6 января 2019 года

Предыдущий день

ЧТЕНИЕ ЕВАНГЕЛИЯ НА КАЖДЫЙ ДЕНЬ

32-я Неделя по Пятидесятнице, перед Рождеством Христовым

Неделя святых праотец

(Евр. 11:9–10, 17–23, 32–40; Мф.1:1–25)

   
Толкование воскресного Евангелия.
Неделя 30-я по Пятидесятнице.

Протоиерей Александр Шаргунов

В воскресенье перед Рождеством Христовым за Божественной литургией слышим мы книгу родства Иисуса Христа. Это родословная всего человечества в лице избранных его и каждого из нас. Вся родословная Господа Иисуса Христа делится в Евангелии от Матфея на три части по четырнадцать родов в каждой. Первая часть рассказывает об истории народа до Давида, величайшего царя Израиля: Давид был тот, кто превратил Израиль в славный народ, иудеи стали могущественной силой в мире. Вторая идет до вавилонского пленения, которое было позором нации и крушением ее, третья — до Иисуса Христа, Который спасает народ Свой от рабства и гибели.

Евангелие святого апостола Матфея, глава 1, стихи 1 - 25:

1 Родословие Иисуса Христа, Сына Давидова, Сына Авраамова.
2 Авраам родил Исаака; Исаак родил Иакова; Иаков родил Иуду и братьев его;
3 Иуда родил Фареса и Зару от Фамари; Фарес родил Есрома; Есром родил Арама;
4 Арам родил Аминадава; Аминадав родил Наассона; Наассон родил Салмона;
5 Салмон родил Вооза от Рахавы; Вооз родил Овида от Руфи; Овид родил Иессея;
6 Иессей родил Давида царя; Давид царь родил Соломона от бывшей за Уриею;
7 Соломон родил Ровоама; Ровоам родил Авию; Авия родил Асу;
8 Аса родил Иосафата; Иосафат родил Иорама; Иорам родил Озию;
9 Озия родил Иоафама; Иоафам родил Ахаза; Ахаз родил Езекию;
10 Езекия родил Манассию; Манассия родил Амона; Амон родил Иосию;
11 Иосия родил Иоакима; Иоаким родил Иехонию и братьев его, перед переселением в Вавилон.
12 По переселении же в Вавилон, Иехония родил Салафииля; Салафииль родил Зоровавеля;
13 Зоровавель родил Авиуда; Авиуд родил Елиакима; Елиаким родил Азора;
14 Азор родил Садока; Садок родил Ахима; Ахим родил Елиуда;
15 Елиуд родил Елеазара; Елеазар родил Матфана; Матфан родил Иакова;
16 Иаков родил Иосифа, мужа Марии, от Которой родился Иисус, называемый Христос.
17 Итак всех родов от Авраама до Давида четырнадцать родов; и от Давида до переселения в Вавилон четырнадцать родов; и от переселения в Вавилон до Христа четырнадцать родов.
18 Рождество Иисуса Христа было так: по обручении Матери Его Марии с Иосифом, прежде нежели сочетались они, оказалось, что Она имеет во чреве от Духа Святаго.
19 Иосиф же муж Ее, будучи праведен и не желая огласить Ее, хотел тайно отпустить Ее.
20 Но когда он помыслил это, - се, Ангел Господень явился ему во сне и сказал: Иосиф, сын Давидов! не бойся принять Марию, жену твою, ибо родившееся в Ней есть от Духа Святаго;
21 родит же Сына, и наречешь Ему имя Иисус, ибо Он спасет людей Своих от грехов их.
22 А все сие произошло, да сбудется реченное Господом через пророка, который говорит:
23 се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил, что значит: с нами Бог.
24 Встав от сна, Иосиф поступил, как повелел ему Ангел Господень, и принял жену свою,
25 и не знал Ее. Как наконец Она родила Сына Своего первенца, и он нарек Ему имя: Иисус.

