19 декабря 2020 года

Предыдущий день

ЧТЕНИЕ ЕВАНГЕЛИЯ НА КАЖДЫЙ ДЕНЬ

Суббота 28-й седмицы по Пятидесятнице

Память Свт. Николая, архиепископа Мир Ликийских, Чудотворца

(Евр. 13:17-21; Лк.6:17–23)

Евангелие святого апостола Луки, глава 6, стихи 17 - 23:

17 И, сойдя с ними, стал Он на ровном месте, и множество учеников Его, и много народа из всей Иудеи и Иерусалима и приморских мест Тирских и Сидонских,
18 которые пришли послушать Его и исцелиться от болезней своих, также и страждущие от нечистых духов; и исцелялись.
19 И весь народ искал прикасаться к Нему, потому что от Него исходила сила и исцеляла всех.
20 И Он, возведя очи Свои на учеников Своих, говорил: Блаженны нищие духом, ибо ваше есть Царствие Божие.
21 Блаженны алчущие ныне, ибо насытитесь. Блаженны плачущие ныне, ибо воссмеетесь.
22 Блаженны вы, когда возненавидят вас люди и когда отлучат вас, и будут поносить, и пронесут имя ваше, как бесчестное, за Сына Человеческого.
23 Возрадуйтесь в тот день и возвеселитесь, ибо велика вам награда на небесах. Так поступали с пророками отцы их.

Послание апостола Павла к Евреям, Глава 13, стихи 17-21:

17 Повинуйтесь наставникам вашим и будьте покорны, ибо они неусыпно пекутся о душах ваших, как обязанные дать отчет; чтобы они делали это с радостью, а не воздыхая, ибо это для вас неполезно.
18 Молитесь о нас; ибо мы уверены, что имеем добрую совесть, потому что во всем желаем вести себя честно.
19 Особенно же прошу делать это, дабы я скорее возвращен был вам.
20 Бог же мира, воздвигший из мертвых Пастыря овец великого Кровию завета вечного, Господа нашего Иисуса (Христа),
21 да усовершит вас во всяком добром деле, к исполнению воли Его, производя в вас благоугодное Ему через Иисуса Христа. Ему слава во веки веков! Аминь.

Феофилакт Болгарский. Толкование на Евангелие от Луки

(Лк. 6:17-23) Лк.6:17. И, сойдя с ними, стал Он на ровном месте, и множество учеников Его, и много народа из всей Иудеи и Иерусалима и приморских мест Тирских и Сидонских,

Лк.6:18. которые пришли послушать Его и исцелиться от болезней своих, также и страждущие от нечистых духов; и исцелялись.

Избрав двенадцать, сходит с горы, чтобы исцелить пришедших из городов и облагодетельствовать вдвойне, именно: по душе и по телу. Ибо слушай: «пришли послушать Его» — это врачевание душ; «и исцелиться от болезней своих» — это врачевание тел.

Лк.6:19. И весь народ искал прикасаться к Нему, потому что от Него исходила сила и исцеляла всех.

Пророки и другие святые не имели силы, исходящей от них, ибо они не были сами источниками сил. А Господь имел силу, исходящую от Него, ибо Он Сам был источник силы, тогда как пророки и святые получали особенную силу свыше.

Лк.6:20. И Он, возведя очи Свои на учеников Своих, говорил: Блаженны нищие духом, ибо ваше есть Царствие Божие.

Лк.6:21. Блаженны алчущие ныне, ибо насытитесь. Блаженны плачущие ныне, ибо воссмеетесь.

Лк.6:22. Блаженны вы, когда возненавидят вас люди и когда отлучат вас, и будут поносить, и пронесут имя ваше, как бесчестное, за Сына Человеческого.

Лк.6:23. Возрадуйтесь в тот день и возвеселитесь, ибо велика вам награда на небесах. Так поступали с пророками отцы их

Господь, рукоположив учеников, через блаженства и учение приводит их в более духовное состояние. Ибо Он ведет речь с обращением к ним. И, во-первых, ублажает бедных; хочешь, разумей под ними смиренномудрых, хочешь — ведущих жизнь несребролюбивую. Вообще же все блаженства научают нас умеренности, смирению, уничижению, перенесению поношений.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

Свт. Феофан (Говоров), Затворник Вышенский(Лк.6:17–23) Ублажает Господь нищих, алчущих, плачущих, поносимых, под тем условием, если все это Сына Человеческого ради; ублажается, значит, жизнь, окруженная всякого рода нуждами и лишениями. Утехи, довольство, почет, по слову сему, не представляют собою блага; да оно так и есть. Но пока в них почивает человек, он не сознает того. Только когда высвободится из обаяния их – видит, что они не представители блага, а только призраки его. 

