9 июня 2020 года

Предыдущий день

ЧТЕНИЕ ЕВАНГЕЛИЯ НА КАЖДЫЙ ДЕНЬ

Вторник 1-й седмицы по Пятидесятнице

(Рим.1:1-7, 13-17; Мф.4:25–5:13)

Евангелие святого апостола Матфея, глава 4, стих 25 - глава 5, стих 13:

25 И следовало за Ним множество народа из Галилеи и Десятиградия, и Иерусалима, и Иудеи, и из-за Иордана.
1 Увидев народ, Он взошел на гору; и, когда сел, приступили к Нему ученики Его.
2 И Он, отверзши уста Свои, учил их, говоря:
3 Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное.
4 Блаженны плачущие, ибо они утешатся.
5 Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю.
6 Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся.
7 Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут.
8 Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят.
9 Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими.
10 Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное.
11 Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня.
12 Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: так гнали и пророков, бывших прежде вас.
13 Вы — соль земли. Если же соль потеряет силу, то чем сделаешь ее соленою? Она уже ни к чему негодна, как разве выбросить ее вон на попрание людям.

Послание к Римлянам, Глава 1, стихи 1-7, 13-17:

1 Павел, раб Иисуса Христа, призванный Апостол, избранный к благовестию Божию,
2 которое Бог прежде обещал через пророков Своих, в святых писаниях,
3 о Сыне Своем, Который родился от семени Давидова по плоти
4 и открылся Сыном Божиим в силе, по духу святыни, через воскресение из мертвых, о Иисусе Христе Господе нашем,
5 через Которого мы получили благодать и апостольство, чтобы во имя Его покорять вере все народы,
6 между которыми находитесь и вы, призванные Иисусом Христом, -
7 всем находящимся в Риме возлюбленным Божиим, призванным святым: благодать вам и мир от Бога отца нашего и Господа Иисуса Христа.
13 Не хочу, братия, оставить вас в неведении, что я многократно намеревался придти к вам (но встречал препятствия даже доныне), чтобы иметь некий плод и у вас, как и у прочих народов.
14 Я должен и Еллинам и варварам, мудрецам и невеждам.
15 Итак, что до меня, я готов благовествовать и вам, находящимся в Риме.
16 Ибо я не стыжусь благовествования Христова, потому что оно есть сила Божия ко спасению всякому верующему, во-первых, Иудею, потом и Еллину.
17 В нем открывается правда Божия от веры в веру, как написано: праведный верою жив будет.

Феофилакт Болгарский. Толкование на Евангелие от Матфея

(Мф.4:25-5:13) Мф.4:25. И следовало за Ним множество народа из Галилеи и Десятиградия, и Иерусалима, и Иудеи, и из-за Иордана. Мф.5:1. Увидев народ, Он взошел на гору;

Восходит на гору, поучая этим ничего не делать напоказ. Намереваясь учить, Он воспитывает нас удаляться от шума, когда учим.

и, когда сел, приступили к Нему ученики Его.

Народ приступает для того, чтобы видеть чудеса, ученики же – для учений. Поэтому для совершения чудес и исцеления тел Он врачует и души, чтобы мы поучились, что Он есть Творец и душ, и тел.

Мф.5:2. И Он, отверзши уста Свои,

Для чего прибавлено «отверзши уста Свои»? Кажется, что это излишне. Но нет, ибо Он учил и не отверзая уст. Каким образом? Своею жизнью и чудесами. Теперь же Он учит, отверзши уста.

учил их, говоря:

Учил не одних только учеников, но и народ. А начал с блаженств, подобно тому как Давид начал с блаженства.

Мф.5:3. Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное.

Выставляет смирение, как основание жизни. Так как Адам пал от гордости, то Христос восстановляет нас через смирение. Ибо Адам надеялся быть Богом. Сокрушенные душой – это нищие духом.

Мф.5:4. Блаженны плачущие, ибо они утешатся.

Разумеются плачущие о грехах, а не о чем-либо житейском. Сказал «плачущие», то есть всегда, а не один только раз и не о своих только грехах, но и о грехах ближних. Утешатся же они и здесь, – ибо кто плачет о грехе, тот духовно радуются здесь, – а тем более там.

Мф.5:5. Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю.

