6 декабря 2019 года

Предыдущий день

ЧТЕНИЕ ЕВАНГЕЛИЯ НА КАЖДЫЙ ДЕНЬ

Пятница 25-й седмицы по Пятидесятнице

(2Сол.3:6–18; Лк.19:12–28)

 

Евангелие святого апостола Луки, глава 19, стихи 12 - 28:

12 Итак сказал: некоторый человек высокого рода отправлялся в дальнюю страну, чтобы получить себе царство и возвратиться;
13 призвав же десять рабов своих, дал им десять мин и сказал им: употребляйте их в оборот, пока я возвращусь.
14 Но граждане ненавидели его и отправили вслед за ним посольство, сказав: не хотим, чтобы он царствовал над нами.
15 И когда возвратился, получив царство, велел призвать к себе рабов тех, которым дал серебро, чтобы узнать, кто что приобрел.
16 Пришел первый и сказал: господин! мина твоя принесла десять мин.
17 И сказал ему: хорошо, добрый раб! за то, что ты в малом был верен, возьми в управление десять городов.
18 Пришел второй и сказал: господин! мина твоя принесла пять мин.
19 Сказал и этому: и ты будь над пятью городами.
20 Пришел третий и сказал: господин! вот твоя мина, которую я хранил, завернув в платок,
21 ибо я боялся тебя, потому что ты человек жестокий: берешь, чего не клал, и жнешь, чего не сеял.
22 Господин сказал ему: твоими устами буду судить тебя, лукавый раб! ты знал, что я человек жестокий, беру, чего не клал, и жну, чего не сеял;
23 для чего же ты не отдал серебра моего в оборот, чтобы я, придя, получил его с прибылью?
24 И сказал предстоящим: возьмите у него мину и дайте имеющему десять мин.
25 И сказали ему: господин! у него есть десять мин.
26 Сказываю вам, что всякому имеющему дано будет, а у неимеющего отнимется и то, что имеет;
27 врагов же моих тех, которые не хотели, чтобы я царствовал над ними, приведите сюда и избейте предо мною.
28 Сказав это, Он пошел далее, восходя в Иерусалим.

2-е Послание апостола Павла к Тимофею, Глава 1, стихи 1-2, 8 - 18:

1 Павел, волею Божиею Апостол Иисуса Христа, по обетованию жизни во Христе Иисусе,
2 Тимофею, возлюбленному сыну: благодать, милость, мир от Бога Отца и Христа Иисуса, Господа нашего.
8 Итак, не стыдись свидетельства Господа нашего Иисуса Христа, ни меня, узника Его; но страдай с благовестием Христовым силою Бога,
9 спасшего нас и призвавшего званием святым, не по делам нашим, но по Своему изволению и благодати, данной нам во Христе Иисусе прежде вековых времен,
10 открывшейся же ныне явлением Спасителя нашего Иисуса Христа, разрушившего смерть и явившего жизнь и нетление через благовестие,
11 для которого я поставлен проповедником и Апостолом и учителем язычников.
12 По сей причине я и страдаю так; но не стыжусь. Ибо я знаю, в Кого уверовал, и уверен, что Он силен сохранить залог мой на оный день.
13 Держись образца здравого учения, которое ты слышал от меня, с верою и любовью во Христе Иисусе.
14 Храни добрый залог Духом Святым, живущим в нас.
15 Ты знаешь, что все Асийские оставили меня; в числе их Фигелл и Ермоген.
16 Да даст Господь милость дому Онисифора за то, что он многократно покоил меня и не стыдился уз моих,
17 но, быв в Риме, с великим тщанием искал меня и нашел.
18 Да даст ему Господь обрести милость у Господа в оный день; а сколько он служил мне в Ефесе, ты лучше знаешь.

