12 октября 2021 года

Предыдущий день

ЧТЕНИЕ ЕВАНГЕЛИЯ НА КАЖДЫЙ ДЕНЬ

Вторник 17-й седмицы по Пятидесятнице

(Еф. 2:19–Еф. 3:7; Лк. 5:12-16)

Евангелие святого апостола Луки, глава 5, стихи 12 - 16:

12 Когда Иисус был в одном городе, пришел человек весь в проказе и, увидев Иисуса, пал ниц, умоляя Его и говоря: Господи! если хочешь, можешь меня очистить.
13 Он простер руку, прикоснулся к нему и сказал: хочу, очистись. И тотчас проказа сошла с него.
14 И Он повелел ему никому не сказывать, а пойти показаться священнику и принести жертву за очищение свое, как повелел Моисей, во свидетельство им.
15 Но тем более распространялась молва о Нём, и великое множество народа стекалось к Нему слушать и врачеваться у Него от болезней своих.
16 Но Он уходил в пустынные места и молился.

Послание апостола Павла к Ефесянам, Глава 2, стих 19 - Глава 3, стих 7:

19 Итак вы уже не чужие и не пришельцы, но сограждане святым и свои Богу,
20 быв утверждены на основании Апостолов и пророков, имея Самого Иисуса Христа краеугольным камнем,
21 на котором все здание, слагаясь стройно, возрастает в святый храм в Господе,
22 на котором и вы устрояетесь в жилище Божие Духом.
1 Для сего-то я, Павел, сделался узником Иисуса Христа за вас язычников.
2 Как вы слышали о домостроительстве благодати Божией, данной мне для вас,
3 потому что мне через откровение возвещена тайна (о чем я и выше писал кратко),
4 то вы, читая, можете усмотреть мое разумение тайны Христовой,
5 которая не была возвещена прежним поколениям сынов человеческих, как ныне открыта святым Апостолам Его и пророкам Духом Святым,
6 чтобы и язычникам быть сонаследниками, составляющими одно тело, и сопричастниками обетования Его во Христе Иисусе посредством благовествования,
7 которого служителем сделался я по дару благодати Божией, данной мне действием силы Его.

Феофилакт Болгарский. Толкование на Евангелие от Луки

(Лк. 5:12-16) Лк.5:12. Когда Иисус был в одном городе, пришел человек весь в проказе и, увидев Иисуса, пал ниц, умоляя Его и говоря: Господи! если хочешь, можешь меня очистить.

Прокаженный сей достоин удивления, потому что имеет о Господе мысль, достойную Бога, и говорит: «если хочешь, можешь меня очистить». Это показывает, что он помышляет о Христе как о Боге. Ибо он пришел не как ко врачу (так как проказа неизлечима руками врачей), но как к Богу; ибо Ему Одному возможно исцелять от такого рода болезней.

Лк.5:13. Он простер руку, прикоснулся к нему и сказал: хочу, очистись. И тотчас проказа сошла с него.

Господь «прикасается» к нему не без причины. Но поскольку, по Закону, прикасающийся к прокаженному считался нечистым, то, желая показать, что Он не имеет нужды соблюдать подобные мелкие предписания Закона, но Сам есть Господь Закона, и что чистый нисколько не оскверняется от кажущегося нечистым, но что проказа душевная, именно она, оскверняет, — для сей цели прикасается, а вместе и для того, чтобы показать, что святая Плоть Его имеет Божественную силу — очищать и животворить, как истинная Плоть Бога Слова.

Лк.5:14. И Он повелел ему никому не сказывать, а пойти показаться священнику и принести: жертву за очищение свое, ка́к повелел Моисей, во свидетельство им.

