7 января 2019 года. РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО

Предыдущий день

ЧТЕНИЕ ЕВАНГЕЛИЯ НА КАЖДЫЙ ДЕНЬ

РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО

(Гал.4:4–7; Мф.2:1–12)

   
Рождение Иисуса Христа Толкование Евангелия.
Рождество Бога и Спаса нашего Иисуса Христа

Протоиерей Александр Шаргунов

Рождество Христово — абсолютно непостижимая тайна, свободный дар благодати Божией. Никакие, самые великие и самые благородные человеческие усилия не могут заставить Бога сойти с небес. Мы можем только принять Его как благодать, предлагаемую Им. Рождество Христово было от Духа Святого и Марии Девы. Учение о девственном рождении Спасителя — Богооткровенная истина. Дух Святой, сотворивший мир, теперь творит Спасителя мира. Творец мира, веявший над водами и утверждавший жизнь на заре утра творения, Тот, Кто действовал в творении первого человека, совершает чудо всех веков, которое называется Воплощением. Бог, сотворивший человека из ничего, создавший жену из мужа без участия жены и мужа, сейчас творит Иисуса из Назарета без участия мужа. Святость этих слов постигается только действием в нас Святого Духа, совершившего тайну Воплощения.

Евангелие святого апостола Матфея, глава 2, стихи 1 - 12:

1 Когда же Иисус родился в Вифлееме Иудейском во дни царя Ирода, пришли в Иерусалим волхвы с востока и говорят:
2 где родившийся Царь Иудейский? ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему.
3 Услышав это, Ирод царь встревожился, и весь Иерусалим с ним.
4 И, собрав всех первосвященников и книжников народных, спрашивал у них: где должно родиться Христу?
5 Они же сказали ему: в Вифлееме Иудейском, ибо так написано через пророка:
6 и ты, Вифлеем, земля Иудина, ничем не меньше воеводств Иудиных, ибо из тебя произойдет Вождь, Который упасет народ Мой, Израиля.
7 Тогда Ирод, тайно призвав волхвов, выведал от них время появления звезды
8 и, послав их в Вифлеем, сказал: пойдите, тщательно разведайте о Младенце и, когда найдете, известите меня, чтобы и мне пойти поклониться Ему.
9 Они, выслушав царя, пошли. И се, звезда, которую видели они на востоке, шла перед ними, как наконец пришла и остановилась над местом, где был Младенец.
10 Увидев же звезду, они возрадовались радостью весьма великою,
11 и, войдя в дом, увидели Младенца с Мариею, Матерью Его, и, пав, поклонились Ему; и, открыв сокровища свои, принесли Ему дары: золото, ладан и смирну.
12 И, получив во сне откровение не возвращаться к Ироду, иным путем отошли в страну свою.

Послание апостола Павла к Галатам, Глава 4, стих 4 - 7:

4 но когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего (Единородного), Который родился от жены, подчинился закону,
5 чтобы искупить подзаконных, дабы нам получить усыновление.
6 А как вы — сыны, то Бог послал в сердца ваши Духа Сына Своего, вопиющего: «Авва, Отче!»
7 Посему ты уже не раб, но сын; а если сын, то и наследник Божий через Иисуса Христа.

Феофилакт Болгарский. Толкование на Евангелие от Матфея

(Мф.2:1-12) Мф.2:1. Когда же Иисус родился в Вифлееме иудейском

Вифлеем в переводе значит «дом хлеба», Иудея же – «исповедание». Да будет, чтобы и мы чрез исповедание сделались теперь домом хлеба духовного.

во дни Ирода

Матфей упоминает об Ироде, чтобы ты научился, что князья и цари от колена Иудина прекратились и в силу необходимости пришел Христос. Ибо Ирод был не иудей, но идумеянин, сын Антипатра от жены аравитянки. Когда же прекратились князья, пришло «ожидание языков», как пророчествовал Иаков.

царя,

Ибо был еще другой Ирод, четверовластник; поэтому Матфей указывает на царское достоинство.

