10 сентября 2019 года

Предыдущий день

ЧТЕНИЕ ЕВАНГЕЛИЯ НА КАЖДЫЙ ДЕНЬ

Вторник 13-й седмицы по Пятидесятнице

(2Кор.8:16–9:5; Мк.3:13–19)

Евангелие святого апостола Марка, глава 3, стихи 13 - 19:

13 Потом взошел на гору и позвал к Себе, кого Сам хотел; и пришли к Нему.
14 И поставил из них двенадцать, чтобы с Ним были и чтобы посылать их на проповедь,
15 и чтобы они имели власть исцелять от болезней и изгонять бесов;
16 поставил Симона, нарекши ему имя Петр,
17 Иакова Зеведеева и Иоанна, брата Иакова, нарекши им имена Воанергес, то есть «сыны громовы»,
18 Андрея, Филиппа, Варфоломея, Матфея, Фому, Иакова Алфеева, Фаддея, Симона Кананита
19 и Иуду Искариотского, который и предал Его.

2-е послание апостола Павла к Коринфянам, Глава 8, стих 16 - Глава 9, стих 5:

16 Благодарение Богу, вложившему в сердце Титово такое усердие к вам.
17 Ибо, хотя и я просил его, впрочем он, будучи очень усерден, пошел к вам добровольно.
18 С ним послали мы также брата, во всех церквах похваляемого за благовествование,
19 и притом избранного от церквей сопутствовать нам для сего благотворения, которому мы служим во славу Самого Господа и в соответствие вашему усердию,
20 остерегаясь, чтобы нам не подвергнуться от кого нареканию при таком обилии приношений, вверяемых нашему служению;
21 ибо мы стараемся о добром не только пред Господом, но и пред людьми.
22 Мы послали с ними и брата нашего, которого усердие много раз испытали во многом и который ныне еще усерднее по великой уверенности в вас.
23 Что касается до Тита, это — мой товарищ и сотрудник у вас; а что до братьев наших, это — посланники церквей, слава Христова.
24 Итак перед лицем церквей дайте им доказательство любви вашей и того, что мы справедливо хвалимся вами..
1 Для меня впрочем излишне писать вам о вспоможении святым,
2 ибо я знаю усердие ваше и хвалюсь вами перед Македонянами, что Ахаия приготовлена еще с прошедшего года; и ревность ваша поощрила многих.
3 Братьев же послал я для того, чтобы похвала моя о вас не оказалась тщетною в сем случае, но чтобы вы, как я говорил, были приготовлены,
4 и чтобы, когда придут со мною Македоняне и найдут вас неготовыми, не остались в стыде мы, — не говорю «вы», — похвалившись с такою уверенностью.
5 Посему я почел за нужное упросить братьев, чтобы они наперед пошли к вам и предварительно озаботились, дабы возвещенное уже благословение ваше было готово, как благословение, а не как побор.

Феофилакт Болгарский. Толкование на Евангелие от Марка

(Мк. 3:13-19) Мк.3:13. Потом взошел на гору и позвал к Себе, кого Сам хотел; и пришли к Нему.
Мк.3:14. И поставил из них двенадцать, чтобы с Ним были и чтобы посылать их на проповедь,
Мк.3:15. и чтобы они имели власть исцелять от болезней и изгонять бесов;
Мк.3:16. поставил Симона, нарекши ему имя Петр,
Мк.3:17. Иакова Зеведеева и Иоанна, брата Иакова, нарекши им имена Воанергес, то есть «сыны громовы»,
Мк.3:18. Андрея, Филиппа, Варфоломея, Матфея, Фому, Иакова Алфеева, Фаддея, Симона Кананита
Мк.3:19. и Иуду Искариотского, который и предал Его.

