12 Когда Иисус был в одном городе, пришел человек весь в проказе и, увидев Иисуса, пал ниц, умоляя Его и говоря: Господи! если хочешь, можешь меня очистить.
13 Он простер руку, прикоснулся к нему и сказал: хочу, очистись. И тотчас проказа сошла с него.
14 И Он повелел ему никому не сказывать, а пойти показаться священнику и принести жертву за очищение свое, как повелел Моисей, во свидетельство им.
15 Но тем более распространялась молва о Нем, и великое множество народа стекалось к Нему слушать и врачеваться у Него от болезней своих.
16 Но Он уходил в пустынные места и молился.
20 благодаря всегда за все Бога и Отца, во имя Господа нашего Иисуса Христа,
21 повинуясь друг другу в страхе Божием.
22 Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу,
23 потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела.
24 Но как Церковь повинуется Христу, так и жены своим мужьям во всем.
25 Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее,
26 чтобы освятить ее, очистив банею водною посредством слова
(Лк. 5:12-16) Лк.5:12. Когда Иисус был в одном городе, пришел человек весь в проказе и, увидев Иисуса, пал ниц, умоляя Его и говоря: Господи! если хочешь, можешь меня очистить.
Прокаженный сей достоин удивления, потому что имеет о Господе мысль, достойную Бога, и говорит: «если хочешь, можешь меня очистить». Это показывает, что он помышляет о Христе как о Боге. Ибо он пришел не как ко врачу (так как проказа неизлечима руками врачей), но как к Богу; ибо Ему Одному возможно исцелять от такого рода болезней.
Лк.5:13. Он простер руку, прикоснулся к нему и сказал: хочу, очистись. И тотчас проказа сошла с него.
Господь «прикасается» к нему не без причины. Но поскольку, по Закону, прикасающийся к прокаженному считался нечистым, то, желая показать, что Он не имеет нужды соблюдать подобные мелкие предписания Закона, но Сам есть Господь Закона, и что чистый нисколько не оскверняется от кажущегося нечистым, но что проказа душевная, именно она, оскверняет, – для сей цели прикасается, а вместе и для того, чтобы показать, что святая Плоть Его имеет Божественную силу – очищать и животворить, как истинная Плоть Бога Слова.
Лк.5:14. И Он повелел ему никому не сказывать, а пойти показаться священнику и принести: жертву за очищение свое, ка́к повелел Моисей, во свидетельство им.
Заповедует прокаженному не сказывать никому о Нем для того, чтобы нас научить не искать похвалы от тех, кому благотворим; но говорит: пойди, покажись священнику и принеси дар во свидетельство им. Ибо Закон был такой, чтобы священник осматривал прокаженных и определял, очистились ли они, и если прокаженный очистился в семь дней, он оставался внутри города, если же нет, был изгоняем (Лев. 13). Поэтому-то Господь сказал: ступай, покажись священнику и принеси дар. Какой же был дар? Две птицы (Лев. 14). Что значит: «во свидетельство им»? Значит – в обличение их и осуждение; чтобы, если будут обвинять Меня, как преступника Закона, убедились, что Я не преступаю его, убедились из повеления тебе принести дар, заповеданный Моисеем. Кстати, можно сказать и о том, как эти две птицы приносились Богу. Одну птицу закалали, и кровь ее брали в новый глиняный сосуд; потом оба крыла другой птицы обмакивали в крови и таким образом отпускали птицу живой. Сим изображалось то, что имело сбыться на Христе. Два крыла суть две природы Христа, Божеская и человеческая, из коих одна была заклана, то есть человеческая, а другая осталась живой. Ибо природа Божественная пребыла бесстрастной, помазавшись кровью природы пострадавшей и страдание восприняв на себя. Кровь Господа принял новый глиняный сосуд, то есть новый народ из язычников, способный к принятию Нового Завета. Смотри: когда кто уже очистится от проказы, тогда достоин приносить этот дар, то есть закалать Христа и священнодействовать. Ибо прокаженный и нечистый по душе не может быть удостоен приносить такие дары, то есть приносить Тело и Кровь Господа, соединенные с Божеской природой. Внимай и тому, какое несказанное преимущество имеет Господь над Моисеем. Моисей, когда сестра его поражена была проказой, не мог уврачевать ее, хотя много молился (Чис.12:10-15), а Господь очистил прокаженного одним словом.
