1 И начал говорить им притчами: некоторый человек насадил виноградник и обнес оградою, и выкопал точило, и построил башню, и, отдав его виноградарям, отлучился.
2 И послал в свое время к виноградарям слугу — принять от виноградарей плодов из виноградника.
3 Они же, схватив его, били, и отослали ни с чем.
4 Опять послал к ним другого слугу; и тому камнями разбили голову и отпустили его с бесчестьем.
5 И опять иного послал: и того убили; и многих других то били, то убивали.
6 Имея же еще одного сына, любезного ему, напоследок послал и его к ним, говоря: постыдятся сына моего.
7 Но виноградари сказали друг другу: это наследник; пойдем, убьем его, и наследство будет наше.
8 И, схватив его, убили и выбросили вон из виноградника.
9 Что же сделает хозяин виноградника? — Придет и предаст смерти виноградарей, и отдаст виноградник другим.
10 Неужели вы не читали сего в Писании: камень, который отвергли строители, тот самый сделался главою угла;
11 это от Господа, и есть дивно в очах наших.
12 И старались схватить Его, но побоялись народа, ибо поняли, что о них сказал притчу; и, оставив Его, отошли.
1 Братия мои! имейте веру в Иисуса Христа нашего Господа славы, не взирая на лица.
2 Ибо, если в собрание ваше войдет человек с золотым перстнем, в богатой одежде, войдет же и бедный в скудной одежде,
3 и вы, смотря на одетого в богатую одежду, скажете ему: тебе хорошо сесть здесь, а бедному скажете: ты стань там, или садись здесь, у ног моих, -
4 то не пересуживаете ли вы в себе и не становитесь ли судьями с худыми мыслями?
5 Послушайте, братия мои возлюбленные: не бедных ли мира избрал Бог быть богатыми верою и наследниками Царствия, которое Он обещал любящим Его?
6 А вы презрели бедного. Не богатые ли притесняют вас, и не они ли влекут вас в суды?
7 Не они ли бесславят доброе имя, которым вы называетесь?
8 Если вы исполняете закон царский, по Писанию: возлюби ближнего твоего, как себя самого, — хорошо делаете.
9 Но если поступаете с лицеприятием, то грех делаете, и перед законом оказываетесь преступниками.
10 Кто соблюдает весь закон и согрешит в одном чем-нибудь, тот становится виновным во всем.
11 Ибо Тот же, Кто сказал: не прелюбодействуй, сказал и: не убей; посему, если ты не прелюбодействуешь, но убьешь, то ты также преступник закона.
12 Так говорите и так поступайте, как имеющие быть судимы по закону свободы.
13 Ибо суд без милости не оказавшему милости; милость превозносится над судом.
(Мк. 12:1-12) Мк.12:1. И начал говорить им притчами: некоторый человек насадил виноградник и обнес оградою, и выкопал точило, и построил башню, и, отдав его виноградарям, отлучился.
Мк.12:2. И послал в свое время к виноградарям слугу – принять от виноградарей плодов из виноградника.
Мк.12:3. Они же, схватив его, били, и отослали ни с чем.
Мк.12:4. Опять послал к ним другого слугу; и тому камнями разбили голову и отпустили его с бесчестьем.
Мк.12:5. И опять иного послал: и того убили, и многих других то били, то убивали.
Мк.12:6. Имея же еще одного сына, любезного ему, напоследок послал и его к ним, говоря: постыдятся сына моего.
Мк.12:7. Но виноградари сказали друг другу: это наследник; пойдем, убьем его, и наследство будет наше.
Мк.12:8. И, схватив его, убили и выбросили вон из виноградника.
Мк.12:9. Что же сделает хозяин виноградника? – Придет и предаст смерти виноградарей, и отдаст виноградник другим.
