31 Отозвав же двенадцать учеников Своих, сказал им: вот, мы восходим в Иерусалим, и совершится все, написанное через пророков о Сыне Человеческом,
32 ибо предадут Его язычникам, и поругаются над Ним, и оскорбят Его, и оплюют Его,
33 и будут бить, и убьют Его: и в третий день воскреснет.
34 Но они ничего из этого не поняли; слова сии были для них сокровенны, и они не разумели сказанного.
13 Мы же всегда должны благодарить Бога за вас, возлюбленные Господом братия, что Бог от начала, через освящение Духа и веру истине, избрал вас ко спасению,
14 к которому и призвал вас благовествованием нашим, для достижения славы Господа нашего Иисуса Христа.
15 Итак, братия, стойте и держите предания, которым вы научены или словом или посланием нашим.
16 Сам же Господь наш Иисус Христос и Бог и Отец наш, возлюбивший нас и давший утешение вечное и надежду благую во благодати,
17 да утешит ваши сердца и да утвердит вас во всяком слове и деле благом.
1 Итак молитесь за нас, братия, чтобы слово Господне распространялось и прославлялось, как и у вас,
2 и чтобы нам избавиться от беспорядочных и лукавых людей, ибо не во всех вера.
3 Но верен Господь, Который утвердит вас и сохранит от лукавого.
4 Мы уверены о вас в Господе, что вы исполняете и будете исполнять то, что мы вам повелеваем.
5 Господь же да управит сердца ваши в любовь Божию и в терпение Христово.
(Лк. 18:31-34) Лк.18:31. Отозвав же двенадцать учеников Своих, сказал им: вот, мы восходим в Иерусалим, и совершится всё, написанное через пророков о Сыне Человеческом,
Лк.18:32. ибо предадут Его язычникам, и поругаются над Ним, и оскорбят Его, и оплюют Его,
Лк.18:33. и будут бить и убьют Его: и в третий день воскреснет.
Господь предсказывает ученикам о страданиях Своих для двух целей. Во-первых, чтобы показать, что Он будет распят не против воли и не как простой человек, не знающий своей смерти, но что Он знает о ней прежде и претерпит ее добровольно. Поскольку, если бы Он не желал пострадать, то, как предвидящий, уклонился бы от этого. Ибо против воли попадаться в чужие руки свойственно незнающим о том вперед. Во-вторых, чтобы убедить их легко переносить будущие обстоятельства, как известные им предварительно и случившиеся с ними не внезапно. Если же, Господи, на Тебе имеет совершиться давно предсказанное пророками, то зачем Ты восходишь в Иерусалим? За тем самым, чтобы Мне совершить спасение. Итак, Он идет добровольно.
Лк.18:34. Но они ничего из этого не поняли; слова сии были для них сокровенны, и они не разумели сказанного.
Впрочем для сего Он говорил, а ученики не понимали тогда ничего. Ибо «слова сии были для них сокровенны», особенно слова о Воскресении. И прочих слов они не разумели, например, о том, что предадут Его язычникам; но слов о воскресении решительно не разумели, потому что они не были в употреблении. Да и не все иудействующие веровали даже и во всеобщее воскресение, как это видно на саддукеях (Мф.22:23). Быть может, ты скажешь: если ученики не разумели, то зачем же, наконец, Господь говорил им о сем вперед? Какая польза для их утешения во время крестных страданий, когда они не разумели сказанного? За то немалая польза была тогда, когда они впоследствии вспоминали, что сбылось именно то, чего они не поняли, когда предсказывал им Господь. Это видно из многого, особенно же из слов Иоанна: «Ученики Его сперва не поняли этого; но когда прославился Иисус, тогда вспомнили, что тáк было о Нем написано» (Ин.12:16) И Утешитель, напомнив им все, вложил им достовернейшее свидетельство о Христе. А о том, как погребение было тридневное, довольно сказано в толковании на прочих евангелистов (см. гл. 12).
