22 Приходит в Вифсаиду; и приводят к Нему слепого и просят, чтобы прикоснулся к нему.
23 Он, взяв слепого за руку, вывел его вон из селения и, плюнув ему на глаза, возложил на него руки и спросил его: видит ли что?
24 Он, взглянув, сказал: вижу проходящих людей, как деревья.
25 Потом опять возложил руки на глаза ему и велел ему взглянуть. И он исцелел и стал видеть все ясно.
26 И послал его домой, сказав: не заходи в селение и не рассказывай никому в селении.
8 Сим Дух Святый показывает, что еще не открыт путь во святилище, доколе стоит прежняя скиния.
9 Она есть образ настоящего времени, в которое приносятся дары и жертвы, не могущие сделать в совести совершенным приносящего,
10 и которые с яствами и питиями, и различными омовениями и обрядами, относящимися до плоти, установлены были только до времени исправления.
15 И потому Он есть ходатай нового завета, дабы вследствие смерти Его, бывшей для искупления от преступлений, сделанных в первом завете, призванные к вечному наследию получили обетованное.
16 Ибо, где завещание, там необходимо, чтобы последовала смерть завещателя,
17 потому что завещание действительно после умерших: оно не имеет силы, когда завещатель жив.
18 Почему и первый завет был утвержден не без крови.
19 Ибо Моисей, произнеся все заповеди по закону перед всем народом, взял кровь тельцов и козлов с водою и шерстью червленою и иссопом, и окропил как самую книгу, так и весь народ,
20 говоря: это кровь завета, который заповедал вам Бог.
21 Также окропил кровью и скинию и все сосуды Богослужебные.
22 Да и все почти по закону очищается кровью, и без пролития крови не бывает прощения.
23 Итак образы небесного должны были очищаться сими, самое же небесное лучшими сих жертвами.
(Мк. 8:22-26) Мк.8:22. Приходит в Вифсаиду; и приводят к Нему слепого и просят, чтобы прикоснулся к нему.
Мк.8:23. Он, взяв слепого за руку, вывел его вон из селения и, плюнув ему на глаза, возложил на него руки и спросил его: видит ли что?
Мк.8:24. Он, взглянув, сказал: вижу проходящих людей, как деревья.
Мк.8:25. Потом опять возложил руки на глаза ему и велел ему взглянуть. И он исцелел и стал видеть все ясно.
Мк.8:26. И послал его домой, сказав: не заходи в селение и не рассказывай никому в селении.
Вифсаида и Хоразин, кажется, страдали большим неверием, за что Христос и поносил их, как говорит: «горе тебе, Хоразин! горе тебе, Вифсаида! ибо если бы в Тире и Сидоне явлены были силы, явленные в вас, то давно бы они во вретище и пепле покаялись» (Мф.11:21). По прибытии сюда Господа приводят к Нему слепого. Но вера приведших не была чиста, почему Господь и выводит слепого из селения, и потом уже исцеляет его. Он плюет на очи слепого и возлагает на него руки, дабы мы знали, что Божественное слово и следующее за словом действие может совершать чудеса: ибо рука есть образ действия, а плюновение есть образ слова, поскольку оно выходит из уст. Но и сам слепой не имел совершенной веры. Поэтому Господь не вдруг дает ему прозреть, а постепенно, как человеку, имеющему веру не всецелую, ибо по мере веры даются и исцеления. Заповедует ему не входить в селение, потому что жители Вифсаиды, как я сказал, были неверные, и человек тот среди них повредил бы своей душе; не велит даже никому и говорить о случившемся с ним, чтоб неверующие не подверглись большему осуждению. И мы часто бываем слепы душой, живя в селении, то есть в мире сем; но когда выходим из селения, то есть когда отвергаемся дел мира, Христос исцеляет нас; по исцелении Он говорит нам, чтоб мы не возвращались опять в село, но шли домой, а дом каждого из нас есть небо и тамошние обители.
