27 Все предано Мне Отцем Моим, и никто не знает Сына, кроме Отца; и Отца не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть.
28 Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас;
29 возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим;
30 ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко.
13 Вам говорю, язычникам. Как Апостол язычников, я прославляю служение мое.
14 Не возбужу ли ревность в сродниках моих по плоти и не спасу ли некоторых из них?
15 Ибо если отвержение их — примирение мира, то что будет принятие, как не жизнь из мертвых?
16 Если начаток свят, то и целое; и если корень свят, то и ветви.
17 Если же некоторые из ветвей отломились, а ты, дикая маслина, привился на место их и стал общником корня и сока маслины,
18 то не превозносись перед ветвями. Если же превозносишься, то вспомни, что не ты корень держишь, но корень тебя.
19 Скажешь: «ветви отломились, чтобы мне привиться».
20 Хорошо. Они отломились неверием, а ты держишься верою: не гордись, но бойся.
21 Ибо если Бог не пощадил природных ветвей, то смотри, пощадит ли и тебя.
22 Итак видишь благость и строгость Божию: строгость к отпадшим, а благость к тебе, если пребудешь в благости Божией; иначе и ты будешь отсечен.
23 Но и те, если не пребудут в неверии, привьются, потому что Бог силен опять привить их.
24 Ибо если ты отсечен от дикой по природе маслины и не по природе привился к хорошей маслине, то тем более сии природные привьются к своей маслине.
(Мф. 11:27-30) Мф.11:27. Всё предано Мне Отцом Моим,
Раньше Господь сказал Отцу: Ты открыл, Отче. Поэтому, чтобы ты не подумал, что Христос Сам ничего не делает, а все принадлежит Отцу, говорит: «все предано Мне», и одна власть Моя и Отца. Когда ты слышишь: «предано», не подумай, что Ему «предано», как рабу, как низшему, но как Сыну, ибо Он родился от Отца, поэтому Ему «предано». Если бы он не родился от Отца и не был одного с Ним естества, то не было бы Ему «предано». Смотри же, что говорит: «Все предано мне» не Владыкой, но «Отцом Моим». Подобно тому, как, например, красивое дитя, родившись от красивого отца, говорит: «Моя красота предана мне отцом моим».
и никто не знает Сына, кроме Отца; и Отца не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть.
Большее говорит: нет ничего удивительного в том, что Я – Владыка всего, когда имею другое, большее этого – знаю Самого Отца, и притом знаю так, что могу открывать знание о Нем и другим. Обрати внимание: раньше сказал, что Отец открыл тайны младенцам, а здесь говорит, что Сам Он открывает Отца. Итак, ты видишь, что одна мощь у Отца и Сына, потому что открывает и Отец, и Сын.
Мф.11:28. Приидите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас;
Всех призывает: не только иудеев, но и язычников. Под «труждающимися» разумей иудеев, так как они проходят тяжелые постановления закона и трудятся в делании заповедей закона, а под «обремененными» – язычников, которые были обременены тяжестью грехов. Всех этих успокаивает Христос, Ибо какой труд – уверовать, исповедать и креститься. Но как не успокоиться, когда здесь ты уже не печалишься о грехах, какие были сделаны до крещения, а там охватит тебя покой?
Мф.11:29. возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим;
Мф.11:30. ибо иго Мое благо и бремя Мое легко.
Иго Христа – смирение и кротость. Поэтому кто смиряется пред всяким человеком, тот имеет покой, живя без смятения, тогда как любящий славу и горделивый постоянно находится в беспокойстве, не желая уступить кому-либо, но, рассчитывая, как бы сильнее прославиться, как бы победить врагов. Итак, иго Христа, разумею смирение, легко, потому что для нашей смиренной природы удобнее смиряться, чем гордиться. Но и все заповеди Христа называются игом, и они легки ввиду будущего воздаяния, хотя в настоящее время и кажутся тяжелыми.
«Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас» (Мф.11:28). О, божественного, о любезного, о сладчайшего Твоего гласа! Пойдемте же все вслед зовущего нас Господа! Но наперед надо восчувствовать, что нам трудно и тяжело восчувствовать, то есть, что у нас грехов много, и грехи эти тяжки. От этого чувства родится потребность искать себе облегчения. Вера укажет тогда нам единственное прибежище в Господе Спасителе, и шаги наши сами собою направятся к Нему. Душа, возжелавшая избавиться от грехов, знает, что сказать Господу: «возьми бремя от меня тяжкое, греховное, а я возьму иго Твое благое». И бывает так: Господь прощает грехи, а душа начинает ходить в заповедях Его. И заповеди – иго, и грехи – бремя. Но сличив то и другое, душа находит, что иго заповедей легко, как перо, а бремя грехов тяжело, как гора. Не убоимся же охотно принять иго Господне благое и бремя Его легкое! Так только, а не иначе, можем обрести покой душам нашим.
Протоиерей Александр Шаргунов
«Все предано Мне Отцем Моим». Христос утверждает Новый Завет между Богом и человеком, и предлагает мир и радость отступническому миру на тех условиях, которые должны быть услышаны нами. Что бы с нами ни происходило, мы должны придти ко Христу – Он не отринет нас и даст нам все необходимое – потому что все предано Ему и Он – Господь всяческих. Вся власть, все сокровища неба и земли – в руке Его.
У Спасителя нашего – сокровеннейшее знание Отца. «И никто не знает Сына, кроме Отца; и Отца не знает никто, кроме Сына». Христос говорит, что никто не знает Его. Никто не может проникнуть в тайну Его личности кроме Бога Отца. И точно также утверждает, что Он – единственный, Кто знает Бога. Об этом же возвещает Евангелие от Иоанна: «Бога не видел никто никогда, Единородный Сын, Сущий в недре Отчем, Он явил». Когда IV и V Вселенские Соборы определят тайну Иисуса Христа как «истинного Бога и истинного человека», когда они определят тайну единосущной и нераздельной Троицы Отца и Сына и Святого Духа, они дадут лишь наиболее точное определение того, что сказано в Евангелии.
«Никто не знает Отца, кроме Сына, – говорит Христос, – и тех, кому Сын благоволит открыть». Счастье людей заключается в знании Бога. Это есть жизнь вечная. Кто не знает Бога, должен обращаться ко Христу. Ибо свет познания славы Божией сияет на лице Христа (2 Кор. 4:6). Мы можем знать о Боге только то, что Христос откроет нам. Существует совершенно иной способ познания, отличный от обычного, рационального. Бог не постигается научными доказательствами, Он открывается Сам.
Всех нас зовет Христос Бог, чтобы спасти всех нас. Мы должны придти ко Христу как к нашему Покою, и упокоиться в Нем. «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные», обремененные тяжестью трудов и скорбей, но скорее бременем греховным. Все те и только те приглашаются упокоиться во Христе, кто сознает свой грех как бремя и стенает под ним, кто не только понимает зло греха, прежде всего своего собственного греха, но страдает от него в душе как от самой тяжкой болезни. Только Христос, врач душ и телес наших, может исцелить нас. Только в Нем можем мы обрести покой живою верой – только в Боге, в Его любви.
«Возьмите иго Мое на себя», – говорит Господь. «Вы страдаете от вашего ига, сбросьте его и попробуйте взять Мое, и вам станет легко». Иго, которое Христос нам предлагает, Он Сам несет – впереди нас, взяв на Себя все немощи наши. «Иго Мое благо, и бремя Мое легко», – говорит Христос. Не бойтесь взять его. Иго заповедей Христовых – легкое иго. Вам не будет от него никакого вреда, но оно обновит вас. Это иго содержит в себе любовь. В этом суть заповедей Христовых, они все в одном сладком слове – любовь. В начале вам может быть немного трудно, но впоследствии – легко. Бремя Христова Креста – легкое, очень легкое бремя. По мере умножения скорбей, умножается от Христа Бога утешение.
Христос – наш Учитель, и мы должны стать достойными Его учениками. Церковь Христова – школа святости, и мы должны каждый день внимать поучениям, которые Он дает Своим словом и Духом Святым. Нам надо так учиться у Христа, чтобы познать Христа (Еф 4:20), ибо Он, говорят святые отцы, Учитель и Учение, Путеводитель и Путь. Он – всяческая во всем.
