11 Вышли фарисеи, начали с Ним спорить и требовали от Него знамения с неба, искушая Его.
12 И Он, глубоко вздохнув, сказал: для чего род сей требует знамения? Истинно говорю вам, не дастся роду сему знамение.
13 И, оставив их, опять вошел в лодку и отправился на ту сторону.
14 При сем ученики Его забыли взять хлебов и кроме одного хлеба не имели с собою в лодке.
15 А Он заповедал им, говоря: смотрите, берегитесь закваски фарисейской и закваски Иродовой.
16 И, рассуждая между собою, говорили: это значит, что хлебов нет у нас.
17 Иисус, уразумев, говорит им: что рассуждаете о том, что нет у вас хлебов? Еще ли не понимаете и не разумеете? Еще ли окаменено у вас сердце?
18 Имея очи, не видите? имея уши, не слышите? и не помните?
19 Когда Я пять хлебов преломил для пяти тысяч человек, сколько полных коробов набрали вы кусков? Говорят Ему: двенадцать.
20 А когда семь для четырех тысяч, сколько корзин набрали вы оставшихся кусков. Сказали: семь.
21 И сказал им: как же не разумеете?
7 Ибо, если бы первый завет был без недостатка, то не было бы нужды искать места другому.
8 Но пророк, укоряя их, говорит: вот, наступают дни, говорит Господь, когда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды новый завет,
9 не такой завет, какой Я заключил с отцами их в то время, когда взял их за руку, чтобы вывести их из земли Египетской, потому что они не пребыли в том завете Моем, и Я пренебрег их, говорит Господь.
10 Вот завет, который завещаю дому Израилеву после тех дней, говорит Господь: вложу законы Мои в мысли их, и напишу их на сердцах их; и буду их Богом, а они будут Моим народом.
11 И не будет учить каждый ближнего своего и каждый брата своего, говоря: познай Господа; потому что все, от малого до большого, будут знать Меня,
12 потому что Я буду милостив к неправдам их, и грехов их и беззаконий их не воспомяну более.
13 Говоря «новый», показал ветхость первого; а ветшающее и стареющее близко к уничтожению.
(Мк. 8:11-21) Мк.8:11. Вышли фарисеи, начали с Ним спорить и требовали от Него знамения с неба, искушая Его.
Мк.8:12. И Он, глубоко вздохнув, сказал: для чего род сей требует знамения? Истинно говорю вам, не дастся роду сему знамение.
Фарисеи требуют знамения с неба, например, остановить солнце или луну, низвести молнию, произвести перемену в воздухе. Они думали, что небесного знамения Он не в состоянии сотворить, имея возможность производить силой веельзевула одни только земные знамения. Но Иисус не внемлет им; ибо для знамений с неба назначено другое время, разумею, – время второго пришествия, когда силы небесные подвигнутся и луна не даст света своего, время же первого пришествия не имеет ничего подобного, но все исполнено кротости. А потому «не дастся роду сему знамение» с неба.
Мк.8:13. И, оставив их, опять вошел в лодку и отправился на ту сторону.
Мк.8:14. При сем ученики Его забыли взять хлебов и кроме одного хлеба не имели с собою в лодке.
Мк.8:15. А Он заповедал им, говоря: смотрите, берегитесь закваски фарисейской и закваски Иродовой.
Мк.8:16. И, рассуждая между собою, говорили: это значит, что хлебов нет у нас.
Мк.8:17. Иисус, уразумев, говорит им: что рассуждаете о том, что нет у вас хлебов? Еще ли не понимаете и не разумеете? Еще ли окаменено у вас сердце?
Мк.8:18. Имея очи, не видите? имея уши, не слышите? и не помните?
Мк.8:19. Когда Я пять хлебов преломил для пяти тысяч человек, сколько полных коробов набрали вы кусков? Говорят Ему: двенадцать.
Мк.8:20. А когда семь для четырех тысяч, сколько корзин набрали вы оставшихся кусков? Сказали: семь.
Мк.8:21. И сказал им: как же не разумеете?
