Иоанн Креститель
2 Иоанн же, услышав в темнице о делах Христовых, послал двоих из учеников своих
3 сказать Ему: Ты ли Тот, Который должен придти, или ожидать нам другого?
4 И сказал им Иисус в ответ: пойдите, скажите Иоанну, что слышите и видите:
5 слепые прозревают и хромые ходят, прокаженные очищаются и глухие слышат, мертвые воскресают и нищие благовествуют;
6 и блажен, кто не соблазнится о Мне.
7 Когда же они пошли, Иисус начал говорить народу об Иоанне: что смотреть ходили вы в пустыню? трость ли, ветром колеблемую?
8 Что же смотреть ходили вы? человека ли, одетого в мягкие одежды? Носящие мягкие одежды находятся в чертогах царских.
9 Что же смотреть ходили вы? пророка? Да, говорю вам, и больше пророка.
10 Ибо он тот, о котором написано: се, Я посылаю Ангела Моего пред лицем Твоим, который приготовит путь Твой пред Тобою.
11 Истинно говорю вам: из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя; но меньший в Царстве Небесном больше его.
12 От дней же Иоанна Крестителя доныне Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его,
13 ибо все пророки и закон прорекли до Иоанна.
14 И если хотите принять, он есть Илия, которому должно придти.
15 Кто имеет уши слышать, да слышит!
18 Итак, кого хочет, милует; а кого хочет, ожесточает.
19 Ты скажешь мне: «за что же еще обвиняет? Ибо кто противостанет воле Его?»
20 А ты кто, человек, что споришь с Богом? Изделие скажет ли сделавшему его: «зачем ты меня так сделал?»
21 Не властен ли горшечник над глиною, чтобы из той же смеси сделать один сосуд для почетного употребления, а другой для низкого?
22 Что же, если Бог, желая показать гнев и явить могущество Свое, с великим долготерпением щадил сосуды гнева, готовые к погибели,
23 дабы вместе явить богатство славы Своей над сосудами милосердия, которые Он приготовил к славе,
24 над нами, которых Он призвал не только из Иудеев, но и из язычников?
25 Как и у Осии говорит: не Мой народ назову Моим народом, и не возлюбленную — возлюбленною.
26 И на том месте, где сказано им: вы не Мой народ, там названы будут сынами Бога живаго.
27 А Исаия провозглашает об Израиле: хотя бы сыны Израилевы были числом, как песок морской, только остаток спасется;
28 ибо дело оканчивает и скоро решит по правде, дело решительное совершит Господь на земле.
29 И, как предсказал Исаия: если бы Господь Саваоф не оставил нам семени, то мы сделались бы, как Содом, и были бы подобны Гоморре.
30 Что же скажем? Язычники, не искавшие праведности, получили праведность, праведность от веры.
31 А Израиль, искавший закона праведности, не достиг до закона праведности.
32 Почему? потому что искали не в вере, а в делах закона. Ибо преткнулись о камень преткновения,
33 как написано: вот, полагаю в Сионе камень преткновения и камень соблазна; но всякий, верующий в Него, не постыдится.
(Мф. 11:2-15) Мф.11:2. Иоанн же, услышав в темнице о делах Христовых, послал двоих из учеников cвоих
Мф.11:3. сказать Ему: Ты ли Тот, Который должен придти, или ожидать нам другого?