Господь сказал ученикам о страдании Своем, но они ничего не уразумели из сказанного: «слова сии были для них сокровенными» (Лк.18:34). А после не судили, «что вéдети» верующим, «тóчию Иисуса Христа и Сего распята»* (1Кор.2:2). Не пришло время, они ничего и не понимали в тайне сей; а пришло оно – поняли, и всем преподали и разъяснили. Это и со всеми бывает, да не в отношении только к этой тайне, но и ко всякой другой. Непонятное в начале со временем становится понятным; словно луч света входит в сознание и уясняет то, что прежде было темным. Кто же это разъясняет? Сам Господь, благодать Духа, живущая в верующих, ангел-хранитель, – только уж никак не сам человек. Он тут приемник, а не производитель. При всем том, иное остается непонятным на целую жизнь, и не для частных только лиц, но и для всего человечества. Человек окружен непонятностями: иные разъясняются ему в течение жизни, а иные оставляются до другой жизни: там узрится. И это даже для богопросвещенных умов. Отчего же не открывается теперь? Оттого, что иное невместимо, стало быть, нечего и говорить о нем; иное не сказывается по врачебным целям, т. е. было бы вредно знать преждевременно. В другой жизни многое разъяснится, но откроются другие предметы и другие тайны. Сотворенному уму никогда не избыть тайн непостижимых. Ум бунтует против этих уз: но бунтуй – не бунтуй, а уз таинственности не разорвешь. Смирись же, гордый ум, «под крепкую руку Божию» (1Пет.5:6) и веруй!
* Апостол Павел: «я рассудил быть у вас незнающим ничего, кроме Иисуса Христа, и притом распятого»
Протоиерей Александр Шаргунов
Господь предупреждает Своих учеников о приближающихся к Нему страданиях и смерти. Его Крестные страдания — исполнение Писаний: «Совершится все, написанное через пророков о Сыне Человеческом». Снова и снова Господь показывает нам, что Священное Писание — поистине слово Божие, и все, что оно возвещает, в точности и в полноте исполнится.
В Символе веры мы исповедуем Христа «страдавша и погребенна, и воскресшего в третий день по Писаниям». Сколь многие, ищущие истину, уверовали, что Христос пришел от Бога, потому что увидели в Нем исполнение всех ветхозаветных пророчеств. Это знание упраздняет соблазн Креста, Крест становится высшей честью и славой: «Так написано, и так подобало пострадать Христу». И мы видим, что упоминание о бесчестии, которое будет нанесено Христу, имеет особое значение: «и поругаются над Ним, и оскорбят Его, и оплюют Его, и будут бить». Всякое уничижение, какое только может быть, примет Христос, чтобы приобщиться в полноте человеческому страданию. Но, как и всегда, говоря о Своих страданиях и смерти, Христос предсказывает Свое воскресение. Оно упразднит всякий страх и превратит скорби в радость. «И в третий день воскреснет» Господь.
Какое смятение вызывают у учеников эти слова Спасителя! Это противно всем их понятиям о Мессии и о Его Царстве. «И они ничего не поняли». Их заблуждение было столь глубоким, что они просто не желали понимать эти слова буквально, и они не могли вместить их ни в каком смысле. Потому «они не разумели сказанного». Слова сии были «сокровенны», сокрыты от них, и они не могли принять их. Они знали эти пророчества, возвещающие о славе Мессии, и с нетерпением ждали их исполнения, пропуская все, что в них говорилось о Его страданиях. Сколько бед и заблуждений, и лжеучений существует в мире, оттого что люди читают так, частично, Священное Писание, выбирая из него то, что им нравится.
Задумаемся, как мы относимся сегодня к тем пророчествам слова Божия и святых отцов, которые еще не исполнились. Ждем, когда Церковь просияет небывалой славой в последние дни? И не хотим замечать то, что ей, следующей за Своим Господом, с неизбежностью предстоит, воображая, что это уже все позади.
***
Протоиерей Павел Великанов
Незадолго до торжественного Входа в Иерусалим, Спаситель отводит в сторону Своих самых близких учеников и сообщает им нечто, что их ум категорически отказывается принимать. Он приводит им древние пророчества о страдающем Мессии, Который будет предан, над Которым будут издеваться, ругать Его, и в конце концов Его просто убьют. Но затем на третий день Он воскреснет.