Господь оставляет фарисеев как людей неисправимых. Ибо медлить должно там, где есть надежда на исправление, а где зло неисправимо, оттуда надлежит бежать. Ученики забыли взять хлебы по особому устроению Божию, чтобы они после строгого выговора Христова сделались разумнее и познали силу Христову. Ибо когда Господь сказал, чтобы они остерегались закваски фарисейской, то есть учения фарисейского, то они подумали, что Господь напоминает им о закваске хлебной. Итак, справедливо Он упрекает их как неразумеющих силы Христовой, которой Господь может сотворить хлебы и из ничего. Учение фарисеев и иродиан называет закваской по той причине, что оно было терпко и исполнено ветхой злобы. И всякий, кто обветшал во зле и не может говорить ничего духовного, чтобы усладить гортань слышащего, имеет в себе закваску древней злобы, то есть учение ядовитое и ведущее принявших его только к раскаянию. Но кто были иродиане? Это какие-то новоявившиеся учители, кои говорили, что Ирод есть Христос и что в него должно верить.
Плыл Господь с учениками на другую сторону моря, а они забыли взять хлебов, и имели с собою только один хлеб, и стали думать, как тут им быть. Ведая помышления их, Господь напомнил о насыщении четырех и пяти тысяч народа, возведя их тем к твердому упованию, что при Нем не умрут с голоду, хоть бы и ни одного хлеба не имели. Сколько тревог наводит иногда на каждого помышление о безвестном будущем! Успокоение от этих тревог одно – упование на Господа, а оживление и укрепление почерпается из разумного рассмотрения того, что уже было с нами и с другими. Не найдется ни один человек, который бы в жизни своей не испытал нечаянных избавлений от беды или нечаянных поворотов жизни его на лучшее. Воспоминаниями о таких случаях и оживляй душу свою, когда начнут томить ее мрачные мысли о том, как быть. Бог все устроит к лучшему и теперь, как бывало прежде. Положись на Него; еще прежде избавления от беды, Он пошлет тебе благодушие, при котором и не заметишь беды своей. «Уповающаго же на Господа милость обыдет*» (Пс.31:10). Рассматривай опыты сего в Священном Писании, в житиях святых, в своей жизни и жизни знакомых твоих и увидишь, как в зеркале, как «близ Господь всем призывающим Его» (Пс.144:18). И страхования за участь свою не возмутят души твоей.
* «обыдет» – «окружит».
Протоиерей Александр Шаргунов
Фарисеи требуют от Господа «знамения с неба». Они не говорят, какого, но речь идет несомненно о чуде, подобном тому, какое было во времена Исхода, — с тем, чтобы Спаситель мог доказать, что Он действует именем Божиим. Память израильского народа хранила манну, переход через море Чермное, все события, через которые явно была видна милость Бога к Своему народу. Менее охотно, судя по всему, они вспоминали о неверности народа в течение сорокалетнего странствования по пустыне — идолопоклонство, требование все новых чудес, грехи всякого рода. Однако в пророчествах и псалмах непрестанно звучит сетование Бога об Израиле, роде неверном: «Сорок лет Я был раздражаем родом сим, и сказал: это народ, заблуждающийся сердцем; они не познали путей Моих» (Пс. 94:10).
Господь дает фарисеям аналогичный ответ. Как и в псалме, Он употребляет выражение «род сей», чтобы показать народ Израиля в его неверности, в попытке искусить Бога и получить от Него гарантии. Христос отвергает эти требования.
Разве можно сказать, что Он не давал до этого знамений иудеям? Разве не помнят они, какие Господь совершал чудеса: изгонял бесов, исцелял больных. А чудо умножения хлебов в пустынном месте — разве не напоминало им манну? Но довольно. Господь, «глубоко вздохнув, сказал: для чего род сей требует знамения?» Столько знамений им было дано, и что за нелепость желать нового знамения? Он не даст им никакого знамения. Единственное знамение, которое Господь даст в будущем израильтянам, будет анти знамение — Он даст убить Себя Своим врагам.
