Лк.6:12). Тут основание и начало христианских всенощных бдений. Жар молитвенный гонит сон, и восхищения духа не дают заметить течения времени. Настоящие молитвенники и не замечают того; им кажется, будто они только что стали на молитву, а между тем уж и день показался. Но пока дойдет кто до такого совершенства, надо поднимать труд бдения.
Несли его и несут уединенники; несли его и несут общежительные; несли его и несут благоговейные и богобоязненные миряне. Но хоть с трудом приходится бдение, плод его остается в душе прямой, всегдашний – умиротворение души и умиление, при расслаблении и изнеможении тела. Состояние очень ценное в ревнующих о преспеянии в духе!
Оттого, где заведены бдения (на Афоне), от них отстать не хотят. Все сознают, как это трудно, но отменить этот чин никому нет желания ради той пользы, какую принимает душа от бдений. Сон больше всего успокаивает и питает плоть; бдение же больше всего смиряет ее. Выспавшийся вдоволь тяжел бывает на дела духовные и хладен к ним; бдящий – быстродвижен, как серна, и горит духом. Если должно обучать добру плоть, как рабу, то ничем нельзя так успеть в этом, как частым бдением. Тут она испытывает вполне власть духа над собою и приучается покорствовать ему, а дух приобретает навык властвовать над нею.
Протоиерей Александр Шаргунов
В этих стихах Евангелия мы видим Господа в уединении, среди избранных Им своих и среди народа. И всюду Он являет тайну Своей Богочеловеческой простоты и величия. Наедине Он молится Богу. Писание часто свидетельствует о Его удалении от всех, когда Он дает нам образ сокровенной молитвы, без которой невозможно духовное преуспеяние. Мы узнаем, что Господь сугубо молится всякий раз, когда наступает решающий поворот в Его жизни.
В те дни, когда враги Его, как сказано, пришли в бешенство и говорили между собой, что бы им сделать с Ним (Лк. 6, 11), Он встает на молитву. Он пребывает наедине с Богом Отцом. «Он взошел на гору помолиться», где никто не может потревожить и прервать Его молитву. Его пребывание наедине с Богом длится долго. «Он провел всю ночь в молитве». Нам кажется иногда, что час молитвы – это уже много, хотя наши грехи требуют непрестанного молитвенного покаяния. А безгрешный Христос молится всю ночь с думой о нас, о спасении всего рода человеческого. Если бы мы знали, что важнее всех наших самых важных дел – наше предстояние пред престолом благодати, если бы дано нам было вкусить, какое блаженство быть в общении с Богом, наше отношение к молитве начало бы меняться.
И мы видим, как Господь называет по имени тех, кто должен быть с Ним. У Него должны быть постоянные слушатели Его учения и свидетели Его чудес, с тем, чтобы Он мог послать их как апостолов, как послов Его Небесного Царства в мир. После того, как Господь провел всю ночь в молитве, можно было ожидать, что с наступлением дня, Он отдохнет. Но как только все проснулись, Он призвал Своих учеников к Себе. Жизнь коротка, и в служении Богу мы должны позаботиться о том, чтобы не потерять драгоценное время. И Господь показывает нам, как конец одного доброго дела может стать началом другого. Посвящение не служение Богу не только совершается молитвой, но и предваряется молитвой. Сам Господь молится, и Сам совершает его с нами.
Число апостолов было двенадцать. И в этом нет ничего случайного. Это число двенадцати колен Израиля в рассеянии. Господь обращается ко всему народу Божию, ко всем народам земли: час собирания Нового Израиля – всех рассеянных чад Божиих воедино пробил. От лица всей Церкви двенадцать апостолов будут свидетельствовать миру о воскресшем Христе. Но кроме свидетельства о воскресении, от апостола, избранного на место отпавшего Иуды, как сказано в книге Деяний, требуется, чтобы он во все дни был с Господом во время Его общественного служения. (Деян. 1:21–22). Именно этому началу апостольства являемся мы здесь свидетелями. И само избрание двенадцати прежде Пасхи показывает, как далеко простирается молитва Господа. Никогда не были так облагодатствованы люди, и все же один из них оказался диавол. Однако, Господь, в час, когда Он избирал его, не обманывался в нем.