пришли в Иерусалим волхвы

Для чего приходили волхвы? Для осуждения иудеев: ибо если волхвы, люди идолопоклонники, уверовали, то что остается в оправдание иудеям? Вместе с тем и для того, чтобы более просияла слава Христа, когда свидетельствуют волхвы, которые служили скорее демонам и были врагами Божиими.

c востока

И это для осуждения иудеев: ибо те из такой дали пришли поклониться Ему, евреи же, имея Христа, гнали Его.

И говорят:
Мф.2:2. где родившийся Царь Иудейский?

Говорят, что эти волхвы – потомки волхва Валаама, что они, найдя его предсказание: «воссияет звезда от Иакова и погубит князей моавитских», уразумели таинство Христа и потому пошли, желая видеть Рожденного.

ибо мы видели звезду Его на востоке

Когда услышишь о звезде, не думай, что эта была одна из тех, которые мы видим: это была божественная и ангельская сила, явившаяся в образе звезды. Так как волхвы были астрологами, то Господь привел их чрез знакомое для них, подобно тому, как Петра-рыбаря изумил множеством рыб, которых он поймал во имя Христа. Что звезда действительно была сила ангельская, видно из того, что она светила днем, из того, что она шла, когда шли волхвы, и стояла, когда они отдыхали, особенно же из того, что она шла от северной стороны, где Персия, к южной, где Иерусалим, – звезда же никогда не движется от севера к югу.

и пришли поклониться Ему.

Эти волхвы были, по-видимому, людьми большой добродетели. Ибо если они пожелали поклониться в чужой стране, то могли ли они не быть смелыми в Персии и не проповедовать?

Мф.2:3. Услышав это, Ирод царь встревожился, и весь Иерусалим с ним.

Ирод смутился, как иноплеменник, опасаясь за свою царскую власть, ибо знал, что он недостоин ее. Но иудеи, почему смущаются они? Ведь им должно было более радоваться тому, что у них будет царь, которому поклоняются теперь цари персидские. Но нравственная испорченность поистине безумное дело.

Мф.2:4. И, собрав всех первосвященников и книжников народных, спрашивал у них: где должно родиться Христу?

Учители народа были люди ученые, подобно тем, кого мы называем грамматиками. Их спрашивают по домостроительству Божию, чтобы они исповедали истину: и потому они подвергнутся осуждению, что распяли Того, Кого прежде исповедали.

Мф.2:5. Они же сказали ему: в Вифлееме Иудейском, ибо так написано чрез пророка:

Чрез какого пророка? Михея. Ибо тот говорит (Мих.5:2):

«и ты Вифлеем, земля Иудина, ничем не меньше воеводств Иудиных,

Этим городом, так как он был мал, пренебрегали; теперь же он сделался славным благодаря тому, что из него произошел Христос: ибо все от концов земли приходят поклониться этому святому Вифлеему.

ибо из тебя изыдет Вождь,

Хорошо сказал: «изыдет», а не «останется в тебе», ибо Христос не остался в Вифлееме, но вышел из него после рождения и большею частью жил в Назарете. Иудеи говорят, что это было предсказано о Зоровавеле, но ясно, что они лгут. Ведь Зоровавель родился не в Вифлееме, а в Вавилоне. Имя его «Зоро» значит семя и рождение, а «Вавель» – Вавилон, то есть в Вавилоне зачатый или рожденный. Но и пророчество ясно обличает их, говоря: «выходы Его из начала, от дней века». Кого другого исходы из начала и от дней века, как не Христа? Он имел два исхода или рождения: первое рождение из начала – от Отца, второе – от дней века, оно началось от Богородицы и совершилось во времени. Пусть же скажут иудеи, из начала ли произошел Зоровавель? Но они ничего не могут сказать.

Который упасет народ Мой, Израиля».

