33 Они же сказали Ему: почему ученики Иоанновы постятся часто и молитвы творят, также и фарисейские, а Твои едят и пьют?
34 Он сказал им: можете ли заставить сынов чертога брачного поститься, когда с ними жених?
35 Но придут дни, когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься в те дни.
36 При сем сказал им притчу: никто не приставляет заплаты к ветхой одежде, отодрав от новой одежды; а иначе и новую раздерет, и к старой не подойдет заплата от новой.
37 И никто не вливает молодого вина в мехи ветхие; а иначе молодое вино прорвет мехи, и само вытечет, и мехи пропадут;
38 но молодое вино должно вливать в мехи новые; тогда сбережется и то и другое.
39 И никто, пив старое вино, не захочет тотчас молодого, ибо говорит: старое лучше.
12 Желаю, братия, чтобы вы знали, что обстоятельства мои послужили к большему успеху благовествования,
13 так что узы мои о Христе сделались известными всей претории и всем прочим,
14 и большая часть из братьев в Господе, ободрившись узами моими, начали с большею смелостью, безбоязненно проповедывать слово Божие.
15 Некоторые, правда, по зависти и любопрению, а другие с добрым расположением проповедуют Христа.
16 Одни по любопрению проповедуют Христа не чисто, думая увеличить тяжесть уз моих;
17 а другие — из любви, зная, что я поставлен защищать благовествование.
18 Но что до того? Как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно, я и тому радуюсь и буду радоваться,
19 ибо знаю, что это послужит мне во спасение по вашей молитве и содействием Духа Иисуса Христа,
20 при уверенности и надежде моей, что я ни в чем посрамлен не буду, но при всяком дерзновении, и ныне, как и всегда, возвеличится Христос в теле моем, жизнью ли то, или смертью.
(Лк. 5:33-39) Лк.5:33. Они же сказали Ему: почему ученики Иоанновы постятся часто и молитвы творят, также и фарисейские, а Твои едят и пьют?
Лк.5:34. Он сказал им: можете ли заставить сынов чертога брачного поститься, когда с ними жених?
Лк.5:35. Но придут дни, когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься в те дни.
Об этом мы сказали в объяснении на Евангелие от Матфея (см. гл. 9) скажем кратко, что сынами брака называет апостолов. Пришествие Господа уподобляется браку, потому что Он принял Церковь в Невесту Себе. Поэтому апостолам теперь не нужно поститься. Ученики Иоанновы должны поститься, так как учитель их совершал добродетель с трудом и болезнью. Ибо сказано: «пришел Иоанн, ни ест, ни пьет» (Мф. 11:18). А Мои ученики, как пребывающие со Мною – Богом Словом, теперь не нуждаются в пользе поста, потому что они от сего самого (пребывания со Мною) облагодетельствованы и Мною сохраняются. Когда же Я буду взят, а они будут посланы на проповедь, тогда они будут и поститься, и молиться, как приготовившиеся к великим подвигам.
Лк.5:36. При сем сказал им притчу: никто не приставляет заплаты к ветхой одежде, отодрав от новой одежды; а иначе и новую раздерет, и к старой не подойдет заплата от новой.
Лк.5:37. И никто не вливает молодого вина в мехи ветхие; а иначе молодое вино прорвет мехи, и само вытечет, и мехи пропадут;
Лк.5:38. но молодое вино должно вливать в мехи новые; тогда сбережется и то́, и другое.
Лк.5:39. И никто, пив старое: вино, не захочет тотчас молодого, ибо говорит: старое лучше.
И иначе: теперь, будучи слабы и еще не обновлены Духом, они подобны старым мехам и старой одежде. Поэтому их не должно обременять каким-нибудь очень трудным образом жизни, подобно как и к обветшалой одежде не пришивают новой заплаты. Итак, можешь принять, что старым мехам уподоблены апостолы как еще слабые, а можешь разуметь, что им уподоблены и фарисеи.
