17 февраля 2019 года

Предыдущий день

ЧТЕНИЕ ЕВАНГЕЛИЯ НА КАЖДЫЙ ДЕНЬ

НЕДЕЛЯ О МЫТАРЕ И ФАРИСЕЕ

(2Тим.3:10–15; Лк.18:10–14)

   
Толкование воскресного Евангелия.
Неделя о мытаре и фаресее.

Протоиерей Александр Шаргунов

Два человека вошли в храм помолиться. Один фарисей, а другой мытарь. Два человека, два грешника с одной только разницей, что фарисей не видел себя грешником, а мытарь глубоко сознавал и переживал это. Фарисей стал на видном месте, посередине храма или перед самым алтарем, он – достойная личность в обществе и в Церкви, а мытарь, не смея пройти вперед, стал у самого порога, как сказано в Евангелии, вдали.

Евангелие святого апостола Луки, глава 18, стихи 10-14:

10 два человека вошли в храм помолиться: один фарисей, а другой мытарь.
11 Фарисей, став, молился сам в себе так: Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь:
12 пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю.
13 Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: Боже! будь милостив ко мне грешнику!
14 Сказываю вам, что сей пошел оправданным в дом свой более, нежели тот: ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится.

2-е Послание апостола Павла к Тимофею, Глава 3, стихи 10 - 15:

10 А ты последовал мне в учении, житии, расположении, вере, великодушии, любви, терпении,
11 в гонениях, страданиях, постигших меня в Антиохии, Иконии, Листрах; каковые гонения я перенес, и от всех избавил меня Господь.
12 Да и все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы.
13 Злые же люди и обманщики будут преуспевать во зле, вводя в заблуждение и заблуждаясь.
14 А ты пребывай в том, чему научен и что тебе вверено, зная, кем ты научен.
15 Притом же ты из детства знаешь священные писания, которые могут умудрить тебя во спасение верою во Христа Иисуса.

Феофилакт Болгарский. Толкование на Евангелие от Луки

(Лк. 18:10-14) Лк.18:10. два человека вошли в храм помолиться: один фарисей, а другой мытарь.

Господь не перестает истреблять страсть высокомерия сильнейшими доводами. Поскольку она более всех страстей смущает умы людей, постольку Господь и учит о ней часто и много. Так и теперь Он врачует худший вид ее. Ибо много отраслей самолюбия. От него рождаются: самомнение, хвастовство, тщеславие и пагубнейшее всех высокомерие. Высокомерие есть отвержение Бога. Ибо когда кто совершенства приписывает не Богу, а себе, тот что иное делает, как не отрицает Бога и восстает против Него? Сию-то богопротивную страсть, против которой Господь вооружается, как неприятель против неприятеля, Господь обещает уврачевать настоящей притчей. Ибо Он говорит ее к тем, кои уверены были о себе и не приписывали всего Богу, а поэтому и других уничижали, и показывает, что праведность, хотя бы она заслуживала удивления в прочих отношениях и приближала человека к Самому Богу, но если допустит до себя высокомерие, низвергает человека на самую низшую степень и уподобляет его бесу, иногда принимающему на себя вид равного Богу.

Лк.18:11. Фарисей, став, молился сам в себе так: Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь:
Лк.18:12. пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, чтó приобретаю.

Начальные слова фарисея похожи на слова человека признательного; ибо он говорит: благодарю Тебя, Боже! Но последующая его речь исполнена решительного безумия. Ибо он не сказал: благодарю Тебя, что Ты удалил меня от неправды, от грабительства, но как? – что я не таков «есть». Совершенство приписал себе и собственной своей силе. А осуждать других, как это свойственно человеку, знающему, что все, что ни есть, он имеет от Бога? Ибо если бы он был уверен, что он по благодати имеет чужие блага, то без сомнения не стал бы уничижать других, представляя себе в уме, что и он, по отношению к собственной его силе, равно наг, а по милости облечен даром. Поэтому фарисей, как приписывающий совершенные дела собственной силе, высокомерен, а отсюда дошел и до осуждения других. Господь обозначает высокомерие и отсутствие смиренномудрия в фарисее и словом: «став». Ибо у смиренномудрого и вид смиренномудрый, а фарисей и во внешнем поведении обнаруживал тщеславие. Правда, и о мытаре сказано: «стоя», но смотри, что далее прибавлено: «не смел даже поднять глаз на небо». Поэтому стояние его было вместе и преклонением, а у фарисея и глаза, и сердце поднимались к небу.