Не потому, что не знает Христа, спрашивает Иоанн, ибо как он мог не знать Того, о котором свидетельствовал: «вот Агнец Божий». Но так как ученики завидовали Христу, то он посылает их, чтобы, видя чудеса, они уверовали, что Христос больше Иоанна. Поэтому и принимает вид, будто не знает и спрашивает: «Ты ли Тот, который должен придти, Тот, которого ожидают на основании Писаний, что придет во плоти?». Некоторые же говорят, что выражением: «который должен придти» Иоанн спрашивал о сошествии в ад, будто бы не зная об этом и как бы так говоря: «Ты ли Тот, который должен сойти в ад, или мы будем ждать другого?». Но это неразумно, ибо каким образом Иоанн, больший из пророков, не знал бы о распятии Христа и Его сошествии в ад, и это – после того, как он сам назвал Его Агнцем, потому что Он имел быть закланным за нас? Итак, Иоанн знал, что Господь сойдет с душою в ад, чтобы и там, как говорит Григорий Богослов, спасти тех, которые могли уверовать в Него, если бы Он воплотился в их дни, и спрашивает не потому, что не знает, но потому, что желает убедить учеников своих относительно Христа силой чудес Его. Ибо смотри, что Христос говорит в ответ на тот вопрос:
Мф.11:4. И сказал им Иисус в ответ: пойдите, скажите Иоанну, что слышите и видите:
Мф.11:5. слепые прозревают и хромые ходят, прокаженные очищаются и глухие слышат, мертвые воскресают и нищие благовествуют;
Мф.11:6. и блажен, кто не соблазнится о Мне.
Не сказал: «возвестите Иоанну, что Я Тот, который должен придти», но зная, что Иоанн послал учеников для того, чтобы видели чудеса, говорит: «скажите Иоанну, что видите», и тот, воспользовавшись данным случаем, конечно, еще больше, засвидетельствует обо Мне пред вами. Под благовествующими «нищими» разумей или проповедывающих евангелие, то есть апостолов, ибо они, как рыбари, были нищи и презираемы за свою простоту, или слушающих евангелие и весть относительно вечных благ. Показывая же ученикам Иоанна, что от Него не укрылось то, что они думают, говорит: «блажен, кто не соблазнится о Мне», ибо они имели большое сомнение относительно Него.
Мф.11:7. Когда же они пошли, Иисус начал говорить народу об Иоанне: чтó смотреть ходили в пустыню? трость ли, ветром колеблемую?
Возможно, что народ после того, как услышал вопрос Иоанна, соблазнился: не сомневается ли относительно Христа и Иоанн и не переменил ли он легко свое мнение, хотя раньше и свидетельствовал о Христе? Итак, устраняя это подозрение, Христос говорит: Иоанн не трость, то есть не непостоянен; ибо если бы он был таков, то как же вы ходили к нему в пустыню? Вы не пошли бы к трости, то есть человеку, который легко изменяется, но ходили к великому и твердому человеку. Таковым он и остается, каким вы его считали.
Мф.11:8. Чтó же смотреть ходили вы? человека ли, одетого в мягкие одежды? Носящие мягкие одежды находятся в чертогах царских.
Чтобы не могли сказать, что Иоанн, сделавшись рабом роскоши, впоследствии стал изнеженным, Господь говорит им: «Нет!» Ибо власяная одежда показывает, что он – враг роскоши. Если бы он носил мягкие одежды, если бы он хотел роскоши, то жил бы в царских палатах, а не в темнице. Узнай же, что истинный христианин не должен носить мягкие одежды.
Мф.11:9. Чтó же смотреть ходили вы? пророка? Да, говорю вам, и больше пророка.
Иоанн больше пророка, потому что другие пророки только предсказывали о Христе, этот же сам видел Его, что действительно очень важно. Кроме того, другие пророчествовали после своего рождения, а этот еще во чреве матери познал Христа и взыграл.
Мф.11:10. Ибо он тот, о котором написано: се, Я посылаю ангела Моего пред лицом Твоим, который приготовит путь Твой пред Тобою.
Ангелом назван и по причине ангельской и почти бесплотной жизни и потому, что возвестил и проповедовал Христа. Он приготовил путь Христу, свидетельствуя о Нем и совершая крещение в покаяние, потому что вслед за покаянием идет прощение грехов, каковое прощение дает Христос. После того как ученики Иоанна ушли, Христос говорит это, чтобы не показалось, что Он льстит. Сказанное же пророчество принадлежит Малахии.
