9 января 2021 года

Предыдущий день

ЧТЕНИЕ ЕВАНГЕЛИЯ НА КАЖДЫЙ ДЕНЬ

Суббота по Рождестве Христовом

(1Тим.6:11–16; Мф.12:15–21)

Евангелие святого апостола Матфея, глава 12, стихи 15-21:

15 И последовало за Ним множество народа, и Он исцелил их всех
16 и запретил им объявлять о Нем,
17 да сбудется реченное через пророка Исаию, который говорит:
18 Се, Отрок Мой, Которого Я избрал, Возлюбленный Мой, Которому благоволит душа Моя. Положу дух Мой на Него, и возвестит народам суд;
19 не воспрекословит, не возопиет, и никто не услышит на улицах голоса Его;
20 трости надломленной не переломит, и льна курящегося не угасит, доколе не доставит суду победы;
21 и на имя Его будут уповать народы.

1-е Послание апостола Павла к Тимофею, Глава 6, стихи 11-16:

11 Ты же, человек Божий, убегай сего, а преуспевай в правде, благочестии, вере, любви, терпении, кротости.
12 Подвизайся добрым подвигом веры, держись вечной жизни, к которой ты и призван, и исповедал доброе исповедание перед многими свидетелями.
13 Пред Богом, все животворящим, и пред Христом Иисусом, Который засвидетельствовал пред Понтием Пилатом доброе исповедание, завещеваю тебе
14 соблюсти заповедь чисто и неукоризненно, даже до явления Господа нашего Иисуса Христа,
15 которое в свое время откроет блаженный и единый сильный Царь царствующих и Господь господствующих,
16 единый имеющий бессмертие, Который обитает в неприступном свете, Которого никто из человеков не видел и видеть не может. Ему честь и держава вечная! Аминь.

Феофилакт Болгарский. Толкование на Евангелие от Матфея

(Мф. 12:15-21) Мф.12:15. И последовало за Ним множество народа, и Он исцелил их всех

Мф.12:16. и запретил им объявлять о Нем,

Укрощая зависть врагов, не хочет, чтоб объявляли о Нем, но, однако, всеми способами старался уврачевать больных.

Мф.12:17. да сбудется реченное чрез пророка Исаию, который говорит (Ис.42:1–2):

Мф.12:18. Се, Отрок Мой, Которого Я избрал, Возлюбленный Мой, Которому благоволит душа Моя. Положу дух Мой на Него и возвестит народам суд;

Мф.12:19. не воспрекословит, ни возопиет,

Евангелист приводит и пророка, как свидетеля кротости Иисуса. Ибо чего бы, говорит, ни хотели иудеи, Он сделает. Если они хотят, чтобы Он не являлся, Он и это сделает и не станет противиться, подобно честолюбцу, и не будет спорить, но возвестит толпам следующих за ним, чтобы не объявляли о Нем. Но Он возвестит суд и язычникам, то есть будет учить и язычников, ибо суд – научение, знание и различение добра; или возвестит и о грядущем суде язычникам, которые никогда не слыхали о будущем суде.

и никто не услышит на улицах голоса Его;

Ибо не среди площади, подобно честолюбцам, но в храме и в синагогах, и на горе, и на морском берегу учил Он.

Мф.12:20. трости надломленной не переломит, и льна курящегося не угасит,

Он мог, говорит, сокрушить иудеев, как надломленную трость, и угасить их гнев, как курящийся или горящий лен, но не хотел, пока не исполнит домостроительства и не победит их во всем. Это обозначают и последующие слова.

доколе не доставит суду победы;

Мф.12:21. и на имя Его будут уповать народы.

Чтобы не имели чего-либо в качестве оправдания, все переносил, чтобы впоследствии осудить их и победить не имеющих ничего сказать в ответ. Ибо чего Он не сделал, чтобы приобрести их. Но они не пожелали. Поэтому народы будут уповать на Него, в то время как иудеи не захотели.