Некоторые под словом «землю» разумеют землю духовную, то есть небо, но ты разумей и эту землю. Так как кроткие обычно считаются презренными и лишенными значения, то Он и говорит, что они-то преимущественно и имеют все. Кроткие же – это не те, которые совершенно не гневаются (ибо таковые лишены разума), а те, которые имеют гнев, но воздерживаются, гневаясь тогда, когда нужно.

Мф.5:6. Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся.

Когда Он намеревается говорить о милосердии, то прежде всего показывает, что нужно приобщаться к справедливости и не делать милостыни из награбленного. Правды должно искать со всяким усердием, ибо это обозначают слова «алчущие и жаждущие». Так как и корыстолюбивые представляются живущими в довольстве и сытости, то Он говорит, что тем более праведные насытятся и здесь, ибо они располагают своим имуществом безопасно.

Мф.5:7. Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут.

Милосердие можно оказывать не только имуществом, но и словом, а если ничего нет, то и слезами. Они получают милость и здесь от людей, ибо тот, кто вчера оказывал милость, если он сегодня лишится всего, встретит милосердие со стороны всех; но особенно потом поможет ему Бог, после кончины.

Мф.5:8. Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят.

Многие не грабят, а скорее милосерды, но они блудодействуют и таким образом в других отношениях оказываются нечистыми. Итак, Христос повелевает при других добродетелях хранить и чистоту, или целомудрие, не только по телу, но и по сердцу, ибо помимо святости или чистоты никто не увидит Господа. Как зеркало, если оно чисто, только тогда отражает образы, так и созерцание Бога и разумение Писания доступно только чистой душе.

Мф.5:9. Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими.

Разумеются не только те, которые сами живут со всеми мирно, но и те, которые примиряют враждующих. Миротворцы суть и те, которые учением обращают к истине врагов Божиих. Таковы суть сыны Божии, ибо и Единородный Сын Божий примирил нас с Богом.

Мф.5:10. Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное.

Не одни мученики преследуются, но и многие другие за оказание помощи обидимым и вообще за всякую добродетель, ибо всякая добродетель есть правда. Воров и убийц также преследуют, однако они не блаженны.

Мф.5:11. Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать

Наконец, Господь говорит к Своим апостолам, показывая, что терпеть поношение свойственно более всего учителям.

и всячески неправедно злословить за Меня.

Не просто поносимый блажен, но только поносимый за Христа и ложно. В противном же случае он несчастен, потому что для многих служит соблазном.

Мф.5:12. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах:

Господь не говорил о великой награде за другие добродетели, но здесь сказал о ней, показывая этим, что переносить поношения – великое и самое трудное дело, ибо многие и сами себя лишили жизни. И Иов, перенесший другие искушения, особенно был возмущен тогда, когда друзья поносили его, будто он страдает за грехи.

так гнали и пророков, бывших прежде вас.

Чтобы не подумали апостолы, что их будут гнать за проповедь чего-либо противного учению Христа, Господь утешает их, говоря, что и пророков прежде вас гнали за добродетель; поэтому в их страданиях вы имеете утешение.

Мф.5:13. Вы – соль земли.

Пророки посылались к одному народу, вы же – соль всей земли, укрепляющая слабых учением и обличениями, чтобы они не порождали постоянных червей. Ввиду этого не отвергайте горечи обличений, хотя бы ненавидели и преследовали вас.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

Свт. Феофан (Говоров), Затворник Вышенский  По крещении Господа, когда на Него сошел Дух в виде голубине, Он низводится в пустыню искуситься. Таков и общий всем путь. Св. Исаак Сирианин замечает в одном месте, что коль скоро вкусишь благодатное утешение или получишь от Господа какой дар - жди искушения. Искушения прикрывают светлость благодати от собственных глаз человека, которые обычно съедают всякое добро самомнением и самовозношением. Искушения эти бывают и внешние - скорби, унижения, и внутренние - страстные помышления, которые нарочно спускаются, как звери с цепей. Сколько, поэтому, нужно внимать себе и строго разбирать бывающее с нами и в нас, чтобы видеть, почему оно так есть и к чему нас обязывает.

