10 июня 2020 года

Предыдущий день

ЧТЕНИЕ ЕВАНГЕЛИЯ НА КАЖДЫЙ ДЕНЬ

Среда 1-й седмицы по Пятидесятнице

(Рим.1:18–27; Мф.5:20–26)

Евангелие святого апостола Матфея, глава 5, стихи 20-26:

20 Ибо, говорю вам, если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царство Небесное.
21 Вы слышали, что сказано древним: не убивай, кто же убьет, подлежит суду.
22 А Я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду; кто же скажет брату своему: «рака», подлежит синедриону; а кто скажет: «безумный», подлежит геенне огненной.
23 Итак, если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя,
24 оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой.
25 Мирись с соперником твоим скорее, пока ты еще на пути с ним, чтобы соперник не отдал тебя судье, а судья не отдал бы тебя слуге, и не ввергли бы тебя в темницу;
26 истинно говорю тебе: ты не выйдешь оттуда, пока не отдашь до последнего кодранта.

Послание к Римлянам, Глава 1, стихи 18-27:

18 Ибо открывается гнев Божий с неба на всякое нечестие и неправду человеков, подавляющих истину неправдою.
19 Ибо, что можно знать о Боге, явно для них, потому что Бог явил им.
20 Ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы, так что они безответны.
21 Но как они, познав Бога, не прославили Его, как Бога, и не возблагодарили, но осуетились в умствованиях своих, и омрачилось несмысленное их сердце;
22 называя себя мудрыми, обезумели,
23 и славу нетленного Бога изменили в образ, подобный тленному человеку, и птицам, и четвероногим, и пресмыкающимся, -
24 то и предал их Бог в похотях сердец их нечистоте, так что они сквернили сами свои тела.
25 Они заменили истину Божию ложью, и поклонялись, и служили твари вместо Творца, Который благословен во веки, аминь.
26 Потому предал их Бог постыдным страстям: женщины их заменили естественное употребление противоестественным;
27 подобно и мужчины, оставив естественное употребление женского пола, разжигались похотью друг на друга, мужчины на мужчинах делая срам и получая в самих себе должное возмездие за свое заблуждение.

Феофилакт Болгарский. Толкование на Евангелие от Матфея

(Мф.5:20-26) Мф.5:20. Ибо говорю вам, если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царство Небесное.

Под правдою Господь разумеет всякую добродетель, подобно тому, как и в словах: «Иов же был истинный, праведный и непорочный» (Иов.1:1). Итак, трепещи, человек, помыслив о том, сколько от нас требуется. Затем Господь учит нас, как нам превзойти, и перечисляет добродетели.

Мф.5:21. Вы слышали, что сказано древним: не убивай (Исх.20:13); кто же убьет, подлежит суду.

Не говорит, кем сказано было, потому что если бы сказал: «Отец Мой сказал древним, Я же говорю вам», то показалось бы, что Он устанавливает противное Отцу. С другой стороны, если бы сказал: «Я говорил древним», то Его слов не стали бы слушать. Поэтому говорит неопределенно: «сказано было древним». Этими словами Он показывает, что Закон устарел. А если устарел и близок к уничтожению, то его должно оставить и бежать к новому.

Мф.5:22. А Я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду;

Пророки, намереваясь изложить пророчество, заявляли: «это говорит Господь», Христос же, показывая Свою Божественную власть, говорит: «Я говорю». То были рабы, а Он – Сын и имеет все, что принадлежит Отцу. Тот, кто гневается на брата своего напрасно, будет осужден, но если кто гневается по разумным основаниям, в целях воспитания или по духовной ревности, тот не будет осужден. И Павел гневные слова говорит Елиме-волхву и первосвященнику, но не напрасно, а в силу ревности. Напрасно гневаемся мы в том случае, если гневаемся из-за имения или славы.

кто же скажет брату своему: «ракá», подлежит синедриону.

