11 сентября 2019 года. Усекновение главы Иоанна Предтечи

Предыдущий день

ЧТЕНИЕ ЕВАНГЕЛИЯ НА КАЖДЫЙ ДЕНЬ

Среда 13-й седмицы по Пятидесятнице

Усекновение главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна

(Деян.13:25–32; Мк.6:14–30)

Евангелие святого апостола Марка, глава 5, стихи 24 - 34:

14 Царь Ирод, услышав об Иисусе, — ибо имя Его стало гласно, — говорил: это Иоанн Креститель воскрес из мертвых, и потому чудеса делаются им.
15 Другие говорили: это Илия, а иные говорили: это пророк, или как один из пророков.
16 Ирод же, услышав, сказал: это Иоанн, которого я обезглавил; он воскрес из мертвых.
17 Ибо сей Ирод, послав, взял Иоанна и заключил его в темницу за Иродиаду, жену Филиппа, брата своего, потому что женился на ней.
18 Ибо Иоанн говорил Ироду: не должно тебе иметь жену брата твоего.
19 Иродиада же, злобясь на него, желала убить его; но не могла.
20 Ибо Ирод боялся Иоанна, зная, что он муж праведный и святой, и берег его; многое делал, слушаясь его, и с удовольствием слушал его.
21 Настал удобный день, когда Ирод, по случаю дня рождения своего, делал пир вельможам своим, тысяченачальникам и старейшинам Галилейским, -
22 дочь Иродиады вошла, плясала и угодила Ироду и возлежавшим с ним; царь сказал девице: проси у меня, чего хочешь, и дам тебе;
23 и клялся ей: чего ни попросишь у меня, дам тебе, даже до половины моего царства.
24 Она вышла и спросила у матери своей: чего просить? Та отвечала: головы Иоанна Крестителя.
25 И она тотчас пошла с поспешностью к царю и просила, говоря: хочу, чтобы ты дал мне теперь же на блюде голову Иоанна Крестителя.
26 Царь опечалился, но ради клятвы и возлежавших с ним не захотел отказать ей.
27 И тотчас, послав оруженосца, царь повелел принести голову его.
28 Он пошел, отсек ему голову в темнице, и принес голову его на блюде, и отдал ее девице, а девица отдала ее матери своей.
29 Ученики его, услышав, пришли и взяли тело его, и положили его во гробе.
30 И собрались Апостолы к Иисусу и рассказали Ему все, и что сделали, и чему научили.

Деяния апостолов, глава 13, стихи 25 - 32:

25 При окончании же поприща своего, Иоанн говорил: за кого почитаете вы меня? я не тот; но вот, идет за мною, у Которого я недостоин развязать обувь на ногах.
26 Мужи братия, дети рода Авраамова, и боящиеся Бога между вами! вам послано слово спасения сего.
27 Ибо жители Иерусалима и начальники их, не узнав Его и осудив, исполнили слова пророческие, читаемые каждую субботу,
28 и, не найдя в Нем никакой вины, достойной смерти, просили Пилата убить Его.
29 Когда же исполнили все написанное о Нем, то, сняв с древа, положили Его во гроб.
30 Но Бог воскресил Его из мертвых.
31 Он в продолжение многих дней являлся тем, которые вышли с Ним из Галилеи в Иерусалим и которые ныне суть свидетели Его перед народом.
32 И мы благовествуем вам, что обетование, данное отцам, Бог исполнил нам, детям их, воскресив Иисуса,

Феофилакт Болгарский. Толкование на Евангелие от Марка

(Мк. 6:14-30) Мк.6:14. Царь Ирод, услышав об Иисусе (ибо имя Его стало гласно) , говорил: это Иоанн Креститель воскрес из мертвых, и потому чудеса делаются им.

Мк.6:15. Другие говорили: это Илия, а иные говорили: это пророк, или как один из пророков.

Мк.6:16. Ирод же, услышав, сказал: это Иоанн, которого я обезглавил; он воскрес из мертвых.

