1 В один из тех дней, когда Он учил народ в храме и благовествовал, приступили первосвященники и книжники со старейшинами,
2 и сказали Ему: скажи нам, какою властью Ты это делаешь, или кто дал Тебе власть сию?
3 Он сказал им в ответ: спрошу и Я вас об одном, и скажите Мне:
4 крещение Иоанново с небес было, или от человеков?
5 Они же, рассуждая между собою, говорили: если скажем: с небес, то скажет: почему же вы не поверили ему?
6 а если скажем: от человеков, то весь народ побьет нас камнями, ибо он уверен, что Иоанн есть пророк.
7 И отвечали: не знаем откуда.
8 Иисус сказал им: и Я не скажу вам, какою властью это делаю.
22 Рук ни на кого не возлагай поспешно, и не делайся участником в чужих грехах. Храни себя чистым.
23 Впредь пей не одну воду, но употребляй немного вина, ради желудка твоего и частых твоих недугов.
24 Грехи некоторых людей явны и прямо ведут к осуждению, а некоторых открываются впоследствии.
25 Равным образом и добрые дела явны; а если и не таковы, скрыться не могут.
1 Рабы, под игом находящиеся, должны почитать господ своих достойными всякой чести, дабы не было хулы на имя Божие и учение.
2 Те, которые имеют господами верных, не должны обращаться с ними небрежно, потому что они братья; но тем более должны служить им, что они верные и возлюбленные и благодетельствуют им. Учи сему и увещевай.
3 Кто учит иному и не следует здравым словам Господа нашего Иисуса Христа и учению о благочестии,
4 тот горд, ничего не знает, но заражен страстью к состязаниям и словопрениям, от которых происходят зависть, распри, злоречия, лукавые подозрения.
5 Пустые споры между людьми поврежденного ума, чуждыми истины, которые думают, будто благочестие служит для прибытка. Удаляйся от таких.
6 Великое приобретение — быть благочестивым и довольным.
7 Ибо мы ничего не принесли в мир; явно, что ничего не можем и вынести из него.
8 Имея пропитание и одежду, будем довольны тем.
9 А желающие обогащаться впадают в искушение и в сеть и во многие безрассудные и вредные похоти, которые погружают людей в бедствие и пагубу;
10 ибо корень всех зол есть сребролюбие, которому предавшись, некоторые уклонились от веры и сами себя подвергли многим скорбям.
11 Ты же, человек Божий, убегай сего, а преуспевай в правде, благочестии, вере, любви, терпении, кротости.
(Лк. 20:1-8) Лк.20:1. В один из тех дней, когда Он учил народ в храме и благовествовал, приступили первосвященники и книжники со старейшинами,
Лк.20:2. и сказали Ему: скажи нам, какою властью Ты это делаешь, или кто дал Тебе власть сию?
Господь, со славой вошедший во Иерусалим, в доказательство Своей власти творит то, что дом Отца Своего очищает от торгашей (Лк.19:45–46). Он сделал это и в начале проповеди, как говорит евангелист Иоанн (Ин.2:13–18). А теперь снова делает то же, во второй раз. Это служит к большему обвинению иудеев, что они не уцеломудрились от первого Его открытого вразумления, но продолжали торговать в храме и называли Его противником Божиим, тогда как Он почитает Отца и Бога до такой степени, что дом Его очищает от торгашей. В обличение их Он приводит и слова Исаии: «дом Мой назовется домом молитвы» (Ис.56:7). А они безумно спрашивают Его: «какою властью Ты это делаешь?» Однако же им можно было понять, что поскольку Он привел слова пророка во свидетельство, что дом Божий есть дом молитвы, а не торжище и вертеп разбойников (ибо любостяжание и торгашество свойственны разбойникам), то какая же, наконец, нужда спрашивать Его, какой властью Он это делает, когда можно прямо заключить, что так повелевает Бог чрез пророка? А они спрашивают: «какою властью Ты это делаешь»? Закон, – говорят, – распоряжаться в храме предоставил происходящим от Левии, как же Ты, не происходящий от Левиина колена, делаешь это и похищаешь священные права? Но, о иудеи, вспомните слова Давида: «Ты священник вовек по чину Мелхиседека» (Пс.109:4). Мелхиседек назван священником. А Мелхиседек не был священником ни по Закону, ни по происхождению от Левиина колена. Ибо как быть сему, когда он за столь много лет был прежде Левия? Потом, с чего ты требуешь от Христа порядка законного? Бог законам не подлежит. Когда нужно было, Он повелел, чтобы священники были из колена Левиина, а теперь отменяет тот закон и предызбирает священство Мелхиседека. Поэтому и продающих жертвенных животных, как-то: овец и голубей, Он выгоняет, с одной стороны, чтоб сохранить благолепие и благоприличие храма, а с другой, чтоб и то показать, что не должно уже веровать в умилостивление Бога жертвами животными. Итак, Господу легко было ответить им, что «так сказано», и сказать, что так повелевает пророк, или лучше, Бог.
