8 января 2021 года. СОБОР ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ

 

Предыдущий день

ЧТЕНИЕ ЕВАНГЕЛИЯ НА КАЖДЫЙ ДЕНЬ

СОБОР ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ

(Евр. 2:11–18; Мф. 2:13–23)

Святой Иосиф с младенцем Иисусом (Гвидо Рени, ок. 1635 года).

Евангелие святого апостола Матфея, глава 2, стихи 13-23:

13 Когда же они отошли, — се, Ангел Господень является во сне Иосифу и говорит: встань, возьми Младенца и Матерь Его и беги в Египет, и будь там, доколе не скажу тебе, ибо Ирод хочет искать Младенца, чтобы погубить Его.
14 Он встал, взял Младенца и Матерь Его ночью и пошел в Египет,
15 и там был до смерти Ирода, да сбудется реченное Господом через пророка, который говорит: из Египта воззвал Я Сына Моего.
16 Тогда Ирод, увидев себя осмеянным волхвами, весьма разгневался, и послал избить всех младенцев в Вифлееме и во всех пределах его, от двух лет и ниже, по времени, которое выведал от волхвов.
17 Тогда сбылось реченное через пророка Иеремию, который говорит:
18 глас в Раме слышен, плач и рыдание и вопль великий; Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться, ибо их нет.
19 По смерти же Ирода, — се, Ангел Господень во сне является Иосифу в Египте
20 и говорит: встань, возьми Младенца и Матерь Его и иди в землю Израилеву, ибо умерли искавшие души Младенца.
21 Он встал, взял Младенца и Матерь Его и пришел в землю Израилеву.
22 Услышав же, что Архелай царствует в Иудее вместо Ирода, отца своего, убоялся туда идти; но, получив во сне откровение, пошел в пределы Галилейские

23 и, придя, поселился в городе, называемом Назарет, да сбудется реченное через пророков, что Он Назореем наречется.

Послание апостола Павла к Евреям, Глава 2, стихи 11 - 18:

11 Ибо и освящающий и освящаемые, все — от Единого; поэтому Он не стыдится называть их братиями, говоря:
12 возвещу имя Твое братиям Моим, посреди церкви воспою Тебя.
13 И еще: Я буду уповать на Него. И еще: вот Я и дети, которых дал Мне Бог.
14 А как дети причастны плоти и крови, то и Он также воспринял оные, дабы смертью лишить силы имеющего державу смерти, то есть диавола,
15 и избавить тех, которые от страха смерти через всю жизнь были подвержены рабству.
16 Ибо не Ангелов восприемлет Он, но восприемлет семя Авраамово.
17 Посему Он должен был во всем уподобиться братиям, чтобы быть милостивым и верным первосвященником пред Богом, для умилостивления за грехи народа.
18 Ибо, как Сам Он претерпел, быв искушен, то может и искушаемым помочь.

Феофилакт Болгарский. Толкование на Евангелие от Марка

(Мф. 2:13-23) Мф.2:13. Когда же они отошли, се, ангел Господень является во сне Иосифу и говорит: встань, возьми Младенца и Матерь Его

Видишь, для чего Бог допустил, чтобы Дева была обручена! Ибо здесь видно тебе, что обручение сделано было с той целью, чтобы Иосиф заботился о ней и пекся. Он не сказал: «возьми жену твою», но «Матерь Его». Ибо, когда подозрение исчезло и праведник удостоверился из чудес при рождении, что все от Духа Святого, то не называет уже Ее женою его.

и беги в Египет,

Бежит и Господь, чтобы уверовали, что Он действительно есть и человек. Ибо если бы Он, находясь в руках Ирода, не был убит, то показалось бы, что Он воплотился призрачно. В Египет бежит, чтобы и его освятить, ибо два места были притонами всякого зла: Вавилон и Египет. Итак, поклонение Вавилона Он принял чрез волхвов, Египет же освятил собственным присутствием.

и будь там, доколе не скажу тебе,

«Будь там» вместо: «будешь там» до тех пор, пока не получишь повеления от Бога. И нам не должно ничего делать помимо воли Божией.

ибо Ирод хочет искать Младенца, чтобы погубить Его.

Обрати внимание на безумие человека, который желает победить волю Божию. Ибо если родившийся не от Бога, то чего бояться? Если же от Бога, то каким образом погубишь Младенца?

Мф.2:14. Он встал, взял Младенца и Матерь Его ночью, и пошел в Египет
Мф.2:15. и там был до смерти Ирода, да сбудется реченное Господом чрез пророка, который говорит: из Египта воззвал Я Сына Моего.