Послание апостола Павла к Евреям, Глава 11, стихи 9 - 10, 17–23, 32–40:

9 Верою обитал он на земле обетованной, как на чужой, и жил в шатрах с Исааком и Иаковом, сонаследниками того же обетования;
10 ибо он ожидал города, имеющего основание, которого художник и строитель Бог.
17 Верою Авраам, будучи искушаем, принес в жертву Исаака и, имея обетование, принес единородного,
18 о котором было сказано: в Исааке наречется тебе семя.
19 Ибо он думал, что Бог силен и из мертвых воскресить, почему и получил его в предзнаменование.
20 Верою в будущее Исаак благословил Иакова и Исава.
21 Верою Иаков, умирая, благословил каждого сына Иосифова и поклонился на верх жезла своего.
22 Верою Иосиф, при кончине, напоминал об исходе сынов Израилевых и завещал о костях своих.
23 Верою Моисей по рождении три месяца скрываем был родителями своими, ибо видели они, что дитя прекрасно, и не устрашились царского повеления.
32 И что еще скажу? Недостанет мне времени, чтобы повествовать о Гедеоне, о Вараке, о Самсоне и Иеффае, о Давиде, Самуиле и (других) пророках,
33 которые верою побеждали царства, творили правду, получали обетования, заграждали уста львов,
34 угашали силу огня, избегали острия меча, укреплялись от немощи, были крепки на войне, прогоняли полки чужих;
35 жены получали умерших своих воскресшими; иные же замучены были, не приняв освобождения, дабы получить лучшее воскресение;
36 другие испытали поругания и побои, а также узы и темницу,
37 были побиваемы камнями, перепиливаемы, подвергаемы пытке, умирали от меча, скитались в милотях и козьих кожах, терпя недостатки, скорби, озлобления;
38 те, которых весь мир не был достоин, скитались по пустыням и горам, по пещерам и ущельям земли.
39 И все сии, свидетельствованные в вере, не получили обещанного,
40 потому что Бог предусмотрел о нас нечто лучшее, дабы они не без нас достигли совершенства.

Феофилакт Болгарский. Толкование на Евангелие от Матфея

(Мф. 1:1-25) Мф.1:1. Книга родства.

Почему святой Матфей не сказал «видение» или «слово», подобно пророкам, ибо они таким образом писали: «Видение, которое видел Исайя» (Ис.1:1) или «Слово, которое было... к Исайи» (Ис.2:1)? Ты хочешь узнать, почему? Потому что пророки обращались к жестокосердым и непокорным, а потому и говорили, что это Божественное видение и слово Божие, чтобы народ убоялся и не пренебрег, что они говорили. Матфей же говорил с верными, благомыслящими, равно и послушными и поэтому не сказал предварительно ничего подобного пророкам. Имею сказать и другое нечто: что видели пророки, то они видели умом, созерцая это чрез Святого Духа; поэтому и называли это видением. Матфей же не умственно видел Христа и созерцал Его, но нравственно пребывал с Ним и чувственно слушал Его, созерцая Его во плоти; поэтому не сказал: «видение, которое я видел», или «созерцание», но сказал: «Книга родства».

Иисуса

Имя «Иисус» не греческое, но еврейское, и в переводе значит «Спаситель», ибо словом «яо» у евреев говорится о спасении.

Христа

Христами («Христос» по-гречески значит «помазанный») назывались цари и первосвященники, ибо они помазывались святым елеем, изливавшимся из рога, который полагали на их голову. Господь называется Христом и как Царь, ибо Он воцарился против греха, и как Первосвященник, ибо Он Сам принес Себя в жертву за нас. Помазан же Он истинным елеем, Духом Святым, и помазан преимущественно пред другими, ибо кто иной имел Духа так, как Господь? В святых действовала благодать Святого Духа, во Христе же действовала не благодать Святого Духа, но Сам Христос вместе с Единосущным Ему Духом совершал чудеса.

Сына Давидова,

После того, как Матфей сказал «Иисуса», он прибавил «Сына Давидова» для того, чтобы ты не подумал, что он говорит о другом Иисусе, ибо был и другой знаменитый Иисус, вождь евреев после Моисея. Но этот назывался сыном Навина, а не сыном Давида. Он жил многими поколениями раньше Давида и был не из колена Иудина, из которого произошел Давид, но из другого.

Сына Авраамова.

