В будние дни Великого поста Евангелия не читаются
(На 6-м часе: Ис. 65:8-16. На веч.: Быт. 46:1-7; Притч. 23:15-24:5)
1 И отправился Израиль со всем, что у него было, и пришел в Вирсавию, и принес жертвы Богу отца своего Исаака.
2 И сказал Бог Израилю в видении ночном: Иаков! Иаков! Он сказал: вот я.
3 Бог сказал: Я Бог, Бог отца твоего; не бойся идти в Египет, ибо там произведу от тебя народ великий;
4 Я пойду с тобою в Египет, Я и выведу тебя обратно. Иосиф своею рукою закроет глаза твои.
5 Иаков отправился из Вирсавии; и повезли сыны Израилевы Иакова отца своего, и детей своих, и жен своих на колесницах, которые послал фараон, чтобы привезти его.
6 И взяли они скот свой и имущество свое, которое приобрели в земле Ханаанской, и пришли в Египет,- Иаков и весь род его с ним.
7 Сынов своих и внуков своих с собою, дочерей своих и внучек своих и весь род свой привел он с собою в Египет.
8 Так говорит Господь: когда в виноградной кисти находится сок, тогда говорят: “не повреди ее, ибо в ней благословение”; то же сделаю Я и ради рабов Моих, чтобы не всех погубить.
9 И произведу от Иакова семя, и от Иуды наследника гор Моих, и наследуют это избранные Мои, и рабы Мои будут жить там.
10 И будет Сарон пастбищем для овец и долина Ахор – местом отдыха для волов народа Моего, который взыскал Меня.
11 А вас, которые оставили Господа, забыли святую гору Мою, приготовляете трапезу для Гада и растворяете полную чашу для Мени,-
12 вас обрекаю Я мечу, и все вы прекло́нитесь на заклание: потому что Я звал, и вы не отвечали; говорил, и вы не слушали, но делали злое в очах Моих и избирали то, что было неугодно Мне.
13 Посему так говорит Господь Бог: вот, рабы Мои будут есть, а вы будете голодать; рабы Мои будут пить, а вы будете томиться жаждою;
14 рабы Мои будут веселиться, а вы будете в стыде; рабы Мои будут петь от сердечной радости, а вы будете кричать от сердечной скорби и рыдать от сокрушения духа.
15 И оставите имя ваше избранным Моим для проклятия; и убьет тебя Господь Бог, а рабов Своих назовет иным именем,
16 которым кто будет благословлять себя на земле, будет благословляться Богом истины; и кто будет клясться на земле, будет клясться Богом истины,- потому что прежние скорби будут забыты и сокрыты от очей Моих.
15 Сын мой! если сердце твое будет мудро, то порадуется и мое сердце;
16 и внутренности мои будут радоваться, когда уста твои будут говорить правое.
17 Да не завидует сердце твое грешникам, но да пребудет оно во все дни в страхе Господнем;
18 потому что есть будущность, и надежда твоя не потеряна.
19 Слушай, сын мой, и будь мудр, и направляй сердце твое на прямой путь.
20 Не будь между упивающимися вином, между пресыщающимися мясом:
21 потому что пьяница и пресыщающийся обеднеют, и сонливость оденет в рубище.
22 Слушайся отца твоего: он родил тебя; и не пренебрегай матери твоей, когда она и состарится.
23 Купи истину и не продавай мудрости и учения и разума.
24 Торжествует отец праведника, и родивший мудрого радуется о нем.
25 Да веселится отец твой и да торжествует мать твоя, родившая тебя.
26 Сын мой! отдай сердце твое мне, и глаза твои да наблюдают пути мои,
27 потому что блудница – глубокая пропасть, и чужая жена – тесный колодезь;
28 она, как разбойник, сидит в засаде и умножает между людьми законопреступников.
29 У кого вой? у кого стон? у кого ссоры? у кого горе? у кого раны без причины? у кого багровые глаза?
30 У тех, которые долго сидят за вином, которые приходят отыскивать вина приправленного.
31 Не смотри на вино, как оно краснеет, как оно искрится в чаше, как оно ухаживается ровно:
32 впоследствии, как змей, оно укусит, и ужалит, как аспид;
33 глаза твои будут смотреть на чужих жен, и сердце твое заговорит развратное,
34 и ты будешь, как спящий среди моря и как спящий на верху мачты.