Феофилакт Болгарский. Толкование на Евангелие от Луки

(Лк. 19:12-28) Лк.19:12. Итак сказал: некоторый человек высокого рода отправлялся в дальнюю страну, чтобы получить себе царство и возвратиться;

Но Господь, чтобы показать им, что они рассуждают неразумно, ибо Царствие Его не чувственное, а вместе выразить и то, что Ему как Богу известны их помыслы, говорит настоящую притчу, выводя Себя в лице человека «высокого рода». Ибо хотя Он соделался человеком, но не отступил и от высоты и благородства Божества. Совершив же Таинство Домостроительства во плоти, снова отправился «в дальнюю страну», то есть, чтобы и по человечеству сесть с плотью «одесную престола величия на небесах» (Евр.8:1). Ибо как Бог – Он всегда восседал с Отцом, а как человек – Он тогда сел, когда вознесся, ожидая, доколе враги положены будут под ноги Его (Евр.10:12–13). А это будет в конце мира, когда все, и нежелающие, покорятся Ему, уверовав, что «Господь Иисус Христос в славу Бога Отца» (Флп.2:11).

Лк.19:13. призвав же десять рабов своих, дал им десять мин и сказал им: употребляйте их в оборот, пока я возвращусь.
Лк.19:14. Но граждане ненавидели его и отправили вслед за ним посольство, сказав: не хотим, чтобы он царствовал над нами.

«Граждане» его суть иудеи, ненавидящие Его. «И видели, – говорит Он, – и возненавидели и Меня, и Отца Моего» (Ин.15:24). Они не хотели, чтоб Он царствовал над ними. Поэтому, отрекаясь от Его царства, и говорили Пилату: «нет у нас царя», и опять «не пиши: Царь Иудейский» (Ин.19:15, 21). Однако же Захария взывает: «Ликуй от радости, дщерь Сиона...: се Царь твой грядет к тебе, праведный и спасающий» (Зах.9:9); и Исаия: «Вот, Царь будет царствовать по правде» (Ис.32:1); и Давид: «Я помазал Царя Моего над Сионом» (Пс.2:6).

Иудеи возненавидели Господа, а Он рабам Своим дал десять мин. Рабы Его суть те, коим вверены служения в Церкви. Говорится, что их «десять», по причине совершенства церковного предстоятельства. Ибо порядок в Церкви имеет совершенное устроение предстоятелей, и не было нужды их ни больше, ни меньше. Например, мы видим в Церкви три следующие действия: очищение, просвещение и совершение, три и степени, между которыми разделены эти действия. Диаконы очищают оглашением и учением, пресвитеры просвещают крещением, архиереи на священные степени поставляют и совершают, то есть рукополагают. Видишь ли, степени соразмерены с действиями, и степеней предстоятелей ни больше, ни меньше? Этим-то рабам Господь раздает «десять мин», то есть дарований, которые каждому даются на пользу (1Кор.12:7). Ибо всяк, кому вверено предстоятельство, хотя бы недостоин был, имеет дарование от самого помазания, и это есть поистине великое Таинство человеколюбия и Домостроительства Божия.

Лк.19:15. И когда возвратился, получив царство, велел призвать к себе рабов тех, которым дал серебро, чтобы узнать, кто что приобрел.
Лк.19:16. Пришел первый и сказал: господин! мина твоя принесла десять мин.
Лк.19:17. И сказал ему: хорошо, добрый раб! за то, что ты в малом был верен, возьми в управление десять городов.
Лк.19:18. Пришел второй и сказал: господин! мина твоя принесла пять мин.
Лк.19:19. Сказал и этому: и ты будь над пятью городами.

«Когда возвратится» Христос, благородный и по человечеству (ибо Господь происходил из царского рода) и по Божеству, во второе Свое пришествие, когда Он явится с апостолами Царем, грядущим во славе Отца, и когда поклонится пред Ним всякое колено, тогда точно потребует отчета и от рабов, кои получили дарования. Открывается, что один принес пользу многим и умножил дарование в десять раз; другой также принес пользу, но меньшему числу; а третий решительно никому не был полезен, но время деятельности провел в праздности. Поэтому тот, кто принятое им умножил в десять раз, поставляется над десятью городами, то есть получает власть над десятью городами, следовательно, во много раз награждается. Сообразную награду получает и следующий за ним. А тот, который не принес никакой прибыли, осуждается.