Душа не может обойтись без утешений, но они не в чувственном; не может обойтись без сокровищ, но они не в золоте и серебре, не в пышных домах и одеждах, не в этой полноте внешней; не может обойтись без чести, но она не в раболепных поклонах людских. Есть иные утехи, иное довольство, иной почет, – духовные, душе сродные. Кто их найдет, тот не захочет внешних; да не только не захочет, а презрит и возненавидит их ради того, что они заграждают духовные, не дают видеть их, держат душу в омрачении, опьянении, в призраках. Оттого такие вседушно предпочитают нищету, прискорб­ность и безвестность, чувствуя себя хорошо среди них, как в безопасной какой-нибудь ограде от обаяния прелестями мира. Как же быть тем, к кому все это идет само собою? Быть в отношении ко всему тому, по слову Св. апостола, как не имеющий ничего.

СОВРЕМЕННЫЕ КОММЕНТАРИИ
(Лк.6:17–23)

Протоиерей Павел Великанов

Этот отрывок из Нагорной проповеди Христа Спасителя читается в дни памяти преподобных – святых, потрудившихся в монашеском звании.

Если вдуматься в слова Христа, то при всей своей внешней благостности и красоте это – дерзновенное переворачивание базовых представлений людей о том, что такое счастье, и каким путём следует к нему двигаться. Каждое из блаженств – словно удар молнии, в прах разрушающий традиционные установки иудеев. Первый удар – по мифу о «знатности». Христос говорит: нет ничего хорошего в знатности и богатстве, сами по себе они не делают человека счастливым. Напротив: тот, кто не привязан к материальным благам и почестям, гораздо ближе к тому духу, которым и дышит Царство Небесное. Второй удар – по мифу о житейском благополучии. Желание видеть руку Божию и Его благословение на всех своих делах было не только свойственно иудеям – но и по сей день распространено среди верующих. Что-то не ладится – значит, Богу это не угодно. Кто-то процветает – значит, Его милость явным образом присутствует! Так вот с точки зрения Христа – это вовсе не очевидные показатели. Более того: в плаче, в скорби, в стеснённых обстоятельствах выковываются такие титаны духа, которые в комфорте и радости – просто бы не состоялись.

Третий хлёсткий удар – по значимости общественного мнения. Кому из нас приятно, когда окружающие тебя презирают, когда над тобой посмеиваются, смотрят как на дурака – или предателя – или просто человека несостоявшегося, неполноценного? Правильно, никому! Но если всё это происходит потому, что мы не пытаемся вписаться в навязываемый извне образ, если мы не хотим ломать самих себя ради чужой игры, если мы сохраняем чувство собственного достоинства – перед лицом Божиим – и не хотим переступать через собственные принципы – Христос нас поддерживает! Ему именно такие и нужны: не конформисты, не приспособленцы, не двоедушные и угодливые, а честные, решительные и главное – внутренне свободные.

Это и есть та самая благодатная почву, упав на которую слово Евангелия порой приносит невероятные плоды. И один из таких примеров – преподобный Антоний Великий. Который пошёл наперекор всему. Которому не на кого было равняться. Который буквально бросился в кипящий котёл искушений и нечеловеческих условий – и вышел из него сияющим Божественными добродетелями. Созерцания лика его было достаточно для многих и действовало куда сильнее любых слов. Неспроста даже закоренелые язычники не могли не признавать его величия и называли Антония «земным Богом».

Святые христианской Церкви – это яркие подтверждения того, как на самом деле могут «работать» евангельские заповеди в жизни. У каждого из нас выбор: либо смотреть на эти призывы Христа как нечто в реальности недостижимое, и потому – бесполезное, либо – попробовать самим войти в эти воды новой жизни – откуда прежними мы уже точно никогда не вернёмся!