Иудеи говорят, что это сказано было из-за народа, который Моисей вывел из Египта. Отвечаем: и о народе сказано нечто новое преобразовательно, истинно же исполнилось оно на Христе. Затем, кто есть Сын Божий? Народ ли, поклоняющийся идолу Веельфегору и истуканам, или истинный Сын Божий?

Мф.2:16. Тогда Ирод, увидев себя осмеянным волхвами,

Как фараону Бог посмеялся чрез Моисея, так и Ироду посмеялся чрез волхвов, так как оба, и Ирод и фараон, были детоубийцами: фараон избивал в Египте еврейских детей мужского пола, а Ирод детей вифлеемских.

весьма разгневался, и послал избить всех младенцев в Вифлееме...

Свой гнев против волхвов он обращает против тех, кто не причинил никакого вреда. Но ты, может быть, скажешь мне: что же это? Неужели младенцы потерпели несправедливость только для того, чтобы обнаружилась злоба Ирода? Итак, слушай. Для чего же попущено избиение младенцев? Для того чтобы обнаружилась злоба Ирода; младенцы не погибли, но сподобились венцов. Ибо всякий терпящий какое-либо зло здесь терпит или для оставления грехов, или для приумножения венцов. Подобным образом и эти дети больше увенчаны будут.

и во всех пределах его, от двух лет и ниже, по времени, которое выведал от волхвов.
Мф.2:17. Тогда сбылось реченное чрез пророка Иеремию, который говорит:

Чтобы кто-либо не подумал, что избиение младенцев случилось помимо воли Божией, показывает, что Он и знал это заранее, и предсказал.

Мф.2:18. глас в Раме слышен,

Рама – возвышенное место в Палестине, ибо это название значит: «высокая». Она досталась в удел колену Вениамина, который был сыном Рахили. Рахиль же погребена в Вифлееме. Итак, пророк называет Вифлеем Рахилью, потому что она была погребена в нем. Плач и рыдание были слышны на высоте. Итак, послушай пророка.

плач и рыдание, и вопль великий; Рахиль (то есть Вифлеем) плачет о детях своих и не хочет утешиться, ибо их нет.

В этой жизни «нет», ибо души бессмертны.

Мф.2:19. По смерти же Ирода, –

Горькую кончину имел Ирод, извергнув свою злую душу горячкою, болью в животе, зудом, кривизной ног, гниением срамного члена, порождавшим червей, одышкою, дрожанием и судорогой членов.

Ангел Господень во сне является Иосифу в Египте
Мф.2:20. и говорит: встань, возьми Младенца и Матерь Его и иди в землю Израилеву,

Не говорит: «бежи», но «иди», ибо страха уже не было.

ибо умерли искавшие души Младенца.

Где Аполлинарий, говоривший, что Господь не имел души человека? Здесь он изобличается.

Мф.2:21. Он встал, взял Младенца и Матерь Его и пришел в землю Израилеву.

Мф.2:22. Услышав же, что Архелай царствует в Иудее вместо Ирода, отца своего, убоялся туда идти;

Трех сыновей оставил Ирод: Филиппа, Антипу и Архелая. Архелаю приказал быть царем, а прочим тетрархами. Иосиф побоялся возвратиться в землю Израиля, то есть Иудею, потому что Архелай был подобен своему отцу. Антипа же – это новый Ирод, который убил Предтечу.

но, получив во сне откровение, пошел в пределы Галилейские.

Галилея была земля не израильская, но языческая; поэтому иудеи смотрели на них (галилеян), как на мерзость.

Мф.2:23. и, придя, поселился в городе, называемом Назарет,

Как же Лука говорит, что Господь пришел в Назарет после того, как прошло сорок дней по рождении и после того, как Симеон воспринял Его, Матфей же здесь говорит, что он пришел в Назарет по возвращении из Египта? Итак, заметь, что Лука сказал о том, о чем умолчал Матфей. В качестве примера я скажу следующее. Исполнилось сорок дней после рождения, затем Господь пришел в Назарет. Это говорит Лука. Матфей же говорит о том, что было после этого, что Господь убежал в Египет, затем возвратился из Египта в Назарет. Итак, они не противоречат друг другу: один говорит о возвращении из Вифлеема в Назарет – это Лука; Матфей же – о возвращении из Египта в Назарет.

да сбудется реченное через пророков, что Он Назореем наречется.

Какой пророк говорит об этом, не находится теперь: ибо по нерадению евреев, равно и по причине постоянных пленений много пророческих книг погибло. Но возможно, что это пророчество передавалось у иудеев незаписанным. Назорей значит «освященный»; так как Христос свят, то справедливо Он назывался и Назореем, ибо «святым Израиля» Господь называется у многих пророков.  