СОВРЕМЕННЫЕ КОММЕНТАРИИ
(Мф.12:15–21)

Протоиерей Павел Великанов

Евангелист Матфей рассказывает нам, как Иисус с каждым днём Своего публичного служения набирает всё большую популярность. За Ним идут толпы людей: одни жаждут исцелиться от давних недугов, другие — избавиться от демонской одержимости, третьи — услышать мудрые наставления и вдохновиться простыми, но глубокими речами Иисуса. И при этом — парадоксальные слова: Иисус запрещает «объявлять о Нём», то есть буквально «не рассказывать», «не распространять о Нём информацию», «не делать Его известным». С точки зрения современного медиапространства — это — полное безумие: иметь все основания для активного публичного продвижения как выдающегося общественного лидера — и запрещать кому бы то ни было заниматься «пиаром». Но почему? Зачем этот столь странный и непонятный нам сегодня запрет?

В современном мире мы зачастую находимся во власти тех образов, которые активно создают средства массовой информации. Не имея возможности быть непосредственно включёнными в то или иное событие, пережить личный опыт общения с тем или иным человекам, мы обречены воспринимать жизнь через экран телевизора или смартфона. Но это — очень ущербное, неполноценное отражение сути происходящего! Зачастую — намеренно искажённое, вплоть до полной противоположности. Но было бы наивным полагать, что проблема неадекватности «образа» содержанию появилась только в информационную эпоху! Принцип «испорченного телефона» работал и задолго до появления телекоммуникаций. Каждая человеческая голова — это уникальный аппарат по интерпретации входящей информации сообразно внутреннему устроению; и пройдя через ряд таких «толкований», смысл может исказиться до неузнаваемости.

Мы возвращаемся к вопросу, почему Иисус запрещал распространять о Себе слухи. Причина простая: Ему не только не нужна была человеческая, мирская слава — она представляла собой существенное препятствие для выполнения миссии, возложенной на Него Небесным Отцом! Наиболее ярко эта ситуация проявится, когда Он накормит чудесным образом пять тысяч людей — и они уже будут готовы взять Его силой и принудить провозгласить Себя Царём Израиля! Иисус понимал: оторвавшись от своего первоисточника, слухи о Нём неизбежно приобретут такую тональность, какая будет желанна и говорящим, и слушающим — при этом к реальным словам и делам Иисуса не будет иметь никакого отношения! Эту опасность испытывает всякий публичный человек, который однажды понимает: в сознании людей формируется некий образ, имидж человека — который начинает жить уже своей жизнью, в очень слабой связи с тем, кто и являлся его родителем — самим человеком! Такая ситуация опасна тем, что в определённый момент созданный «образ» может оказаться сильнее его «носителя» и в каком-то смысле «поглотить» самого человека!

Как важно помнить об этом, когда мы создаём свои «образы» в океане современных средств коммуникации! Причём зачастую, мы делаем это искренне, из самых благих намерений, вовсе не желая кого-то обмануть. Но тот мысленный образ, который мы транслируем через социальные сети, мессенджеры или иные способы — всегда будет всего лишь небольшим фрагментом того, чем мы являемся на самом деле. И здесь следует помнить о двух предосторожностях. Во-первых, не дать себе увлечься раздуванием этого информационного пузыря о себе самом — чтобы однажды не увидеть себя внутри этого «пузыря», неожиданно превратившемся в крепкую тюрьму с запорами. Во-вторых, общаясь с кем бы то ни было опосредованно, всегда помнить: это — ущербный, некачественный способ общения, где «работают» только лишь слова и образы, но мы не можем ощутить через них самое главное, чему и следует внимать при любом общении — действию духа, живущего в человеке, той самой главной «тональности», в которой живёт и действует наш собеседник!

Помоги же нам, Господи, быть аккуратными и внимательными при любом опосредованном общении — и при возможности стараться почаще встречаться друг с другом в реальном мире!