Лк.19:20. Пришел третий и сказал: господин! вот твоя мина, которую я хранил, завернув в платок,

Посмотрим, что он говорит: «господин! вот твоя мина», возьми ее; «я хранил ее, завернув в платок». На главу Господа умершего положен был плат (Ин.20:7), и лицо Лазаря во гробе обвязано было платком (Ин.11:44). Поэтому нерадивец сей справедливо говорит, что он завернул дарование в платок. Ибо, сделав оное мертвым и бездейственным, он употребления из него не сделал и прибыли не принес.

Лк.19:21. ибо я боялся тебя, потому что ты человек жестокий: берешь, чего не клал, и жнешь, чего не сеял.

«Ибо я боялся тебя, – говорит, – потому..., что ты берешь, чего не клал». Многие отзываются таким предлогом. Не желая быть кому-нибудь полезными, они говорят: где Бог не посеял даровитости и способности, там не ищи жатвы. Такого-то Он не создал даровитым и способным к научению: что же от меня требовать пользы ему?

Лк.19:22. Господин сказал ему: твоими устами буду судить тебя, лукавый раб! ты знал, что я человек жестокий, беру, чего не клал, и жну, чего не сеял;
Лк.19:23. для чего же ты не отдал серебра моего в оборот, чтобы я, придя, получил его с прибылью?

Поэтому и Господь говорит: ты учи и отдай серебро Мое труженикам, то есть всем людям, назначенным для получения пользы. Ибо каждый человек поставлен от Бога торжником, чтобы в великой рабочей мира сего делать обороты. И «чтобы я, придя, получил его с прибылью», то есть вытребовал бы обратно с прибылью. Нам должно делать свое дело, а о последующем Бог будет судить тех, кои не пожелают воспользоваться.

Лк.19:24. И сказал предстоящим: возьмите у него мину и дайте имеющему десять мин.
Лк.19:25. И сказали ему: господин! у него есть десять мин.
Лк.19:26. Сказываю вам, что всякому имеющему дано будет, а у неимеющего отнимется и то, что имеет;

Дарование отнимается и дается доброму делателю. Хотя он и имеет, но поэтому-то самому ему полезно получить больше. «Имеющему дано будет», то есть кто чрез хорошие обороты составил богатые средства, тому дано будет и больше. Ибо, если он малое увеличил в десять раз, то, очевидно, удесятерив большее, доставит господину еще больше прибыли. А от нерадивого и ленивого, и не постаравшегося принятое им умножить, и то самое, что он имеет, возьмется, чтобы не лежало без пользы имение господина, когда оно может быть отдано другому и во много раз увеличено. Мы понимаем это не о слове только и учении, но и о нравственных добродетелях. Ибо и в них Бог дал нам дарования, одному – поста, другому – милостыни, иному – кротости, иному – смирения. И если мы будем бодрствовать, то умножим сии дарования; если же будем небрежны и добровольно умрем, то впоследствии будем слагать вину на Бога, как обыкновенно мы говорим: что ж мне делать? если такой-то будет свят, то потому, что Бог благоволит ему, и он свят; а мне не благоволит, и я не свят; и тот был Петр, иной Павел. Безумный человек! Самая мина (данная тебе) делает тебя Петром и Павлом. Делай по силе и принеси что-нибудь Давшему, если не столько, сколько Петр и Павел: ибо они получили по мине, и ты – мину. И потом, нисколько не подвигнувшись на делание добра, ты обвиняешь Бога! Поэтому, оказываясь недостойными дарований, мы лишаемся оных.

Лк.19:27. врагов же моих тех, которые не хотели, чтобы я царствовал над ними, приведите сюда и избейте предо мною.
Лк.19:28. Сказав это, Он пошел далее, восходя в Иерусалим.

