Исцеление Христом тещи апостола Петра
37 И разнесся слух о Нем по всем окрестным местам.
38 Выйдя из синагоги, Он вошел в дом Симона; тёща же Симонова была одержима сильною горячкою; и просили Его о ней.
39 Подойдя к ней, Он запретил горячке; и оставила ее. Она тотчас встала и служила им.
40 При захождении же солнца все, имевшие больных различными болезнями, приводили их к Нему и Он, возлагая на каждого из них руки, исцелял их.
41 Выходили также и бесы из многих с криком и говорили: Ты Христос, Сын Божий. А Он запрещал им сказывать, что они знают, что Он Христос.
42 Когда же настал день, Он, выйдя из дома, пошел в пустынное место, и народ искал Его и, придя к Нему, удерживал Его, чтобы не уходил от них.
43 Но Он сказал им: и другим городам благовествовать Я должен Царствие Божие, ибо на то Я послан.
44 И проповедовал в синагогах галилейских.
22 и все покорил под ноги Его, и поставил Его выше всего, главою Церкви,
23 которая есть Тело Его, полнота Наполняющего все во всем.
1 И вас, мертвых по преступлениям и грехам вашим,
2 в которых вы некогда жили, по обычаю мира сего, по воле князя, господствующего в воздухе, духа, действующего ныне в сынах противления,
3 между которыми и мы все жили некогда по нашим плотским похотям, исполняя желания плоти и помыслов, и были по природе чадами гнева, как и прочие
(Лк. 4:37-44) Лк. 4:37. И разнесся слух о Нем по всем окрестным местам.
Поскольку ни разум, ни учение не привлекают неверных к вере, то Господь присоединяет чудотворения, как самое действительное средство. Итак, творит чудеса в Капернауме, ибо жители сего города были самые неверные и для веры нуждались во многих чудесах. Итак, когда Он достаточно научил, и притом как имеющий власть (ибо Он не говорил: «Это говорит Господь», но: «Я говорю вам», потому что Он был не из числа пророков, но истинный Сын Божий), после этого присоединяет и чудо, именно: исцеляет мучимого бесом. Бес сначала обнаруживает вражду, чтобы свидетельство его было достовернее, потом приводит свидетельство: «знаю Тебя, кто Ты, Святый Божий». Сначала упрекает Его: зачем Ты пришел сюда погубить нас? Потом ласкает Его, думая, что Господь, увлеченный лаской, оставит его. Но Господь, научая не пользоваться свидетельством и представлением от беса, говорит: «замолчи и выйди из него». Впрочем, позволяет бесу повергнуть человека, чтобы присутствующие узнали, что он подлинно имеет беса, которому и слова принадлежали, хотя орудием был язык человека. И все говорили друг другу, удивляясь случившемуся и говоря: что это за слово, то есть что это за повеление, которым Он повелевает: выйди из него и замолчи?
Знай же, что и ныне многие имеют бесов, именно те, кои исполняют пожелания бесов; например, кто гневлив, тот имеет беса гнева. Но когда придет Иисус в синагогу, то есть когда ум будет сосредоточен, а не рассеян, тогда скажет бесу гнева, доселе неукротимому: «замолчи»; и он тотчас выйдет из человека, повергнув его на средину. Что же значит бросить на средину, знай: человек должен быть ни совершенно гневлив и раздражителен, ибо это свойственно зверям, ни совершенно безгневен, ибо это свойственно бесчувственному, но идти средним путем и иметь гнев против злобы. Итак, когда дух лукавый бросит кого-нибудь на средину, то уходит от него.
Евангелист к месту вставил здесь слово об Ироде. Он как бы так говорит: хотя народ весьма высоко думал об Иоанне, но Ирод, «обличаемый от него», ко всем злодеяниям своим «прибавил... и то, что заключил его в темницу». Повествует как бы с глубокой скорбью и сильной жалостью о том, что Ирод так неправо поступил с Иоанном, тогда как народ имел о нем высокое понятие.
Лк.4:38. Выйдя из синагоги, Он вошел в дом Симона; тёща же Симонова была одержима сильною горячкою; и просили Его о ней.
Лк.4:39. Подойдя к ней, Он запретил горячке; и оставила ее. Она тотчас встала и служила им.
Господь всех питался гостеприимством учеников, подобно как и теперь Он принят Петром и исцеляет тещу его, чтобы и тебя научить не отказываться от благорасположения бедных. Не просто исцеляет ее от болезни, но придает ей крепкое здоровье и силу для служения. Если и мы примем Его, Он угасит нашу горячку, горячку гнева и нехотения, и восставит нас так, что мы в состоянии будем служить Ему, то есть делать угодное Ему.
Лк.4:40. При захождении же солнца все, имевшие больных различными болезнями, приводили их к Нему и Он, возлагая на каждого из них руки, исцелял их.
