19 се, даю вам власть наступать на змей и скорпионов и на всю силу вражью, и ничто не повредит вам;
20 однакож тому не радуйтесь, что духи вам повинуются, но радуйтесь тому, что имена ваши написаны на небесах.
21 В тот час возрадовался духом Иисус и сказал: славлю Тебя, Отче, Господи неба и земли, что Ты утаил сие от мудрых и разумных и открыл младенцам. Ей, Отче! Ибо таково было Твое благоволение.
3 благодать вам и мир от Бога Отца и Господа нашего Иисуса Христа,
4 Который отдал Себя Самого за грехи наши, чтобы избавить нас от настоящего лукавого века, по воле Бога и Отца нашего;
5 Ему слава во веки веков. Аминь.
6 Удивляюсь, что вы от призвавшего вас благодатью Христовою так скоро переходите к иному благовествованию,
7 которое впрочем не иное, а только есть люди, смущающие вас и желающие превратить благовествование Христово.
8 Но если бы даже мы или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема.
9 Как прежде мы сказали, так и теперь еще говорю: кто благовествует вам не то, что вы приняли, да будет анафема.
10 У людей ли я ныне ищу благоволения, или у Бога? людям ли угождать стараюсь? Если бы я и поныне угождал людям, то не был бы рабом Христовым.
(Лк. 10:19-21) Лк.10:19. се, даю вам власть наступать на змей и скорпионов и на всю силу вражью, и ничто не повредит вам;
«Се, даю вам власть» попирать силы его. Ибо «змеи и скорпионы» суть полки бесов, пресмыкающиеся долу, и те из них, кои язвят более видимым образом, суть «змеи», а те, кои более скрытым образом поражают, суть «скорпионы». Например, бес блуда и убийства есть змей, ибо он побуждает на видимые злодеяния; а тот бес, который под предлогом болезни, например, преклоняет человека пользоваться банями, благовонными мазями и другими негами, может быть назван скорпионом, так как он имеет скрытое жало и тайно старается ужалить плоть, чтобы послушавшего его ввести в большее преступление. Но благодарение Господу, давшему власть наступать на них!
Лк.10:20. однакож тому не радуйтесь, что духи вам повинуются, но радуйтесь тому, что имена ваши написаны на небесах.
Впрочем, научая учеников не высокомудрствовать, Господь говорит: «однако же не... тому... радуйтесь, что бесы вам повинуются» (ибо от сего получают благодеяние другие, именно получающие исцеление), «но более радуйтесь тому, что имена ваши... на небесах... написаны» не чернилами, но Божией памятью и благодатью. Диавол спадает с неба, а люди, на земле живущие, написываются на небесах. Итак, истинная радость в том, «что имена ваши написаны на небесах» и не забываются Богом.
Лк.10:21. В тот час возрадовался духом Иисус и сказал: славлю Тебя, Отче, Господи неба и земли, что Ты утаил сие от мудрых и разумных
Как добрый отец, увидев детей, успевших в чем-нибудь достойном похвалы, радуется, так и Спаситель возрадовался тому, что апостолы удостоились таких благ. Поэтому Он благодарит Отца за то, что такие таинства утаены «от мудрых», то есть фарисеев и книжников, истолковывавших Закон, и от «разумных», то есть учеников этих же книжников. Ибо кто учит, тот мудр, а кто учится и понимает уроки, тот разумен; например, Гамалиил – мудр, а Павел – разумен, ибо первый – учитель, а второй – разумеет то, чем наставляет первый.
и открыл младенцам.
Господь называет учеников Своих «младенцами», потому что они были не из искусных в Законе, а были избраны большей частью из простого класса народа и из рыбарей. Впрочем, они могли быть названы младенцами и по их незлобию. А те (фарисеи и книжники) не были настоящими мудрецами и разумными, а только казались. Итак, сии таинства утаены «от мудрых и разумных», которые казались таковыми, а на самом деле не были. Ибо, если бы они были таковыми, то таинства были бы открыты им.