Восходит на гору для того, чтобы помолиться. Поскольку пред сим творил чудеса то после совершения чудес молится, конечно, в урок нам, чтоб мы благодарили Бога, как скоро сделаем что-либо доброе, и приписывали бы то силе Божией. Или поскольку Господь намеревался рукоположить апостолов, то по этому случаю восходит на гору для молитвы в наставление наше, что и нам, когда намереваемся рукоположить кого, сначала должно молиться, чтоб открыт был нам достойный того и чтобы мы не делались участниками «в чужих грехах» (1Тим.5:22). А что и Иуду избирает в апостола, то отсюда мы должны понять, что Бог не отвращается человека, имеющего сделать зло, из-за будущего его злого дела, но что за настоящую его добродетель сподобляет его чести, хотя бы он впоследствии сделался худым человеком. Евангелист перечисляет имена апостолов по поводу лжеапостолов, дабы знали истинных апостолов. Сынами громовыми называет сынов Зеведея, как особенно великих проповедников и богословов.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

Свт. Феофан (Говоров), Затворник Вышенский  Избрал Господь апостолов, «чтобы с Ним были и чтобы посылать их на про­поведь, и чтобы они имели власть исцелять от болезней и изгонять бесов» (Мк.3:14–15). И всякий христианин избран, и избран на подобные же дела, именно: быть с Господом непрестанною памятью о Нем и сознанием Его вездеприсутствия, проповеданием и исполнением Его заповедей и готовностью исповедать веру свою в Него. В том кругу, где совершается такое исповедание, оно будет громкою проповедью для слышащих. Всякий христианин имеет власть целить недуги, не чужие, а свои и не телесные, а душевные, т. е. грехи и греховные привычки; изгонять бесов, отревая злые помыслы, ими всеваемые, и погашая возбуждение страстей, ими разжигаемых. Делай так и будешь апостолом, исполнителем того, на что ты избран Господом, совершителем своего посланничества. Когда преуспеешь первоначально во всем этом, тогда, может быть, Господь назначит тебе и особое посольство – спасать других, после того, как спасешь себя, и помогать искушаемым, после того, как сам пройдешь все искушения, все опыты в добре и зле. Но твое дело – над собою трудиться: на это уж ты избран; прочее же в руках Божиих. Смиряющийся возносим бывает (Мф.23:12, Лк.14:11).

СОВРЕМЕННЫЕ КОММЕНТАРИИ
(Мк. 3:13–19)

Протоиерей Александр Шаргунов

Места пребывания Господа весьма характерны – в Евангелии от Марка. Берег моря – место, где Христос встречает толпы народа, дом или синагога – место столкновения Его с врагами. Гора – место сокровенного общения и молитвы. Господь восходит на гору с самыми Своими близкими учениками. Перед лицом враждебно настроенных фарисеев и колеблющихся как стихия толп Ему надо знать, что Благая Весть, несмотря ни на какие преграды, пробивает себе дорогу.

«Он взошел на гору и позвал к Себе, кого Сам хотел». Не тех, кого мы считаем самыми подходящими для служения в Церкви. Но тех, кого Он считает таковыми. Христос призывает, кого Сам хочет. Он отделил их от народа, и они пришли к Нему. В призванных по Его воле Он влагает волю придти к Нему. Другие могут приходить и уходить. Толпы народа могут быть с Ним здесь сегодня, а завтра – в другом месте. Но эти должны соединить свою жизнь с Его жизнью, и быть с Ним всегда. Они должны быть свидетелями Его учения, образа жизни, терпения и любви, научиться от Него, чтобы они могли научить других. Для этого потребуется время и не только время. Христовы служители, в каком бы веке они ни жили, должны быть как можно больше со Христом.

И Господь дал им власть исцелять болезни и изгонять бесов. Они увидели, что власть, какой Христос совершил эти чудеса была властью Самого Бога, что Он – не Слуга, а Сын в Своем собственном доме. Наш Господь имел жизнь в Себе, и Дух Святой пребывал на Нем в полноте, без меры. Ибо Он мог дать эту власть немощным и ничего не значащим в этом мире людям.