Посмотри и на порядок, какой представляется в молитве фарисея. Сначала он сказал, каков он не есть, а потом перечислил и то, каков он есть. Сказав, «я не таков-то, как прочие люди», он выставляет и разные добродетели: «пощусь два раза в неделю, даю десятую часть от всего, что приобретаю». Ибо должно не только уклоняться от зла, но и творить добро (Пс.33:15). И прежде должно удалиться от зла, а потом приступить к добродетели, подобно тому, как желая из мутного источника почерпнуть чистой воды, ты должен прежде вычистить грязь, а потом уже можешь черпать чистую воду. Приметь и то, что фарисей не сказал в единственном числе: я не грабитель, не прелюбодей, как прочие. Он не позволил даже просто на словах приложить поносное имя единственно к своему лицу, но употребил сии названия во множественном числе, о прочих. Сказав, я не таков как прочие, он противопоставил сему: «пощусь два раза в неделю», то есть два дня в неделю. Речь фарисея могла иметь глубокий смысл. Вопреки страсти прелюбодеяния он хвалится постом. Ибо похоть рождается от чувственного пресыщения. Так он, удручая тело постом, был очень далек от подобных страстей. А фарисеи подлинно постились во второй день недели и в пятый. Названию грабителей и обидчиков фарисей противопоставил то, что он дает десятую часть от всего, что приобретает. Грабительство, – говорит он, – и нанесение обид столько мне противны, что я отдаю даже мое собственное. По мнению некоторых, Закон заповедует вообще и навсегда десятину, а те, кои глубже исследуют его, находят, что он предписывает троякого рода десятину. Об этом подробно узнаешь из Второзакония (Втор.12, Втор.14), если приложишь внимание. Так вел себя фарисей.

Лк.18:13. Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: Боже! будь милостив ко мне грешнику!

А мытарь вел себя совершенно наоборот. Он стал вдали и очень был далек от фарисея не только по расстоянию места, но и по одежде, по словам и по сокрушению сердца. Он стыдился поднять глаза свои к небу, считая их недостойными созерцания горних предметов, так как они любили смотреть на блага земные и пользоваться оными. Он «ударял себя в грудь», как бы поражая сердце за лукавые советы и пробуждая оное от сна к сознанию, и ничего другого не говорил, кроме сего: «Боже! будь милостив ко мне грешнику». За все это мытарь «пошел... более... оправданным», чем фарисей. Ибо нечист пред Господом всякий высокосердый, и «Господь гордым противится, а смиренным... дает благодать» (Притч.3:34).

Лк.18:14. Сказываю вам, что сей пошел оправданным в дом свой более, нежели тот: ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится.

Иной, быть может, удивится, почему фарисей, хотя немного слов сказал с высокомудрием, однако ж осужден, а Иов и очень много высказал о себе великого (Иов.29:7–25), однако ж получил венец? Это потому, что фарисей стал пустословить на похвалу себе, тогда как никто не заставлял его, и осуждал других, когда не побуждала к этому никакая польза. А Иов вынужден был исчислять свои совершенства тем, что его стесняли друзья, налегали на него тяжелее самого несчастья, говорили, что он страдает за грехи, и исчислял свои добрые дела для славы Божией и для того, чтобы люди не ослабевали по пути добродетели. Ибо если б люди дошли до убеждения, что дела, которые творил Иов, были дела грешные и он страдает за них, то они стали бы удаляться от совершения этих самых дел и таким образом вместо страннолюбивых сделались бы негостеприимными, вместо милостивых и правдивых – немилосердыми и обидчиками. Ибо таковы были дела Иова. Итак, Иов исчисляет свои добрые дела для того, чтобы многие не потерпели вреда. Таковы были причины для Иова. Не говорим уже о том, что в самых словах его, по-видимому, велеречивых, просвечивает совершенное смиренномудрие. Ибо «если бы я был, – говорит, – как в прежние месяцы, как в те дни, когда Бог хранил меня» (Иов.29:2). Видишь ли, он все возлагает на Бога и не осуждает других, но скорее сам терпит осуждение от друзей. А на фарисея, который все к себе, а не к Богу, и без нужды осуждает других, справедливо наводится осуждение. Ибо всяк «возвышающий сам себя» унизится, будучи осужден Богом, «а унижающий себя чрез осуждение возвысится», будучи оправдан Богом. Так и сказано: «припомни Мне; станем судиться; говори ты, чтоб оправдаться» (Ис.43:26).

