Притча о работниках в винограднике
(Рембрандт, 1637 год)
9 И начал Он говорить к народу притчу сию: один человек насадил виноградник и отдал его виноградарям, и отлучился на долгое время;
10 и в свое время послал к виноградарям раба, чтобы они дали ему плодов из виноградника; но виноградари, прибив его, отослали ни с чем.
11 Еще послал другого раба; но они и этого, прибив и обругав, отослали ни с чем.
12 И еще послал третьего; но они и того, изранив, выгнали.
13 Тогда сказал господин виноградника: что мне делать? Пошлю сына моего возлюбленного; может быть, увидев его, постыдятся.
14 Но виноградари, увидев его, рассуждали между собою, говоря: это наследник; пойдем, убьем его, и наследство его будет наше.
15 И, выведя его вон из виноградника, убили. Что же сделает с ними господин виноградника?
16 Придет и погубит виноградарей тех, и отдаст виноградник другим. Слышавшие же это сказали: да не будет!
17 Но Он, взглянув на них, сказал: что значит сие написанное: камень, который отвергли строители, тот самый сделался главою угла?
18 Всякий, кто упадет на тот камень, разобьется, а на кого он упадет, того раздавит.
17 Богатых в настоящем веке увещевай, чтобы они не высоко думали о себе и уповали не на богатство неверное, но на Бога живаго, дающего нам все обильно для наслаждения;
18 чтобы они благодетельствовали, богатели добрыми делами, были щедры и общительны,
19 собирая себе сокровище, доброе основание для будущего, чтобы достигнуть вечной жизни.
20 О, Тимофей! храни преданное тебе, отвращаясь негодного пустословия и прекословий лжеименного знания,
21 которому предавшись, некоторые уклонились от веры. Благодать с тобою. Аминь.
(Лк. 20:9-18) Лк.20:9. И начал Он говорить к народу притчу сию: один человек насадил виноградник и отдал его виноградарям, и отлучился на долгое время;
Притча сия кратка, но научает нас многому и великому, именно: что Бог имел и доказал особенное промышление об евреях, что они издавна склонны к убийству, что один Бог Ветхого и Нового Завета, что язычники будут введены, а иудеи отвергнуты. Виноградник есть самая церковь иудейская, виноградари книжники и фарисеи, эти передовые люди и приставники народные. Или: каждый сам по себе есть виноградник и виноградарь, ибо каждый из нас возделывает самого себя. Человеколюбец, отдав этот виноградник делателям, «отлучился», то есть оставил их действовать по собственному их произволу.
Лк.20:10. и в свое время послал к виноградарям раба, чтобы они дали ему плодов из виноградника; но виноградари, прибив его, отослали ни с чем.
Лк.20:11. Еще послал другого раба; но они и этого, прибив и обругав, отослали ни с чем.
Лк.20:12. И еще послал третьего; но они и того, изранив, выгнали.
Он посылает разных «рабов», то есть пророков, чтоб иметь хотя малую какую-нибудь прибыль; ибо желал, сказано, получить «плодов», а не все плоды. Какой же от нас Богу плод, как только не Его познание? И оно есть нам прибыток; однако ж Он спасение наше и нашу пользу поставляет Своими. Злые делатели причиняли обиды посланным, избивали их и отсылали ни с чем, то есть дошли до такой неблагодарности, что не только уклонились от добра и не дали никакого доброго плода, но и зло совершили, что заслуживает большего наказания.
Лк.20:13. Тогда сказал господин виноградника: что мне делать? Пошлю сына моего возлюбленного; может быть, увидев его, постыдятся.
Лк.20:14. Но виноградари, увидев его, рассуждали между собою, говоря: это наследник; пойдем, убьем его, и наследство его будет наше.
После того, как пророки перенесли такое ужасное зло, посылается Сын. «Может быть, – говорит, – постыдятся» Сына Моего. Говорит «постыдятся» не потому, будто не знает будущего, именно: что с Ним поступят гораздо хуже, чем с пророками, но потому, что так должно было быть, именно: они должны были устыдиться Его. Если же они до того были бесстыдны, что и убили Его, то это служит к большему их обвинению, потому что и после того, как Бог высказал, что хорошо было устыдиться Сына, они положили приговор противный. Такой оборот речи находится во многих местах Писания, например: «Может быть,... послушают» (Иер.26:3); «будут ли они слушать» (Иез.2:5, 3:11)? В этих местах Бог говорит так не по незнанию будущего, но для того употребляет такой образ выражений, чтобы кто не сказал, что предвидение Божие было необходимой причиной непослушания.