Мф.11:11. Истинно говорю вам: из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя;
С утверждением объявляет то, что нет никого, кто был бы больше Иоанна; говоря же: «женами», исключает Самого Себя, ибо Сам Христос был рожден Девой, а не женой, то есть вступившей в брак. Но меньший в Царстве Небесном больше его. Так как много похвального высказал относительно Иоанна, то чтобы не подумали, что этот больше Его, то здесь с большей ясностью говорит: «Я – меньший по сравнению с Иоанном и по возрасту, и, по вашему мнению, больше его в отношении к духовным и небесным благам, ибо здесь Я меньше его и потому, что он почитается у вас великим, но там Я – больше его».
Мф.11:12. От дней же Иоанна Крестителя доныне Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его.
По-видимому, это не стои́т в связи с тем, что сказано раньше, но в действительности не так. Обрати внимание: сказав Своим слушателям о Себе, что Он больше Иоанна, Христос возбуждает в них веру в Себя, показывая, что многие восхищают Царство Небесное, то есть веру в Него. Это дело требует большого напряжения: какие усилия нужны, чтобы оставить отца и мать и пренебречь своей душой!
Мф.11:13. ибо все пророки и закон прорекли до Иоанна.
И здесь та же последовательность, что и выше. Ибо Господь говорит: «Я – Тот Самый, который идет, потому что все пророки исполнились, но они не исполнились бы, если бы Я не пришел; поэтому больше не ждите ничего».
Мф.11:14. И если хотите принять, он есть Илия, которому должно придти.
Господь говорит: «если хотите принять», то есть если будете судить здраво, чуждые зависти, то это тот, которого пророк Малахия назвал грядущим Илиею. Ибо и Предтеча, и Илия имеют одно и то же служение: один был предтечей первого пришествия, другой же будет предтечей грядущего. Затем, показывая, что это – притча, что Иоанн есть Илия и что нужно размышление для достижения ее, говорит:
Мф.11:15. Кто имеет уши слышать, да слышит!
Возбуждает этим их к тому, чтобы они спросили Его и узнали.
«Царствие небесное нýдится, и нýждницы восхищаютъ е» (Мф.11:12). Нудится Царствие, то есть с нуждою, с трудом, усилиями и тяжкими подвигами достигается; потому и достигает его только тот, кто ведет жизнь притрудную, подвижническую. Этим на пути к Царствию отрицается всякого рода утешность. Утехи всех сортов удаляют от Царствия, а у нас ныне только и забот что об утехах, изредка душевных, а больше плотских: есть, пить, веселиться, гулять и роскошествовать во всем. Царствию сказали: «прошу тебя, извини меня», хоть и в нем пир, и пир царский, какого и на ум никому не придет приготовить, да вкусы у нас не те. Что там сладким считается, то нам горько; что там приятно, то нам противно, что там веселит, то нас тяготит – разошлись совсем. И Царствие с нуждницами, восхищающими его, отходит от нас. Мы и рады, даже готовы поскорее бы прогнать их и речи уже о том заводим, да лукавый все как-то не ухитряется это уладить.
Протоиерей Александр Шаргунов
В Евангелии от Матфея четырежды говорится об Иоанне Предтече, и всякий раз – по отношению ко Христу. Иоанн Предтеча проповедует Царство Божие и крестит Христа. После взятия Иоанна Предтечи под стражу Спаситель начинает проповедовать. Иоанн из своей темницы задает вопросы о Христе, и Христос задает вопросы народу об Иоанне. Об этом – сегодняшнее Евангелие. И, наконец, мученическая смерть Иоанна открывает вторую половину служения Спасителя.
«Иоанн же, услышав в темнице о делах Христовых, послал двоих из учеников своих сказать Ему: Ты ли Тот, Который должен придти, или ожидать нам другого?» Некоторые святые отцы говорят, что таким образом Предтеча, будучи сам непоколебимым в вере, употребляет пастырскую педагогику: он хочет, чтобы его ученики сами убедились, что перед ними – подлинный Мессия.