И мы видим Господа посреди народа, совершающим два великих дела, на которые разделено все Его время, – проповедь и исцеления. Он сошел с двенадцатью с горы и «стал на ровном месте», и вокруг Него скоро собралось не только множество Его учеников, но также много народа из всей Иудеи, и Иерусалима. И, кроме того, из приморских мест Тирских и Сидонских. Хотя они и соседствовали с хананеями, тем не менее, устремились ко Христу. Они пришли послушать Христа. Стоит пройти какой угодно долгий путь, чтобы услышать слово Христово, и стоит пойти в храм Божий, даже если он расположен от нас очень далеко. Стоит ради этого отложить все другие дела. Они пришли исцелиться от болезней своих, а иные были страждущими от нечистых духов. Но те и другие исцелялись, потому что Христос имеет власть над всеми болезнями и над всеми нечистыми духами. Более того, даже те, у кого не было никаких особенных болезней, обретали обновление в душе и в теле. Потому что от Него исходила сила. Весь народ искал прикасаться к Нему, и Он исцелял всех. Разве есть хоть один человек, который так или иначе не нуждался бы в исцелении? Во Христе – полнота благодати, которой достаточно для всех и достаточно для каждого. Это схождение Господа с горы в долину, где вокруг Него собирается народ Божий, напоминает схождение с горы Моисея на Синае, когда тот явился пред всеми с посланием от Бога, а также схождение Самого Спасителя с горы Преображения, когда Его сразу же встречает мятущийся во зле, страждущий мир.
***
Протоиерей Павел Великанов
История с избранием двенадцати апостолов из числа всех, кто следовал за Иисусом, примечательна по нескольким причинам.
Во-первых, этому решению предшествовала продолжительная молитва Иисуса на горе. Мы не знаем ничего, о чем молился всю ночь Иисус — но евангелист Лука счел важным это упомянуть.
Во-вторых, при более тщательном анализе состава апостольской общины, возникают серьезные недоумения. Иисус берёт Себе в помощники — как бы так помягче выразиться — ну совсем не профессионалов. Даже не дилетантов. Он берёт настолько разных людей, с разным образованием, интеллектом, темпераментом, из совершенно отличных социальных слоёв — что попытки найти нечто фундаментально общее, что бы связало апостолов воедино — тотчас проваливаются. Точнее, есть только одно — они хотят быть с Иисусом. Но ведь таких было гораздо больше, нежели чем избранных двенадцать!
В третьих, несмотря на тщательный, после ночной молитвы, «кастинг» кандидатов на апостольское служение, среди избранников оказывается предатель.
И вот смотришь на всё это — и недоумеваешь. Неужели в толпе почитателей не нашлось более подходящего кандидата вместо Иуды Искариота? Неужели Иисус — проглядел, ошибся? Неужели в этот момент Его Божественное всеведение и премудрость каким-то неведомым образом притупились?
Но если посмотреть на этот слишком пёстрый для любой человеческой логики апостольский состав с более высокой точки — то неожиданно для себя вдруг начинаешь понимать: а ведь здесь есть какая-то особенная, не наша, не земная, не человеческая логика. Бог приходит к людям и говорит им: вы все одинаково мне дороги. Такие странные и разные. Верные и подлые. Простодушные и хитромудрые. Прямолинейные и лжецы. С душой нараспашку — и спрятавшиеся под крепким панцирем своих комплексов и претензий. В этом апостольском выборе Бог через уста Иисуса говорит: Мне не нужен «спецназ». Моя любовь — самая лучшая педагогика, которая и каменное сердце может превратить в жаркий костёр, лишь только прикоснётся к нему. И чем больше между вами разница, тем сложнее будет вам учиться прилаживаться друг ко другу, не ссориться, терпеть и не конфликтовать. Но тем и ценнее та любовь, которая в этих трудах по преодолению своего эгоистического комфорта будет постепенно разгораться в ваших сердцах. Поэтому пусть именно так и будет: рыбак рядом с налоговой полицией, монах рядом с женатым, эстет рядом с простецом, фанатично религиозный рядом с предателем. Отличный состав — который когда пообивается друг об друга за эти три с половиной года, будет совершенно иного качества!
