12 июля 2019 года

Предыдущий день

ЧТЕНИЕ ЕВАНГЕЛИЯ НА КАЖДЫЙ ДЕНЬ

ДЕНЬ СВЯТЫХ ПЕРВОВЕРХОВНЫХ АПОСТОЛОВ ПЕТРА И ПАВЛА

(2Кор. 11:21-12:9; Мф.16:13-19)

За кого Меня почитают люди. 1890-1900-е - Поленов Василий Дмитриевич

Евангелие святого апостола Матфея, глава 16, стихи 13-19:

13 Придя же в страны Кесарии Филипповой, Иисус спрашивал учеников Своих: за кого люди почитают Меня, Сына Человеческого?
14 Они сказали: одни за Иоанна Крестителя, другие за Илию, а иные за Иеремию, или за одного из пророков.
15 Он говорит им: а вы за кого почитаете Меня?
16 Симон же Петр, отвечая, сказал: Ты — Христос, Сын Бога Живаго.
17 Тогда Иисус сказал ему в ответ: блажен ты, Симон, сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, Сущий на небесах;
18 и Я говорю тебе: ты — Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее;
19 и дам тебе ключи Царства Небесного: и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах, и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах.

2-е послание апостола Павла к Коринфянам, Глава 11, стих 21 - Глава 12, стих 9:

21 К стыду говорю, что на это у нас недоставало сил. А если кто смеет хвалиться чем-либо, то (скажу по неразумию) смею и я.
22 Они Евреи? и я. Израильтяне? и я. Семя Авраамово? и я.
23 Христовы служители? (в безумии говорю:) я больше. Я гораздо более был в трудах, безмерно в ранах, более в темницах и многократно при смерти.
24 От Иудеев пять раз дано мне было по сорока ударов без одного;
25 три раза меня били палками, однажды камнями побивали, три раза я терпел кораблекрушение, ночь и день пробыл во глубине морской;
26 много раз был в путешествиях, в опасностях на реках, в опасностях от разбойников, в опасностях от единоплеменников, в опасностях от язычников, в опасностях в городе, в опасностях в пустыне, в опасностях на море, в опасностях между лжебратиями,
27 в труде и в изнурении, часто в бдении, в голоде и жажде, часто в посте, на стуже и в наготе.
28 Кроме посторонних приключений, у меня ежедневно стечение людей, забота о всех церквах.
29 Кто изнемогает, с кем бы и я не изнемогал? Кто соблазняется, за кого бы я не воспламенялся?
30 Если должно мне хвалиться, то буду хвалиться немощью моею.
31 Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, благословенный во веки, знает, что я не лгу.
32 В Дамаске областной правитель царя Ареты стерег город Дамаск, чтобы схватить меня;
33 и я в корзине был спущен из окна по стене и избежал его рук.
1 Не полезно хвалиться мне, ибо я приду к видениям и откровениям Господним.
2 Знаю человека во Христе, который назад тому четырнадцать лет (в теле ли — не знаю, вне ли тела — не знаю: Бог знает) восхищен был до третьего неба.
3 И знаю о таком человеке (только не знаю — в теле, или вне тела: Бог знает),
4 что он был восхищен в рай и слышал неизреченные слова, которых человеку нельзя пересказать.
5 Таким человеком могу хвалиться; собою же не похвалюсь, разве только немощами моими.
6 Впрочем, если захочу хвалиться, не буду неразумен, потому что скажу истину; но я удерживаюсь, чтобы кто не подумал о мне более, нежели сколько во мне видит или слышит от меня.
7 И чтобы я не превозносился чрезвычайностью откровений, дано мне жало в плоть, ангел сатаны, удручать меня, чтобы я не превозносился.
8 Трижды молил я Господа о том, чтобы удалил его от меня.
9 Но Господь сказал мне: «довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи». И потому я гораздо охотнее буду хвалиться своими немощами, чтобы обитала во мне сила Христова.

Феофилакт Болгарский. Толкование на Евангелие от Матфея

(Мф. 16:13-19) Мф.16:13. Придя же в страны Кесарии Филипповой, Иисус спрашивал учеников Своих: за кого люди почитают Меня, Сына Человеческого?    

