12 апреля 2021 года

Предыдущий день

БИБЛЕЙСКИЕ ЧТЕНИЯ ВЕЛИКОГО ПОСТА

Понедельник 5-й седмицы ВЕЛИКОГО ПОСТА

В будние дни Великого поста Евангелия не читаются

   
Чтение на каждый день Великого Поста

Понедельник 5-й седмицы Великого Поста

Памятозлобие есть исполнение гнева, хранение согрешений, ненависть к правде, пагуба добродетелей, ржавчина души, червь ума, посрамление молитвы, пресечение моления, отчуждение любви, гвоздь, вонзенный в душу, неприятное чувство, в огорчении с услаждением любимое, грех непрестающий, законопреступление неусыпающее, злоба повсечасная

БИБЛЕЙСКИЕ ЧТЕНИЯ

(На 6-м часе: Ис. 37:33-38:6. На веч.: Быт. 13:12-18; Притч. 14:27-15:4)

Бытие. Глава 13, стихи 12-18:

12 Аврам стал жить на земле Ханаанской; а Лот стал жить в городах окрестности и раскинул шатры до Содома.
13 Жители же Содомские были злы и весьма грешны пред Господом.
14 И сказал Господь Авраму, после того как Лот отделился от него: возведи очи твои и с места, на котором ты теперь, посмотри к северу и к югу, и к востоку и к западу;
15 ибо всю землю, которую ты видишь, тебе дам Я и потомству твоему навеки,
16 и сделаю потомство твое, как песок земной; если кто может сосчитать песок земной, то и потомство твое сочтено будет;
17 встань, пройди по земле сей в долготу и в широту ее, ибо Я тебе дам ее.
18 И двинул Аврам шатер, и пошел, и поселился у дубравы Мамре, что в Хевроне; и создал там жертвенник Господу.

Книга пророка Исаии. Глава 37, стихи 33-38. Глава 38, стихи 1-6:

33 Посему так говорит Господь о царе Ассирийском: «не войдет он в этот город и не бросит туда стрелы, и не приступит к нему со щитом, и не насыплет против него вала.
34 По той же дороге, по которой пришел, возвратится, а в город сей не войдет, говорит Господь.
35 Я буду охранять город сей, чтобы спасти его ради Себя и ради Давида, раба Моего».
36 И вышел Ангел Господень и поразил в стане Ассирийском сто восемьдесят пять тысяч человек. И встали поутру, и вот, все тела мертвые.
37 И отступил, и пошел, и возвратился Сеннахирим, царь Ассирийский, и жил в Ниневии.
38 И когда он поклонялся в доме Нисроха, бога своего, Адрамелех и Шарецер, сыновья его, убили его мечом, а сами убежали в землю Араратскую. И воцарился Асардан, сын его, вместо него.

1 В те дни Езекия заболел смертельно. И пришел к нему пророк Исаия, сын Амосов, и сказал ему: так говорит Господь: сделай завещание для дома твоего, ибо ты умрешь, не выздоровеешь.
2 Тогда Езекия отворотился лицем к стене и молился Господу, говоря:
3 «о, Господи! вспомни, что я ходил пред лицем Твоим верно и с преданным Тебе сердцем и делал угодное в очах Твоих». И заплакал Езекия сильно.
И было слово Господне к Исаии, и сказано:
5 пойди и скажи Езекии: так говорит Господь, Бог Давида, отца твоего: Я услышал молитву твою, увидел слезы твои, и вот, Я прибавлю к дням твоим пятнадцать лет,
6 и от руки царя Ассирийского спасу тебя и город сей и защищу город сей.