35 [И скажешь:] “били меня, мне не было больно; толкали меня, я не чувствовал. Когда проснусь, опять буду искать того же”.
1 Не ревнуй злым людям и не желай быть с ними,
2 потому что о насилии помышляет сердце их, и о злом говорят уста их.
3 Мудростью устрояется дом и разумом утверждается,
4 и с уменьем внутренности его наполняются всяким драгоценным и прекрасным имуществом.
5 Человек мудрый силен, и человек разумный укрепляет силу свою.
«Слушай, сын мой, и будь мудр, и направляй сердце твое на прямой путь» (Притч.23:19).
Из сердца непрестанно исходят помышления, иногда добрые, а больше злые. Злым совсем не должно следовать, но и добрые не всегда должно исполнять; бывает, что и добрые сами по себе помышления неуместны на деле по обстоятельствам. Вот почему и предписывается внимать себе, смотреть за всем, исходящим из сердца, – злое отвергать, доброе обсуждать и исполнять только то, что окажется истинно добрым.
Но лучше бы всего совсем заключить сердце, чтоб из него не выходило и в него не входило ничего, без разрешения ума, чтобы ум во всем предшествовал, определяя движения сердца. Но таким бывает ум только тогда, когда он есть ум Христов. Стало быть, умно-сердечно сочетайся со Христом и будет внутри тебя все исправно.
Священник Дмитрий Барицкий
Как мы помним, любимого сыны еврейского патриарха Иакова, Иосифа, старшие братья по своей жестокости и зависти продали в рабство. Так Иосиф оказался в Египте. Здесь, благодаря помощи Божией и личным талантам, Иосиф из раба стал вторым человеком в государстве. Однажды в Египет по причине голода, который обрушился на весь древний Восток, приходят его братья. Отец, Иаков, послал их сюда купить еды для своих семей. Естественно, что они не узнают Иосиф, которого почитали мертвым. Воспользовавшись этим, он испытывает их. Иосиф хочет узнать, изменились ли они или остались такими же жестокосердными. Лишь после того, как он понимает, что перед ним люди, которые раскаялись в своих злодеяниях и переосмыслили свою жизнь, он открывается им.
Естественно, первое, что делает Иосиф, — спешит сообщить Иакову, что он жив. Вместе с этим он дает распоряжения о подготовке переселения всей своей семьи из Палестины в Египет. Иаков не верит своим ушам, когда братья рассказывают ему удивительную новость. Его любимый сын жив и зовет к себе! Писание говорит, что после потери Иосифа жизнь Иакова стала походить на жалкое существование. Он постоянно думает о смерти. Теперь же силы возвращаются к нему. В свои 135 лет он готов совершить далекое путешествие из Палестины в Египет.
Однако перед этим он направляется в место под названием Вирсавия. Это было одно из родовых поместий еврейских патриархов. В этих местах пас свои стада Авраам, здесь же долгое время жил Исаак, здесь прошла значительная часть жизни и самого Иакова. В этом дорогом для его сердца месте Иаков обращается к Богу в молитве. Несмотря на такие радостные вести и приглашение любимого сына, его мучают сомнения. Дело в том, что именно Бог привел его деда Авраама в Палестину. Он обещал ему, что от него произойдет великий народ, который станет полноправным хозяином этих земель. А теперь, что же получается, Иаков должен покинуть пределы Земли Обетованной? Кроме того еврейский патриарх помнит о предсказании, которое давным-давно Бог дал Аврааму. По его словам, евреи будут долгое время находиться в рабстве в чужой стране. Иаков боится стать непосредственной причиной этих бедствий. Однако Господь рассеивает все сомнения патриарха. Все что происходит с ним и с его людьми — происходит исключительно по Промыслу Творца. Именно в Египте евреям суждено стать великим народом. Господь обещает, что позаботиться о них и в свое время Сам выведет их из Египта.
Как необычно и даже странно действует Промысел Божий в судьбе человека! Если бы Иосиф не был продан в рабство, евреи никогда бы не переселились в Египет. Скорее всего, они смешались бы с местным языческим населением Палестины и окончательно пропали бы с арены мировой истории. Именно в Египте для них были созданы такие условия, в которых они сохранили свою идентичность и стали многочисленным, монолитным народом. Если сюда пришло всего лишь несколько сотен человек, то вышло, по словам Писания, около 600 тысяч только мужчин, способных воевать. Благодаря этому Израиль наконец-то смог овладеть той землей, которую Бог обещал родоначальникам еврейского народа, патриархам Аврааму, Исааку и Иакову. Здесь в Палестине евреи создали великую нацию. Из ее лона однажды и родился Тот, Кто избавил все человечества от греха, проклятия и смерти.