СОВРЕМЕННЫЕ КОММЕНТАРИИ
(Мф.4:25–5:13)

Протоиерей Александр Шаргунов

Христос проповедует благую весть Царства Небесного, пришедшего на землю, Царства благодати и славы. Никто никогда не говорил так, как Он. Христос – Превечное Слово, через Которое Бог в последние дни говорил с нами. Когда был дан закон, Господь сошел на гору. Теперь Он восходит на гору. Тогда Он говорил в громе и молниях, теперь – тихим кротким гласом. Тогда народ должен был стоять поодаль, теперь – приглашается подойти поближе. Господь учит Своих учеников, чтобы они могли научить других. Его взор обращен на множество идущего со всех сторон народа – в надежде, что все услышат Его. «И Он, отверзши уста Свои, учил их». Христос учит и не отверзая уст Своих – всей Своей жизнью, и особенно в час, когда Он «яко овча на заколение ведеся». Но теперь Он отверзает Свои уста.

Христос начинает Свою Нагорную Проповедь с благословений. Ибо Он пришел в мир, чтобы благословить нас, как сказано в книге Деяний (Деян. 3, 26). Он говорит как власть имеющий, как Тот, Кто может дать благословение и вечную блаженную жизнь. «Блаженны… блаженны… блаженны». К кому относятся эти слова, и в чем заключается истинное блаженство? Все люди без исключения хотят, чтобы им было хорошо – а иные даже вопрошают: «Кто явит нам благая?» (Пс. 4) Неудивительно, что те, кто имеет ложные представления о счастье, никогда не достигают его. Общепринятое мнение толпы, что блаженны, счастливы – богатые и великие, и славные мира сего, те, кто жирно едят и сладко пьют, и правят всеми. Господь наш Иисус Христос пришел, чтобы все перевернуть, поставить с головы на ноги, потому что все перевернул грех. Он хочет дать нам истинное понятие о смысле жизни. И все приходящие к Церкви должны с самого начала направить себя по истинному пути. Пусть не унывает никто, как бы ни был он немощен и нищ. Это зов ко всем человеческим душам сладчайшей Христовой любви. Это Новый Завет между Богом и человеком. Мы должны знать, что ждет от нас Бог и что мы ждем от Него. Путь к вечному счастью для человеческого рода открыт, и все что совершается в мире, может быть этим путем для любящих Бога.

«Блаженные нищие духом» – первая заповедь блаженства. Потому что Христос обнищал от Своей небесной славы, да нас обогатит. Нищие духом – это те, кто ни во что ставит богатства этого мира, кто сознает, что они не имеют ничего, кроме того, что Бог им дает – по дару Своей безмерной любви. Их есть Царство Небесное. Царство благодати состоит из таких. Царство славы принадлежит им. Это первая заповедь блаженства заключает в себе все остальные и по слову святых отцов является основанием всей христианской жизни.

Потому «блаженны плачущие» – плачем покаяния о своих грехах и плачем сострадания к страждущим. Сеющие слезами радостью пожнут. Они будут утешены Утешителем Духом Святым. И Бог отрет всякую слезу с очей их.

«Блаженны кроткие», потому что они научились кротости и смирению у Христа. Они наследят землю – ту новую землю и то новое небо, которые принадлежат Вседержителю.

«Блаженны алчущии и жаждущии правды» – той правды, которую пришел исполнить Христос. Они насытятся, потому что душа человеческая ничем не может насытиться, кроме как Богом.

«Блаженны милостивые», потому что блаженнее давать, чем принимать. Это блаженство быть причастным милосердию Божию, радующемуся вместе с ангелами о возвращении всякого блудного сына. Это блаженство быть под покровом обнимающей всех молитвы Христа на Кресте: «Отче, прости им, не знают, что творят». Это блаженство прощать имеет только один предел – отказ быть прощеным.

«Блаженны чистые сердцем» – подлинное христианство заключается в чистоте сердца. Все, что исходит из неочищенного покаянием сердца, оскверняет человека. Но там, где покаяние, его наполняет Своей чистотою Христос. «Сердце чисто созижди во мне, Боже», чтобы я мог видеть Тебя и следы Твоего присутствия всюду, где Ты есть.

«Блаженны миротворцы» – те, кто участвует во всех духовных сражениях вместе со Христом, пришедшем убить вражду и возвестить на земле мир и в человецех благоволение. Они нарекутся сынами Божиими вместе с Сыном Божиим по дару Его.

«Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня». «Так гнали и пророков, бывших прежде вас», – добавляет Христос. Так гнали древних мучеников, говоря: «Вам не должно быть», возжигая из них живые факелы или отдавая их на растерзание диким зверям. Так гнали новых мучеников и исповедников российских.

«Радуйтесь и веселитесь, – провозвещает Христос, – ибо велика ваша награда на небесах». Заповеди блаженства – изображение всего пути Христа в Его восхождении ко Кресту, которым прииде радость всему миру. Научаясь этим заповедям христиане становятся солью земли. «Вы – соль земли, – говорит Христос. – Если же соль потеряет силу, то чем сделаешь ее соленою?» Нет возможности восстановить несоленую соль. Как человек без разума и без сердца, так христианин – без благодати. Без заповедей блаженства жизнь человечества, как пища без соли, теряет вкус, делается пресной. Христиане брошены Богом в жизнь человечества, как бросают крупицы соли в пищу, чтобы человечество не было отвергнуто Богом. Для чего нужна вера, почему надо жить по этим заповедям? Чтобы узнать благодать и обрести хороший вкус, чтобы жизнь обрела красоту, и смысл, и радость даже среди скорбей и гонений, даже в старости и в смерти. Если же соль потеряет свою силу, если христиане утратят благодать, вкус Бога, они будут ни на что негодны, и мир будет прав, выбросив их вон, на попрание людям.

***

Священник Стефан Домусчи

Когда-то в школе многие читали рассказ, в котором говорилось что «Человек создан для счастья, как птица для полета». Эти слова, красивые и возвышенные, всегда кажутся очень верными, по крайней мере нам хочется чтобы они были верными. Но это наше желание не просто что-то обманчивое, стремление к счастью действительно прирождено человеку.

Однако, если мы посмотрим на то, как философы говорят о счастье, мы увидим, что одной из важнейших его характеристик оказывается «недостижимость» и «неуловимость», оно то, что постоянно от тебя ускользает. Человек копит деньги на новую машину или дом и думает, что будет счастлив, но как только он покупает их, они становятся для него чем-то привычным. Так можно сказать обо всём, потому что человек способен привыкнуть ко всему.

Церковное понимание счастья не таково. Мы верим, что счастье и радость человека, с чем бы оно не было связано, становится полноценным и настоящим в момент общения с Богом. Все, что этому общению противоречит – не может быть настоящим счастьем, напротив, все что этому способствует, может становится счастьем и все собой наполняет.

Счастье, в церковном понимании есть непреходящее состояние сердца, состояние блаженства, которое не может быть ничем разрушено. В сегодняшнем чтении мы слышим как Христос говорит: «Блаженны нищие духом ибо ваше есть Царствие небесное». При внимательном рассмотрении мы увидим, что парадоксальным образом эти слова совершено противоречит нашему обычному пониманию счастья, ведь блаженством называется не столько состояние полноты, сколько состояние исполнения ожидаемого. Христос говорит блаженны нищие духом. Они уже блаженны потому что верят, что их есть Царствие небесное. Они блаженны в своей нищете, потому что они не наполняют себя чем-то ложным и временным, они блаженны потому что открытый вечности. Так и плачущие блаженны уже сейчас, потому что они утешатся. Они блаженны надеждой, блаженны ожиданием, хотя полнота утешения им еще не явлена.

Если мы сравним заповеди Моисея с тем, что услышали в сегодняшнем чтении, с тем, что называется «Заповедями блаженств», мы увидим, что они очень условно могут быть названы заповедями, ведь в них ничего не запрещается и не повелевается. Они не дают схемы, используя которую можно достичь блаженства, но раскрывают условия, при которых оно становится реальным. В них раскрывается правда о человеческом счастье, о том, что оно не связано с обладанием, не связано с количеством денег, вещей, сил, здоровья… Истинное счастье рождается из созвучности Богу, рождается как попытка стать Ему подобным, стремиться к Его чистоте, Его правде, Его миру.

В то же время, блаженство не является чем-то раз и навсегда данным. Оно зависит от воли и верности человека, от его усилий и решимости. Пока он верен Богу, пока жаждет правды, пока чист сердцем и стремится с стяжанию мирного духа… он блажен. Как соль имеющая силу способствует сохранению еды от разложения и придает ей вкус, так и христианин проявляющий решимость сохраняет жизнь мира и придает ей истинный смысл.