Как пишет евангелист Лука, ученики ровным счетом ничего не поняли. Совсем. Возникает вопрос: а зачем говорить что-то, что всё равно не будет воспринято?
Как-то мне довелось участвовать в одном круглом столе о проблемах воскресных школ. Один из участников, уважаемый священник уже в летах, в сердцах сказал: «Ну и что, если ни один из ходивших в воскресную школу детей потом в Церкви не останется? Зато когда он будет валяться вдрызг пьяный где-то под забором, балансируя между жизнью и смертью, ему вспомнится и эта воскресная школа, и светлый храм, и причастие, и как он, ещё чистый и хороший, молился Богу. И если там, под забором, сквозь пьяную слезу он вспомнит какие-то слова к Богу – я буду считать, что воскресная школа своё отработала!»
Спаситель потому и вкладывал совершенно неприемлемые, непонятные слова в головы учеников, что знал: еще совсем немного, чуть больше недели – и они будут в полной растерянности от происходящего беззакония. Словно все силы зла собрались вместе – и уничтожили их любимого Учителя. Они не слышат сейчас Его слов – но всё же слова сказаны, они проложили едва заметным пунктиром направление для мыслей. Пусть сейчас для них это неприемлемо – но через несколько дней у них не останется иного варианта, чтобы понять происходящее. И уже после славного Воскресения, они неожиданно обнаружат в глубинах своей памяти: слушайте, а помните, Он нам когда-то про всё это говорил – да только мы ничего понять не могли! Вот, оказывается, о чем речь-то шла!
Нам, конечно, далеко до такой тончайшей Божественной педагогичности. Мы так изящно работать не умеем. Но сколько раз приходилось убеждаться: самое простое слово, сказанное вовремя, не от «большого ума», а от простого и открытого сердца, могло изменить всё течение жизни. Только, как правило, не сразу. Иногда требовались годы для того, чтобы это некогда посеянное семечко проросло и заявило о себе со всей накопленной силой. Но если деликатно промолчать в своё время – и прорастать было бы нечему.
Заметим, что Спаситель не просто говорил «от Себя», Он говорил «от Писания». Не только для ветхозаветной культуры, но и для христиан по сей день слова Священного Писания – абсолютный авторитет. Да, есть разные толкования, надо понимать контекст сказанного, не всё следует принимать буквально – но это частности. Главное другое: сквозь слова Писаний веет Дух Божий, и там, где это веяние встречается с теплом живого сердца – Дух обретает действенную силу.
Вот почему так важно – и так нужно – регулярно читать Евангелие, апостольские послания, библейские книги. Тот, кто научится не жонглировать библейскими цитатами, словно в цирке, а на самом деле практически применять их в жизни – получит неисчерпаемый кладезь мудрости и силы слова. Вот чем хорошо бы позанимать себя в эти дни Рождественского поста – задаться целью перечитать какую-то библейскую книгу, или прочесть то, до чего никак руки не доходили – и пост станет хорошей ступенькой в нашем движении к Богу!