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

Свт. Феофан (Говоров), Затворник ВышенскийВчера учило нас Евангелие неотступности в молитве, а ныне учит смирению или чувству бесправности на услышание. Не присвояй себе права на услышание, но приступай к молитве, как никакого внимания недостойный, и дающий себе дерзновение отверзть уста и вознести молитву к Богу по одному беспредельному к нам бедным снисхождению Господа. И на мысль да не приходит тебе: я то и то сделал; подай же мне то-то. Все, что бы ты ни делал, почитай должным; ты должен был все то сделать. Если б не сделал, подвергся бы наказанию, а что сделал, тут не за что награждать, ничего особенного не явил ты. Вон фарисей перечислил свои права на услышание и вышел из церкви ни с чем. Худо не то, что он так делал, как говорил; так и следовало ему поступать, а худо то, что он выставил то, как особенное нечто, тогда как сделавши то и думать о том не следовало. – Избави нас, Господи, от этого фарисейского греха! Словами редко кто так говорит, но в чувстве сердца редко кто не бывает таким. Ибо отчего плохо молятся? Оттого, что чувствуют себя и без того в порядке находящимся пред Богом.

СОВРЕМЕННЫЕ КОММЕНТАРИИ
(Лк.18:10-14)

Протоиерей Павел Великанов

Притча о мытаре и фарисее задаёт определённую тональность особому периоду в богослужебном календаре Церкви — так называемым «подготовительным седмицам». На протяжение 3 недель идёт постепенный процесс вхождения в пространство Великого Поста — исключительного времени покаяния и глубинных перемен в душе. Подготовительные недели — это своего рода «прелюдия» к грядущей «основной теме» — и без этой «прелюдии» мы рискуем не услышать и не понять что-то очень значимое.

Если посмотреть беспристрастным взглядом, со стороны, то притча о мытаре и фарисее диссонирует с общим настроем Великого Поста. Почему? Ведь пост — это прежде всего подвиг воздержания, отсечения всего лишнего, не жизненно необходимого, строгая молитвенная дисциплина — одним словом, пространство для делания. То есть — всего того, что для фарисея было любимым и желанным занятием. Никто не принуждал его поститься дважды в неделю — причем это пост, как его понимали в древнем мире — полное воздержание от любой пищи и даже воды! Он сознательно, ради Бога ущемлял свои интересы, давая десятину с любого приобретения. В духовном смысле фарисей вполне успешен и состоятелен: его отношения с Богом вполне выстроены и понятны. Ему приятно осознавать, что он — не враг Богу, а Его достойный слуга.

Мытарь — полная противоположность. Он — за рамками какой бы то ни было религиозной системы. Он — в полной растерянности и беспомощности. У него нет чётко выверенной и утверждённой учёными старцами схемы взаимодействия с Господом Богом. Да если бы она и была — он понимает, что ему не по силам втиснуть свою привычную жизнь в жёсткий формат религиозности. Более того: его обличает совесть — и он в этом крике, вырывающемся из глубины души, просит только об одном: оказать ему милость. Ему нечего предложить Богу — в отличие от фарисея — он даже не может ничего пообещать — положение мытаря гарантированно безнадёжное с точки зрения закона — поэтому остаётся одно: просить милости.