СОВРЕМЕННЫЕ КОММЕНТАРИИ
(Мф. 2:13–23)

Протоиерей Александр Шаргунов

Иудейский царь Ирод, обманутый волхвами, замышляет убийство Богомладенца. Если ему не удалось осуществить свой преступный замысел после того, как волхвы ушли домой другим путем, — это не значит, что он отказался от своего намерения. Он уверен, что, убив всех младенцев в Вифлееме, он поразит в их числе и родившегося Царя Иудейского.

И Христос в вечер Рождества становится изгнанником. Он разделяет Свою судьбу со всеми людьми, с миллионами наших современников. Сколь многие из них познали, что значит быть изгнанниками из своей земли, когда необходимо вставать среди ночи и спасать свою жизнь бегством! Но бегство Святого Семейства имеет одну особенность. Младенец, Которого хотят спасти, — Сын Божий, и волхвы называют Его «родившимся Царем Иудейским» (Мф. 2:2). Он вынужден бежать от Ирода Великого, могущественного и жестокого царя. Начинается неравная борьба между Иродом, облеченным полнотой власти, готовым потопить в крови всякое сопротивление, и нищим Семейством, в котором он ищет убить Младенца.

Единственный враг, которого Ирод не может сокрушить, — его собственная смерть, день ото дня все более приближающаяся к нему. Она безжалостно смотрит на него, и однажды отнимет у него навсегда его жизнь — со всей его властью и силой. Из страха перед этим врагом — ничем не устранимой личной смертью — Ирод ищет убить Младенца, Который может претендовать на его царский трон. Отсюда панический ужас, толкающий его на убийство всех младенцев этого возраста в окрестностях Вифлеема.

Нас не может не печалить, что он так легко находит исполнителей неслыханного кровавого преступления. Однако вся история мира свидетельствует, что в них никогда не бывает недостатка. Точно так же Христос будет стоять перед Пилатом, и толпа будет кричать: «Распни, распни Его! Нет у нас царя, кроме кесаря». Историки говорят, что Ироду в это время было около семидесяти лет, так что Младенец, только что родившийся, не мог представлять для него как для царя какой-либо опасности. Это злодеяние было совершено чисто по внушению человеконенавистника диавола, распаляющего его гордостью и жестокостью. Перед нами — предтеча антихриста. Поразительно, что он убивает всех младенцев в возрасте двух лет и ниже. Богомладенцу, по всей видимости, не было тогда и года. Однако Ирод убивает всех детей до двух лет, чтобы не упустить Христа. Он убивает младенцев не только в Вифлееме, но и в его окрестностях, являя безумие зла.

Так исполняется пророчество Писания: «Глас в Раме слышен: плач и рыдание, и вопль великий. Рахиль плачет о детях своих, и не хочет утешиться, ибо их нет». Это пророчество уже исполнилось однажды во времена Иеремии. Мы слышим в Писании его слово о Иерусалиме, ведомом в плен, покидающем землю, где остается гробница Рахили. Для него Рахиль — образ Земли Обетованной, она плачет о детях, которые должны быть там, но их там нет. Точно так же в Вифлееме надежда на будущее исчезает со смертью детей. В Рождество Христово это пророчество раскрылось с новой силой.

«По смерти же Ирода, — се, Ангел Господень во сне является Иосифу в Египте и говорит: встань, возьми Младенца и Матерь Его и иди в землю Израилеву, ибо умерли искавшие души Младенца. Он встал, взял Младенца и Матерь Его и пришел в землю Израилеву». Уже второй раз мы слышим о явлении Иосифу Ангела. Он вверяет свою Семью деснице Божией, и Бог ведет его. Он приемлет Младенца, Который не от него, а от Бога — не как сокровище, ему принадлежащее, но как служение, доверенное ему Богом. Теперь вся его жизнь сосредоточена на этом служении. Содержание его жизни составляет не то, что лично с ним происходит, но служение этому Младенцу, Который станет Спасителем всех людей. Праведный Иосиф предается водительству Божию, и Бог показывает ему, какой следующий шаг он должен сделать. Он бежит, потом возвращается с Младенцем и Его Матерью и, наконец, поселяется в безвестном селении Назарет.

Это происходит после смерти Ирода, которая наступила очень скоро после убиения невинных младенцев. «Мне отмщение и Аз воздам», — говорит Господь. Как быстро может совершаться Божие отмщение! Из всех грехов невинно пролитая кровь скорее всего переполняет долготерпение Божие. Такой злобы и неистовства был исполнен Ирод, что являлся непрестанным мучением для себя и страхом для окружающих. Господь показывает нам, что представляют из себя гонители Его и Его последователей. Все, кто противостоит Христу и Его Церкви, оказываются извергами. Они — вне рода человеческого. Они будут извержены из числа людей — если не покаются.

