33 Они же сказали Ему: почему ученики Иоанновы постятся часто и молитвы творят, также и фарисейские, а Твои едят и пьют?
34 Он сказал им: можете ли заставить сынов чертога брачного поститься, когда с ними жених?
35 Но придут дни, когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься в те дни.
36 При сем сказал им притчу: никто не приставляет заплаты к ветхой одежде, отодрав от новой одежды; а иначе и новую раздерет, и к старой не подойдет заплата от новой.
37 И никто не вливает молодого вина в мехи ветхие; а иначе молодое вино прорвет мехи, и само вытечет, и мехи пропадут;
38 но молодое вино должно вливать в мехи новые; тогда сбережется и то и другое.
39 И никто, пив старое вино, не захочет тотчас молодого, ибо говорит: старое лучше.
8 Мне, наименьшему из всех святых, дана благодать сия — благовествовать язычникам неисследимое богатство Христово
9 и открыть всем, в чем состоит домостроительство тайны, сокрывавшейся от вечности в Боге, создавшем все Иисусом Христом,
10 дабы ныне соделалась известною через Церковь начальствам и властям на небесах многоразличная премудрость Божия,
11 по предвечному определению, которое Он исполнил во Христе Иисусе, Господе нашем,
12 в Котором мы имеем дерзновение и надежный доступ через веру в Него.
13 Посему прошу вас не унывать при моих ради вас скорбях, которые суть ваша слава.
14 Для сего преклоняю колени мои пред Отцем Господа нашего Иисуса Христа,
15 от Которого именуется всякое отечество на небесах и на земле,
16 да даст вам, по богатству славы Своей, крепко утвердиться Духом Его во внутреннем человеке,
17 верою вселиться Христу в сердца ваши,
18 чтобы вы, укорененные и утвержденные в любви, могли постигнуть со всеми святыми, что широта и долгота, и глубина и высота,
19 и уразуметь превосходящую разумение любовь Христову, дабы вам исполниться всею полнотою Божиею.
20 А Тому, Кто действующею в нас силою может сделать несравненно больше всего, чего мы просим, или о чем помышляем,
21 Тому слава в Церкви во Христе Иисусе во все роды, от века до века. Аминь.
(Лк. 5:33-39) Лк. 5:33. Они же сказали Ему: почему ученики Иоанновы постятся часто и молитвы творят, также и фарисейские, а Твои едят и пьют?
Лк. 5:34. Он сказал им: можете ли заставить сынов чертога брачного поститься, когда с ними жених?
Лк. 5:35. Но придут дни, когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься в те дни.
Об этом мы сказали в объяснении на Евангелие от Матфея (см. гл. 9) скажем кратко, что сынами брака называет апостолов. Пришествие Господа уподобляется браку, потому что Он принял Церковь в Невесту Себе. Поэтому апостолам теперь не нужно поститься. Ученики Иоанновы должны поститься, так как учитель их совершал добродетель с трудом и болезнью. Ибо сказано: «пришел Иоанн, ни ест, ни пьет» (Мф. 11:18). А Мои ученики, как пребывающие со Мною — Богом Словом, теперь не нуждаются в пользе поста, потому что они от сего самого (пребывания со Мною) облагодетельствованы и Мною сохраняются. Когда же Я буду взят, а они будут посланы на проповедь, тогда они будут и поститься, и молиться, как приготовившиеся к великим подвигам.
Лк.5:36. При сем сказал им притчу: никто не приставляет заплаты к ветхой одежде, отодрав от новой одежды; а иначе и новую раздерет, и к старой не подойдет заплата от новой.
Лк.5:37. И никто не вливает молодого вина в мехи ветхие; а иначе молодое вино прорвет мехи, и само вытечет, и мехи пропадут;
Лк.5:38. но молодое вино должно вливать в мехи новые; тогда сбережется и то́, и другое.
Лк.5:39. И никто, пив старое: вино, не захочет тотчас молодого, ибо говорит: старое лучше.
И иначе: теперь, будучи слабы и еще не обновлены Духом, они подобны старым мехам и старой одежде. Поэтому их не должно обременять каким-нибудь очень трудным образом жизни, подобно как и к обветшалой одежде не пришивают новой заплаты. Итак, можешь принять, что старым мехам уподоблены апостолы как еще слабые, а можешь разуметь, что им уподоблены и фарисеи.
(Лк. 5:33-39). Сынам брачным непристойно поститься, пока с ними жених, сказал Господь, и тем изрек закон, что и в добродетелях с подвигами всему свое место и время. И это до того неотложно, что дело неблаговременное и неуместное теряет свою добротность, или совсем, или частью. В природе внешней Господь все устроил мерою, весом и числом; хочет, чтоб и в нравственном порядке было все благообразно и по чину. Внутреннее благообразие составляет сочетание каждой добродетели со всеми ими в совокупности, или гармония добродетелей, чтоб никакая не выдавалась без нужды, а все были бы в строю, как голоса в хоре. Внешнее благообразие всякому делу дает свои места, время и другие соприкосновенности. Когда все это устраивается, как следует, тогда происходит то же, что красивую особу одеть в прекрасные одежды. Добродетель благообразная, и внутренно и внешне, достолюбезна; а делает ее такою христианское благоразумие, у старцев - рассуждение, приобретаемое опытами, здравым обсуждением житий святых при свете слова Божия.