***

Священник Дмитрий Барицкий

Сегодняшний отрывок евангельского чтения состоит из двух частей. В первой евангелист рассказывает нам о том, как Христос проповедует и исцеляет людей, которые ходили за ним толпами. Публика здесь была самой разношерстной. И жители Иудеи, то есть столичного региона, и те, кто пришел из провинциальных частей еврейского государства и даже из-за границы; здесь были и религиозные лидеры иудеев, и простые жители; и те, кого считали в народе маргиналами, грешниками, и строгие ревнители закона; и здоровые и больные; и те, кто всем сердцем принял Спасителя, и те, кто пришел из любопытства, а может и уже люто ненавидел Его. И тем не менее, проповедь Христа обращена ко всем. Никому Господь не отказывает в Своей помощи и каждого готов поддержать, утешить и, если необходимо, даровать исцеление. И ведь многим только это и нужно. Спаситель для них Тот, Кто может вернуть в их жизнь утерянное здоровье, стабильность, избавить их от страданий и тех стесненных обстоятельств, в которых они оказались. Именно так иудеи и представляли себе Царство Божие и пришествие Мессии. Это обретение такого желанного блаженства, то есть счастья, уже здесь и сейчас.

Вторая часть отрывка выступает резким контрастом первой. Здесь мы видим слово Господа, обращенные лишь узкому кругу учеников. Звучат они парадоксально. Оказывается, неизбежным атрибутом подлинного блаженства являются не здоровье, не благоденствие и стабильность в земных делах, не уважение окружающих. Напротив, верный путь к нему — это нищета, это голод и слезы, это ненависть и презрение и всяческие иные неустройства, которые человек может вынести ради Христа.

Итак, по сути, сегодняшнее Евангелие предлагает нам два пути. Можно приходить к Богу с просьбой избавить тебя от тех тяжких обстоятельств, в которых ты оказался. Ничего зазорного в этом нет. Ведь Христос и пришел ради этого в мир. Он исцелял, утешал, воскрешал, изгонял бесов, возвращал людям надежду. Есть правда здесь одна опасность. Можно слишком увлечься этими просьбами, превратив Бога в средство достижения счастья. Ведь так уже однажды случилось. Многие из тех, кто ходил за Спасителем со своими просьбами, отвернулся от Него, когда Он униженный стоял во дворе Пилата. Кто-то, возможно, даже кричал «Распни Его» и оказался в толпе зевак у креста на Голгофе.

Поэтому Господь и предлагает еще один путь, более совершенный, для тех, кто хочет стать Его ближайшим учеником. Можно научиться ради Христа с терпением и молитвой переносить те тяжкие обстоятельства, в которых ты оказался. В этом случае та разрушительная энергия, которую они привносят в нашу жизнь, немыслимым образом трансформируется в духовное богатство, в подлинное блаженство. Ведь в этом случае все мысли человека не о себе, но лишь о Боге. А где есть единство с Богом и желание потрудится ради Него, там и есть подлинное Царство Божие, подлинное счастье и блаженство.

***

Священник Стефан Домусчи

Есть тексты, которые буквально созданы для того, чтобы вызывать вопросы. Бывает так, что человек читает Евангелие и ему все понятно: понятны слова, понятен сюжет… Бывает иначе: по частям все понятно, но общий смысл ясен лишь в общих чертах. Отчасти, подобное можно сказать о сегодняшнем отрывке. И дело, конечно, не в том, что он запутанный или в нем употребляются сложные слова, просто он может быть правильно понят только при одном условии. И это условие – вера. Вера во Христа.

Уже первые стихи показывают нам Спасителя, окруженного множеством учеников. Почему же они пришли к нему? И почему люди вообще приходят к Богу? Почему Он оказывается им нужен? Они пришли отовсюду: из Иудеи, из Тира и Сидона. Пришли для того, чтобы послушать Его и исцелиться от болезни. И в этих словах Писания, конечно, сказана большая правда о религии и о том, как мы к ней относимся, о том, почему мы ее ценим, почему мы религиозны. Тысячи лет человеческой цивилизации люди приходят к Богу не ради Него самого, но по той же самой причине – послушать и исцелиться. Использовать Бога для себя, в таких понятных целях, которые от понятности перестают быть корыстными.

Посмотрев на человека не трудно увидеть, что он вообще существо все время нуждающееся. Кто-то от этого унывает, постоянный труд ради выживания или достатка, утомляет его. Кто-то, напротив, воспринимает потребление как веселую возможность, которая позволяет радоваться краскам этого мира и получать удовольствие… Но как бы кто не воспринимал потребление – без него человек не может. Не может без еды, без воды…. Они его надежда, его основа. Он даже не отдает себе отчет, но он надеется ни них больше чем на что бы то ни было. На эти самые простые вещи он надеется больше чем на Бога. Потому что он может отрицать бытие Бога, не искать Его, думать, что не нуждается в Нем. Но Он не может думать тоже самое про воду и еду.