И снова слово Божие напоминает нам, как осмотрительно совершает с самого начала Свой путь Спаситель, и научает этому Свою Церковь. Можно было бы думать, что Младенец, родившийся в Вифлееме, туда же и возвратится. Но святой Иосиф Обручник со всяким опасением остерегается неосторожных шагов. «Услышав же, что Архелай царствует в Иудее вместо Ирода, отца своего, убоялся туда идти». Мы видим, как одни враги сменяют других, чтобы сражаться со Христом и Его Церковью. Едва исчезает один, как на его месте появляется другой. Диаволу надо, чтобы вражда против Господа и Церкви Его в мире не ослабевала. Святой Иосиф Обручник не идет с Богомладенцем и Божией Матерью в Иудею, потому что Бог никогда не хочет подвергать Своих чад бессмысленной опасности. Но все делает только ради их испытания в верности и ради вечной их славы. Придет час, когда они, благодаря Бога, пойдут за Своим Господом на крест. Но теперь — время пребывания в Назарете.

Мы слышим сегодня, что нашего Спасителя называют Иисусом из Назарета — то, что для иудеев было соблазном. Ибо «из Назарета может ли быть что доброе?» В Евангелии сказано, что так исполняется реченное пророками, что Он Назореем наречется. Святые отцы говорят, что в этом имени есть некая тайна. Согласно пророку Исаии, оно означает Отрасль, из которой произойдет спасение всем. Он называет Его Великим Назореем. Не то, что Христос будет в строгом смысле назореем, ибо Он будет пить вино и прикасаться к умершим. Но пророк называет Его так за Его исключительную, единственную святость, за всецелое посвящение Себя Богу в деле спасения рода человеческого. И это имя, к которому учителя духовности будут относиться с презрением. Быть назарянином — значит быть человеком, от которого нельзя ожидать ничего хорошего и который не заслуживает никакого уважения. Так велико помрачение и падение человеческое, в том числе среди тех, кто должен бы быть «светом языков».

Но Господь берет на Себя с самого начала весь наш позор, чтобы дать нам Свою славу. Пусть никакие оскорбления не будут для нас непереносимы, если мы сподобляемся получить их ради Христа. Наш Господь называет Себя самым уничижительным именем. Он пришел, чтобы всех спасти, чтобы имя Назорей — «человек из Назарета» было созвучно имени Еммануил — «с нами Бог», Господь наш Иисус Христос.

***

Протоиерей Павел Великанов

Главная тема сегодняшнего повествования — бегство святого семейства в Египет. Да, весьма неприветливо встречает Палестина родившегося Мессию: разгневанный исчезновением восточных магов Ирод отправляет воинов в Вифлеем со страшной миссией: уничтожить всех младенцев. Он надеется, что таким образом сможет избежать появления конкурента. Хоть ему уже далеко за шестьдесят, но его болезненная подозрительность и невероятная жестокость так и не знают пределов. Совсем недавно он приказал повесить двух своих сыновей — Александра и Аристовула — по подозрению в заговоре; поэтому расправиться с какими-то вифлеемскими младенцами, сколько бы их там ни было, для него не представляло никакой моральной проблемы.

Однако по повелению ангела Иосиф срочно покидает Вифлеем вместе с Марией и младенцем Иисусом и отправляется в Египет — где и предстоит им провести несколько лет. По возвращении святое семейство направляется в Назарет, где и будет находится Иисус до Своего выхода на проповедь в 30 лет.

За этими скупыми евангельскими строчками скрывается огромная история. Почему евангелисты не сочли важным рассказать нам, читателям, что же происходило во время пребывания Иисуса в Египте, о Его детских годах, юношестве, взрослении? Неужели за все эти годы не произошло ничего такого знаменательного, что следовало бы сохранить на века в евангельском тексте?

Такая постановка вопроса показывает, насколько сложно нам сквозь толщу веков христианской истории прорваться к тем реалиям, в которых и проходило детство Христа Спасителя. Ещё бы: мы-то читали Евангелие, и знаем, что когда Он выйдет на общественное служение, удивится вся Иудейская земля: таких чудес она ещё не видала, и таких глубоких слов она ещё не слышала! Мы знаем и о позорном распятии, и о славном воскресении из мертвых. Вот откуда и наше недоумение: неужели ребёнок Иисус не творил чудеса? Ведь есть сказания в апокрифических — недостоверных — евангелиях, что будучи ребёнком, Иисус лепил из глины птиц — и затем оживлял их, и они улетали? Может, так оно и было?