***
Иеромонах Феоктист Игумнов
Мужество бывает разным. К примеру, человек может совершенно неожиданно столкнуться с внештатной ситуацией, с чужой бедой и опасностью и не раздумывая без малейшего колебания и расчёта броситься на помощь. И этот поступок будет проявлением мужества. Но есть и мужество иного рода, когда человек осознает то, что ему угрожает, когда у него есть время всё взвесить и есть возможность уклониться от опасности, но при всём при этом он выбирает прямой путь и идёт на встречу очевидной и неминуемой опасности. Очевидно, что это второе, холодное мужество выше горячего внезапного порыва, хотя и порыв достоин похвалы и подражания. Многие способны на героический поступок под влиянием минутного порыва, но лишь человек беспримерной храбрости может идти навстречу ожидающей его опасности, которую он мог бы избежать, повернув назад. Господь Иисус Христос прекрасно осознавал, что ждёт Его впереди. У него не было никаких иллюзий относительно окончания Своего земного пути. При этом у Него было достаточно времени, чтобы всё взвесить и принять решение. У Него было достаточно возможностей уйти от опасности, сохранить Свою жизнь. Даже в том случае, если бы Христос Спаситель не сделал ничего больше, Его мужество способно было бы поставить Его в один ряд с величайшими героическими фигурами мировой истории. Зная неоднократные предупреждения о том, что должно произойти со Христом в Иерусалиме, можно отчасти удивляться, почему крест, на котором Он умер, явился для Его учеников такой потрясающей неожиданностью. Дело в том, что они просто не могли понять того, что Он им говорил. Несмотря на все слова Христа, на все детальные разъяснения, Его ближайшие ученики не могли расстаться с общеиудейским представлением о Мессии как о непобедимом Царе и они до последней минуты цеплялись за надежду, что в Иерусалиме Христос применит всю Свою власть и силу, предстанет во всем Своём величии, победит и уничтожит всех Своих врагов. Христовы ученики не понимали, что победить можно не только путём физического воздействия, а уничтожить можно не только через убийство. Пример побеждённого и уничтоженного Савла, который превратился в первоверховного апостола Павла, ещё не был им известен, а пример побеждённого и уничтоженного сборщика налогов Левия, ставшего апостолом и евангелистом Матфеем хотя был перед глазами, но ускользал от их внимания.
Сегодняшнее евангельское чтение не несёт в себе какого-либо прямого поучения, но его краткое историческое повествование содержит в себе предупреждение всем тем, кто его слышит или читает. Человеческий ум имеет тенденцию обращать внимание только на то, что ему хочется. И истолковывать информацию в нужном для себя ключе. Никто так не ослеплён как тот, что не хочет видеть. В глубине сердца нам хотелось бы думать, будто неприятная истина — вовсе и не сбудется, а то, что нежелательно вовсе не осуществится. И мы должны всегда бороться с желанием слышать лишь то, что хотим слышать и с желанием выбирать из текста Священного Писания лишь те места, которые нам понятны и приятны, закрывая уши для тех мест, которые понуждают изменить свою жизнь и измениться самим. Сегодняшний евангельский отрывок учит нас быть внимательными ко всякому, даже самому краткому слову Спасителя нашего и Бога.
***
Священник Дмитрий Барицкий
Перед нами отрывок, в котором Иисус Христос первый раз открыто рассказывает апостолом о той судьбе, которая Его ожидает. Удивительна реакция учеников. Они совершенно не понимают сказанного. В чем же причина? Ведь Господь говорит все ясно и предельно конкретно. Все дело в представлениях апостолов о том, каким должен быть Мессия-Христос. В их сознании Он великий царь, Который идет в Иерусалим отнюдь не для того, чтобы умереть позорной смертью (для любого еврея сама мысль об этом была весьма странной и даже абсурдной). Он идет туда для того, чтобы занять престол, который принадлежит Ему по праву. Затем Он восстановит великое еврейское царство, уничтожит всех врагов и подарит мир человечеству. Они же, Его верные ученики, займут почетные должности при царском дворе. То есть апостолы видят себя участниками триумфального шествия. Мысль о том, что на самом деле это траурная процессия и впереди маячит жуткая смерть на кресте, настолько не укладывается в их сознании, что оно просто отказывался понимать услышанное. «Скорее всего, — думают они, — Господь опять говорит нам притчами, как Он любит это делать». В результате подобные настроения приводят к тому, что в момент предательства и крестных страданий апостолы испытывают страшное потрясение: они бросают Спасителя, а некоторые и просто отрекаются от Него. Разбегаются в страхе кто куда.
Видимо, так устроен всякий человек. Зачастую мы слышим лишь то, что хотим слышать. В первую очередь это касается нашего общения с окружающими людьми. Казалось бы, порой, вот идет разговор. Однако если присмотреться и прислушаться, никто и не стремится выйти за рамки самого себя, услышать другого, понять, что он хочет сказать, вникнуть в его слова, мы просто говорим о своем. По сути это разговор с самим собой в присутствии посторонних. Безусловно, такая форма общения наносит огромный удар по отношениям: однажды наступит кризис, возникнет конфликт непонимания.