Этот Ирод был сын Ирода, избившего младенцев. Как тетрарха, Марк называет его царем, употребляя это имя не в строгом смысле. Услышав о чудесах Господних и сознавая, что без причины убил праведного Иоанна, Ирод начал думать, что он воскрес из мертвых и по воскресении получил силу чудотворения. Прежде Иоанн не сотворил ни одного знамения, но после воскресения, – так думал Ирод, – получил он силу творить знамения. Но другие говорили о Христе, что это Илия, потому что Он обличал многих, например, когда говорил: «о, род неверный!» А Ирод боялся. Так жалок был этот человек, что боялся мертвого!

Мк.6:17. Ибо сей Ирод, послав, взял Иоанна и заключил его в темницу за Иродиаду, жену Филиппа, брата своего, потому что женился на ней.

Мк.6:18. Ибо Иоанн говорил Ироду: не должно тебе иметь жену брата твоего.

Мк.6:19. Иродиада же, злобясь на него, желала убить его; но не могла.

Мк.6:20. Ибо Ирод боялся Иоанна, зная, что он муж праведный и святой, и берёг его; многое делал, слушаясь его, и с удовольствием слушал его.

Воспользовавшись случаем, Марк помещает здесь вводную речь о смерти Крестителя. Одни говорят, что Ирод взял Иродиаду еще при жизни Филиппа и за то обличаем был как беззаконник, вступивший в брак с женой живого брата своего. Напротив, другие утверждают, что Филипп уже умер, но оставил после себя дочь. А когда у Филиппа осталась дочь, то Ироду не следовало жениться на братовой жене и после смерти брата; ибо Закон повелевал брату взять жену брата своего в том случае, когда бы сей последний умер бездетным. Но в настоящем случае оставалась дочь; следовательно, брак Ирода был беззаконный. Смотри, как сильна страсть плотской любви! Вот Ирод, имевший столько уважения и страха к Иоанну, пренебрег этим, чтобы только удовлетворить свою страсть.

Мк.6:21. Настал удобный день, когда Ирод, по случаю дня рождения своего, делал пир вельможам своим, тысяченачальникам и старейшинам Галилейским, –

Мк.6:22. дочь Иродиады вошла, плясала и угодила Ироду и возлежавшим с ним; царь сказал девице: проси у меня, чего хочешь, и дам тебе;

Мк.6:23. и клялся ей: чего ни попросишь у меня, дам тебе, даже до половины моего царства.

Мк.6:24. Она вышла и спросила у матери своей: чего просить? Та отвечала: головы Иоанна Крестителя.

Мк.6:25. И она тотчас пошла с поспешностью к царю и просила, говоря: хочу, чтобы ты дал мне теперь же на блюде голову Иоанна Крестителя.

Мк.6:26. Царь опечалился, но ради клятвы и возлежавших с ним не захотел отказать ей.

Мк.6:27. И тотчас, послав оруженосца, царь повелел принести голову его.

Мк.6:28. Он пошел, отсек ему голову в темнице, и принес голову его на блюде, и отдал ее девице, а девица отдала ее матери своей.

Мк.6:29. Ученики его, услышав, пришли и взяли тело его, и положили его во гробе.

Пир идет весело: сатана пляшет в девице, и дается клятва, беззаконная и безбожная, а более всего безумная. «Чтобы ты дал мне» , – говорит злая жена, – «теперь же» , сейчас. Безрассудный же и любострастный Ирод побоялся нарушить клятву и потому убивает праведника, тогда как должен был в сем случае изменить клятве и не совершать столь ужасного преступления (исполнять клятву не везде хорошо). Оруженосцем назывался такой военный человек, который поставляем был обществом на то, чтобы казнить и убивать преступников. Можно понимать рассматриваемое место и в переносном, духовном смысле. Так, Ирод представляет собой грубо-плотский народ иудейский: он взял жену – ложную и нелепую славу, дочь которой и ныне еще пляшет и находится в движении у иудеев, – это обольщающее их знание Писаний. Они думают, что знают Писания, тогда как на самом деле не знают, ибо они обезглавили Иоанна, то есть пророческое слово, потому что не приняли Главу пророчества, разумею Христа. Поэтому если они имеют пророческое слово, то имеют его без Главы, то есть без Христа.

