16 Но кому уподоблю род сей? Он подобен детям, которые сидят на улице и, обращаясь к своим товарищам,
17 говорят: мы играли вам на свирели, и вы не плясали; мы пели вам печальные песни, и вы не рыдали.
18 Ибо пришел Иоанн, ни ест, ни пьет; и говорят: в нем бес.
19 Пришел Сын Человеческий, ест и пьет; и говорят: вот человек, который любит есть и пить вино, друг мытарям и грешникам. И оправдана премудрость чадами ее.
20 Тогда начал Он укорять города, в которых наиболее явлено было сил Его, за то, что они не покаялись:
11 Ибо Писание говорит: всякий, верующий в Него, не постыдится.
12 Здесь нет различия между Иудеем и Еллином, потому что один Господь у всех, богатый для всех, призывающих Его.
13 Ибо всякий, кто призовет имя Господне, спасется.
14 Но как призывать Того, в Кого не уверовали? как веровать в Того, о Ком не слыхали? как слышать без проповедующего?
15 И как проповедывать, если не будут посланы? как написано: как прекрасны ноги благовествующих мир, благовествующих благое!
16 Но не все послушались благовествования. Ибо Исаия говорит: Господи! кто поверил слышанному от нас?
17 Итак вера от слышания, а слышание от слова Божия.
18 Но спрашиваю: разве они не слышали? Напротив, по всей земле прошел голос их, и до пределов вселенной слова их.
19 Еще спрашиваю: разве Израиль не знал? Но первый Моисей говорит: Я возбужу в вас ревность не народом, раздражу вас народом несмысленным.
20 А Исаия смело говорит: Меня нашли не искавшие Меня; Я открылся не вопрошавшим о Мне.
21 Об Израиле же говорит: целый день Я простирал руки Мои к народу непослушному и упорному.
1 Итак, спрашиваю: неужели Бог отверг народ Свой? Никак. Ибо и я Израильтянин, от семени Авраамова, из колена Вениаминова.
2 Не отверг Бог народа Своего, который Он наперед знал. Или не знаете, что говорит Писание в повествовании об Илии? как он жалуется Богу на Израиля, говоря:
(Мф. 11:16-20) Мф.11:16. Но кому уподоблю род сей? Он подобен детям, которые сидят на улице и, обращаясь к своим товарищам,
Мф.11:17. говорят: мы играли вам на свирели, и вы не плясали; мы пели вам печальные песни, и вы не рыдали.
Здесь намекается на своенравие иудеев: им, людям своенравным, не нравились ни строгость Иоанна, ни простота Христова, но они подобны были капризным детям, которым не легко угодить: хоть плачь, хоть играй на свирели, – им не нравится.
Мф.11:18. Ибо пришел Иоанн, ни ест, ни пьёт; и говорят: в нём бес.
Мф.11:19. Пришел Сын Человеческий, ест и пьёт; и говорят: вот человек, который любит есть и пить вино, друг мытарям и грешникам.
Плачу уподобляет жизнь Иоанна, ибо Иоанн показывал многую строгость и в словах, и в делах, а жизнь Христа-свирели, так как Господь был очень приветлив ко всем, чтобы всех приобресть: благовествовал Царствие, и у Него ничуть не было той строгости, что у Иоанна.
И оправдана премудрость чадами её.
Господь говорит: так как жизнь Иоанна и Моя не нравится вам, но вы отвергаете все пути ко спасению, то Я, Премудрость, оказываюсь правым. У вас нет уже оправдания, и вы, конечно, будете осуждены, ибо Я все исполнил, и вы неверием своим доказываете, что я прав, так как не опустил ничего.
Мф.11:20. Тогда начал Он укорять города, в которых наиболее явлено было сил Его, за то, что они не покаялись:
После того как показал, что Он сделал все, что должно было сделать, они же остались нераскаянными, Господь далее укоряет иудеев.