Почему Матфей поставил Давида прежде Авраама? Потому, что Давид был более знаменит; он и жил позже Авраама, и был славным царем. Из царей он первый благоугодил Богу и получил обетование от Бога, что из его семени восстанет Христос, почему все и называли Христа Сыном Давида. И Давид в действительности сохранил в себе образ Христа: как он воцарился на место отверженного Богом и возненавиденного Саула, так и Христос пришел во плоти и воцарился над нами после того, как Адам лишился царства и власти, которую он имел над всем живущим и над демонами.

Мф.1:2. Авраам родил Исаака;

С Авраама начинает евангелист родословие потому, что он был отцом евреев, и потому, что он первый получил обетование, что «о его семени благословятся все народы». Итак, прилично от него начать родословие Христа, ибо Христос есть семя Авраама, в котором получили благословение все мы, которые были язычниками и находились прежде под клятвою. Авраам в переводе значит «отец языков», а Исаак – «радость», «смех». Евангелист не упоминает о незаконнорожденных детях Авраама, например, об Измаиле и других, потому что иудеи происходили не от них, но от Исаака.

Исаак родил Иакова; Иаков родил Иуду и братьев его;

Видишь, что об Иуде и братьях его Матфей упомянул потому, что от них произошли двенадцать колен.

Мф.1:3. Иуда родил Фареса и Зару от Фамари;

Иуда выдал Фамарь замуж за Ира, одного из своих сыновей; когда же этот умер бездетным, то он сочетал ее с Аинаном, который также был его сыном. Когда и этот лишился жизни за свою срамоту, то Иуда ни с кем уже не соединял ее браком. Но она, сильно желая иметь детей от семени Авраамова, сложила с себя одежду вдовства, приняла вид блудницы, смесилась с свекром своим и зачала от него двух детей-близнецов. Когда пришло время родов, первый из сыновей показал из ложесн руку, как будто первым родится он. Повивальная бабка тотчас отметила показавшуюся руку ребенка красной нитью, чтобы можно было узнать того, кто родится первым. Но ребенок увлек руку в чрево, и прежде родился другой младенец, а потом уже и тот, который прежде показал руку. Поэтому родившийся первым был назван Фаресом, что значит «перерыв», ибо он нарушил естественный порядок, а тот, который увлек руку, – Зарою. Эта история указывает на некоторую тайну. Как Зара прежде показал руку, а потом увлек ее снова, так и жительство во Христе: оно открылось во святых, которые жили прежде закона и обрезания, ибо все они не соблюдением закона и заповедей оправдались, но евангельскою жизнью. Посмотри на Авраама, который ради Бога оставил отца и дом и отрекся от естества. Посмотри на Иова, Мелхиседека. Но когда пришел закон, таковая жизнь скрылась, но как там после рождения Фареса позже снова и Зара вышел из чрева, так и по даровании закона позже воссияла жизнь евангельская, запечатленная красной нитью, то есть кровью Христа. Евангелист упомянул об этих двух младенцах потому, что рождение их означало нечто таинственное. Кроме того, хотя Фамарь, по-видимому, и не заслуживает похвалы за то, что смесилась с свекром, но и о ней упомянул евангелист для того, чтобы показать, что Христос, принявший ради нас все, принял и таковых предков. Точнее: чтобы тем, что Он Сам родился от них, освятить их, ибо он не пришел «призвать праведников, но грешников».

Мф.1:5. Салмон родил Вооза от Рахавы;

Некоторые думают, что Рахав есть та Раав-блудница, которая приняла соглядатаев Иисуса Навина: она и их спасла, и сама спаслась. Матфей упомянул о ней для того, чтобы показать, что как она была блудница, так и все собрание язычников, ибо они блудодействовали в своих делах. Но те из язычников, которые приняли соглядатаев Иисуса, то есть апостолов, и уверовали в их слова, эти все спаслись.

Вооз родил Овида от Руфи;

Эта Руфь была иноплеменница; тем не менее, она сочеталась браком с Воозом. Так и церковь из язычников, будучи иноплеменницею и вне заветов, забыла народ свой и почитание идолов, и отца своего дьявола, и Сын Божий взял ее в жены.

