8 декабря 2019 года

Предыдущий день

ЧТЕНИЕ ЕВАНГЕЛИЯ НА КАЖДЫЙ ДЕНЬ

25-я Неделя по Пятидесятнице

(Еф.4:1–6; Лк. 13:10-17)

Исцеление скорченной женщины в субботу

   
Толкование воскресного Евангелия.
Неделя 25-я по Пятидесятнице.

Протоиерей Александр Шаргунов

Слово Божие напоминает нам о необходимости молитвы. Христос в день субботний по обычаю Своему вошел помолиться в синагогу. Хотя Он молится в пустыне, в уединенных местах, но вместе с верующими людьми Он приходит и в церковь. Не потому что имеет в этом нужду, а чтобы показать нам, как мы должны поступать. Каждый воскресный и праздничный день мы должны обязательно быть в храме. Эта заповедь — наряду с самыми главными древними, ставящими предел распада жизни человеческой, — такая же, как «не убивай», «не воруй», «не блуди». Об этом сегодняшнее Евангелие.

Евангелие святого апостола Луки, глава 13, стихи 10 - 17:

10 В одной из синагог учил Он в субботу.
11 Там была женщина, восемнадцать лет имевшая духа немощи: она была скорчена и не могла выпрямиться.
12 Иисус, увидев ее, подозвал и сказал ей: женщина! ты освобождаешься от недуга твоего.
13 И возложил на нее руки, и она тотчас выпрямилась и стала славить Бога.
14 При этом начальник синагоги, негодуя, что Иисус исцелил в субботу, сказал народу: есть шесть дней, в которые должно делать; в те и приходите исцеляться, а не в день субботний.
15 Господь сказал ему в ответ: лицемер! не отвязывает ли каждый из вас вола своего или осла от яслей в субботу и не ведет ли поить?
16 сию же дочь Авраамову, которую связал сатана вот уже восемнадцать лет, не надлежало ли освободить от уз сих в день субботний?
17 И когда говорил Он это, все противившиеся Ему стыдились; и весь народ радовался о всех славных делах Его.

Послание апостола Павла к Ефесянам, Глава 4, стихи 1 - 6:

Итак я, узник в Господе, умоляю вас поступать достойно звания, в которое вы призваны,
со всяким смиренномудрием и кротостью и долготерпением, снисходя друг ко другу любовью,
3 стараясь сохранять единство духа в союзе мира.
4 Одно тело и один дух, как вы и призваны к одной надежде вашего звания;
5 один Господь, одна вера, одно крещение,
6 один Бог и Отец всех, Который над всеми, и через всех, и во всех нас.

Феофилакт Болгарский. Толкование на Евангелие от Луки

(Лк. 13:10-17) Лк.13:10. В одной из синагог учил Он в субботу.

Лк.13:11. Там была женщина, восемнадцать лет имевшая духа немощи; она была скорчена и не могла выпрямиться.

Недуг этот с упоминаемой женщиной случился по насилию диавольскому, как и Господь говорит: «которую связал сатана вот уже восемнадцать лет» (Лк. 13:16). Быть может, сатана мучил ее потому, что она оставлена была Богом за какие-нибудь преступления, Ибо он, когда попущается ему свыше от Бога, причиняет всевозможные неприятности телам людей (Иов. 2:6-7). Он и в начале был виновником того, что мы лишились нетления, в котором были созданы (Прем. 2:23), и что мы соединены теперь с телом болезненным и способным к недугам. Ибо мы это разумеем под кожаными ризами (Быт. 3:21).

Лк.13:12. Иисус, увидев ее, подозвал и сказал ей: женщина! ты освобождаешься от недуга твоего.

Лк.13:13. И возложил на нее руки, и она тотчас выпрямилась и стала славить Бога.

Господь самым богоприличным и полновластным повелением прогоняет болезнь этой женщины и возлагает на нее руки, чтобы мы познали, что силу и действие Слова носила эта святая плоть. Ибо она была собственная Его плоть, а не другого кого, существующего отдельно от Него и собственнолично, как представляется нечестивому Несторию. Такова благость Господа, и так Он помиловал создание Свое!