Лк.20:15. И, выведя его вон из виноградника, убили.
«Убили» Сына, «выведя его вон из виноградника». Удобно можно сказать: вон из Иерусалима; ибо Христос «вне врат» пострадал (Евр.13:12). Но поскольку выше под виноградником мы разумели народ, а не Иерусалим, то едва ли не ближе к делу сказать, что народ хотя убил Его, но вне виноградника, то есть не своеручно нанес Ему смерть, а предав Его Пилату и язычникам. Итак, Господь пострадал вне виноградника, то есть не от рук народа, ибо ему нельзя было никого убивать, поэтому Он умер от рук воинов. Некоторые под виноградником разумели Писания. Итак, Господь пострадал вне Писаний, то есть Его убили неверующие Моисею. Ибо если бы веровали Моисею и обращались в Писаниях, исследуя оные, то не убили бы Владыку Писаний.
Что же сделает с ними господин виноградника?
Лк.20:16. Придет и погубит виноградарей тех, и отдаст виноградник другим.
Сказав это, присовокупляет и тот приговор, который имеет произнести над ними, именно: что «отдаст виноградник другим», то есть другим даст ту благодать, чтоб называться Моим народом. Смотри: те, кои говорят, что виноградник означает Писание, кажется, ближе угадывают смысл, как отсюда оказывается. Ибо Писание, отобранное от евреев, передано нам. А иной смелый, пожалуй, скажет, что виноградник есть все духовное, заключается ли оно в Писании и законах, или в деяниях и историях, чего всего иудеи лишились, а мы тем наслаждаемся.
Лк.20:16. Слышавшие же это сказали: да не будет!
Как слышишь, евангелист Лука говорит, что Господь сказал сии слова: господин виноградника погубит неблагодарных виноградарей и отдаст виноградник другим, и что фарисеи, услышав сие, сказали: «да не будет!». А евангелист Матфей говорит иначе, именно: Господь спросил, что сделает с виноградарями теми хозяин виноградника? А иудеи в ответ сказали: «злодеев... предаст... смерти и виноградник отдаст другим» (Мф.21:40–41). Не противоречие ли это? Отнюдь нет. Ибо вероятно случилось то и другое: сначала сами они произнесли приговор, как передает евангелист Матфей; а потом, догадавшись, к кому относится притча, именно: что она на них-то и сказана, сказали опять то, что передает теперь евангелист Лука, именно: «да не будет!».
Лк.20:17. Но Он, взглянув на них, сказал: что значит сие написанное: камень, который отвергли строители, тот самый сделался главою угла?
Что же Христос? Он приводит и другое свидетельство из псалмов Давида (Пс.117:22), Себя называя камнем, а самих учителей строящими, подобно как и пророк Иезекииль говорит: «и когда он строит стену, они обмазывают ее грязью» (Иез.13:10), то есть говорящие в угоду и прикрывающие недостатки народа, и потому как бы помазывающие грязью повреждения народа, как бы какой стены. Как же «отвергли» сей камень? Когда говорили: «не от Бога Этот Человек» (Ин.9:16).
Лк.20:18. Всякий, кто упадет на тот камень, разобьется, а на кого он упадет, того раздавит.
Господь говорит здесь о двоякой погибели. Одна – погибель душ их, которую они потерпели за то, что соблазнились. Ибо всякий, падающий на сей камень, разобьется. Другая – погибель от пленения, которое навел на них камень сей за свое уничижение от них. Ибо «на кого», сказано, «упадет, того раздавит». Иудеи раздавлены и рассеяны так, как мякина, от одного гумна – Палестины – во весь мир. Примечай же то, что прежде они упали на камень сей, то есть соблазнились, а потом уже камень упал на них и наказал. Ибо прежде совершается мною грех, а потом меня постигает праведное наказание от Бога. Но иудеи отвергли сей камень. А он был так хорош и избран, что положен во главу угла и совокупил и соединил две стены, то есть ветхое и новое. Хотя им должно было послушать Исаии, говорящего: «Его чтите свято, и Он – страх ваш, и Он – трепет ваш! И будет Он освящением и камнем преткновения, и скалою соблазна» (Ис.8:13–14).