Мы должны учиться у Христа, потому что Он кроток и смирен сердцем. Он – милосердие Воплощенного Бога. Он кроток и исполнен сострадания к не ведущим истину. Он терпеливо объясняет, не раздражаясь, самым тупым и медлительным. Он смирен сердцем. Он с любовью склоняется над новичками и учит азбучным началам, которые необходимы для них как молоко для младенцев. Какой дар – учиться в такой школе с таким Учителем!
«Вы найдете покой душам вашим», – говорит Он. Покой для души – самый желанный покой. Единственный и надежный путь найти душам нашим покой – сидеть у ног Христа и слушать Его слово. Наш разум находит покой в познании Бога и Господа Иисуса Христа, и бывает с избытком насыщен. Наше сердце находит покой в любви Бога и Господа Иисуса Христа, и имеет полноту жизни, спокойствие и уверенность навеки. Все, кто учится у Христа, находят покой.
***
Священник Стефан Домусчи
В нашем сложном и непредсказуемом мире человеку очень хочется ощущать себя сильным и быть способным влиять на жизнь и ситуации, в которых он оказывается. Нередко, подобные стремления человек приносит вместе с собой в Церковь. Он приходит и просит у Бога сил и крепости, благословения на те или иные действия. Все это правильно и полезно, но всё это бывает совершенно неверным и обманчивым, потому что приходя к Богу, человек может просить решимости не на борьбу со злом, но на борьбу с другим человеком, который не нравится ему лично. Он может просить благословения, но на дела, которые далеки от добродетели. У него свои идеалы и цели и в борьбе за них от Бога ему нужно просто чтобы Он сделал его чуточку сильнее. На самом деле, когда мы приходим в Церковь, первое что мы должны помнить: это дом Божий и тело Христово. Помнить не только формально, но реально понимая и принимая, что раз я пришел к Богу, я не могу диктовать Ему свои условия… Если я хочу быть с Ним, мне надо научиться смотреть на мир и мое предназначение Его глазами. К сожалению, нередко люди пугаются и уходят именно потому, что оказывается, что Божьи дела и их собственное представление не совпадают.
Однако, дело Сына в мире как раз в том, чтобы творить волю Отца. Именно поэтому Он открывает правду об Отце только тем, кто готов поступать по Его примеру. Тот, кто ищет земных побед и пытается использовать для этого Бога – проиграет, потому что Бог не наемный работник. Тот, кто ищет Божьей воли – победит, даже если внешне это будет выглядеть как поражение.
Люди часто с ощущением глубокой скорби и неправильности всего происходящего несут на себе тяготы этого мира. Иногда они начинают бунтовать, но истинная любовь не в бунтарстве, а в изменении себя и через это преображение мира вокруг себя.
В сегодняшнем чтении Христос говорит: «Приидите ко мне все труждающиеся и обремененные и я успокою вас»! Сколько труждающихся и обремененных в мире! Сколько из них хотели бы успокоиться, но далеко не все они со Христом. Причин может быть много, но основная духовная причина в том, что успокоение, которое обещает Христос не столько прекращение трудностей и облегчение бремени. Приходя к Богу так думают многие, ждут, что Бог просто даст спокойствие, решит проблемы, повысит уровень комфорта…
Христос действительно говорит о том, что успокоит скорбящих, но на этом Его слова не заканчиваются. Он продолжает свою речь и говорит дальше: «Возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня Ибо я кроток и смирен сердцем». Что за странное предложение брать на себя иго? Человек хочет быть свободным? Он приходит, чтобы освободиться… Но Бог знает, что та свобода к которой человек стремится – мнимая и предлагает ему свободу настоящую. И оказывается, что желая быть свободным, от родственников, от руководства, от обстоятельств, человек не свободен от самого себя. От самых простых и бытовых вещей: от обиды, от самомнения, от зависти… Для того, чтобы приобрести настоящую свободу, свободу от греха – Христос призывает нас взять на себя Его иго. Т.е. то, что воспринимается нами именно как иго, как нечто тяжелое. Что же это? Он уточняет: научитесь от меня, ибо я кроток и смирен сердцем.