Лк.13:14. При этом начальник синагоги, негодуя, что Иисус исцелил в субботу, сказал народу: есть шесть дней, в которые должно делать; в те и приходи́те исцеляться, а не в день субботний.

Лк.13:15. Господь сказал ему в ответ: лицемер! не отвязывает ли каждый из вас вола своего или осла от яслей в субботу и не ведет ли поить?

А сатана, сначала связавший женщину, в досаде на ее освобождение, так как он еще более зла желал причинить ей, связывает завистью начальника синагоги и его устами хулит чудо. Так он везде противится добру! Сей негодует на то, что исцеление совершено в субботу, но Господь обличает его прекрасным примером неразумных животных.

Лк.13:16. сию же дочь Авраамову, которую связал сатана вот уже восемнадцать лет, не надлежало ли освободить от уз сих в день субботний?

Лк.13:17. И когда говорил Он это, все противившиеся Ему стыдились; и весь народ радовался о всех славных делах Его.

Поэтому не только он, но и все прочие, «противившиеся Иисусу, стыдились» при таких словах Его. Ибо очень неразумно было возбранять исцеление человека в субботу потому, что будто бы в субботу предписано хранить бездействие. Итак, противившиеся Иисусу стыдились этих слов Его, а «народ радовался о... делах Его». Тогда как те не радовались о делах, но растаивали завистью при чудесах Христовых, народ, получая пользу от знамений, пользуясь исцелениями, радовался.

Понимай, пожалуй, чудеса эти и относительно внутреннего человека. Ибо душа бывает скорчена, когда она склоняется к заботам только о житейском и не помышляет ни о чем небесном или божественном. Почему и говорится, что она болеет восемнадцать лет. Ибо кто погрешает в соблюдении заповедей Закона Божия, которых «десять», и слаб в уповании на «восьмой» век (книга 2, глава 1 скорчен восемнадцать лет. Ужели не скорчен тот, кто, будучи привязан к земле и постоянно согрешая, нарушает заповеди и не принимает будущего века? Но Господь исцеляет такую душу в субботу и в синагоге. Ибо когда кто соберет в себе помыслы исповедания (ибо Иуда означает исповедание) и будет хранить (субботу), то есть бездействие во зле, тогда Иисус исцеляет его не словом только, говоря ему: освобожден ты от недуга своего, но и возложением рук.

СОВРЕМЕННЫЕ КОММЕНТАРИИ
(Лк. 13:10-17)

Священник Дмитрий Барицкий

Субботний день почитался иудеями особо. Ведь именно в субботу, по словам Библии, Господь вывел евреев из Египта, именно в субботу Он закончил творение мира и почил от Своих дел. Формой празднования субботы был покой. В иудаизме времен Христа были составлены подробные инструкции, в которых со всей скрупулезностью было прописано, что именно можно было делать в этот день, а что нельзя. Вот, для примера, лишь некоторые из них.

Кто написал две буквы – правой рукой или левой, одинаковые или разные, различными веществами, на каком-бы то ни было языке, – виновен. Кто пишет жидкой краской, соком плодов, кто пишет на дорожной пыли… или на каком либо нетвердом предмете, – невиновен… Страдающий зубами не должен брать в рот уксуса. Но он может обмакнуть в уксус какой-либо употребляемый им обыкновенно предмет и натереть зубы… Солому, постланную на кровать, не должно трясти рукой, но переворачивать ее телом можно. Если же солома предназначена на корм животному, – ее можно переворачивать и рукой.

И это только мизерная часть закона относительно субботы. Списки отличаются большим объемом и въедливой дотошностью. Создается впечатление, что иудейские ученые учли абсолютно все случаи жизни. Соблюдение этих предписаний стало для евреев делом принципа. Ведь, как они говорили, именно соблюдение субботы отличало их от язычников и делало избранными. Господь обличает их. Оказывается, они поставили во главу угла совсем не то, что ожидал от них Бог.