«Упасет», говорит, а не: будет тиранствовать или пожирать. Ибо другие цари – не пастыри, но волки, Христос же – Пастырь, как он Сам говорит: «Я есмь Пастырь добрый». Народом же израильским называет уверовавших как из среды евреев, так и из среды язычников: ибо «Израиль» в переводе значит: зрящий Бога (первый «Израиль» – Иаков, узревший Бога в борьбе с Ним, Быт.32:28–30); поэтому все зрящие Бога суть израильтяне, хотя бы они происходили из язычников.

Мф.2:7. Тогда Ирод, тайно призвав волхвов

Тайно призвал их Ирод из-за иудеев. Ибо он подозревал, что иудеи, может быть, много заботятся о Младенце и замышляют спасти Его, как имеющего освободить их. Поэтому тайно злоумышляет.

выведал от них время появления звезды

Тщательно разузнал. Ибо звезда явилась волхвам прежде, чем родился Господь. Так как им предстояло потратить много времени на путешествие, поэтому звезда явилась задолго, чтобы они поклонились Ему, когда Он находился еще в пеленах. Но некоторые говорят, что звезда явилась одновременно с рождением Христа и что волхвы шли в течение двух лет и нашли Господа не в пеленах и не в яслях, но в доме с Матерью, когда Ему было два года. Но ты считай лучшим сказанное раньше.

и, послав их в Вифлеем, сказал: пойдите, тщательно разведайте о Младенце

Не сказал: «о царе», но «о Младенце», потому что не выносил и имени, чем показал, как он безумствовал против Него.

и, когда найдете, известите меня, чтобы и мне пойти поклониться Ему.
Мф.2:9. Они, выслушав царя, пошли.

Сами искренние люди, они думали, что и он говорит без коварства.

И вот, звезда, которую видели они на востоке, шла перед ними,

Звезда, по домостроительству Божию, скрылась ненадолго для того, чтобы они спросили иудеев и чтобы смутился Ирод, а истина таким образом сделалась бы очевиднее. Когда же они вышли из Иерусалима, звезда опять явилась, руководя ими. Отсюда видно, что звезда была силой божественной.

как наконец пришла и остановилась над местом, где был Младенец.

И это дивно: ибо звезда сошла с высоты и, став ближе к земле, указала им место. Ибо если бы она показалась им с высоты, то как могли бы они частнее узнать место, где был Христос? Ибо звезды охватывают своим сиянием большое пространство. Поэтому и ты, может быть, увидишь луну над твоим домом, а я думаю, что она стоит только над моим домом. И всем вообще кажется, что над ним одним только стоит луна или другая звезда. И та звезда не указала бы Христа, если бы не сошла вниз и не стала как бы над главою Младенца.

Мф.2:10. Увидевши же звезду, они возрадовались радостью весьма великою,

Тому, что не ошиблись, а нашли, чего искали, – этому обрадовались.

Мф.2:11. и, войдя в дом, увидели Младенца с Мариею, Матерью Его,

После рождения Дева положила Младенца в яслях, ибо они не нашли тогда дома. Весьма вероятно, что после они нашли дом, в котором волхвы и обрели их. Ибо взошли в Вифлеем с той целью, чтобы, как говорит и Лука, записаться там, но так как для записи собралось громадное количество народа, то не нашли дома, и Господь родился в вертепе. Затем нашли дом, где волхвы и видели Господа.

и падше поклонились Ему;

Вот озарение души! Видели бедным и поклонились. Они убедились, что это – Бог, поэтому и принесли Ему дары, как Богу и как человеку. Ибо слушай:

и открыв сокровища свои, принесли Ему Дары: золото, ладан и смирну.

Золото принесли Ему, как царю, ибо царю мы, как подданные, приносим золото; ладан, как Богу, ибо Богу мы воскуряем фимиам; а смирну, как имеющему вкусить смерти, ибо иудеи со смирной погребают мертвецов, чтобы тело оставалось нетленным, ибо смирна, будучи сухой, сушит влагу и не позволяет червям зарождаться. Видишь же веру волхвов. Они из пророчества Валаама научились тому, что Господь и Бог, и Царь и что Он имеет умереть за нас. Но выслушай это пророчество. «Возлег, – говорит, – почил, как лев» (Чис.24:9). «Лев» обозначает царское достоинство, а «возлег» – умерщвление. «Благословляющий тебя благословится», Вот Божество, ибо одна только божественная природа имеет силу благословения.

