Гюстав Доре. Укрощение бури.
22 В один день Он вошел с учениками Своими в лодку и сказал им: переправимся на ту сторону озера. И отправились.
23 Во время плавания их Он заснул. На озере поднялся бурный ветер, и заливало их волнами, и они были в опасности.
24 И, подойдя, разбудили Его и сказали: Наставник! Наставник! погибаем. Но Он, встав, запретил ветру и волнению воды; и перестали, и сделалась тишина.
25 Тогда Он сказал им: где вера ваша? Они же в страхе и удивлении говорили друг другу: кто же это, что и ветрам повелевает и воде, и повинуются Ему?
12 Желаю, братия, чтобы вы знали, что обстоятельства мои послужили к большему успеху благовествования,
13 так что узы мои о Христе сделались известными всей претории и всем прочим,
14 и большая часть из братьев в Господе, ободрившись узами моими, начали с большею смелостью, безбоязненно проповедывать слово Божие.
15 Некоторые, правда, по зависти и любопрению, а другие с добрым расположением проповедуют Христа.
16 Одни по любопрению проповедуют Христа не чисто, думая увеличить тяжесть уз моих;
17 а другие — из любви, зная, что я поставлен защищать благовествование.
18 Но что до того? Как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно, я и тому радуюсь и буду радоваться,
19 ибо знаю, что это послужит мне во спасение по вашей молитве и содействием Духа Иисуса Христа,
20 при уверенности и надежде моей, что я ни в чем посрамлен не буду, но при всяком дерзновении, и ныне, как и всегда, возвеличится Христос в теле моем, жизнью ли то, или смертью.
(Лк. 8:22-25) Лк.8:22. В один день Он вошел с учениками Своими в лодку и сказал им: переправимся на ту сторону озера. И отправились.
Лк.8:23. Во время плавания их Он заснул. На озере поднялся бурный ветер, и заливало их: волнами, и они были в опасности.
Лк.8:24. И, подойдя, разбудили Его и сказали: Наставник! Наставник! погибаем.
Господь засыпает с особенным намерением, именно: чтобы доставить упражнение ученикам и испытать, какова их вера, останутся ли они без смущения от искушений. Оказывается, что они слабы. Они обнаруживают веру не совершенную, но смешанную с неверием. Ибо веруют, что Он может спасти, но как маловерные говорят: спаси! «погибаем». А если бы они имели совершенную веру, то были бы вполне убеждены, что для них даже невозможно погибнуть тогда, когда с ними находится Всемогущий.
Но Он, встав, запретил ветру и волнению воды; и перестали, и сделалась тишина.
Чтобы сила Его была очевиднее, Он допустил их смутиться. Ибо мы, люди, обыкновенно более помним того избавителя, который спас нас от большой опасности. Поэтому Он восстал и спас их не в начале, но когда они были на краю опасности.
Можешь усматривать и переносный смысл. Настоящее событие есть образ того, что случилось с учениками впоследствии. Озеро есть Иудея, на которую нашла сильная буря неистовства против Христа, каким неистовствовали иудеи при распятии Господа. Смутились и ученики, ибо все оставили Его и бежали. Но Господь встал от сна, то есть воскрес, и — ученики опять успокоились. Ибо, представ пред ними, Он сказал: «мир вам» (Ин. 20:19). Таков переносный смысл сего места.
Лк.8:25. Тогда Он сказал им: где вера ваша? Они же в страхе и удивлении говорили друг другу: кто же это, что и ветрам повелевает и воде, и повинуются Ему?
«Кто же это?» они говорят это не в смысле сомнения, но в чувстве удивления. Они как бы так сказали: «Кто сей», то есть какой Он великий и дивный, и какой властью и силой творит это?!
(Лк. 8:22-25). Садясь в лодку, чтоб переплыть на другую сторону озера, думали ли апостолы, что встретят бурю и подвергнут жизнь свою опасности? Между тем, вдруг поднялась буря, и они не чаяли уже остаться живыми. Таков путь жизни нашей! Не знаешь, как и откуда налетит беда, могущая уничтожить нас. То воздух, то вода, то огонь, то зверь, то человек, то птица, то дом, словом, все окружающее вдруг может превратиться в орудие смерти нашей. Отсюда закон: живи так, чтоб каждую минуту быть готовым встретиться со смертью и небоязненно вступить в ее область. Сию минуту жив ты, а кто знает, будешь ли жив в следующую? По этой мысли и держи себя. Делать все делай, что следует по порядкам жизни твоей, но никак не забывай, что можешь тотчас переселиться в страну, откуда нет возврата.