***

Епископ Городищенский Феоктист

Христианская жизнь может быть самой разной. Невозможно познать, вместить и описать всё многообразие христианских традиций и особенностей жизни христиан. Даже в рамках одной Поместной Церкви существует необозримое количество любопытных и зачастую неожиданных проявлений христианства. А уж если сравнить традиции православных христиан России с таковыми же где-нибудь в экваториальной Африке, то разница окажется способна надолго лишить покоя. По-разному воспринимают христианство не только целые народы, но и каждый отдельный человек. Причём разница восприятия может прослеживаться у каждого человека в зависимости от времени: сегодня христианин с ревностью и горением стремится к молитве, а завтра сама мысль о молитве не вызывает ничего, кроме отвращения. Подобные колебания могут иметь и значительно меньшую амплитуду, настроение и отношение к Евангелию может меняться чуть ли не каждую минуту. Если в периоды вдохновенного следования словам Христа вопросов не возникает, то в противоположные моменты они есть. И их много. Самый важный: что с этим всем делать и не означает ли упадок предательства Бога?

Апостол Матфей цитирует слова 42-й главы книги пророка Исайи: «Отрок Мой… трости надломленной не переломит, и льна курящегося не угасит» (Ис. 42:3) Эти слова нам стоит держать в памяти при столкновении как с непонятными для нас христианскими религиозными традициями, так и при переживании упадка собственного вдохновения. Святитель Василий Великий по поводу этих слов пророка Исайи применительно ко Христу Спасителю написал, что «трость сокрушённая… есть тот, кто с какой-нибудь страстью исполняет заповедь Божию». Очевидно, что, к примеру, пламенная молитва может быть вызвана страстью — как внутренней, так и внешней, она может быть и следствием состояния, которое близко к аффекту. Но Бог принимает и такую молитву. Бог не ломает эту сокрушённую трость и не отсекает, он ее врачует. Не ломает и не отсекает он и ту милостыню, которая творится напоказ вопреки заповеди Христа «Смотрите, не творите милостыни вашей пред людьми с тем, чтобы они видели вас» (Мф. 6:1) Бог терпит и принимает любое, даже самое несовершенное, исполнение заповедей. Не является препятствием на пути к Богу и другое, противоположное первому, состояние, о нем также упоминал в своём комментарии святитель Василий Великий, он писал, что лен курящийся, который не угашает Господь это тот, кто «исполняет заповедь не с пламенным вожделением и совершенным тщанием, но с леностью и расслаблением». Такового тоже не оставляет Бог, а через людей и через книги «напоминает суды и обетования Божии». А раз Бог принимает надломленного, не гнушается и едва тлеющим, то и нам следует подражать Богу в отношении к ближним и в отношении к самим себе.

ПРОПОВЕДЬ ДНЯ

О видении на расстоянии. Суббота по Рождестве Христовом

Протоиерей Вячеслав Резников

Сегодня, в субботу по Рождестве Христовом, Евангелист Матфей приводит слова Пророка Исаии о Иисусе Христе. Но зачем очевидцу жизни Господа ссылаться на того, кто жил несколько сотен лет назад? Зачем указывать на то, что является только тенью событий? Но часто взор только на расстоянии может охватить всю картину. А тень порой может подчеркнуть то, чего не замечаешь, разглядывая сам предмет.

Итак, перед нами – повседневные дела Господни. В очередной раз «последовало за Ним множество народа», в очередной раз Он «исцелил их всех», и в очередной раз тщетно «запретил им объявлять о Нем». Все видят великого чудотворца. А Исаия смотрит издали, и вот что открывается его взору: «Се, Отрок Мой, Которого Я избрал, Возлюбленный Мой, Которому благоволит душа Моя; положу Дух Мой на Него, и возвестит народам суд. Не воспрекословит, ни возопиет, и никто не услышит на улицах голоса Его; трости надломленной не переломит и льна курящегося не угасит, доколе не доставит суду победы; и на имя Его будут уповать народы». Разве могли это увидеть те, кто со своими бедами и нуждами ходил за Ним? А Пророк увидел только это, и не увидел ни чудес, ни власти над стихиями.

А что мы видим сейчас, спустя две тысячи лет? Чудес, вроде бы, не видно; стихии текут своими путями. Но ведь обещал Он перед вознесением: «Се, Я с вами во все дни до скончания века» (Мф.28:20). И Апостолы свидетельствовали, что «Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же» (Евр.13:8). И мы сейчас, как Исаия тогда, видим то, чего люди не замечали за Его чудесами: «Не воспрекословит, не возопиет, и никто не услышит на улицах гласа Его; трости надломленной не переломит и льна курящегося не угасит». И сколько богохульства изливается на Него! А Он, «единый имеющий бессмертие, Который обитает в неприступном свете», все терпит, «не воспрекословит, не возопиет».