Виноградник означает иудейский народ, который насадил Господь: «Охрани, – сказано, – то, что насадила десница Твоя» (Пс.79:16) и Моисей говорит: «Введи его и насади его на горе достояния Твоего» (Исх.15:17). Под «оградою» разумеется Закон, не допускавший иудеев смешиваться с другими народами. «Башня» есть храм, который был великолепен. «Точилом»* означается жертвенник, на котором проливалась (жертвенная) кровь. Бог отдал народ свой «виноградарям», то есть учителям и правителям иудейским, всем в свое время. Он послал сперва одного раба, то есть, как можно думать, пророков, бывших около времени Илии, например Михея, которого бил лжепророк Седекия (3Цар.22:24); послал другого, которому камнями пробили голову и таким образом нанесли полное поругание, – можно относить это ко временам Осии и Исаии; послал и третьего раба, что можно разуметь о пророках времен плена иудейского, например, о Данииле и Иезекииле. Наконец, Бог послал Сына Своего (который назван человеком ради человеколюбия), говоря: «постыдятся Сына Моего». Сказал же это, не зная, что они сделают с Сыном Его, но, выражая то, чему (по намерению Его) надлежало быть и что было возможно. Но злые делатели, зная, что это Наследник виноградника, вывели Его вон из виноградника, то есть из Иерусалима, и умертвили. Христос действительно распят был вне города. За то Господин виноградника, Отец убиенного Сына, или, лучше, Сам убиенный Сын погубит делателей, предав их римлянам, а виноградник Свой отдаст другим делателям, то есть апостолам. Хочешь ли знать, как апостолы возделали этот виноградник? Прочитай книгу Деяний Апостольских, и ты увидишь, как три тысячи (Деян.2:41) и пять тысяч душ вдруг (Деян.4:4) уверовали и стали приносить Богу плод.
Мк.12:10. Неужели вы не читали сего в Писании: «камень, который отвергли строители», тот самый «сделался главою угла;
Мк.12:11. это от Господа, и есть дивно в очах наших» (Пс.117:22–23).
Мк.12:12. И старались схватить Его, но побоялись народа, ибо поняли, что о них сказал притчу; и, оставив Его, отошли.
Чрез все это Господь показывает, что иудеи отвержены, а язычники приняты. «Камень» есть Сам Господь, а «строители» суть учители народа. Таким образом, Кого пренебрегли эти учители, Тот и «сделался главою угла», соделавшись Главою Церкви; ибо угол означает Церковь, которая совокупляет и соединяет всех – иудеев и язычников, подобно как и угол соединяет две стены, сводя их в себе вместе. Этот угол, то есть Церковь, «от Господа и дивен в очах наших», верных, тогда как для неверных и самые чудеса кажутся ложью. Итак, Церковь дивна, потому что она основана на чудесах «при Господнем содействии» апостолам «и подкреплении слова последующими знамениями» (Мк.16:20).
В притче о винограднике изображена Церковь ветхозаветная и Божие о ней попечение. Новозаветная Церковь наследовала ветхозаветную, потому и к ней может относиться притча эта, а так как каждый христианин тоже церковь Бога жива, то и к нему. Последняя для нас нужнее. Что здесь виноградник? Душа, получившая отпущение грехов, благодать возрождения, дар Святого Духа, как залог наследия вечного царствия, слово Божие, св. таинства, ангела-хранителя. Кто делатели? Сознание и свобода. Они получают дары и дают обязательство возделывать их и плодоносить Господу. Кто неисправные делатели? Те, которые преимуществами христианскими хотят пользоваться и пользуются, сколько это уместно во внешнем порядке жизни, а достойных Господу плодов духовных не приносят. Кто послы от Господа? Совесть со страхом Божиим, слово Божие, учители и пастыри, которыми хочет Господь вразумить неисправимых. Нехотящие исправиться не внимают им; иные гонят их и стараются заглушить их голос; иные же доходят до того, что и против Самого Господа начинают враждовать, когда веру в Него отвергают в разных видах. Конец: "злые зле погибнут".
Протоиерей Александр Шаргунов
Эта яркая притча в немногих словах раскрывает судьбу богоизбранного народа. Виноградник, который насадил «некоторый человек», есть Израиль — «Возлюбленный виноградник», как читаем мы у пророка Исаии (Ис.5:1). А Господин виноградника — Сам Бог. Он отдает виноградник делателям — духовным вождям Своего народа. Слуги, которых посылает Бог в виноградник — пророки. Одних из них избивают, других убивают. А Господь снова и снова посылает слуг, чтобы виноградари устыдились и вспомнили о том, что им надлежит делать. И, наконец, Сын, которого Господин виноградника посылает последним, есть не кто иной, как Господь наш Иисус Христос.
Поражает глубина доверия Бога к людям. Хозяин отдает виноградник делателям, а сам удаляется. Он не стоит над этими людьми, как надсмотрщик. И Бог — точно так же. Он дал нам жизнь, дал землю, дал труд на этой земле, а самого Его как будто бы и нет, так что некоторые люди даже говорят, что нет другого хозяина, кроме них самих.
Однако мы знаем, что Хозяин есть, что Бог присутствует среди нас. И единственная наша задача — полностью довериться Тому, Кто все содержит в Своих руках. Но, с другой стороны, мы должны трудиться так, как если бы все, что происходит на земле, зависело от каждого из нас.