Мф.1:6. Иессей родил Давида царя; Давид царь родил Соломона от бывшей за Уриею;

И о жене Урия Матфей упоминает здесь с той целью, чтобы показать, что не должно стыдиться предков, но более всего стараться прославлять и их своею добродетелью, и что Богу все угодны, хотя бы они произошли и от блудницы, если только имеют добродетель.

Мф.1:11. Иосия родил Иоакима; Иоаким родил Иехонию и братьев его, пред переселением в Вавилон.

Переселением Вавилонским называется тот плен, который позже перенесли иудеи, уведенные все вместе в Вавилон. Вавилоняне и в другое время воевали с ними, но озлобляли их умереннее, тогда же совершенно переселили их из отечества.

Мф.1:12. По переселении же в Вавилон, ...
Мф.1:16. Иаков родил Иосифа, мужа Марии, от которой родился Иисус, называемый Христос.

Почему здесь дается родословие Иосифа, а не Богородицы? Какое участие Иосифа в том бессеменном рождении? Здесь Иосиф не был истинным отцом Христа, чтобы от Иосифа вести родословие Христа. Итак, слушай: действительно, Иосиф не имел никакого участия в рождении Христа, и потому должно было дать родословие Богородицы; но так как был закон – не вести родословие по женской линии (Чис.36:6), то Матфей и не дал родословия Девы. Кроме того, дав родословие Иосифа, он дал и ее родословие, ибо был закон не брать жен ни из другого колена, ни из другого рода или фамилии, но из того же колена и рода. Так как был такой закон, то ясно, что если дается родословие Иосифа, то тем самым дается и родословие Богородицы, ибо Богородица была из того же колена и того же рода; если же нет, то как бы она могла быть обручена ему? Таким образом, евангелист соблюл закон, который запрещал вести родословие по женской линии, но, тем не менее, дал родословие Богородицы, дав родословие Иосифа. Мужем же Марии назвал его соответственно общему обыкновению, ибо мы имеем обычай и обручника называть мужем обрученной, хотя брак еще и не совершен.

Мф.1:17. Итак всех родов от Авраама до Давида четырнадцать родов; и от Давида до переселения в Вавилон четырнадцать родов; и от переселения в Вавилон до Христа четырнадцать родов.

Матфей разделил роды на три части, чтобы показать иудеям, что находились ли они под управлением судей, как это было до Давида, или под управлением царей, как это было до переселения, или под управлением первосвященников, как это было пред пришествием Христа, – они не получали от этого никакой пользы в отношении к добродетели и нуждались в истинном судии, царе и первосвященнике, который есть Христос. Ибо, когда прекратились цари, по пророчеству Иакова, пришел Христос. Но каким образом от переселения Вавилонского до Христа четырнадцать родов, когда их оказывается только тринадцать? Если бы в состав родословия могла входить женщина, то мы причислили бы и Марию и восполнили число. Но женщина не входит в родословие. Как же это разрешить? Некоторые говорят, что Матфей поставил в счет переселение, как лицо.

Мф.1:18. Рождество Иисуса Христа было так: по обручении Матери Его Марии с Иосифом,

Для чего Бог допустил, чтобы Мария была обручена, и вообще, зачем Он дал людям повод подозревать, что Иосиф познал ее? Для того чтобы она имела защитника в несчастьях. Ибо он заботился о ней во время бегства в Египет и спас ее. Вместе с тем она была обручена и для того, чтобы скрыть ее от дьявола. Дьявол, услыхав, что Дева будет иметь во чреве, наблюдал бы за ней. Итак, для того, чтобы лжец был обманут, Приснодева обручается Иосифу. Брак был только по виду, в действительности же его не было.

прежде нежели сочетались они, оказалось, что она имеет во чреве от Духа Святаго.

Слово «сочетаться» здесь означает соитие. Прежде нежели сочетались они, Мария зачала, почему пораженный евангелист и восклицает: «оказалось», как бы говоря о чем-то необычайном.

Мф.1:19. Иосиф же, муж Ее, будучи праведен и не желая огласить Ее, хотел тайно отпустить Ее.