Я очень хорошо помню ещё из давних школьных лет: когда ты не подготовился, а впереди — суровый опрос, есть только один выход — подойти к преподавателю, извиниться и попросить, чтобы в этот раз тебя не вызывали к доске. Как правило, это работало — если только не злоупотреблять. Что происходило по сути? Ты оказывался волей учителя как бы выведенным за рамки ситуации в классе: ведь у тебя с педагогом особая договорённость, особые, отличные от всех остальных, отношения — на этот урок! Причем здесь был очень непростой психологический момент — сообщая учителю, что ты не готов, ты обнажался перед ним, становился беззащитным — ведь он мог и специально тебя спросить и спокойно поставить двойку!

Мытарь молит Бога — понимая, что в его ситуации всё целиком будет зависеть только от решения Самого Господа Бога: ведь мытарь пришёл к Нему с пустыми руками! Вывод притчи, который делает Сам Иисус, был для слушателей шокирующим: из храма мытарь выходит более оправданным, чем фарисей. То есть, никакие подвиги сами по себе не значат ровным счётом ничего — если через них не происходит прорыва к качественно новым отношениям с Богом. Более того: чем выше напряжённость подвигов — тем выше риск накачать своё «эго» до фантастических размеров «подвижника» — по мнению которого, уже Сам Бог должен ощущать Себя в какой-то мере «должником».

Помоги же нам, Господи, не слишком высоко думать о значимости наших трудов — и не боятся открыть перед Тобой ту боль, которая кричит в нашей душе!

***

Священник Дмитрий Барицкий

В сегодняшней притче Господь предлагает нам два образа — образ фарисея и мытаря.

Кто такие были фарисеи? Это были хранители религиозного закона, борцы за веру. Благодаря им в свое время ни персидский зороастризм, ни греческое язычество не смогли ассимилировать веру в Единого Бога. Ко всему этому фарисеи были весьма благочестивы. За свою непоколебимость в соблюдении предписаний законодательства Моисея они пользовались почетом и уважением среди своих единоплеменников. Наконец, они были учителями народа. Людьми мудрыми, рассудительными, хорошо знающими древние предания. Иными словами, они были те, кто во все времена, во всяком месте является столпами традиционного уклада жизни, гарантами духовной стабильности и здоровья общества.

Давайте теперь обратимся к образу мытаря. Кто такие мытари? Это не просто сборщики налогов. Это евреи, которые собирали налог в пользу Рима, под властью которого находилась в то время Палестина. Иными словами, это были пособники оккупантов, которые обирали своих же собратьев. Предатели. Очевидно, что на такой шаг их часто толкала корысть, жажда наживы, да и просто подлость натуры.

Итак, наш фарисей отнюдь не отрицательный персонаж, каким мы его часто пытаемся себе представить. Совсем не обязательно видеть в его молитве следы бахвальства, тщеславия и превозношения над мытарем и другими грешниками. Он искренне благодарит Бога за то, что Тот оградил его от очень тяжких грехов, таких как блуд, разбой, предательство. Ведь и мы точно так благодарим Бога, проходя мимо тех, кто оказался на социальном дне, опустился до состояния, когда человек уже теряет всякий человеческий облик. «Спасибо тебе, Господи, что я не на их месте и у меня в жизни все относительно хорошо». Фарисей искренне благодарит Бога за то, что у него есть возможность Ему послужить: как положено поститься и поддерживать богослужения в храме установленной суммой денег. Согласитесь, дело не маловажное. И мы также часто говорим Богу спасибо за то, что приходим в Церковь и принимаем участие в таинствах. И ведь посмотрите, Христос не осуждает фарисея. Он выходит из храма оправданным.

И все же мытарь оправдывается в большей степени. Оправдывается единственно за то, что молится Богу в особом состоянии, которое называется сердечным сокрушением. Молится с болью в сердце за свое несовершенство и греховность.