Однако в этом сознательном и дружном молчании евангелистов видится глубокий смысл. То-то и показательно, что Бог, став человеком, не пытается чем-то выделиться из ряда обычных людей. Иисус был нормальным ребёнком, таким же, как и все остальные. Не «вундеркиндом», не с выдающимися «паранормальными» способностями, и даже не с «пронзающим до глубины души взглядом». Он был нормальным, здоровым, полноценным — то есть ни в чём не ущербным — человеком. И поэтому, став уже взрослым мужчиной, выходя на проповедь Он прекрасно понимал: потребуется время и труд, чтобы хотя бы небольшая часть людей всё-таки смогла разглядеть в Нем Сына Божия под завесой обычной человеческой плоти.

В таком действительно скромном поведении Сына Божия открывается для нас удивительная истина. Мы часто проходим мимо людей, которые слишком незаметны, чтобы на них обращать внимание. И мы тотчас реагируем, когда кто-то ярко себя «подаёт», привлекает своей речью, манерами, уверенностью или чем-то другим. В психологии есть такое понятие «гиперкомпенсации». Это происходит, когда человек сначала осознаёт свою ущербность в чем-то, потом её компенсирует, доводя до определённой «нормы», а затем настолько развивает, что начинает ощущать своё превосходство над другими. Например, кто-то учит десять иностранных языков не потому, что ему это нравится, а потому, что ненавистный отец еле-еле знал только английский. А окружающие смотрят и дивятся: ну надо же, какой талантливый человек! А на самом-то деле первопричина этой «талантливости» — всего лишь глубоко засевшее желание доказать давно уже умершему отцу, что его сын — гораздо его умнее. Или другой пример: хилый подросток идёт в секцию борьбы, чтобы стать развязанным драчуном и заставить своих бывших обидчиков признать не его, а теперь уже их — никчёмность.

Так вот, к чему я веду. Сыну Божию не нужна была ни «компенсация», ни «гиперкомпенсация». У Него не было столь популярного у людей «комплекса неполноценности». Он вполне мог позволить Себе роскошь быть предельно скромным и незаметным. Ему не надо было никому ничего «доказывать» — потому что Он с самого Воплощения был полноценным. И Он знал об этом. В Его человеческой природе всё находилось на своих местах, как и было изначально задумано Богом. Того внутреннего «раздрая», когда чувства воюют с разумом, а третий давний враг — наши желания — ничего подобного в душе Христа Спасителя не было. Именно эти простота и целостность делали Его доступным и понятным для самых обычных людей.

Вот чему и нам, дорогие братья и сестры, следует сегодня поучиться у Иисуса Христа: Его целостности и безграничной скромности. Давайте хотя бы иногда честно признаем, что взбивая своими усилиями «пену» из похвал, уважения, почёта со стороны других — мы чаще всего лишь пытаемся успокоить самих себя, что на самом-то деле мы — не совсем плохие. Но сегодня Сам Бог нас уверяет: мы — не просто «неплохие», мы — самые любимые Его дети, даже несмотря на все наши глупости и ошибки!

***

Иеромонах Феоктист (Игумнов)

Удивительным человеком был Иосиф Обручник! Евангелисты упоминают о нем вскользь, по случаю, он постоянно находится в тени Родившегося Богомладенца и Его Пречистой Матери, но именно через него действует Бог. Именно к нему Он неоднократно посылает Своих ангелов, ему доверяет обеспечение безопасности Христа и Его Матери. Можно лишь гадать о нем самом и его жизни до и после описанных в Евангелии событий. Но совершенно очевидно, что Иосиф не был формалистом в части исполнения постановлений закона, но при этом он был благочестивым, религиозным и уважаемым человеком. В себе самом он смог реализовать идеал праведности ветхозаветного человека, тот самый идеал, к которому стремились фарисеи и книжники, но от которых этот идеал неизбежно ускользал, потому что они не могли увидеть, почувствовать, понять, что означают слова «возлюби ближнего своего как самого себя». Фарисеям и книжкам не удавалось осознать, что весь ветхозаветный закон, все предписания закона не самоценны, их цель в том, чтобы смягчить жестокость сердец и научить любить ближнего и через ближнего — Бога. То, что не удалось религиозной иудейской знати, в полной мере удалось простому плотнику из Галилеи. Он не возмутился, когда узнал, что обрученная ему жена Мария оказалась беременной, а ведь он имел полное право побить Ее камнями, но вместо этого Иосиф решает тайно отпустить Ее, чтобы не предавать Ее позору. В результате принятого милосердного решения, он удостаивается ангельского посещения и он без всякого сомнения верит ангелу. Отец Иоанна Предтечи праведный Захария не смог сделать так же: он поставил под сомнение ангельскую весть о зачатом праведной Елисаветой ребёнке и был наказан временной немотой. Но поверить в беременность женщины в летах значительно проще, чем в беременность от Духа Святого. Иосиф Обручник верит, не спорит и не сомневается. Благодаря своей вере он становится подобен Аврааму — отцу всех верующих — и становится хранителем Богомладенца Христа. После Рождения Спасителя Бог через ангела всякий раз обращается только к нему и говорит, что нужно сделать, чтобы сохранить жизнь Господу Иисусу Христу. Тихий и скромный человек становится защитником Самого Бога! И Иосиф всякий раз верит и действует по своей вере. Невозможно назвать веру и милосердие Иосифа Обручника слабостью или мнительностью. Пеший путь с семьей в Египет, жизнь в Египте, пеший путь обратно не были простыми, слабый человек предпочел бы остаться на месте, он не смог бы решиться на такое путешествие. Слабому человеку было бы проще уклониться от информации, полученной от Бога. И всякий раз, когда мы уклоняемся от того, что говорит нам Бог через Священное Писание и Предание Церкви — мы проявляем свою слабость. Иосиф, как и патриарх Авраам, не уклоняется и тем самым показывает нам свою силу. В доверии Богу и заключена сила всякого человека, который считает себя верующим. Решимость Иосифа Обручника, история, которую мы только что услышали — прекрасный урок жизни по вере, жизни в присутствии Бога, жизни для Бога. Постараемся усвоить этот урок и пользоваться им каждую минуту и каждую секунду нашей жизни.