***
(Книга пророка Исаии 65:8-16)
Иеромонах Феоктист (Игумнов)
Самые любопытные вопросы священникам задают молодые люди. А среди молодых людей особой пытливостью отличаются девочки, студентки ведущих вузов. Недавно одна из таких девочек живо интересовалась вопросом о том, как говорить о христианстве с теми, для кого Евангелие не авторитет. А другая умненькая девочка задалась более глобальным вопросом: а почему именно христианство истина? Обе девочки выросли в христианских семьях, и сейчас они переживают естественный для думающего человека кризис, пытаются найти свой личный путь богообщения, пытаются дать самим себе ответы на самые важные вопросы бытия. Обеих вопрошающих я отправил к пророку Исайе. Исайя идеально подходят для ответа на эти вопросы. Он говорит и о Христе, он говорит и о христианстве, но при этом сам он жил задолго до Рождества Христова. Церковь своей великопостной подборкой чтений из книги пророка Исайи избавляет нас от труда чтения всей книги и преподносит нам самые важные, самые яркие места книги. Мы слышим: «убьёт тебя Господь Бог, а рабов Своих назовёт иным именем, которым кто будет благословлять себя на земле, будет благословляться Богом истины». Исайя обращается к народу Иудеи. Он предупреждает о действиях Бога по отношению к этому народу в том случае, если народ Божий отвернётся от своего Творца. Отвернуться от Него можно разными способами. Исайя делает акцент на уклонение в язычество: «оставили Господа, забыли святую гору Мою, приготовляете трапезу для Гада и растворяете полную чашу для Мени», пророк упоминает имена языческих богов, к служению которым устремлены его соплеменники. Но уклонение от истинного богопочитания может проявляться не только в грубых языческих культах. Значительно опаснее начать служить не Истинному Богу, а придуманному, плоду собственных благочестивых фантазий. Такое поклонение ничем не отличается от языческих культов. Ведь в обоих случаях речь идёт не о служении Истинному Живому Богу, а о служении плоду человеческого разума. Чем иным, как не исполнением слов пророка, можно объяснить национальную трагедию израильского народа, которую он пережил в первом веке по Рождестве Христовом? И о чем ином может свидетельствовать текст Исайи, как не об истинности христианства?
***
(Притчи Соломона, Глава 23:15-24:5)
Священник Стефан Домусчи
Наблюдая за жизнью мира, многие родители задают себе вопрос: как воспитать своего ребенка христианином? Задача эта, как показывают прошедшие годы церковного возрождения, очень непростая, потому что дело не в том, чтобы просто передать ребенку инструкцию, приучить его к тому, что хорошо, а что плохо…. Воспитание предполагает не столько передачу правила, сколько передачу живой и ясной веры, которая должна присутствовать в сердце родителя. Изнутри такой веры, человек воспринимает и саму нравственность не как систему запретов и повелений, которая дана Богом, но как естественные законы жизни. Он уже не называет последствия в грехов карой или наказанием, но осознает их как следствие того, что утеряна связь с Творцом.
Иными словами, родитель должен понимать, что воспитание будет успешным, только если сам он будет обладать живой верой и воспринимать нравственное поведение как ее естественное проявление. Он сможет научить детей заповедям, если для него самого они будут радостны, будут появлением его внутренней свободы.
Конечно, жизнь мира очень увлекательна. Порой пути ее заканчиваются отпадением от Бога, но нередко она не предлагает ничего греховного. Греховным чаще всего является не то, что предлагает мир, но забвение Бога, которое происходит из-за нашего увлечения миром.
Чтобы уметь различать эти пути и понимать их духовные последствия, важно иметь чуткую совесть, совесть которая научена слушать Бога, говорящего в ее глубине.
Когда человеку все время говорят, что мир есть зло, а он видит в мире не только зло, но и добро, у него возникает недоверие к говорящему. Конечно, мир во зле лежит. Но Писание говорит о нём не только это. Бог так возлюбил мир, что отдал Сына Своего Единородного, чтобы через веру в Него можно было обрести жизнь вечную.