Непамятование о сем не отдалит определенного часа, и намеренное изгнание из мысли этого решительного переворота не умалит вечного значения того, что будет с нами после него. Предав жизнь свою и все в руки Божии, час за часом проводи с мыслию, что каждый из них час последний. В жизни от этого умалится число пустых утех, а в смерти неиссчетно будет вознаграждено это лишение радостью, которой ничего нет равнаго в радостях жизни.
Протоиерей Александр Шаргунов
Христос повелевает Своим ученикам отправиться в плавание. Он вошел с ними в лодку, и отправились. Когда Христос посылает Своих учеников, Он идет вместе с ними. И те, кому сопутствует Христос, могут смело и безбоязненно идти куда угодно. Он сказал им: «Переправимся на ту сторону». Те, кто отправляется в плавание среди тишины и по слову Христову, тем не менее, должны быть готовы к буре. «На озере поднялся бурный ветер, и заливало их волнами, и они были в опасности». Во время бури Христос спал. Он нуждался в телесном упокоении. Его благодатное присутствие было с учениками среди бури, но Он спал, как бы медля дать им избавление.
Так Господь часто испытывает нашу веру и терпение и делает спасение более радостным, когда бедствие достигает последнего предела. Нашего жалобного вопля довольно, чтобы пробудить Его и явиться нам. Они вскричали: «Наставник! Наставник! погибаем». Есть один надежный способ заставить умолкнуть наши страхи — предать их Христу. Те, кто искренне призывает Его как своего Наставника, могут быть уверены, что Он не даст им утонуть. Дело Христово — утишать все бури в душе человеческой и в истории, тогда как дело сатаны — вздымать их. Господь «встав, запретил ветру и волнению воды; и перестали, и сделалась тишина». Это событие, можно сказать, находится в центре всей жизни Церкви.
Пространное повествование о буре в книге Деяний (Деян. 27:13-44) — показывает постоянный покров Христа над Его служителями. Священное Писание очень часто напоминает, что Бог Израилев спас Свой народ от вод моря Чермного. «Отправляющиеся на кораблях в море, производящие дела на больших водах, видят дела Господа и чудеса Его в пучине», — говорит псалом. — Когда высоко поднимаются волны, восходя до небес, нисходя до бездны, душа плавающих истаевает в бедствии». «Они кружатся и шатаются, как пьяные, и вся мудрость их исчезает. Но воззвали ко Господу в скорби своей, и Он вывел их из бедствия их. Он превращает бурю в тишину и волны умолкают. И веселятся, что они утихли, и Он приводит их к желаемой пристани» (Пс. 106:23-30). Эти слова Псалма звучат как описание той бури, о которой рассказывает сегодняшнее Евангелие, или как пророчество о ней.
Защищая Своих учеников всесильным словом и немедленно избавляя их от опасности, Христос являет Себя как Бог. Вопрос учеников в конце повествования не просто предваряет вопрос Ирода о Христе: «Кто Этот, о Котором я слышу такое?» (Лк. 9:9). Он поставлен теми, кто знает, что только Бог повелевает ветрам и водам (Пс. 103:6-7).
Истинное исповедание определяется глубиной веры. Во время плавания ученики обращаются к Своему Господу со словами, не лишенными доверия. Однако когда буря стихает, Господь задает им вопрос, звучащий как упрек: «Где вера ваша?» Когда опасности минуют, нам становится стыдно, как тем первым ученикам, за наше малодушие, но мы должны уметь, как они, принести Господу изумление перед Его силой. Многие из тех, кто не сомневается в своей вере, взыщут ее, когда она будет нужнее всего на свете. Самое малое испытание порой лишает нас мужества. Теперь ученики воздают Господу хвалу в страхе и трепете. Те, кто убоялся бури, трепещут Того, Кто утишил ее, и спрашивают друг друга: «Кто это?»
Слабость их веры обнаруживается в том, что они увидели в заснувшем Господе угрозу своему спасению. На самом деле этот сон чудесно изображает присутствие-отсутствие Христа в Его Церкви после Пасхи. Мы приглашаемся верить, что, несмотря на отсутствие видимого вмешательства Господа в ход истории, Его покров не оставляет нас. Хорошо молиться словами Псалма: «Восстани, что спишь, Господи! Пробудись, не отринь навсегда» (Пс. 43:24). Но блаженны те, кто, невзирая ни на какую видимость, веруют, что Господь — хранитель их, и не дремлет и не спит хранящий Израиля (Пс. 120:4-5).