Притча о винограднике изображает ветхозаветную церковь; делатели – это тогдашняя ее иерархия. А так как она не соответствовала своему назначению, то совершился приговор над нею: взять у ней виноградник и отдать другим. Эти другие были сначала Св. апостолы, потом их преемники – архиереи со всем священством. Виноградник Божий – один от начала мира, и назначение делателей его одно было, есть и будет до скончания века – приносить Господину винограда плод – спасенные души. Это задача христианской иерархии, следовательно, и нашей. В какой мере исполняется она – все мы видим. Что же сказать на это? Во многом – слава Богу! – но во многом-многом нельзя не пожелать лучшего. Это особенно касается проповеди слова Божия. Где-то слышится проповедь; а между тем, это единственный садовый нож в руках делателей винограда Божия. Как бы и над нами не исполнилось: «господин виноградника придет и погубит виноградарей тех и отдаст виноградник другим» (Лк.20:15–16). Но как бы сами не ворвались эти иные и не погубили не только делателей, но и самый виноград...
Протоиерей Александр Шаргунов
Эту яркую притчу мы все хорошо знаем. Она в немногих словах раскрывает судьбу Израиля, и не только его. Но прежде всего — Израиля.
Виноградник, который насадил Господь, возлюбленный виноградник, как говорит пророк Исаия (Ис. 5:1), есть Израиль. А Господин виноградника — Сам Бог. И Бог отдает виноградник делателям — духовным вождям Своего народа. Слуги, которых посылает Бог в виноградник — пророки. Одних из них избивают, других убивают. А Господь, долготерпеливый и многомилостивый, снова и снова посылает слуг, чтобы устыдились виноградари и вспомнили о том, что им надлежит делать. И, наконец, Сын, Которого посылает Господин виноградника, есть не кто иной, как Господь наш Иисус Христос.
Самое страшное заключается в том, что люди, к которым был послан Сын Господина виноградника, абсолютно точно знали, что это Сын. Это самое поразительное в притче. Они ищут убить Сына Божия не потому, что не знают, что Он Мессия, а потому что знают, что Он Мессия. Тут нет никакой путаницы, каких-то случайных совпадений. Они точно знают, что Он Собой представляет, не сомневаются в Его чудесах, видят силу Божию, которая в Нем действует. И именно оттого, что они знают, что это не лжемессия какой-нибудь, а подлинный Мессия, они ищут Его убить.
Эти люди думают, что появилась реальная возможность убить Бога и стать свободными. Мы с вами часто говорим о той свободе, которая сейчас проповедуется в мире, как о новом всепобеждающем учении XXI века. Это та самая свобода, когда человек хочет, чтобы Бог ему не мешал, чтобы Бога можно было изгнать из своей жизни, убить в конце концов, и остаться с дарами, полученными от Бога. Суть этой свободы, говорят они, заключается в том, что человек, если он хочет осуществить себя, раскрыть свою природу до конца, не должен иметь никаких нравственных или религиозных ограничений. Ради такой свободы совершилось злодеяние, о котором слышим мы сегодня в Евангелии.
Мы знаем, что это пророчество исполнилось, когда первосвященники и книжники-фарисеи взяли Христа и предали Его на смерть. Но мы должны также знать и то, что все продолжается до последнего раскрытия «тайны беззакония», как в истории Израильского народа, так и в истории всех народов, которые не приняли Христа. Святой Иоанн Златоуст говорит, что дары Божии непреложны. И когда богоизбранный народ направляет свои дары исключительно на земное, он может больше всех преуспевать в земном. «Ибо сыны века сего догадливее сынов света в роде своем» (Лк. 16:8). Мы видим, как осуществляют сегодня сыны века сего свое господство во всем мире.
Слушая притчу, мы думаем, что мы, православные христиане, являемся как раз тем народом, которому передан этот виноградник, и он должен принести стократный плод. И это действительно так. Но вот о чем нам нельзя никогда забывать. Если мы, зная Христа, зная о тайне Его смерти и Воскресения, причастные благодати Христовой Церкви, не живем по нашей вере — мы сознательно отвергаем Бога. Зная путь Божий, избираем свободно и сознательно свой собственный путь. «Тайна беззакония» совершается на разных уровнях — не только во внешнем мире, но и внутри самой Церкви.
