19 И искали в это время первосвященники и книжники, чтобы наложить на Него руки, но побоялись народа, ибо поняли, что о них сказал Он эту притчу.
20 И, наблюдая за Ним, подослали лукавых людей, которые, притворившись благочестивыми, уловили бы Его в каком-либо слове, чтобы предать Его начальству и власти правителя.
21 И они спросили Его: Учитель! мы знаем, что Ты правдиво говоришь и учишь и не смотришь на лице, но истинно пути Божию учишь;
22 позволительно ли нам давать подать кесарю, или нет?
23 Он же, уразумев лукавство их, сказал им: что вы Меня искушаете?
24 Покажите Мне динарий: чье на нем изображение и надпись? Они отвечали: кесаревы.
25 Он сказал им: итак, отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу.
26 И не могли уловить Его в слове перед народом, и, удивившись ответу Его, замолчали.
15 Для чистых все чисто; а для оскверненных и неверных нет ничего чистого, но осквернены и ум их и совесть.
16 Они говорят, что знают Бога, а делами отрекаются, будучи гнусны и непокорны и не способны ни к какому доброму делу.
1 Ты же говори то, что сообразно с здравым учением:
2 чтобы старцы были бдительны, степенны, целомудренны, здравы в вере, в любви, в терпении;
3 чтобы старицы также одевались прилично святым, не были клеветницы, не порабощались пьянству, учили добру;
4 чтобы вразумляли молодых любить мужей, любить детей,
5 быть целомудренными, чистыми, попечительными о доме, добрыми, покорными своим мужьям, да не порицается слово Божие.
6 Юношей также увещевай быть целомудренными.
7 Во всем показывай в себе образец добрых дел, в учительстве чистоту, степенность, неповрежденность,
8 слово здравое, неукоризненное, чтобы противник был посрамлен, не имея ничего сказать о нас худого.
9 Рабов увещевай повиноваться своим господам, угождать им во всем, не прекословить,
10 не красть, но оказывать всю добрую верность, дабы они во всем были украшением учению Спасителя нашего, Бога.
(Лк. 20:19-26) Лк.20:19. И искали в это время первосвященники и книжники, чтобы наложить на Него руки, но побоялись народа, ибо поняли, что о них сказал Он эту притчу.
Но они и тогда, как поняли, что на них говорит Господь притчу сию, злоумышляют против Него и наложили бы на Него руки, если бы не побоялись народа. И Закон говорит: «не умерщвляй невинного и правого» (Исх.23:7); но его они не слушают, а боятся гнева людского и, уклоняясь от видимого наложения рук, устрояют иные ковы против Него.
Лк.20:20. И, наблюдая за Ним, подослали лукавых людей, которые, притворившись благочестивыми, уловили бы Его в каком-либо слове, чтобы предать Его начальству и власти правителя.
Лк.20:21. И они спросили Его: Учитель! мы знаем, что Ты правдиво говоришь и учишь и не смотришь на лице, но истинно пути Божию учишь;
Лк.20:22. позволительно ли нам давать подать кесарю, или нет?
Фарисеи приготовили сеть, которой, по их мнению, Господу трудно избежать, но в сети сей «запуталась нога их» (Пс.9:16). Смотри, какое лукавство! Если Господь скажет, что должно давать подать кесарю, тогда обвинят Его пред народом в том, что Он в рабство приводит народ, который есть «семя Авраамово» и никому не работал (Ин.8:33). Если Он запретит давать подать, в таком случае, как возмутителя, поведут Его к правителю.
Лк.20:23. Он же, уразумев лукавство их, сказал им: что вы Меня искушаете?
Лк.20:24. Покажите Мне динарий: чье на нем изображение и надпись? Они отвечали: кесаревы.
Лк.20:25. Он сказал им: итак, отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу.
Но Господь избегает сетей их как «серна», ибо так назвала Его невеста в Песни Песней (Песн.2:9), и научает, что телесная подчиненность владеющему нашими телами, царь ли он, или тиран, нисколько не препятствует нам духовно благоугождать Богу духов. «Итак, отдавайте, – говорит, – кесарево кесарю, а Божие Богу». И смотри, не сказал: «давайте», но «отдавайте». Это, – говорит, – долг, поэтому и уплати должное. Государь твой хранит тебя от неприятелей, жизнь твою делает мирной, за это ты обязан ему податью. И иначе: то самое, что ты вносишь, то есть монету, ты имеешь от него же самого. Итак, монету царскую ему (царю) и возврати опять. Между тем ты и для себя извлек из нее выгоду, разменивая ее и добывая необходимое для жизни.
