Притча о неправедном судье и настойчивой вдове
2 говоря: в одном городе был судья, который Бога не боялся и людей не стыдился.
3 В том же городе была одна вдова, и она, приходя к нему, говорила: защити меня от соперника моего.
4 Но он долгое время не хотел. А после сказал сам в себе: хотя я и Бога не боюсь и людей не стыжусь,
5 но, как эта вдова не дает мне покоя, защищу ее, чтобы она не приходила больше докучать мне.
6 И сказал Господь: слышите, что говорит судья неправедный?
7 Бог ли не защитит избранных Своих, вопиющих к Нему день и ночь, хотя и медлит защищать их?
8 сказываю вам, что подаст им защиту вскоре. Но Сын Человеческий, придя, найдет ли веру на земле?
11 Верно слово: если мы с Ним умерли, то с Ним и оживем;
12 если терпим, то с Ним и царствовать будем; если отречемся, и Он отречется от нас;
13 если мы неверны, Он пребывает верен, ибо Себя отречься не может.
14 Сие напоминай, заклиная пред Господом не вступать в словопрения, что нимало не служит к пользе, а к расстройству слушающих.
15 Старайся представить себя Богу достойным, делателем неукоризненным, верно преподающим слово истины.
16 А непотребного пустословия удаляйся; ибо они еще более будут преуспевать в нечестии,
17 и слово их, как рак, будет распространяться. Таковы Именей и Филит,
18 которые отступили от истины, говоря, что воскресение уже было, и разрушают в некоторых веру.
19 Но твердое основание Божие стоит, имея печать сию: «познал Господь Своих»; и: «да отступит от неправды всякий, исповедующий имя Господа».
(Лк. 18:2-8) Лк.18:2. говоря: в одном городе был судья, который Бога не боялся и людей не стыдился.
Лк.18:3. В том же городе была одна вдова, и она, приходя к нему, говорила: защити меня от соперника моего.
Лк.18:4. Но он долгое время не хотел. А после сказал сам в себе: хотя я и Бога не боюсь и людей не стыжусь,
Лк.18:5. но, как эта вдова не дает мне покоя, защищу ее, чтобы она не приходила больше докучать мне.
Все это, – говорит, – имеет случиться с людьми того времени, но против этого великую помощь подает молитва, которую мы должны постоянно и с терпением творить, представляя себе то, как докучливость вдовы преклонила неправедного судью. Ибо если его, полного всякой злобы и не стыдившегося ни Бога, ни людей, постоянная просьба смягчила, то тем более не преклоним ли мы на милость Отца щедрот Бога, хотя Он в настоящее время и медлит? Смотри, не стыдиться людей – признак большой злобы. Ибо многие Бога не боятся, а разве только людей стыдятся, и потому менее грешат. Но кто перестал и людей стыдиться, в том уже верх злобы. Поэтому и Господь после поставил: «и людей не стыдился», говоря как бы так: судья и Бога не боялся, и что говорю, Бога не боялся? – он обнаруживал еще большую злобу, потому что и людей не стыдился.
Лк.18:6. И сказал Господь: слышите, что говорит судья неправедный?
Лк.18:7. Бог ли не защитит избранных Своих, вопиющих к Нему день и ночь, хотя и медлит защищать их?
Лк.18:8. сказываю вам, что подаст им защиту вскоре.
Притча сия научает нас, как мы много раз говорили, тому, чтобы мы не унывали в молитвах, подобно как и в другом месте сказано: кто из вас, имея друга, отошлет его, если он придет и постучится ночью? Ибо если не по чему другому, то по неотступности его отворит ему (Лк.11:5, 8). И еще: «Есть ли между вами такой человек, который, когда сын его попросит у него хлеба» и прочее? (Мф.7:9). Всем этим Господь внушает нам постоянное упражнение в молитвах.