Итак, эта притча указывает на важный духовный закон. Бог, безусловно, наградит тебя, если ты нравственно безупречен, если ты исполняешь Его заповеди, ходишь в храм, имеешь крепкую семью и уважение в обществе за свою добродетельную жизнь. Однако не это окончательный критерий подлинной праведности. Ведь зачастую наша чистота, наша нравственная безупречность и порядочность, зависят от обстоятельств, воспитания, образования, личного темперамента, тех перипетий, которые может быть выпали на нашу долю. Подлинная праведность начинается с сокрушения сердца, покаянного настроения и ощущения своего несовершенства перед Творцом. Именно это состояние способно привлечь к нам внимание Бога, в каком бы мерзком и скверном болоте мы не находились. Именно оно способно спасти даже тех, у кого совсем никаких надежд на спасения не осталось.

Иеромонах Феоктист Игумнов

У притчи, которую сегодня — в первый подготовительный день Великого поста — предлагает нашему вниманию Церковь, есть очевидное значение: она говорит о грехе гордыни. О том, что если человек над кем-то превозносится, с кем-то себя сравнивает и видит своё отличие в лучшую сторону, если он пытается указать Богу и ближним на свои достоинства и свою особенную праведность, если он пытается войти в некоторое подобие договорных отношений с Богом, то молитва такого человека не будет иметь должной силы. Впрочем, Христос и не вкладывает в уста приточного фарисея прошение о чем бы то ни было. В них есть только благодарное славословие, без каких-либо прошений. Очевидно, что этот человек не имел нужды в чем-либо, он был всем доволен. И, в первую очередь, самим собой.

Хотя причта о мытаре и фарисее, как и все прочие притчи, имеет в своей основе реальную историю, которая когда-то происходила или же теоретически может произойти, но в ней, тем не менее, содержится элемент некоторого преувеличения. Довольно сложно встретить такие беспримесные характеры: человека, который только благодарит за себя самого и при этом ничего не просит и человека, которой лишь взывает к милости.

Обычная человеческая молитва содержит в себе значительно больше элементов и прошений, в обычной молитве переплетаются самые разные мотивы. В ней можно увидеть исповедание веры, покаяние, прошение и славословие.

В христианстве все эти молитвенные мотивы пришли из одной единственной молитвы — молитвы Господней, «Отче наш». Любую другую молитву, ту, которую принимает Церковь исходя из своего вероучения и своего Предания, можно возвести к молитве Господней. Любая другая молитва в той или иной степени содержит в себе мотивы и элементы молитвы Господней. Но в молитве Господней нет места сравнению себя самого с другими людьми. Славословие и благодарение молитвы Господней не содержит в себе превозношения над кем бы то ни было. В ней мы просим для себя, благодарим за себя, но нас самих в ней нет. И недаром в ней нет местоимений первого лица единственного числа. Произнося её мы волей или неволей, но объединяемся с другими людьми. Её форма не подразумевает расчленения общества и вычленения самого себя и противопоставления себя кому бы то ни было. Напротив, молитва Господня, как и любая другая молитва, призвана соединить людей друг с другом и всех нас с Богом. Ту молитву, в которой есть дробление и противопоставление Бог, как мы видим из притчи, хотя и принимает, но вместе с этим даёт ей крайне низкую оценку.

Очевидно, что именно эти мысли и хочет донести до нас Церковь перед началом Великого поста. Мысли о том, что настоящая молитва должна объединять людей. И мысли, что молитва не должна кого-либо затрагивать негативным образом даже тогда, когда чей-то негативный пример нужен лишь для того, чтобы оттолкнуться от него и на его основе выстроить своё славословие.

ПРОПОВЕДЬ ДНЯ

О мытаре и фарисее
(2Тим.3:10–15; Лк.18:10–14)

Протоиерей Вячеслав Резников

Начинается приготовительное к Великому посту время. «Два человека вошли в храм помолиться», – звучат сегодня эти до слез знакомые слова. Хотя нас и много в храме, но Господь всегда видит только двоих. И в последующие недели будут: два сына одного отца; два человека, стоящие один по правую, а другой по левую сторону престола Судии; один идущий в вечную жизнь, а другой – в вечную муку.

А пока – два человека, пришедшие в храм: «один фарисей, а другой мытарь». И вот, мытарь, безжалостный и корыстный сборщик налогов, «пошел оправданным в дом свой более, нежели» фарисей, принадлежавший, по словам Апостола Павла, «к строжайшему в нашем вероисповедании учению»!