Притчи Соломона. Глава 14, стихи 27-35. Глава 15, стихи 1-4:

27 Страх Господень – источник жизни, удаляющий от сетей смерти.
28 Во множестве народа – величие царя, а при малолюдстве народа беда государю.
29 У терпеливого человека много разума, а раздражительный выказывает глупость.
30 Кроткое сердце – жизнь для тела, а зависть – гниль для костей.
31 Кто теснит бедного, тот хулит Творца его; чтущий же Его благотворит нуждающемуся.
32 За зло свое нечестивый будет отвергнут, а праведный и при смерти своей имеет надежду.
33 Мудрость почиет в сердце разумного, и среди глупых дает знать о себе.
34 Праведность возвышает народ, а беззаконие – бесчестие народов.
35 Благоволение царя – к рабу разумному, а гнев его – против того, кто позорит его.

1 Кроткий ответ отвращает гнев, а оскорбительное слово возбуждает ярость.
2 Язык мудрых сообщает добрые знания, а уста глупых изрыгают глупость.
3 На всяком месте очи Господни: они видят злых и добрых.
4 Кроткий язык — древо жизни, но необузданный — сокрушение духа.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

Свт. Феофан (Говоров), Затворник Вышенский«На всяком месте очи Господни; они видят злых и добрых» (Притч.15:3).

О, когда бы всегда памятовала об этом разумная тварь! Не посмела бы она тогда не только бесчинствовать явно и предаваться плотским непотребствам, но и внутренне, в помышлениях ума своего и в движениях сердца, не допускала бы ничего, неугодного Богу. Стояла бы она тогда, как воин пред царем во фронте, со всем вниманием и строгостью к себе, чтобы не оказаться не знающею своих артикулов и не подпасть гневу цареву и наказанию. Артикулы для ней – заповеди Божии, определяющие и образ мыслей приличный ей, и то, какова она должна быть в своих чувствах и расположениях; во всем этом была бы она тогда вполне исправна.

СОВРЕМЕННЫЕ КОММЕНТАРИИ
(Быт. 13:12-18)

Священник Стефан Домусчи

Все люди, и верующие и неверующие, стараются устроить свою жизнь так, чтобы она приносила радость и удовлетворение. Конечно, читая молитву Отче наш, мы просим Бога, чтобы в нашей жизни исполнилась Его воля… И все же многие решения в нашей жизни зависят от нас самих. Иногда люди приходят в храм для того, чтобы спросить совета… Но в разговоре выясняется, что они для себя все решили и пришли только для того, чтобы подтвердить свой выбор, получить на него духовную санкцию или просто снять с себя часть ответственности. Мы знаем, что с такой просьбой обращались и ко Христу, который отвечал вопрошавшим, что никто не назначал Его быть судьей в их вопросах, и что они сами знаю как поступить правильно.

Сегодняшнее чтение начинается с того, что Авраам и его племянник Лот расстаются и обустраивают свою жизнь порознь. Их стада не умещались на общих землях и Авраам уступил Лоту лучшие из них, в то время как сам остался странником и скитальцем в земле Ханаанской. Лот же, зная, что жители Содома злы и весьма грешны пред Господом, все равно начинает жить в их городах, стремясь к более сытой жизни. Авраам же, напротив, выше тучных пастбищ ценил мир и добрые отношения, ради которых не побоялся остаться на менее плодородных землях.

Но как это часто бывает у Бога, тот, кто выгадывает и рассчитывает на собственные силы сам со своими силами и остается. В то время как тот, кто ради доброй и праведной жизни, отказывается от выгоды, получает гораздо большие духовные дары.

После того как отделился Лот, Бог обращается к Аврааму и показывает ему земли, на которых будут жить его потомки. Сам Авраам странник, но он получает обетование и понимает, что его испытания не напрасны. Он не имеет своей земли и в то же время вся земля на которой он стоит — для него.

Все это кажется простой и поучительной историей, о том, как кроткий праведник получает обетование за то, что понадеялся на Бога, а не на земную выгоду. Но история, которую мы видим перед собой важна не только поэтому.