Некоторые пытались как можно обстоятельнее изложить эту притчу и осмеливались прилагать ее к действительности. Вдова, – говорили они, – есть душа, отвергшая прежнего своего мужа, то есть диавола, который поэтому стал соперником, постоянно нападающим на нее. Она приходит к Богу, Судии неправды, который, то есть, осуждает неправду. Сей Судия Бога не боится, ибо Он един только Бог, и не имеет другого, которого мог бы бояться, и людей не стыдится, потому что «Бог не взирает на лице человека» (Гал.2:6). Над этой вдовой, над душой, постоянно просящей у Бога защиты от соперника ее – диавола, Бог умилостивляется, так как докучливость ее побеждает Его.
Такое разумение, кому угодно, пусть принимает. Оно передается для того только, чтоб не осталось безызвестным. Только Господь научает нас этим необходимости молиться и показывает, что если сей судия, беззаконный и полный всякой злобы, сжалился по причине беспрестанной просьбы, тем более Бог, начальник всякой правды, вскоре подаст защиту, хотя Он долго терпит и, по-видимому, не слушает просящих Его день и ночь. Научив нас этому и показав нам, что во время кончины мира нужно пользоваться молитвой против имеющих тогда случиться опасностей, Господь присовокупляет:
Но Сын Человеческий, придя, найдет ли веру на земле?
вопросительной речью показывая, что мало найдется тогда верующих. Ибо сын беззакония будет иметь тогда такую силу, что прельстил бы и избранных, если б можно было (Мф.24:24). О том, что встречается редко, Господь обыкновенно употребляет вопросительный образ речи. Например: «кто верный и благоразумный домоправитель» (Лк.12:42). И здесь, обозначая то же самое, именно: что сохраняющих веру в Бога и доверие друг к другу тогда будет очень малое число, Господь употребил помянутый вопрос.
Убеждая к молитве, Господь справедливо присовокупил слово о вере, поскольку вера составляет начало и основание всякой молитвы. Ибо напрасно будет человек молиться, если он не верует, что получит просимое на пользу (Иак.1:6–7). Поэтому Господь, научая молиться, упомянул и о вере, прикровенно давая знать, что немногим тогда можно будет молиться, поскольку и вера тогда найдется не во многих. Итак, Господь, придя на облаках, не найдет веры на земле, исключая разве немногих. Но Он произведет тогда веру. Ибо, хотя невольно, все исповедуют, что «Господь Иисус... в славу Бога Отца» (Флп.2:11), и если нужно назвать это верой, а не необходимостью, из неверных не останется никого, кто бы не поверил, что Спаситель один только тот, кого он прежде злохулил.
Чтобы сделать более впечатленною ту истину, «что должно всегда молиться и не унывать» (Лк.18:1), если не скоро услышится молитва, но все продолжать молиться, Господь сказал притчу, как судья, Бога не боявшийся и людей не стыдившийся, удовлетворил наконец прошение вдовицы, не потому чтоб Бога убоялся и людей постыдился, а потому одному, что вдова та не давала ему покоя. Так если такой человек загрубелый не устоял против неотступности прошения, Бог ли человеколюбивый и многомилостивый не исполнит прошения, неотступно со слезами и сокрушением к Нему возносимого?! И вот ответ на то, почему молитвы наши часто не слышатся. Потому что воссылаем прошения наши к Богу не усердно, будто мимоходом, и притом так, что помолившись однажды ныне, завтра ждем исполнения своей молитвы, не думая попотеть и преутрудить себя в молитве. Вот и не слышится и не исполняется молитва наша, потому что сами не исполняем, как следует, положенного для молитвы закона уповательной и усердной неотступности.
Протоиерей Александр Шаргунов
Господь говорит нам притчу о том, что должно всегда молиться и не унывать. «В одном городе был судья, который Бога не боялся и людей не стыдился». Не нужно уходить в века, чтобы представить образ такого судьи. Безбожие и бесчеловечность ужасны во всех, но особенно в тех, кто призван творить правосудие. Вместо того чтобы властью, ему данной от Бога (ибо нет власти не от Бога), творить добро, этот судья творит зло. И в этом же городе была одна вдова, которая много раз обращалась к судье, прося защитить ее от соперника. Долгое время тот не обращал на нее никакого внимания, но, в конце концов, сказал: «Хотя я и Бога не боюсь и людей не стыжусь, но, как эта вдова не дает мне покоя, защищу ее, чтобы она не приходила больше докучать мне».