Лк.5:15. Но тем более распространялась молва о Нём, и великое множество народа стекалось к Нему слушать и врачеваться у Него от болезней своих.
Лк.5:16. Но Он уходил в пустынные места и молился.
Заметь и смирение Господа, как Он, когда народ желал прикасаться Ему, с особенной охотой проводил время в пустынях и молился. Так Он во всем подавал нам образец – молиться наедине и уклоняться от славы.
(Лк. 5, 12-16). Припал прокаженный к Господу молясь: "Господи! если хочешь, можешь меня очистить". Господь сказал: "хочу, очистись". И тотчас проказа сошла с него. Так и всякая нравственная проказа тотчас отходит, как только пpипадет кто к Господу с верою, покаянием и исповедью - истинно отходит и теряет силу всякую над ним. Отчего же проказа иногда опять возвращается? Оттого же, отчего возвращаются и телесные болезни. Говорят выздоровевшему: "того не ешь, этого не пей, туда не ходи". Не послушает и раздражит опять болезнь. Так и в духовной жизни. Надо трезвиться, бодрствовать, молиться: болезнь греховная и не воротится. Не станешь внимать себе, все без разбору позволишь себе и видеть, и слышать, и говорить, и действовать, - как тут не раздражиться греху и не взять силу снова? Господь велел прокаженному все исполнить по закону. Это вот что: по исповеди надо брать эпитимию и верно ее исполнять; в ней сокрыта великая предохранительная сила. Но отчего иной говорит: одолела меня греховная привычка, не могу с собою сладить. Оттого, что или покаяние и исповедь были неполны, или после предосторожностей слабо держится, или блажь на себя напускает. Хочет без труда и самопринуждения все сделать, и осмеян бывает от врага. Решись стоять до смерти и делом это покажи: увидишь, какая в этом сила. Правда, что во всякой непреодолимо являющейся страсти, враг овладевает душой, но это не оправдание; ибо он тотчас отбежит, как только произведешь, с Божиею помощью, поворот внутри.
Протоиерей Александр Шаргунов
Проказа была мучительной болезнью. Распространяясь по всему телу, она пожирала человека заживо. В 13 и 14-й главах книги Левит даны предписания, как следует поступать с прокаженными. Самое страшное было в том, что проказа означала полную изоляцию больного. Куда бы прокаженный ни шел, он должен был кричать «Нечист, нечист!». Он должен был жить отдельно от всех, как говорит Писание, «вне стана жилище его» (Левит 13:45—46). Прокаженный был изгоняем из человеческого общества и из своего собственного дома. Он был позором и ужасом для всех, он был ненавидим всеми, он нес на себе сознание вины и беды и не знал, куда деться.
И вот к такому-то человеку прикоснулся Христос. Он простер Свою руку к тому, от кого всякий бы отшатнулся. Когда наши сердца наполнены беспросветным отчаянием и горьким стыдом, мы должны помнить — что бы с нами ни происходило — рука Христова простерта к нам. И мы должны также знать, что в этом — суть христианства. В том, чтобы, узнав, что значит прикосновение Христово, мы могли, по дару Его, прикоснуться к тем, к кому, кажется, невозможно прикоснуться, любить тех, кого, кажется, невозможно любить, и прощать тех, кого, кажется, невозможно простить. Так поступал Христос, и мы должны так поступать.
И мы должны научиться, что нам подобает делать в случае нашей духовной проказы. Мы должны искать Христа. Мы должны смириться перед Ним, как этот прокаженный, который, увидев Господа, пал ниц, умоляя Его. Мы должны испытывать стыд за наше осквернение грехом и не сметь поднять глаза перед святейшим и сладчайшим ликом Христовым. Мы должны сильно желать очиститься. Мы должны твердо верить, что Христос хочет и может исцелить нас: «Господи, если хочешь, можешь меня очистить», «Боже, очисти меня грешного». Мы не должны сомневаться в том, что какова сила Господня, такова и милость Его. Мы должны научиться неотступности в нашей молитве. Те, кто по-настоящему стремится к духовному очищению, не пожалеет никаких трудов для этого. И мы должны предавать свою жизнь благой воле Божией: «Господи, да будет так, как Ты хочешь».