Говорит Господь, что мы, не слушающие Евангелия, похожи на тех, которым поют веселые песни, - они не пляшут; поют печальные - они не плачут; ничего с ними не поделаешь. Обещают Царствие Небесное, пресветлое и прерадостное - не шевелимся, будто не нам говорят. Угрожают судом неумытным и муками нескончаемыми - не тревожимся, будто не слышим. Забиты, потеряли всякое чувство самосохранения истинного. Ведемся, как ведомые прямо на пагубу и никакой заботы о своей участи. Опустили руки, предались нечаянию: что будет, то будет! Вот каково положение наше! Не оттого ли так часты самоубийства? И это плод нынешних учений, нынешних взглядов на человека и его значение! Вот вам и прогресс! Вот и просвещение! Лучше уж совсем быть невеждою, да со страхом Божиим душу свою спасти, чем достигнув титла просвещенного, погибнуть на веки, во всю жизнь не вспомянув о том, что будет по смерти. Из слова Божия, определяющего и Царство Небесное и ад, не пройдет и иота едина: все будет как написано. Прими же всякий это к сердцу, как дело, лично тебя касающееся, и позаботься о себе, сколько есть сил, и сколько еще времени осталось.
Протоиерей Александр Шаргунов
Господь обличает неверие и жестоковыйность тех, кто отвергает проповедь спасения. «Кому уподоблю род сей?» – говорит Он. Он сравнивает этих людей с малыми детьми, которые играют, подражая взрослым, во взрослые свадьбу и похороны, изображая веселье и плач. Но поскольку это только игра, ничего серьезного не происходит. И точно такое же воздействие оказывает на этот род служение Иоанна Крестителя и Самого Христа.
Господь наш употребляет множество средств для спасения душ человеческих. Он хочет, чтобы все спаслись, и делает все для достижения этой цели. В притче это названо игрой на свирели и пением печальных песен. Господь играл нам на свирели в драгоценных обетованиях Евангелия и пел печальные песни в грозных предупреждениях Закона. Он играл нам на свирели в благодатных и милостивых деяниях Промысла Божия и пел печальные песни – посещая нас бедами и скорбями.
Объясняя притчу, Евангелие показывает нам различный характер служения Предтечи и Христа. Иоанн пришел – с печальными песнями, он не ест, не пьет, вся жизнь его – проповедь поста и покаяния, но они предпочитают не обременять себя воздержанием. Пришел Сын Человеческий, ест и пьет, и играет им на свирели, вступая в общение со всеми людьми, никого не отвергая. Казалось бы, те, кто не ужаснулся своим грехам жизни от суровых слов Иоанна, должны были быть привлечены к Богу кротостью и любовью Христа, от Которого апостол Павел научился быть всем для всех.
Но все оказалось напрасным для слишком многих: «вы не плясали и вы не рыдали». «Господи, кто веровал слуху нашему, и мышца Господня кому открылась?» Хуже всего, что, сами не принимая дар спасения, эти люди стараются возбудить у других недоверие и презрение к слову истины и его проповедникам. О Предтече они говорят: «в нем бес». Его печаль и суровость они объясняют воздействием на него сатаны. А Спасителя обвиняют в том, что Он «любит есть и пить вино». Могло ли быть сказано что-либо более лживое о Том, «Кто не Себе угождал», Чья жизнь была всецелым самоотвержением и служением другим, восхождением ко Кресту и Крестом? Они обвиняют Христа, что Он – друг мытарям и грешникам. Поистине Он – их самый лучший Друг, какой только когда-либо был у них, ибо Он пришел в мир спасти грешников.
Род сей «подобен детям, которые сидят на улице». Улица – это место праздности, или деловой сутолоки, или шумных развлечений. Умы и сердца сидящих здесь заполнены мирскими попечениями, которые заглушают проповеданное им слово, и, в конце концов, умерщвляют их самих. «И оправдана премудрость чадами ее». Христос – истинная мудрость, у Него сокрыты все сокровища премудрости. Крест Христов – для одних безумие и соблазн, для призванных же – Божия сила и Божия премудрость. Есть премудрость, сходящая свыше, и есть земная, душевная, бесовская.