(Флп.1:12–20; Лк.5:33–39) «Сынам брачным непристойно поститься, пока с ними жених», – сказал Господь, и тем изрек закон, что и в добродетелях с подвигами всему свое место и время. И это до того неотложно, что дело неблаговременное и неуместное теряет свою добротность, или совсем, или частью. В природе внешней Господь все устроил мерою, весом и числом; хочет, чтоб и в нравственном порядке было все благообразно и по чину.
Внутреннее благообразие составляет сочетание каждой добродетели со всеми ими в совокупности, или гармония добродетелей, чтоб никакая не выдавалась без нужды, а все были в строю, как голоса в хоре. Внешнее благообразие всякому делу дает свои места, время и другие соприкосновенности. Когда все это устрояется, как следует, тогда происходит то же, что красивую особу одеть в прекрасные одежды. Добродетель благообразная, и внутренне и внешне, достолюбезна; а делает ее такою христианское благоразумие, у старцев – рассуждение, приобретаемое опытами, здравым обсуждением житий святых при свете слова Божия.
Протоиерей Александр Шаргунов
Господь знает, что в Его учениках, и дает им заповеди по их силам. Многие недоумевали, почему Он не заставил Своих учеников поститься столь же часто, как фарисеи и ученики Иоанновы. Господь говорит о том, как важно соблюдать дух поста. Не просто соблюдать пост как диету, а жить жизнью, исполненной самоотвержения. Хуже всего, когда стараются явиться постящимися, чтобы все видели их благочестие. Потому и сказано: «Милости хочу, а не жертвы». И печально, когда соблюдение установлений церковных угнетает человека, а не помогает ему жить.
Чудесная премудрость Божия сохраняет труды поста и испытания для апостолов на те времена, когда они благодатью Христовой будут в достаточной мере уготованы для этого. Теперь они — сыны чертога брачного, когда Жених — с ними, и каждый день для них радость и праздник. Но так не будет всегда. Придут дни, когда отнимется у них Жених. Когда Христос оставит их, и мир будет яриться враждой против них, сердца их исполнятся печалью, и они будут поститься в те дни.
Христос заранее видел Свой Крест. Но даже на пути ко Кресту Он знал радость, которую никто не может отнять, потому что это радость — присутствия Божия. И таким приобщением Христу должен быть наш пост. Обратим внимание, что не раз Господь уподобляет христианскую жизнь брачному пиру. Радость — первое свойство христианина. «Радуйтесь, — говорит апостол, — и снова говорю, радуйтесь». Слишком многие думают, что все христианство заключается только в том, чтобы делать то, что не хочется, и не делать то, что хочется.
Господь требует от каждого служения по его силам. Он не хочет «приставлять заплату к ветхой одежде, отодрав от новой одежды, ни вливать молодое вино в мехи ветхие». Он не налагает строгость и суровость правил на тех, кто только что пришел к Нему из мира, чтобы враг не искусил их желанием снова убежать в мир. Господь постепенно возводит нас от силы в силу, «и никто, пив старое вино, не захочет тотчас молодого; ибо говорит: «старое лучше». Ученики могут быть искушаемы помыслами, что прежний образ их жизни лучше, пока постепенно не привыкнут к тому образу жизни, к которому призвал их Господь. Пока не будет дано им вкусить молодое вино благодати Духа Святого. Ученики Христовы должны будут иметь не только вид благочестия, но более всего — силу его.
Обратим также внимание, что протестанты и современные католики стараются найти в этом Евангелии оправдание отмены поста, поскольку поста у них практически не существует. А о том, что Сам Христос, прежде выхода на служение спасения мира, постился сорок дней, дав нам образ истинной духовной жизни, странным образом забывают. Но все, что совершил Христос, должна совершать и Церковь.