И тогда мы увидим в исцелении прокаженного, чего мы должны ждать от Христа, если мы так обращаемся к Нему. Нам дано будет узнать, какой дивный у нас Господь. Его прикосновение к прокаженному было исполнено чудесного милосердия. Но оно с еще большей силой проявляется по отношению к нашим духовным недугам, «ибо мы имеем такого Первосвященника, который не может не сострадать нам в немощах наших» (Евр. 4:15). Мы убедимся, как Он желает спасти нас. Он говорит: «Хочу, очистись» и «приходящего ко Мне не изгоню вон» (Ин. 6:37). У Него полнота всех даров, и Он может исцелить и очистить нас, даже, если мы с головы до ног покрыты мерзкой проказой. Одно слово, одно прикосновение Христово совершит чудо. «И тотчас проказа сошла с него».
Что требует Христос от тех, кто очистился? Прежде всего мы должны быть смиренными. «Он повелел никому не сказывать». Если Христос исцелил нас чудесно, радость об этом должна исключать всякое наше превозношение. И мы должны быть благодарны Господу. «Иди, покажись священнику и принеси жертву за очищение свое». Христос не требует от него ничего, кроме принесения жертвы хвалы Богу. Мы должны исполнить свой главный долг — пойти к священнику, в храм Господень. Человека, которого Господь исцелил в Вифезде, Он встретил в храме. Те, кто по причине болезни не мог ходить на богослужения, должны, получив исцеление, участвовать в них с большей ревностью.
Хотя исцеленный от проказы должен был хранить молчание, чудо не могло сокрыться, и молва о Христе все более распространялась. Чем меньше подлинно достойные похвалы люди говорят о себе, тем больше другие говорят о них. Но для Христа честь была не в том, что о Нем распространялась молва, а в том, что «великое множество народа стекалось к Нему». Они шли не только «врачеваться у Него от своих болезней», но «слушать Его». «Но Он уходил в пустынные места и молился». Служение людям и сокровенные молитвы не препятствуют друг другу. Однако тайные молитвы должны совершаться тайно. И мы должны знать, что источник благодатного слова и сила исцелений Христовой Церкви — всегда в постоянной близости к Богу, в молитве.
***
Протоиерей Павел Великанов
Ситуация, о которой нам сейчас рассказал евангелист Лука, более чем неоднозначная. Во-первых, прокажённые не имели права появляться в селениях и городах. Они были обречены влачить жалкие дни в специально отведённых для них местах, и даже если где-то по пути они видели другого человека — были обязаны громко предупреждать, чтобы тот не смел и близко подходить. Поэтому совершенно непонятно, каким образом прокажённый не только оказался в городе, но и встретился с Иисусом — Которого всегда окружали толпы народа.
Во-вторых, прикасаться к прокажённому — это полное безумие с точки зрения и здравого смысла, и Закона Моисея. Проказа воспринималась иудеями не только как заразная болезнь тела, но и как своеобразная «печать греха», свидетельство о богооставленности — почему Иову и была послана именно такая болезнь для испытания его веры. Однако Христос переступает через эту логику закона — и прикасается к прокажённому.
И, наконец, третье. Казалось бы: вот произошло явное чудо — прокажённый после прикосновения Иисуса выздоровел. Что дальше делает Иисус? Он запрещает исцелённому рассказывать окружающим — и повелевает идти в Иерусалимский храм, чтобы показаться священникам — которые одни только и могли подтвердить реальность исцеления и разрешить человеку вернуться в общество. Исцелённый также был должен принести положенную жертву за очищение.
Другими словами, Иисус, вместо того, чтобы сделать из события хорошую пиар акцию, полностью дистанцируется от происходящего. Он не ищет славы людей. Она не то что Ему не нужна: она мешает Его деятельности.
О чем же призывает нас задуматься сегодняшнее чтение? О бескорыстности наших поступков. О том, как важно хотя бы иногда делать добрые дела без оглядки, с распахнутым сердцем, не ожидая ни благодарности, ни ответа, вообще ничего. Даже с риском для самих себя — ведь и Спаситель прекрасно понимал, что прикоснувшись к прокажённому, Он становится ритуально нечистым! Но ради блага человека Он спокойно шёл и на это внешнее нарушение ритуальных предписаний — потому что понимал, где здесь — существенное, а где — вторичное и вспомогательное.