Под «синедрионом» разумеется еврейское судилище, а «ракá» тождественно со словом «ты». Мы имеем обыкновение говорить человеку, которого презираем: «поди ты»; а поэтому Господь побуждает нас не оставлять без внимания и такого маловажного выражения и поощряет нас уважать других. Некоторые говорят, что «ракá» в переводе с сирского значит «презренный». Итак, если кто будет бесчестить своего брата, называя его презренным, то тот подпадет собору апостолов, когда они сядут судить двенадцать колен.

А кто скажет: «безумный», подлежит геенне огненной.

Многие говорят и думают, что это – тяжелый и суровый приговор, но нет. Разве тот, кто лишает брата разума и смысла, лишает того, чем мы отличаемся от животных, разве он не достоин геенны? Кто поносит и бесчестит, тот разрушает любовь, а когда любовь разрушена, уничтожаются добродетели, сильные только при существовании любви. Итак, каждый, кто бесчестит, разрушая все добродетели, тем самым разрушает любовь и поэтому справедливо удостаивается огня.

Мф.5:23. Итак, если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой.

Бог пренебрегает собственной честью, лишь бы мы любили друг друга. К словам «если брат твой имеет что-нибудь против тебя» не прибавил ничего другого: справедливо ли или не справедливо имеет он, примирись. Он не сказал: «если ты имеешь против него», но говорил: «если он имеет что-либо против тебя, постарайся примирить его с собою». Повелевает же оставить дар для того, чтобы у тебя была необходимость к примирению: пожелав принести дар твой, ты по необходимости должен будешь примириться. Вместе с этим показывает, что любовь есть и истинная жертва.

Мф.5:25. Мирись с соперником твоим скорее, пока ты еще на пути с ним, чтобы соперник не отдал тебя судье, а судья не отдал бы тебя слуге, и не ввергли бы тебя в темницу;
Мф.5:26. истинно говорю тебе: ты не выйдешь оттуда, пока не отдашь до последнего кодранта.

Некоторые думают, что под соперником разумеется дьявол, а под путем – жизнь, и полагают, что Господь увещевает таким образом: «пока ты находиться в этой жизни, разорви связь с дьяволом, чтобы он не мог впоследствии обличить тебя за грехи, как имеющего что-либо от него, и чтобы не был ты предан тогда наказанию до тех пор, пока не уничтожишь и самых малых грехов (ибо кодрант равняется двум лептам). Но ты пойми, что Господь говорит это относительно здешних соперников, научая не судиться и не отклоняться от дел Божиих. Если, говорит, тебя и обидят, то не ходи в суд, но мирись на пути, чтобы не потерпеть тебе худшего, благодаря могуществу соперника.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

Свт. Феофан (Говоров), Затворник Вышенский  "Если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царство Небесное". Черта книжников: знание закона без заботы о жизни по закону. Черта фарисеев: исправность внешнего поведения без особенной заботы об исправности сердечных чувств и помышлений. Тот и другой нравственный строй суждены быть вне Царствия Небесного. Возьми же отсюда всякий потребный себе урок. Узнавать закон евангельский - узнавай; но с тем, чтобы по знанию и жизнь учреждать. В поведении старайся быть исправным, но тут же исправными держи и внутренние чувства и расположения. Узнал что - не останавливайся на этом знании, а иди дальше и сделай вывод, к чему, в каком случае обязывает тебя такое знание, да и положи по тому неотложно действовать. В поведении же так поступай, чтобы не чувства и расположения шли за внешними делами, а внешние дела были вызываемы чувствами и расположениями, и служили им точным выражением. Устроясь таким образом, будешь выше книжников и фарисеев, и дверь Царствия не будет затворена перед тобою.

СОВРЕМЕННЫЕ КОММЕНТАРИИ
(Мф.5:20–26)

Протоиерей Александр Шаргунов

Праведность, которой мы призваны научиться у Христа, должна превзойти праведность книжников и фарисеев — иначе не войти нам в Царство Небесное. Христианин не только не должен допускать ничего плохого, что было у этих лицемеров, ищущих славы человеческой и ненавидящих Спасителя. Христианин должен превосходить их и в хорошем, которое они делали ради внешнего благочестия. Они думали только о внешнем, а мы должны обращать внимание на внутреннее состояние нашего сердца. Не человеком угождать, а Богу. И когда сделаем все, повеленное нам, считать себя ни на что не годными рабами, доверяясь лишь праведности Божией.