«Тогда начал Иисус укорять города, в которых наиболее явлено было сил Его, за то, что они не покаялись». Христос начал Свою проповедь задолго до этого, но только сейчас мы слышим Его обличение. Мудрость зовет – вначале с любовью, но когда Ее призывы оказываются отвергнутыми, она обличает. Самое постыдное в их жизни было то, что они не покаялись. Проповедью Предтечи и Христа и Его апостолов было покаяние. Они играли на свирели и пели печальные песни, чтобы обратились сердца согрешивших к Богу. Христос обличал их за многие грехи, стараясь привести их к покаянию. Но когда они не покаялись, Он возвысил голос с грозным предупреждением, чтобы они увидели свое безумие и поняли, что нераскаянность означает невозможность исцеления их ран и смерть.
***
священник Стефан Домусчи
Как Мы представляем себе Бога? Нередко как Того, Кто сотворил мир, создал в нём некоторые правила и теперь строго требует их исполнения. Иногда, как того-то, кто буквально силой подчиняет себе людей. Поэтому в речи верующих нередко проскакивают такие слова: «Это тебя Бог наказал», «Это тебе Бог послал за то или за это или другое»…
Однако, такие люди не задумываются, над тем, что Богу не нужна любовь из-под палки, что Он сотворил нас свободными и ждет нашего свободного обращения. Он всемогущ и может поставить человека в любые условия. Условия настолько тяжелые, что ему не останется ничего, кроме того, чтобы ходить по струнке. Но насилие глубоко противно Божественной природе. Он зовет человека ко спасению, и предлагает разные пути, разные формы, при сохранении содержания. Мы можем вспомнить множество святых, которые жили в разные эпохи, имели разные профессии и социальный статус; можем вспомнить богатого юношу, который подошел к Христу и спросил Его «Что мне сделать, чтобы наследовать жизнь вечную». Спаситель предложил ему три пути, каждый из которых мог привести его к цели.
Сегодня мы слышим, как Христос говорит о людях, которые не хотят идти ко спасению, капризно находя отговорки то одного, то другого рода. Они не хотели идти за Иоанном Крестителем, потому что путь строгой аскезы, который он являл собой, смущал их, и они видели в нем нечто совершенно богопротивное, подобное беснованию… Не хотели они идти и за Христом, потому что Он был не настолько аскетичен как им хотелось, ел и пил с мытарями и грешниками.
Но рассказывая об их капризах, Христос говорит нечто ценное и нам самим. Он показывает пути, по которым можно идти, к которым своим примером призывал Предтеча и Он Сам. Ведь оказывается, что дело не в воздержании или вкушении пищи, а в том, как это делать. Можно не есть и не пить и не любить людей, можно есть и пить и любить людей быть милостивым к слабым и немощным.
Многие и сегодня не понимают насколько важно видеть разницу между целью и средством. Многим верующим кажется, что настоящим и единственно верным путем к Богу является путь отречения от мира и его благ, но вот в сегодняшнем чтении Христос говорит о себе, что Он ест и пьет и общается с людьми… Все потому, что аскеза является средством, средством важным, но не самоценным.
Итак, приводя два таких разных по содержанию примера, Господь, с одной стороны показывает нам, что дело не в методе, а в цели. Сами по себе еда и питье чисты и нечистыми их делает чрезмерность и зависимость от них. Неслучайно один из древних святых говорил, что все в мире чисто, потому что все сотворил Бог; все, кроме наших помыслов. В отличие от всего сотворенного Богом, они таковы, какими мы их делаем.
Один призывал к аскезе, другой ел и пил и жил среди людей. В итоге оба пути могут привести к цели того, кто не ищет причин отказаться, но умеет видеть за внешним внутреннее, за воздержанием и вкушением видеть любовь. По какому бы пути не пошел человек, если он не просто тренирует волю и не просто ест и пьет, но стремится воплотить любовь Божью – он оказывается чадом премудрости.