Мк.6:30. И собрались Апостолы к Иисусу и рассказали Ему всё, и что сделали, и чему научили.

После своего проповедования апостолы собираются к Иисусу. Это должно быть для нас уроком, что и мы, быв избраны на какое-либо служение, не должны выходить из послушания избравшему нас и возноситься пред ним, но должны признать его главой, обращаться к нему и доносить ему обо всем, что сделали мы и чему научили (надобно не только учить, но и делать).

СОВРЕМЕННЫЕ КОММЕНТАРИИ
(Мк.6:14–30)

Протоиерей Александр Шаргунов

Этот скорбный и светлый праздник исключительным образом обращен к нашим дням. Святой Иоанн Предтеча принимает мученическую смерть за обличение нечестия и беззакония — того греха, который все более становится нормой в современном мире. В Евангелии от Матфея четырежды говорится об Иоанне Предтече, и всякий раз — по отношению ко Христу. Иоанн Предтеча проповедует Царство Божие и крестит Христа. После взятия Иоанна Предтечи под стражу, Спаситель начинает проповедовать. Иоанн из своей темницы задает вопросы о Христе, и Христос задает вопросы народу об Иоанне. И, наконец, мученическая смерть Иоанна открывает вторую половину служения Спасителя. В день памяти первомученика Христова постараемся вникнуть в смысл этого служения и предельной приобщенности ему Предтечи.

«Иоанн же, услышав в темнице о делах Христовых, послал двоих из учеников своих сказать Ему: Ты ли Тот, Который должен придти, или ожидать нам другого?» — читаем мы в Евангелии. Некоторые святые отцы говорят, что таким образом Предтеча, будучи сам непоколебимым в вере, употребляет пастырскую педагогику: он хочет, чтобы его ученики сами убедились, что перед ними — подлинный Мессия.

Другие видят это событие в ином свете. Иоанн — в темнице, в четырех стенах каменной крепости, и Господь попускает ему быть испытанным самым страшным испытанием. Вера большего из рожденных женами подвергается нападкам искусителя. Вражий голос пытается замутить его душу сомнением: «Ты видишь, что Иисус вовсе не Мессия. Он не в состоянии даже вывести тебя из твоей темницы». Иоанн Предтеча жил ожиданием победоносного Мессии, помазанника Господня, Того, кто избавит Израиля от всех врагов его. Сына Человеческого, возвещенного Даниилом, грядущего на облаках небесных, изнести суд нечестивым и погубить их дыханием уст Своих. Этого Мессию проповедовал Иоанн в пустыне народу: Судию с секирой в руке, Который уже теперь срубит все бесплодные деревья, Небесного Веятеля с лопатой в руке, Который отделит пшеницу от плевел.

И вот, все не так. Неужели Христос обманул? Неужели Бог обманул? Бог часто обманывает нас. Он оказывается совсем не таким, каким мы Его воображали. Он приводит нас в полное недоумение. А нам по-прежнему нужно, чтобы Бог все совершил по нашей воле. И чтобы Он соответствовал тому образу, который мы придумали для Него.

Объясните, пожалуйста, почему Бог оставляет Своего лучшего избранника в темнице? Почему Бог не защищает тех, кто жизнь свою посвящает Ему? Почему Он не заступится за всех, неправедно гонимых ради Него? Почему, кажется, Сам Бог все время побеждаем Его врагами? Почему в мире такое торжество зла, и все больше умножаются несчастья, страдания, и все больше властвует смерть?

