17 Один из народа сказал в ответ: Учитель! я привел к Тебе сына моего, одержимого духом немым:
18 где ни схватывает его, повергает его на землю, и он испускает пену, и скрежещет зубами своими, и цепенеет. Говорил я ученикам Твоим, чтобы изгнали его, и они не могли.
19 Отвечая ему, Иисус сказал: о, род неверный! доколе буду с вами? доколе буду терпеть вас? Приведите его ко Мне.
20 И привели его к Нему. Как скоро бесноватый увидел Его, дух сотряс его; он упал на землю и валялся, испуская пену.
21 И спросил Иисус отца его: как давно это сделалось с ним? Он сказал: с детства;
22 и многократно дух бросал его и в огонь и в воду, чтобы погубить его; но, если что можешь, сжалься над нами и помоги нам.
23 Иисус сказал ему: если сколько-нибудь можешь веровать, все возможно верующему.
24 И тотчас отец отрока воскликнул со слезами: верую, Господи! помоги моему неверию.
25 Иисус, видя, что сбегается народ, запретил духу нечистому, сказав ему: дух немой и глухой! Я повелеваю тебе, выйди из него и впредь не входи в него.
26 И, вскрикнув и сильно сотрясши его, вышел; и он сделался, как мертвый, так что многие говорили, что он умер.
27 Но Иисус, взяв его за руку, поднял его; и он встал.
28 И как вошел Иисус в дом, ученики Его спрашивали Его наедине: почему мы не могли изгнать его?
29 И сказал им: сей род не может выйти иначе, как от молитвы и поста.
30 Выйдя оттуда, проходили через Галилею; и Он не хотел, чтобы кто узнал.
31 Ибо учил Своих учеников и говорил им, что Сын Человеческий предан будет в руки человеческие и убьют Его, и, по убиении, в третий день воскреснет.
Послание апостола Павла к Евреям, Глава 6, стихи 13 - 20:
13 Бог, давая обетование Аврааму, как не мог никем высшим клясться, клялся Самим Собою,
14 говоря: истинно благословляя благословлю тебя и размножая размножу тебя.
15 И так Авраам, долготерпев, получил обещанное.
16 Люди клянутся высшим, и клятва во удостоверение оканчивает всякий спор их.
17 Посему и Бог, желая преимущественнее показать наследникам обетования непреложность Своей воли, употребил в посредство клятву,
18 дабы в двух непреложных вещах, в которых невозможно Богу солгать, твердое утешение имели мы, прибегшие взяться за предлежащую надежду,
19 которая для души есть как бы якорь безопасный и крепкий, и входит во внутреннейшее за завесу,
20 куда предтечею за нас вошел Иисус, сделавшись Первосвященником навек по чину Мелхиседека.
(Мк. 9:17-31) Мк.9:17. Один из народа сказал в ответ: «Учитель! я привел к Тебе сына моего, одержимого духом немым:
Мк.9:18. где ни схватывает его, повергает его на землю, и он испускает пену, и скрежещет зубами своими, и цепенеет. Говорил я ученикам Твоим, чтобы изгнали его, и они не могли».
Этот человек был немощен в вере, как свидетельствует Господь, сказав: «О, род неверный», и еще «все возможно верующему»; да и тот сам говорит: «помоги моему неверию». Он и учеников (Иисуса) оговаривает, как бы все они были неверующие. А надлежало ему не пред всеми обвинять их, но особо, наедине.
Мк.9:19. Отвечая ему, Иисус сказал: о, род неверный! доколе буду с вами? доколе буду терпеть вас? Приведите его ко Мне.
Мк.9:20. И привели его к Нему. Как скоро бесноватый увидел Его, дух сотряс его; он упал на землю и валялся, испуская пену.
Мк.9:21. И спросил Иисус отца его: как давно это сделалось с ним? Он сказал: с детства;
Мк.9:22. и многократно дух бросал его и в огонь и в воду, чтобы погубить его; но, если что можешь, сжалься над нами и помоги нам.
Мк.9:23. Иисус сказал ему: если сколько-нибудь можешь веровать, всё возможно верующему.
Мк.9:24. И тотчас отец отрока воскликнул со слезами: верую, Господи! помоги моему неверию.
Мк.9:25. Иисус, видя, что сбегается народ, запретил духу нечистому, сказав ему: дух немой и глухой! Я повелеваю тебе, выйди из него и впредь не входи в него.