Двенадцать избранных Им учеников именуются апостолами, что означает «посланные». Их число соответствует числу колен Израиля, богоизбранного народа, служение которого, начиная от Авраама, заключалось в том, чтобы принести истинное знание о Боге миру. Апостолы названы здесь не в том порядке, как в Евангелии от Матфея. Но как там, так и здесь, Петр стоит первым, а Иуда – последним. Здесь Матфей поставлен впереди Фомы, а в Евангелии своего имени Матфей поставил себя после Фомы. Но только в Евангелии от Марка упоминается, что Христос дал Иакову и Иоанну имена «Воанергес», то есть «сыны громовы». Может быть, за их ослепительную от края до края земли проповедь в будущем, за их пламенеющую ревность по правде Божией. Мы знаем также, что Иоанн, один из «сынов громовых», был исполнен такой любви ко Господу, что смог устоять у Его Креста вместе с Божией Матерью, когда все апостолы разбежались. И он был возлюбленным учеником Спасителя.

Четверо, призванных в первый час, идут впереди всех. Некоторые получили новые имена, ибо имя может содержать характерные черты личности. Дать имя человеку – в какой-то мере определить его призвание.

Избрание двенадцати учеников – это начало зарождения Церкви. Христианство – это апостольская Церковь. С самого начала христианская вера открывается в общении с Богом и друг с другом. Вся суть духовного пути фарисеев заключалась в отделении людей друг от друга. Само именование «фарисей» означает «отделенный». Христос пришел, чтобы рассеянных чад Божиих собрать воедино, чтобы люди научились жить друг с другом и друг для друга.

Избранные ученики Христовы представляли из себя очень смешанную группу. Матфей был сборщиком податей, мытарем, и, следовательно, отверженным. Для своих соотечественников Он был отступником и предателем. А кем был Симон Кананит, более точно именуемый в Евангелии от Луки: Симон Зилот? Зилоты, то есть ревнители, неистовые националисты, были готовы убивать римских оккупантов, чтобы освободить свою страну от чужеземного ига. С самого начала в Церкви были самые разные люди, но их объединяло то, что для них дороже всего был Христос. По человеческим меркам, люди, которых избрал Господь, мало подходили для столь ответственного служения. Они были бедны, их положение в обществе было самым неприметным. У них не было никакого образования, они не были научены богословию. Двенадцать апостолов были самыми обыкновенными простыми людьми. Но у всех у них были две замечательные особенности. Во-первых, их неодолимо влекло ко Христу. Они видели в Нем то, что заставляло их идти за Ним как за своим Господом и Учителем. И, во-вторых, у них было мужество идти за Ним, куда бы Он ни пошел.

Надо было иметь мужество идти за Господом, когда Он спокойно шел среди ловушек иудейских правил и предписаний, приближая час Своего неизбежного столкновения с первосвященниками и книжниками, которые изображали Его в глазах народа как осквернителя Храма и разорителя Закона. Никто из людей не оставлял так, как они, все на свете ради этой безнадежной, по мнению мира, надежды. И никто не делал этого со столь ясным осознанием, чем такой выбор чреват. У этих двенадцати избранников могли быть какие угодно недостатки, но они любили Христа, и они не боялись сказать миру, что любят своего Господа. И они засвидетельствовали жизнью и смертью своей правдивость своих слов.

Это и есть христианство, это то, что они должны были донести до других – силой и властью Святого Духа, Который Он пошлет им от Отца в день Пятидесятницы после Крестной смерти и Воскресения Господа. Это и есть Святая Соборная и Апостольская Церковь. Они были побеждены Христовой любовью, чтобы победить мир для этой любви.

***

Протоиерей Павел Великанов

Сегодняшнее чтение приоткрывает нам ещё одну удивительную черту Христа Спасителя – Его безусловную любовь к каждому человеку. О же рассказывает нам евангелист Лука?