Другие видят это событие в ином свете. Иоанн – в темнице, в четырех стенах каменной крепости, и Господь попускает ему быть испытанным самым страшным испытанием. Вера большего из рожденных женами подвергается нападкам искусителя. Вражий голос пытается замутить его душу сомнением: «Ты видишь, что Иисус вовсе не Мессия. Он не в состоянии даже вывести тебя из твоей темницы». Иоанн Предтеча жил ожиданием победоносного Мессии, помазанника Господня, Того, кто избавит Израиля от всех врагов его. Сына Человеческого, возвещенного Даниилом, грядущего на облаках небесных, изнести суд нечестивым и погубить их дыханием уст Своих. Этого Мессию проповедовал Иоанн в пустыне народу: Судию с секирой в руке, Который уже теперь срубит все бесплодные деревья, Небесного Веятеля с лопатой в руке, Который отделит пшеницу от плевел.
И вот, все не так. Неужели Христос обманул? Неужели Бог обманул? Бог часто обманывает нас. Он оказывается совсем не таким, каким мы Его воображали. Он приводит нас в полное недоумение. А нам по-прежнему нужно, чтобы Бог все совершил по нашей воле. И чтобы Он соответствовал тому образу, который мы придумали для Него.
Объясните, пожалуйста, почему Бог оставляет Своего лучшего избранника в темнице? Почему Бог не защищает тех, кто жизнь свою посвящает Ему? Почему Он не заступится за всех, неправедно гонимых ради Него? Почему, кажется, Сам Бог все время побеждаем Его врагами? Почему в мире такое торжество зла, и все больше умножаются несчастья, страдания, и все больше властвует смерть?
Господи, дай нам, наконец, ответ: Ты ли Тот, Кто должен принести нам радость, жизнь, мир или ждать нам другого? Можем ли мы продолжать надеяться на Тебя или идти нам по другим дорогам? Темная беспросветная ночь наступает в темнице святого Иоанна Предтечи, ради избавления от которой приобщится богооставленности наш Господь.
«И сказал им Иисус в ответ: пойдите, скажите Иоанну, что слышите и видите: слепые прозревают и хромые ходят, прокаженные очищаются и глухие слышат, мертвые воскресают и нищие благовествуют». Христос не отвечает прямо на поставленный вопрос. Он не говорит: «Я Тот, Кто должен придти». Он хочет, чтобы вопрошающий сам дал ответ на свой вопрос. Обращаясь к Исаие и другим пророкам, Господь показывает, каким будет Мессия, Которого они ждут. Он не сразу придет с судом и победой, но явит великое милосердие к страждущим людям – к слепым, хромым, прокаженным, глухим. И глубокий смысл Его спасительных действий раскрывается в последних словах пророчества: мертвые воскресают – смерть побеждена, нищие просвещены светом новой жизни. В этом – благая весть! Подлинное знамение, что Бог пришел, что Царство Его уже началось – в нашем приобщении Его любви. Мы не должны «ждать другого».
Ответ Спасителя Предтече становится таким образом для каждого христианина и для всей Церкви обращенным к нам вопросом: наша Церковь сегодня является ли присутствием любви Христовой или должны мы ждать другую Церковь? «И блажен, кто не соблазнится о Мне», – говорит Христос. Проповедник покаяния, к которому шли толпы на берега Иордана, сам еще нуждается в более глубоком обращении. Предтеча Господень призывается верить в Бога даже в плененности, принимая избавление от нее не освобождением всесильного Бога, но своей собственной смертью, которой он приобщится последующей за этим смерти Самого Мессии на Кресте. Наша вера это не то, что дано нам раз и навсегда. Как поучительно для нас видеть подвижника, святого, величайшего пророка, который призывается возрастать в вере и не соблазняться о Господе.