Апостол Матфей упоминает о построившем город потому, что есть и другая Кесария – Стратона, но не в этой, а в той спрашивает их Господь. Он далеко от иудеев уводит учеников, чтобы, никого не боясь, они смело могли сказать. Прежде же всего спрашивает о мнении народа, чтобы поднять учеников к большему разумению и чтобы не впали они в ту же скудость понимания, что замечается у многих. И не спрашивает, кем называют Меня фарисеи, но люди. Разумеет искренний народ.

Мф.16:14. Они сказали: одни за Иоанна Крестителя, другие за Илию, а иные за Иеремию, или за одного из пророков.

Те, которые называли Его Иоанном, были из числа тех, кои подобно Ироду думали, что Иоанн после воскресения и этот дар (дар чудотворения) получил. Другие называли Илиею, потому что Он обличал и потому что ожидали, что он придет; третьи – Иеремиею, потому что Его мудрость была от природы и без научения, а Иеремия определен был на пророческое служение еще дитятей.

Мф.16:15. Он говорит им: а вы за кого почитаете Меня?

Мф.16:16. Симон же Петр отвечая сказал: Ты – Христос, Сын Бога Живого.

И снова Петр, как пылкий, предупреждает и истинно исповедует Его Сыном Божиим.

Мф.16:17. Тогда Иисус сказал ему в ответ: блажен ты, Симон, сын Ионин, потому что не плоть и не кровь открыли тебе это, но Отец Мой, сущий на небесах;

Ублажает Петра, как получившего знание по Божией благодати; соглашаясь же с ним, показывает, с другой стороны, что мнения других людей ложны. Сказал ему «сын Ионин», как бы так говоря: как ты – сын Ионин, так Я – Сын Отца Моего Небесного, Единородный Ему. Знание называет откровением, так как тайное и неизвестное было открыто Отцом.

Мф.16:18. и Я говорю тебе: ты – Петр **** , и на сем камне Я создам церковь Мою, и врата ада не одолеют ее.

Со Своей стороны Господь дает Петру великую награду, именно на нем будет основана церковь. Так как Петр исповедал Его Сыном Божиим, то Он говорит: это исповедание, которое ты исповедал, будет основанием верующих, так что каждый, кто намеревается строить здание веры, положит в основание это исповедание. Если мы приобрели тысячи добродетелей, но не имеем в основании правого исповедания, то мы гнилое созидаем. Говоря «церковь Мою», указывает, что Он – Владыка всего, ибо Богу служит все. Врата ада – это гонители, которые низводили христиан в ад. И еретики также врата, ведущие в ад. Итак, многих гонителей и еретиков победила церковь. И каждый из нас есть церковь, являясь домом Божиим. Итак, если мы твердо стоим на исповедании Христа, то врата адовы, то есть грехи, не одолеют нас. Будучи возведен от этих врат, Давид сказал: возводящий Меня от врат смерти. От каких врат, Давид? От двояких: от убийства и прелюбодеяния.

Мф.16:19. И дам тебе ключи Царства Небесного: и что́ свяжешь на земле, то́ будет связано на небесах, и что́ разрешишь на земле, то́ будет разрешено на небесах.

Как Бог, Христос со властью говорит: «дам тебе»; как Отец дал тебе откровение, так Я – ключи. Под ключами же разумей разрешающие или связывающие грехи прощения или запрещения, ибо те, которые, подобно Петру, удостоились епископской благодати, имеют власть прощать и вязать. Хотя к одному, ибо только Петру сказано: «дам тебе», но всем апостолам дано. Когда? Когда Господь сказал им: «кому отпустите грехи, отпустятся им», ибо и «дам» обозначает грядущее время, то есть время после воскресения. Небесами называются и добродетели, ключами же их – труды, так как чрез делание, как бы при помощи некоторых отпирающих ключей, мы входим в каждую из добродетелей. Если же я не делаю, но только знаю доброе, то имею только ключ ведения и остаюсь вне. Связан же на небесах, в добродетелях, тот, кто не ходит в них, ибо прилежный разрешен в них. Не будем грешить, чтобы мы не оказались связанными узами собственных грехов.