«Врагов же моих – говорит, – тех, кои не хотели, чтоб я царствовал над ними, приведите сюда и избейте предо мною», то есть иудеев, которых Он предаст погибели, послав их в огнь вечный. Да, несчастные и здесь, то есть в мире сем, они избиты были римскими войсками, и еще хранятся и будут храниться на избиение там.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

Свт. Феофан (Говоров), Затворник ВышенскийПритча о десяти мнасах* изображает всю историю человечества до второго пришествия Христова. Господь говорит в ней о Себе, что Он идет чрез страдания, смерть и воскресение к Отцу Небесному принять царство над человечеством, которое все – Его родовое достояние. Оставшиеся на земле делятся на две половины: на рабов, поработивших себя Господу чрез послушание вере, и на нехотящих иметь Его царем и работать Ему, ради неверия своего. Тем, которые приступают ко Господу верою, с готовностию работать Ему, даются дары Святого Духа в святых таинствах: это мина – и каждый верующий получает ее на служение в кругу верующих. Когда все из рода человеческого, способные покоряться Господу, покорятся Ему, тогда Он снова придет, как принявший Царство. Первым делом Его будет рассудить рабов, кто что приобрел данною благодатию, а потом последует суд и над теми, которые не захотели иметь Его царем, т. е. или не уверовали, или отпали от веры. Напечатлей эти истины в уме своем и не отводи от них внимания, ибо тогда будет решение, которому уж не жди перемены. Бегай неверия; но и веруй не праздно, а приноси и плоды веры. Обретши тебя верным вмале**, Господь и над многим тебя поставит (Мф.25:21).

* В синод. тексте: о десяти минах.

** – в малом.

СОВРЕМЕННЫЕ КОММЕНТАРИИ
(Лк.19:12–28)

Протоиерей Александр Шаргунов

Эта притча — о нашей жизни и смерти, и о Втором Пришествии Христовом. Когда Христос вознесся на небо, Он был подобен этому человеку, отправившемуся в дальнюю страну, чтобы получить себе царство. Отправляясь в путь, Он позаботился о том, чтобы снабдить Свою Церковь всем необходимым во время Своего отсутствия. «Призвав же десять рабов своих, дал им десять мин». Мы знаем, что мина — это денежная единица того времени, как и «талант», про который мы слышим в параллельной притче Евангелия от Матфея. Ни один человек не лишен своей мины, своего таланта. Господь никого не забывает, от каждого желая получить отдачу по его силам. Он хочет, чтобы мы не пребывали в праздности, а умножали Его дарования.

 Далее мы слышим о гражданах страны, ненавидевших этого господина «высокого рода» и продолжавших враждовать против него, даже после его ухода. «Не хотим, чтобы он царствовал над нами», — сказали они. Это исполнилось в неверности богоизбранного народа после Вознесения Господня. Иудеи в большинстве своем не захотели склонить свою выю под иго Христово. И это относится ко всем неверующим во Христа. Они не возражают, чтобы Христос спас их, но не хотят, чтобы Он был их Царем. Участь этих людей — вечные муки и смерть: «Врагов же моих тех, которые не хотели, чтобы я царствовал над ними, приведите сюда и избейте предо мною».

И вот мы видим из притчи, что один из рабов оказался ленивым и лукавым. Он возвращает своему господину всего лишь одну мину, которая была ему дана и которую он «хранил, завернув в платок». Кажется, что он как будто ничего плохого не сделал, но Господь выносит ему строгий приговор: «Возьмите у него мину и дайте имеющему десять мин… сказываю вам, что всякому имеющему дано будет, а у неимеющего отнимется и то, что имеет». Дар и ответственность — нераздельны. Неверный раб думал только о себе и о своей безопасности. Он ничем не рисковал и ничего не достиг. Его не интересовало дело Господа, он не думал о спасении своей души, а только о спасении своей шкуры. Тот, кто боится подвергнуть опасности свою жизнь, не будет рисковать ради Господа.

И суд над ним совершается согласно его выбору. То, что было дано ему, отнимается от него. Ибо «кто спасет свою жизнь, тот погубит ее», говорит Господь. Внешняя тьма, в которую извержен раб лукавый и ленивый, — образ окончательного отделения от Господа, от света Его Божественного добра.