И Господь возносит хвалу Иоанну Крестителю. «Кто Ты?» – спрашивает из тюрьмы Предтеча через Своих учеников Спасителя. «Что вы думаете об Иоанне? – спрашивает Господь народ. – Кто он? Трость ли ветром колеблемая? Один из тех, кто царствует в этом мире? Или пророк?» Нет, он – не трость, колеблемая каким угодно ветром, это мужественный человек пустыни, твердое исповедание веры которому стоило заключения в темницу. И он не из тех, кто привык жить в роскоши. «Это пророк и больше, чем пророк, – говорит Христос. Ибо он тот, о котором написано: се, Я посылаю Ангела Моего пред лицем Твоим, который приготовит путь Твой пред Тобою». Христос говорит о Боге Отце, Который послал впереди Него Предтечу. Открывая народу тайну служения Иоанна Крестителя, Он одновременно открывает Себя как Мессию. История рода человеческого на повороте. С пришествием Христа в мир начинается новая эпоха. И потому Предтече дается исключительное служение. Но поистине самый святой, самый великий праведник Ветхого Завета меньше, чем меньший в Царстве Небесном, вход в который открывается только Крестной смертью и воскресением Христовым. С того времени, как Бог стал Слугою всех, подлинное величие заключается в умалении себя. И глубину этого умаления до конца нам дано постигнуть в последнем испытании Предтечи.
«От дней же Иоанна Крестителя доныне Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его». Самые грешные в мире люди призываются к святости. Но надо сильно возжелать этого дара, исполниться решимости и пламенеющей ревности по истинной жизни и не пожалеть никаких усилий для достижения ее.
Отринув гибельную теплохладность, мы должны, по слову Апостола, бежать, бороться, сражаться, преодолевать всякое противостояние нашей вере внутри и извне. Быть готовыми заплатить любую цену за дар благодати, ни за что не отходить от Бога, не получив от Него благословения. Все святые свидетельствуют: «Никто не восходил на небо, живя прохладно». Служение Предтечи было началом Нового Завета. «И если хотите принять, – говорит Христос, – он есть Илия, которому должно придти». Закон и пророки, и Илия – до Иоанна, и Иоанн – Илия Нового Завета, тот, кто пришел в духе и силе Илииной (Лк. 1:17). Подобно Илии, он научит вас покаянию и уготовит к принятию Господа. Христос – Спаситель, а Иоанн – Илия для тех, кто хочет принять истину.
«Кто имеет уши слышать, да слышит!» – торжественно провозглашает Господь. Дело Божие – чрезвычайно важно и касается всех. Господь ничего не требует от нас, кроме того, чтобы мы должным образом употребляли наши естественные способности, такие, например, как способность слышать, полученные от Него.
***
Священник Стефан Домусчи
Искренние и думающие люди всегда находятся в некотором внутреннем поиске, всегда переживают по поводу своей позиции, своей правоты. Дело не в том, конечно, что они обязательно в ней сомневаются… Просто их принятие чего бы то ни было, всегда остается живым и осознанным и никогда не становиться слепым и формальным. Любой человек, верующий он или неверующий, всегда должен спрашивать себя: прав ли я? Что дает мне эту внутреннюю уверенность? Человек находящийся на правильном пути укорениться в нём ещё больше, тот же кто находится на ложном – будет иметь шанс исправиться.
В сегодняшнем евангельском чтении мы слышим как Иоанн Креститель посылает своих учеников ко Христу спросить Его: Тот ли Он, Кто должен прийти или им ждать другого?
Действительно ли Иоанн Креститель сомневался и не был уверен во Христе или, зная о своей грядущей смерти, он искал возможности наставить сомневающихся учеников? Так или иначе, люди встречавшие Христа нередко сомневались в том, действительно ли Он Мессия или, может быть, он просто очередной проповедник, которого стоит послушать, но за которым не стоит идти до конца. Сомневались, потому что надеялись увидеть в Мессии сильного политического лидера, того, кто сможет повести за собой народ. В то же время, во Христе они видели чудотворца, целителя, проповедника, но не видели политика, не видели, чтобы Он искал власти и силы… И многие начинали задумываться «Он ли это?»