Как же Иосиф был праведен? В то время как закон повелевает изобличать прелюбодеицу, то есть объявлять о ней и наказывать, он намеревался скрыть грех и преступить закон. Вопрос разрешается прежде всего в том смысле, что уже через это самое Иосиф был праведен. Он не хотел быть суровым, но, человеколюбивый по великой своей доброте, он показывает себя выше закона и живет выше заповедей закона. Затем, Иосиф и сам знал, что Мария зачала от Духа Святого, и потому не желал изобличить и наказать ту, которая зачала от Духа Святого, а не от прелюбодея. Ибо смотри, что говорит евангелист: «оказалось, что она имеет во чреве от Духа Святаго». Для кого «оказалось»? Для Иосифа, то есть он узнал, что Мария зачала от Духа Святого. Поэтому и хотел тайно отпустить ее, как бы не осмеливаясь иметь женой ту, которая удостоилась столь великой благодати.

Мф.1:20. Но когда он помыслил это, – се, Ангел Господень явился ему во сне, говоря:

Когда праведный колебался, явился ангел, научая его, что должно ему сделать. Во сне является ему, потому что Иосиф обладал крепкой верой. С пастухами, как грубыми, ангел говорил наяву, с Иосифом же, как праведным и верным, во сне. Как мог он не поверить, когда ангел научал его тому, о чем он сам с собой рассуждал и о чем никому не сказал? Когда он размышлял, но никому не говорил, явился ему ангел. Конечно, Иосиф поверил, что это – от Бога, ибо только Бог знает неизреченное.

Иосиф, сын Давидов!

Сыном Давида назвал его, напоминая ему о пророчестве, что Христос произойдет от семени Давида. Говоря это, ангел убеждал Иосифа, чтобы он не веровал, но подумал о Давиде, который получил обетование относительно Христа.

не бойся принять

Этим показывает, что Иосиф боялся иметь Марию, чтобы не оскорбить Бога тем, что он покровительствует прелюбодеице. Или иначе: «не бойся», то есть бойся прикоснуться к ней, как зачавшей от Духа Святого, но «не бойся принять», то есть иметь в своем доме. Ибо в уме и помышлении Иосиф уже отпустил Марию.

Марию, жену твою,

Это говорит ангел: «Ты, может быть, думаешь, что она – прелюбодеица. Я же говорю тебе, что она твоя жена», то есть она никем не растлена, но твоя невеста.

ибо родившееся в Ней есть от Духа Святаго;

Ибо она не только далека от незаконного смешения, но и зачала неким божественным образом, так что тебе надлежит более радоваться.

Мф.1:21. родит же Сына,

Чтобы кто-нибудь не сказал: «но почему же я должен поверить тебе, что Родившееся есть от Духа?», ангел говорит о грядущем, именно, что Дева родит Сына. «Если в данном случае я окажусь правым, то ясно, что истинно и это – «от Духа Святаго». Не сказал «родит тебе», но просто «родит». Ибо Мария рождала не для него, но для всей вселенной, и не для него одного только явилась благодать, но она излилась на всех.

и наречешь имя Ему Иисус,

Ты наречешь, конечно, как отец и как покровитель Девы. Ибо Иосиф, узнав, что зачатие от Духа, и не думал уже о том, чтобы отпустить Деву беспомощной. И ты будешь помогать Марии во всем.

ибо Он спасёт людей Своих от грехов их.

Здесь истолковывается, что значит слово «Иисус», именно – Спаситель, «ибо Он, – сказано, – спасет людей Своих» – не только иудейский народ, но и языческий, который стремится уверовать и сделаться Его народом. От чего спасет? Не от войны ли? Нет, но от «грехов их». Отсюда ясно, что Тот, кто родится, есть Бог, ибо прощать грехи свойственно одному только Богу.

Мф.1:22. А всё сие произошло, да сбудется реченное Господом чрез пророка, который говорит:

Не думай, что это недавно сделалось угодным Богу, – давно, изначала. Ты, Иосиф, как воспитанный в законе и знающий пророков, вдумайся в сказанное Господом. Не сказал «реченное Исайей», но «Господом», ибо не человек говорил, но Бог устами человека, так что пророчество вполне достоверно.