И Христос раскрывает истинный смысл древних ветхозаветных заповедей. Эти десять заповедей, данные Богом, не могут быть отменены. Так было сказано: «Не убивай, кто же убьет, подлежит суду». Закон Божий — закон жизни, стена и ограждение нашей жизни. Однако эту шестую заповедь иудеи воспринимали чисто внешне, как воспрещение убийства, но не как ограничение внутренних пожеланий, из которых и рождались подобные преступления. В этом и заключалась главное заблуждение иудеев — в учении, что Божественный Закон воспрещает греховные поступки, но не греховные мысли. Христос же говорит, что всякий, гневающийся на брата своего напрасно, совершает в своем сердце убийство. Гнев — естественное человеческое чувство. Бывают обстоятельства, когда он законен и даже похвален. Но есть напрасный гнев, когда мы гневаемся без причины, без достаточной на то причины — по пустякам, по распущенности, по привычке. Христос знает, что такое человеческое сердце. Прежде чем обнаружиться в злом поступке — ненависть, презрение, инстинкт самоутверждения оскверняет внутреннее человека.

Святые отцы говорят, что даже если бы у нас вынимали глаз или отнимали жизнь — наш гнев был бы напрасен. Единственное оправдание нашему гневу может быть, когда нас хотят отвести от заповеди Божией, от верности Христу. «Гневаясь, не согрешайте» и «солнце да не зайдет во гневе вашем». День да не закончится для вас вашей внутренней помраченностью, потому что, кто знает, может быть, этот день окажется последним, и «в чем застану, — говорит Господь, — в том и сужу». И Солнце правды Христос да не зайдет во гневе вашем — вот единственный критерий праведного гнева.

Господь говорит, что можно убивать брата своего и оскорбительным словом, называя его «рака» (пустой человек) и «безумный». Когда эти слова употребляются с благой целью обличения опасного для многих нечестия, они не греховны. Так, больший из рожденных женами говорит: «Змии, порождения ехиднины» и Сам Спаситель взывает к самонадеянному богачу: «Безумный, в ночь сию душу твою возьмут от тебя». Но когда они произносятся с внутренней злобой и презрением — в них едкий ядовитый дым, исходящий от огня геенского. «Этот народ, невежда в законе, проклят», — говорят законники и фарисеи о тех, ради кого Христос идет на смерть.

Да, злые языки, как говорится, страшнее пистолета, и убивают медленно и неприметно. Потому так глубока молитва: «Избави мя от клеветы человеческой, и сохраню заповеди Твоя». Чтобы мы поняли, насколько страшен этот грех, Господь говорит, что совершающий его будет подвержен самому страшному наказанию, если не покается, — геенне огненной, вечным мукам.

Потому мы должны со всяческим тщанием хранить христианскую любовь и мир в церкви, и, как только возникает угроза истинным отношениям с кем-либо из братьев наших, спешить к нему с примирением. Наши молитвы ко святому причащению предваряются словами: «первее примирися тя опечалившим». И если ты придешь на Божественную литургию, «если ты принесешь дар твой — сердце твое — к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси твой дар». Ты не можешь приступить без этого к святым таинам, и ты не можешь ходить в храм. Бывает, некоторые перестают ходить в церковь, чтобы не встретить там тех, с кем они в ссоре, и тем самым согрешают вдвойне. Иди и мирись с братом твоим, потому что как не готов ты к причастию, так не готов ты и умереть.

Жизнь наша — путь, идя по которому мы должны примириться с Богом через Христа. Мирись с соперником твоим, пока ты еще на пути с ним. Праведный Бог — Соперник всем грешникам, которые не хотят покаяться. И Заступник всех неправедно обиженных. «То, что вы сделали другому, — говорит Он, — вы сделали Мне». Наша забота и наша мудрость — как можно скорее примириться с нашими личными врагами, пока мы еще на пути. Пока мы живы, мы продолжаем идти. После смерти будет поздно это сделать. Кто упорствует во вражде с Богом, тот отвергает дар Его милосердия. Ад — темница, в которую будут ввергнуты все, кто уходит отсюда во вражде с ближним и с Богом. «Истинно говорю тебе, — говорит Христос, — ты не выйдешь оттуда, пока не отдашь до последнего кодранта».