Да, важно соблюдать установленные законы и правила — но в конкретном случае, когда они становятся преградой для блага данного человека — они могут быть и нарушены. Иногда верующие люди сталкиваются с непростой ситуацией: идёт пост, а близкие друзья, далёкие от церковной жизни, приглашают разделить с ними радость какого-то торжества: рождения ребёнка, заключения брака, или какого-то юбилея. Не пойти — будет неправильно, людей расстроишь своим отсутствием. А если пойти — совесть замучает, пост ведь — а там всё будет скоромное. И вот мучается человек, понять не может, как совместить кажущееся в его голове несовместимым.
Но если посмотреть на пост не как на бессмысленный ритуал, а как на инструмент для достижения вполне понятной цели — проблема сама собой разрешается. Пост — это генеральная уборка души с целью высвобождения места для воцарения в ней любви вместо привычного эгоцентризма. И если в данном случае проявлением настоящей любви к друзьям будет участие в праздничном застолье — значит, надо ни мало не смущаясь, идти и разделить с ними торжество — вкушая то, чем они будут угощать, и радуясь за близких — а не смущая окружающих постным лицом и пустой тарелкой, по которой весь вечер будет перекатываться пустая унылая картошка.
Научи же нас, Господи, искренности и бескорыстию в отношениях с ближними!
***
Священник Стефан Домусчи
Всякий, кто когда-нибудь участвовал в застолье и слышал тосты, которые произносятся участниками, знает, что неизменным пожеланием друг другу оказывается здоровье. Люди нередко подчеркивают, что здоровье — это самое главное, а все остальное может интересовать уже во вторую очередь. Говорят, если его нет, все оказывается ненужным…
Что сказать? С этим сложно спорить и любой, кто когда-нибудь болел, знает, что в этих словах много правды.
И все же, насколько бы парадоксально или даже нелепо это не звучало — здоровье не главное. По крайней мере христианство в этом уверено.
Нет, оно не пренебрегает здоровьем и считает его даром божьим, но и высшей ценностью его не считает.
Почему же это так?
Все дело в том, что христианство смотрит на человека не с точки зрения его комфорта, и оценивает его не по субъективным ощущениям. Обращаясь к каждому из нас, оно не просто спрашивает нас, как мы себя ощущаем? нравится ли нам наша жизнь? Оно ставит вопрос иначе: каковы мы с точки зрения добра и зла, правильного и неправильного?
Если же посмотреть именно так, можем ли мы сказать: что здоровый человек — самый лучший? Может быть он самый добрый? Или справедливый? Очевидно, нет. Совсем не обязательно. Да и вряд ли он самый счастливый…
И вот оказывается, что здоровье — важное, но все же совсем не главное. Ведь нередко бывает, что у человека и не болит ничего конкретного, а на душе неспокойно и он чувствует себя несчастным. А бывает, наоборот, тело болит, а на душе светло.
В сегодняшнем чтении мы видим человека, всего покрытого проказой, т.е. тяжело больного и по тем временам практически неизлечимого. Люди в таком состоянии могут унывать, злиться, отчаиваться и даже кощунствовать. Но ничего подобного мы в нем не видим. Конечно, мы чрезвычайно мало о нем знаем, но то, что знаем наверняка, говорит об обратном. Его тело было больно, но душа его была чистой и вера крепкой. Да и сама его просьба говорит о нем, как о человеке очень смиренном и кротком.
Мы столько раз встречали на страницах Евангелия людей требовательных, готовых на все ради исцеления, что сказанное им «если хочешь» просто поражает.
Перед нами человек удивительной силы духа и доверия Богу. Тяжелейшая болезнь не сломила его и не привела к недоверию и разочарованию. Из глубины своей скорби, простираясь по земле, он не кричит «Очисть меня!», но говорит «Господи, если Ты хочешь, можешь меня очистить». Здесь, конечно, слышится многое и вера в то, что Христос способен это сделать и готовность положиться на Его волю. Конечно, он пришел ко Христу не просто так. Он желает здоровья, но говорит так, как на самом деле должен говорить каждый христианин. И не только в болезни, а в любой ситуации. В его словах, мы слышим отголосок 142 псалма, в котором Давид говорит: «Покажи мне, Господи, путь мой, ибо к Тебе возношу я душу мою».