Мы видим, как наш Господь долготерпелив и многомилостив. Он снова и снова посылает Своих слуг — одного за другим — несмотря на их отвержение. Он не наказывает немедленным гневом тех, кто предает Его вестников поруганию, избиению и даже смерти. Бог долготерпелив к нашим грехам. Он еще и еще раз дает нам возможность отозваться на Его призыв. Но все-таки притча заканчивается суровым приговором. Господин отнимает виноградник у недостойных делателей и отдает его другим.
Самое страшное заключается в том, что люди, к которым был послан Сын Господина виноградника, абсолютно точно знали, что это Сын. Тут нет никакой ошибки или случайного совпадения. Они не сомневаются в Его чудесах, они видят силу Божию, которая действует в Нем. И именно от того, что они знают, что это не лже-мессия, а подлинный Мессия, они ищут Его убить.
Эти люди думают, что появилась реальная возможность убить Бога и стать свободными. Именно такая свобода насаждается сейчас у нас в стране и во всем мире. Человеку внушают, что если он хочет осуществить себя, раскрыть свою природу до конца, то он не должен иметь никаких нравственных или религиозных ограничений. Люди изгоняют Бога из своей жизни, чтобы Бог не мешал им, оставляя себе дары, полученные от Него. Ради такой свободы и совершилось злодеяние, о котором слышим мы сегодня в Евангелии.
Мы знаем, что это пророчество исполнилось, когда первосвященники, книжники и фарисеи взяли Христа и предали Его на смерть. Но мы должны также знать и то, что оно продолжает раскрываться, как в истории Израильского народа, так и в истории всех народов, которые не приняли Христа. Святой Иоанн Златоуст говорит, что все дары Божии непреложны. Когда богоизбранный народ направляет свои исключительные дары на земное, то может больше всех преуспевать в земном. «Ибо сыны века сего догадливее сынов света в роде своем» (Лк. 16:8). Мы видим, что они хотят осуществить свое земное господство во всем мире, так же, как хотели осуществить свое мессианство — и, завладев всем, и религию, и Бога приспособить под себя.
Сейчас часто можно услышать от проповедников различных сект: «Оставьте вы эту Православную Церковь, идите к нам. У нас гораздо лучше, у нас свободнее относятся к таким-то вещам». Но весь смысл Православия и заключается в том, чтобы сохранить веру в Бога такой, какой она была передана нам. Не предать ни тайн веры, ни заповеди Божии приспособить к желаниям падшего человека.
Слушая притчу, мы думаем, что православные христиане и есть тот самый народ, которому Господь отдаст Свой виноградник, и он принесет стократный плод. Но вот на что обратим внимание. Когда мы, зная Христа, зная тайну Его смерти и Воскресения, причастные Его благодати, не живем по нашей вере, — мы отвергаем Бога. Зная путь Божий, свободно и сознательно избираем свой собственный путь. «Тайна беззакония» совершается на разных уровнях — не только во внешнем мире, но и внутри самой Церкви Христовой.
«Камень, который отвергли строители, — говорит Христос, — тот самый сделался главою угла. Это от Господа, и есть дивно в очах наших». В течение всей истории происходит отвержение Христа. Мы видим попытки уничтожить Его, истребить само Его имя из памяти человеческой. Но всегда Христос — распятый и поруганный — оказывается Господином истории. Он в центре всего, что происходит, Он — Судия и Царь мира.
Притча о злых виноградарях заканчивается историческим эпилогом. «И старались схватить Его, но побоялись народа, ибо поняли, что о них сказал притчу; и, оставив Его, отошли». Иудейские власти хорошо поняли, что это о них говорит Господь. Они не могли не узнать себя в зеркале Его слов. И уже готовы были немедленно приступить к осуществлению того, о чем Он только что сказал. Ничто не могло удержать их — у них не было уважения ко Христу и страха Божия не было пред их очами. Только страх перед народом заставляет их — который раз! — отступить, чтобы приготовиться к новым решительным действиям против Того, Кто им мешает. Они больше не в силах слышать эту проповедь, и потому отходят от Него подальше. Тех, чьи заблуждения не побеждаются очевидностью истины, ничем не убедить. Если Христово Евангелие для кого-то не запах живительный на жизнь, оно будет для него смертоносным запахом на смерть (2Кор.2:16).