Как мы знаем, отвечая, Христос не говорит лишних слов, не приводит каких-то рациональных доказательств, но призывает верить своим делам, слепые прозревают и хромые ходят, мертвые воскресают… Он завершает словами «Блажен, кто не соблазнится обо Мне».
Вопрос о Христе, звучит не только из глубины веков, многие из нас задают его и сегодня. Мы приходим в Церковь, приходим к Богу, но при этом ищем чего-то своего, решения проблем, исполнения желаний… На этом пути, Христос, не исполнивший просьб, заставляет задуматься, тот ли Он, за кем надо идти? Человек, прошедший это испытание, открывает для себя простую истину: мы приходим в Церковь, чтобы принять Божье, а не найти свое. Требовать от Бога своего – значит не понимать Его. Он пришел для того, чтобы вернуть нас на истинный путь, а не для того, чтобы исполнять наши желания. Такое принятие воли Божьей о себе оказывается очень трудным… Неслучайно, рассказывая о самом Иоанне Крестителе, Господь возвеличивает его и напоминает о том, насколько он был верен Божьему замыслу о себе.
Для тех, кто не соблазнится и останется со Христом, начинается новая жизнь, жизнь причастная Его Царству. Она будет настолько полной, что меньший в ней, окажется большим, чем Иоанн Креститель. Но жизнь эта предполагает усилия, и только употребляющие усилие восхищают его. Действительно, когда иудеи ждали Мессию, они думали, что он придет и победит вместе с ними и за них. Они верили, что они войдут в его царство просто благодаря своей крови и благодаря своему происхождению. Но такие надежды оказывались ложными. Ни происхождение, ни политический выбор, ни чтобы то ни было другое, кроме внутреннего духовного усилия не является для человека необходимым на этом пути. Если ты пришел ко Христу, будь готов принять от Него цель твоей жизни, будь готов учиться у Него, и употребляй все свои силы на этом пути, ведь Его Царство не просто приходит, не случается как нечто внешнее и от тебя не зависящее. Оно зреет в сердце, даруется как ответ на личное усилие. Усилие тех, кто имеет мужество и решимость слышать Его призыв.
Протоиерей Александр Глебов
Сегодняшнее евангельское чтение раскрывает перед нами очень необычный эпизод. Это рассказ о человеческой слабости и маловерии. В слабости и маловерии, конечно, ничего необычного нет, и каждому из нас иногда свойственны такие состояния. Но это то, что касается нас, обыкновенных людей, а вот когда речь идет о людях великих, – я имею в виду с религиозной точки зрения великих, о святых, о подвижниках, о тех, к кому мы обращаемся с молитвой, – то часто в нашем сознании их слова и дела лишены какого-либо изъяна или несовершенства. Мы бываем склонны человеческую святость отождествлять с безгрешностью и безошибочностью, и частную точку зрения или высказывание того или иного святого иногда ставим вровень со словом Божиим, а то и выше его.
И вот сегодня евангелист Матфей повествует нам о проявлении слабости, сомнения и маловерия у очень сильного духом человека, у того великого праведника, о котором не людская молва и не человеческая оценка, а Сам Господь сказал: «Истинно говорю вам: из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя».
Так Христос сказал о Своем современнике, о Своем родственнике, о пророке Иоанне Предтече. Но сначала несколько слов о том, кем же был Иоанн Креститель, Предтеча Господа Иисуса Христа.
Церковь в своем богословии и песнопениях именует его печатью пророков. То есть таким пророком, который как бы запечатал пророческое служение, завершил его. Завершил вереницу этих богоизбранных мужей древности, которые не давали угаснуть на земле слову Божию, которые не давали возможности погрязнуть этому миру в пороках и беззакониях, которые пробуждали в людях совесть и сохраняли в их сердцах память о Боге.