СОВРЕМЕННЫЕ КОММЕНТАРИИ
(Мф.16:13–19)

Протоиерей Павел Великанов

Сегодня, в день памяти святых славных первоверховных апостолов Петра и Павла, мы слышим евангельские строки об исповедании Петром Иисуса Мессией. В ответ Иисус говорит Петру о том, что это исповедание становится фундаментом, на котором теперь будем создана Церковь. Но почему этот краткий диалог необычайно важен, можно понять, только вглядевшись в контекст.

Итак, Иисус уходит из Галилеи в Кесарию Филиппову – территорию, которую в основном населяли язычники. Эти земли подчинялись уже не Ироду Антипе, а четвертовластнику Филиппу. В Кесарии находилось множество памятников и мест, почитавшихся местными народами: это и храмы Ваала, это и пещера, где, как считали, родился Пан – божество природы, это и огромный белоснежный храм Цезаря – почему и место получило название «Кесария». То есть, более враждебной правоверному иудею области едва ли можно было найти. С другой стороны – в Иудее Христа уже поджидает озлобленная еврейская знать, для которой и Сам Иисус, и все Его немыслимые чудеса, и все Его обличительные слова – как кость в горле. И именно здесь, на фоне отторжения Иисуса как со стороны язычников, так и со стороны иудеев, Он прямо, без притч и аллегорий, задаёт вопрос ученикам: Кто для вас Я? Последовавшее молчание апостолов нельзя оставить без внимания. Без всякого сомнения, они любят Иисуса, они доверяют Ему, они сроднились с Ним за эти недолгие годы совместного служения – но язык их почему-то не поворачивается сказать Своему Учителю прямо – Ты – Тот Самый Долгожданный Мессия. Ещё многое не переквашено в их сознании, ещё идёт долгий процесс выбраживания вина Нового Завета – и они отводят глаза и молчат. И в этой неудобной, неловкой тишине Петр выдаёт фразу, которая в его судьбе станет решающей: Ты – Христос, Мессия, Сын Божий! Предельная напряжённость ситуации, в которую сознательно поставил учеников Иисус, помогает Петру: в его сознании пёстрая вереница всех предыдущих дней вдруг выстраивается в единую целостную картину: Иисус – Мессия, и в этом нет никаких сомнений!

Нам может показаться странным сам факт такого разговора. Получается, что ранее никаких подобных бесед не происходило? Иисус не пытался выяснить, что о Нём думают те, с кем Он ежедневно разделяет стол и кров, кто выступает от Его имени, кто постоянно находится рядом? Наверное, для каждого из нас такая неопределённость была бы невыносимо гнетущий – как можно доверять тому, кого толком-то и не знаешь? Кто рядом с тобой – друг или враг? Но для Христа – бесконечно дорожащего человеческой свободой! – эта ситуация была нормальной. Он не пытался убедить апостолов в Своем Мессианском достоинстве, Он не стремился подавить их свободную волю насилием чуда: Он просто был Тем, Кем был. Он просто был рядом. Он не пытался «переломить об колено» их маловерие или даже неверие. Он терпеливо ждал, когда хотя бы у одного из этих двенадцати откроются глаза на происходящее. И это поистине отеческое терпение не было посрамлено!

В своём исповедании Петр совершает огромный прыжок веры. Ведь ему никто из других учеников не делегировал право говорить от их имени. Своим исповеданием он вполне мог настроить против себя остальных – неготовых на тот момент однозначно признать Иисуса Христом. И всё же он идёт на этот риск – и становится настоящим камнем, твердыней, на котором утверждается всё христианство.

Признание и исповедание Иисуса Мессией и Спасителем – главное, что есть в христианстве. Без этого всё остальное – каким бы грандиозным не представлялось – пустая обёртка. Но это исповедание только тогда становится не пустым, не легковесным – когда под ним – долгий поиск и мучительная борьба. Когда результат этого исповедания – не продолжение жизни «по накатанной», а начало принципиально нового измерения бытия. Да, впереди ещё будут и у Петра и падения, и раскаивание, и прощение – но фундамент уже положен.

Помоги же нам, Господи, не пугаться, когда жизненные обстоятельства буквально припирают нас к стенке и в ушах звучит вопрос: а где твой Христос? где твой Спаситель? Надо вместе с Петром спокойно и смело ответить: Он – Здесь, Он – Творец и Спаситель мира, Он – мой Бог и Господь!