Ей, Отче! Ибо таково было Твое благоволение.
«Ей, Отче», благодарю Тебя, «ибо таково было Твое благоволение», то есть, что такое у Тебя было благоволение и хотение и так было угодно Тебе.
«Славлю Тебя, Отче, Господи неба и земли, что Ты утаил сие от мудрых и разумных и открыл младенцам. Ей, Отче, ибо таково было Твое благоволение» (Лк.10:21). Вот суд над человеческой мудростию и разумностью. И он видимо исполняется. Откровение теперь пред глазами в Божеских писаниях, и разумники читают его, но не понимают. Дивиться надобно: писано просто, а им все представляется там не так, как написано; словно ослепило их. Младенцы видят и понимают; а для них открытое сокрыто. Такой порядок угодно было учредить Отцу Небесному; стало быть, и нечего спорить. Если бы совсем не было открыто существенно нужное, ну тогда разумники могли бы еще возражать; а то открыто – приходи и бери, затем открыто, чтоб ты брал: стань только младенцем. – «Как – я?.. Ни за что!» – Ну, как хочешь; и оставайся себе премудрым и разумным, ничего, однако же, существенно нужного не понимающим и не вмещающим в своей голове, блуждающим среди призраков и иллюзий, порождаемых твоим умничанием и держащих тебя в полном ослеплении, по которому ты думаешь, что ты зрячий, а ты «слеп, мжай»* (2Пет.1:9), т. е. кое что видишь, как сквозь густую мглу. Но это не указывает тебе настоящей дороги и не ведет к цели, а только держит в неисходном кругу самопрельщения. Избави нас, Господи, от такого страшного состояния!
* «слеп, закрыл глаза».
Священник Стефан Домусчи
Верующие люди часто интересуются ангельским миром, пытаются больше узнать о нем… Об ангелах, о бесах… о том, как они участвуют в жизни людей. Иногда священник на вопрос о причине крещения ребенка, может услышать: «Мы хотим, чтобы у него был ангел-хранитель, чтобы Господь знал о нем и через этого ангела управлял его жизнью и поддерживал его».
Из сегодняшнего чтения ясно, что апостолы тоже в определенном смысле увлечены идеей власти над духами. Обращаясь к ним, Христос не осуждает их, но помогает правильно расставить акценты в представлениях об ангелах и об их участии в жизни человека. Но самое главное, Он помогает им понять, что это для любого из людей означает.
Чтение начинается с того, что Христос дает ученикам власть. Хотя Он говорит о змеях и скорпионах, с древних времен эти слова понимались, как указание на лукавых духов, тех, кого Он дальше именует «силой вражией». На первый взгляд, это может выглядеть, как некоторое поручение, так как будто бы Он первый обратился к ним с этими словами. Однако на самом деле, эти слова Спаситель произносит в ответ на их радостное сообщение о том, что им повинуются бесы.
Христос этого не отрицает, но ставит акцент на другом. Не отрицая того, что говорят ученики, Он говорит: «вы этому не радуйтесь», но радуйтесь тому, что имена ваши написаны на Небесах. То есть, говоря о духах и власти над ними, Христос никаких сведений о них нам не сообщает, но говорит о человеке и его задаче перед Богом.
Власть побеждать силу вражию, побеждать искушения дается не для того, чтобы ею бравировать, она дается для того, чтобы решать конкретные жизненные практические задачи. Власть побеждать приводит к тому, что ученики могут делать мир вокруг себя лучше. Конечно, и сегодня христианин может порадоваться своей победе, когда он смог простить или победил искушение… Но будет большой ошибкой, если он будет стремиться к победам самим по себе, если в них начнет видеть цель, станет их коллекционировать… Я смог победить себя в одном, в другом, в третьем… Это путь к самообольщению. Гораздо важнее видеть в победах другую цель: победа над злом, это увеличение в мире добра, это возвращение его Богу.