Случай в синагоге является тому ярким примером. Господу упрекает начальника, словно говоря ему: «Правила, которым ты следуешь, противоречивы. Ведь формально тебя также можно обвинить в нарушении субботы. Когда ты заботишься о своих питомцах, кормишь их, поишь, ты также выполняешь работу, следовательно, нарушаешь субботний покой. Однако ты не задумываешься об этом, не видишь в этом большой проблемы. Почему? Да потому что у тебя есть личное отношение к своим животным. Но почему же тогда ты не проявляешь такого же личного отношения к своей прихожанке. Ведешь себя по отношению к ней отстраненно, как с чужим человеком, хотя на протяжении 18-ти лет видишь, как она мучается болезнью. Вместо того, чтобы порадоваться за нее, ты предпочитаешь закрыться бездушной схемой закона. Ты мог бы подняться над правилами, как делал это сотни раз со своими домашними питомцами».

Это обличение носит универсальный характер. Ведь каждый из нас имеет свой свод жизненных законов, правил и принципов. С одной стороны это очень понятно. Таким образом в этой жизни появляются хоть какие-то ориентиры. Однако зачастую, наши принципы начинают играть с нами такую же злую шутку, как постановления о субботе с иудеями. Часто можно слышать от человека: я никогда не подаю бомжам, принципиально, все равно пропьют; никогда не подойду первым, если считаю себя правым на все сто процентов; никогда не даю в долг, особенно незнакомым, или наоборот, близким; никогда и никому не прощу предательство. Ну и мало ли подобных «никогда»?

Но давайте зададимся вопросом, не впадаем ли мы в то же самое противоречие с самими собой, когда возводим во главу угла эти абстрактные схемы. Ведь у каждого из нас обязательно найдется тот вол и осел, ради которого мы готовы поступиться своими принципами. Я слышал случай об одном невероятно принципиальном судье. У него была репутация абсолютно справедливого и неподкупного человека. Однако, когда на скамье подсудимых оказался его единственный и обожаемый сын, самого судью поймали на том, что он пытался подкупить присяжных. На что только не способна отцовская любовь!

Господь не призывает нас нарушать законы. Он не сторонник личной и общественной анархии. Он просто обращает наше внимание на то, что нельзя механически закрыться от другого человека сводом правил. Нельзя вгонять его в прокрустово ложе своих принципов. Ведь когда идет речь о человеческом существе, то здесь не может быть шаблонных ситуаций. Поэтому необходимо научиться проявлять душевную гибкость. В каждом конкретном случае действовать не в соответствии с абстрактной универсальной формулой, потому что так легче, но соразмерно обстоятельствам, своему духовному опыту и евангельской заповеди о любви к ближнему. А Господь, видя наше усердие, поможет преуспеть в этом благом и богоугодном деле.

***

священник Стефан Домусчи

Люди очень по-разному смотрят на мир. Кто-то видит в мире больше радостного, хорошего, жизнеутверждающего. Кто-то напротив, не видит поводов для надежды на лучшее... Невозможно говорить обо всех, но если сказать о верующих людях, можно утверждать без сомнений, что на их мировосприятие значительным образом повлияла их вера. Ведь очевидно, что если ты считаешь, что весь мир и сам человек есть лишь иллюзия, или если всем управляет случайность... твое мировосприятие будет одним... В то время как тот, кто видит видит в основе мира замысел и любовь Творца, будет настроен совершенно иначе. Пусть даже жизнь будет трудной, главное чтобы этот труд был осмысленным...

Как же смотрели на мир современники Спасителя? Они были людьми Завета, и весь мир, все события в нем происходящие осмысляли через отношения с Богом, через сам факт того, что Бог в которого они верят — Творец и все содержится в Его руках. Это позволяло смотреть на мир не как на случайное место, в которое ты попал повинуясь закону кармы, но как на дом, который для тебя создал Отец. В котором Сам Он присутствует и всем управляет.

В то же время, это Его управление и промышление не исключает существования зла и страдания, т.к. не исключает свободы сотворенных существ. В сознании современников Христа, конечно, присутствовали боль и страх, но они никогда не становились единственными чувствами, никогда не побеждали надежды и веры в присутствие Божие и в Его грядущую победу над злом мира.

В начале Евангелия от Луки, проповедуя в синагоге Назарета, Христос говорит, что Он пришел «исцелять сокрушенных сердцем и отпустить измученных на свободу».