Мф.2:12. И, получив во сне откровение не возвращаться к Ироду, иным путем отошли в страну свою.

Обрати внимание на последовательность! Сперва Бог звездою привел их (волхвов) к вере; затем, когда они пришли во Иерусалим, чрез пророка научил их, что Христос рождается в Вифлееме, и, наконец, чрез ангела. И они повиновались пророчеству, то есть божественной беседе. Таким образом, получивши откровение от Бога, обманули Ирода, не побоялись и преследования его, но дерзнули, полагаясь на силу Рожденного, и таким образом сделались истинными свидетелями.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

Свт. Феофан (Говоров), Затворник ВышенскийРождество Христово (Гал.4:4–7; Мф.2:1–12). Слава Тебе, Господи! И еще дождались мы светлых дней Рождества Христова: повеселимся же теперь и порадуемся. Св. Церковь нарочно для того, чтоб возвысить наше веселие в эти дни, учредила пред ними пост –некоторое стеснение, чтобы вступая в них мы чувствовали себя как бы исходящими на свободу. При всем том она никак не хочет, чтобы мы предавались услаждению только чувств и одним удовольствиям плотским. Но исстари, наименовав эти дни святками, требует, чтобы самое веселие наше в течение их было свято, как они святы. А чтобы не забылся кто веселясь, она вложила в уста нам краткую песнь во славу рождшегося Христа, которою остепеняет плоть и возвышает дух, указывая ему достойные дней этих занятия: «Христос раждается – славите»* и проч. Славьте же Христа, и славьте так, чтоб этим славословием усладились душа и сердце, и тем заглушился позыв ко всякому другому делу и занятию, обещающему какую-либо утеху. Славьте Христа: это не то, что составляйте длинные хвалебные песни Христу, нет; но если, помышляя или слушая о рождестве Христа Спасителя, вы невольно из глубины души воскликнете: слава Тебе, Господи, что родился Христос! – этого и довольно; это будет тихая песнь сердца, которая пройдет, однако же, небеса и внидет к Самому Богу. Воспроизведите немного пояснее то, что совершено для нас Господом – и вы увидите, как естественно ныне нам такое воззвание. Чтоб это было для нас легче, приравняем к этому следующие случаи. Заключенному в темнице и закованному в узы царь обещал свободу... Ждет заключенный день-другой, ждет месяцы и годы... не видит исполнения, но не теряет надежды, веря цареву слову. Наконец, показались признаки, что скоро-скоро; внимание его напрягается; он слышит шум приближающихся с веселым говором: вот спадают запоры и входит избавитель... Слава Тебе, Господи! восклицает невольно узник. Пришел конец моему заключению, скоро увижу свет Божий! Другой случай: больной, покрытый ранами и расслабленный всеми членами, переиспытал все лекарства и много переменил врачей; терпение его истощилось, и он готов был предаться отчаянному гореванию. Ему говорят: есть еще искуснейший врач, всех вылечивает и именно от таких болезней, как твоя; мы просили его – обещал прийти. Больной верит, возникает к надежде и ждет обещанного... Проходит час, другой, более – беспокойство снова начинает точить душу его... Уже под вечер кто-то подъехал... идет... отворилась дверь, и входит желанный... Слава Тебе, Господи! вскрикивает больной. Вот и еще случай: нависла грозная туча; мрак покрыл лицо земли; гром потрясает основания гор и молнии прорезывают небо из края в край: от этого все в страхе, словно настал конец мира. Когда же потом гроза проходит и небо проясняется; всякий, свободно вздыхая, говорит: Слава Тебе, Господи! Приблизьте эти случаи к себе и увидите, что в них вся наша история. Грозная туча гнева Божия была над