Господи, дай нам, наконец, ответ: Ты ли Тот, Кто должен принести нам радость, жизнь, мир или ждать нам другого? Можем ли мы продолжать надеяться на Тебя или идти нам по другим дорогам? Темная беспросветная ночь наступает в темнице святого Иоанна Предтечи, ради избавления от которой приобщится богооставленности наш Господь.

«И сказал им Иисус в ответ: пойдите, скажите Иоанну, что слышите и видите: слепые прозревают и хромые ходят, прокаженные очищаются и глухие слышат, мертвые воскресают и нищие благовествуют». Христос не отвечает прямо на поставленный вопрос. Он не говорит: «Я Тот, Кто должен придти». Он хочет, чтобы вопрошающий сам дал ответ на свой вопрос. Обращаясь к Исаие и другим пророкам, Господь показывает, каким будет Мессия, Которого они ждут. Он не сразу придет с судом и победой, но явит великое милосердие к страждущим людям — к слепым, хромым, прокаженным, глухим. И глубокий смысл Его спасительных действий раскрывается в последних словах пророчества: мертвые воскресают — смерть побеждена, нищие просвещены светом новой жизни. В этом — благая весть! Подлинное знамение, что Бог пришел, что Царство Его уже началось, — в нашем приобщении Его любви. Мы не должны «ждать другого».

Ответ Спасителя Предтече становится, таким образом, для каждого христианина и для всей Церкви обращенным к нам вопросом: наша Церковь сегодня является ли присутствием любви Христовой или должны мы ждать другую Церковь? «И блажен, кто не соблазнится о Мне», — говорит Христос. Проповедник покаяния, к которому шли толпы на берега Иордана, сам еще нуждается в более глубоком обращении. Предтеча Господень призывается верить в Бога даже в плененности, принимая избавление от нее не освобождением всесильного Бога, но своей собственной смертью, которой он приобщится последующей за этим смерти Самого Мессии на Кресте. Наша вера это не то, что дано нам раз и навсегда. Как поучительно для нас видеть подвижника, святого, величайшего пророка, который призывается возрастать в вере и не соблазняться о Господе.

И Господь возносит хвалу Иоанну Крестителю. «Кто Ты?» — спрашивает из тюрьмы Предтеча через Своих учеников Спасителя. «Что вы думаете об Иоанне? — спрашивает Господь народ. — Кто он? Трость ли ветром колеблемая? Один из тех, кто царствует в этом мире? Или пророк?» Нет, он — не трость, колеблемая каким угодно ветром, это мужественный человек пустыни, твердое исповедание веры которому стоило заключения в темницу. И он не из тех, кто привык жить в роскоши. «Это пророк и больше, чем пророк, — говорит Христос. Ибо он тот, о котором написано: се, Я посылаю Ангела Моего пред лицем Твоим, который приготовит путь Твой пред Тобою». Христос говорит о Боге Отце, Который послал впереди Него Предтечу. Открывая народу тайну служения Иоанна Крестителя, Он одновременно открывает Себя как Мессию. История рода человеческого на повороте. С пришествием Христа в мир начинается новая эпоха. И потому Предтече дается исключительное служение. Но поистине самый святой, самый великий праведник Ветхого Завета меньше, чем меньший в Царстве Небесном, вход в который открывается только Крестной смертью и Воскресением Христовым. С того времени как Бог стал Слугою всех, подлинное величие заключается в умалении себя. И глубину этого умаления до конца нам дано постигнуть в последнем испытании Предтечи.

«От дней же Иоанна Крестителя доныне Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его». Самые грешные в мире люди призываются к святости. Но надо сильно возжелать этого дара, исполниться решимости и пламенеющей ревности по истинной жизни и не пожалеть никаких усилий для достижения ее.