Не будем забывать, что ее слушали те, кто готовился ко крещению. Это были люди чаще всего с языческим прошлым, которым было очень важно усвоить христианский взгляд на мир. И вот они слышат историю про Авраама и Лота, которые разошлись жить каждый в свое место. Они видят Лота, который хорошо устроился в этом мире и видят Авраама, который остался странником. При этом слушающие узнают, что окончательного успокоения в этом мире не существует и, что искать надо не обеспеченности земной жизни, но близости к Тому, Кто сотворил небо и землю, а значит и саму эту жизнь… Становясь христианами, бывшие язычники, да и мы вместе с ними, должны почувствовать, что судьба праведника в этом мире — это всегда судьба странника, который хотя и живет в нем, все же ожидает мира будущего, о котором имеет неложное обетование.

***

Протоиерей Павел Великанов

Перед нами — история разделения двух семей — Лота и Авраама — которые раньше были кочевниками-скотоводами. Предоставив Лоту самому определиться, где он будет располагаться далее, Авраам проявил безграничное великодушие. И Лот, руководствуясь вполне понятной житейской логикой, избрал для себя лучшее — богатую и плодородную Иорданскую долину, возможности которой позволяли прекратить кочевой образ жизни и поселиться в городе. Фактически, Лот избирает возможность существенного цивилизационного скачка для себя и своего потомства — потому что только оседлый образ жизни даёт все необходимые условия для развития технологий, искусств, экономики. Есть, правда, одна небольшая деталь, о которой бытописатель упоминает как бы вскользь — «жители жи Содомские были злы и весьма грешны пред Господом». Хочешь или не хочешь, но Лоту теперь придётся выстраивать отношения со своими соседями — жителями Содома и Гоморры — своего рода «плата» за удобство и привилегии жизни в довольстве. К чему это приведёт — узнаем из дальнейших чтений, а пока вернемся к Аврааму.

В отличие от Лота, Авраам остаётся верен своему кочевому образу жизни и располагается в западной части Ханаанских земель. Здесь, на высотах, открывался великолепный вид — и именно здесь Бог снова даёт бездетному и уже престарелому Авраму обетование — что от него произойдёт столь многочисленное потомство, что повсюду, куда только простирается его взор, будут его наследники, и им будут принадлежать все эти земли. Что, как мы знаем из истории, в итоге и произошло.

Урок, который предлагает нам сегодняшнее чтение, очевиден: логика житейской выгоды и логика веры обычно исключают одна другую. Выбор остаётся всегда за человеком: взять ли на себя мужество риска веры — или предпочесть нечто более определённое и доступное. Бог не вмешивается в этот выбор — потому что только в процессе этого непростого внутреннего самоопределения и формируется дух человека — который в итоге и определяет, насколько глубоко способен человек допустить Бога в свою жизнь. Авраам — «отец верующих» — да будет всем нам добрым примером пути веры — на котором будут серьезные испытания, но и результат тоже будет ошеломительным!

***

(Книга пророка Исаии 37:33-38:6)

Священник Дмитрий Барицкий

В VIII в. до Р.Х. на Ближнем Востоке существовала могущественная Ассирийская империя. Цари Израиля были ее данникам. Однажды один из еврейских царей по имени Езекия захотел сбросить ненавистное иго. Для этого он заключил союз с Египтом. Езекия надеялся, что эта могучая держава поможет ему в борьбе с Ассирией. В ответ на это ассирийский царь Сеннахирим решил продемонстрировать, кто настоящий царь на Востоке: он собрал огромное войско и вторгся в пределы Палестины. Здесь он начал разорять город за городом. Чтобы отвести опасность от столицы, Иерусалима, Езекия решает умилостивить захватчиком щедрыми дарами. Однако, несмотря на богатую контрибуцию, царь ассирийцев поступает вероломно: он принимает дар, но все же посылает часть своего войска, чтобы разрушить еврейскую столицу. Езекия, который отличался особым благочестием, в сердечном сокрушении просит Бога о защите.