Вифсаидского слепого Господь не вдруг исцелил, но сначала не полно, а потом полно, так что он стал видеть все ясно. Для чего Господь так сделал, Ему Единому ведомо. Мы же возьмем отсюда следующую мысль: если считалось нужным исцелить телесное зрение постепенно, то тем более такая постепенность необходима в просветлении очей ума нашего. Так оно и было. В патриархальный период богооткровенное ведение было несложно; в период подзаконный оно стало сложнее и подробнее; в наш христианский период оно еще подробнее и возвышеннее; но конец ли? На земле высшего не ожидай, а на том свете будет. Два святых апостола удостоверяют нас в этом, святые Иоанн и Павел (1Ин.3:2, 1Кор.13:12). «Ныне видим всё как сквозь тусклое стекло, а тогда» всё увидим ясно. Но и там будут степени умственного просветления, ибо область ведения Божия беспредельна. На земле же откровение Божие уже завершено; нечего и мечтать о высшем; все имеем, что нужно; усвой и живи тем. Христианское откровение впереди не обещает нового откровения, но только то, что Евангелие будет узнано во всем мире и что эта повсюдность и всеобщность ведения Евангелия есть предел бытию настоящего порядка вещей. Тогда вера ослабеет, любовь иссякнет, жизнь станет тугою, – и благость Божия положит конец миру.
Протоиерей Александр Шаргунов
Перед нами — слепой человек, которого приводят ко Христу его друзья, желая, чтобы Господь прикоснулся к нему. Мы видим веру этих людей, а о вере самого слепого, о его желании и ожидании исцеления не сказано ничего. Если духовно слепые не молятся о себе, пусть их друзья и близкие молятся о них, чтобы Христос коснулся их.
Господь взял слепого за руку и вывел его из селения. Он не сказал его друзьям, чтобы они вывели его. Но Сам взял его за руку и вывел из селения. Никогда у этого слепого не было такого Поводыря. Может быть, Христос вывел его в открытое поле, чтобы, прозрев, он увидел не тесную улицу, а широкий простор Богом сотворенного мира.
Как Господь исцеляет слепого? Он плюнул ему на глаза и возложил на него руки. Он мог бы исцелить его одним словом, как Он исцелял других. Но Господь, вероятно, желал укрепить его слабую веру, помочь ему победить неверие.
Исцеление этого слепого совершается постепенно — то, что необычно для Христовых чудес. Вначале тот видит проходящих людей как деревья. Но Господь тотчас же завершает чудо. Христос никогда не делает ничего наполовину. Еще раз Он возлагает руки на глаза ему, чтобы рассеялась оставшаяся в них тьма, и повелевает ему взглянуть. И тот начинает видеть все ясно. Промысл Божий по-разному действует по отношению к разным людям, как бы приспосабливаясь к их вере.
Христос показывает, как Его благодать исцеляет нас от духовной слепоты. Вначале мы видим смутно, но как утренний свет, благодать сияет все ярче и ярче, пока не наступит день, и мы не увидим все ясно.
Тайна Христа слишком велика, чтобы мы могли постигнуть все сразу. Вначале Господь являет нам Свою силу, и мы узнаем в Нем (как Петр в Кесарии Филипповой) Мессию. Потом Он являет Свою немощь, Свое вольное подчинение убийственным замыслам врагов, принятие Своей смерти. Требуется время, чтобы мы приняли все, что Бог говорит нам через Христа. И увидели Лик распятого и воскресшего Господа.
Святые отцы говорят, что открытие неисследимых богатств Христовых бесконечно. И если бы нам дано было жить на земле сто, тысячу, миллион лет, мы могли бы возрастать в благодати и узнавать все больше и больше о непостижимом чуде и красоте нашего Господа. И в вечности этому познанию не будет конца.
***
иеромонах Феоктист Игумнов
Этот евангельский эпизод есть только в Евангелии от Марка. И в нем есть одна довольно любопытная деталь. Господь Иисус Христос исцеляет слепого человека не сразу, а в несколько этапов. Сначала Он уводит его из селения, потом Он два раза накладывает руки на больные глаза. Мы знаем, что для такого, не вполне обычного, образа действия должна быть своя весомая причина. Многие древние толкователи связывают эти этапы с несовершенством веры больного человека. Ведь он жил в языческой среде и, очевидно, его вера не была совершенна, не была чиста от языческих примесей и заблуждений, тогда как Христовы чудеса имеют непосредственную связь с верой. Слепой постепенно через действия Христа Спасителя обретает веру и к моменту окончательного исцеления его уже невозможно назвать неверующим или заблуждающимся. В поэтапности исцеления и, как следствие, в поэтапности обретения веры заключается очень важный образ возрастания человека в вере во Христа. Вера это всегда отклик человека на действия Бога, но при этом действия Бога стоят в прямой и непосредственной связи с верой. Кроме этого, в поэтапности исцеления есть и образ того, что ни один человек не может видеть сразу всю полноту истины Божией. Довольно распространённым заблуждением является мысль о том, что человек сразу после обращения ко Христу способен стать вполне зрелым христианином. Одна из опасностей принадлежности к Церкви заключается в том, что эту принадлежность можно истолковать так, будто обратившись к Церкви, человек сразу же оказывается в конце пути. Но это далеко не так. Напротив, приобщение ко Христу и приобщение к Церкви — лишь начало пути. Этот путь в постепенном открытии неисчерпаемых сокровищ Христа.