Сегодня в сознании многих пророк – это тот человек, который в первую очередь пророчествует о том, что произойдет, который предсказывает будущее. Это неправильное представление о сути пророческого дара: пророк – это не предсказатель. Пророк – это человек, которому Господь открывает Свою волю. И откровение Божие могло касаться как будущего, так и настоящего и даже давно прошедшего.
Как, скажем, мы называем Моисея пророком. Но ведь он ничего не говорил о том, что будет. Моисей получил откровение от Бога о том, что было за миллионы лет до того, как появился на земле человек. Бог открыл ему историю творения мира, которую Моисей записал в образной форме, как творения шести дней, чтобы это было хоть как-то приемлемо для сознания древних людей.
Но самая существенная часть пророческого служения заключается в том, что они были глашатаями правды Божией. Это были люди, которых невозможно было купить, невозможно было запугать или приманить лестью; они призывали людей к совершенству, к нравственному совершенству и покаянию. И последним из таких пророков был Иоанн Креститель. На нем пророческое служение завершилось.
О чем, кстати, и говорит Господь в сегодняшнем Евангелии. Он говорит: «Все пророки и закон прорекли до Иоанна». Пророческое служение подготавливало иудейский народ к принятию Христа, как, кстати, и закон Моисеев, который апостол Павел назвал детоводителем ко Христу. Детоводитель – это воспитатель, который ведет ребенка за руку, в данном случае ведет ко Христу, дабы еврейский народ, как непослушный ребенок, не уклонился от правильного пути.
Но Христос пришел, а потому смысл пророческого служения, как подготавливающего людей к должному принятию Христа исчерпан. И после Иоанна Крестителя пророков не было и не будет.
Иоанна Предтечу Господь возвеличил над всеми пророками. И это несмотря на то, что среди них были люди с колоссальным духовным авторитетом, такие, как Моисей, Илия, Исаия и многие другие. Но Господь над всеми ними возносит имя Иоанна Крестителя, ибо его служение было совершенно особым.
Это был действительно особый человек, особый избранник Божий. Как говорит евангелист Лука, что когда он был еще во чреве матери своей, то был предочищен Духом Святым, чтобы послужить приходу в мир Спасителя.
А вот в чем заключалось его спасение (служение?)? Мы знаем, что одни и те же слова, произнесенные в присутствии нескольких человек, могут иметь совершенно разный результат и отклик разный в сердцах человеческих.
Это, кстати, даже Сам Господь сказал об этом притчу, притчу о сеятеле. Одни воспринимают сказанное близко к сердцу, их волнуют эти слова, они берут их как направление в жизни. Другие с радостью воспринимают, но по легкомыслию своему быстро забывают. Другие воспринимают, но суета этого мира затмевает слово Божие. У кого-то похищает диавол. Так вот смысл пророческого служения Иоанна Предтечи заключался в том, чтобы уготовать путь Господень. То есть расположить сердца людей к принятию слова Божия, принятию Христова учения. И кто внимал его проповеди, тех в знак покаяния и изменения жизни он крестил в водах реки Иордан.
Мы очень мало знаем о его жизни. Известно лишь, что он очень долго, большую часть своей жизни, провел в пустыне, одевался во власяницу, питался сухой саранчой, которая называется акриды и медом диких пчел. Для нас это пища странная и неприемлемая, но на востоке она имела распространение и спасала жизнь многим людям, заблудившимся в пустыне. Потом мы знаем о проповеди Иоанна Предтечи, о том, что он крестил людей, что он крестил Господа Иисуса Христа и удостоился откровения великой тайны о том, что Бог – Един по существу и Троичен в лицах.
А вот сегодня мы слышали, как, несмотря на избранничество от чрева матери своей, несмотря на высоту своей духовной жизни, Иоанн Креститель предстает перед нами как обыкновенный человек. И Евангелие честно повествует нам не только о силе Божией, но и о немощи человеческой, даже среди самых великих и избранных Богом людей.