Заповедует прокаженному не сказывать никому о Нем для того, чтобы нас научить не искать похвалы от тех, кому благотворим; но говорит: пойди, покажись священнику и принеси дар во свидетельство им. Ибо Закон был такой, чтобы священник осматривал прокаженных и определял, очистились ли они, и если прокаженный очистился в семь дней, он оставался внутри города, если же нет, был изгоняем (Лев. 13). Поэтому-то Господь сказал: ступай, покажись священнику и принеси дар. Какой же был дар? Две птицы (Лев. 14). Что значит: «во свидетельство им»? Значит — в обличение их и осуждение; чтобы, если будут обвинять Меня, как преступника Закона, убедились, что Я не преступаю его, убедились из повеления тебе принести дар, заповеданный Моисеем. Кстати, можно сказать и о том, как эти две птицы приносились Богу. Одну птицу закалали, и кровь ее брали в новый глиняный сосуд; потом оба крыла другой птицы обмакивали в крови и таким образом отпускали птицу живой. Сим изображалось то, что имело сбыться на Христе. Два крыла суть две природы Христа, Божеская и человеческая, из коих одна была заклана, то есть человеческая, а другая осталась живой. Ибо природа Божественная пребыла бесстрастной, помазавшись кровью природы пострадавшей и страдание восприняв на себя. Кровь Господа принял новый глиняный сосуд, то есть новый народ из язычников, способный к принятию Нового Завета. Смотри: когда кто уже очистится от проказы, тогда достоин приносить этот дар, то есть закалать Христа и священнодействовать. Ибо прокаженный и нечистый по душе не может быть удостоен приносить такие дары, то есть приносить Тело и Кровь Господа, соединенные с Божеской природой. Внимай и тому, какое несказанное преимущество имеет Господь над Моисеем. Моисей, когда сестра его поражена была проказой, не мог уврачевать ее, хотя много молился (Чис.12:10-15), а Господь очистил прокаженного одним словом.

Лк.5:15. Но тем более распространялась молва о Нём, и великое множество народа стекалось к Нему слушать и врачеваться у Него от болезней своих.

Лк.5:16. Но Он уходил в пустынные места и молился.

Заметь и смирение Господа, как Он, когда народ желал прикасаться Ему, с особенной охотой проводил время в пустынях и молился. Так Он во всем подавал нам образец — молиться наедине и уклоняться от славы.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

Свт. Феофан (Говоров), Затворник Вышенский (Лк. 5:12-16). Припал прокаженный к Господу молясь: «Господи! если хочешь, можешь меня очистить». Господь сказал: «хочу, очистись». И тотчас проказа сошла с него. Так и всякая нравственная проказа тотчас отходит, как только пpипадет кто к Господу с верою, покаянием и исповедью - истинно отходит и теряет силу всякую над ним. Отчего же проказа иногда опять возвращается? Оттого же, отчего возвращаются и телесные болезни. Говорят выздоровевшему: «того не ешь, этого не пей, туда не ходи». Не послушает и раздражит опять болезнь. Так и в духовной жизни. Надо трезвиться, бодрствовать, молиться: болезнь греховная и не воротится. Не станешь внимать себе, все без разбору позволишь себе и видеть, и слышать, и говорить, и действовать, - как тут не раздражиться греху и не взять силу снова? Господь велел прокаженному все исполнить по закону. Это вот что: по исповеди надо брать эпитимию и верно ее исполнять; в ней сокрыта великая предохранительная сила. Но отчего иной говорит: одолела меня греховная привычка, не могу с собою сладить. Оттого, что или покаяние и исповедь были неполны, или после предосторожностей слабо держится, или блажь на себя напускает. Хочет без труда и самопринуждения все сделать, и осмеян бывает от врага. Решись стоять до смерти и делом это покажи: увидишь, какая в этом сила. Правда, что во всякой непреодолимо являющейся страсти, враг овладевает душой, но это не оправдание; ибо он тотчас отбежит, как только произведешь, с Божиею помощью, поворот внутри.

СОВРЕМЕННЫЕ КОММЕНТАРИИ
(Лк. 5:12-16)

Протоиерей Павел Великанов

Ситуация, о которой нам сегодня рассказывает евангелист Лука, была вполне предсказуемой. Спаситель повсюду совершает чудеса исцелений и изгнаний бесов – при этом решительно запрещает о Себе говорить и бывшим бесноватым, и выздоровевшим даже от такой неизлечимой болезни, как проказа. Однако молва идёт всё сильнее, «сарафанное  радио» и в те времена работало более чем эффективно – и вот, где бы ни стоило теперь появиться Иисусу, сразу же собиралась толпа жаждущих чудес и исцелений. Его буквально осаждают толпы – словно магнит, Он притягивает к Себе множество людей, и у каждого – свои неразрешимые проблемы.