Лк.20:3. Он сказал им в ответ: спрошу и Я вас об одном, и скажите Мне:
Лк.20:4. крещение Иоанново с небес было, или от человеков?
Лк.20:5. Они же, рассуждая между собою, говорили: если скажем: с небес, то скажет: почему же вы не поверили ему?
Лк.20:6. а если скажем: от человеков, то весь народ побьет нас камнями, ибо он уверен, что Иоанн есть пророк.
Лк.20:7. И отвечали: не знаем откуда.
Лк.20:8. Иисус сказал им: и Я не скажу вам, какою властью это делаю.
Однако ж, чтоб обличить их в постоянном противлении Духу Святому и в том, что они не хотели веровать не только древнему пророку Исаии, быть может, ими и забытому, но и так недавно явившемуся, почти невещественному и бесплотному Иоанну, для сего на вопрос их со своей стороны дает им настоящий, достойный удивления, вопрос. Сим вопросом Он и им заграждает уста, и нам показывает, что если они не поверили такому пророку, каков Иоанн, по их мнению больший Его, когда сей свидетельствовал о Нем, то как же поверили бы они Его ответу на то, какой властью Он это делает? Ибо, что бы Он ни сказал, они, во всяком случаев могли перетолковать это и осмеять, подобно тому, как они презрели и слова Иоанна, бывшего у них в большой славе.
Священники, книжники и старцы не веровали в Господа. Дабы возвести их к вере, Он предложил им вопрос: «Крещение Иоанново с небес было или от человеков?» (Лк.20:4). Рассудите об этом беспристрастно, и рассуждение ваше приведет вас к вере. Что сказано о явлении Иоанна, то можно сказать о всяком событии, сопровождавшем пришествие Господа во плоти, и о самом пришествии, со всеми его соприкосновенностями. Рассуди всякий о всем этом, – вывод будет один: «воистину Он был Сын Божий» (Мф.27:54). Могут приходить разные мысли, рождаться недоумения, встречаться будто несообразности, но в конце всех исследований выйдет одно всестороннее убеждение, что нельзя иначе думать, как так, как изображено в Евангелиях и апостольских писаниях. «Велия благочестия тайна: Бог явися во плоти» (1Тим.3:16), оставаясь тайною сама в себе, будет ясна для ума по нравственной необходимости, какую наложит на него собственное его исследование, исповедать так, а не иначе. Неверы или совсем не исследывают всего как должно, или исследывают поверхностно, чужим умом, или принимают несчастное настроение, противоположное требованиям веры и, чтоб оправдать свое неверие, довольствуются самою малостью для отрицания веры. И верующих колеблют речи неверов по той причине, что верующие, довольствуясь простою верою, не разъясняют для себя оснований веры. Речи те застают их врасплох, оттого они и колеблются.
Протоиерей Александр Шаргунов
Первосвященники и книжники со старейшинами, призванные стоять на страже чистоты богооткровенной веры, соединяются вместе против Христа. Они нападают на Него во время Его проповеди. Они сами не принимают Его благовестия, и другим не дают. Мы видим, что на этот раз Господь проповедует в Храме, который Он называет «домом молитвы». Пусть это будет в напоминание нам, что слово Божие и молитва — нераздельны. Как говорит преподобный Исаак Сирин: «Никогда не приступай к чтению слова Божия, не помолившись, — да не раскаешься».
Враги Христовы намеревались властью своей заставить замолчать Христа, но Он Своею мудростью заграждает им уста. «Какою властью Ты это делаешь, и кто дал Тебе эту власть?» — спрашивают они Господа и Бога. Хорошо было бы, если бы те, кто действует со властью, задавали такой вопрос себе: «Кто дал нам эту власть?» Как бы нам не лишиться ее?
Каким надмением исполнены они: у Господа нет никакой власти, потому что Он не получил ее от них. Замысел уловить Господа очевиден. Если Он не ответит, это будет молчаливым признанием, что Он восхитил ее. Если скажет, что от Бога, можно будет потребовать от Него новых знамений или обвинить Его в богохульстве.
Господь на вопрос отвечает вопросом. Его вопрос — о крещении Иоанновом — было ли оно с небес или от людей? Если бы они ответили на вопрос Христа, то нашли бы ответ на свой. Потому что Предтеча свидетельствовал о Христе.