Господь предупреждает Своих учеников против закваски фарисейской и иродовой. Закваской в Ветхом Завете часто именуется первородный грех. Это порча человеческой природы, порочная закваска, не дающая человеку творить волю Божию. «Берегитесь злого влияния фарисеев и Ирода, — наставляет их Господь, — остерегайтесь следовать их путем». Они ждут такого мессию, который явит свою земную силу и власть. Требование знамения с небес было такого же порядка. Одна и та же закваска. Они не удовлетворялись знамениями, которые были даны им, и желали новых — по своему усмотрению. «Берегитесь этой закваски», — говорит Христос.
Но ученики не понимают слов Господа. Они не могут ни о чем другом думать, кроме как о том, что забыли взять в дорогу хлебы, и могут остаться голодными. Господь напоминает, что дважды Он утолял голод огромных толп, так что еще оставалась пища. Он говорит им: «О чем вы волнуетесь? Неужели вы не помните, что было до этого? Неужели жизнь не научила вас ни о чем не беспокоиться, если вы со Мной?» Отчего у нас столько растерянности и тревоги среди нынешних наших испытаний? Не ожесточилось ли наше сердце, как это было у богоизбранного народа, и как это, оказывается, может быть и у христиан? Или Церковь порою больше заботится о своем выживании и внешнем благополучии, чем о доверии и верности Господу? Это может происходить только потому, что мы «не разумеем» и «не помним» то, что знаем. Или мы помним только о скорбях и поражениях и потому с безнадежностью смотрим в будущее? Но есть другая память. Мы шли, выбиваясь из сил, останавливались перед неразрешимым тупиком, и вдруг непонятным образом все разрешалось. И мы продолжаем идти. Мы были на краю бездны, и уже шагнули в нее, и, тем не менее, мы прошли через нее. Сколько раз враги Христовы назначали день похорон нашей Церкви, но вот, она сияет сонмом новых мучеников и исповедников, и мы живы. Бог может провести нас через все, что может случиться с нами. Совсем недавно была нам чудесно явлена и скоро будет явлена с новой силой милость Господня!
***
Протоиерей Павел Великанов
Перед нами — рассказ евангелиста Марка о двух типах непонимания Христа — со стороны фарисеев и со стороны учеников. Сначала духовные лидеры требуют от Иисуса явить знамение с неба — как главное условие подтверждения Его Мессианского достоинства. Они как бы говорят Иисусу: "здесь, в обычной жизни, нет места Богу: и раз Ты утверждаешь, что Ты — Сын Божий и Мессия, Ты обязать явить нам что-то необычное, сверхъестественное!” Понимая, что от Него требуют, Иисус глубоко вздыхает…
И тут же, едва успев сесть в лодку — Его снова изумляют на этот раз ученики. Они никак не могут вырваться из плена житейских забот. Он пытается им показать, насколько опасно фарисейское понимание присутствия Бога в мире — а учеников заботит, хватит ли хлеба на всех! И это при том, что только что они были свидетелями чудесного умножения хлебов, когда многотысячная толпа была накормлена несколькими хлебами и двумя рыбками!
То, что для Самого Иисуса — совершенно очевидно, и для учеников, и для фарисеев — какая-то невероятная фантастика! Ещё бы: допустить саму возможность того, что Бог присутствует в этом мире, прямо здесь, непосредственно в текущем моменте — это практически невозможно. Гораздо понятнее и — не побоюсь употребить это слово — гораздо комфортнее выделить для Господа Бога определённое место — где-то достаточно далеко, там, в высоких небесах — и определённое время — в отдалённом будущем — и после этого можно расслабиться и спокойно жить, утешая себя тем, что Некий Далёкий Бог — вдруг если что-то плохое случится — всегда поспешит на помощь! Одним словом, Бог в ссылке — это очень «правильный» Бог с точки зрения слабого в вере человека.