Но для чего же Христу потребовалось уводить больного за пределы селения, то есть в относительно безлюдное место? Можно предположить, что этот человек либо родился слепым, либо же потерял зрение в раннем детстве. Его слепота не была недавней, он привык к жизни в абсолютной темноте. Обретя зрение, находясь среди толпы, перед ним замелькали бы сотни людей, и это совершенно сбило бы его с толку. Христос Спаситель знал, что лучше увести его в такое место, где шок после прозрения не будет таким сильным. Гениальный врач находит доступ к уму и сердцу пациента; он понимает его страх и надежды; он, в буквальном смысле, сочувствует, сострадает ему. И великий учитель находит доступ к уму своего ученика. Он видит его проблемы, его трудности, его камни преткновения. Христос и в этом, казалось бы незначительном, эпизоде показывает Себя истинным Врачом и Учителем. Он мог найти доступ к уму и сердцу людей, которым старался помочь. Он обладал даром деликатного обращения с людьми, потому что думал их думами и чувствовал их чувствами. Пусть же и нам дарует Бог дар такой деликатности по отношению к ближним, какой был у Христа!
О Ходатае Нового завета
(Евр.9:8–10, 15–23; Мк.8:22–26)
Протоиерей Вячеслав Резников
Однажды Господь исцелил слепого. Причем, на этот раз Он совершил семь действий: «взял слепого за руку» – «вывел его вон из селения» – плюнул «ему на глаза» – «спросил его, видит ли что?» – «опять возложил руки на глаза ему» – «велел ему взглянуть» – «послал его домой». Здесь – прообраз истории нашего спасения. Не сразу. Длительно и мучительно, как и все в мире. Как сегодня слепца, так и тогда: первое, что сделал Бог, – «взял их за руку, чтобы вывести из земли Египетской» (Иер.31:32).
После первого исцеления слепец сказал: «вижу проходящих людей, как деревья». Хорошо хоть что-то видеть! Но – видеть людей как деревья, – все равно, что не видеть их вообще. Как и ветхозаветный храм, или, иначе, скиния собрания. Она и приближала Бога, и закрывала Его. Апостол напомнил, что в третью часть, во Святое Святых, мог входить только Первосвященник, и только раз в год. Тем самым «Дух Святый показывает, что» для всего народа «еще не открыт путь во святилище». И он не откроется, именно «доколе стоит прежня скиния». И это «есть образ» дохристианского «времени». Это – воплощение бессилия. Без конца приносятся «дары и жертвы», но никогда кровь жертвенных животных не сможет «сделать в совести совершенным приносящего». Количество никогда не перейдет в качество. Так все и будет, «как деревья». «До времени исправления». До времени нового завета, до второго, окончательно исцеления.
Слово «завет» родственно слову «завещание». А «где завещание, там необходимо, чтобы последовала смерть завещателя». «Оно не имеет силы, когда завещатель жив». Наглядное выражение смерти – кровь. «Первый завет» тоже был утвержден «не без крови». «Моисей, произнесши все заповеди», «взял кровь тельцов и козлов», «и окропил как самую книгу, так и весь народ, говоря: «это кровь завета, который заповедал вам Бог». Но Моисей не именуется «ходатаем».
«Ходатаем нового завета» Апостол Павел называет только Иисуса Христа. «Ходатай», это как бы посланник. Он – Ходатай от Бога, от Завещателя. Он же, собственно, и есть Завещатель. И он ходатайствует перед нами, чтобы мы, «призванные к вечному наследию», в результате Его смерти, «получили обетованное». Но Он же и Ходатай за нас пред Богом. Единственный Ходатай. Ибо, если «человек согрешит против Господа, то кто будет ходатаем о нем» (1 Цар.2:25)? А Господь, по словам Пророка Исаии, «понес на Себе грех многих и за преступников сделался ходатаем» (Ис.53:12) .
Но необходимо, чтобы и сам слепой, увидев деревья, не счел «в совести своей», что это и есть люди. Наверное, отчасти благодаря этому, наш слепец вторым усилием Господа был «исцелен, и стал видеть все ясно». А сколько духовно полуслепых, и при этом самоуверенных и самодовольных, которые так и не хотят ничего больше видеть!
|