В сегодняшнем чтении, как и во многих других, мы слышим исполнение этих слов. Людей измученных болезнями и скорбями Он исцеляет и освобождает.

Женщина, которая 18 лет была скорчена и не могла выпрямиться пришла в синагогу. Мы не знаем, для чего она пришла туда, может быть она знала, что Христос будет там, но, может быть, просто пришла по своему обыкновению... В любом случае она не подходит ко Христу и ничего у Него не просит. Он Сам видит ее и подозвав к себе — исцеляет. И это ее исцеление — это акт чистого божественного сострадания и милосердия. Слушая эту историю понимаешь, как порой неожиданно нас настигает любовь Божия и Его исцеляющее присутствие. Оно не починяется нашему контролю, его невозможно сделать управляемым.

Раздраженный начальник синагоги, не посмевший сделать замечание Самому Христу стал говорить народу, чтобы приходили исцеляться в другие дни. Звучит это странно и даже несколько курьезно, неужели он не понимал, что исцелений по расписанию не бывает и любовь божию нельзя сделать управляемой. Нам бы и самим этого, наверное, очень хотелось — управлять Божественным милосердием... Но это невозможно, т.к. любовь Божия не подчиняется нашим правилам. И единственное, что мы можем сделать в данном случае — это воспринять Его любовь как пример для подражания. На самом деле, если Бог — наш Отец — любит мир такой любовью, то и мы должны любить его так же. Наша любовь должна быть такой безграничной, не регламентированной, не быть просто одним из дел благочестия, за которое мы можем ожидать некоторой награды. Эта любовь, должна быть нашим естественным состоянием... И мы сами все это знаем. Именно поэтому нам бывает так неловко и совестно, когда мы чувствуем, что люди нуждаются в нас, но мы проходим мимо... Жизнь такова, что в ней есть место всему — есть место и болезни, что ж поделаешь — говорим мы. Однако вместо подобных рассуждений мы должны проявлять любовь. Пусть мы не можем многого, пусть не можем оказать конкретной помощи, потому что сами слабы и ограничены в средствах.. Но мы не ограничены в любви. И изнутри этой любви мы можем обращаться к Богу который в средствах не ограничен. Из этой любви мы можем просить его милости и помощи не только нам, но и всему миру, всем людям.

***

епископ Городищенский Феоктист

В Евангелии немало схожих сюжетов: Господь совершает доброе дело в субботу, за что тут же получает критические замечаний в Свой адрес. Любопытно, что Христос Спаситель не производит каких-то действий, кроме наложения рук или же произнесения нескольких слов. Но уже и это трактуется как нарушение заповеди о субботнем покое. Можно подумать, что никто из критиков и оппонентов не делает того же самого: не говорит и ни к кому не прикасается. Очевидно, что их замечания в адрес Спасителя — обычная придирка. Самая банальная и повседневная. Точно такая же, с какими сталкиваются все люди и источниками которых мы все время от времени бываем. Здесь же мы видим, что нужное и доброе дело — исцеление больной — нравится далеко не всем. Это весьма показательно и очень узнаваемо. Точно также любое доброе дело со стороны наших современником, неважно какое дело, это может быть строительство новых дорог, благоустройство дворов или же создание приюта для бродячих собак — неизбежно натыкается на ропот недовольных, мол, дороги не такие и не там, во дворах не те цветы и не так расположены клумбы, а вместо собак нужно заботиться о кошечках и ёжиках. Удивляться тут нечему: если уж Сам Бог подвергался критике за совершенные Им исцеления, то и нам не приходится ждать всеобщего рукоплескания, когда мы делаем что-то полезное. С этим надо просто жить и по возможности стараться самим не становится в позицию вечно недовольных критиканов. Такую позицию Христос Спаситель характеризует кратко, ёмко и метко: лицемерие, то есть попытка прикрыть злое сердце рассуждениями о добрых намерениях. Христос неустанно обличает проявления лицемерия. Почему? Потому что оно обнаруживает глубины человеческого сердца. Сердце же проявляет себя в первую очередь через слово. То, что сокрыто внутри сердца, выходит посредством слова. Стоит человеку открыть рот — сразу становится понятно, что у него внутри. А в наше время к этому прибавляется и то, что мы пишем в своих комментариях на самых разных интернет-ресурсах. Так что же внутри? Бог? Грех? Смрад? Распущенность? Эгоизм? Высказанные слова мгновенно обнаруживают внутреннее состояние. И потому жаль, что наши уста зачастую становятся зловонной выгребной ямой. Было бы лучше, если бы они оставались закрытыми, так чтобы зловоние оставалось внутри, для того чтобы Бог, когда Он посетит наше сердце, обнаружил его и уничтожил. Иначе, если оно от нас исходит, то затем вновь к нам возвращается, и таким образом способность молиться и открывать своё сердце Богу окончательно теряется.