Сегодняшний отрывок начинается с ответа Господа на эту молитву. Через пророка Исаию Бог провозглашает Свою волю: Иерусалим не будет взят. Враги уйдут из Иудеи так же, как и пришли туда. Вскоре эти слова исполнились в точности. Ночью по стану ассирийских воинов прошел Ангел Господень. В результате от загадочной болезни погибло 185 тысяч солдат. Описание этого события очень напоминает смерть египетских первенцев при исходе евреев из земли рабства. Так, и в одном и в другом случае Господь показывает языческим царям, кто настоящий владыка Вселенной и кто принимает судьбоносные решения. Сеннахириму ничего не остается, кроме того как ни с чем вернуться домой.

История не оканчивается. Из отрывка мы узнаем, что Езекия смертельно заболел. Ситуация такая безнадежная, что даже пророк Исаия предлагает ему готовиться к смерти. Для царя это удар. Поэтому, как и во время осады Иерусалима, Езекия обращается к Господу с горячей молитвой. И, как и прежде Бог отвечает на нее. Пророк Исаия приносит царю радостную весть: в ответ на такую горячую молитву и покаяние Господа даровал ему еще 15 лет жизни. Совсем иначе складывается судьба гордого ассирийского владыки. Опозоренный он вернулся в столицу своей империи город Ниневию. Здесь во время совершения жертвоприношения идолу, Сеннахирима убивают собственные сыновья. Так Господь еще раз посрамил ассирийского владыку и показал, что перед грозным судом истинного Владыки мира языческие боги бессильны. Они не могут защитить того, кто им покланяется.

Весьма поучительная история. Дважды Писание показывает нам, какая судьба ждет того, кто надеется лишь на свою собственную силу и бросает вызов Богу. Его ждет печальная участь. В итоге он будет повержен. Вместе с этим мы видим и образец того, как быстро Господь реагирует на искреннюю молитву, которую человек совершает в сердечном сокрушении. Два раза Он избавляет Своего праведника от смертельной опасности. При этом, что важно, даже пророк Исаия по своему человеческому разумению не ожидает такого успеха. Ведь, как мы помним, во время болезни Езекии он призывает его готовиться к смерти. Так Писание напоминает нам: судьба каждого человека сосредоточена в его собственных руках. И в первую очередь она зависит от того, в каких отношениях мы находимся с Богом и насколько усердно возносим Ему свои молитвы.

***

Священник Стефан Домусчи

В сегодняшнем чтении мы слышим два отрывка, которые явным образом друг с другом не связаны. С одной стороны перед нами описание того, что охватывает масштаб целого государства, с другой жизнь отдельного человека, путь даже и царя Иудеи не так важно.

История ассирийского царя Сеннахирима известна не только из книги пророка Исаии. Мы знаем о нем как из других книг Библии, так и из внебиблейских источников. Он покорил практически всю Иудею и действительно осаждал Иерусалим... Более того, царю Езекии пришлось отдать ему огромное количество золота и серебра, в качестве дани... И все же когда город осажден — сколько бы денег не было отдано — уйти с деньгами или разрушить его как другие города, решает тот, кто сильнее. В данном случае именно таким считал себя ассирийский царь.

Однако, сколько бы он ни возвеличивался, сколько бы ни считал, что все в его руках... Оказалось все в руках Божиих. В одну ночь в его стане умирает огромное количество воинов, и он снимает осаду. Из исторических источников известно, что во время этого похода войска ассирийцев были поражены эпидемией. Споры о том, где именно это случилось не утихают, но, судя по всему, в книге пророка Исаии подразумевается именно она, болезнь, с помощью которой Ангел Господень поражает тысячи воинов. В том, что действие Божие имеет вполне конкретное проявление в виде болезни, нет ничего особенного. Для пророка важно не это! Он стремится показать, что даже если ты царь огромной империи — ты не должен быть самоуверен, потому что все в руках Божиих.