Так точно и Божие должно воздавать Богу. Он дал тебе ум: возврати Ему оный разумной деятельностью. Он дал тебе рассудок: возврати Ему оный, не уподобляясь неразумным животным, но поступая во всем как одаренный разумом. И вообще Он дал тебе душу и тело: возврати Ему все и восстанови для Него образ Его, живя по вере, с надеждой, в любви.
И в ином смысле должно отдавать кесарево кесарю. Каждый из нас носит на себе или образ Божий, или образ князя мира. Когда мы уподобимся кесарю, становясь сыновьями диавола, мы носим на себе его образ. Сей-то образ должно отдавать ему и отвергать, чтобы он имел свое при себе, а в нас не находил ничего принадлежащего ему. Чрез это и образ Божий может сохраниться у нас в чистоте. Поэтому и апостол Павел убеждает, чтобы мы как носили образ земного, так носили и образ небесного (1Кор.15:49); и в другом месте: «отложить прежний образ жизни ветхого человека» (Еф.4:22). Что здесь выражено словом «отдавать», то у Павла словом «отложить», и что здесь названо образом «кесаря», то там образом «земного», без сомнения, Адама согрешившего, и «ветхого человека». Ибо образ земного не что иное, как тление и грех, каковой образ мы имеем потому, что уподобились отступнику, а не Царю.
Лк.20:26. И не могли уловить Его в слове перед народом, и, удивившись ответу Его, замолчали.
Фарисеи не могли уловить Иисуса в слове пред народом. Ибо особенное старание у них было о том, чтобы оклеветать Его пред народом, как порабощающего народ римлянам. А сего они не могли достигнуть по причине премудрого Его ответа.
«Кесарево – кесарю, а Божие – Богу» (Лк.20:25); всякому, значит, свое. В наше время вместо «кесарево» поставить надо «житейское», и сказать: житейское своим чередом, а Божеское – своим. А то все бросились на одно житейское, Божеское же оставляют назади. Оттого оно стоит не только не на своем месте, то есть, не на первом плане, как следует, но совсем забывается. Следствием этого забвения, будто не намеренного, есть потемнение его в сознании; а затем становится неясным и его содержание, и его основания. Отсюда слабость убеждения и шаткость веры; и потом отчуждение от нее и влияние всяких ветров учения. Этот путь проходит всякий особо, когда начинает нерадеть о Божием; этот же путь проходит и общество, когда оно в своих порядках начинает не обращать внимания на то, чего требует от него Бог. Когда Божие отставлено на задний план, тогда в обществе начинает водворяться эмансипация от Божеских требований, – в умственном, нравственном и эстетическом отношениях, и секуляризация (служение духу времени) политики, обычаев, увеселений, а затем воспитания и всех учреждений. В настоящее время о том, что Божие – не думают, не говорят, не пишут и даже в мысли не имеют ни при каких начинаниях. Дивно ли, что при таком настроении, учения, противные вере находят доступ в общество, и что общество склоняется к повальному безверию?
Протоиерей Александр Шаргунов
Есть слова, которые меняют течение истории. К таким относится слово Христа: «Отдавайте кесарю кесарево, а Богу Богово». Оно определяет решительно отношения между религией и политикой, между Церковью и государством. Оно дает христианству принципиально другое направление, отличное, например, от ислама.
Где и когда Христос произнес это слово, которое стало законом? В Иерусалиме, за несколько дней до Своих крестных страданий, когда с разных сторон все делали, чтобы избавиться от Него. И изыскивали, как скомпрометировать Его. Ловушка была построена весьма искусно. Платить подати императору, римской оккупационной власти, означало признать ее как законную власть. Однако фанатично настроенные иудеи выступали против этого. Они предпочитали террор, вооруженную борьбу против римлян. Многие из них кончили жизнь на кресте, как два разбойника, казненных одновременно с Господом.
Фарисеи, задававшие вопрос Господу, были за компромисс: ради сохранения мира, считали они, надо платить налоги. Когда придет Мессия, Он освободит Свой народ от римского ига. Если Христос объявит Себя Мессией, Он должен отказаться платить подати. Если Он так сделает, они могут предать Его римлянам как бунтовщика. Если Он не сделает так, Он не есть обещанный Искупитель.