В служении Христа пост представляет первый ответ на помазание Духом Святым. А также первое сражение, в котором Христос победил Своего врага, князя мира сего. Господь показал нам, как мы должны отражать искушения бесовские. «Род сей не хочет выйти иначе как молитвой и постом» (Мк. 9:29). Как Сын Божий — Христос не имел нужды в посте, точно так же, как Он не имел нужды в сражении с диаволом, или в принятии крещения, или в помазании Духом Святым. Он совершил это ради нас, чтобы Его жизнь стала нашей жизнью. Чтобы Его Крестный пасхальный путь стал нашей Пасхой. «Дух не подчиняется Кресту, — говорит преподобный Исаак Сирин, — пока тело не подчинится духу». В приобщении Кресту — истинный смысл поста, и всякое уклонение от этого делает пост не только бесполезным, но вредным. Святые отцы говорят, что само Воплощение Божие являет высшее выражение аскезы. В основе его — величайшее смирение. Ибо нашего ради спасения Сын Божий совлекся славы Своего Божества, приняв зрак смиренного раба, отвергнутого миром.
И мы должны задуматься так же, почему иудеи, любители старых вин, высоко ценя, по привычке, древний закон, в большинстве своем отвергли евангельскую новизну, которая стала у них поперек горла. Эти два образа — приставление новой заплаты к ветхой одежде и вливание молодого вина в мехи ветхие — говорят о несовместимости между старым и новым, между иудейской удовлетворенностью внешним исполнением закона и устремленностью к обновлению духа в подлинно евангельском благочестии.
***
Протоиерей Павел Великанов
Вскоре после исцеления прокажённого и торжественного приёма в доме у Левия — или Матфея, сборщика податей — между Иисусом и представителями религиозной элиты происходит непростой разговор. Иисусу предъявляется претензия, на первый взгляд вполне обоснованная. Почему ученики Иоанна, прозванного Крестителем, во всей строгости соблюдают обрядовые предписания закона Моисея — в чём нисколько не уступают фарисеям — а ученики Иисуса ведут вполне обычную жизнь, не особо напрягаясь, спокойно едят, пьют, отдыхают — как если бы вообще были людьми неверующими?
Заметим, что это не просто какой-то внешний, формальный упрёк: под ним просматривается очень серьёзное обвинение — пусть и не выраженное явно, но вполне прочитываемое. О чем ты можешь нам здесь проповедовать, когда Твои ученики — явно далеки даже от наших представлений о религиозном благочестии?
Ответ Христа, как всегда, просто гениален своей простотой и очевидностью. Он приводит понятный любому еврею образ брачного пира — самого главного события в жизни человека — и предлагает представить постящегося на этом пиру. Заметим при этом, что пост в понимании ветхозаветного иудея — это вовсе не воздержание от мясомолочных продуктов: это полное воздержание от любой пищи и питья. Далее Он говорит о заплате из крепкой, свежеизготовленной ткани — которую никакая хозяйка не пришьёт к старой, ветхой, уже распадающейся. Точно также, как ни один разумный хозяин не будет наливать молодое, игристое вино в старые и уже ставшие ломкими мехи.
Что всё это значит? Во Христе завершается некогда заключённый с еврейским народом Ветхий Завет, договор между ними и Богом. На смену ему приходит Новый Завет — уже не только с евреями, но и с любым народом, который принимает Иисуса как Мессию и Спасителя. И это — не просто «обновление текущей операционной системы» и «исправление выявленных багов». Это — «операционная система» совершенно иного уровня, написанная новым языком. Бессмысленно пытаться адаптировать программы путём их механического переноса в новую систему: они всё равно работать там уже не будут.
И молитва, и пост, и богослужения, и приношения жертв — всё это важно, нужно и очень значимо для религиозной жизни. Но всё это вторично, инструментально по отношению к самому главному — Живому, Рельно Сущему Богу. Который пришёл на землю, стал одним из обычных людей, и теперь ест и хлеб, и рыбу, и фрукты, и овощи, да и пьёт не только воду, но и вино, а также Он спит, раздражается, плачет, тоскует — всё, как у любого нормального, полноценного человека. Тот Самый Бог, до Которого пытаются достучаться своими долгими молитвами, кровавыми жертвоприношениями, изнурительными постами — Он сегодня не где-то там, в бездонном Небе — а здесь, на ковре, с чашей вина и ломтем лаваша в руке. Он с улыбкой — и печалью в глазах — смотрит на религиозное упрямство фанатичных ревнителей — и понимает, что ещё совсем недолго — и они будут скандировать «распни, распни Его!» — и плевать в Его сторону, когда Он будет умирать на Кресте.