***
Протоиерей Павел Великанов
Картина спящего на корме Иисуса, в то время как лодка едва ли не тонет, бросаемая из стороны в сторону морской стихией – очень показательна. Недаром к этому евангельскому сюжету столь часто обращаются и художники, и иконописцы. Всё вокруг ходуном ходит – жизнь учеников в опасности – а Иисус крепко спит, словно младенец. Легко представить себе возмущение апостолов: ничего себе, мы тут балансируем на грани между жизнью и смертью – а Он знай Себе спит!
В такой критической ситуации они всё же решаются Его разбудить. Возникает вопрос: а зачем? Едва ли от Него они ожидали какой-то действенной помощи: ведь Иисус не был профессиональным рыбаком или мореплавателем, который оказал бы им в этой ситуации значимую помощь. Они будят Его, потому что их нервирует Его абсолютно блаженный сон, их трясёт от ужаса неукротимой водной стихии и страха смерти – а Он спокойно спит, не замечая, как Его окатывает волнами.
Как часто мы оказываемся в схожем положении, когда жизненная ситуация вдруг резко выходит из-под нашего контроля! Мы хватаемся за телефон, начинаем в прямом смысле слова ставить всех окружающих с ног на голову – потому что нам плохо, и нам кажется, что поэтому другим хорошо в принципе быть не может и не должно. Раз плохо мне – должно быть плохо и окружающим. Надеясь, что транслируя собственную боль и страх, у нас её станет меньше – на самом деле, мы превращаем окружающих в тем большие резонаторы этого негатива, чем больше они нас любят. В итоге ни нам не становится лучше, ни они не могут оказать какой-то правильной помощи.
А надо всего-навсего внимательно посмотреть вокруг – и увидеть: если на корме лодки нашей жизни есть Христос – даже глубоко спящий – или притворяющийся таковым – куда она может утонуть? Рождённый быть распятым на Кресте – утонуть уже не может! Не сомневаюсь: если бы апостолы не разбудили Спасителя – буря бы в какой-то момент успокоилась, шторм затих – как это и происходит часто на Галилейском озере – зато и Христос хотя бы немного, да и выспался.
«Где вера ваша?» – спрашивает учеников Спаситель, повелев стихиям угомониться. «Где вера ваша?» – ты целиком включен в ритм жизни этого мира – или всё же оставляешь хотя бы маленькую щёлочку в бетонном саркофаге своеволия для живительного лучика Божественного света? «Где вера ваша?» – а вот если снять с тебя всю религиозную мишуру – останется ли хоть что-то под ней, или король-то окажется голым? «Где вера ваша?» – не на красивых и пафосных словах, а в силе духа оставаться спокойным среди бушующего моря зла, готового ещё немного – и перевернуть нашу утлую лодчонку? «Где вера ваша? – чего вы боитесь, когда видите, что Я – с вами?»
Вопрос, который задаёт сегодня нам Сам Спаситель – «где вера ваша?» – хорошо бы, чтобы почаще звучал в наших ушах. И вслушивая в него, в какой-то момент мы изумимся: оказывается, наш Спаситель никуда не исчезал, а всегда шёл рядом с нами, поддерживая, укрепляя, а порой и просто взваливая нас на Свои плечи!
***
Священник Стефан Домусчи
В сегодняшнем чтении мы слышали историю о том как Христос вместе с учениками переправлялся через Тивериадское озеро и во время этого плавания уснул. Наступившая буря настолько напугала их, что они бросились к Нему, с криками «Наставник, погибаем!» и Он, проснувшись, усмирил бурю, запретив бушевать волнам и ветру.
Чем же примечательна эта история?
