33 Они же сказали Ему: почему ученики Иоанновы постятся часто и молитвы творят, также и фарисейские, а Твои едят и пьют?
34 Он сказал им: можете ли заставить сынов чертога брачного поститься, когда с ними жених?
35 Но придут дни, когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься в те дни.
36 При сем сказал им притчу: никто не приставляет заплаты к ветхой одежде, отодрав от новой одежды; а иначе и новую раздерет, и к старой не подойдет заплата от новой.
37 И никто не вливает молодого вина в мехи ветхие; а иначе молодое вино прорвет мехи, и само вытечет, и мехи пропадут;
38 но молодое вино должно вливать в мехи новые; тогда сбережется и то и другое.
39 И никто, пив старое вино, не захочет тотчас молодого, ибо говорит: старое лучше.
25 Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее,
26 чтобы освятить ее, очистив банею водною посредством слова;
27 чтобы представить ее Себе славною Церковью, не имеющею пятна, или порока, или чего-либо подобного, но дабы она была свята и непорочна.
28 Так должны мужья любить своих жен, как свои тела: любящий свою жену любит самого себя.
29 Ибо никто никогда не имел ненависти к своей плоти, но питает и греет ее, как и Господь Церковь,
30 потому что мы члены тела Его, от плоти Его и от костей Его.
31 Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут двое одна плоть.
32 Тайна сия велика; я говорю по отношению ко Христу и к Церкви.
33 Так каждый из вас да любит свою жену, как самого себя; а жена да боится своего мужа.
(Лк. 5:33-39) Лк. 5:33. Они же сказали Ему: почему ученики Иоанновы постятся часто и молитвы творят, также и фарисейские, а Твои едят и пьют?
Лк. 5:34. Он сказал им: можете ли заставить сынов чертога брачного поститься, когда с ними жених?
Лк. 5:35. Но придут дни, когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься в те дни.
Об этом мы сказали в объяснении на Евангелие от Матфея (см. гл. 9) скажем кратко, что сынами брака называет апостолов. Пришествие Господа уподобляется браку, потому что Он принял Церковь в Невесту Себе. Поэтому апостолам теперь не нужно поститься. Ученики Иоанновы должны поститься, так как учитель их совершал добродетель с трудом и болезнью. Ибо сказано: «пришел Иоанн, ни ест, ни пьет» (Мф. 11:18). А Мои ученики, как пребывающие со Мною — Богом Словом, теперь не нуждаются в пользе поста, потому что они от сего самого (пребывания со Мною) облагодетельствованы и Мною сохраняются. Когда же Я буду взят, а они будут посланы на проповедь, тогда они будут и поститься, и молиться, как приготовившиеся к великим подвигам.
Лк.5:36. При сем сказал им притчу: никто не приставляет заплаты к ветхой одежде, отодрав от новой одежды; а иначе и новую раздерет, и к старой не подойдет заплата от новой.
Лк.5:37. И никто не вливает молодого вина в мехи ветхие; а иначе молодое вино прорвет мехи, и само вытечет, и мехи пропадут;
Лк.5:38. но молодое вино должно вливать в мехи новые; тогда сбережется и то́, и другое.
Лк.5:39. И никто, пив старое: вино, не захочет тотчас молодого, ибо говорит: старое лучше.
И иначе: теперь, будучи слабы и еще не обновлены Духом, они подобны старым мехам и старой одежде. Поэтому их не должно обременять каким-нибудь очень трудным образом жизни, подобно как и к обветшалой одежде не пришивают новой заплаты. Итак, можешь принять, что старым мехам уподоблены апостолы как еще слабые, а можешь разуметь, что им уподоблены и фарисеи.
(Лк. 5:33-39). Сынам брачным непристойно поститься, пока с ними жених, сказал Господь, и тем изрек закон, что и в добродетелях с подвигами всему свое место и время. И это до того неотложно, что дело неблаговременное и неуместное теряет свою добротность, или совсем, или частью. В природе внешней Господь все устроил мерою, весом и числом; хочет, чтоб и в нравственном порядке было все благообразно и по чину. Внутреннее благообразие составляет сочетание каждой добродетели со всеми ими в совокупности, или гармония добродетелей, чтоб никакая не выдавалась без нужды, а все были бы в строю, как голоса в хоре. Внешнее благообразие всякому делу дает свои места, время и другие соприкосновенности. Когда все это устраивается, как следует, тогда происходит то же, что красивую особу одеть в прекрасные одежды. Добродетель благообразная, и внутренно и внешне, достолюбезна; а делает ее такою христианское благоразумие, у старцев - рассуждение, приобретаемое опытами, здравым обсуждением житий святых при свете слова Божия.