***

Священник Стефан Домусчи

Всякий знает что религия, какой бы она ни была, предполагает что нужно вести себя так или иначе для достижения специфических религиозных целей, например божественного расположения или награды. В этом смысле ветхозаветная религия была особенной, потому что была религией закона, религией правила, соблюдение которого было ее важнейшей частью. Закон воспринимался так потому, что его соблюдение поддерживало завет народа с Богом, гарантировало его благополучие и процветание.  Культура соблюдения закона была в Израиле так высока, что особенно почитаемыми людьми, были так называемые “цадики” праведники, люди, которые во всём старались соблюсти закон, люди на которых остальные должны были ровняться. Однако были среди них и те, кто относился к закону формально и  стремился исполнить скорее букву чем дух. Эти люди назывались книжники и фарисеи, книжники как раз потому что они были знатоками книг закона и вообще Писания, слово фарисеи переводилось как “отдельные обособленные” назывались так потому, что особенно стремились соблюсти закон пытались выделиться этим из общей массы. Так или иначе, но и те и другие, как и вообще многие из их соплеменников, видели в соблюдении закона гарантию спасения.

Казалось бы времена ветхого закона давно прошли, но и сегодня многие воспринимают жизнь по вере как соблюдение определенных правил, которое само по себе нечто гарантирует. Вся жизнь оказывается строго регламентирована, какой должна быть одежда, какой еда, что в какой день можно делать, а что нельзя.

Такой подход кажется сложным, хотя на самом деле внутренне он проще, потому что число заповедей ограничено и надо лишь соблюсти их и всё будет хорошо. Если же посмотреть на жизнь, увидишь, что она не ограничивается заповедями она полна различных ситуаций, самых разных и сложных, самых запутанных, которые не описываются никаким законом и не просто не описываются, но и не могут быть описаны. Как же быть во всех этих ситуациях? Неужели громоздить правило на правило и заповедь на заповедь?

В сегодняшнем чтении Христос дает ответ: Если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев то вы не войдете в Царствие Небесное.

Что же Он имеет в виду? В чем отличие их праведности? А отличие в том, что она была праведностью закона, но не была праведностью души, праведностью самой жизни. Когда Закон Божий находится не в книге, не в памяти, но в сердце, он становится просто твоим естеством и ты живёшь так не потому, что таково правило, а потому что это для тебя естественно.

Почему же эти искренние, старающийся быть праведниками люди, бывшие когда-то примером для подражания, вдруг перестали быть им? Что изменилось?

Всё дело в том, человек был призван к росту и, научившись жить по заповедям, он должен был пойти дальше, должен быть сделать заповедь содержанием своего сердца, построить свою жизнь так, чтобы действовать нравственно не из-за внешнего указания, не за награду, но лишь потому, что это делает тебя созвучным Богу.

Людям, которые призваны к такому росту, Христос говорит: вы слышали, что сказано древним не убивай, а я говорю вам: всякий гневающийся на брата своего напрасно подлежит суду,  более того если кто-то скажет брату своему, что он пустой человек тот подлежит суду еще более грозному… Тот же, кто назовет брата своего безумным, подлежит геенне огненной. Иными словами заповеди не отвергаются, но их действие из внешнего переходит во внутреннее, ведь сказать человеку, что он безумен, значит сказать, что он не человек вовсе, и лишить его тем самым достоинства образа Божьего. Человек, который так относится к ближнему, судится не потому что нарушил заповедь, но потому что не научился любить ближнего, не по заповеди, не по указанию, но по расположению своего сердца.