Христос показывает силу настойчивой просьбы среди людей. Эта вдова добивается правды не благодаря праведности судьи или его способности к состраданию, но исключительно благодаря своей неотступности. Эта вдова — образ всех бедных, всех обездоленных, всех нищих, большинства людей, которые живут на земле. Она добивается того, что ей нужно, хотя ее положение кажется абсолютно безнадежным. У нее нет средств, чтобы заплатить этому судье, тем более, подкупить его. Но своей надоедливостью она, в конечном итоге, побеждает его.
Не то чтобы притча уподобляла Бога этому судье – напротив, Бог противопоставляется ему. Если судья неправедный вынужден был уступить вдове, тем более Бог, праведнейший и святейший, заступится за тех, кто непрестанно обращается к Нему. Требуется наше участие в нашем спасении, и Бог ждет его от нас. В этом Он не может заступить наше место. «Да будет воля Твоя», – говорим мы. Но есть ли наша воля жить так, чтобы мы могли произносить эти слова? Мы думаем иногда, что молиться – это легко. И что побыть час или даже два на службе в храме не представляет для нас особой трудности. Но если нужда заставит нас простоять на молитве всю ночь, мы начнем понимать, почему святые отцы говорят, что молиться за других – это кровь проливать. И чтобы достигнуть подлинной глубины, надо пройти долгий путь, и научиться ждать.
Божий народ – молящийся народ. Все чада Божии обращаются к Богу во всех неотложных нуждах. Наше преимущество и честь в том, что мы можем молиться. Это наш долг, и это наш постоянный труд. Самое главное – мы должны научиться постоянству в наших главных духовных прошениях. Мы должны особенно молить Бога защитить нас от «соперника» нашего, от врага рода человеческого. Мы должны быть исполнены заботы о страждущей Церкви нашей, и молиться, чтобы Бог подал избранным Своим защиту вскоре.
Но как часто бывает, мы молимся так – об избавления от зла, – и не получаем просимого. На земле все более умножается зло и несправедливость. «Где же Бог?» – спрашивают нас насмешливо люди. Но мы, христиане, должны знать, что несправедливость – в сердце человека, и она раскрывается в мире. Не Бог ответственен за это. Молитва необходима прежде всего, чтобы мы могли устоять в нашем катастрофическом и все более апокалиптическом времени. Речь идет не о том, чтобы добиться любой ценой своего, с настойчивостью евангельской вдовы, потому что это не принесет нам никакой пользы. Притча говорит об обратном. Если судья неправедный воздает по правде – той, которая непрестанно досаждает ему, – насколько больше Бог, любящий правду, услышит тех, кто обращается к Нему с искренностью и смирением. «И сказал Господь: слышите, что говорит судья неправедный? Бог ли не защитит избранных Своих, вопиющих к Нему день и ночь, хотя и медлит защищать их?» Бог пытается дать нам все, что у Него есть, а не часть, которую, как нам кажется, мы справедливо просим.
Беда человека в том, что он все время хочет ограничиться малым и остановиться. Господь же хочет, чтобы мы шли дальше и дальше, осознавали себя странниками и пришельцами на земле, а не стремились устроить на этой земле свое царство. Бог приходит к нам, вступает в нашу жизнь, чтобы всегда пребывать с нами. Мы слишком часто забываем об этом. Господь употребляет все средства, чтобы сдвинуть нас с места. Он заповедует нам – и это есть первая заповедь вечного блаженства – быть нищими. Кто не пережил физических или нравственных страданий, тот не знает, что значит молиться. Надо научиться молиться всей глубиной нашего существа, чтобы наша жизнь повернулась к Богу, вошла в тайну Бога, стала неотделимой от Него. Кто ищет Бога, тот должен всегда молиться, чтобы всегда пребывать в истине Божией. И Господь явит любящим правду – Свою правду.