Говоря о мире с молодыми людьми, важно говорить им правду, потому что правда есть часть той самой праведной жизни, к которой мы их призываем.
Сегодняшнее чтение построено как монолог отца, который воспитывает и наставляет собственного сына. Начинается оно с того, что премудрый Соломон, а через него Сам Господь призывает не завидовать грешникам, потому что жизнь их лишь кажется беззаботной, тогда как на самом деле полна переживаний. Напротив, у праведника есть будущность и надежда его никогда не погибает. Мы думаем, что качество нашей жизни зависит от конкретных поступков, в то время как на деле в ней есть масса того, что от нас не зависит. Так, человек, который сохраняет в своем сердце связь с Богом, оказывается открыт радости и надежде. Он может переживать трудности, может быть в беде, но он никогда не отчаивается, потому что присутствие Божие поддерживает его. Он может не знать откуда в нем эта радость, может не понимать почему он всё ещё надеется и откуда у него силы. Но это будут силы Божии, который незримо его поддерживает.
Зная об этих законах, и более того, будучи их автором, Бог хочет сделать нашу жизнь легче и радостнее. Многим кажется, что Он дал такое количество запретов и повелений, что жизнь верующего предполагает не радость, но и одни скрупулёзные подсчеты хорошего и плохого. На самом деле, если мы увидим жизнь как процесс, мы поймём, что Бог ждёт от нас не поступков. Точнее не столько поступков. Именно поэтому мы слышим сегодня: «сын мой Отдай мне твое сердце и глаза твои Да наблюдают пути мои». Вот это и есть то самое главное, что нужно Богу: наше сердце. Не физический орган, конечно, но сердцевина нашей внутренней жизни, жизни нас как личностей. Когда она будет Божией, такой станет и в вся наша жизнь изменится. Научиться жить так самим и научить этому детей и есть самый верный путь христианского воспитания.
Архимандрит Лазарь (Абашидзе)
Люди, не понимающие духовных основ того, что происходит в мире, судят о делах человеческих очень поверхностно: они разделяют деятельность человека на явно греховную, злую и на добрую, похвальную – только по самому внешнему ее проявлению, стараясь провести между той и другой некоторую приблизительную границу, пользуясь самыми расплывчатыми, неустойчивыми мерками добра и зла – по законам мира. Мир же сам в себе не имеет той истины, которая открыла бы ему настоящую цену вещей; только один закон дает ясное определение тому, что есть грех, что есть благо, что есть что, – это закон Евангельский. Законы мира сего иногда, в некоторых пунктах своих пытаются быть похожими на законы христианские, но это только по наружности; на самом же деле все там по другому.
Человек, после своего падения хотя весь и поработился греху, стал уродливым, больным, озлобленным, но некоторые задатки естественного добра, вложенные при сотворении в него Создателем, еще сохранились, хотя и не имеют уже чистоты и святости, но растворены ядом греха. На этих-то жалких останках человек и стал строить свои учения о добром и нравственном, о любви и справедливости. Но такая оскверненная нечистотой «правда» человеческая не может научить его истинному добру, не может оживлять и исцелять душу, скорее вводит ее в великое заблуждение.
Люди неверующие тоже делают не мало красивых, будто даже похвальных дел, совершают многие добродетели, подвиги милосердия, любви, самопожертвования; иногда отдают жизнь свою ради ближнего своего, дают последний кусок хлеба голодному, помогают друг другу в беде, жертвуют свое имущество на разные добрые дела; встречаются удивительные, даже героические поступки, можно привести такие примеры, что многие будут тронуты ими до глубины души. И все эти проявления добра, если они не основаны на Евангелии, если они вырастают не из глубины верующей христианской души, то все это, столь похвальное, – нечисто, осквернено падением, не имеет пред Богом той ценности, которую приписывают ему люди. Эту важную истину многие никак не могут принять сегодня; услышав сказанное, многие недоумевают, обижаются, некоторые гневаются.