Да, с одной стороны, Иоанн Креститель – это великий подвижник и праведник, но с другой стороны, человек, которого обуревают такие же мысли и те же сомнения, которые часто обуревают и нас, простых и грешных людей.
Вы посмотрите, он был предочищен от чрева матери своей, он имел откровение свыше, он слышал голос Отца небесного, был свидетелем явления Триединого Бога; но за обличение царя Ирода он попадает в тюрьму, и вот здесь им овладевают сомнения. Он посылает к Господу Иисусу Христу своих близких, и как бы переспрашивает через них Его: Ты ли Тот, Кого мы ждем? То есть, действительно ли Ты – Христос или нет?
Не правда ли странно? Да, это проявление человеческой немощи, которая свойственна абсолютно всем людям, даже находящимся на высоте духовного развития. Господь через посланных отвечает ему следующим образом. Он говорит: Скажите Иоанну, что слепые видят, хромые ходят, мертвые воскресают, нищие благовествуют и блажен, кто не усомнится обо Мне.
Люди пришли, передали ему слова Христа, которые подкрепили Иоанна Крестителя в его испытании.
Вот это важное свидетельство, которое неслучайно содержится в Евангелии и которое еще раз нам напоминает, что есть Бог и есть люди, и что абсолютная непогрешимость и абсолютная истина содержится только в слове Божием. Нам могут казаться интересными и близкими мысли, высказывания и поучения какого-нибудь святого, может быть, особо нами почитаемого. Но только их надо всегда сверять с тем, что сказал Господь, чтобы не было никаких противоречий, и чтобы жизнь наша строилась на слове Божием, а не на человеческих преданиях.
В сегодняшнем Евангелии Господь произносит фразу, может быть, не до конца всем понятную. Он говорит: «Истинно говорю вам: из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя; но меньший в Царствии Небесном больше его. От дней же Иоанна Крестителя доныне Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его».
Здесь как бы явное противоречие. С одной стороны, нет более великого человека, чем Иоанн Креститель, а с другой стороны, для него недоступно Царство Небесное: меньший в Царстве Небесном больше его, – говорит Господь. Ну а если уж для Иоанна Крестителя недоступно Царство Небесное, то кто вообще тогда может его наследовать?
А вот на то время, когда Христос произносил эти слова, Царство Небесное не мог наследовать никто. Даже такой великий праведник, как Иоанн Креститель. Ведь сама возможность обретения Царствия Божия была дарована людям только через Крест и Воскресение Спасителя. В этом, собственно, и различие между людьми Ветхого Завета и Нового Завета, людьми, жившими до Христа и после Него.
Я не буду вдаваться в догматические подробности, скажу лишь, что цель искупительной жертвы Христа как раз и заключалась в том, чтобы спасти людей от безраздельной власти диавола, и дать нам возможность обрести Царствие Божие. До Воскресения Христа праведник ни в жизни, ни в смерти Бога не обретал. Со времен грехопадения Адама все его потомки, весь род человеческий был лишен Царствия Божия, и в их числе самый последний и самый великий пророк Иоанн Креститель. Воскресение Христово в корне изменило эту ситуацию. И те, кто стремится к Царствию Божию, получают его.
Да, непросто это дается, о чем в сегодняшнем Евангелии и предупреждает Господь. Он говорит, еще раз напомню: «От дней же Иоанна Крестителя доныне Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его». Силой, усилием, узким и тернистым путем исполнения Христовых заповедей обретают люди Царствие Божие. Обретают не только в вечности, но и в своей земной жизни они ощущают начаток этого Царства в сердце своем.
Как говорит Господь: «и употребляющие усилие восхищают его». Восхищают, то есть предвосхищают то блаженное состояние, которое во всей полноте будет явлено в вечности. Это состояние невозможно выразить словами. Оно неподвластно земному опыту людей, но о нем очень хорошо сказал апостол Павел: «Не видел глаз, не слышало ухо и не приходило на сердце человека то, что уготовал Господь любящим Его». Аминь.
|