Мф.1:23. Се, Дева во чреве приимет,

Евреи говорят, что у пророка стоит не «дева», но «молодая женщина». Им надобно сказать, что на языке Священного Писания юная женщина и дева – одно и то же, ибо молодой женщиной оно называет нерастленную. Затем, если бы родила не дева, то как это могло бы быть знамением и чудом? Ибо выслушай Исайю, который говорит, что «ради этого Господь Сам даст вам знамение» (Ис.7:14), и тотчас добавляет «се, Дева» и далее. Поэтому, если бы не дева родила, не было бы и знамения. Итак, евреи, замышляя недоброе, искажают Писание и вместо «дева» ставят «молодая женщина». Но стои́т ли «молодая женщина» или «дева», во всяком случае, имеющую родить должно считать девой, чтобы это было чудом.

и родит Сына, и нарекут имя Ему Емманýил, что значит: с нами Бог.

Евреи говорят: почему же Он назван не Еммануилом, а Иисусом Христом? Должно на это сказать, что пророк не говорит «наречешь», но «нарекут», то есть самые дела покажут, что Он есть Бог, хотя и живет с нами. Божественное Писание дает имена от дел, как, например: «нареки ему имя: Магер-шелал-хашбаз»* (Ис.8:3), но где и кто назван таковым именем? Так как одновременно с рождением Господа было расхищено и пленено, – прекратилось блуждание (идолопоклонство), то поэтому и говорится, что Он назван так, получив имя от Своего дела.

Мф.1:24. Встав от сна, Иосиф поступил, как повелел ему Ангел Господень,

Посмотри на пробудившуюся душу, как быстро она убеждается.

и принял жену свою,

Матфей постоянно называет Марию женою Иосифа, изгоняя худое подозрение и научая, что она была женою не другого кого-либо, а именно его.

Мф.1:25. и не знал её, как наконец Она родила

то есть никогда не смешивался с нею, ибо слово «как» («дóндеже») означает здесь не то, будто до рождения не знал ее, после же познал, но что он совершенно никогда не познал ее. Такова особенность языка Писания; так, не возвратился вран в ковчег, «дóндеже изся́че вода от земли» (Быт.8:7), но он не возвращался и после этого; или еще: «Я с вами во все дни до скончания века» (Мф.28:20), а после скончания разве не будет? Каким образом? Тогда тем более. Подобно этому и здесь слова: «как наконец... родила» понимай в том смысле, что Иосиф не знал ее ни прежде, ни после рождения. Ибо как Иосиф прикоснулся бы к этой святой, когда хорошо знал ее неизреченное рождение?

Сына Своего первенца,

Называет Его первенцем не потому, что будто она родила еще другого какого-либо сына, но просто потому, что Он первый родился и единственный: Христос есть и «первородный», как родившийся первым, и «единородный», как не имеющий второго брата.

и он нарек Ему имя: Иисус.

Иосиф показывает и здесь свое послушание, потому что он сделал то, что сказал ему ангел.

* «скоро плени, нагло расхити».

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

Свт. Феофан (Говоров), Затворник ВышенскийСв. Праотцы – вот истинно великие люди! И если обобщить мысль, определяющую их величине, то выйдет: истинно велики только те, которые попадают в ряд исполнителей воли Божией о роде человеческом, – воли положительной; ибо многое бывает только по попущению Божию; бывают опять сильные деятели, действующие помимо воли Божией и даже противно ей. Могут и эти казаться великими, но не сами по себе, а по тем великим противодействиям, какие воздвигает Промысл Божий для изглаждения причиненного ими  зла. Прямую волю Божию о вечном спасении мы знаем; но планы Божии о временном пребывании людей на земле сокрыты от нас. Потому нам трудно определять, кто действует прямее именно по воле Божией. Один только отрицательный критерий можно признать верным: кто действует противно определению Божию о вечном спасении людей, того нельзя считать великим, как бы ни были показны дела его, ибо очевидно, что он идет против явной воли Божией. Хоть эта воля вéдомая касается не временного, а вечного, но то несомненно, что одна воля Божия не может противоречить другой.