ПРОПОВЕДЬ ДНЯ

О дубе и о желудях

Протоиерей Вячеслав Резников

Господь сказал: «Без Меня не можете делать ничего» (Ин.15:5). И это в первую очередь относится к деланию того, что называется «добром». А «без Меня» – означает не только «без Моей помощи», но и «без Моего повеления». А прежде всего – «без познания Меня».

Бог сначала вывел Свой народ из рабства со многими знамениями и чудесами, и только потом сказал: «Не убивай; кто же убьет, подлежит суду». А когда Он еще более приблизился к людям, Сам стал Человеком, жил рядом с людьми,- тут Он и законы дал более глубокие, сказав: «всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду». Чем ближе Бог, тем, разумеется, ближе к Нему должен быть и человек. Поэтому и говорит Господь Своим новозаветным слушателям: «если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев» (то есть ветхозаветных праведников, воспитанных на прежнем, менее полном откровении Бога), «то вы не войдете в Царство Небесное».

Так Господь учил Свой народ, с которого должно было начаться спасение и всех остальных народов. Но и о тех Он никогда не забывал. И хотя они не видели всего, что дано было видеть народу израильскому, но Дух Святой устами Апостола свидетельствует: «что можно знать о Боге, явно для них: потому что Бог явил им. Ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира чрез рассматривание творений видимы, так что они безответны». Вот, Богодухновенный Апостол указывает на весь мир, как на откровение Божие, как на величайшее чудо, где на всем – печать единого Творца. Апостол утверждает, что видящие творение и не познавшие Творца – безответны, не могут иметь никаких оправданий. Среди язычников всегда были люди, которые правильно учили о Боге. Один греческий мудрец задолго до пришествия Христова говорил: «Один есть Бог, ни видом, ни мыслию не похожий на смертных; Он весь – зрение, весь – слух, весь – мысль, и без труда Он господствует над миром Своим умом».

Но так думали немногие. В основном же люди «осуетились в умствованиях своих». История сохранила огромное разнообразие заблуждений: от совершенного безбожия, – и до всяких извращенных представлений. Люди «славу нетленного Бога изменили в образ, подобный тленному человеку, и птицам, и четвероногим, и пресмыкающимся… они заменили истину Божию ложью, и поклонялись, и служили твари вместо Творца». Поэтому и «открывается гнев Божий с неба на всякое нечестие и неправду человеков, подавляющих истину неправдою».

Всякое ложное мнение о Боге неизбежно влечет не только духовное, но и телесное растление. Так и о Своем народе Бог однажды говорил через пророка: «Истреблен будет народ мой… Будут есть и не насытятся; будут блудить и не размножатся… Блуд, вино и напитки завладеют сердцем их». И все это именно «за недостаток ведения», за то, что «оставили служение Господу» (Ос.4:6, 10, 11). Когда человеческая природа теряет в Едином Боге центр своего бытия, она становится беззащитной и перед бесами, и перед страстями. Она начинает расползаться во все стороны. Бог может либо временно остановить этот процес, либо – отпустить идти своим путем. Когда попускается второе, тогда греховное растление выступает из берегов, так что они «сквернят сами свои тела», разжигаются «похотию друг на друга, мужчины на мужчинах делая срам, и получая в самих себе должное возмездие за свое заблуждение».

Так что едва человек отступил от Бога, – «тайна беззакония уже в действии» (2 Сол.2:7). И если еще сохраняется внешнее благообразие, значит, Господь по Своей милости пока не допускает пожать посеянное. А рассуждая при этом о нравственности, гуманности и духовности, богоотступники только подбирают желуди, некогда упавшие на землю с древа Божественного откровения.

Поднимем же голову, взглянем вверх, чтобы увидеть, откуда что нам дается, чтобы, наконец, перестать подрывать корни, обрекая самих себя и своих детей на голодную смерть.

Церковный календарь. 10 июня

Читаем Евангелие вместе с Церковью. 10 июня

Читаем Апостол. 10 июня

Мульткалендарь. 10 июня. Святитель Геронтий, митрополит Московский и всея Руси

Мульткалендарь. 10 июня. Преподобный Никита исповедник, епископ Халкидонский

Этот день в истории. 10 июня