Эта притча — о том, как велика наша ответственность пред Богом и другими людьми. И страшен суд над нашей не имеющей извинения безответственностью. «Для чего же ты не отдал серебра моего в оборот, чтобы я, придя, получил его с прибылью?» — спрашивает Господь. Все определяется не внешними результатами, а мерой верности Господу, отдачей своей жизни другим людям. Сколь многие из нас и в храм Божий ходят, и все соблюдают, но как-то осторожно, с оглядкой, будто боятся слишком много сделать для Бога. Они вполне благочестивые христиане, но им страшно, как бы вдруг Господь не потребовал от них все, что у них есть, их самих. В то время как Господь говорит: «Сыне, дай Мне твое сердце».

Жизнь, отданная другим, это и есть обретение всего, что хочет нам дать Господь. Есть в духовной жизни непреложный закон: чем больше мы отдаем другим людям, тем больше приобретаем сами. Это закон горения — свечи, пламенеющего сердца, когда оно может, отдавая себя другим, рождать бесчисленное количество вновь горящих свечей, посвященных Богу.

Нет такого человека, который не мог бы по дару Христа этому научиться. Каждый из нас, получивший свое дарование от Господа, призывается к служению другим людям, ибо через эту отдачу себя он приобщается любви Христовой — тому богатству, которое у Него есть. А лукавый и ленивый раб думал только о себе. Не было у него благодарности Богу, и это лишило его Царства Небесного.

Если я, подобно лукавому и ленивому рабу, буду, по-видимости, соблюдать все положенное по закону, думая только о том, как бы избежать наказания и опасаясь всякого риска, — как узнаю я о непостижимой никаким умом отдающей себя до конца любви Христовой? Как на Страшном Суде не окажусь вне милосердия Божия?

Тайна жизни заключается в любви — в том, чтобы быть благодарным Богу за все Его дары. Быть способным принести их Ему без остатка и узнать, что радость нашего Господа, которую Он приобрел дорогою ценою, нам принадлежит. И для того дается нам жизнь, чтобы мы могли войти в эту радость и быть сонаследниками Господа нашего вовеки.

***

Протоиерей Павел Великанов

Притча о десяти минах в определённом смысле уникальна. Ведь это единственная притча, в которой слышатся отзвуки реальной истории, не так давно случившейся в Иудее.

Речь идёт о Архелае, одном из трех сыновей Ирода Великого – которого отец хотел видеть наследником престола.

После смерти отца Архелай отправился в Рим за утверждением своего права царствования. Незадолго до его отъезда во время празднования Пасхи в Иерусалиме произошли сильные волнения – народ ненавидел Архелая и очень не хотел, чтобы он стал царём. Безуспешно провалив попытку договориться, Архелай решил жестко подавить оппозицию. Для подавления возмущения он направил в храм всё войско, включая кавалерию. В итоге бунт был подавлен, погибло около трех тысяч человек.

После всего произошедшего, следом за Архелаем в Рим отправилась группа из его противников, чтобы убедить императора отказать Архелаю в праве царствовать. В итоге римский император Октавиан Август предоставил ему лишь половину царства с присвоением титула этнарха. Насколько народ не любил Архелая, мы можем понять из повествования евангелиста Матфея, когда он пишет про Иосифа Обручника: «услышав же, что Архелай царствует в Иудее вместо Ирода, отца своего, убоялся идти туда» (Мф. 2:22).

Так что слушавшие эту притчу иудеи без труда могли догадаться, на какую историческую личность намекает Спаситель. Другими словами, это не просто «абстрактный претендент на власть»: это совершенно конкретный человек, искренне ненавидимый всем еврейским народом.