Кроток, то есть укоренен в добре и правде Божией, смирен – то есть знаю правду о себе самом. Эта правдивость не означает унижения, но означает адекватную оценку всего состояния.
Непоколебимая укорененность в добре и смиренное осознание своего состояния, ободряет человека, ведь на ряду с грехами, он видит свою бесконечную ценность в очах Божиих. Все это дарует настоящий покой, который не меняется из-за временных обстоятельств.
Такие люди, по слову Спасителя, находят покой своим душам, но не потому что проблемы кончились, а потому что они воспринимаются совершенно иначе. Покой обретается потому, что иго Христово в отличие от ига мира – благое и легкое. Ведь это не иго постоянного несовпадение требований и возможностей, не тяжесть от постоянного несовпадения желаемого и действительного, которое мы испытываем живя в мире. Иго Христово, благое и легкое, потому что это иго любви и бремя свободы.
Кто-то скажет, что легкое бремя – это оксюморон, но именно оно освобождает нас от рабства всем остальным тяготам, делая нас во Христе, сынами Божьими.
О маслине и ее ветвях
Протоиерей Вячеслав Резников
Господь говорит: «Приидите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас». Господь говорит «приидите» именно «все». На всех хватит радости, мира и покоя. А мы привыкли, что на земле все дается строгой мерой. Чтобы получить, надо непременно кого-то оттолкнуть, и чтобы получить больше, надо, чтобы кому-то не досталось совсем. И эта позорная ревность становится совсем уж ревностью не по разуму, когда начинает простираться на Божественные дары. Даже по пути к Богу мы подозрительно оглядываемся на того, кто рядом: не обгонит ли? не достанется ли ему больше?
Был такой грех и в самые первые годы Церкви. Иудеи с ревностью смотрели на обращающихся язычников, как это они дерзают приходить к их, иудейскому Богу?! А язычники, с возмущением видя, что иудеи в основной массе не торопятся принимать во Христе своего же Бога, думали, что Бог и совсем отверг этот народ.
Апостол Павел вразумлял и тех, и других. Сегодня его слово – к христианам из язычников. Он рисует Церковь, как благородную маслину, посаженную Богом на земле и имеющую давние, глубокие корни. Он подчеркивает, что Церковь – хотя и новый, духовный, но именно – Израиль. И он указывает бывшим язычникам на святых праведных Авраама, Исаака и Иакова, которые некогда получили от Бога благословение быть корнем этой маслины. А «если начаток свят, то и целое; и если корень свят, то и ветви». Апостол учит благоговейно относиться к священной истории, к тому пути, которым Бог вел человечество к спасению. Все потребное для жизни Бог не сбрасывает с неба, но – выращивает из земли. Так и глубочайшие исторические корни нашей веры – одно из доказательств ее истинности.
Апостол, конечно, слишком хорошо видит, что «некоторые из ветвей отломились». Но приобщение людей из других народов к Христу происходит только так, что «ты, дикая маслина, привился на место их, и стал общником корня и сока маслины». И Апостол предостерегает от гордости перед отпавшими: «Они отломились неверием, а ты держишься верою… Ибо если Бог не пощадил природных ветвей, то смотри, пощадит ли тебя». Если не пребудешь «в благости Божией», то «и ты будешь отсечен. Но и те, если не пребудут в неверии, привьются, потому что Бог силен опять привить их. Ибо если ты отсечен от дикой по природе маслины, и не по природе привился к хорошей», «то тем более сии природные привьются к своей».
Итак, не принявший Христа иудей перестает иметь какое-либо отношение к Аврааму, Исааку и Иакову. Но и путь к этому корню не закрыт ни для отсеченной, ни для дикой ветви. Поэтому тем, кто уже здесь, сказано: «Не гордись, но бойся». А остальных Господь неустанно зовет: «Возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим; ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко». И чтобы все ветви: и природная, и привитая – с одинаковой полнотой питались единым соком Божией маслины.
|