Мк.9:26. И, вскрикнув и сильно сотрясши его, вышел; и он сделался, как мертвый, так что многие говорили, что он умер.
Мк.9:27. Но Иисус, взяв его за руку, поднял его; и он встал.
Итак, человек тот, придя к Иисусу, винил учеников, что они не могли исцелить сына его; но Христос обращает обвинение на него самого и говорит как бы так: ты не имеешь веры и потому ты сам виновен в том, что не исцелился сын твой. Впрочем, слова Иисуса относятся не к одному только этому человеку, а говорит это Он вообще о всех иудеях, укоряя их за неверие. Ибо многие из предстоящих могли этим случаем соблазниться. А когда говорит Иисус: «доколе буду с вами», то сим выражает, что для Него вожделенна была смерть, то есть как бы так сказал: «прискорбно Мне жить с вами неверующими. Впрочем, Он не останавливается только на укоризне, а подает и исцеление, обнаруживая в исцелении отрока не высокомудрие, а гораздо более – смиренномудрие. Ибо заметь, что не Своей силе, а вере человека того приписывает исцеление, говоря: «всё возможно верующему». Притом Он запретил духу, увидев собиравшийся к Нему народ; опять потому, что не хотел исцелять пред множеством народа, – для показания Своей силы и для Своей славы. А запрещением и словами: «выйди из него и впредь не входи в него» дает знать, что за неверие человека бес опять мог бы войти в него, если б не возбраняем был запрещением Его. Но Он попустил бесу разбить отрока, дабы все поняли бесовское искушение и то, что бес мог бы умерщвлять человека, если б не ограждала их рука Божия. Говоря в переносном смысле, бес повергает людей в огонь гнева и похоти и в бурные волны житейских дел. Этот бес нем и глух – глух, как нехотящий слышать словес Божественных; нем, как немогущий и других научить чему-либо душеполезному. Но когда Иисус, то есть Евангельское Слово, возьмет человека за руку, то есть управит его деятельные силы, тогда он освобождается от беса. Заметь также, что Бог готов помогать нам, но мы сами отрицаемся делать добрые дела. Ибо сказано: «поднял его» Иисус, – вот помощь Божия, «и он встал», то есть в самом человеке возбудилось тщание на добрые дела.
Мк.9:28. И как вошел Иисус в дом, ученики Его спрашивали Его наедине: почему мы не могли изгнать его?
Мк.9:29. И сказал им: сей род не может выйти иначе, как от молитвы и поста.
Ученики боялись, не лишились ли они благодати, данной им от Господа, и не потому ли не могли изгнать беса. Заметь и благоговение их в том, что приступают они к Иисусу наедине. «Сей род». Какой? Род бесновавшихся в каждом новомесячии или вообще весь род бесов, который не изгоняется иначе, как молитвой и постом. Должно поститься и тому, кто страждет от них, и тому, кто хочет целить; и тому и другому это нужно, особенно же требуется это от самого страждущего; да и не поститься только надобно, но и молиться, и не молиться только, но и поститься. Ибо так истинная молитва совершается, когда соединяется с постом; когда молящийся не обременен пищей, молиться легко и без затруднения.
Мк.9:30. Выйдя оттуда, проходили через Галилею; и Он не хотел, чтобы кто узнал.
Мк.9:31. Ибо учил Своих учеников и говорил им, что Сын Человеческий предан будет в руки человеческие и убьют Его, и, по убиении, в третий день воскреснет.
Везде слово о Своем страдании соединял Иисус с чудотворениями, дабы не думали, что Он страдал по немощи. И теперь, сказав прискорбное слово, что «убьют Его», присовокупляет и радостное, – что «в третий день воскреснет», дабы мы знали, что за скорбями всегда последует радость, и поэтому дабы не истаивали духом напрасно в скорбях, но надеялись получить что-либо и радостное.
В изречениях Своих о блаженствах (Мф.5:1–12) Господь изображает райское сердце.
В настроение его входят: смирение, плач и сокрушение, кротость и безгневие, правдолюбие полное, милостивость совершенная, чистота сердца, миролюбие и миротворение, терпение бед, напраслин и гонений за веру и жизнь христианскую. Хочешь рая, будь таков. И здесь еще предвкусишь рай, в который готовым вступишь по смерти, как преднареченный наследник.