Из второй части чтения мы узнаем, что в те дни тяжело заболевает и сам царь Езекия. На первый взгляд в его болезни нет ничего необычного. Услышав слова пророка о том, что он умрет — он отворачивается к стене, молится, плачет и Бог возвращает ему здоровье. И все же, болезнь Езекии очень необычна — ведь о ней не говорится, как о результате греха. Да и сам царь, обращаясь к Богу с молитвой не кается и не просит прощения. Он всю жизнь старался жить праведно и попадая в тяжелую ситуацию, что случается и с праведником, он надеется на Бога. Человек может заболеть по разным причинам. Часто Господь попускает болезнь для того, чтобы человек задумался о том, что путь, который он избрал — неправильный. Но бывает так, что болезнь имеет естественные причины. Вполне может быть, что Езекия заболел тем же, чем заболели войны Сенахериба. Однако в отличие от них, он был верен Богу, знал Его волю и имел навык сердечного общения с Ним.

Традиционно пророческие книги воспринимаются как книги обличительные, однако тональность сегодняшнего чтения совершенно иная. Обе части утешительны по своему содержанию и свидетельствуют о том, что в человеческой жизни всегда есть место надежде, что Бог всегда готов миловать и спасать... для Него важны судьбы не только империй и царств, но и судьбы отдельных людей.

***

(Книга Притчей Соломоновых, 14:27-35, 15:1-4)

Священник Дмитрий Барицкий

Притчи царя Соломона — это сборник емких афоризмов. В них в предельно концентрированном виде содержится опыт духовной жизни автора. Это максимы, которыми мудрый царь руководствовался в своих отношениях с самим собой, с другими людьми и, конечно, с Богом. Среди множества прозвучавших только что изречений, мы слышим одно, которое является ключевым для всего отрывка.

Страх Божий, говорит Соломон, — это источник жизни. Это может казаться нам парадоксальным и странным. Как может страх быть связан со всем тем, что ассоциируется у нас с самым прекрасным?

Причина этого проста. Священное Писание всячески подчеркивает ту мысль, что человек не есть существо автономное. Источник нашей жизни находится не в нас самих. Он не зависит единственно от безупречной и четкой работы органов нашего организма. Наша душа и даже наше тело живы лишь той степени, в какой мы находимся в общении с Богом, в Котором сосредоточено вся полнота бытия. А потому боязнь потерять этот источник является важным условием того, что мы всеми силами будем стремиться к Творцу. Будем стараться выполнить всякую Его просьбу и организовывать свою жизнь таким образом, чтобы не оскорбить Его. В ответ на эту внимательность и предупредительность Господь и дает человеку Свою благодать.

Напротив, тот человек, который лишен этого страха и живет как ему вздумается, учитывая лишь свои желания, удаляется от Бога. А, следовательно, уходит все дальше от источника жизни. Его душа постепенно высыхает, словно черствеет, ведь ей словно перекрывают кислород. человек перестает ощущать благодать. Его покидает радость, чувство полноты и умиротворения. В нем поселяются тоска и пустота. Порой доходит до того, что мы обладаем всем, однако, как говорится, свет становится нам не мил. Пропадает источник высокого смысла. Все становится мелким и незначительным. Дни становятся тусклыми, серыми, однообразными. Мы просто функционируем как автоматы, словно двигаемся по инерции. Смерть тела становится всего лишь закономерным результатом нашего духовного состояния.

Поэтому страх перед Богом — это не животный страх. Скорее он подобен боязни потерять любимого человека. Когда мы любим, мы ставим предмет своего обожания в центр мира. Все наши мысли и чувства связаны только с ним. Когда он рядом, нам спокойно и радостно, когда далеко, мы переживаем и томимся разлукой. Всяческим способом мы стараемся сделать ему приятное. Боимся обидеть его, обмануть его ожидания. И в ответ человек дарит нам свою любовь и благодарность, от чего мы испытываем вдохновение и душевный восторг.

Грех первых людей в раю и заключался в том, что в определенный момент в них пропал этот священный трепет. Они стали равнодушны к Творцу. Захотели жить без Него, исключительно по своей воли. Он стал для них всего лишь еще одним из многих предметов окружающего мира. Еще одним незнакомцем. Его воля и желания стали для них безразличны. Поэтому и пришла в этот мир смерть.