И только вдруг иногда какой-нибудь богохульник и гонитель услышит: «что ты гонишь Меня»? И в ответ – «Господи! Что повелишь мне делать» (Деян.9:4-6)? И вдруг станет ясно, что Он и всегда был рядом, но не ломал тебя, не угашал твоей свободы. И вдруг увидишь, как Он ждал, пока вырастет зерно веры в твоей душе, пока проникнет в твою душу закваска Его пришествия в мир. И увидишь, что весь мир пронизан Его присутствием. И – принесешь «доброе исповедание», и если надо, то и «перед многими свидетелями», и более всего видимого прославишь Того, «Которого никто из человеков не видел и видеть не может. Ему честь и держава вечная. Аминь»!


Суббота 31-й седмицы по Пятидесятнице

(Кол.1:3–6; Лк.16:10–15)

Евангелие святого апостола Луки, глава 16, стихи 10-15:

10 Верный в малом и во многом верен, а неверный в малом неверен и во многом.
11 Итак, если вы в неправедном богатстве не были верны, кто поверит вам истинное?
12 И если в чужом не были верны, кто даст вам ваше?
13 Никакой слуга не может служить двум господам, ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить, или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне.
14 Слышали все это и фарисеи, которые были сребролюбивы, и они смеялись над Ним.
15 Он сказал им: вы выказываете себя праведниками пред людьми, но Бог знает сердца ваши, ибо что высоко у людей, то мерзость пред Богом.

Послание апостола Павла к Колосянам, Глава 1, стихи 3 - 6:

3 благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа. Благодарим Бога и Отца Господа нашего Иисуса Христа, всегда молясь о вас,
4 услышав о вере вашей во Христа Иисуса и о любви ко всем святым,
5 в надежде на уготованное вам на небесах, о чем вы прежде слышали в истинном слове благовествования,
6 которое пребывает у вас, как и во всем мире, и приносит плод, и возрастает, как и между вами, с того дня, как вы услышали и познали благодать Божию в истине,

Феофилакт Болгарский. Толкование на Евангелие от Марка

(Лк. 16:10-15) Лк.16:10. Верный в малом и во многом верен, а неверный в малом неверен и во многом.

Господь еще учит о том, что богатством нужно управлять по воле Божией. «Верный в малом», то есть хорошо распоряжавшийся вверенным ему имением в мире сем, верен «и во многом», то есть и в будущем веке достоин истинного богатства. «Малым» называет земное богатство, так как оно поистине мало, даже ничтожно, поскольку скоропреходящее, а «многим» – богатство Небесное, так как оно всегда пребывает и прибывает. Поэтому, кто оказался неверным в сем земном богатстве и данное на общую пользу братьев присвоил себе, тот не будет достоин и того многого, но будет отвергнут как неверный.Поясняя сказанное, прибавляет:

Лк.16:11. Итак, если вы в неправедном богатстве не были верны, кто поверит вам истинное?

«Неправедным» богатством назвал богатство, которое остается при нас; ибо если б оно не было неправедно, оно и не было бы у нас. А теперь, поскольку оно у нас, то очевидно, что неправедно, так как оно задержано нами и не роздано бедным. Ибо похищение чужого имения и принадлежащего нищим есть несправедливость. Итак, кто нехорошо и неверно управляет сим имением, как тому доверять «истинное» богатство?

Лк.16:12. И если в чужом не были верны, кто даст вам ваше?

И нам кто даст «наше», когда мы неверно распоряжаемся «чужим», то есть имением? А оно «чужое», так как оно назначено для бедных, а с другой стороны, так как мы ничего не принесли в мир, но родились нагими. А наш удел – богатство Небесное и Божественное, ибо там жилище наше (Флп.3:20). Имение и приобретение чужды для человека, сотворенного по образу Божию, ибо из них ничто не похоже на него. А наслаждение Божественными благами и общение с Богом – это сродно нам.