***
Протоиерей Павел Великанов
Притчей о злых виноградарях Спаситель отвечает на вопрос, который несколько ранее задали ему фарисеи: какой властью Ты поступаешь? кто дал Тебе право так Себя вести? Смысл притчи был вполне прозрачен для слушателей: неспроста после этой притчи ярость старейшин едва удержалась от скорой расправы над Иисусом только из-за страха перед множеством собравшегося народа. В злых виноградарях фарисеи узнали себя – именно им, еврейской духовной знати, было поручено Самим Богом заниматься воспитанием народа, возделыванием виноградника Божия – а вместо этого они превратили это Божье дело в частную лавочку для удовлетворения собственных амбиций и кошелька. Эта притча была рассказана при большом стечении народа: Иисус нарисовал яркую картину того, что произойдёт в течение ближайших дней – Его, Возлюбленного Сына Хозяина Виноградника – Бога – выведут из города, и мучительно убьют – в надежде, что теперь никто не будет мешать виноградарям – еврейской знати – жить так, как им хочется. Но и Бог не оставит этого преступления без наказания: Иерусалим будет уничтожен, а виноградник – наследство Божие – перейдет в руки тех, кто будет делом доказывать свою верность Богу.
В чем же заключалась роковая ошибка иудейской религиозной аристократии? Как так могло случиться, что столь долго и страстно ожидая Мессию, они Его не просто проглядели, но и сами же убили! Ответ дан Самим Христом: обращаясь к фарисеям, Спаситель сказал: вы подменили заповедь Божию преданием человеческим! Религия как живая связь между человеком и Богом превратилась в религиозную идеологию, в которой Бог – не цель, а всего лишь инструмент, средство для достижения земных целей. И кажущееся облагораживание этого инструмента идеологии религиозными атрибутами лишь только делает его ещё опаснее, ещё коварнее, еще страшнее.
Но было бы наивным думать, что мы совершенно свободны от подобного искушения. Как важно научиться быть христианином – а не только декларировать себя таковым! Не только соблюдать пост в отказе от скоромной пище и развлечений – но и не перегрызать друг другу горло своими спорами и бесконечными претензиями друг ко другу! Не только нарочито креститься перед образами – но и на деле иметь великое уважение перед образом Божиим, запечатлённом в каждом человеке! Не только высокопарно рассуждать о Третьем Риме и всеобщей апостасии – но и собственных детей воспитывать в трудолюбии, вере и благочестии! И главное, каждый свой шаг сопоставлять с тем, о чем учил наш Бог и Спаситель – Иисус Христос, победитель смерти и ада, наш главный камертон настоящего человеческого достоинства!
***
Священник Дмитрий Барицкий
Образ, который Христос в сегодняшнем отрывке предложил своим слушателем, был знаком каждому современнику Спасителя не понаслышке. Виноделание было широко распространенным ремеслом в Палестине. Поэтому многие состоятельные люди имели виноградники. Часто хозяин сдавал свой виноградник в аренду, а сам отлучался. На протяжении этого времени абсолютными хозяевами виноградника становились рабочие. Они встречались с законным владельцем раз в пять лет для того, чтобы оплатить аренду земли, на которой работали. Платили натурой, то есть отдавали какую-то часть урожая. Порой случалось так, что работники, освоившись на земле, отказывались это делать. Происходило что-то вроде, как бы мы сейчас сказали, самозахвата. Тогда между хозяином и арендаторами начиналась судебная тяжба, а нередко происходили и стычки.
Используя этот яркий образ, Господь рисует евреям их собственную историю. Хозяин – это Бог. Виноградник, оснащенный всеми необходимыми атрибутами для выращивания винограда, крепкой изгородью, точилом, то есть прессом для выжимания виноградного сока, башней, для защиты от врагов, – это Израильский народ, о котором Бог заботился особо на протяжении всего его существования. Виноградари – политические и религиозные вожди евреев. Именно они должны были хранить и возделывать виноградник, чтобы принести хозяину прибыль. Однако вместо этого, они развратились и сами, начали поклоняться другим богам и нарушать заповеди, и в результате развратили простых людей. Слуги – пророки, которых Бог время от времени посылал к евреям, чтобы они перестали грешить и вернулись к праведной жизни. Наконец, сын хозяина – Сам Иисус Христос. Он пришел к народу Израиля, чтобы вернуть его к отцу, но вместо этого также как и пророки будет предан и распят на кресте злыми виноградарями, начальниками Израильского народа.
В конце Спаситель предупреждает своих противников хорошо им известными словами из Псалтири: «камень, который отвергли строители, тот самый сделался главою угла». Так Он говорит о Себе Самом. Он, кого евреи отвергли, посчитали незначительным, Кого они собираются убить, воскреснет и будет судить их за все злодеяния, которые они совершили с виноградником его Отца.