нами, – пришел Господь-примиритель и разогнал эту тучу. Мы были покрыты ранами грехов и страстей – пришел Врач душ и исцелил нас... Были мы в узах рабства – пришел Освободитель и разрешил узы наши... Приблизьте все это к сердцу своему и восприимите чувствами своими, и вы не удержитесь, чтоб не воскликнуть: слава Тебе, Господи, что родился Христос! Не усиливаюсь словами моими привить к вам такую радость: это недоступно ни для какого слова. Дело, совершенное рождшимся Господом, касается каждого из нас. Вступающие в общение с Ним приемлют от Него свободу, врачевство, мир, обладают всем этим и вкушают сладость того. Тем, которые испытывают это в себе, незачем говорить: «радуйтесь», потому что они не могут не радоваться, а тем, которые не испытывают, что и говорить: «радуйтесь»; они не могут радоваться. Связанный по рукам и по ногам, сколько ни говори ему: «радуйся избавлению» – не возрадуется; покрытому ранами грехов откуда придет радость уврачевания? Как вздохнет свободно устрашаемый грозою гнева Божия? Таким можно только сказать: «пойдите вы к Младенцу повитому, лежащему в яслях, и ищите у Него избавления от всех обдержащих вас зол, ибо этот Младенец – Христос Спас мира». Желалось бы всех видеть радующимися именно этою радостию и нехотящими знать других радостей, но «не вси сущие от Израиля... – Израиль» (Рим.9:6). Начнутся теперь увеселения пустые, буйные, разжигающие похоти: глазерство, кружение, оборотничество. Любящим все это сколько ни говори:«укротитесь», они затыкают уши свои и не внемлют – и всегда доведут светлые дни праздника до того, что заставят милостивого Господа отвратить очи Свои от нас и сказать: «мерзость Мне все эти празднества ваши!» (ср. Ис.1:14, Ам.5:21) И действительно, многие из наших увеселений общественных воистину мерзость языческая, т. е. одни прямо перенесены к нам из языческого мира, а другие, хотя и позже явились, но пропитаны духом язычества. И как будто нарочно они изобретаются в большом количестве в дни Рождества и Пасхи. Увлекаясь ими, мы даем князю мира – мучителю своему, противнику Божию, повод говорить к Богу: «что сделал Ты мне рождеством Своим и воскресением? Все ко мне идут!» Но да проносятся чаще в глубине сердца нашего слова 50-го псалма: «Оправдишися во словесех Твоих и победиши внегда судити Ти» (Пс.50:6)... Нас увлекает просвещенная Европа... Да, там впервые восстановлены изгнанные было из мира мерзости языческие; оттуда уже перешли они и переходят и к нам. Вдохнув в себя этот адский угар, мы кружимся как помешанные, сами себя не помня. Но припомним двенадцатый год: зачем это приходили к нам французы? Бог послал их истребить то зло, которое мы у них же переняли. Покаялась тогда Россия, и Бог помиловал ее. А теперь, кажется, начал уже забываться тот урок. Если опомнимся, конечно, ничего не будет; а если не опомнимся, кто весть, может быть, опять пошлет на нас Господь таких же учителей наших, чтоб привели нас в чувство и поставили на путь исправления. Таков закон правды Божией: тем врачевать от греха, чем кто увлекается к нему. Это не пустые слова, но дело, утверждаемое голосом Церкви. Ведайте, православные, что Бог поругаем не бывает; и ведая это, веселитесь и радуйтесь в эти дни со страхом. Освятите светлый праздник святыми днями, занятиями и увеселениями, чтоб все, смотря на нас, сказали: у них святки, а не буйные какие-нибудь игрища нечестивцев и развратников, не знающих Бога. Конец, и Богу нашему слава! -------------------------------------------------------------------------------- * Ирмос 1-й песни 1-го канона Рождеству Христову.