«Камень, который отвергли строители, — говорит Христос, — сделался главой угла. От Господа бысть сей и есть дивен во очесех наших». В течение всей истории происходит это отвержение Христа. Мы видим попытки уничтожить Его, истребить имя Его из памяти человеческой в нашем Отечестве в минувшем веке. Но всегда Христос, распятый и поруганный, оказывается Господином истории, Он в центре всего, что происходит, Судия и Царь мира.
Господь говорит, что всякий, кто преткнется об этот камень, — разобьется, а тот, на кого этот камень упадет, того он сокрушит (Мф. 21:44). Речь идет о двойном падении. Камень — это Христос и заповеди Его. Сознательное отвержение заповедей Божиих подобно попытке пробить головой каменную стену. Это есть не что иное, как беснование, безумное самоуничтожение человека.
Падения и соблазны могут быть иногда как бы по неведению, когда человек внезапно претыкается. Но бывает и сознательное противление Христу. И тогда этот камень, который есть Христос, всей правдой, всей любовью Своей падает на всякую неправду, на всякое сознательное отвержение правды и любви, и сокрушает противящихся Ему.
Страшно преткнуться о камень заповедей Божиих, но бесконечно страшнее — когда это становится окончательным выбором. Когда человек принимает сторону того, кто обладал некогда всеми дарами света, а стал падшим ангелом, тьмою и врагом Божиим. Таинственно совершается Промысел Божий в истории, и одновременно он слишком очевиден.
«Горе тому, через кого соблазн приходит», — говорит Господь. И не меньшее горе тому, кто без сопротивления поддается соблазнам. Но всякому, кто устремляется строить жизнь по правде Христовой, подается неодолимая крепость от Господа и радость, которой никто не может отнять.
***
священник Дмитрий Барицкий
Притча о работниках в винограднике содержит в себе несколько смысловых уровней. Поскольку она была сказана в окружении иудеев, очевидно, в первую очередь она о них.
Зачастую в Священном Писании образ виноградника символизирует Израиль. Пророк Исаия в своих писаниях не раз говорит о том, что Господь заботится о Своем народе так, как заботится внимательный и любящий хозяин за своим садом. Виноградари, то есть рабочие в винограднике, – это сам Израильский народ в лице своих религиозных и светских лидеров. Рабы – это те святые пророки, которых Господь на протяжении всего существования истории Израиля посылал к Своему народу, пытаясь через них вразумить его, побуждал отказаться от язычества и обратится к вере в Единого Творца. В этом смысле еврейская история уникальна. Ни об одном народе мира Бог не заботился так, как об этом. И ни один народ мира с таким бесовским воодушевлением не восставал против своего же Бога. Ни в одном народе мира с такой неприязнью, агрессией и жестокостью не относились к своим же пророкам. Пророка Иеремию побили камнями; Исаию перепилили деревянной пилой; Иезекииля разорвали на части, привязав к коням; Захарию убили прямо в храме. При желании список можно было бы продолжить. Окончилось все тем, что к Израилю пришел сам Сын Хозяина виноградника, Мессия, но Его так же ждала печальная участь. Поэтому Христос и говорит, что виноградник будет отдан другим. То есть другие люди займут в сердце Бога первое место, а еврейский народ лишится всех своих привилегий.
Однако образ виноградника можно понимать и шире. Христос говорит о всей земле, о всем нашем мире, о жизни каждого человека в целом. Бог дает нам абсолютную власть распоряжаться своими судьбами и всем тем, что нас окружает. Он не стоит над нами с палкой, как надзиратель. Он надеется на наше благоразумие и, подобно хозяину виноградника, удаляется, предоставляет нам полную свободу действия. Кто-то из христианских богословов по этому поводу даже заметил, что Господь, сотворив человека свободным, идет на огромный риск. Ведь человек – единственное существо, которое может действовать, как ему заблагорассудится. Своими поступками мы можем даже ограничиваем волю Бога. Ограничивать до такой степени, что можем не послушаться Его, отвернуться от Него, даже поднять против Него бунт и распять на кресте.
Каждый из нас должен помнить то, что забыли злые виноградари, которые слишком увлеклись, посчитали, что виноградник – их собственность, и они могут делать с ним что угодно. Господин обязательно вернется и спросит, в каком состоянии находится то, что Он нам доверил, наша жизнь, наша бессмертная душа.