Не случайно читаем в Священном Писании: «Страх Господень — источник жизни, удаляющий от сетей смерти».

А потому постараемся поступать в своей жизни по отношению к Богу так, как если бы Он был нашим женихом или невестой. Будем понуждать исполнять те заповеди, Которые Он дал нам в Своем Евангелии, хранить свою душу в чистоте. В ответ на это усилие Господь обязательно откликнется, войдет в нашу жизнь, наполнит ее своей любовь. А совершенная любовь, как говорит Священное Писание, изгоняет всякий страх.

***

Епископ Переславский и Угличский Феоктист

Притч. XIV, 27 - XV, 4. Как и во многих других отрывках книги Притчей Соломона отдельные сентенции здесь не объединены друг с другом единым общим смыслом. Вообще, при чтении этой книги порой возникает ощущение, что автор постоянно перескакивает с одной темы на другую. Так и здесь: в относительно небольшом отрывке Причтей содержатся высказывания, которые посвящены отношению человека с Богом, принципам твёрдого государственного устроения и отдельным аспектам нравственности. Но эти темы раскрываются не последовательно, а довольно хаотично. Все это неудивительно, если помнить об истории появления книги Притчей Соломона: несмотря на то, что она носит имя конкретного царя, авторов у нее несколько, все они жили в разные эпохи и имели разные занятия, кто-то из авторов известен, кто-то нет. Всего же в этой библейской книге содержится около девятисот афоризмов. Именно так — как сборник афоризмов — и стоит рассматривать книгу Притчей Соломона.

Вообще говоря, идея создать единый сборник высказываний на тему мудрости — очень хорошая и сама по себе мудрая идея. За счет свой краткости, емкости и, иногда, парадоксальности, такие сентенции хорошо запоминаются, следовательно, к ним легко обратится в повседневной жизни. Особенно же важно это при возникновении какой-либо «внештатной» ситуации.

Такой, как, например, внезапная вспышка раздражения. Об этом как раз и говорит один из тех афоризмов, которые мы слышим сегодня: «У терпеливого человека много разума, а раздражительный выказывает глупость» (Притч. 14:29). Предстать перед окружающими раздражительным не так страшно, как показать свою глупость. Если помнить слова книги Притчей, то тот факт, что она приравнивает раздражительность к глупости, в некоторых случаях способен спасти ситуацию. Связь между раздражительностью и глупостью очевидна: то, что человек способен сказать и сделать в состоянии раздражения в дальнейшем исправить бывает или очень сложно, или же невозможно. Соответственно, впадение в раздражение — это не решение проблем, это новые, еще худшие, сложности. Умножение же сложностей нельзя назвать разумным поступком. Именно поэтому книга Причтей Соломона называет глупостью раздражительность. Впрочем, толкователи видят здесь нечто большее: раздражительность они противопоставляют терпеливости. А только терпеливый может сделать то, на что не способен раздражительный, который, как выразился святитель Григорий Двоеслов, не «может истинно настоять в научении добру, если в жизни не умеет равнодушно переносить оскорблений со стороны других».

ПРОПОВЕДЬ ДНЯ

Протоиерей Александр Глебов

Неделю тому назад мы подвели итог истории о всемирном потопе, которая заканчивается установлением завета Бога с Ноем, внешним символом которого стала радуга, и обетованием Божиим о том, что Он больше не уничтожит людей потопом, потому что, как сказал Господь, «помышления сердца человеческого – зло от юности его». Действительно, сколько не наказывай людей, они мало меняются. Более того, чем дальше развивалась история, тем дальше отходили люди от Бога. Они стали забывать, что есть Бог. Конечно, древние люди не были безбожниками; наоборот, древний мир был очень религиозен, и алтари воздвигались где только можно, но это были не алтари Богу, а алтари богам, алтари тем, кто не существует, идолам, которые являлись плодом человеческой фантазии, и воплощалась эта фантазия в форме изображений или скульптур. Это было обожествление сил природы, или животного мира, или мира людей. Но все это было заблуждением. Люди забыли Бога, истинного Бога, Который их сотворил, Который дал им жизнь, Который в истории со всемирным потопом показал, что Он может эту жизнь и отнять.