Лк.16:13. Никакой слуга не может служить двум господам, ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить, или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне.

Доселе Господь учил нас, как должно верно управлять богатством. Ибо оно чужое, а не наше; мы управители, а не господа и владыки. Поскольку же управление богатством по воле Божией совершается не иначе, как при твердом бесстрастии к нему, то Господь прибавил к учению своему и сие: «Не можете служить Богу и маммоне», то есть невозможно тому быть слугой Божиим, кто привязался к богатству и по пристрастию к нему нечто удерживает за собой. Поэтому, если ты намерен верно распоряжаться богатством, то не порабощайся ему, то есть не имей привязанности к нему, и ты истинно послужишь Богу. Ибо сребролюбие, то есть страстная наклонность к богатству, повсюду порицается (1Тим.6:10).

Лк.16:14. Слышали всё это и фарисеи, которые были сребролюбивы, и они смеялись над Ним.

Фарисеи, в досаде на слова Господа, смеялись над Ним. Ибо им, как сребролюбцам, неприятно было слушать о нестяжательности. Так и сказано: «мерзость... грешнику богочестие», (Сир.1:25) и «обличение... нечестивому раны» (Притч.9:7).

Лк.16:15. Он сказал им: вы выказываете себя праведниками пред людьми, но Бог знает сердцá ваши, ибо, что высоко у людей, тó мерзость пред Богом.

Господь, обнаруживая скрытое лукавство фарисеев и показывая, что они, хотя и принимают вид праведности, мерзки, однако ж, пред Богом по своему самомнению, говорит: вы представляете себя праведниками пред людьми и думаете, будто вам одним дано разуметь то, что нужно, и учить; поэтому вы и смеетесь над Моими словами как неразумными, желая почитаться у черни учителями истины. Но не так на деле. Потому что «Бог знает сердца ваши» и считает вас мерзкими за ваше высокомудрие и пристрастие к людской славе. «Ибо что высоко у людей, то мерзость пред Богом». «Мерзость пред Господом всякий надменный сердцем» (Притч.16:5). Поэтому вам, фарисеи, нужно было жить не для людского мнения, «ибо рассыплет Бог кости ополчающихся против тебя» (Пс.52:6), но лучше соделовать себя праведными пред Богом.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

Свт. Феофан (Говоров), Затворник Вышенский«Не можете служить Богу и маммоне» (Лк.16:13). Раздвоенная мысль и раздвоенное сердце делают человека ни к чему негожим; ибо «муж двоедушен неустроен во всех путех своих» (Иак.1:8). Он или ничего не делает, или делает да переделывает, то есть, одною рукою строит, а другою разоряет. Источник истинно богоугодной жизни – твердая решимость во всем угождать Богу. Эта решимость устремляет все помышления, желания и чувства человека на одно, и объединяя таким образом его внутреннее, делает его сильным на дела и вносит единство во всю совокупность его деятельности, сообщая ей один характер. Дела такие благоуспешны и многоплодны потому, что полны истинной жизни. Отчего вялость, неподвиж­ность, бесплодность дел? От внутренней безжизненности, а внутренняя безжизненность от раздвоения внутреннего. Не сознана единая цель, не поставлена она законом жизни, – дела и идут как пришлось. Оттого одни направляются в одну сторону, другие в другую; здание жизни и не созидается. Избери цель и посвяти ей жизнь. Настоящая, главная цель указана богоподобным естеством человека; она живое богообщение. К это главной цели обращай и цели частные, ученые, житейские, гражданские, коммерческие, служебные, правительственные. Если бы всякий в обществе держался этого – в общество внесен бы был строй один общий, и один дух всех бы исполнил.

Церковный календарь. 9 января

Читаем Евангелие вместе с Церковью. 9 января

Читаем Апостол. 9 января

«Благая часть» с протоиереем Евгением Попиченко. 9 января

Мульткалендарь. 9 января. Апостол от 70-ти Стефан, первомученик, архидиакон

Мульткалендарь. 9 января. Священномученик Тихон, архиепископ Воронежский

День ангела. 9 января

Этот день в истории. 9 января