Во-первых, очевидно, что Христос понуждая их к путешествию, заранее знал о предстоящей буре. Это важно, потому что как Бог, Он знал все не только тогда с учениками, но знает обо всех бурях и невзгодах, которые были, есть и будут в жизни людей. Кто-то может спросить, почему же Он позволяет им быть? Дело в том, что любой, кто желает чего-то добиться, знает, что настоящий рост и развитие предполагает трудности, усилия и испытания. Всякому человеку даны свои таланты, но если он не будет их развивать – они просто постепенно сойдут на нет. Любой, кто когда-нибудь занимался спортом, знает, как бывает трудно себя заставить, как тело болит после очередной тренировки… Но именно напряжение и усилие, именно прохождение через трудность позволяет человеку подняться на новую высоту. Чем реже человек побуждает себя к чему-то, тем труднее ему это сделать. Вся его деятельность, может постепенно прийти в упадок и покрыться ленью, как ряской постепенно покрывается пруд. Однако, все это можно сказать и о духовном мире. Апостол Павел неслучайно сравнивал путь христианина с атлетическим забегом, в котором должны выявиться победители… Как спортсмен для победы в соревнованиях должен постоянно поддерживать форму, так и христианин должен стремиться к тому, чтобы духовно быть в форме, быть готовым к прохождению испытания. И если в телесном плане человек из-за лени перестает двигаться, то в духовном он перестает жить активной сознательной религиозной жизнью. Например он может перестать принимать нравственные решения, перенося трудности выбора на внешние авторитеты. Зачем то-то решать, когда можно сослаться на другого. Но тогда в чем ценность твоего решения? Умеешь ли ты поступать по совести? И самое главное, что ты будешь делать, если в какой-то момент внешнего авторитета не будет? Ты ведь не научился сам принимать нравственные решения?! То же самое может произойти в сфере молитвы. Человек духовно разленившийся перестает живо и искренне молиться, формально продолжая читать какие-то тексты, но не пропуская их через сердце.
И вот именно для того, чтобы человек не деградировал и не погиб совершенно, Бог посылает ему те или иные испытания или попускает попускает человеку самому к ним прийти. Именно это мы видим в сегодняшней истории, когда Христос намеренно побуждает апостолов переплыть озеро. Причем в их реакции на бурю есть один интересный нюанс: они профессиональные рыбаки и погибая они бросаются к Нему за помощью! К тому, кто по их представлениям был просто проповедником. Евангелист прямо пишет, что они называют Его именно наставник. И чтобы они поверили, что Он больше, чем просто наставник, что Он Бог, Христос прекращает бурю. И вот они, те кто в смятении бросились к нему повинуясь душевному порыву, стоят в растерянности, не понимая до конца, Кто перед ними.
Второе, что делает сегодняшнюю историю примечательной, проистекает из первого. Иногда у человека может создаться впечатление, что Бога нет рядом, как и апостолы были напуганы… Это именно впечатление, потому что Бог рядом всегда. Но дело в том, что если отец будет все время поддерживать ребенка под руки, он ничего не научится делать сам. В минуты, когда нам кажется, что мы одни, Бог, как Тот, кто заботится о нашем росте и совершенстве, дает место нашей самостоятельности, нашей свободе и нашей вере. Мы можем стараться столько, сколько это будет возможным, но мы не брошены, потому что Он всегда с нами.
О корабле Церкви
(Лк.8:22–25)
Протоиерей Вячеслав Резников
Однажды Господь со Своими учениками переправлялся на другую сторону Геннисаретского озера. Поднялась буря, а Он спал. Ученики в страхе разбудили Его: «Наставник! Наставник! погибаем». И Он, встав, единым словом укротил бурю, и затем укорил учеников: «где вера ваша»? «Они же в страхе и удивлении говорили друг другу: Кто же это, что и ветрам повелевает, и воде, и повинуются Ему»?
Корабль, начиная от Ноева ковчега, – символ Церкви, образ единения людей, верных Богу. Лишь те, кто были внутри ковчега, спаслись от водного потопления. А бушующее море – символ беззаконного, враждебного Богу мира. По этим волнам человек приходит к кораблю церкви, и только войдя внутрь, вдруг по-настоящему видит истину: где шел, и каким чудом было, что не утонул.
И каждый храм, где собираются верующие, тоже подобен кораблю среди стихий мира. Храмы и строились часто в виде корабля. Храм тоже, как и корабль, захлестывают волны, потому что здесь, как и в ковчеге, – не только праведный Ной и его разумные сыновья Сим и Иафет. Здесь и – Хам, и ему подобные. Здесь и жены, приведенные своими мужьями; здесь и мужья, тянущиеся за своими женами. И все мы, – и самые совершенные, и далекие от совершенства, – все мы стоим и поем наш Символ веры: «Верую … во едину святую соборную и апостольскую Церковь…» Веруем, что можем стать, и непременно станем – истинным телом Христовым, все члены которого страждут, когда один страждет, и радуются, когда один радуется. И то уже чудо, что мы, столь разные, сходимся в этот корабль-храм, и отложив вражду и злословие, какое-то время мирно стоим вместе, бок о бок, лицом к востоку, пока совершается Божественная служба. И ни для кого эти два часа не пройдут напрасно.