Люди в мире стремятся к власти, ищут ее, пытаются достичь ее любой ценой. Христиане не ищут власти ради власти и не проявляют силу, ради силы… Главная власть, которая им дана — власть над самими собой. К этой власти они стремятся, но лишь для того, чтобы обуздать свое сердце и дать место Богу в своей жизни.
Да, действительно, ученикам покоряются злые духи. Да, действительно, ангелы способствуют их действию, способствуют тому, что они проповедуют, способствуют тому, что через них, является людям Христос. Но, чтобы понимать место этой силы и этой власти, надо отказаться от мудрости мира cего, от его подходов… от власти ради себя и силы ради превосходства…
Христос радуется и славит Отца за то, что Тот открыл эти истины не мудрым и разумным, но открыл их младенцам. В последнем случае речь идет, конечно, не о детях, но о тех, кто еще не успел укорениться в неправильном восприятии власти и может настроиться на верный лад.
Что ж, если мы хотим быть учениками Христовыми и наследниками апостолов, будем радоваться не тому, что что-то в нашей духовной жизни получается, но тому, что малыми нашими усилиями в мире может стать больше света и больше добра.
***
Протоиерей Павел Великанов
В словах Иисуса Христ звучит искренний восторг и торжество: Он радуется тому, что апостолам открыта Самим Богом Отцом неистощимая сокровищница Духа — благодаря которому им теперь уже ничего не страшно!
Но слова, которые произносит Иисус в состоянии вдохновения, не могут не озадачить. Почему это Бог захотел «благоволить» младенцам — этим простым, некнижным рыбакам, мытарям — а вовсе не духовной элите, людям, которые всю жизнь посвятили собственно богомыслию? Какая здесь справедливость? Как можно доверять непрофессионалам? С чего это вдруг дилетанты и невежды в богословских вопросах становятся избранниками и любимцами? Чему тут вообще радоваться? Представьте себе такую ситуацию: приходит некий богатый меценат на специально организованную для него выставку-продажу, где представлены полотна именитых художников, которые годами трудились не покладая рук ради этой выставки. Меценат ходит туда-сюда, смотрит, ничего не говорит, все молчат. И тут вдруг он замечает где-то в углу молодого парнишку, школьника, который зашёл на выставку наброски людей поделать. Он подходит к нему — просит посмотреть альбом — и вдруг говорит: «Отлично! Вот именно это я и хотел приобрести в свою коллекцию! Покупаю!» — и вручает ему баснословную сумму денег — разворачивается и уходит прочь.
Но если меценату это как-то ещё можно простить — мало ли каких чудачеств у богатых людей не бывает! — то понять Бога в этой ситуации крайне сложно. Если только не одно обстоятельство. Попробую объяснить.
В своё время я был очень удивлён, когда узнал, что в иконописную школу при Московской духовной академии предпочитают брать молодых людей и девушек, у которых нет профессионального художественного образования. Мне это показалось очень странным. Но, пообщавшись с преподавателями, недоумение быстро разрешилось. Тот, кто уже успел сформироваться как художник, едва ли сможет радикальным образом изменить своё видение, свою манеру изображения — чтобы стать хорошим иконописцем. Ему или придётся ломать себя — или сквозь икону всё равно будут пробиваться его предыдущие навыки и подходы, которые скорее мешают и затрудняют, нежели чем помогаю в иконописании. Поэтому идеальный вариант — это когда есть начальное художественное образование и талант — но ещё нет устойчивых, застывших представлений и привычек. Такого студента можно научить всем тонкостям традиционного иконописания — и он будет радоваться каждому новому открытию, а не страдать от того, что большая часть его прежнего «багажа» оказалась ненужной.