Но мало ли удивительного? Не удивительно ли, например, что, по словам Апостола, всегда, «все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы; злые же люди и обманщики будут преуспевать во зле, вводя в заблуждение и заблуждаясь»? Все удивительно и таинственно и в Божьем мире, и в нашей церковной жизни. И надо бы уже привыкнуть, что своей молитвой «да будет воля Твоя», – мы обрекаем себя непрестанно удивляться и недоумевать, а потом – плакать от неожиданного, мудрого и радостного, исхода.

Но вернемся к мытарю и фарисею и прикоснемся к тайне каждого. Господь приоткрывает, о чем «сам в себе» молился фарисей: «Боже! Благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь: пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю». Слышишь эту молитву, и чувствуешь, что перед фарисеем все время стена чужих грехов. За этой стеной уютно, потому что на этом фоне растешь и растешь в своих глазах. Но Бога-то за этой стеной совсем не видно!

А что же мытарь? А перед его глазами тоже только стена грехов. Но – грехов собственных. И ему не от кого отворачиваться, не от кого брезгливо отодвигаться. Стоя в храме, он все время помнит, кто он, где он, перед Кем он. Поэтому он не смеет даже «поднять глаза на небо», и только, «ударяя себя в грудь», без конца повторяет: «Боже! Будь милостив ко мне грешнику!»

Господь рассказал эту притчу для тех, «которые уверены были в себе, что они праведны, и уничижали других» (Лк.18:9). Он показал, что как нельзя одновременно смотреть вперед и назад, так невозможно видеть одновременно и свои, и чужие грехи. Когда занимаешься разглядыванием чужих, то не видишь своих, и не испытываешь нужды в покаянии. А когда по-настоящему увидишь свои, то обо всем забудешь, и начнешь, как мытарь, бить себя в грудь и плакать: «Боже! Будь милостив ко мне, грешнику!»

Мытарь ощутил духовную нищету, и Бог ему необходим, чтобы хоть во что-то одеться, и «чтобы не видна была срамота наготы» его (Откр.3:18). Мытарь открыт Богу, и стоит перед бездной Божьего милосердия, и в этом залог его будущего бесконечного обогащения. А фарисей ушел ни с чем, потому, что у него итак все есть, и Бог ему не нужен. Господь же, как в песне Пресвятой Девы, «алчущих исполнил благ, а богатящихся отпустил ни с чем».

Ладно, если бы фарисей хоть благодарил за помощь в борьбе с грехами. Но чувствуется, что он и не боролся, и не пролил ни пота, ни крови. Все досталось ему с рождения, даром. И он, как тот нерадивый раб, который получил от своего господина один талант, но не преумножил его, гордо заявляет: «вот тебе твое» (Мф.25:25). Фарисей хвалится, что у него нет таких грехов, как у «прочих людей». Но что же у него есть? А есть лишь то, что он постится два раза в неделю и дает десятину от всего, что приобретает.

И святая церковь заповедует в эту седмицу как раз не соблюдать поста в среду и пятницу. Это – чтобы мы осознали, что ни среда, ни пятница, ни десятина, – не заменит того, что «важнейшее в законе: суд, милость и веру» (Мф.23:23). Суд над собой, милость к падшим, и веру в Бога, Которому все одинаково дороги. Вот «сие надо делать», а потом уж «и того не оставлять».

А некоторые в эту седмицу все равно, вопреки церковному установлению, постятся. Почему же? А потому, что, как у того фарисея, у них ничего нет за душой: ни любви, ни милости, ни веры. У них есть только внешнее, только форма, которую всегда можно предъявить и которой всегда можно похвалиться. Отними у них эту форму, и они сразу почувствуют себя нагими и нищими. Но не перед Богом, а перед теми самыми «прочими людьми», над которыми превозносились, и с которыми не хотели иметь ничего общего.

Церковный календарь. 17 февраля

Читаем Евангелие вместе с Церковью. 17 февраля

Читаем Апостол. 17 февраля

Мульткалендарь. 17 февраля. Преподобный Кирилл Новоезерский

Благоверный князь Георгий Всеволодович

Этот день в истории. 17 февраля