Отринув гибельную теплохладность, мы должны, по слову апостола, бежать, бороться, сражаться, преодолевать всякое противостояние нашей вере внутри и извне. Быть готовыми заплатить любую цену за дар благодати, ни за что не отходить от Бога, не получив от Него благословения. Все святые свидетельствуют: «Никто не восходил на небо, живя прохладно». Служение Предтечи было началом Нового Завета. «И если хотите принять, — говорит Христос, — он есть Илия, которому должно придти». Закон и пророки, и Илия — до Иоанна, и Иоанн — Илия Нового Завета, тот, кто пришел в духе и силе Илииной (Лк. 1:17). Подобно Илии, он научит вас покаянию и уготовит к принятию Господа. Христос — Спаситель, а Иоанн — Илия для тех, кто хочет принять истину.

«Кто имеет уши слышать, да слышит!» — торжественно провозглашает Господь. Дело Божие — чрезвычайно важно и касается всех. Господь ничего не требует от нас, кроме того, чтобы мы должным образом употребляли наши естественные способности, такие, например, как способность слышать, полученные от Него.

В память усекновения главы святого Иоанна Крестителя Церковью установлен праздник и строгий пост как выражение скорби христиан о насильственной смерти великого Пророка.

ПРОПОВЕДЬ ДНЯ

Усекновение главы Иоанна Предтечи
(Деян.13:25–32; Мк.6:14–30)

Протоиерей Вячеслав Резников

Сегодня Церковь молитвенно вспоминает завершение славного земного пути Крестителя Господня Иоанна. Он был убит не прямо за проповедь грядущего Спасителя, а по-видимому из-за того, что отвлекся от своего главного дела. Связался с Иродом, вмешался в его личную жизнь: «Не должно тебе иметь жену брата твоего». И все-таки, по свидетельству Церкви, он пострадал именно «за истину». Потому что если Господь наш есть совершенная истина, то – истина и все то, что Он в Своем единосущии со Отцем и Святым Духом от века возвещал через пророков. А среди прочего было сказано: «Наготы жены брата твоего не открывай, это нагота брата твоего» (Лев.18:6). Сказано также: «Кто соблюдает весь закон и согрешит в одном чем-нибудь, тот становится виновным во всем» (Иак.2:10).

Вот и Ирод предстает перед нами в общем неплохим человеком, и даже любителем истины. Он хотя и заключил Иоанна в темницу, но знал, «что он муж праведный и святой, и берег его; многое делал, слушаясь его, и с удовольствием слушал его». Но хотя и слушал его, и во многом поступал по его словам, но не разорвал преступного брака, и тем самым сделал бессмысленным все остальное. И грех как своего раба потащил его, куда он сам не хотел. И теперь даже видимая добродетель стала ему сетью: желая быть верным своему слову, он стал пророкоубийцей.

Так, пренебрежение одной единственной заповедью ведет к погибели. А когда мы видим в духовно обезглавленном человеке всего одну, и притом ярко выраженную добродетель, это выглядит еще страшнее. Перед нами – дочь Иродиады, ярчайший пример послушания. Своей пляской она так угодила всем, что Ирод обещает ей даже до полцарства. Но от успеха у нее не закружилась голова. Услышав обещание Ирода, она сразу «вышла и спросила у матери своей: чего просить»? И не ужаснулась просить, по послушанию, «головы Иоанна Крестителя»!

И не случайно зло старается поразить именно главу: потому что главная мечта диавола поразить Главу мира, Главу церкви, отсечь от нас Господа Иисуса Христа, чтобы без Него и все добродетели наши превратились в пороки. И не случайно Господь попустил Своему Предтече умереть именно такой смертью, как и впоследствии попускал именно такую смерть многим Своим свидетелям. Чтобы все остальные, видя, что происходит с телом, лишенным главы, обратились бы на себя, и поняли бы, что происходит с душой, потерявшей истину.

Церковный календарь. 11 сентября

Читаем Евангелие вместе с Церковью. 11 сентября

Читаем Апостол. 11 сентября

Мульткалендарь. 11 сентября. Усекновение главы Иоанна Предтечи

Этот день в истории. 11 сентября