Протоиерей Павел Великанов
Сегодняшнее чтение — одно из самых драматических и трогательных во всём Евангелии. Измученный многолетним страданием отец бесноватого ребёнка почти отчаялся получить помощь. Его сын постоянно балансирует между жизнью и смертью, держа родителя в безостановочном напряжении: он никогда не знает, какой очередной сюрприз придумает демон, чтобы погубить ребёнка и вдоволь насмеяться над мучениями отца. Его состояние – это состояние полного истощения: находиться с самым любимым человеком в постоянном предвкушении его гибели – занятие не из приятных. В таком состоянии человек уже хватается за что угодно, лишь только появится хотя бы маленький проблеск надежды – но снова обманывается в своих ожиданиях. В его словах, обращённых ко Христу, больше боли, нежели чем претензии: ему уже глубоко всё равно, что о нём подумают, что к Учителю просто некорректно так обращаться, что его просто могут прогнать. Он, как мы сказали бы сегодня, давно уже живёт «на автопилоте», не имея ни сил, ни желания включаться в этот ежедневный кошмар жизни.
Вопрос, заданный ему Христом – как давно страдает ребёнок? – своим острием вонзается в сердце отца. Да, он, в отличие от других родителей, никогда не знал радости счастливого отцовства: всё младенчество, детство, юношество любимого сына – сплошное ожидание маячащей вокруг беды, сплошная боль. И из этой хронической, но так и не ставшей привычной, боли отец просит о милости к нему. Но слышит в ответ очень странные своей категоричностью слова: «Если сколько-нибудь можешь веровать, всё возможно верующему». Почему же сразу после этих слов отец со слезами ответил? Почему эти слова Христа так его пробили до самой глубины? Мы не можем однозначно ответить: но понятно, что эти слёзы – не слёзы саможаления или отчаяния. Эти слёзы – последний отчаянный рывок надежды – выводящий вместе с тем глубинную проблему неверия и обнажающий её перед всеми. «Господи, верую: но помоги моему неверию!» – выкрикивает отец. Он сам не может справиться со своим неверием как неспособностью, неготовностью ввериться в руки Божии, признать Его Единственного своим Господином, отдать и самого себя, и своих ближних без остатка, целиком – в Его, Божьи, руки. Отец словно вырывает из сердца своё неверие – и бросает его к ногам Христа – не понимая, что будет дальше.
А дальше – происходит чудо, демон с большим нежеланием выходит, ребёнок освобождается от мучений. В жизни отца неожиданно открывается совершенно новая страница жизни: той самой жизни, о которой он так давно мечтал – и считал, что ему уже никогда её не прочитать.
Этот евангельский эпизод учит каждого из нас очень важному навыку, без которого мы сами оказываемся беспомощными: не полагаться на себя, свой разум, свою ревность в служении Богу, свои духовные и душевные силы – а брать любую проблему, любую беду – и тотчас обращать в послание Господу Богу, призывая Его Самого разбираться с ней – безусловно веря, что у Него это получится куда эффективнее, нежели чем у нас.
***
Священник Дмитрий Барицкий
Те образы, которые предлагаем нам сегодняшнее евангельское чтение, указывают нам на важные законы духовной жизни. Давайте присмотримся к ним.
Первое, что обращает на себя внимание – немощь апостолов. Они не могут исцелить ребенка. Это вызывает недоумение. Ведь все описанное произошло сразу же после Преображения Христа на горе Фавор. Там, наверху, ученики испытали такой духовный опыт, который не имели до сих пор. Иисус открылся им не просто как мудрый учитель, но как Сам Бог. Петр был настолько поражен видением, а благодать так наполнила его душу, что он даже не хотел никуда уходить с вершины. Кажется, вот она, кульминация духовного опыта апостолов. Уж, наверняка, спуститься вниз они должны совершенно другими людьми: умудренными, просвещенными, исполненными горячей и глубокой веры. А тут такое фиаско. Почему же они не могут совершить чудо? Дело в том, что та благодать, которую они испытали наверху, пока им не принадлежит. Их души еще не готовы, а потому и не могут ее удержать. Для того, чтобы сердце человека наполнила божественная сила, нужно придать ему соответствующую форму. Упорным трудом, постом и молитвой, необходимо сделать из него сосуд, в котором будет постоянно обитать Дух Божий. Поэтому Господь действует очень мудро: сначала возводит учеников на Фавор, дает попробовать то состояние, которого они могут достичь. А потом словно специально отходит в сторону. Чтобы от восторга у них не закружилась голова. Чтобы они ощутили, кто они есть на самом деле без этой благодати. Спаситель, словно говорит им: видите, чего вы можете достичь, но для этого вам нужно изрядно потрудиться. При этом, возможно, вы еще не скоро испытаете тот подъем, который испытали на горе. Но если хотите его пережить, вы должны терпеливо и упорно подвизаться.