И вот они начинают «рассуждать между собой» — не для того, чтобы выяснить истину, а для того, чтобы одержать верх над Господом. Единственное, что их заботит, — их собственный престиж и безопасность. Если они признают, что крещение Иоанново было от Бога, Христос спросит перед всем народом: «Почему же вы не поверили ему?» Можно было бы сказать, что крещение Иоанново было от людей, но они боятся народа, который почитает Его за пророка. Оказывается, у народа может быть более истинное понятие о вере, чем у первосвященников и книжников, хотя в надмении своем они говорят: «Этот народ невежда в законе, проклят он» (Ин 7:41). Они уклоняются от открытого отрицания истины — не из-за страха Божия, но страха человеческого. Сколько в мире мы знаем подобного отступничества!
Они говорят: «Не знаем». И это звучит как «и знать не хотим». Потому что они лгут — они знают, что крещение Иоанново было от Бога.
Так Христос избегает сетей, которые они поставили Ему, и по праву отказывает им в их домогательстве: «И Я не скажу вам, какой властью Я это делаю». Они не могли постигнуть власть Христа, потому что им не нужна была истина. Кто отвергает истину и правду, уже известную ему, никогда не узнает большего. Кто не хочет жить по закону совести и стыда, не прикоснется благодати. Заберите талант от скрывшего его в землю. Кто не хочет прозреть, останется слепым.
***
священник Дмитрий Барицкий
Поведение Христа в сегодняшнем отрывке может вызвать недоумение. У нас ведь как принято? Тебе задали вопрос, будь добр отвечай. Задавать вопрос навстречу и ставить при этом условие: дескать, я вам скажу, если вы сначала ответите мне, – как-то не совсем честно. Удивляет и другое – реакция оппонентов Христа. Они вроде как принимают правила Его, казалось бы, «нечестной» игры и в результате даже признают свое поражение – замолкают. Что же произошло?
Описанный в Евангелии разговор состоялся незадолго до распятия Христа. По сути, это финал Его трехлетней проповеди. Следуя за Спасителем, слыша Его проповедь, видя те удивительные вещи, Который Он совершал, многие люди поверили в Него как в Мессию. Религиозные вожди евреев очень пристально следили за деятельностью Иисуса. Им хорошо были известны те поразительные чудеса, которые Он совершил. Более того, они сами были свидетелями многих из них. Но настолько они были невосприимчивы к духовной реальности, настолько поглощены достижением собственных корыстных целей, что во Христа они так и не поверили. Кого-то душила злоба и зависть. Кто-то из них просто сомневался.
Господь тонко чувствует их настроение. Он видит, что этих людей не убедишь ни мудрыми словами, ни сверхъестественными знамениями. Ведь они совершенно не живут жизнью духовной. Слишком глубоко в их сердцах гнездится червь недоверия, подозрительности и сомнения. А потому, что им ни скажи, они все равно не поверят в это. Своим вопросом об Иоанне Христос вскрывает это их состояние, делает его очевидным и для окружающих и для них самих. Он как бы говорит им: «Если вы настолько черствы внутри, что до сих пор не разобрались, кто такой Иоанн Креститель, хотя все очевидно, как вы сможете принять то, что Я вам скажу о Себе. Что бы Я ни сказал, кем бы Себя ни назвал, вы все равно продолжите сомневаться. Сначала разберитесь со своим сердцем, а потом приходите и спрашивайте».
Народ, который в душевной простоте искренне и без сомнения почитал Иоанна Крестителя в качестве пророка Божия, поддерживает Христа. В глазах людей духовная невосприимчивость их религиозных лидеров дает Иисусу полное право не отвечать на поставленный вопрос. Да и сами учителя, видимо, почувствовали справедливость упрека, а потому просто молча удалились.
Получается, что Господь не промолчал и не схитрил. С присущей Ему мудростью Он дал понять Своим недругам, да и всем окружающим, что не стоит ждать прямого ответа на свой вопрос, если прямой ответ ты еще не готов принять.
Можно сказать, что Христос преподает урок и всем нам. Ведь и наша с вами жизнь – это постоянные вопросы к Богу? И, увы, как в случае с религиозными вождями Израиля, бывает, что мы также остаемся без ответа. Вряд ли, это происходит потому, что Бог нас не слышит. Скорее просто мы еще не готовы услышать ответ. Подобно противникам Спасителя, мы так поглощены своими мелкими житейскими проблемами, так сосредоточены на достижении своих бытовых целей, что слишком мало думаем о вещах духовных, слишком мало пытаемся вникнуть в то, что сказал Христос в Своем Евангелии и применить это к своей жизни. А потому в нашем сердце живут страхи, сомнения, недоверие. Господь видит это, и всякий раз, когда мы зовем Его, пытаемся что-то спросить, решить какую-то проблему, Он убегает, прячется от нас. Ведь, что нам ни скажи, мы или не сможем этого принять, или исказим себе во вред.
Потому и призывает нас Спаситель сделать главной целью своей жизни исполнение Своего Евангелия. Ведь только тогда человек сможет разобраться со своим сердцем. Лишь в этом случае Христос перестанет скрываться, но приблизится к нам и даст ответы на все наши вопросы.
|