Постараемся же, дорогие друзья, сохранить тот виноградник, который нам доверил Хозяин нашей жизни. И дай Бог, чтобы по своем возвращении Он нашел в нем не пожухлые кусты со сморщенными, словно изюм, плодами, но сочные гроздья, обильно наполненные соком евангельской добродетели.
О епископах и пресвитерах
(Лк.20:9-18, Тит.1:5-2:1)
Протоиерей Вячеслав Резников
Однажды Господь рассказал притчу о том, как некий человек сдал свой виноградник в аренду «и отлучился на долгое время». Потом он неоднократно посылал рабов, чтобы получить оговоренную плату, а напоследок послал и сына. Но арендаторы то били, то убивали посланных. Убив же сына, рассчитывали вообще завладеть виноградником. Удивительно, как они не подумали, что в конце концов хозяин непременно «придет и погубит виноградарей тех, и отдаст виноградник другим»? Народ, слушавший эту притчу, сразу понял, что именно так оно и будет.
Но еще удивительнее, что первосвященники и книжники, хотя и «поняли, что о них сказал Он эту притчу» (Лк.20:19); хотя и узнали заранее, какой у нее конец, – все же дерзнули прожить эту притчу до конца, все же искали, «чтобы наложить на Него руки» (Лк.20:19). Вот так ослепляют страсти: страсть иметь, страсть властвовать. По причине такого безнадежного ослепления Господь и отнял у иудейских первосвященников и книжников владение Своим виноградником, Своей церковью. Теперь виноградник Господа состоит уже из всех народов, и трудиться в нем определено епископам и пресвитерам Христовой церкви. Но теперь Господь особенно заботится, чтобы не вышло как с теми, первыми арендаторами.
Чтобы стать ветхозаветным священником, достаточно было быть потомком Аарона из колена Левия, не иметь телесных недостатков и быть женатым на девице. Теперь, предписывая Титу поставить «по всем городам пресвитеров», Павел особо указывает на те качества, которыми должен обладать всякий кандидат в священный сан. В то время лишь сами Апостолы были носителями полноты Христовой власти на земле. Частью этой власти они наделяли тех, кого называли епископами или пресвитерами. Эти два слова тогда означали две стороны одного служения. Епископ – «надзирающий» над порученной ему общиной. Он же и – «пресвитер», старший, начальствующий в ней. Когда Апостолов не стало, их место заняли те, кого стали называть «епископами». А «пресвитерами» стали называть тех, кого епископы, в свою очередь, наделяли частью своей власти.
Итак, священнослужитель должен быть, во-первых, «непорочен», «не дерзок, не гневлив, не пьяница, не бийца, не корыстолюбец». Он не должен быть одержим страстями, потому что, как мы убедились, двум господам служить совершенно невозможно. Или платишь «положенное» Богу, или – своей страсти. Или выполняешь Божью волю, или убиваешь Его посланников.
А еще служитель Божий должен быть «страннолюбив», то есть всегда готов дать приют братьям христианам, странствующим по причине гонений или церковной потребы. А сребролюбец, не желающий ничем поделиться, или пьяница, скрывающий свой порок, как откроет двери своего дома?
Также священнослужитель (ныне это относится только к пресвитерам и диаконам) должен быть «муж одной жены», то есть женат первым браком. Потому что жизнь в одном браке говорит о верности, о постоянстве, о том, что человек не ходит на поводу своих очей.
Должно и «детей иметь верных, не укоряемых в распутстве или непокорности». Какие у человека дети – во многом говорит о его способности учить. А главное воспитание – воспитание своей жизнью.
Священнослужитель должен быть «любящий добро, целомудрен, справедлив, благочестив, воздержен». Особо важно, чтобы он держался «истинного слова, согласного с учением, чтобы он был силен и наставлять в здравом учении, и противящихся обличать».
На епископах и пресвитерах – великая ответственность. Данный нам в аренду виноградник даже вдвойне не наш, потому что как бы еще раз куплен Хозяином, ценою Крови Своего Сына. И как же должна вопиять эта Кровь в ответ на всякий отказ дать Богу законных «плодов из виноградника», а тем боле – на всякий помысел, будто виноградник Божий принадлежит нам!
|