Итак, Иисус вместе с учениками отправляется из Галилеи в Иерусалим. Самый короткий путь – через Самарию – однако иудеи предпочитали окружную дорогу. Самаряне ненавидели иудеев, и эта неприязнь была взаимной. Когда евреев угнали в Вавилонский плен, их города заняли переселенцы. Потом они смешались с иудеями, и так появилась эта народность – самарян – самим фактом своего существования очень раздражавшие иудеев. Вражда между иудеями и самарянами носила ярко выраженный религиозный характер: самаряне не только более терпимо относились к языческим культам, но и построили себе на горе Гаризим храм – своего рода альтернативу Иерусалимскому. Самим фактом своего существования самаряне ставили под сомнение однозначность богоизбранничества еврейского народа. Самаряне утверждали, что именно Гаризим – и есть та самая гора, на которой Авраам был готов принести в жертву своего сына, Исаака. Именно здесь, в центре обетованной земли, на горе Гаризим по завету Моисея – как говорится во Второзаконии – происходило благословение еврейского народа после бегства из Египта. Самаряне утверждали, что их Пятикнижие и есть подлинное, а иудеи его существенно переписали. Когда в 128 г. до Рождества Христова иудейский царь Гиркан вторгся в Самарию, он сравнял с землёй храм самарян, надеясь тем самым уничтожить «самарянскую ересь». Одним словом, ненависть была настолько сильной, что при случайной встрече они брезгливо отворачивались друг от друга. Неудивительно, что когда иудей появлялся в Самарии, это нередко заканчивалось для него плохо, вплоть до убийства.

Теперь, с учётом контекста, нетрудно понять, почему на вопрос учеников о возможности переночевать Иисусу в самарянском селении был получен категорический отказ. Сердца апостолов охвачены яростью, расгорячённые, они готовы в религиозном порыве обратиться к Богу, чтобы низвести огонь и сжечь этих предателей и врагов – но в ответ на своё предложение из уст Христа они слышат нечто невообразимое.

Иисус категорически запрещает им не только так поступать, но и думать в таком ключе. Сын Человеческий пришёл не губить души, а спасать. Нетрудно догадаться, какая буря бушевала в сердцах учеников, когда они услышали такое! Спасать – кого? – этих предателей, еретиков и проклятых врагов – самарян? Да, и не только их – но и всех тех, кто для правоверного иудея вообще едва ли человек – язычников, богоотступников, людей, совершивших смертный грех и обречённых на казнь – спасать вообще любого человека, вне зависимости от религиозной принадлежности, социального статуса или цвета кожи.

Как важно научиться смотреть на Христа не через призму православной или вообще христианской культуры – а так, как Его может увидеть мусульманин, или какой-нибудь австралийский абориген. Человек с совершенно иными культурными кодами и традициями. Что он найдёт интересного и нужного для него в христианстве? Просто другую религию? Другие обряды и обычаи? Другие этические требования? Или же найдёт Христа – Который – над этим всем? Почему мы так легко забываем, что Спаситель Сам по Себе и есть наша единственная, самая главная ценность – о которой мы так редко задумываемся, заполняя свою жизнь множеством инструментов, но не понимая, для чего они все нужны?

Помоги же нам, Господи, почаще задавать себе этот вопрос: а чем Христос, в Которого я верую, может быть интересен для человека совершенно другой культурной традиции!

***

Священник Стефан Домусчи

Ни для кого не секрет, что люди разных религиозных культурных традиций нередко испытывают сложности при общении друг с другом. Более того, к сожалению стало довольно расхожим мнением, что в межрелигиозных отношениях лишь на официальным уровне всё прилично, но на уровне меж человеческом есть серьезные трудности. В XX веке атеисты стали подчеркивать, что они люди лишенные религиозных предрассудков готовы жить со всеми в мире, не то что религиозные фанатики, которые готовы убивать друг друга за разное понимание одних и тех же явлений. Конечно, это преувеличение. Спортивные фанаты или сторонники разных музыкальных стилей тоже не всегда ведут себя мирно. Хотя, с сожалением стоит признать, что верующие далеко не всегда ведут себя соответственно заповедям, которые избирают в качестве ориентиров.