Господь, видя их намерение, обличает их в лицемерии: «Покажите римскую монету. Разве вы не видите на ней изображение и подпись римского императора? Зачем же вы берете эту монету в руки, в то время как изображение человека запрещено иудеям? Монета принадлежит императору, так отдавайте ее ему! Но более существенно, чтобы вы отдали Богу то, что Ему принадлежит».
Этим словом Христос разделил раз и навсегда политику и религию, государственное служение и служение Богу. Император заставлял поклоняться себе как Богу, повиновение ему было культом. Все диктаторы пытались завладеть не только деньгами своих подданных, но также их душой. Они хотели обладать одни всем человеком. Полностью. Так поступал Гитлер и так поступал Ленин. Вот почему Церковь Христова была им ненавистна.
С одной стороны, Христос требует от Своих учеников повиноваться гражданской власти, даже если речь идет о чужеземном господстве вроде римской оккупационной власти. С другой стороны, Он ясно говорит, что человек должен поклоняться только Богу: воздавать Богу Богово. На монетах изображение и надписание императора, так отдавайте их ему, потому что они принадлежат ему. Вы же носите в себе изображение Божие, образ Божий, ибо человек создан по образу Божию. Отдавайте же ваши сердца, вашу жизнь Тому, Кому они принадлежат.
«Отдавайте кесарю кесарево, а Богу Богово». Эти слова всегда напоминают нам, что человек больше, чем экономика, деньги, политика. Они тоже важны, но все должно быть на своем месте. Они — только средства и никогда не могут быть смыслом и целью человеческой жизни. Как говорят святые отцы, поставь первое на первое место, и остальное само займет свое место.
***
священник Дмитрий Барицкий
В 63 году до Рождества Христова римский полководец Помпей Великий покорил Палестину. С этого времени евреи были обязаны платить дань кесарю, правителю Рима. Это была подушная подать, то есть взималась она с каждого человека. Для уплаты налога использовался римский динарий. Каждый мужчина в возрасте с 14 до 65 лет, а также каждая женщина с 12 до 65 лет должны были заплатить один динарий в год. Сумма небольшая. Равнялась она дневной плате наемного работника. Однако для многих евреев был принципиально неприемлем сам факт существования подобного побора. И дело не только в политических мотивах. Как мы помним, иудеи ждали Мессию. Именно Он, по их мнению, должен был стать подлинным царем Израиля, восстановить было могущество, величие и славу еврейского государства. А потому и платить дань еще кому-то кроме Него считалось явным признаком богоотступничества. Именно по этой причине в Иудее так часто вспыхивали восстания против власти Рима. Все они носили религиозный характер – в каком-то смысле пытались приблизить царство Мессии, как его понимали иудеи.
Зная это, мы можем оценить глубину коварства тех, кто прилюдно спросили Христа, платить им этот налог или не платить. Спасителя в очередной раз пытаются загнать в ловушку. Ведь если Он скажет: не платить, – Его обвинят в подстрекательстве к бунту против Рима. А это, однозначно, смерть. Если скажет: платить, – Его обвинят в богохульстве и предательстве веры. Люди отвернутся от Него.
Как всегда, Господь предлагает неожиданное решение. Он требует динарий и обращает внимание народа на то, что на нем изображено: это профиль цезаря Тиверия, который был на тот момент римским императором, а также надпись: «Тиверий кесарь, сын божественного Августа». В древнем мире тот, кто чеканил собственную монету, имел право собирать налог с территории, на которой эта момента имела хождение. То есть Христос как бы говорит иудеям: эта вещь принадлежит кесарю, а потому вполне логично и законно вернуть собственность ее хозяину. Уплата пошлины в пользу Рима, да и сама покорность оккупанту, совершенно не препятствуют истинному служению Богу. Более того. Если вы думаете, что, не выплачивая налоги, поднимая бунты, вы совершаете богоугодное дело, приближаете царство Мессии, то вы совершенно ничего не смыслите в подлинной духовной жизни. Царство Мессии наступит только тогда, когда вы научитесь отдавать Богу то, что принадлежит Ему по праву. Самих себя, исполненных любовью к Нему и своим ближним. Это и есть то, что ожидает от вас Господь. А пока вы одурманены своими религиозно-политическими идеями, вы так и будете обирать кесаря и, что печальнее всего, пытаться отдать это краденное Богу, будто Он этого от вас ожидает.