Эта деталь позволяет нам увидеть притчу в новом ракурсе. Итак, все рабы, которые получают от него на время отсутствия деньги, его ненавидят и боятся. Поскольку в те времена наличие свободных денег было поистине «царской роскошью», а проценты были очень высоки – дать деньги в рост было эффективным способом быстро обогатиться. Вполне нормальным было и то, что в качестве награды за усердие раба и проявление им высоких административных способностей его могли существенно повысить и назначить управляющим целым городом.

Если в притче понятно насчет первых двух рабов, получивших по 10 и 5 мин соответственно, и отдавших их в рост – то с последним есть недоумение. Почему деньги, которые он не отдал в рост, оказываются отданными тому, у кого и без того уже есть 10 мин?

Ответ лежит на поверхности. Для эффективного управленца, вполне справившегося с поставленной перед ним задачей, дополнительные ресурсы лишними не будут. Царь понимает, что он – скорее всего – более успешно распорядится этими деньгами, нежели тот, кто получил 5 мин.

Но какое же отношение к нашей жизни имеет эта притча? Если под минами – или, как передаёт притчу Матфей, талантами – подразумевать всё то, чем нас одаряет Всевышний – смысл притчи становится вполне прозрачен. Бог в первую очередь поддерживает того, кто движется, развивается, преодолевает препятствия и трудности, растёт – и поэтому получает благословение и поддержку Всевышнего. Если же человек относится к жизни отчуждённо, без желания приумножить свои способности, потрудиться над улучшением качества жизни, а вместо этого только и делает, что ноет и ропщет – он лишится и того малого, что пока у него есть. Представляете, насколько обидно было рабу получить всего лишь одну мину – когда другому, такому же, как и он, дали в десять раз больше! Притча прекрасно раскрывает нам одну психологическую ловушку – я бы назвал её «ловушкой недооценённости» – в которую с лёгкостью можно попасться, особенно при высоком мнении о себе. Вместо того, чтобы принимать реальность такой, какой она есть, и «вспахивать» её, трудиться, исходя из данной ситуации – человек словно «хоронит» сам себя «до лучших времён» – в надежде, что некогда его оценят. Но проходят дни, месяцы, годы, десятилетия – и вместо развития начинается неизбежная деградация; и то, что раньше казалось «законной собственностью», просачивается сквозь пальцы и исчезает.

Чтобы не попасть в эту ловушку «лукавого и ленивого раба», надо помнить одну простую вещь: Бог каждого из нас бесконечно любит, и всякий раз окружает такими обстоятельствами и возможностями, которые идеально подходят именно для нас, и именно для этого периода нашей жизни. Если это принять на веру и относится к любой возможности, какой бы крошечной она ни была, не как к случайности, а как к дару и благословению Божию – не сомневаюсь, мы с лёгкость проскочим мимо этой ловушки, даже её не заметив. Помоги же нам, Господи, стараться быть усердными и внимательными Твоими соработниками, а не унылыми и депрессивными рабами!

***

Иеромонах Феоктист Игумнов

По мнению некоторых толкователей, притча о десяти минах имела самое непосредственное отношение к реальным и хорошо известным слушателям Христа событиям. В ней говорится о царе и о его стремлении вступить в управление государством, о нежелании части граждан видеть своим царём этого человека. Очень схожая ситуация возникла у одного из наследников Ирода Великого — Архелая, когда он попытался вступить в управление Самарией, Иудеей и Идумеей на фоне сопротивления со стороны граждан этих областей Палестины. Реальность этих исторических событий легла в основу объяснения Христом духовных истин о доверии Бога человеку и об испытании, необходимом для получения этого доверия. Мы понимаем, что доверие человека к человеку может быть дано авансом на краткое время. Но настоящее доверие – это всегда следствие испытания. Все мы помним школьную истину о том, что сначала человек работает на авторитет, а потом авторитет на человека. Доверие нужно заслужить, а заслуженное доверие даёт некоторую свободу и, может быть, небольшие, но крайне приятные привилегии. Бог испытывает человеку через, казалось бы, незначимые будничные мелочи. Мы зачастую склонны не обращать на них внимания и относимся к ним без должной серьёзности, ожидая настоящего дела и настоящего испытания. Но ни того, ни другого не будет, если в том малом, что нам даётся, мы не сможем проявить себя как верные соработники Бога. У каждого из нас есть своя, может быть очень малая, но крайне важная область ответственности. То, насколько мы сможем быть христианами в этой области, определяет не только нашу дальнейшую земную жизнь, но и вечную участь. Постараемся помнить об этом и не пренебрегать каждой, даже самой малой, возможностью показать Богу, что мы, может быть, грешные и нерадивые, но, тем не менее, искренние и преданные Его чада.