***

Священник Стефан Домусчи

Иногда люди задают вопрос, может ли существовать Бог, если в мире есть страдания? Или формулируют тот же вопрос в личной форме: Где же был Бог, когда я страдал? Когда страдали невинные люди? Дети… И если у богословов есть теоретические ответы, они далеко не всегда удовлетворяли самих страдальцев. Вопросы остаются. 

На самом деле, хотя мы редко об этом задумываемся, такой вопрос острее других звучит именно в христианстве. Потому что именно оно утверждает, что Бог благ и может все. Но если может, почему же мы страдаем? Может и нет Его, раз Он не отвечает?

В библейской истории ответы на эти вопросы, конечно, могли быть самые разные. Адаму было сказано, что он сам навлек на себя эту беду, Ной видел страдания тех, чьи мысли были злы во всякое время, Моисей чуть не стал жертвой жестокого фараона и выжил только потому, что его мать спрятала его и доверившись Богу и пустила плыть по реке, в которой его и нашла царская дочь. В ветхом завете народ божий много страдает, но при всем этом, многие люди оставались верующими и старались жить по заповедям.

И вот сегодня, мы слышим чтение в котором так же сталкиваемся с человеческим горем. Рахиль, символизирующая всех иудейских женщин, чьи дети тогда погибли, плачет о своих детях и не хочет утешиться, ибо их нет. Вот снова с новой силой, сострадая Рахили, мы задаемся вопросом: почему погибли эти дети? И как это связано с рождением Христа?

Исторический контекст прост. Рождается младенец Христос и вместе с ним в это же время рождаются другие младенцы. Волхвы на востоке, люди наблюдающие за звездами, видят новую звезду и интерпретируют ее появление как весть о рождении Царя Иудейского, которому они желают поклониться. Для этого они идут далеко на запад, в Палестину и пока приходят к Ироду, проходит какое-то время. Именно поэтому, чтобы уж точно не промахнуться Ирод приказывает убить большое количество младенцев от двух лет и младше. Но почему это так? Почему пришествие Бога в мир сопровождается такими ужасными обстоятельствами?

Возможно ли, чтобы эта страшная безвинная и абсурдная смерть младенцев, с которой начинается пришествие Христа в мир является как бы выражением всей неправды мира, всего зла, с которым Бог пришел сразиться? Смерть не просто присутствует в мире, она в нем господствует. И смерть этих младенцев является средоточием той боли того абсурда которые есть в мире. И вот младенец Христос из этой боли из этого абсурда изымается, и святое семейство скрывается в Египте. Но что же здесь героического? Как же можно было оставить младенцев умирать и изъять при этом из неё Божьего Сына? Но в том-то и дело, что Христос пришел не просто разделить с человеком Его боль и его страдания, Он пришел, чтобы победить их. В детстве Он был очень близок к этим младенцам, но избежал смерти. Избежал для того, чтобы вернуться к ней по-настоящему. И это значит, что на вопрос о смерти у Бога есть свой ответ. И ответ этот есть сам Христос, родившийся в Вифлеемской пещере, умерший и в третий день воскресший.