И вот этих людей, пришедших из интереса и по необходимости – Он исцеляет. И если цели этих пришедших к нему людей, говорят нечто важное о них, то само это исцеление от болезней, освобождение от нечистых духов – говорит нечто очень важное о Нем. О Христе, который не обличает пришедших, не говорит о потребительском отношении, но ответив на просьбы учит их вере. Он знает человеческую природу, знает ее немощи, но знает так же и ее возможности, знает ее предназначение. И поэму ответив на их просьбы, Он возвещает нищим – блаженство Царства, обещает алчущим насыщение, плачущим смех и говорит о радости – гонимым… Все это можно было бы понять вполне приземленно, если бы не первые слова, которые задают тон всей остальной речи.

Говоря о нищих, Он не говорит, что они будут блаженными, когда станут богатыми, что их нищета прекратится, но называет блаженными их самих.

В чем же блаженство этих странных нищих? И кто это вообще – нищие духом? Неужели это просто нерешительные, робкие, неуверенные в себе люди?

На самом деле в последнем сравнении есть кое-что верное. Действительно, они неуверенные в себе люди, как в прочем, они не уверены вообще ни в чем и ни в ком… кроме Бога. Вот в Боге – они уверены, Он их единственная надежда, Он их основа в жизни, в смерти, во всем.

Пока мы верим в вещи и в людей больше чем в Бога, мы будем приходить к Нему лишь за тем, чтобы Он дал нам нечто или решил наши проблемы… Но если мы поймем, что вода и еда, вещи и здоровье, знакомые и незнакомы и весь мир есть только потому что есть Бог, который все это сотворил, и все это, вышеперечисленное зависит только от него и существует Его волей. Если Он станет важнее и глубже, чем все это – мы станем нищими духом, освободим свою жизнь от ложной надежды, чтобы в нее смогло войти Царство Небесное, дарованное нам Христом.

ПРОПОВЕДЬ ДНЯ

СЛОВО В ДЕНЬ ПАМЯТИ СВЯТИТЕЛЯ НИКОЛАЯ МИРЛИКИЙСКОГО

Святитель Лука (Войно-Ясенецкий)

Прослушайте слова, которыми начинается святая Библия: «В начале сотворил Бог небо и землю. Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою. И сказал Бог: Да будет свет. И стал свет. И увидел Бог свет, что он хорош, и отделил Бог свет от тьмы. И назвал Бог свет днем, а тьму ночью».

Люди, мнящие себя образованными, издеваются над библейской историей творения мира и в особенности издеваются над тем, что свет был сотворен в первый день, а солнце, луна и звезды только в пятый день. Они издеваются над верой нашей в то, что свет мог существовать тогда, когда не было светил небесных.

Ну что же, таким издевательством они обнаруживают только свое научное невежество: они не знают того, что вселенная полна светящейся материи. Мельчайшие частицы материи обладают способностью светиться, им присущ свет.

А свет небесных светил: солнца, луны, звезд – это только результат скопления, сгущения этой светящейся материи, это конденсация материи.

Солнце, луна и звезды образовались путем такой конденсации, путем сгущения материи, которой присуще свечение.

Значит, если Бог в первый день сотворил небо и землю, если сотворил всю ту бесчисленную материю, которой наполнена вселенная, то ничего нет странного в том, что в этот первый день Он наделил материю свойством быть светящейся, быть носительницей света. И знаем, что в необъятной вселенной есть бесчисленно много светящейся материи, которая еще не сгустилась в звезды и солнца.

Это первое. А второе, чего не знают издевающиеся над днями творения, состоит в том, что есть различные виды света, не один только солнечный свет.

Есть еще форма света, которая называется светом фосфорическим. Эта способность материи светиться особым фосфорическим светом, присущим ей, проявляется, между прочим, в том, что огромные глубины и дно океанов и морей, в которые не достигает свет солнечный, вовсе не темны: там светло, там все освещено этим фосфорическим светом.

Эта форма света также присуща самому веществу, самой материи.