ПРОПОВЕДЬ ДНЯ

О постоянной и переменной составляющих
(Лк.19:12–28)

Протоиерей Вячеслав Резников

Притча о минах наводит на сравнение с притчей о талантах. И там, и здесь некий господин, отходя, оставляет каждому рабу некую сумму денег. Но талантов давалось разное количество, «каждому по его силе» (Мф.25:15). Мина же – только одна каждому. Приращение талантов шло половина на половину. А на одну мину один приобрел десять, другой – пять. Нерадивый же раб возвратил либо единственный талант, либо единственную мину.

Еще обратим внимание, что в притче о талантах – некий замкнутый мир, где только господин и его рабы. А в притче о минах, кроме рабов, есть еще и свободные граждане той страны, которые «ненавидели» господина, и не хотели, чтобы он был над ними царем. В обоих случаях и единственный талант, и единственная мина, не принесшие приращения, были отобраны и отданы тому, у кого было десять талантов или мин.

Все добрые и верные рабы получили похвалу за то, что были верны в малом. Но те, которые умножали таланты, просто были приглашены войти в радость господина. А приобретшие мины получили власть над городами, соответственно количеству приобретенных мин. Враги же господина, не желавшие, чтобы он получил царство, были избиты пред его очами.

И в той, и в другой притче говорится, что все мы получаем от Бога некие дары. Но в этих дарах есть некая «переменная» величина, которая дается каждому «по силам его». А есть и некая «постоянная», которая дается каждому в равной мере. «Переменная», это те дары, которые в разной степени Бог дает всякому человеку, верующему и неверующему.

Но есть дар, который получает только тот, кто называется христианином. Христиане говорят, что Господь Иисус Христос «по Своему изволению и благодати» спас нас, разрушив смерть и даровав каждому «жизнь и нетление через благовестие». Благовествуется всему миру, но христианин – тот, кто принял эту благую весть, признал Иисуса Христа своим Царем и Богом.

Вот христиане и получили каждый по одной мине, не больше, и не меньше. Потому что как жизни, так и смерти не может быть ни больше, ни меньше: если живем, то живем вечно, а если умираем, то умираем навсегда. Христос распялся за каждого, ни больше, ни меньше. И если мы признаем этот факт, то он определяет всю нашу жизнь. А эта наша новая жизнь работает, свидетельствует о нашей вере. Она как бы отдается торгующим, чтобы работать не только в нас, но и вокруг нас. Благовестник и делом, и словом говорит каждому: «Держись образца здравого учения, которое ты слышал от меня, с верою и любовию во Христе Иисусе». И мина благовествующего рождает мину в слушающем – и в одном, и в другом, и в пятом, и в десятом. От свечи зажигается новая свеча – и другая, и третья. И все это приносится Господину.

Но как же тот, который ничего не принес? Ведь он знал, что господин имеет привычку брать, «чего не клал», и жать, «чего не сеял». Знал, и не сделал. Почему? Может быть, стыдился «свидетельства Господа нашего Иисуса Христа»? может быть, боялся страдать «с благовестием Христовым»?

Но, может быть, и лучше, если мы этого никак не можем понять. Потому что понять богопротивника, это значит – приспособить свой ум к его уму, точнее – отравить свой ум его лукавым умом. И то, что это нам никак не удается, – может быть, как раз и говорит о том, что мы не совсем безнадежны для Царствия Небесного, и что «благодать Божия» все-таки «не тщетно» была принята нами.