ПРОПОВЕДЬ ДНЯ

Слово на второй день Рождества Христова
(Мф. 2:13–23)

Святитель Лука (Войно-Ясенецкий)

Святая, блаженная, Богом благословенная ночь спустилась над Вифлеемом, блаженным Вифлеемом. Ночь была как будто как все ночи: спали мирным сном все жители Вифлеема и все множество народа, пришедшего на перепись. Дремали пастухи вифлеемские у спящих стад своих: звезды небесные мерцали тихим светом, – как всегда, а между тем такой ночи не было никогда и никогда не будет от создания мира, ибо в эту ночь в вертепе, в загоне для скота Пречистая Дева Мария родила нам Предвечное Слово, Господа нашего Иисуса Христа.

Внезапно тьма ночная рассеялась, внезапно воссиял свет паче всякого света, – Свет, который рассеял всю ночную тьму. И вдруг предстал пред пастырями ангел Господень, «и слава Господня осияла их; и убоялись страхом великим. И сказал им ангел: не бойтесь; я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям: ибо ныне родился нам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь; и вот вам знак: вы найдете Младенца в пеленах, лежащего в яслях. И внезапно явилось с ангелом многочисленное воинство небесное, славящее Бога, и взывающее: слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение» (Лк. 2:9–14).

Так отметил Сам Господь эту великую ночь, ночь Рождества Христова.

А люди ничего не знали о том, что совершилось величайшее из всех событий в истории рода человеческого. Узнали только пастыри и побежали, побежали туда, куда указал им ангел, и поклонились первые родившемуся Спасителю.

Прошло немного времени, и над несчастным Вифлеемом спустилась другая ночь – ночь адского мрака, ночь кровавой тьмы, ночь такого ужаса и такого горя, какого никогда не испытывал не только Вифлеем, но весь мир. Ибо полилась потоками кровь несчастных младенцев вифлеемских, умерщвляемых, истребляемых окаянными воинами проклятого Ирода, хотевшего среди убиваемых младенцев убить и Спасителя нашего Иисуса Христа.

О, какой ужас, о, какая тьма, о, какой несказанный вопль вознесся тогда к небу из Вифлеема! Вы матери, вы знаете, как страшно, как невыносимо видеть смерть ваших младенцев. Вы можете себе представить, что творилось в сердцах несчастных матерей, на глазах которых закалывали воины Иродовы несчастных младенцев, резали им горлышки, разбивали о камень головки их. Они рыдали и вопияли таким страшным воплем, который взошел к самому престолу Божию. Они рвали свои волосы, разрывали одежды свои, бились головой о стены или простирались на земле и бились головой о землю. Ведь даже мы, слыша об этом ужасе, не можем не плакать, слезы текут из глаз наших.

А это страшное событие было за несколько сот лет предсказано святым пророком Иеремией, который так говорит: «Глас в Раме слышан бысть, плач, и рыдание, и вопль мног: Рахиль плачушися чад своих и не хотяше утешитися, яко не суть» (Мф. 2:18).

Рахиль – это Богом данная жена патриарха Иакова, сына Авраамова; Рахиль, которая здесь, вблизи Вифлеема, родила Иакову второго сына, Вениамина, и здесь умерла, и здесь погребена, и доныне стоит надгробие на могиле ее. Если Рахиль плакала о детях своих, если Рахиль в загробном мире терзалась и плакала о потомках своих, – что же было в сердцах тех бедных матерей, вопли которых за сотни лет слышал святой пророк?!

Как, как вместить в сердца наши этот ужас? Что скажем окаянному Ироду, сотворившему такое великое злодеяние? О Ирод, окаянный, проклятый Ирод, слуга сатаны, что сделал ты!! Зачем пролил кровь младенцев вифлеемских?!

Бог ведает зачем, ибо кровью своей младенцы вифлеемские искупили жизнь Спасителя. А окаянный Ирод творил волю отца своего диавола.

О Ирод, зачем ты сделал такое страшное дело? Разве ты не понимал, что новорожденный младенец не может быть тебе соперником, отнять у тебя престол, ибо младенцы не сидят на престоле? Разве же мало было тебе тех дней, долгих дней, когда сидел бы ты спокойно на своем престоле, если бы не искал убить Спасителя?

Чье же это дело? Зачем Господь допустил совершиться такому злодеянию? Господь попустил потому, что не была еще стерта глава древнего змия – диавола; он был еще в своей окаянной силе, и это страшное злодеяние было делом сатаны. Это он устроил избиение младенцев вифлеемских – это он, он, окаянный!

Не от себя говорю я так, ибо в Апокалипсисе у святого Иоанна читаем мы подтверждение слов моих. Вот что написано в главе 12-й: «И явилось на небе великое знамение: жена, облеченная в солнце; под ногами ее луна, и на главе ее венец из двенадцати звезд. Она имела во чреве, и кричала от болей и мук рождения. И другое знамение явилось на небе: вот, большой красный дракон с семью головами и десятью рогами, и на головах его семь диадим...