Почему они забыли Бога? Ответ очевиден: грех, который со времен Адама господствует над родом человеческим, помрачил сознание людей, и они, по слову апостола Павла, вместо Творца стали служить твари. И что же делать, как поступить Богу, как напомнить о Себе, как вернуть Себе этих людей, которые не просто забыли о Нем, а, может быть, даже и не знают, что Он есть? Уничтожить их всех и начать историю заново, с чистого листа? Это уже было. Потоп уничтожил всех, кроме Ноя и его семьи. Но это не помогло, все вернулось на круги своя. Тогда Господь применяет другое средство для спасения людей – не наказание, а исцеление. Для этого он избирает одного человека, которого зовут Авраам.

Вообще, сказание об Аврааме открывает целый цикл библейского эпоса о патриархах. Слово «патриарх» с греческого языка переводится как «начальник отцов» или «глава отцов». Сегодня Патриархом мы называем Предстоятеля Церкви, и Патриарх в данном случае это титул, это должность, на которую выбирают. А в древности патриархом называли не по называемой должности и не по титулу, а по сущности человека – какое значение имела его личность для создания и формирования того или иного народа. И первым патриархом, о котором упоминает Библия, был Авраам. Первоначально Авраама звали Аврам; он был потомком Ивера, потому один из народов, происшедших от Авраама, получил название евреи. А сам Ивер был правнуком Сима, первого сына Ноя. Авраам жил в Уре Халдейском. Чтобы была возможность представить, где это находится, я дам библейские ориентиры на примере современной географии. Ур Халдейский расположен на юге современного Ирака, где-то к западу от реки Евфрат и не так уж далеко от Персидского залива. Отец Авраама, которого звали Фарра, взял с собой Авраама, его жену Сарру и внука Лота и направился в землю Ханаанскую – так тогда называлась Палестина. Но дошли они до города Харран и там остановились. Харран – это город на юге современной Турции рядом с сирийской границей. В Харране умирает отец Авраама, Фарра, и Авраам становится главой семейства. Здесь ему впервые является Господь и обещает, что он станет родоначальником народа, которому Господь отдаст впоследствии землю Ханаанскую. Ободренный этим обетованием, Авраам, достигший уже семидесятипятилетнего возраста, продолжил путь в Ханаан в сопровождении жены и племянника. Когда Авраам дошел до окрестностей Сихема, Бог снова явился ему и вновь обещал отдать весь Ханаан его потомкам. Авраам стал кочевать по Ханаану, сооружая жертвенники Богу. Вскоре наступил голод, и Авраам отправился в Египет. В Египте Авраам выдал Сарру за свою сестру, так как опасался, что египтяне могут убить мужа такой красавицы. Фараон взял Сарру в свой дворец, видимо, в свой гарем, но Бог поразил его и его близких болезнями, и Сарра была возвращена Аврааму. Авраам с Саррой и Лотом и всем приобретенным достоянием вернулся в Ханаан. Здесь после ссоры между их пастухами Лот отделился от Авраама и откочевал к городу Содому, где и поселился. А Авраам остановился в городе Хевроне. Мы довольно часто слышим упоминание об этом городе из программы новостей, и новости из этого города часто тревожные. Хеврон находится на территории Палестинской автономии, и там нередко случаются кровавые конфликты между евреями и арабами, то есть между потомками патриарха Авраама, братьями по крови и вместе с тем заклятыми врагами. В Хевроне Бог еще раз явился Аврааму, и вновь подтвердил Свое обетование отдать весь Ханаан его потомству и сделать его потомство бесчисленным как песок земной.