И теперь наша задача, чтобы и расходясь по домам, умудриться все же остаться в Церкви; выходя за борт корабля, все же остаться в нем, сохраняя в сердце мир и благоговейную тишину Божьего присутствия. Выходя за пределы корабля, мы идем по тем же волнам, по которым пришли сюда. Но теперь уже идем не со слепой самоуверенностью, но – со вниманием и страхом, держась за Господа рукой молитвы. Потому что эта грозная пучина настоящего жития страшна лишь бездною моих собственных зол, и моим забвением моего Спасителя.
И я еще не в Церкви, если мир еще влечет меня и кажется мне устойчивым и стабильным. И – я еще не в Церкви, если, с другой стороны, меня страшат бури. Значит у меня еще нет уверенности в силе и мудрости моего Кормчего, значит я еще по-настоящему не понял, Кто Он. А ведь «Он есть Глава Тела Церкви; Он – начаток, первенец из мертвых». И «Он есть прежде всего, и все Им стоит» (Кол.1:17).
О делающем, помогающем и мешающем
(Флп.1:12–20)
Все мы ощущаем, что враг нашего спасения постоянно строит козни, стараясь или увлечь на путь погибели, или извратить добрые начинания. Но и Господь ни на миг не отходит, помогая на благом пути и обращая на пользу все замыслы врага.
У Апостола Павла не было прямого намерения идти в Рим. Но по прибытии в Иерусалим он был схвачен иудеями и чуть не растерзан. Его отбили римские воины и тоже чуть не предали пытке. Казалось бы, враги могут торжествовать. Но среди этого мрака, в иерусалимской темнице Сам «Господь, явившись ему, сказал: дерзай, Павел; ибо как ты свидетельствовал о Мне в Иерусалиме, так надлежит тебе свидетельствовать и в Риме» (Деян.23:11). А Павел и был римским гражданином, и поэтому был отправлен на суд императора.
И вот уже из римской тюрьмы он пишет: «Желаю, братия, чтобы вы знали, что обстоятельства мои послужили к большему успеху благовествования, так что узы мои о Христе сделались известными всей претории и всем прочим, и большая часть из братьев в Господе, ободрившись узами моими, начали с большей смелостью, безбоязненно проповедовать слово Божие». Ободрились не победой, не успехом, а видимым поражением! И всегда сила Божия действует в человеческой немощи. Сколько примеров, когда мучения исповедников веры – и самих мучителей устрашали, и слабых укрепляли, и язычников заставляли объявлять себя христианами, – настолько в этих страданиях видна была победа жизни над смертью, победа Христа над миром!
Но видя пользу своих уз, Апостол видит и другое. Одни, ободренные его узами, «с должным расположением проповедуют Христа». А иные – хотя тоже проповедуют, но делают это «по зависти и любопрению». Не имея сил заглушить слово о Христе, диавол извращает начальные побуждения этих проповедников, вселяя страсть к первенству. Одержимым этой страстью все равно: «за» или «против» – лишь бы бороться, побеждать и потом величаться победами. У них бывает и зависть к тому, кто делает то же дело более успешно. И даже знал Апостол, что у некоторых есть прямое желание «увеличить тяжесть уз» его, как более славного собрата во Христе! Но понимая, что не в его силах добиться абсолютной чистоты помыслов сотрудников, Апостол пишет: «Но что до того? Как бы ни проповедовали Христа, притворно или искренне, я и тому радуюсь, и буду радоваться».
Поэтому и мы не должны смущаться, если рядом порой трудятся не совсем добросовестные люди. Тем более – не бросать дела по этой причине, как будто мы одни на свете такие чистые и честные люди. В любом искушении необходимо найти о чем порадоваться и за что поблагодарить Бога. А Господь, «как и всегда», – рядом. Как и всегда, Он придет на помощь, едва иссякнут твои силы. Как и всегда, Он возвеличится к Своей славе, и ко спасению всякого искреннего, добросовестного и смиренного труженика.
|