СОВРЕМЕННЫЕ КОММЕНТАРИИ
(Мф.2:1–12)

протоиерей Павел Великанов

Как свидетельствуют не только иудейские, но и римские историки, накануне Рождества Христова в народах, населявших Средиземноморье, витало ощущение приближения какого-то очень важного события. Вергилий пишет Мессианскую эклогу о грядущих золотых днях; императору Августу воздают почести как спасителю мира, Иосиф Флавий пишет о всеобщем убеждении, что «некто станет царём земли». Поэтому нет ничего удивительного в том, когда в Иерусалиме появились волхвы с вопросом – где недавно родившийся Царь Иудейский? – этот вопрос встревожил весь город. Неужели всё-таки дождались? Но совсем иные переживания появились у Ирода Великого – жёсткого администратора, бесконечно подозрительного даже к самым близким людям. Недаром о нём, убившего свою жену Мариамну, её мать, троих собственных сыновей – римский император Август говорил: лучше быть свиньёй Ирода, нежели чем его сыном – просто безопасней. Решив использовать волхвов в качестве бесплатных осведомителей, он отправляет их в Вифлеем – чтобы они нашли Новорожденного Царя и сообщили ему – а он сам придёт и воздаст Ему достойные почести – на самом же деле собираясь устранить потенциального соперника.

Не будем повторять евангельскую историю о том, как волхвы, ведомые звездой, нашли Святое Семейство, как им было открыто не возвращаться в Иерусалим – дабы не оказаться невольными предателями Богомладенца – задумаемся лучше вот о чём. В мир приходит Бог – в человеческом теле, как Царь и Господин. Мир предвкушает это пришествие – он жаждет Мессию. Все устали от неопределённости, нестабильности, бесконечных и безуспешных восстаний против римской власти. Но Богу приходится входить в нашу земную реальность скрытно, непублично: лишь только немногие избранники удостоились стать свидетелями появления на свет Богомладенца. Казалось бы: что мешало Богу обставить рождение Своего Возлюбленного Сына так торжественно и пышно, чтобы все поняли, и даже Ирода бы проняло: с Иисусом действительно Сам Господь Бог, Ему бессмысленно противиться. Но почему-то Бог избирает совершенно иной путь: скромный, малозаметный, в пещере со скотом – а не в царских палатах, вместе с пастухами – а не с царедворцами и придворными. И здесь открывается удивительная черта нашего Бога: Его безграничная скромность. Он не хочет никому Себя навязывать. Вот почему Он и приходит под завесой самой обычной человеческой плоти. Наш Спаситель не выделялся из ряда обычных людей тех мест: в Нем не было ни особо большого роста, ни каких-то исключительных физических способностей, ни чарующей любой взор неописуемой красоты лица. Его трудно было распознать среди толпы простых иудеев – благодаря этому Он неоднократно мог спокойно смешаться с толпой и уйти, когда фарисеи были уже готовы Его просто растерзать за обличительные слова.

Но для того, кто хотел вслушаться в речи Иисуса, кто непредвзято наблюдал за тем, что и как Он делал – становилось очевидно: это – вовсе не обычный человек. У каждого из нас есть опыт, когда человек, ранее нами ничем не выделяемый, вдруг открывается какой-то особой стороной – и мы словно начинаем заглядывать в неожиданно приоткрывшиеся глубины его души, и понимаем: он – гораздо интереснее и сложнее, нежели чем мы были склонны считать ранее. И чаще всего чем глубже и богаче человек – тем менее он склонен декларировать вовне скрытые внутри его сердца сокровища. Богу, пришедшему во плоти, тем более не надо было завоёвывать чьи-то сердца. Тот, у кого сохранялось хотя бы малое чувство Божественного, легко мог распознать в Иисусе пришедшего спасти мир Мессию. Без всякой рекламы, пиара и продвижения в народные массы. Ненавязчивость – вот какое удивительное свойство Бога открыл родившийся Христос!

Сегодня Бог приходит в мир как немощный, беззащитный Младенец. Скоро Он вырастет в мальчика, потом – юношу, затем, возмужав, отправится на проповедь – которая перебудоражит всю Иудейскую землю, за что в итоге и пригвоздят Его на Крест. Будет и отчаяние учеников, и бездонная скорбь Его Матери – будет и Славное Тридневное Воскресение. Но обо всём этом пока ещё никто не знает: все смотрят умилённо на милого младенца – и даже не предполагают, какая суровая судьба Его ждёт.