Об отделении Лота от Авраама и поселении самого Авраама в Хевроне мы слышали чтение из 13-й главы книги Бытия. Но что означает история патриарха Авраама? Какой ее религиозный и богословский смысл? Как я уже говорил, после потопа ничего не изменилось в сознании людей. Они стали отходить от Бога так же, как и в допотопные времена. Совершенно очевидно, что для борьбы с грехом неэффективно средство физического уничтожения человека – носителя греха. Потоп людей уничтожил, а грех остался. Человечество надо лечить. Но лечить можно только добровольно, когда больной осознает, что он болен, и желает исцеления. А для того, чтобы человечество понимало, что оно нездорово, что оно совершает грех, должно быть представление о Боге и о Его законе. Ведь если нет закона, то нет и преступления, ведь преступать-то нечего? Преступление и последующее за ним наказание могут быть только там, где есть закон. А для того, чтобы у людей было понятие греха как нарушения воли Божией, они должны знать о Боге, помнить, что Он есть. И есть не такой, каким его изображают язычники, в виде идола – такие боги часто поощряли грех, а не обуздывали его. Нет, люди должны помнить истинного Бога, а значит, понимать, что в их жизни есть отступление от воли Божией, которое называется словом «грех». И, осознавая свой грех, ожидать спасения или исцеления. Но как это сделать, если память о Боге стирается в сознании людей? Тогда Бог решает создать народ, в котором сохранится память о Нем и вера в Него. Не избрать народ, а создать народ. Мы часто ошибочно говорим о евреях как об избранном народе, но это не так. В Библии же не сказано, что Бог из всех народов избирает наиболее приглянувшийся ему. Ведь в то время такого народа как евреи еще не существовало, ему еще только предстояло возникнуть. Поэтому ни о каком избрании народа речи нет. Речь идет об избрании Авраама – вот Авраама Бог действительно избирает из всех людей, живущих на земле. А уже из его потомства Бог создает для Себя народ, цель которого в истории только одна – не дать угаснуть Слову Божию на земле, чтобы не была предана забвению память об истинном Боге среди моря язычества. Как еврейский народ справился с этой миссией, отвечает вся дальнейшая библейская история. Справился он с трудом. Израильтяне постоянно бунтовали против Бога; они убивали пророков, которых посылал Господь; они хотели быть как окружающие их народы, не скованные рамками жесткого закона; они хотели иметь видимых и понятных богов-идолов, а не такого Бога, Которого и представить себе невозможно, и имени Его никто не знает. И только Бог удержал израильтян; когда кнутом, когда пряником, но Он действовал в этом народе. Только благодаря водительству Божию им и удалось, несмотря на все искушения и соблазны, пронести память о Боге через столетия. И как говорит апостол Павел, «когда пришла полнота времени, и Бог послал Сына Своего единородного, Который родился от жены», именно еврейский народ послужил, образно говоря, той дверью, через которую Бог пришел в мир. И хотя в лице своих вождей еврейский народ не принял Христа, тем не менее в благочестивой части именно этого народа появилась будущая Матерь Божия, которая согласилась послужить делу спасения и дала Сыну Божию человеческую плоть. Представители именно этого народа в лице апостолов понесли по миру весть о Христе Воскресшем. Но это уже, конечно, новозаветная история, история уже осуществляемого во Христе спасения людей. А вот замысел о спасении начал осуществляться в те далекие времена, когда созданием еврейского народа через избрание Авраама Господь постепенно стал подготавливать почву для Своего воплощения и прихода в мир. Аминь.

Церковный календарь. 12 апреля

Читаем Евангелие вместе с Церковью. 12 апреля

Читаем Апостол. 12 апреля

«Благая часть» с протоиереем Евгением Попиченко. Выпуск от 11 апреля

Мульткалендарь. 12 апреля. Пророк Иоад

Мульткалендарь. 12 апреля. Святитель Софроний, епископ Иркутский и всея Сибири чудотворец

День ангела. 12 апреля

Этот день в истории. 12 апреля

&nbsnbsp;