Но кроме этого, приводя подобные примеры, Господь напоминает нам, чтобы и мы не уподоблялись иудеям, капризно требуя от церкви то одного, то другого, но искали бы в ней свой спасительный путь.
О способах противления истине
Протоиерей Вячеслав Резников
Священное Писание говорит о Господе Иисусе Христе, что «всякий верующий в Него не постыдится», и что «всякий, кто призовет имя Господне, спасется». «Но как призывать Того, в Кого не уверовали? как веровать в Того, о Ком не слыхали»? Но разве может Бог, Который есть Любовь, обойти хоть одного человека? Разве может кому-то не послать слова спасения? «Во всю землю изыде вещание их, и в концы вселенныя глаголы их». Начал же Господь со Своего избранного народа. И уж они-то «разве… не слыхали»? «Разве Израиль не знал»? И если потом проповедовали простые человеки, то тогда – сам Иоанн Креститель, больший которого не восставал из «рожденных женами». И Сам Господь Иисус Христос, Спаситель мира!
А что же Израиль? Павел приводит слова пророка Исаии: «Господи! кто поверил слышанному от нас»? Но ведь учение Христово, это – свет, истина и любовь. Как можно от него отмахнуться? А очень просто. Вот два примера.
Пришел Иоанн Креститель. Он проповедует покаяние, и сам он великий подвижник: живет в пустыне, одевается в грубую одежду, «не ест, не пьет», – как сказал о нем Господь. И многие чтут и слушают его. А тот, кто не хочет отстать от греха, и в то же время стыдится сказать, что покаяние – плохое дело, – тот выдумывает клевету на самого проповедника и говорит: «в нем бес». Дескать, человек не может так жить, как Иоанн. Он не такой, как все. Он ненормальный – что его и слушать?
А вот второй пример. Пришел Иисус Христос, Сын Человеческий и Сын Божий. Он исцеляет больных, освобождает от власти бесов и тоже проповедует: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное». Но в отличие от Иоанна, Он живет среди людей, ест и пьет то же, что и они, входит в дома ко всем, в том числе и к грешникам. Казалось бы, если тебя смущает жизнь Иоанна, послушайся Иисуса, покайся, обратись от греха. Но теперь именно это и становится пунктом обвинения: «Вот Человек, Который любит есть и пить вино, друг мытарям и грешникам». Он такой же, как и все – что нам Его и слушать?
Вот так мы умеем и закрывать глаза на то, что прямо побуждает трудиться, и находить себе оправдание, произвольно толкуя слово Божие. Например, ленясь посещать храм, мы старательно выискиваем те места, где говорится, что Бог присутствует на всяком месте. И это, конечно, так. Но и Сам Господь посещал еще ветхозаветный храм, и ревновал о его святости. И первые христиане постоянно собирались вместе для молитвы и для причащения Святых Христовых Тайн.
А не желая поститься, мы с радостью находим в Евангелии, что ничто, входящее в уста, не оскверняет человека, и что Царство Небесное не пища и питие. Но никак не хотим видеть, что Господь и Сам постился, и говорил о пользе поста. И тому же потом учили Апостолы.
А как часто мы, видя рядом подвижника и праведника, вместо того, чтобы подражать его жизни, пытаемся отыскать хоть какой-то недостаток, хоть к чему-то придраться, чтобы потом говорить, как фарисеи о Христе: «Вот Человек, Который любит есть и пить вино, друг мытарям и грешникам». А если человек недоступен для таких обвинений, то говорим: «это фанатик». А кто такой фанатик? В переводе с греческого это значит: «стоящий насмерть». Все истинные христиане и всегда стояли за Христа насмерть, а языческий мир презирал их за непонятное упорство. Что для христианина похвала, то для язычника – ругательство.
И если мы тоже считаем себя христианами, то будем же, по крайней мере, читать Священное Писание и смотреть вокруг себя не с постыдной надеждой найти оправдание своим грехам и слабостям, но с твердым желанием познать и выполнить волю нашего Бога.
|