Рождество – один из самых радостных праздников в году. Но не будем забывать, дорогие братья и сёстры, какой ценой досталось Богу наше спасение: и в самом радостном состоянии этих дней пусть будет хотя бы немного тихой благодарности нашему Богу за то, что Ему – ничего для нас не жалко!

***

священник Дмитрий Барицкий

Рассказ о Рождестве Христовом евангелиста Матфея вызывает у читателя ряд вопросов. И в первую очередь это вопросы исторического характера. Например, кто такие были эти волхвы, что за явление они видели в небе, какое дело Ироду до Иисуса и ряд других. Давайте постараемся дать на них ответ.

Давным-давно, когда еврейский народ под предводительством Моисея возвращался из египетского плена домой в Палестину, на границе с Землей Обетованной их встретили враги. Это были племена моавитян. Для того, чтобы одержать над евреями победу, моавитский царь призвал из Месопотамии могущественного колдуна по имени Валаам. Тот должен был наложить заклятие на Израиль и таким образом гарантировать его поражение. Однако Господь не дал ему этого сделать. Вместо проклятий, против своей воли, Валаам произнес благословение. Это было не просто благословение. Оно содержало в себе еще и пророчество о том, что однажды появится звезда, которая станет символом победы Израиля над всеми врагами. Издревле иудеи понимали эти слова как пророчество о появлении Мессии, Великом царе, Который вернет их государству былую славу. Существует предание, что волхвы, также как и некогда Валаам, пришли из Месопотамии. На это указывает греческое слово, которым они называются в Евангелии, – маги. Так в то время называли персидских жрецов зороастрийского культа Митры или же вавилонских мудрецов-астрологов. Так что волхвы вполне могли быть преемниками Валаама. Следовательно, они также могли хранить предание о чудесной звезде. Есть и другая версия. Во времена Вавилонского плена, когда все евреи были вынуждены покинуть Палестину и поселиться на территории Междуречья, пророк Даниил за свою мудрость был поставлен начальником вавилонских жрецов. Он и мог поведать своим коллегам об этом удивительном пророчестве.

Как бы то ни было, волхвы пришли в Иерусалим в поисках обещанного царя. Почему же Ирод так всполошился? Ирод был не еврей, а идумей. А потому престол Иерусалима он занимал незаконно. Это стало возможно благодаря его хитрости и военной поддержке Рима. Сам Ирод прекрасно осознавал, что если появится более-менее законный, то есть чистокровный представитель еврейской царской династии, его присутствие на престоле окажется под вопросом. А если это еще и обещанный Мессия, то, скорее всего, он с престолом потеряет и саму жизнь.

Это объясняет, почему вместе с Иродом встревожился и весь Иерусалим. Когда новость разнеслась по городу, каждому стало очевидно, что вот-вот начнется волна новых репрессий. Ведь Ирод постоянно видел вокруг себя заговоры, и искал изменников. Теперь он будет делать это с удвоенным энтузиазмом. Ведь речь идет о сторонниках Мессии, которых среди народа было огромное количество. А потому каждый рисковал попасть под горячую руку. Но вместе с тем это было и волнение радости. Каждый, услышав новость об исполнении пророчества, надеялся, что наступают времена избавления и процветания.

Что же за звезда привела волхвов к Богомладенцу? Ответ на этот вопрос пытаются дать ученые. Так, по расчетам некоторых астрономов, примерно в то самое время имел место, т.н. парад планет. Это явление, когда планеты Солнечной системы выстраиваются в одну линию. Простой человек этого не заметит, но маги-астрологи вполне могли об этом знать. Кто-то говорит, что это была комета. Однако христианские богословы утверждают: поскольку эта звезда останавливалась, а потом опять начинала свое движение, скорее всего это было явление не физического порядка, оно было сверхъестественное. Возможно, как говорит свт. Иоанн Златоуст, это было явление ангела.