Своеобразной иллюстрацией этих слов Христа становится поступок отца одержимого мальчика. Очевидно, что этот человек в отчаянии. Он так надеялся на учеников Спасителя, и они так его разочаровали, что даже ко Христу он обращается с недоверием: «если что можешь, сжалься над нами и помоги нам», – говорит он. Видно, как его мучит сознание собственного маловерия. Однако даже в этом состоянии он продолжает упорно требовать чуда. Единственно за это упорство Господь возвращает радость в его дом, умножает его веру, исцеляет его ребенка.
Обе эти истории являются своеобразными напоминаниями одной важной истины. Даже если нам кажется, что благодать, которую мы только недавно пережили, отступила от нас, мы опустошены, все валится из рук, разочаровали люди, куда-то пропадает вера, это далеко не означает, что от нас отвернулся Бог. Именно Он попускает нам пережить эти моменты. Именно тогда нужно проявить упорство, из последних сил хранить Ему верность: терпением, молитвой и постом усердно готовить себя к Его возвращению. Поверьте, Он не разочарует. Но однажды, возможно даже в последний момент, видя нашу настойчивость, войдет в нашу жизнь с новой силой, неся с Собой пасхальную радость.
О якоре
(Мк.9:17-31; Евр.6:13-20)
Протоиерей Вячеслав Резников
Господь после Своего славного Преображения спускается вниз. Там, на горе был глас Отца Небесного, были верные рабы Божьи – Илия и Моисей. Все было пронизано Божественным нетварным светом, силою Духа Святого. Но вот – подножие горы. Какая жалкая картина открывается взору: кучка учеников, на которых наседают, споря с ними, враги Господни. Вокруг – толпа с любопытством ждет, чем это кончится.
Господь встает на защиту Своего малого стада, готовясь принимать удары врагов: «О чем спорите с ними»? – спрашивает Он книжников (Мк.9:14-16). А тут еще подошел человек со своим несчастьем: «Учитель! Я привел к Тебе сына моего, одержимого духом немым: где ни схватывает его, повергает его на землю, и он испускает пену, и скрежещет зубами своими, и цепенеет; говорил я ученикам Твоим, чтобы изгнали его, и не могли».
Вот картина нашего мира: кто поумнее, только спорят друг с другом, и не могут помочь чужому горю. Те же, кто попроще, только с бессмысленным любопытством смотрят, кто кого переспорит. А бесы делают свое дело. Увидев это после торжества Фаворской горы, Господь воскликнул: «О, род неверный! Доколе буду с вами? Доколе буду терпеть вас»?
Да и отец больного отрока, хотя и подошел к Иисусу Христу с какой-то надеждой, но чувствуется, что эта его надежда – и самая маленькая, и самая последняя: «Если что можешь, сжалься над нами и помоги нам». Но Господь вдруг как бы на самого этого слабого человека перекладывает ответственность за происходящее: «Если сколько-нибудь можешь веровать, все возможно верующему». И тогда в человеке что-то произошло. Он как бы пробудился от оцепенения и «воскликнул со слезами: верую, Господи! Помоги моему неверию». Он пришел в себя: понял и свое глубочайшее неверие, и возымел глубочайшее желание обрести веру. И Господь тут же «запретил духу нечистому». Дух же, «вскрикнув и сильно сотрясши его, вышел».
Потом, на вопрос учеников, почему они не могли исцелить отрока, Господь ответил: «сей род не может выйти иначе, как от молитвы и поста». А ученики все только спорили. А когда спорим, – не только не до поста и не до молитвы, но и последние силы теряем в этом бесплодном занятии.
Ну а надежда, хотя она порой мала и незаметна, но это – «как бы якорь безопасный и крепкий, и входит» туда, «куда предтечею за нас вошел Иисус». И часто кресты над храмами имеют в подножии как бы полумесяц. Это именно – полумесяц якоря. Кажется, понесла волна, одолело неверие, и вдруг – спасительный удар: якорная цепь натянулась: «Верую, Господи! Помоги моему неверию». И Господь на это отчаянное исповедание ничего не говорит, а просто совершает Свое дело.
|