И правда, слышится странно: человек совершает высокий подвиг, жертвует жизнью ради ближнего, умирает ради того, чтоб другой мог счастливо жить, – и за душу такого героя можно сомневаться, что она спасена; ему может еще грозить ад? Разве такой поступок не омывает всех грехов человека? Звучит как будто жестоко. Но посмотрим с другой стороны: если этот герой не ради Христа, не по учению Евангелия, не из веры христианской почерпнул силы в подвиге, если не Христовой силой совершилось это самопожертвование, не во имя Божие, то тогда выходило бы, что и без веры, и без Христова искупления человек может спастись; значило бы, что в самом падшем человеке сохранилась та сила и чистота, которые достаточны для его оживления, для того, чтоб ему самому вырваться из цепей греха. Тогда зачем понадобилась страшная Жертва Голгофская, зачем учение Христово, Евангелие, Церковь? Зачем Таинства, молитвы, посты, подвиги христианские? Тогда было бы достаточно только одного желания нашего и усилия воли, даже и вера не нужна... Как же это?
Дело в том, что совершать добрые дела, прекрасные дела, похвальные дела и дела веры – не одно и тоже! Дела добрые, совершаемые без веры, без Бога, посвящены миру сему, от мира сего они и получают плату: славу, честь, почет. Славы вечной, небесной они чужды. А дела веры имеют внутреннее посвящение Богу, творятся молитвой, с обращением к Богу, сколько возможно сокровеннее, чтоб ведал один Бог; такие дела имеют меньше впечатления внешнего, зато принимает их Господь, воздает за них славу в будущей жизни.
И вообще не правильно считать спасение души и наследие Царствия Небесного прямо зависящими от наших добрых дел. Бог милует человека и спасает не за его добрые дела, а за его верующее, сокрушенное и смирившееся сердце. Конечно, вера эта без дел быть не должна, да и не может, она обязательно воплотиться в конкретные дела, и дела эти будут непременно самые добрые и святые, так как этим делам учит верующего Сам Господь.
Поэтому-то неправильно проповедовать людям абстрактное добро, учить их любить ближнего, быть милосердными, добрыми, не говоря при этом о том, что этого они никак не смогут сделать правильно, свято, богоугодно без учения Евангельского, без Церкви, без благодати Святого Духа, которую они могут получить только в храме через святые таинства. Если этого не говорить, то люди будут думать, что они могут, если захотят, сами прекрасно решить свои проблемы – без Церкви, без таинств, без благодати Святого Духа, без Христа.
В миру совершаются часто добрые поступки, но еще чаще злые. И грехи мира гораздо изощреннее и разнообразнее, чем благие дела в нем. Эти грехи так близко прикасаются к тому добру, что как бы и нет между ними противоречия. Один и тот же человек, который похваляем всеми за свои добрые дела, тут же совершает множество гадких дел, на которые никто не обращает внимания. Герой мира совершает какой-либо удивительный самоотверженный поступок, а до и после него творит что-либо самое подлое и низкое. Таковы добродетели мира сего: здесь любовь и ненависть рядом, здесь самопожертвование, геройство, милостыня, и тут же – эгоизм, себялюбие, высокомерие. На самом же деле и то и другое зиждется на пагубных страстях. Добро там как будто существует для того, чтоб оттенять и придавать большую сладость греху, обострять его вкус. Само это добро пьет корнями своими оскверненную воду, тайные гордые, тщеславные помыслы тут же заглушают всякое искреннее, несколько возвышенное стремление души.
В каждом деле важно заглянуть в глубь сердца, в тайники сокровенных наших помыслов. Всякое дело, прежде чем мы на него решимся, бывает взвешено и расценено внутренними нашими силами, там происходит что-то вроде некоторого тайного совета: сердце говорит свои «за» и «против», ум – свои, чувства, плоть, наши страсти, привязанности, слабости – все здесь пытается вставить свое слово; и если на этом совете выносится суд справедливый, дело решается по Христовым законам, то оно будет совершаться во спасение души; если же будет допущено лукавствие в пользу какой-либо страсти, с тайной мыслью напитать эту страсть, то совершаемое дело, какой бы внешне благолепный вид оно ни имело, принесет душе скорее вред, чем пользу. И любой маленький и едва заметный поступок, шаг – всегда сопровождаются внутри нас этим внутренним посвящением во чье-то имя, совершаются ради земного или небесного, Божьего или человеческого. И часто само это посвящение имеет большее значение, чем совершаемое наружно дело, в нем-то и заключается главная цена совершаемого пред Богом.
|