Глубоко символичны и те дары, которые волхвы подарили младенцу Христу. Золото, ладан и смирну. Золото – как царю, который является владыкой Израиля и всего мира. Ладан – как первосвященнику, который однажды совершит великую жертву. Смирну, благовонный бальзам, предназначенный для умащивания тела покойника, – как человеку, которому предстоит умереть на кресте за каждого из нас. Совершить, таким образом, то самое великое жертвоприношение и даровать людям Свое царство.

ПРОПОВЕДЬ ДНЯ

Рождество Христово
(Гал.4:4–7; Мф.2:1–12)

Протоиерей Вячеслав Резников

Поражает, в какой глубочайшей тайне от людей совершилось пришествие в мир Царя этого мира! О чудесном рождении Предтечи Господня рассказывали «по всей нагорной стране Иудейской», а рождение Самого Спасителя не привлекло внимания. Мария была в зрелом возрасте, и для всех состояла в нормальном, законном браке. А само рождение, по промыслу Божию, произошло вдали от всех. Мария Сама и «спеленала Его, и положила Его в ясли» (Лк.2:7). Была ночь, все вокруг спали.

Но – вся вселенная всколыхнулась. Лука пишет о пастухах, «которые содержали ночную стражу у стада своего». «Вдруг предстал им Ангел». И тут же – «многочисленное воинство небесное, славящее Бога и взывающее: слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение»! Это читается в сочельник, накануне. А в самое Рождество слышим еще более удивительное свидетельство. Пришли неведомые люди «с востока, и говорят: где родившийся Царь Иудейский? Ибо мы видели звезду Его на востоке, и пришли поклониться Ему».

На всем – печать единого Творца. Все связано: и Ангелы, и звезды, и люди. И язычники тоже это чувствовали. Они всячески старались уловить связь видимого мира с человеческой судьбой. Особенно привлекали небесные светила, что вполне справедливо.

Они и были сотворены не только «для отделения дня от ночи», но и «для знамений, и времен, и дней» (Быт.1:14). И смогли же волхвы вычислить звезду Царя Иудейского!

Но в Иерусалиме они беспомощно спрашивают, где родившийся Царь?.. Не звезда их вела: они шли в Иерусалим, на запад, а звезда так и оставалась для них «на востоке». Волхвы вычислили самый факт рождения, но никогда не смогли бы найти Самого Царя. Но поскольку они честно искали, Господь совершил для них чудо: звезда, которая до сих пор была вполне астрономической звездой, вдруг оживает, спускается, ведет их, и останавливается над самым «местом, где был Младенец»! Бог приходит на помощь, когда кончаются естественные силы.

Но что далее? Волхвы принесли дары, и ушли «в страну свою». Пророческие книги возвестили только то, что Христу надлежит родиться «в Вифлееме Иудейском». Пастухи, хотя и «славя и хваля Бога» (Лк.2:20), но все же возвратились к своим стадам. И никто из этих свидетелей никому прямо не указал на Младенца! Святое семейство скоро ушло в Египет. Пастухи продолжали наполнять землю слухами. Волхвы, придя в свою землю, хранили глубоко в сердце то, что видели и слышали. Для кого же все это было? Похоже, – только для Марии, Которая «сохраняла все слова сии, слагая в сердце Своем» (Лк.2:19).

Упало в землю горчичное зерно, малейшее из всех. Прикоснулась к пораженному грехом, мертвому естеству Божественная закваска. Встревоженная ангельским пением, ночная тьма снова сомкнулась. И будет еще долго торжествовать, пока не придет час, и пока ее окончательно не разорвет свет Христова Воскресения.

Церковный календарь. 7 января

Читаем Евангелие вместе с Церковью. 7 января

Читаем Апостол. 7 января

Мульткалендарь. 7 января
Рождество Христово

Духовные притчи. Дающий нищему

Этот день в истории. 7 января