О жизни по Преданию
(2Сол.3:6-18)

Протоиерей Вячеслав Резников

Апостол пишет: «Завещаваем же вам, братия, именем Господа нашего Иисуса Христа, удаляться от всякого брата, поступающего бесчинно, а не по преданию, которое приняли от нас». Здесь уже не в первый раз встречаем слово «предание». Недавно читали: «Итак, братия, стойте и держите предания, которым вы научены или словом, или посланием нашим» (2 Сол.2:15). Как видим, «предание», это – и устное, и письменное слово. А сегодня – еще об одном виде предания. Запретив поступать «бесчинно, а не по преданию», Апостол объясняет: «Ибо вы сами знаете, как должны вы подражать нам; ибо мы не бесчинствовали у вас. Ни у кого не ели хлеба даром, но занимались трудом и работали день и ночь, чтобы не обременить кого из вас».

И писаное слово, и устное, и личный пример, – все это и есть живое предание Церкви. Все это постепенно записывалось, обогащалось опытом жизни во Христе, и сохранялось для последующих поколений. Кто же вступает на путь пересмотра этих ценностей, тот вступает на опасный путь. Преподобный Дорофей в своей книге рассказывает, как некто сначала унижал всякого, и говорил: «Нет никого достойного, кроме Макария». Спустя немного, стал говорить: «что такое Макарий? Нет никого, кроме Василия и Григория». Но скоро начал осуждать и сих, говоря: «что такое Василий? И что такое Григорий? Нет никого, кроме Петра и Павла». Я сказал ему: «поистине, брат, ты скоро и их станешь уничижать». И, поверьте мне, чрез несколько времени он начал говорить: «что такое Петр? И что такое Павел? Никто ничего не значит, кроме Святой Троицы». Наконец, возгордился он и против Самого Бога и, таким образом, лишился ума.

Чтобы этого избежать, в Церкви существует обычай: не дожидаясь, пока человек дойдет до полной погибели, отлучать его на время от церковного общения. Так и Апостол, напомнив Фессалоникийцам правый путь, одновременно предлагает и «удаляться от всякого брата, поступающего бесчинно, а не по преданию». И речь здесь даже не о нарушения важнейших догматов церкви. Речь идет о заповеди, чтобы верные, «работая в безмолвии, ели свой хлеб». «Если кто не хочет трудиться, тот и не ешь». А некоторые упорно «ничего не делают, а суетятся».

Апостол подчеркивает, что ограничение церковного общения имеет врачующий характер. «Если же кто не послушает слова вашего в сем послании, того имейте на замечании, и не сообщайтесь с ним, чтобы устыдить его; но не считайте его за врага, а вразумляйте, как брата». Господь тоже отлучил от Себя Своих предателей: «Иерусалим, Иерусалим, избивающий пророков, и камнями побивающий посланных к тебе! Сколько раз хотел Я собрать чад твоих, как птица птенцов своих под крылья. И вы не захотели! Се, оставляется вам дом ваш пуст. Сказываю же вам, что вы не увидите Меня». Но и это отлучение тоже не навечно: дверь покаяния откроется для того, кто придет в себя и воскликнет: «Благословен грядый во имя Господне»!

Лишение, это тоже способ научения, тоже сохраненный церковным преданием. Иной – сразу и навсегда должным образом оценит то, что ему дано, а иной – только когда этого лишится. И для иного необходимо на время лишиться церковного общения, чтобы понять, что нет ничего драгоценнее, чем быть и со Христом, под Его крыльями, и – со всеми Его птенцами, со всеми христианами от самого Рождества Христова и даже от самого сотворения мира, со всеми, кто послан был к нам «во имя Господне», и привел нас к Нему.

Церковный календарь. 6 декабря

Читаем Евангелие вместе с Церковью. 6 декабря

Читаем Апостол. 6 декабря

Мульткалендарь. 6 декабря. Святой благоверный князь Александр Невский (из цикла Мульткалендарь)

Святитель Амфилохий, епископ Иконийский

Этот день в истории. 6 декабря