Протоиерей Павел Великанов
Из уст Христа Спасителя сегодня мы слышали важнейшие слова о том, как соотносятся внешнее и внутреннее в религиозной жизни. Прозвучал недоуменный вопрос, почему и ученики Иоанна Крестителя, и фарисеи много постятся, творят много молитв – а ученики Христа – вместо сугубых подвигов, едят и пьют, как и самые простые люди – ничем не выделяясь из окружающих? Примечательно, что сама постановка вопроса удивительным образом сближает совершенно отличных друг от друга людей: фарисеев, этих религиозных «старцев» иудаизма – и последователей молодого Иоанна Крестителя – при всей содержательной разнице, их понимание необходимости и места молитвы и поста в религиозной жизни было практически одинаково.
На этом фоне Спаситель вместе с учениками выглядел едва ли не сибаритами – ведь евангелисты Матфей и Лука приводят слова Самого Христа о том, что многие его укоряли за то, что Он «любит есть и пить вино, друг мытарям и грешникам» (Лк.7:34). Для формального, внешнего взгляда в таком обычном, жизнерадостном поведении в принципе не могло быть ничего возвышенного и духовного.
Однако на поставленный вопрос Спаситель отвечает сразу тремя короткими притчами: о брачном пире, во время которого ни кому и в голову не придёт поститься – то есть вообще ничего не есть, о заплате, которую никто не будет приставлять к старой одежды, вырезая заплату из новой, и о старых винных мехах – в которые безумно наливать молодое, ещё не до конца выбродившее вино, которое неизбежно разорвёт ставшие жёсткими и ломкими старые мехи. Не часто можно услышать от Иисуса, чтобы на один вопрос Он давал сразу такой широкий веер образов – значит, речь идёт о чем-то необычайно важном, но при этом для слушателей совершенно неочевидном.
Ключевой проблемой ветхозаветного иудаизма был доведённый иногда до абсурда ритуализм, глубинная вера в священность и действенность религиозных ритуалов самих по себе. Для архаических обществ, где доминантой религиозной жизни был магизм, такая установка была вполне органичной. Как с этим ни боролись великие ветхозаветные учители и пророки, стараясь сместить акценты с ритуалов на содержание, с инструментария на цель – ритуализм с течением времени стал повсеместным. Обратной стороной веры в самодостаточность ритуала стало бессознательное вытеснение Живого Господа Бога и подмена общения с Ним теми или иными ритуальными формами. Вместо жажды Бога, сердечного поиска Его, ожидания Его проявления в жизни, ожидания Его ответа – стали довольствоваться стандартными наборами ритуальных действий. Самодостаточность – вместо Богоискания. Отсюда и происходит то самое показное религиозное лицемерие, которое Спаситель не уставал обличать.
Именно для того, чтобы предостеречь Своих учеников с самого начала от соблазна как-то отделиться, обособиться от простого народа – а ведь само слово «фарисей» и означает именно «обособленных», «особых», – Христос переступает через шаблонные рамки благочестия. И Он Сам, и Его ученики – никакие не «выделенные», а самые простые люди, радующиеся хорошей еде и вину, получающие вдохновение от простого человеческого общения, кто бы рядом ни был – пусть даже и грешники, и презираемые обществом мытари и блудницы. Спаситель старается переформатировать отношение учеников к самым базовым вещам: пост и молитва – это прекрасно – но только когда на своём месте и в своё время; это не более чем инструмент, которым надо уметь правильно пользоваться. А если поститься, чтобы тебя хвалили окружающие – лучше уж пить вино и есть мясо, от этого пусть и не будет духовной пользы, зато и вреда душе не принесешь, не возгордишься, не будешь с презрением смотреть на окружающих «недомолившихся» и «недопостившихся». Иисус вовсе не отвергает как таковые эти важнейшие средства общения с Богом – пост и молитву – Он только смещает акценты с формы на содержание.
В христианской Церкви – этих новых, молодых мехах для молодого вина – евангельского благовестия – пост и молитва с течением времени заняли своё вполне определённое место. Для нас самый главный пост – это период Великого Поста, Святая Четыредесятница, когда предельно отсекается всё то, что не является жизненно необходимым и производится глубокая ревизия состояния души. Самая главная молитва для христианина – это Божественна Евхаристия, когда мы вместе, в храме, вспоминаем Христа Спасителя, Его слова, обращённые к нам, Его главное дело, совершённое ради нас – дело спасения, и принимаем Его Пречистые Тело и Кровь, тем самым соединяясь с Ним, становясь Его единокровными родственниками. Всё же остальное – каким бы значимым нам ни казалось – несоизмеримо по своей сути: именно здесь, в Святой Четыредесятнице и Божественной Евхаристии, крепость мехов точно соответствует силе давления молодого вина – христианского учения.
Вывод, которых хорошо было бы сделать нам из сегодняшнего чтения, вот какой: научиться правильно расставлять приоритеты в жизни, памятуя, что наши главные инструменты – это Божественная Литургия и Великий Пост. В чем да поможет нам Господь!
|