Весь ужас ветхозаветного иудейского богословия заключался в том, что книжники и фарисеи поверили в безошибочность своих суждений о Боге. Живой, Сущий Бог оказался особо-то и не нужен: про Него книжникам уже и так было всё ясно. Им было приятно погружаться в высокомудрые рассуждения о том, какая заповедь более важная, какая — менее, где достаточное основание для развода, а где — нет — и так далее. Вторичные, служебные вопросы, словно пена, раздулись — и заполнили собой всё пространство, скрывая реальный опыт Богообщения. И в какой-то момент Господь Бог понял, что им и без Него достаточно хорошо: есть ли Он среди них, или же уже покинул — особо никого и не беспокоило. И в такой ситуации Бог избирает «младенцев» — людей с чистым, незамутнённым человеческими интерпретациями умом — и делает именно их проповедниками Своей воли, свидетелями Воскресения Христа и глашатаями Нового Завета человечества с Творцом. А книжники и фарисеи, уверенные в непоколебимости своих «профессиональных» отношений с Богом, остались ни с чем.
Как же важно и нам, христианам, почаще задавать себе вопрос: а где свидетельства того, что Бог — не какая-то абстракция в моём сознании, а Тот, к Кому жаждет душа, о ком изумляется ум, Кому радуется сердце? И если мы честно ответим сами себе — увы, нет! — значит, пришла пора отложить молитвослов, «выгрузиться» из привычных религиозных обрядов, и отправляться на поиски Живого Бога!
***
священник Дмитрий Барицкий
Ближайшие ученики Иисуса Христа, апостолы, не раз помогали Своему Учителю проповедовать о наступлении Царства Божия. По Его просьбе они самостоятельно путешествовали по Святой Земле, возвещали людям Евангелие и подкрепляли свои слова делами: исцеляли духовные и физические болезни. Представьте, что они при этом испытывали. Некогда никому неизвестные рыбаками стали ближайшими соратниками долгожданного Мессии, Царя Израиля. Причем Господь делится с ними Своей властью над материальным и духовным миром: как и Он, апостолы могут не только исцелять от болезней, но даже изгонять бесов. Их буквально пьянит ощущение того, что они обрели такие поразительные силы. Они вне себя от радости, охвачены ликованием и восторгом.
В ответ на это их состояние и звучат только что услышанные нами слова Христа. Он замечает Своим ученикам, которые вот-вот и потеряют голову, что радоваться нужно не приобретению дотоле неведомых сверхъестественных супер способностей. Подлинная духовная власть не в том, чтобы иметь возможность повелевать духами, людьми и материей. Такая власть давно известна и доступна мудрым и разумным людям. То есть тем, кто имеет различные дарования, или находятся в тех условиях, которые позволяют им превосходить окружающих и использовать это превосходство в своих целях.
Подлинная же власть проявляется в подвиге Христа. Ради спасения людей Он стал человеком, рос в простой бедной семье, странствовал, был унижен и распят на кресте. То есть, по человеческим меркам, показал полное бесславие и бессилие. Однако именно благодаря этому подвигу, который разворачивается на глазах апостолов, их имена теперь написаны на Небесах, то есть они становятся участниками Царства Божия. Такая власть есть нечто новое и дотоле неведомое для человечества. Это власть жертвенной любви. Сила через добровольный отказ от всякой силы ради своего ближнего. Сила более могущественная и древняя, чем та, которой жаждет человеческий эгоизм. Именно благодаря ей стоит мир и не рассыпается на миллиарды индивидуальных обособленных друг от друга своей волей атомов.
Понять и принять своей жизнью этот парадокс, эту тайну может лишь тот, кто стал подобен младенцу. То есть словно ребенок лишен всяческих честолюбивых амбиций. Не стремится к самоутверждению за счет других, не ищет над ними власти. Кто в простоте души искренне не ощущает и не видит в себе чего-то исключительного и уникального, что могло бы дать ему право превосходить других, превращать их в средство достижения своих целей. Лишь этот человек имеет подлинные силы и величие, ведь он идет тем же путем, которым однажды прошел Сам Христос.
|