Но всё это будет — несколько позже. А пока — жизнь пусть идёт своим чередом, и незачем обременять учеников вещами, уже прежнего значения не имеющие. Другая «операционная система» загружается. Поэтому можно сделать небольшую паузу. Отдохнуть. Набраться сил — которые скоро очень сильно пригодятся.
Главное, чему нам следует научиться из сегодняшнего чтения — почаще соотносить наш религиозный инструментарий с теми задачами, которые мы хотим с его помощью решить. И внимательно смотреть: а оно работает — или всего лишь нам так кажется?…
***
Священник Стефан Домусчи
Тот, кто заходил в храм, не раз сталкивался с тем, что в нем есть не только собственные правила поведения, но и люди ревностно следящие за их исполнением. Когда-то в начале 90-х, когда Церковь получила свободу и люди, живущие в атеистическом обществе, хлынули в храмы, они столкнулись с тем, что им постоянно делали замечания. Только и было слышно: «Не так стоишь, не так крестишься, не так выглядишь»… Они обижались и спрашивали: «Разве дело в форме? Какая Богу разница, как я выгляжу, какой рукой крещусь… разве не важнее для Бога то, что происходит у меня в сердце?». В своем возмущении, они, конечно, были правы.
Впрочем, разве только они? Разве не было своей, хотя бы относительной правды у тех, кто их в храмах встречал? Конечно, то же была. Каждое сообщество имеет право на свои традиции и правила.
Сегодня с подобным поведением церковных людей мы сталкиваемся гораздо реже. По крайней мере, хочется надеяться, что с тех пор они стали хоть сколько-нибудь терпимее, чем были прежде. Правда, священникам все эти годы приходилось призывать их к любви, к тому чтобы быть открытыми и терпимыми, к тому, чтобы помнить о миссии Церкви в мире… И все же, возникает вопрос, почему это вообще стало возможно? Почему церковные люди так ревностно отнеслись к простому несоблюдению внешних форм и правил?
Сегодняшнее чтение приглашает нас поразмышлять именно об этом?
Мы видим людей, которые подходят ко Христу и спрашивают Его, почему ученики Иоанна и прочие вполне благочестивые иудеи соблюдают правила поста и молитвы, в то время как Его ученики едят и пьют, т.е. этих правил не соблюдают?
Ответ Христа очень интересен. Во-первых, Он не отвергает правил, но указывает на то, что они не безусловны. Молитва и пост важны, но общение с живым Христом важнее, и ученики пренебрегают первым не по лени и неразумию, но для того, чтобы всецело отдаться второму. Когда придет время, они соблюдут форму, но содержание не сводится к форме, оно глубже, значимее, оно ее превосходит и от нее свободно.
Однако, человеку свойственно привыкать к формам и начинать преувеличивать их значение. Например, если я совершенно не разбираюсь в том как управлять самолетом, оказавшись за штурвалом, я не смогу сказать, какие кнопки главные, а какие вспомогательные. Мне все будут казаться важными, потому что любая моя ошибка может стоить жизни. В то же время, человек разбирающийся, прекрасно понимает, без чего можно обойтись, а какой из приборов жизненно необходим.
Нечто похожее может произойти в религиозной жизни. Человек, непонимающий как именно форма стала такой какая она есть, незнающий внутренней логики того или иного правила, начинает все считать одинаково важным. Следующий шаг не менее очевиден: пока форма работает ее лучше не трогать, ведь любое изменение может все испортить. Так постепенно люди приходят к обожествлению внешнего, к мысли о том, что форма помогает сама по себе. Мы приходим к тому, что обычно называется магией, ведь именно в мире магии все работает автоматически: сделал — получил. Нередко, такие люди требуют соблюдения формы из самых лучших побуждений. Христос же, напротив показал, что лучшие побуждения должны быть выше формы, ведь Он и Сам не раз совершал чудеса в субботу.
Но есть в сегодняшнем чтении еще кое-что. Есть притча о старых мехах и молодом вине, которая рассказана вопрошающим. Она, конечно, о них, но в ней мы не слышим обличения, лишь объяснение того, почему они не могут вместить поведения его учеников.