ПРОПОВЕДЬ ДНЯ

О блаженствах

Протоиерей Вячеслав Резников

Сегодня в церкви читается начало Нагорной проповеди Господа Иисуса Христа, так называемые «заповеди блаженств». Увидев народ, Господь «взошел на гору; и когда сел, приступили к нему ученики Его. И Он, отверзши уста Свои, учил их». Но учение Его построено как-то странно. Вот на Синайской горе даны были заповеди, как прилично Богу: в огне, в дыме, в трубном звуке!

А здесь Господь не повелевает. Он даже как бы и не учит. Он даже как бы и не обращается к присутствующим, а говорит о каких-то «нищих духом», о каких-то «плачущих», о каких-то «кротких», которые «блаженны». Тем самым Господь дает людям возможность самим, без насилия, разглядеть в себе тончайшее движение угодных Богу чувств и настроений, и самим потянуться к обещанному блаженству. Господь дает возможность начать с самого начала, изнутри, от самой сердцевины.

И во-первых, Он говорит: «блаженны нищие духом», «блаженны плачущие», «блаженны кроткие». Блажен, кто перво-наперво ощутил, наконец, свою духовную нищету, свое отпадение от Бога, свое постыдное порабощение греху. Блажен, кто плачет об этом, и только об этом. Блажен, кто ни на кого не гневается, и только себя винит в своей беде. Блажен, кому открылась бездна собственной пустоты, и через это начала действовать как бы втягивающая сила, которая одна только способна привлечь и Божью благодать, и истинное утешение, и право владеть и управлять Божьим творением, и, наконец, стяжать Царство Небесное.

«Блаженны алчущие и жаждущие правды». Блажен, кто в своей духовной нищете ясно понял, чего он хочет: только правды, какой бы суровой она ни была. Блажен, кто ощутил тягу к истинной духовной пище, к Слову Божию, к этому источнику всякой правды. Только слово, исходящее из уст Божиих, может насытить живую душу. Только Тот, Кто сотворил мир, может научить достойно в нем жить.

И далее Господь ублажает тех, в ком уже как бы засверкали кристаллики Божественной соли: в ком уже водворились милость, чистота сердца, желание и способность поддерживать мир и внутри, и вокруг себя, и кто теперь может рассчитывать и на помилование, и на видение Бога, и на усыновление Ему.

А по-настоящему соль Господня видна только в искушениях. То, что обещано было в самом начале, подтверждается только в конце, после испытания: «Блаженны изгнанные за правду; ибо их есть Царство Небесное». Только теперь Господь обращается прямо к слушателям, как бы только теперь увидев их, только теперь обретших истинное бытие: «Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать, и всячески несправедливо злословить за Меня: радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: так гнали и пророков, бывших прежде вас. Вы – соль земли».

Заповеди блаженств поются на каждой Литургии, когда священник совершает вход с Евангелием. Евангелие, это – Сам Христос, снова и снова идущий на проповедь, вернее, это нескончаемое продолжение той единственной проповеди. А «соль земли», это снова и снова – вы, которые стоите здесь, слушаете Его слово и участвуете в Его Таинствах. Другого места образования Божией соли нет. Став здесь, вы взяли на себя обязанность: быть солью земли, сохранять землю от порчи и разложения. В этом теперь ваша главная задача, ваша главная ценность.

Тихо звучат Господни слова, и говорят они как бы о ком-то третьем. Но если их не расслышишь, если, постояв у этой горы, снова отступишь от нее, то не вернешься на прежнее место, откуда пришел. Теперь, по слову Апостола, вернешься уже как пес на свою нечистоту (2 Пет.2:22), и будешь лишь солью, потерявшей силу, которая уже «ни к чему не годна, как разве выбросить ее вон на попрание людям».

Церковный календарь. 9 июня

Читаем Евангелие вместе с Церковью. 9 июня

Читаем Апостол. 9 июня

Мульткалендарь. 9 июня. Праведный Иоанн Русский

Мульткалендарь. 9 июня. Преподобный Ферапонт Белоезерский, Можайский, Лужецкий, архимандрит

Этот день в истории. 9 июня