Посмотри, прошу тебя, и на веру народа, как он и «при захождении... солнца» приносил больных и не удерживался временем.
Лк.4:41. Выходили также и бесы из многих с криком и говорили: Ты Христос, Сын Божий. А Он запрещал им сказывать, что они знают, что Он Христос.
Не позволяет бесам говорить так потому, что не нуждается в похвале от нечистых, ибо «неприятна похвала в устах грешника» (Сир. 15:9), так и потому, что не желает возжечь в евреях зависть при похвале Ему от всех.
Лк.4:42. Когда же настал день, Он, выйдя: из дома , пошел в пустынное место, и народ искал Его и, придя к Нему, удерживал Его, чтобы не уходил от них.
Лк.4:43. Но Он сказал им: и другим городам благовествовать Я должен Царствие Божие, ибо на то Я послан.
Лк.4:44. И проповедовал в синагогах Галилейских.
Народ ищет Его, хотя Он ушел в пустое место, и удерживает Его. Но Он не ограничивается одним местом, а говорит, что Мне должно благовестить «Царство Божие... и другим городам». Поэтому и нам не должно быть ленивыми, не довольствоваться одним местом заключения, но всюду обходить, чтобы кому-нибудь принести пользу.
(Лк. 4:37-44). «И другим городам благовествовать Я должен Царствие Божие, ибо на то Я послан». Это - «ибо на то Я послан» - священству нашему надобно, принять себе в непреложный закон. И апостол заповедал им, в лице св. Тимофея: «настой во время и не во время, обличай, запрещай, увещевай» (11 Тим. 4:2). Истину на землю принес Господь и Дух Святый, исполнивший апостолов в день Пятидесятницы - и ходит она по земле. Проводники ее - уста Иереев Божиих. Кто из них затворяет уста свои, тот преграждает путь истине, просящейся в души верующих. Оттого и души верующих томятся, не получая истины, и сами иереи должны ощущать томление от истины, которая, не получая исхода, тяготит их. Облегчись же, иерей Божий, от этой тяготы, испусти потоки Божеских словес, в отраду себе и в оживление вверенных тебе душ. Когда же увидишь, что и у тебя самого нет истины, возьми ее: она - в святых писаниях; и, исполняясь ею, препровождай ее к детям твоим духовным: только не молчи. Проповедуй, ибо на это ты призван.
Протоиерей Павел Великанов
Сегодняшнее евангельское чтение повествует нам о тех чудесах исцелений и изгнаний злых духов, которые обильно совершал Спаситель. Только что придя в дом Петра из синагоги, где Он проповедовал, Иисуса просят о помощи тёще Петра – которая лежит пластом в горячке и даже не может сама к Нему обратиться. Наклонившись над ней, Спаситель её исцеляет – и она, словно бы и ничего не было, отправляется накрывать угощение гостям.
Судя по дальнейшим словам, всё это происходило в субботу – потому что она оканчивалась с захождением солнца, и можно было совершать тяжёлую физическую работу – приносить больных, которые сами уже не в состоянии передвигаться. Среди насыщенного чудесными исцелениями повествования фраза о том, что Иисус запрещал говорить бесноватым о том, что Он и есть Мессия, выглядит очень странным.
Перед нами открывается одна из важнейших черт Христа Спасителя – Его невероятная скромность. Он не выпячивал Себя, Он не пытался использовать любую возможность, чтобы, как сегодня мы бы сказали, «успешно пропиарить» Себя Самого – напротив: категорически запрещал говорить о Себе. Он пришёл совсем не для того, чтобы снискать людскую славу – Его миссия иного рода, и о ней никто, кроме Него Самого, не то, что не знает – даже не догадывается. А пока – да, толпы людей, все ищут Иисуса, чтобы решить свои проблемы, чтобы воспользоваться Им, пока Он рядом и доступен. И Спаситель не запрещает, Он не устраивает «приёмных дней» по установленному регламенту, Он не устраивает кордон из секретарей и помощников, чтобы они сначала тщательно проверили, а на самом ли деле этот человек нуждается в оказании ему помощи – Он просто делает то, в чём нуждаются другие – без различия возраста, статуса, нравственности. Он действует как Бог – который посылает дождь и на добрых, и на злых, и на святых, и на нераскаянных грешников. Мы практически ничего не знаем о том, как сложились дальше судьбы тех, кто был исцелён Иисусом – уверовали ли они в Него как Мессию, когда Он был позорно убит на Кресте – или же отвернулись, забыв и вытеснив в своём сознании эпизод чудесного исцеления.