ПРОПОВЕДЬ ДНЯ

О всеоружии Божием
(Еф.4:1–6; Лк. 13:10-17)

Протоиерей Вячеслав Резников

Однажды в синагоге Господь Иисус Христос исцелил сгорбленную женщину. Может быть, другие видели в ней просто больного человека, но Господь видел и ее, и «духа немощи» в ней. Бывает, что злой дух наводит ужас на всех вокруг; а бывает, что безобиден для других и вредит только самому одержимому. Но в любом случае – природа его враждебна Богу и Его творению. И истинный продолжатель дела Христова ведет «брань не против плоти и крови», но – за самого человека, за его душу и тело, «против властей, против мироправителей века сего, против духов злобы поднебесных».

Выходя на эту битву, надо облечься «во всеоружие Божие». И делается это так. Во-первых, «станьте», – говорит Апостол. Встать, значит – отбросить леность, побуждающую сидеть и лежать. Затем надо препоясать «чресла». От воина требуется, чтобы ремень был туго застегнут, чтобы чресла всегда чувствовали его подтягивающую, собирающую силу, чтобы одежда не мешала работе, путешествию, борьбе. Христианин же должен быть препоясан «истиною», чтобы она собирала мысль и не давала уклониться ни направо, ни налево.

А затем надо облечься «в броню праведности». Броня со всех сторон ограждает от ударов. А уязвимым делает каждый грех, каждый порок, каждая непотребная привычка. И когда человек заслужил прочную репутацию праведника, то удары злобы, удары клеветы отлетают, как от брони, и не поразят ни унынием, ни смущением, ни страхом.

«А паче всего возьмите щит веры, – продолжает Апостол, – которым угасите все раскаленные стрелы лукавого». Щит тоже защищает от ударов, но в отличии от брони, которая на воине всегда и со всех сторон, – щитом защищаются активно, направляя в ту сторону, откуда пущена стрела, откуда ожидается особо сильный удар. А удары-то бывают такими, что весь мир сотрясается от них, и кажется, что Бог забыл про тебя.

Но, несмотря на всю вражду, ноги все же должны быть обуты «в готовность благовествовать мир».

На голове же – «шлем спасения». Голова – самая важная часть тела. И закрыта она должна быть самой главной мыслью: о спасении, которое соделал нам «посреди земли» Господь Иисус Христос.

Ну а «меч духовный, который надлежит взять в руки, это – «слово Божие». Слово Божие даже «острее всякого меча обоюдоострого; оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные» (Евр.4:12). Меч слова Божия взлетает и там, и здесь: и где броня праведности, и где щит веры, и где шлем надежды спасения. Потому что без слова Божия нет ни того, ни другого, ни третьего.

А сегодня в Евангелии показано действие брони праведности. Господь, даже не обращаясь к злому духу, даже не разя его мечом слова Божия, даже не произнося повеления оставить женщину, просто «сказал ей: женщина! Ты освобождаешься от недуга твоего. И возложил на нее руки; и она тотчас выпрямилась, и стала славить Бога».

Церковный календарь. 8 декабря

Читаем Евангелие вместе с Церковью. 8 декабря

Читаем Апостол. 8 декабря

Мульткалендарь. 8 декабря. Священномученик Климент, папа Римский

Священномученик Петра, епископ Александрийский

Этот день в истории. 8 декабря