Дракон сей стал пред женою, которой надлежало родить, дабы, когда она родит, пожрать ее младенца. И родила она младенца мужеского пола, которому надлежит пасти все народы жезлом железным; и восхищено было дитя ее к Богу и престолу Его. А жена убежала в пустыню, где приготовлено было для нее место от Бога, чтобы питали ее там.

И произошла на небе война: Михаил и ангелы его воевали против дракона, и дракон и ангелы его воевали против них, но не устояли, и не нашлось уже для них места на небе...

Когда же дракон увидел, что низвержен на землю, начал преследовать жену, которая родила младенца мужеского пола... И рассвирепел дракон на жену, и пошел, чтобы вступить в брань с прочими от семени ее, сохраняющими заповеди Божии и имеющими свидетельство Иисуса Христа» (Откр. 12:1–8, 13, 17).

Разве это не похоже на то, что совершилось в Вифлееме? Разве этот красный дракон в Вифлееме не стремился пожрать родившегося младенца Христа? Конечно, это дело его рук – его, окаянного, его, проклятого.

Но обратили ли вы внимание на последние слова того, что читал я о нем: что когда не удалось древнему змию, древнему дракону пожрать младенца, рожденного женой, тогда всю злобу свою обратил он против семени жены – это все мы, христиане, возлюбившие Христа, пошедшие по пути скорбному и тесному.

Знайте, знайте и помните, что и вас никого не оставит в покое сатана: будет вас преследовать всю жизнь вашу, будет терзать, будет посылать беды и несчастья, искушая вас всеми тяжкими искушениями. Он будет всегда со своими бесами увиваться около вас, искушая вас постоянно; будет добиваться того, чтобы вы оставили путь Христов, пошли за ним, чтобы творили волю не Христову, а его сатанинскую волю.

Помните слова Спасителя, сказанные апостолом: «В мире скорбни будете; но мужайтесь, яко Аз победих мир».

И хотя будут вас преследовать, будут мучить, но мужайтесь, ибо Христос победил мир. Победим его и мы, ибо Христос дал нам силу и крепость противиться всем искушениям, всем наветам диавола. Дал Он нам крестное знамение, дал имя Свое святое, которым будем угашать все разжженые стрелы лукавого.

Итак, не бойтесь сатаны, уповая всегда на помощь Того, Кто ныне родился в вифлеемской пещере, Кто ныне пришел на землю, чтобы стереть главу древнего змия – диавола – крестом Своим. Уповайте на Него и идите твердой поступью по узкому пути.

Но помните, что не надо быть самонадеянными, не надо вызываться произвольно на борьбу с диаволом, ибо в нынешнем чтении евангельском слышали вы, что когда предстояло избиение вифлеемских младенцев, ангел Господень явился во сне святому Иосифу, Обручнику Приснодевы Марии, и повелел бежать ему с Младенцем и Матерью Его в Египет – повелел спасаться бегством от ярости сатаны.

Если Иосифу это было повелено, если Самого новорожденного Христа надлежало увезти подальше, спасать Его в Египте, не значит ли это, что и нам надлежит, когда явится в этом потребность, спасаться от ярости сатаны.

Знаем из житий святых, знаем из истории лютых гонений на христиан, что нередко епископы убегали из своих городов, скрывались в горах и лесах, укрываясь от гонений, чтобы иметь возможность из своего сокровенного убежища посылать пастве своей послания, укрепляющие и ободряющие верных на подвиг.

Они не сами так поступали, так внушал им Бог и в сновидениях, и в видениях святых, повелевавших так поступать.

Если Сам Спаситель спасался от Ирода в далеком Египте, то и мы не смеем быть дерзкими, быть самонадеянными, вызываясь на борьбу с сатаной. Терпеливо должны сносить все те тяжкие испытания, которые посылает нам Бог на жизненном пути нашем. Должны нести крест, который дает нам Христос, не выдумывая своих крестов, не дерзая еще прибавлять свои самовольные страдания.

Запомните эти две ночи, спустившиеся над Вифлеемом.

Блаженная ночь Рождества Христова да будет для вас святым и светлым воспоминанием, укрепляя во всех испытаниях и бедствиях.

А страшная ночь избиения вифлеемских младенцев да будет вам напоминанием о том, как опасна для нас ярость сатаны.

Помните об этом и молитесь Господу нашему и Богу Иисусу Христу, да укрепит вас в этой непрестанной брани с духами злобы поднебесными.

Аминь.

Церковный календарь. 8 января

Читаем Евангелие вместе с Церковью. 8 января

Читаем Апостол. 8 января

«Благая часть» с протоиереем Евгением Попиченко. 8 января

Мульткалендарь. 8 января. Преподобный Константин Синадский

День ангела. 8 января

Этот день в истории. 8 января