Слова Христа обращены ко всем тем, кто искренне пытается идти путем веры. Ведь здесь так легко угодить в ту же самую ловушку, в которой некогда оказались иудеи, – подменить подлинно духовную жизнь, которая в первую очередь есть жизнь сердца, борьбой с какой-либо внешней угрозой. Всегда при большом желании можно найти врага, того, кто пытается разрушить Церковь как извне, так и изнутри. Посвятить себя всего целиком и без остатка священной войне с атеистами, иноверцами, еретиками, раскольниками, модернистами, либералами, экуменистами, – в общем, со всеми теми, кто, по нашему убеждению, мешает Церкви жить полноценной жизнью. Как только эта привлекательная мысль промелькнет у нас в голове, вспомним то, что сказал нам сегодня Господь. Он ожидает от нас совсем не этого. Ведь все это методы, при помощи которых действуют земные правители, чтобы утвердить свои империи. Все это кесарево. Царь небесный хочет, чтобы мы вернули Ему то единственное, что принадлежит Ему по праву, – свое сердце, исправленное тщательным исполнением евангельской заповеди жертвенной любви ко всякому нашему ближнему.
О чистых и нечистых
(Лк.20:19-26, Тит.1:15-2:10)
Протоиерей Вячеслав Резников
Продолжая наставлять Тита, Апостол Павел предостерегает, чтобы христиане не внимали «иудейским басням и постановлениям» (Тит.1:14). Очевидно, имеются в виду постановления о «чистом и нечистом». Потому что тут же он говорит: «для чистых все чисто».
Иудейская боязнь понести духовный урон от чего-то внешнего – присуща и иным христианам. Так, некоторые считают источником нечистоты в доме – собаку. Несомненно, все, по возможности, должно быть на своих местах, во избежание даже просто физической нечистоты. Но духовно осквернить собака не может, потому что Сам Господь сказал: лишь «то, что выходит» из наших собственных «уст, оскверняет» нас. «Ибо из сердца исходят злые помыслы» (Мф.15:11,19).
Апостолы и учили каждого блюсти чистоту своего сердца. Например, чтобы «старцы были бдительны, степенны, целомудренны, здравы в вере, в любви, в терпении». А похоти и прихоти, когда они по причине возраста уже неисполнимы или вредоносны, имеют у старцев особенный оттенок нечистоты.
Апостол напоминает, чтобы и «старицы также одевались прилично святым, не были клеветницы, не порабощались пьянству». Что, как не внутренняя нечистота выявляется, когда пожилая женщина молодится, красится, легкомысленно одевается? А самое страшное, это – пристрастие женщины к вину. Как может устоять дом, где хозяйка – пьяница?
А чему должны старицы учить «молодых»? – Оказывается, – «любить мужей, любить детей, быть … добрыми, покорными своим мужьям». А как часто – наоборот: мать ревнует дочь, учит настаивать на своем, и не давать мужу верха в семье. И отсюда – вечный конфликт: теща – зять. И сколько отсюда бывает в семьях всякой нечистоты! А мудрость-то матери в том, чтобы смириться с законом природы, понять, что дочь уже не столько твоя дочь, сколько – жена своего мужа.
А для юношей главное – «быть целомудренными». Тут для них самые сильные искушения, имеющие основание в самой человеческой природе. И тут – всем бы миром помогать юношам, беречь их сердца от «пищи роковой», пока не придут в духовный и телесный возраст, когда смогут вступить в законный христианский брак.
Так что причина всякой нечистоты – в нас самих. А о собаках, как видим, ничего не сказано. И если мы не заботимся о чистоте наших помыслов, то, как «для чистых все чисто», так и «для оскверненных и неверных нет ничего чистого, но осквернены и ум их и совесть». А ни один из помыслов так не способствует росту нечистоты, как – искать причину зла не в себе, а в других: в людях ли, в животных ли. И если уж по-настоящему заботиться о чистоте наших жилищ, то не собак надо повыгонять, а… нас самих. Чтобы сквозь наши нечистые сердца, как сквозь невидимую щель в стене, не просачивалась бы всякая нечистота, и не оскверняла бы все вокруг.
|