Но речь идет не только о бытовой сфере. Это напрямую касается и наших отношений с Богом. Даже во время молитвы, которая предполагает диалог, попытку услышать Творца, говорим только мы сами. Звучат только наши просьбы, а внутри нас шумят различные мысли, чувства и желания. В этой какофонии мы и не можем ничего разобрать. Сокрушаемся, что Бог не слышит нас и не отвечает.
Отцы Церкви хорошо понимали эту особенность человеческой природы. А потому стремились больше молчать не только своими устами, но и своим умом, всеми своими чувствами и желаниями, чтобы услышать, что говорит им другой человек, что им отвечает Бог. Многие из них, пытаясь достичь в этом совершенства, уходили в пустыни, в мир абсолютной тишины, где голос Творца звучит громче.
Для тех, у кого нет такой возможности, Церковь установила период поста. Это отнюдь не просто время гастрономических ограничений. Это время, когда человек, посредством внешних и внутренних ограничений, должен постараться замолчать своими чувствами, мыслями и желаниями. Замолчать для того, чтобы постараться услышать и понять другого человека. Чтобы суметь проникнуть на ту глубину своего сердца, в которой Бог ведет с нами непрестанный диалог.
О «сокровенном»
(2Сол.2:13–3:5, Лк.18:31-34)
Протоиерей Вячеслав Резников
Однажды Петр, испуганный судьбой юноши, который, предпочтя богатство, отошел от Иисуса Христа, – со страхом напомнил: «Вот, мы оставили все и последовали за Тобою». Господь успокоил его. Он пообещал, что «нет никого, кто оставил бы дом, или родителей, или братьев, или сестер, или жену, или детей для Царствия Божия, и не получил бы гораздо более».
Господь сказал, как власть имеющий. И вдруг тут же отвел в сторону учеников, и, не слышно для остальных, сказал: «Вот, мы восходим в Иерусалим, и совершится все написанное чрез пророков о Сыне Человеческом: ибо предадут Его язычникам, и поругаются над Ним, и оскорбят Его, и оплюют Его, и будут бить, и убьют Его; и в третий день воскреснет». И это говорит Тот, кто минуту назад столько наобещал Своим последователям! Ученики ничего не поняли. Потому что, как объясняет Евангелист, «слова сии были для них сокровенны».
«Сокровенны»… Такое удивительное, объемное слово. Но что, в свою очередь, сокрыто за ним? Часто оно звучит как укор тому, кто, имея глаза, не видит, и, имея уши, не слышит. Что-то бывает сокровенным, потому что «тьма ослепила» «глаза» (1 Ин.2:11). Или – потому что «бог века сего ослепил умы, чтобы» «не воссиял свет благовествования о славе Христа» (2 Кор.4:4). Могут и страсти ослеплять, сокрывая истину. Сребролюбец, не желая расстаться с богатством, сам закрывает глаза, и хочет, чтобы прямое, очевидное повеление все раздать и следовать за Христом – оказалось бы только притчей, которую надо разуметь как-нибудь «духовно».
А ученики были ослеплены лучами славы своего Учителя. Их ослепляла и радостная надежда – во много раз получить за понесенные труды. И вдруг – эти слова, что Его Самого оскорбят, оплюют, и, в конце концов, распнут! Они, наверное, тоже подумали, что это какая-то новая, еще не истолкованная притча.
Итак, надо заботиться, чтобы никакое пристрастие не ослепляло ни глаз, ни ума. Чтобы, например, богатые «не высоко думали о себе и уповали бы не на богатство неверное», но «богатели добрыми делами, были щедры и общительны». В попытках объяснить необъяснимое надо также беречься «негодного пустословия» и «лжеименного знания».
И тогда «сокровенное» предстанет в своем чистом виде: как Божественная тайна, которую не разгадывать надо, но – погрузиться в нее, и которую «в свое время откроет блаженный и единый сильный Царь царствующих, и Господь господствующих, единый имеющий бессмертие, Который обитает в неприступном свете, Которого никто из человеков не видел и видеть не может.
Ему честь и держава вечная! Аминь». (1 Тим.6:15-16).
|