И все же, говоря об этой теме, важно помнить, что сравнивать нужно не обывателей, которые называют себя верующими, но по вере не живут. Сравнивать стоит идеи, мнения богословов и, конечно, святых, вершины мировоззрений.

Если же мы возьмем Евангелие и посмотрим на то как и каким образом вел Себя Христос, чему Он учил, мы увидим, что не только с теми, кто любил Его, но и с теми, кто Его ненавидел, отношения Его был одинаково полны любви, внимания и готовности помочь. Вероисповедание ближнего вообще оказывалось ни при чем.

В сегодняшнем чтении мы видим как Христос проходит через самарянское селение. Он идет в Иерусалим, и евангелист уточняет, Он и внешне выглядит так, как тот, кто идет в Иерусалим. Вполне возможно, что имеется в виду праздничная традиционная одежда, по которой сразу можно было понять, что идет иудей. Так или иначе, но Его невозможно было спутать с простым странником, Он как бы нарочито обозначал свою религиозную принадлежность. И самаряне, как известно, враждующие с иудеями, не захотели Его принимать.

Очень важно помнить, что некоторые вещи, которым Бог попускает произойти в нашей жизни, случаются c нами не за что-то и определяются не нашим прошлым. Напротив, они происходят для чего-то и определяются нашим будущим, входят в нашу жизнь, чтобы дать нам некоторый важный опыт, научить нас чему-то.

В данном случае Спаситель посылает учеников не для того, чтобы они нечто узнали, но именно для того чтобы они получили отказ. Почему? Потому что своими дальнейшими словами Он хочет научить их правильному восприятию агрессии со стороны других людей. Причём Он даёт им возможность высказаться самим, для того, чтобы они могли сравнить насколько они усвоили Его заповеди. Двое из них говорят ему: «Господи хочешь ли, мы скажем чтобы огонь сошел с неба и истребил из, как Илия сделал»? И ведь это сказано через три года общения со Христом! Но ведь они не просто предлагают некоторый путь, они даже оправдывают его ссылкой на Священное Писание!

Ответ Христа удивителен. Он не укоряет их, не напоминает им нагорной проповеди! Запрещая им продолжать, Он спрашивает: «не знаете какого вы духа? ибо сын человеческий пришел не губить души человеческие, а спасать».

Но разве вопрос этот только к Иакову и Иоанну? Разве не звучит он через века? Разве не спрашивает Христос каждого из нас?

В этом Его вопросе и последующем пояснении вся истина о том, как христиане должны относиться к своим гонителям. Не только к тем, кто радостно встречает нас, но и к тем, кто не хочет нас видеть, и всячески мешает нам жить. Кто-то скажет, почему это я должен прощать, ведь они неправы?

И Действительно, почему у нас должно быть такое отношение к этим людям? Почему мы не можем мстить, отвечать со злобой и агрессией?

Ответ прост. Потому что нас открыто то, что, не открыто остальным. Открыто потому, что по словам Христа, Ему все открыто Отцом, и Он открывает Его нам.

Итак, мы должны вести себя иначе, потому что знаем истинный ход вещей. Бог открывает нам Себя, Он говорит нам о грехе, который царствует в человеке, знаем, что все находятся в бедственном положении… И если один из нас повел себя жестко или грубо это повод не злиться, а у видеть в нем пленника, который не может освободиться от своей злобы. Неслучайно апостолы ссылаются на Ветхий Завет, ведь они ищут в нём оправдания своего ветхого человека. Но Христос напоминает им, что они блаженны, ведь они видят Его, Того, кто пришел избавить их от этой ветхости и облечь их в нового человека, человека живущего мирным Духом, Духом Святым.