Протоиерей Павел Великанов
Из уст Христа Спасителя сегодня мы слышали важнейшие слова о том, как соотносятся внешнее и внутреннее в религиозной жизни. Прозвучал недоуменный вопрос, почему и ученики Иоанна Крестителя, и фарисеи много постятся, творят много молитв – а ученики Христа – вместо сугубых подвигов, едят и пьют, как и самые простые люди – ничем не выделяясь из окружающих? Примечательно, что сама постановка вопроса удивительным образом сближает совершенно отличных друг от друга людей: фарисеев, этих религиозных «старцев» иудаизма – и последователей молодого Иоанна Крестителя – при всей содержательной разнице, их понимание необходимости и места молитвы и поста в религиозной жизни было практически одинаково.
На этом фоне Спаситель вместе с учениками выглядел едва ли не сибаритами – ведь евангелисты Матфей и Лука приводят слова Самого Христа о том, что многие его укоряли за то, что Он «любит есть и пить вино, друг мытарям и грешникам» (Лк.7:34). Для формального, внешнего взгляда в таком обычном, жизнерадостном поведении в принципе не могло быть ничего возвышенного и духовного.
Однако на поставленный вопрос Спаситель отвечает сразу тремя короткими притчами: о брачном пире, во время которого ни кому и в голову не придёт поститься – то есть вообще ничего не есть, о заплате, которую никто не будет приставлять к старой одежды, вырезая заплату из новой, и о старых винных мехах – в которые безумно наливать молодое, ещё не до конца выбродившее вино, которое неизбежно разорвёт ставшие жёсткими и ломкими старые мехи. Не часто можно услышать от Иисуса, чтобы на один вопрос Он давал сразу такой широкий веер образов – значит, речь идёт о чем-то необычайно важном, но при этом для слушателей совершенно неочевидном.
Ключевой проблемой ветхозаветного иудаизма был доведённый иногда до абсурда ритуализм, глубинная вера в священность и действенность религиозных ритуалов самих по себе. Для архаических обществ, где доминантой религиозной жизни был магизм, такая установка была вполне органичной. Как с этим ни боролись великие ветхозаветные учители и пророки, стараясь сместить акценты с ритуалов на содержание, с инструментария на цель – ритуализм с течением времени стал повсеместным. Обратной стороной веры в самодостаточность ритуала стало бессознательное вытеснение Живого Господа Бога и подмена общения с Ним теми или иными ритуальными формами. Вместо жажды Бога, сердечного поиска Его, ожидания Его проявления в жизни, ожидания Его ответа – стали довольствоваться стандартными наборами ритуальных действий. Самодостаточность – вместо Богоискания. Отсюда и происходит то самое показное религиозное лицемерие, которое Спаситель не уставал обличать.
Именно для того, чтобы предостеречь Своих учеников с самого начала от соблазна как-то отделиться, обособиться от простого народа – а ведь само слово «фарисей» и означает именно «обособленных», «особых», – Христос переступает через шаблонные рамки благочестия. И Он Сам, и Его ученики – никакие не «выделенные», а самые простые люди, радующиеся хорошей еде и вину, получающие вдохновение от простого человеческого общения, кто бы рядом ни был – пусть даже и грешники, и презираемые обществом мытари и блудницы. Спаситель старается переформатировать отношение учеников к самым базовым вещам: пост и молитва – это прекрасно – но только когда на своём месте и в своё время; это не более чем инструмент, которым надо уметь правильно пользоваться. А если поститься, чтобы тебя хвалили окружающие – лучше уж пить вино и есть мясо, от этого пусть и не будет духовной пользы, зато и вреда душе не принесешь, не возгордишься, не будешь с презрением смотреть на окружающих «недомолившихся» и «недопостившихся». Иисус вовсе не отвергает как таковые эти важнейшие средства общения с Богом – пост и молитву – Он только смещает акценты с формы на содержание.
В христианской Церкви – этих новых, молодых мехах для молодого вина – евангельского благовестия – пост и молитва с течением времени заняли своё вполне определённое место. Для нас самый главный пост – это период Великого Поста, Святая Четыредесятница, когда предельно отсекается всё то, что не является жизненно необходимым и производится глубокая ревизия состояния души. Самая главная молитва для христианина – это Божественна Евхаристия, когда мы вместе, в храме, вспоминаем Христа Спасителя, Его слова, обращённые к нам, Его главное дело, совершённое ради нас – дело спасения, и принимаем Его Пречистые Тело и Кровь, тем самым соединяясь с Ним, становясь Его единокровными родственниками. Всё же остальное – каким бы значимым нам ни казалось – несоизмеримо по своей сути: именно здесь, в Святой Четыредесятнице и Божественной Евхаристии, крепость мехов точно соответствует силе давления молодого вина – христианского учения.
Вывод, которых хорошо было бы сделать нам из сегодняшнего чтения, вот какой: научиться правильно расставлять приоритеты в жизни, памятуя, что наши главные инструменты – это Божественная Литургия и Великий Пост. В чем да поможет нам Господь!
|