Как в такой ситуации должен был бы повести себя обычный проповедник и целитель? Конечно же, оптимизировать процесс при резко возросшей популярности. Определить старших, ответственных за распределение болящих по видам и тяжестям заболеваний, отдельно – прокажённые, в другую группу – бесноватые. Те, кто не относится к страждущим особо тяжкими болезнями – вообще в сторону, могут и подождать. Это позволит в разы увеличить пропускную способность целителя и удовлетворить спрос. А чтобы не было неуправляемой толпы, её надо жёстко отформатировать – например, ввести плату, которая сразу отсечёт неплатежеспособных. Разве не разумно? Элементарный менеджмент!

Но что делает в этой ситуации Иисус? А ничего. Точнее, поступает совершенно наоборот. Он начинает избегать эти толпы людей. Он понимает, что Его воспринимают как универсальную «палочку-выручалочку», но до содержания слов Его речей никто особо докапываться не стремится. В греческом тексте Евангелия сказано ещё конкретнее – Спаситель не просто «уходил» в пустынные места, Он буквально – «тайком ускользал», чтобы предаться уединению и молитве. Он вовсе не отказывается помогать людям – но решительно не хочет бесконечного дальнейшего роста Его популярности как чудесного целителя. Ему надо иметь время и спокойное место, чтобы иметь возможность целиком погрузиться в общение со Своим Небесным Отцом.

Последние годы всё чаще в церковной среде стали говорит о «пастырском выгорании», или «синдроме истощения», который давно известен в социально-ориентированных профессиях. Кто-то спорит с самой постановкой вопроса, говоря, что «хорошие пастыри в принципе не могут выгорать», кто-то предлагает объективно посмотреть вокруг и увидеть, что именно хорошие пастыри-то и выгорают в первую очередь. Не будем вдаваться в глубины этой дискуссии, заметим только одно. Когда у человека не остаётся времени на внутреннюю тишину – только в которой и можно услышать Бога – он неизбежно начинает захлёбываться в житейской круговерти. Недавно один из моих друзей-священников рассказал, как он разговаривает с теми, кто находится в состоянии крайнего раздражения и неудовлетворённости жизнью. Он всего лишь задаёт простые вопросы: а как давно вы ходили в какой-нибудь музей? а давно ли вы были в лесу? а когда последний раз вы… просто ничего не делали и – молчали? Как правило, люди очень изумляются вопросам и мучительно пытаются понять – то ли батюшка шутит, то ли просто издевается. А как же постоянное напряжение в жизни? принуждение себя? крепкая узда, в которой надо себя держать и не давать расслабиться?

В этом-то и наша беда, что предельная насыщенность жизни различными событиями, переживаниями, делами, разговорами – чему в немалой степени способствует современные инструменты коммуникации – не оставляет нам ни времени, ни места побыть наедине с самими собой и Богом. Остановиться. Помолчать. Внимательно – и благодарно! – посмотреть вокруг. На этот дивный Божий мир, который и без нашей сверхактивности прекрасно существует сам по себе. Который велик и непостижим. И в котором у каждого из нас есть определённое предназначение, не нами, а Творцом, определённое. И в состоянии этой внутренней тишины и благодарности задать простой вопрос Господу Богу: «Господи, скажи мне, что Ты от меня хочешь – я готов Тебе служить, Тебе работать, Тебе помогать!»

Не сомневаюсь, если бы мы чаще останавливались, умолкали и задавали Богу этот вопрос – содержание нашей жизни было бы куда интереснее!..

Церковный календарь. 12 октября

Читаем Евангелие вместе с Церковью. 12 октября

Читаем Апостол. 12 октября

Благая часть. 11 октября

Мульткалендарь. 12 октября. Преподобный Кириак отшельник

Мульткалендарь. 12 октября. Преподобный Феофан Милостивый

День ангела. 12 октября

Этот день в истории. 12 октября

&nbsnbsp;