Как важно помнить о том, что любое наше окружение — это огромны дар Величайшего Педагога Вселенной — Господа Бога — адресованный непосредственно нам с единственной целью: помочь нам стать другими, гораздо лучше, нежели чем мы даже можем себе вообразить в самых смелых мечтаниях о себе!…
***
Священник Стефан Домусчи
Когда человек молится? К сожалению зачастую тогда когда ему плохо, когда он нуждается в поддержке и опоре, в участии… когда Он вспоминает, что есть Тот, Кто может всё устроить, к Кому можно обратиться. Тогда мы говорим: Господи помоги нам сделать одно или другое… Просим у Бога чего-то конкретного, думая, что нам виднее.
Напротив, когда у нас всё хорошо, о Боге мы почти не вспоминаем. Мы думаем, что разберемся сами, ведь мы знаем, как нужно поступить… Намереваясь сделать что-то вполне ожидаемое, то в чем мы не сомневаемся, мы не дрожим и не прячемся. И даже, если дело непростое, мы оказываемся в себе уверены.
Однако в сегодняшнем чтении мы видим, что Христос поступает по-другому. Несмотря на то, что Он Бог, Творец мира, который о нем промышляет и знает будущее, Он все же уходит на гору и молится всю ночь.
Зная, как труден для большинства из нас опыт молитвы, не сложно предположить какое впечатление на слушателей производит эта история. Мы с трудом молимся в течение нескольких часов на богослужении, а здесь речь идет о целой ночи! Кто-нибудь может вспомнить Его собственные слова, о том, что не стоит быть в молитве многословным… Ведь Богу виднее, в чем именно мы нуждаемся
Как же, предупредив нас от многословия, Христос Сам молится всю ночь… Неужели и Он многословен? Отнюдь, нет. Но как же тогда это понимать?
Все дело в том, что молитва — это не просто перечисление нужд и требований, разного рода воздыханий и просьб. В первую очередь молитва — это глубоко личная беседа с Богом, предстояние перед Ним и сыновняя и дочерняя встреча с ним как с Отцом. Нуждался ли в этом Христос по Божеству? Нет. Как не нуждался и по человечеству, потому что в Нем обитала все полнота Божества телесно. Но Бог и в воплощении не нуждался, Он сделал это ради нас. То же самое мы видим и сегодня. Он не нуждается в молитве, но являет ее в своей жизни, чтобы показать нам этот пример. И если молитва — это общение, то хорошим общением можно увлечь так, что не хватит и ночи. Конечно, нередко люди представляют себе молитву, как вычитывание определённых текстов. Представить себе, что ты всю ночь что-то читаешь, что тебе надо вдумываться, вчитываться, осознавать, что имел в виду написавший… такая молитва действительно будет чрезвычайно тяжелой. Но если ты молишься в своем сердце, если молитва для тебя это не просто вычитывание, но диалог, в котором ты обращен к Творцу, — она будет для тебя как интересная беседа в которой ты не будешь скучать и подбирать слов, она будет наполнять тебя как вдохновение.
Утром Христос спускается с горы и выбирает апостолов. Естественно, Он знает, кого выберет и не боится ошибки. Но Он показывает нам, как важно даже в том, что знаешь, в том в чем абсолютно уверен, подойти к делу вместе с Богом, помолившись пребыть в Его воле, и действовать с Его помощью.