Старые мехи — это старый подход к закону, он привычен для законников, для людей который чтут форму. Он, конечно, несовершенен, но они надеются спастись им. Новое вино — новый подход, в котором суть важнее формы, любовь важнее правила. Зная человеческую природу, Христос понимает, что если людям чтущим правило указать на его относительность и убедить их в предпочтении содержания над формой… Они с большой долей вероятности станут пренебрегать и тем и другим. Новая заплатка не удержится в старой одежде, и урон будет еще больше. Поэтому Он говорит, что Пьющие старое вино, привыкшие к старым правилам, попробовав новое, в лучшем случае вернутся к старому, будут стараться соблюдать форму!
О чем же сегодняшнее чтение? Что Христос хотел сказать каждому из нас?
Во-первых Он говорит о том, что нам стоит смотреть прежде на суть, а потом на форму. А во-вторых, что встречая тех, кого Он сравнил со старыми мехами, нам стоит понять, что они так же по-своему стараются служить Богу, а мы, в свою очередь, должны покрыть их терпением и любовью…
О делающем, Помогающем и мешающем
(Флп.1:12-20, Лк.5:33-39)
Протоиерей Вячеслав Резников
Все мы ощущаем, что враг нашего спасения постоянно строит козни, стараясь или увлечь на путь погибели, или извратить добрые начинания. Но и Господь ни на миг не отходит, помогая на благом пути и обращая на пользу все замыслы врага.
У Апостола Павла не было прямого намерения идти в Рим. Но по прибытии в Иерусалим он был схвачен иудеями и чуть не растерзан. Его отбили римские воины и тоже чуть не предали пытке. Казалось бы, враги могут торжествовать. Но среди этого мрака, в иерусалимской темнице Сам «Господь, явившись ему, сказал: дерзай, Павел; ибо как ты свидетельствовал о Мне в Иерусалиме, так надлежит тебе свидетельствовать и в Риме» (Деян.23:11). А Павел и был римским гражданином, и поэтому был отправлен на суд императора.
И вот уже из римской тюрьмы он пишет: «Желаю, братия, чтобы вы знали, что обстоятельства мои послужили к большему успеху благовествования, так что узы мои о Христе сделались известными всей претории и всем прочим, и большая часть из братьев в Господе, ободрившись узами моими, начали с большей смелостью, безбоязненно проповедовать слово Божие». Ободрились не победой, не успехом, а видимым поражением! И всегда сила Божия действует в человеческой немощи. Сколько примеров, когда мучения исповедников веры – и самих мучителей устрашали, и слабых укрепляли, и язычников заставляли объявлять себя христианами, – настолько в этих страданиях видна была победа жизни над смертью, победа Христа над миром!
Но видя пользу своих уз, Апостол видит и другое. Одни, ободренные его узами, «с должным расположением проповедуют Христа». А иные – хотя тоже проповедуют, но делают это «по зависти и любопрению». Не имея сил заглушить слово о Христе, диавол извращает начальные побуждения этих проповедников, вселяя страсть к первенству. Одержимым этой страстью все равно: «за» или «против» – лишь бы бороться, побеждать и потом величаться победами. У них бывает и зависть к тому, кто делает то же дело более успешно. И даже знал Апостол, что у некоторых есть прямое желание «увеличить тяжесть уз» его, как более славного собрата во Христе! Но понимая, что не в его силах добиться абсолютной чистоты помыслов сотрудников, Апостол пишет: «Но что до того? Как бы ни проповедовали Христа, притворно или искренне, я и тому радуюсь, и буду радоваться».
Поэтому и мы не должны смущаться, если рядом порой трудятся не совсем добросовестные люди. Тем более – не бросать дела по этой причине, как будто мы одни на свете такие чистые и честные люди. В любом искушении необходимо найти о чем порадоваться и за что поблагодарить Бога. А Господь, «как и всегда», – рядом. Как и всегда, Он придет на помощь, едва иссякнут твои силы. Как и всегда, Он возвеличится к Своей славе, и ко спасению всякого искреннего, добросовестного и смиренного труженика.
|