Но оставим науку, будем говорить о другом. Разве не знаете вы, что когда великий пророк Божий Моисей сходил с Синайской горы, неся две каменные скрижали, на которых перстом Божиим написаны были десять заповедей, то лицо его светилось невыносимым для глаз человеческих светом, и просили израильтяне, чтобы покрывал он свое лицо, ибо не могут взирать на него.

Знаете вы, что в великий день Преображения лицо, вся фигура, все одеяние Господа Иисуса Христа блистали подобным же светом.

Читали, вероятно, многие из вас в книге Деяний апостольских, что когда первосвященники и книжники и фарисеи, негодовавшие на проповедь апостолов, велели их заключить в тюрьму, то ночью явился в темнице ангел Божий, и своим неземным светом осветил всю темницу.

Это какой свет, каким светом сияло лицо пророка Моисея, каким светом светился Господь Иисус Христос на горе Фаворской, какой свет осиял темницу, когда вошел в нее ангел?

Конечно, это не свет материальный, не свет солнца, луны и звезд – это свет Божественный, свет, неведомый миру сему, свет, исходящий от Бога. Но есть еще одна форма света, пожалуй, самая важная для нас – свет незримый, свет, которого не видит око человеческое, свет, имеющий свое происхождение тоже от Бога.

Этим незримым светом светились и светятся доселе тела и лица и глаза людей, всецело возлюбивших Бога, всю жизнь свою посвятивших Богу, людей, целью жизни своей поставивших исполнение заповедей Христовых.

Их глаза, их тела, все их движения – все это проникнуто светом незримым: откуда знаем мы об этом незримом свете, как воспринимаем его? Мы знаем о нем и можем воспринимать его, потому что сами мы существа духовные, не только телесные. Мы состоим, кроме тела, из души и духа – из духа, близкого к Духу Божию, духа, имеющего начало от Него.

А все духовное мы можем воспринимать своим человеческим духом, ибо все формы духа – дух человеческий, дух ангельский, Дух Божий – родственны между собою и имеют способность взаимного проникновения одного в другой.

Дух святых людей незримо может открывать нам то, что таят их души, ибо имеет способность проникать в наши души, в наш дух.

Незримый свет ангелов, незримый свет Духа святого тоже может вступать в общение с нашим человеческим духом.

И чем более глубока жизнь в Боге у праведных людей, тем более все существо их проникнется светом незримым, тем светом, который воспринимается духом человеческим, трепетно воспринимается.

Люди, подобные таким величайшим преподобным, как Антоний Великий, Макарий Великий и наши великие преподобные Антоний и Феодосий Печерские, Сергий Радонежский и Серафим Саровский, были носителями этого незримого света духовного.

Вся жизнь их была жизнью духа. Они презрели плоть, о ней не заботились, заботились только о духе. Вся жизнь их протекала в непрерывной молитве, созерцании всего возвышенного, всего Божественного, в постоянном чтении Св. Писания.

Света незримого был полон великий Святитель Николай, память которого мы празднуем. Он был полон этого света незримого, от него исходившего и воспринимаемого сердцами и душами человеческими.

В чем же источник этого света? Он появляется в сердце человеческом по мере того, как человек все глубже и глубже исполняет закон Христов, по мере того, как более и более творит добрых дел, по мере того, как все более и более милосердным становится он, приближаясь к ныне нами поминаемому Святителю Николаю, избавившему от позорной продажи на блуд тел своих трех дочерей несчастного голодающего человека.

Разве не знаете и о многих других добрых делах его?

Разве не знаете, что был он правилом веры и образом кротости, и незримый свет, как лучи солнечные, исходил от сердца, от всего существа его. Он был кроток, ибо исполнил заповеди Христовы. Он в смирении и кротости приблизился близко к Самому Господу Иисусу Христу, которому он неленостно служил всю жизнь свою.

И именно потому, что свет незримый вот уже полторы тысячи лет исходит от души умершего Святителя, ибо свет этот не погиб со смертью его – именно потому так любим его, что сами стремимся к этому свету духовному, свету незримому.

Стремитесь, стремитесь все к свету незримому, к свету великому, которого был полон Святитель Николай.

Аминь.

Церковный календарь. 19 декабря

Читаем Евангелие вместе с Церковью. 19 декабря

Читаем Апостол. 19 декабря

«Благая часть» с протоиереем Евгением Попиченко. 19 декабря

Мульткалендарь. 19 декабря. Святитель Николай, архиепископ Мир Ликийских, чудотворец

День ангела. 19 декабря

Этот день в истории. 19 декабря