ПРОПОВЕДЬ ДНЯ

О взаимодействии воль
(2Кор. 8:16–9:5; Мк. 3:13–19)

Протоиерей Вячеслав Резников

Апостол Павел объясняет Коринфянам, почему его сотрудник, Тит, пришел к ним. И сначала он говорит: «Благодарение Богу, вложившему в сердце Титово такое усердие к вам». На этом бы можно и остановиться.

Но Павел продолжает. Он упоминает и о своей роли в этом деле. Он пишет: «я просил его».

А еще далее мы узнаем, что и при действии Бога, и при действии Павла, Тит, все же, совершил то, что совершил, единственно по решению своей доброй воли. Он, «будучи весьма усерден, пошел к вам добровольно». Но если делает Бог, человек может ли прибавить? А если делает человек, то причем тут еще кто-то?

Но вспомним, что вот же и Иуду Господь тоже избрал и призвал. У всех евангелистов, когда перечисляются Апостолы, с ними непременно именуется Иуда. И в его сердце Господь влагал благие намерения; и он видел все, что творил Иисус, и слышал, чему Он учил. И все-таки везде, где перечисляются Апостолы, после имени Иуды у всех евангелистов стоит: «… который и предал Его». Воля человеческая и здесь с самого начала рядом с Божьей волей; но с самого же начала не в согласии, а в упорном противлении.

Бог сделал все, чтобы спасти Иуду. И всякий пастырь должен сделать все, чтобы привести к Богу заблудшую овцу. А для этого пастырь, во-первых, не должен давать повода в чем-либо обвинить себя, и тем самым положить пятно на Божье дело. Поэтому отправляя Тита за милостыней, Павел посылает с ним некоего брата, «остерегаясь, чтобы… не подвергнуться от кого нареканию, при таком обилии приношений». «Ибо мы, – пишет Павел, – стараемся о добром не только пред Господом, но и пред людьми». Обратим также внимание, что и брата он посылает не случайного, а как бы и без него всеми избранного, «во всех церквах похваляемого за благовествование». Таким образом добровольное усердие одного, хотя и многократно испытанное, – многократно усиливается «по великой уверенности» остальных братьев. Апостол и удачу своих дел видит только «в соответствии усердию» других. Видя это усердие, он даже говорит как бы о ненужности своих, тем не менее, непрестанных трудов: «Для меня, впрочем, излишне писать вам о вспоможении святым, ибо я знаю усердие ваше».

Таинственно всякое самоопределение человеческой воли, таинственно и взаимодействие воль. Без Божьей воли не можем ничего творить. Но Божья воля не будет исполнена без человеческой доброй воли. Нужен и тот, кто возвестил бы Божью волю, ибо «как веровать в Того, о ком не слышали? Как слышать без проповедующего» (Рим.10:14)? Цель же доброго пастыря – чтобы человек сам, добровольно пришел к Богу. И если человеческой доброй воли не получилось, то бессмысленно и пастырю говорить о своих трудах…

И вот – вершина, когда все три воли соединяются вместе, когда ни одна – в начале, ни одна – в конце; ни одна – причина, ни одна – следствие. Теперь можно радостно вздохнуть: «Благодарение Богу, вложившему в сердце Титово такое усердие к вам. Ибо хотя я и просил его, впрочем он, будучи весьма усерден, пошел к вам добровольно». Именно об этом и молился Иисус перед Своими крестными страданиями: «Да будут едино: как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино, – да уверует мир, что Ты послал Меня» (Ин.17:21).

Церковный календарь. 10 сентября

Читаем Евангелие вместе с Церковью. 10 сентября

Читаем Апостол. 10 сентября

Мульткалендарь. 10 сентября. Преподобномученик Моисей Мурин, Эфиопский

Священномученик Николай Георгиевский, пресвитер

Этот день в истории. 10 сентября