Когда это произойдет? «Сказываю вам, что подаст им защиту – от всякой неправды – вскоре». Это «вскоре» перекликается с последними словами Апокалипсиса: «Ей, гряду скоро!» (Апок. 22:20). Самое необходимое в человеческой жизни – встреча с Богом. Молитва – это путь людей, которые однажды встретили Бога, и не хотят больше расставаться с Ним. Чтобы всегда молиться и не унывать, надо узнать, что мы Богом любимы всегда. И желать любить Бога всегда. Молитва есть дело любви между нами и Богом.
Однако Господь говорит: «Сын Человеческий, придя, найдет ли веру на земле?» В Его вопросе явно чувствуется сомнение. Нет, не найдет. Господь предвидит это. Вера – самое главное, что ищет Христос на земле. Прежде чем спросить: «Где ваша правда?», Он спрашивает: «Где ваша вера?» Это значит, что даже если у нас будет очень маленькая вера, Он найдет ее. И это значит также, что, придя на землю, Он найдет мало веры. Мало будет благочестивых людей. Многие имеют вид благочестия, но немногие имеют веру. Чтобы принять от Бога дух Его любви, надо много молиться. Только так мы сможем хранить верность правде. И, самое главное, – сподобиться достигнуть явления Господа в славе. Бог отвечает всегда. Однако Он не всегда дает то, что мы просим. Бог не идет навстречу нашим намерениям и желаниям, когда они сомнительны и неправедны. Но Он всегда дает, – как сказано в Евангелии, – Духа Святого (Лк. 11:13) алчущим и жаждущим правды.
***
Протоиерей Павел Великанов
Притча Спасителя о неправедном судье – очень утешительна. Иисус приводит образ, хорошо понятный Его современникам. Дело в том, что судопроизводство между евреями, как правило, производилось в суде иудейских старейшин – а герой притчи – это государственный чиновник, не иудей. Таких судей, которые назначались римскими властями, евреи очень не любили, и понятно почему: кому охота честно разбираться в проблемах оккупированного народа – да ещё и без выгоды для самого себя? Поэтому образ судьи – образ однозначно негативный: в народе их прямо называли – «судьи-грабители»: они действительно и Бога еврейского не боялись, потому что были язычниками, и людей не стыдились – потому что их просто презирали.
В Своей речи Спаситель использует традиционный для раввинов риторический приём, позволяющий значительно усилить эмоциональную составляющую назидания: если даже такой, совершенно незаинтересованный человек, не может устоять перед неотступностью вдовы – и вынужден выполнить её просьбу – ради собственного покоя и безопасности – то что же можно сказать о Господе Боге? О Боге, для Которого каждый человек – возлюбленный сын – а не презренный чужеземец!
Ключевое слово притчи – неотступность. Спаситель призывает к неотступности в молитве – увязывая напрямую это качество с верой. Казалось бы, тут совершенно нет никакой очевидной связи, скорее, даже наоборот. Разве не думаем мы, что если иметь сильную веру – достаточно один раз помолиться – и получить желаемое? А в сегодняшней притче Христос говорит прямо противоположное: тот, кто неотступен в своей молитве – даже если ничего не получает – свидетельствует о силе и глубине своей веры!
Мы подходим к очень важному моменту – который заключён в последней фразе сегодняшнего чтения, когда Спаситель задаёт риторический вопрос: когда придёт Сын Человеческий – то есть Мессия – найдёт ли он веру на земле? Получается, что Бог не просто так медлит в исполнении наших просьб: для этого у Него есть какие-то достаточно веские основания! И, похоже, для него наша готовность быть усердными, не унывать, когда никакого явного результата молитвы не видно – гораздо важнее самого предмета, о котором мы молимся! Мы видим, как Бог выступает в качестве высокопрофессионального… тренера – который всегда держит своего подопечного в достаточно высоком тонусе – но при этом никогда не задирает планку слишком высоко, чтобы он надорвался.