Обычно, когда мы оказываемся в ситуации, которая нам не нравится, мы просим у Бога избавления. Но Бог знает, что с нами происходит и устраивает все ко благу. Думать, что в твоем случае Он ошибся или что-то напутал, наивно… И поэтому правильнее думать по-другому: как мне стоит себя вести, чтобы принести добрый плод, чтобы научиться тому, чему Бог хочет меня научить, чтобы и в этих трудных обстоятельствах остаться Его учеником.
О Боге и Божьем человеке
(Лк.5:12–16)
Протоиерей Вячеслав Резников
Когда Господь исцелил прокаженного, Он велел ему во-первых «никому не сказывать», а во-вторых – «пойти и показаться священнику и принести жертву свою, как повелел Моисей». «Но тем более распространялась молва о Нем, и великое множество народа стекалось к Нему – слушать и врачеваться у Него от болезней своих. Но Он уходил в пустынные места и молился».
В жизни последующих учеников Христовых, преподобных и Богоносных отцов, видим нечто подобное. Как только подвижник достигает духовной высоты, Бог открывает дорогу в его уединение. И приходят не только те, кто хотел бы научиться идти тесным путем, но и те, кто хотел бы расширить свой путь, стесненный Божьей волей. И, как прежде Христос, так и во все времена – Божий человек не отвергает и таких. Сам добровольно несущий бремя болезни – других он исцеляет. Сам стремящийся предстоять Богу в уединенной молитве – он снисходит к самым обыденным людским делам. Однажды к преподобному Амвросию Оптинскому пришла крестьянка с просьбой помолиться о ее индюшках, и он обещал. И сказал окружающим: «ведь в этих индюшках вся ее жизнь»! Где истинная духовная высота, там нет высокомерного презрения к слабому.
И как Сам Господь, так и Божий человек не хочет, чтобы о нем шла молва. Чудеса он старается совершать прикровенно, например, посылает омыться в таком-то источнике. Как и Сам Господь однажды послал слепорожденного к Силоамской купели (Ин.9). А если уж невозможно скрыть силу своей молитвы, то он, как и Господь, искренне просит не разглашать об этом.
Исцеленным он говорит то же, что в разных случаях говорил Господь: «вера твоя спасла тебя» (Мф.9:22). Или: «вот ты выздоровел; не греши больше, чтобы не случилось с тобой чего хуже» (Ин.5:14). И главное, как сегодня мы слышали, Господь велел очистившемуся прокаженному «пойти показаться священнику и принести жертву за очищение свое, как повелел Моисей». И не какому-то особенному, но – просто священнику.
Новозаветному священнику дано несравненно больше, чем ветхозаветному. Ему дано поистине, а не условно прощать грехи и соединять человека с Богом. Своей жизнью он должен являть образ Иисуса Христа. Но все-таки священство не порождается личными качествами, а дается в епископском рукоположении. И Божий человек, который как раз осуществил в себе образ Христа, – все равно, вразумив и исцелив человека, посылает его «показаться священнику», который служит поблизости и у которого можно будет регулярно исповедоваться, просить совета и молитв о себе.
Конечно, далеко не от всякого священника услышишь то, что Филлипийцы слышали от Апостола Павла: «Бог свидетель: что люблю всех вас любовию Иисуса Христа» и «молюсь о том, чтобы любовь ваша еще более и более возрастала». Но за то у нас есть и Священное Писание, и множество примеров жизни истинных христиан. Посмотри во все это, как в зеркало, и постарайся вынуть бревно из своего глаза. И снова «покажись священнику». Ведь известная пословица: «каков поп, таков и приход», имеет и обратное действие. Над всеми нами Всеведущий и Всемогущий Господь. И Он даст достойным людям достойного пастыря. Одного мудрого старца прошлого века спросили: «Почему сейчас нет таких наставников, как раньше»? Он ответил: «Потому что сейчас нет истинных послушников, готовых принимать наставления и жить по ним».
Поэтому – и веруй, и не греши, и будь со священником. И если сам будешь усерден, то Господь подвигнет и твоего пастыря серьезнее относиться к своим обязанностям. А если он будет упорен в нерадении, то Господь отвергнет его, и хоть из камней воздвигнет тебе другого, которого ты достоин, и который достоин тебя во славу Божию и во спасение вам обоим.
|