Вот те смыслы, которые возникали в сознании непосредственных слушателей Христа. Они были так очевидны, что противники Спасителя сразу поняли, что притча о них. Хотели из злобы схватить Его, но побоялись простых людей, которые были на стороне Иисуса.
Эта притча актуальна не только для древних евреев. И мы с вами можем извлечь из нее нечто полезное. Под виноградником можно понимать жизнь каждого из нас. О любом человеке Господь промышляет, о любом Он заботится. В чем проявляется эта забота? Судьбу каждого из нас Бог пытается устроить так, чтобы на этом жизненном пути мы могли приобрести максимум пользы в первую очередь для своей бессмертной души. Собрать в своем винограднике столько плодов, сколько необходимо для того, чтобы войти в Царство Небесное. При этом Бог не стоит над нами словно надзиратель в тюрьме. Подобно хозяину виноградника, Он удалился, то есть дал нам полную свободу действий. Мы сами вольны выбирать, что именно сделаем с тем участком земли, который дан нам в аренду. Для того, чтобы как-то скорректировать нашу работу, Господь очень ненавязчиво постоянно посылает нам весточки, намеки, в какую сторону мы должны двигаться. Эти намеки могут принимать различные формы: светлые мысли, теплые воспоминания, те ситуации, в которых мы оказываемся, слова, которые мы слышим, люди, которых мы встречаем. Любая будничная деталь при определенном настроении может свидетельствовать о Боге и Его воле. И только от нас зависит, научимся ли мы замечать и принимать всех этих слуг, или же возомнив, что виноградник нашей жизни – это исключительно наша собственность и мы ничего не должны его Хозяину, прогонять их от себя, не обращать на них никакого внимания. Увы, но тогда нас ждет горькая участь. Ведь однажды Хозяин вернется. Тот, Кем мы пренебрегали и считали весьма незначительным, окажется Главным, то есть Тем, единственно от Кого зависит наша судьба.
Дай же нам, Господи, научиться узнавать Твою волю в этом мире, чтобы однажды мы смогли вернуть Тебе сочные и вкусные плоды из Твоего виноградника.
О богатых в церкви
(Иак.2:1–13)
Протоиерей Вячеслав Резников
Господь сказал: «истинно говорю вам: нет никого, кто оставил бы дом, или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или земли, ради Меня и Евангелия, и не получил бы ныне, во время сие, среди гонений, во сто крат более домов, и братьев, и сестер, и отцов, и матерей, и детей».
Христианин входит в новую семью, члены которой «не от крови, ни от хотения плоти, ни от хотения мужа, но от Бога родились» (Ин.1:13). Так должно быть. Но, читая Апостольские послания, видим, что с самого начала далеко не всегда было так. Многое напоминает наше, более холодное время. Далеко не все богатые, входя в церковь, все продавали и раздавали. Да Господь и не требовал этого. Он просто с глубоким сочувствием отмечал: «дети! Как трудно надеющимся на богатство войти в Царствие Божие! Удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царствие Божие». Богатый, как никто, врастает в эту жизнь. Он привыкает к роскоши, к покою, к уважению. И часто получается, что именно богатые «бесславят доброе имя» христианина.
Но и чужое богатство тоже порой завораживает. И Апостол именно бедных предостерегает: «если в собрание ваше войдет человек с золотым перстнем, в богатой одежде, войдет же и бедный в скудной одежде, и вы» первому скажете: «тебе хорошо сесть здесь», а второму – «ты стань там», то не пересуживаете ли вы в себе»? Неужели в церкви то же, что и в мире? Неужели и здесь смотрят не на сердце, а на кольца и на одежду? И даже не в том беда, что с уважением отнеслись к богатому. Беда в том, что при этом – «презрели бедного». Тем самым нарушили «закон царский, по Писанию: «возлюби ближнего твоего, как самого себя». А преступив один закон, немедленно стали преступниками и «во всем». Преклонившись пред сильным мира, тем самым преклонились и пред самим миром, показав себя «судьями с худыми мыслями»!
А чтобы вошедший в церковь «богатый» стал, по слову Апостола, хвалиться «унижением своим», надо, чтобы сначала «брат униженный» стал хвалиться «высотою своею» (Иак.1:9-10). Если бедный будет помнить, какое богатство приобрел здесь, то и богатый ощутит всю бедность и нищету, которая тащится за ним из мира.
|