Что происходит с нами, когда Бог не торопится выполнять наши просьбы? Конечно, мы можем просто обидеться на Бога – что Он такой непослушный – и вредный. И это – вполне возможный вариант. Такая позиция – яркое свидетельство нашего неверия, причём не просто неверия, а потребительского отношения к Господу Богу: для нас Он – не более чем инструмент – в данной ситуации – неработающий и неэффективный. Второй вариант – подождать. Запрос в небо отправлен – надо теперь набраться терпения. Такая позиция – уже лучше: мы разрешаем тем самым Богу действовать так, как Ему – а не нам – удобно.
Но гораздо ближе к идеалу вот какое расположение души – когда человек, даже не получая просимого, усердно молится Богу – и от самой молитвы получает великое утешение и поддержку. В такой ситуации Бог уже не эксплуатируется как универсальная палочка-выручалочка: Он становится подлинным Богом, Творцом и Хозяином всего мироздания. Мы же – веруя, что Его добрые дети – целиком доверяем Ему – что, где и когда сделать нам – и с благодарностью принимаем любой ответ, какой бы ни получили. И даже отсутствие ответа – это тоже для нас – нормальный и приемлемый ответ.
Помоги же нам, Господи, учиться неотступности в молитве – и благодарности за любой ответ, какой бы мы от Тебя ни получили!
***
Священник Стефан Домусчи
Многим из нас знакомо чувство одиночества. Причем одиночества не столько бытового, когда человек в следствие стечения тех или иных обстоятельств на время остается один. Скорее речь идет о том глубоком чувстве разобщенности с окружающими, оставленности всеми и даже Богом, которое иногда посещает человека. Осознавая себя одним, человек может прийти к унынию и даже отчаянию. Сложность ситуации заключается обычно в том, что размышляя о причинах подобного состояния человек должен решить, что в этом состоянии зависит от него, а что от окружающих людей и Бога.
Беседуя с учениками, Христос нередко приводит очень яркие живые примеры. В сегодняшнем чтении мы видим вдову, которая осталась без помощников в своей беде. Она осталась одна и пытается добиться справедливости в мире, жизнь которого олицетворяется неправедным судией, который, по словам Христа, Бога не боится и людей не стыдится.
Ей нужна была защита и помощь, но судья не желает ее поддерживать. Слова причти беспощадны в своей правдивости, потому что о судье не говорится ничего оправдательного. Обычно, даже если человек не желает поступить милосердно, он говорит хоть что-то, чтобы оправдать свою жестокость, приводит в качестве оснований объективные обстоятельства, не позволяющие поступить иначе. Но Христос говорит о нем прямо: не хотел помочь. Не менее правдивы и слова судьи о самом себе, ведь он прямо признается, в том, что не стыдится людей и не боится Бога, т.е. живет без ориентации на какие-либо нормы.
И вот в этом страшном и одиноком мире вдова не опускает рук, но верит, что он не абсолютно жесток, что и в нем возможна справедливость, пусть даже достигнутая таким путем. И так и или иначе, ее вера и труд оказывается оправданным, потому что судья, пусть и не из добрых намерений, все же помогает ей.
Ее труд и обращение к судье, Христос соотносит с нашими молитвами к Богу. Каждый верующий человек в трудной ситуации обращается к Нему и надеется на Его помощь. И наверное у большинства просящих есть опыт безответной молитвы, когда ты просил но так и не был услышан. Каждый понимает, какие мысли могут возникнуть в такой момент…
Рассказав ученикам притчу, Христос ставит их перед вопросом: как они воспринимают Бога? Они просят, они бывают в трудных ситуациях и не получают ответа… Неужели Он хуже того судьи, который помог надоевшей вдове? Неужели Он не защитит избранных Своих, вопиющих к Нему день и ночь? Неужели не подаст им защиту вскоре?
Нет, Бог совсем другой. Бог бесконечно близок к каждому из нас, даже тогда, когда нам кажется, что мы одни и у нас нет сил бороться… Для того, чтобы это понять и почувствовать надо кое-что знать о молитве, потому что она есть истинное богообщение.
Во-первых, молитва предполагает доверие. Если ты требуешь исполнения только своей воли, значит ты не доверяешь Ему, значит просто хочешь использовать Его, но не быть с Ним.