Несомненно только одно: Спаситель давал возможность каждому прикоснуться к Нему Самому, к скрытой под завесой обычного человеческого естества Божественной силе, посмотреть Ему в глаза, услышать Его голос. Он Сам делал первый шаг по направлению к человеку – после чего останавливался и ждал, каким же будет ответ. Он не пугал и не стращал, не занимался предвыборной агитацией и пропагандой, не обещал молочных рек и кисельных берегов – а всего лишь показывал каждым Своим словом, каждым Своим жестом, каждым Своим поступком – что Он – настоящий, в Нем нет ни лукавства, ни своекорыстия, ни «двойного дна», ни хитросплетённой многоходовой комбинации, ни потаённой обиды или глубоко скрытой жажды мести.
Нам трудно в это поверить, но Он – просто исцелял, потому что этого от Него просили – и всё. Без всяких задних мыслей – а как это послужит Его популярности и повысит рейтинги среди конкурентов? Фарисеи, книжники, духовная аристократия – все ждали от Него какого-то подвоха, и никак не могли понять, где же он спрятан. В растерянности они провоцировали Иисуса то с одной, то с другой стороны – и всё никак не удавалось Его уловить в слове. Глубинное неверие духовных вождей иудеев в то, что Иисус – и правда такой, каким Он Сам Себя показывает – в конечном счете и пригвоздило Спасителя ко Кресту. Ну не может же человек, с таким даром слова, с такой силой чудотворений, не иметь глубоко скрытой личной корыстной цели – поэтому лучше Его просто убить. Так, на всякий случай. Для подстраховки и стабильности религиозной системы. Неожиданности никому не нужды. А здесь можно ждать чего угодно… И как же эта гениальная затея рухнула, когда они узнали о том, что убитый ими Иисус – восстал из мёртвых и появляется то там, то здесь – а Его ученики из необразованных простаков вдруг стали проповедниками и чудотворцами! Неужели и правда в облике этого мужчины из Назарета скрывался Сам Бог – не грозный и страшный, а тихий и скромный?
Помоги же и нам, Господи, учиться у Тебя скромности и простоте!
О полноте света и полноте тьмы
(Еф.1:22–2:3)
Протоиерей Вячеслав Резников
У апостола Павла был удивительный дар: говорить о неизреченном, говорить кратко и исчерпывающе. И для такого же как он, чистого и великого мужа этот язык понятен и достаточен. Нам же, чтобы уразуметь сказанное, поневоле приходится многословить.
Так, Апостол пишет о Христе, что Бог, «воскресив Его из мертвых и посадив одесную Себя на небесах», «поставил Его выше всего, главою Церкви» (Еф.1:20-22). А о Церкви он пишет, что она есть «Тело Его, полнота Наполняющего все во всем». Казалось бы, определение Бога, как «Наполняющего все во всем», исключает всякие оговорки и дополнения. «Все во всем» – куда полнее? А между тем, сначала Апостол все же сказал о Церкви, что именно она, и только она есть «полнота Наполняющего». Хотя о самой Церкви нельзя сказать, что она все наполняет. А далее оказывается, что, при «Наполняющем все во всем» находит себе место и «мир сей» с его обычаями. И – не только «мир», но еще и «князь, господствующий в воздухе», дух, противящийся Богу. У этого князя тоже есть полнота господства, и тоже есть «сыны», в которых он действует, и которых заставляет вместе с собой противиться Богу. И получается, что, при безусловно «Наполняющем все во всем», может существовать не просто какая-то незаполненность, но и противоположный, враждебный этой полноте мир. И в полноту Христову мы пришли оттуда, из этого враждебного мира, где «жили некогда по нашим плотским похотям, исполняя желания плоти и помыслов, и были по природе чадами гнева, как и прочие».
Так, перед нами тайна сосуществования полноты спасения и полноты погибели. И это – как тайна света и тайна тьмы. Сегодня в Евангелии и говорится о Вартимее, слепом, который «сидел у дороги» в то время, как Иисус проходил по ней «с учениками Своими и множеством народа». Вокруг слепого свет, а он один во тьме. Все вокруг все видят, видят и его самого, могут видеть даже самое устройство его глаз, до последней клеточки. А он не видит даже самого себя, и так получается, что он – вне все наполняющего, все пронизывающего света, и в нем всецело господствует, и всего его наполняет тьма.
Но вдруг он «начал кричать и говорить: Иисус, Сын Давидов! помилуй меня». Иисус же велел подвести его к себе, чтобы слепой перед всеми засвидетельствовал свое желание, свой выбор, свое предпочтение света тьме. «Чего ты хочешь от Меня? Слепой сказал Ему: Учитель! чтобы мне прозреть. Иисус сказал ему: иди, вера твоя спасла тебя. И он тотчас прозрел, и пошел за Иисусом по дороге». Мгновенно рухнуло господство тьмы, и Вартимей тоже оказался в полноте света.
Так, свет и тьма, спасение и погибель в этом мире находятся как бы в одной точке. И достаточно оступиться, чтобы ввергнуться во тьму, и достаточно от всего сердца возопить к Богу, чтобы тьма рассеялась, и чтобы оказаться в Церкви, в этой полноте «Наполняющего все во всем».
|