Иисус решительно отказывается принимать такую модель отношений между Богом и человеком. Для Него Бог — основа, первопричина, корень всего бытия: и того неба, которое над головой, и этих камней, по которым ступают Его ноги, и каждой былинки, прозябающей из-под земли. Вся жизнь — только благодаря Ему, и надо быть полным безумцем, чтобы не видеть, не ощущать это! И Бог не входит в будничный поток бытия явным образом только потому, что сам человек сознательно и бессознательно блокирует эту возможность. Зачем ему Божественное вмешательство, когда он и сам давно научился справляться? Более того: это вмешательство, скорее всего, послужит причиной расстройства — и человек начнёт молиться Богу, чтобы всё снова вернулось на свои места, как прежде!
В эту ловушку маловерия нередко попадаем и мы, христиане. То мы с жадностью требуем от Бога немедленно явить Его силу в ответ на наши мольбы — то исключаем саму возможность Его действия в нашей будничной жизни. Но ведь Бог живёт только в настоящем: в отличие от нас, для Него нет этого рокового течения времени: для Него каждый миг — он вечен, непреходящ! Мы лишь слегка прикасаемся к пониманию этого, когда смотрим на иконы, где в одном изображении могут соседствовать эпизоды из разных времён. Это мы с вами видим свою жизнь, словно бегущую на экране киноленту — а у Бога вся наша «жизненная лента» — она уже перед Ним, с первого кадра до самого последнего! И вся эта лента — одна большая картина нашей жизни, которую можно окинуть одним взглядом!
Но как же научиться такому же, как у Христа Спасителя, живому чувству Божественного присутствия в каждом мгновении жизни? Для этого прежде всего надо учиться быть … адекватными: не застревать в былом, не улетать в далёкие мечтания о будущем, а стараться быть максимально включённым в каждый текущий момент жизни. Поверьте, стоит этому научиться — как уровень тревожности, беспокойства, раздражительности неожиданно начинает стремительно снижаться! Именно потому, что мы верой ощущаем: да, Бог есть, Бог действует, Бог присутствует — и эта близость Его становится источником невероятного внутреннего мира и радости!
***
Епископ Переславский и Угличский Феоктист
Фарисеи довольно сильно изменились, сменили внешний вид и название, они живут обособленно и не оказывают хоть сколько-то значимого влияния на современный мир. А Ирод и вовсе давно в могиле. Но несмотря на все это призыв Христа Спасителя беречься «закваски фарисейской и закваски Иродовой» по-прежнему актуален.
Обращает на себе внимание само слово «закваска». Для нас оно не несёт какого-то отрицательного смысла, для иудеев же времён Христа — напротив, само это слово имеет негативный оттенок. Связано же это с тем, что иудеи приравнивали брожение к гниению и потому закваска символизировала у них зло. Можно встретить употребление слова «закваска» так же, как мы употребляем выражение «первородный грех», или естественный порок человеческой природы. В итоге же получается, что слова Христа можно представить несколько иным образом: Он призывает бояться греховной гнили, которая может поразить человека так, как поразила фарисеев и Ирода. Впрочем, Ирод здесь выступает не как самостоятельный персонаж: в параллельном месте Евангелия от Матфея увещевание Спасителя звучит без упоминания имени тетрарха Галилеи: «берегитесь закваски фарисейской и саддукейской» (Мф. 16:6) Возможно, это связано с тем, что Ирод принадлежал к секте саддукеев, и с точки зрения смысла слова «Ирод» и «саддукей» здесь выступают как синонимы.
Учение и образ жизни фарисеев сводилось к сухому и чахоточному формализму, а саддукеи были классическими бюрократами от религии, они отрицали бессмертие, воскресение и загробную жизнь. Суть же их закваски в том, что несмотря на все знамения небесные и божественные, которые Господь Иисус Христос показывает и даёт в изобилии, фарисеи и саддукеи намеренно не видят, намеренно не признают в Нем Бога и Мессию. Как мы знаем из Евангелия, никакое знамение оказалось не способно изменить и переродить этих людей. По мысли преподобного Иустина Челийского, это ничто иное, как хула на Духа Святого, единственный грех, который не имеет прощения. Христос призывает Своих учеников, во-первых, учиться замечать эти знамения, а во-вторых, непрестанно помнить о них. Знамения и чудеса от Бога есть в жизни каждого человека, но все мы склонны забывать о них, склонны носить в себе начатки закваски фарисейской и закваски Ирода, тогда как должны поступать так, как поступала Пресвятая Богородица — замечать их и слагать в сердце своём (Лк. 2:19).