Во-вторых, она предполагает, что ты со своей стороны тоже приложишь усилие. Ведь молитва – это не обязанность, это возможность. Возможность сказать Богу свое слово, возможность быть услышанным в своей нужде.
И вот об этом Христос говорит с некоторой грустью. Бог готов помогать людям, но есть ли у этих людей вера, когда они Его просят и действительно ли им нужно просимое, если они отступаются почти сразу?
Будем же доверять Богу, верить в Его поддержку и участие… Но не будем при этом забывать, что в этой поддержке, Он не действует вместо нас, но только вместе с нами.
О необходимости вопиять к Богу день и ночь
(2Тим.2:11–19; Лк.18:2–8)
Протоиерей Вячеслав Резников
Господь Иисус Христос сказал, «что должно всегда молиться и не унывать», и что Бог непременно «защитит избранных Своих, вопиющих к Нему день и ночь, хотя и медлит защитить их». А в подтверждение – рассказал притчу, как некая вдова упорно просила бессовестного судию защитить ее. И так она ему надоела, что он сделал-таки по ее просьбе. А уж что тогда говорить о Боге, о нашем любящем Отце!
Однако же обратим внимание, что, согласно этой притче, на прямую помощь Бога может рассчитывать только тот, кто уже исчерпал все данные Богом возможности, и – взывает «к Нему день и ночь»! А иной, отвергая всех врачей, просит, чтобы Бог Сам исцелил его. Иной просит, чтобы Бог дал все необходимое для жизни, вместо того, чтобы самому трудиться. Иной – просит освобождения от гнета врагов, вместо того, чтобы отважно, не щадя себя, встать грудью против них, или – смиренно просить мира, просить пощады, поступившись для этого своей гордостью или частью своего состояния.
Бывали в истории такие случаи. Маленькая страна гордо отвергает требование сильного соседа, пусть ущемляющее национальное самолюбие, но вполне справедливое. И что же? В результате начинается мировая война, конечно, с верой, что «с нами Бог»! А в результате – погибли миллионы, рухнула великая империя, заступившаяся за гордого союзника, и в этой бывшей империи воцарился такой режим, от которого погибли еще десятки миллионов людей.
А вот – другой пример, из наших дней. Во время межнациональной войны одна группировка была окружена, и ей грозило полное уничтожение. И тогда ее предводитель пришел в стан врагов и смиренно, и даже униженно, на коленях, стал просить пощады для своих людей. И – спас свой народ, и врагов удержал от кровопролития. К сожалению, такие случаи только мелькают, а не ставятся перед властителями, в качестве примера, как надо служить своему народу, как добиваться его блага: не ценой чужой крови, а ценой победы над собой, над своей гордыней.
А вот – замечательный пример из нашей истории. Святой Димитрий Донской пришел к преподобному Сергию просить благословения на войну с идущим на Русь татарским ханом. Преподобный же сначала сказал: «Ты, князь, данник хана, ты обещал ему верность. Что ему надо? Может быть, золота? – Дай. Может быть, чести? – Так пойди, поклонись». Князь ответил: «Я пробовал и то, и другое». « Ну, если ты уже ничего не можешь сделать для сохранения мира и душ своих подданных, то – иди. Бог поможет тебе, и ты победишь». И – помним, как потом день и ночь стоял преподобный на молитве, испрашивая победу!
Все наши жизненные трудности не случайны. Нам необходимо упражняться в терпении, смирении и верности Богу. Это важнее побед, здоровья и преуспеяния в жизни. «Верно слово: если мы с Ним умерли, то с Ним и оживем; если терпим, то с Ним и царствовать будем; если отречемся, и Он отречется от нас». Но если даже «мы неверны», если все время пытаемся отклонить крест, сойти с него, обойти тесный путь, и, вопреки Его предостережению пойти широким путем, то все равно «Он пребывает верен». Он снова будет пытаться спасти нас, сужая путь жизни и побуждая снова взойти на крест. «Ибо Себя отречься не может».
|