О совершенной свободе
(Флп.1:20–27; Лк.6:12–19)
Протоиерей Вячеслав Резников
Что такое свобода? Все ощущают ее важность. Но для одних свобода – исполнить любое свое желание. Другие, наоборот, считают наши желания причиной нашего порабощения. Для них путь к свободе – в умерщвлении желаний. Есть и такие, для которых важно лишь переживание своей свободы, ощущение безграничности возможностей. Сделать же выбор значит – от свободы отказаться. В Ветхом Завете о свободе говорится лишь как о свободе от физического рабства. И только в Новом Завете – торжество истинной свободы.
Воплотившийся Бог освобождает людей от власти бесов, от оков болезней, чтобы дать возможность сделать свободный выбор: либо пойти за Освободителем, либо, продолжая грешить, вернуться в прежнее рабство. Господь также освобождает от ветхозаветных предписаний, от этого «детоводителя ко Христу» (Гал.3:24). Дается даже – самим выбрать суд, которым хотим быть судимы. Не окажешь, или окажешь милость, и получишь: либо «суд без милости» (Иак.2:12-13), либо – наоборот. Но свобода выбора еще не есть совершенная свобода. В ней еще опасность, чтобы она не стала «поводом к угождению плоти» (Гал.5:13), или не послужила «соблазном для немощных» (1 Кор.8:9). Да и под «суд без милости» не долго угодить.
А ведь Господь обещал полную, совершенную свободу. Он говорил: «И познаете истину, и истина сделает вас свободными» (Ин.8:32). А что такая свобода возможна, – свидетельствует апостол Павел в послании, написанном из римской тюрьмы. Когда-то уже сделавший с Божьей помощью свой главный выбор, он теперь снова стоит на развилке, стоит и говорит, как говорят люди, объятые нерешительностью: «Не знаю, что избрать»… Но между чем и чем он остановился? Оказывается, между жизнью и смертью. Обычный человек, если он в этой жизни преуспел – при мысли о смерти трепещет, видя в ней конец всякой свободы. А если он здесь порабощен и загнан в угол, то начинает стонать: «скорей бы меня Бог призвал»! Или рабская привязанность, или столь же рабское желание сбежать. А что выбирает Павел? Откуда его нерешительность? Страшит ли его дыхание смерти, или тяготит жизнь, полная бесконечных трудов и бед? Оказывается, его «влечет… то и другое»! Да, тут даже не «если Бог даст и живы будем, то сделаем то или другое» (Иак.4:15). Тут уже именно «влечет меня то и другое: имею желание разрешиться и быть со Христом, потому что это несравненно лучше; а оставаться во плоти нужнее для вас». И он в конце концов ничего не выбирает, но с радостью принимает Божью волю: «И я верно знаю, что останусь и пребуду со всеми вами для вашего успеха и радости в вере».
Вот – истинная свобода, победившая смерть. Это настоящее избавление «тех, которые от страха смерти чрез всю жизнь были подвержены рабству» (Евр.2:15). И отсюда – радость Апостола и – гонениям, и даже желанию некоторых «увеличить тяжесть» его уз: «я и тому радуюсь, и буду радоваться. Ибо знаю, что это послужит мне ко спасению по вашей молитве и содействием Духа Иисуса Христа». И отсюда – его уверенность и надежда, «что я ни в чем посрамлен не буду, но при всяком дерзновении, и ныне, как всегда, возвеличится Христос в теле моем, жизнью ли то, или смертью. Ибо для меня жизнь – Христос, и смерть – приобретение». И один вид такого человека достаточен «для успеха и радости в вере», и «для умножения славы во Христе». И все ищут даже просто прикоснуться к нему, потому что и от него исходит сила, как от Иисуса Христа «исходила сила, и исцеляла всех».
Апостол и всех призывает «жить достойно благовествования Христова», – и чтобы это было в свободе, независимо от похвал или порицаний, «чтобы мне, приду ли я, … или не приду, слышать о вас, что вы стоите в одном духе, подвизаясь единодушно за веру евангельскую». Тогда и гонения вдруг становятся знаком высочайшего доверия нам нашего Господа: «Потому что вам дано (!) ради Христа не только веровать в Него, но и страдать за Него таким же подвигом, какой вы видели во мне и ныне слышите о мне».
|