ПРОПОВЕДЬ ДНЯ

Память св. Апостолов Петра и Павла

Протоиерей Вячеслав Резников

В день памяти святых первоверховных Апостолов приводится именно тот случай из жизни Петра, когда на вопрос Господа: «а вы за кого почитаете Меня»? – он ответил: «Ты – Христос, Сын Бога Живаго». И тогда Господь сказал: «Блажен ты, Симон, сын Ионин», но блажен вовсе не потому, что ты такой умный, что своим умом все понял. «Блажен ты, Симон, сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, сущий на небесах». Бог ничего не делает напрасно и не расточает Свои дары впустую. А значит, блаженство Петра в том, что хотя и несовершен он был тогда по плоти и по разуму, но Бог увидел самую глубину его души, и засвидетельствовал о нем, открыв ему одному истину о Своем Сыне.

Хотя другие, по-видимому, были сильнее Петра. Ведь не кого-то, а того же Петра плоть и кровь заставили тут же прекословить Господу, а потом – трижды отречься от Него. И все же то, что было усмотрено Господом, никуда не делось. И хотя пал Петр своими делами, своей плотью, но тот же Петр на мучительные вопросы воскресшего Иисуса: «Симон Ионин! любишь ли ты Меня»? – из самой этой глубины отвечает: «Ты все знаешь; Ты знаешь, что я люблю Тебя». Да, Господь все знает, и поэтому Он даже после предательства, не снял с Петра обетования, однажды данного: «Ты – Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата адовы не одолеют ее».

А Своего второго столпа, Павла, Господь усмотрел еще на большей глубине, когда тот был лютым гонителем церкви. Но одним прикосновением, одним вопросом: «Савл, что ты гонишь Меня»? – Господь возродил его к жизни. И вот уже и Петр, и Павел, – делают дело Божие, предавая и плоть, и кровь свою в жертву Богу.

В Божьем человеке нет лукавства, он всем открыт: «Кто изнемогает, с кем бы я не изнемогал? Кто соблазняется, за кого бы я не воспламенялся»? И если живущие по плоти обычно хвалятся, что царь осыпает их всякими благами, – Божий слуга хвалится, что он «гораздо более был в трудах, безмерно в ранах, более в темницах, и многократно при смерти». Другие хвалятся, что царь выполняет каждую их просьбу. А Божий слуга не скрывает, что Господь не внял его троекратным молитвам и не удалил ангела сатаны, который удручал его.

И постепенно, преображая плоть и кровь, Господь возвышает Своих избранников даже до того, что еще при жизни показывает рай и дает слышать «неизреченные слова, которых человеку нельзя пересказать». И – мало того: Он еще и дает «ключи Царства Небесного» и говорит: «Что свяжешь на земле, то будет связано на небесах; и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах».

Так, в каждом человеке есть глубина, где сам еще себя не видишь, но, тем не менее, это – ты, и никто другой. И сначала один только Бог видит, как, например, в рыбаке Симоне кроется «камень» Петр, и как в гонителе Савле сокрыт «избранный сосуд», Павел. И начинает Господь класть основание Своей Церкви именно с этой сокровенной глубины. И Божий человек потому стоит так твердо, что, как бы высоко ни вознес его Бог, его сокрушенное сердце всегда – на глубине былого падения. Павел говорил о себе, что «недостоин называться Апостолом, потому что гнал церковь Божию» (1 Кор.15:9). А Петр до самой смерти плакал, слыша пение петуха.

Если павшему Господь говорит: «вспомни, откуда ты ниспал» (Откр.2:5), то и возвеличенный должен помнить, откуда возвел его Господь, чтобы поистине «ни высота, ни глубина» не могли отлучить «от любви Божией во Христе Иисусе Господе Нашем» (Рим.8:39).

Церковный календарь. 12 июля

Читаем Евангелие вместе с Церковью. 12 июля

Читаем Апостол. 12 июля

Мульткалендарь. 12 июля. Святые первоверховные апостолы Петр и Павел

Преподобный Паисий Святогорец

Этот день в истории. 12 июля