О Новом Завете
(Евр.8:7–13; Мк.8:11–21)
Протоиерей Вячеслав Резников
Пророк Иеремия за семь веков до Рождества Христова возвестил Божьему народу: «Вот, наступают дни, говорит Господь, когда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды новый завет, не такой завет, какой Я заключил с отцами их в то время, когда взял их за руку, чтобы вывести их из земли Египетской». Он обещал, что Новый завет будет более совершенным. В Ветхом завете Бог просто «взял их за руку». О Новом же сказано: «вложу законы Мои в мысли их, и напишу их на сердцах их, и буду их Богом, и они будут моим народом». Обычно более совершенное доверяют тем, кто выполнил предыдущее, менее совершенное. А тут – наоборот: более совершенное дается именно «потому, что они не пребыли в том завете Моем»!
Еще Господь говорит: «дам им сердце единое, и дух новый вложу в них, и возьму из плоти их сердце каменное. И дам им сердце плотяное, чтобы они ходили по заповедям Моим» (Иез.11:19). И опять – вопрос: почему Бог не сделал этого в Ветхом завете? Почему еще тогда не вложил законы им в мысли и не написал «на сердцах их»? А почему удастся сделать это теперь? Разве люди стали совершеннее? Вот, даже ближайшим ученикам Он говорит: «Еще ли не понимаете и не разумеете? Еще ли окаменено у вас сердце? Имея очи, не видите? Имея уши, не слышите»? Что же такое совершит Бог, если после этого даже «не будет учить каждый ближнего своего, и каждый брата своего, говоря: познай Господа»? Почему вдруг «все, от малого до большого, будут знать» Бога? А произойдет вот что: «Я буду милостив к неправдам их, и грехов их и беззаконий их не вспомяну более». Не добьется Господь усвоения и выполнения первого, Ветхого завета, но простит все, что не выполнили, и даст новое, более высокое.
Но как можно простить то, что ребенок не выучил в первом классе, и перевести его во второй? Но у Бога все совсем по-другому. Для Него простить грехи и неправды, простить непослушание, – не значит просто махнуть на все рукой. Это значит – Самому выполнить послушание, причем, «даже до смерти, и смерти крестной» (Флп.2:8). Таким образом, мы снова и снова возвращаемся к Кресту, который воздвигнут «посреди земли» (Пс.73:12), пред лицем всех народов.
И разве умаляется сила Креста, откровение любви – тем, что мы не чувствуем этого, и не веруем в это? Если при взгляде на Крест у тебя все еще каменное сердце, то неужели из-за этого может быть подвергнуто сомнению пророческое обетование о том, что «все, от малого до большого будут знать Меня»? Здесь такое же мнимое противоречие, как в послании «к Римлянам», где сказано, что «весь Израиль спасется» (Рим.11:26). Истинный Израиль, это лишь тот «остаток», который не приклонил «колена пред» ложными богами (Рим.11:4). И только жители этого нового Израиля, «все, от малого до большого», вообще достойны упоминания.
И поэтому задумаемся, как же это будет: весь Израиль спасется, а ты – нет? «Все, от малого до большого, будут знать» Бога, а ты – нет? А потом однажды заметишь, что как-то перестали вокруг тебя «учить каждый ближнего своего и каждый брата своего, говоря: познай Господа». И вдруг увидишь, что остались вокруг тебя только «все гнусности … и все мерзости» (Иез.11:18). И тогда исполнятся слова Иоанна Богослова: «Верующий в Него не судится, а не верующий уже осужден, потому что не уверовал во имя единородного Сына Божия» (Ин.3:18)
|