СОВРЕМЕННЫЕ КОММЕНТАРИИ
(Мф.1:1–25)

протоиерей Павел Великанов

Требуется немало терпения, чтобы хотя бы прослушать этот длинный список имён – родословную Иисуса Христа – с которой и начинает своё Евангелие апостол Матфей. Это мы сегодня хорошо, если знаем, кто были наши прабабушки и прадедушки – а попытки копнуть глубже требуют уже привлечения специалистов и работы в архивах. Для ветхозаветного же иудея родословная – это такая же неотъемлемая и куда более важная собственность, нежели материальное имущество. Потеря родословной – это превращение человека в перекати-поле, какими бы талантами он ни обладал, и каким бы богатым он ни был. Одной из причин всеобщего презрения к Ироду Великому было то, что был не чистокровным иудеем, а наполовину идумеянином. И даже наличие царской власти здесь уже не могло помочь изменить отношение народа к полукровке.

Так что начало Евангелия с подробного перечисления всех родов, предшествовавших рождению Иисуса Христа – вполне логично с точки зрения любого иудея. Не будем забывать, что Матфей писал именно для иудеев – чтобы обратить их ко Христу – и поэтому прекрасно понимал, что прежде чем говорить о ком-то, необходимо подробно объяснить, какого этот человек происхождения. Именно поэтому родословная начинается не с героя повествования – как это было традиционно для греко-римской культуры и как это делает евангелист Лука – а с самого древнего предка – Авраама – в точном соответствии ветхозаветному подходу.

Вся генеалогия рода Иисуса Христа у Матфея разделяется на три периода: от Авраама – праотца всего богоизбранного народа – до Давида Царя, следующий период – до вавилонского плена, и последний – до рождения Христа Спасителя. Самое удивительное в этом обильном списке имён – это наличие женщин, которые, строго говоря, в этот список попасть не могли. Ведь у женщин не было юридических прав, к ним относились как к собственности мужа, и в целом их положение в обществе было более чем унизительным. Но если мы сфокусируем свой взгляд на том, что это за женщины в родословной Спасителя – нас ждёт ещё больший сюрприз. Раав – была блудницей из Иерихона. Руфь – моавитянка, из враждебного народа. Фамарь – соблазнительница. Вирсавия, мать Соломона – та самая силой отнятая Давидом у законного мужа Урии. Возникает вопрос: зачем тогда Матфей специально включает эти имена – очень неоднозначные и даже соблазнительные – в родословную Спасителя?

Здесь есть два очень показательных момента. Первое – если бы Матфей хотел «причесать» родословную Спасителя, чтобы ни у кого не возникло никаких вопросов – конечно же, он бы эти имена исключил. Значит, автору Евангелия надо было обязательно показать, что в роде Иисуса Христа были не только чистокровные иудеи – но и в том числе несколько язычниц по происхождению.

Второй момент связан с личными качествами упомянутых женщин. Эти жёны были исключительными. Раав блудница укрыла в своём доме одного из тайных разведчиков, отправленных из еврейского стана в Иерихон – Салмона – который затем на ней и женился. Этот поступок был поистине героическим: ведь за укрытие разведчиков из враждебного народа ей грозила неминуемая смерть! Святитель Иоанн Златоуст вот как описывает Раав: «Она жила в непотребном доме, как драгоценный камень, валяющийся в грязи, как золото, затонувшее в тине, как цвет благочестия, заглушенный тернием; благочестивая душа была заключена в злочестивом месте». И Бог устраивает её жизнь таким образом, что только она была спасена от истребления – в отличие от других жителей преданного полному истреблению Иерихона. И не только была спасена, но и вошла в родословие Мессии.

Мысль, которую стремится донести до читателя Матфей – очень решительная. Бог не гнушается никаким человеческим грехом, никакими ошибками или падениями – какими бы отвратительными они ни были для благочестивого взора. Он мастерски умеет извлекать из самой вязкой грязи то лучшее, что могло там оказаться – и не только извлекать, но и предавать огранке, превращая в сияющий драгоценный камень. Так неожиданно среди крупных бриллиантов – столпов веры – как Авраам, Давид, Соломон – на нити родословия Христа появляются и другие драгоценности – пусть иного рода, но не менее замечательные. И всё лучшее, что можно соединить воедино – откуда бы оно ни приходило – Бог превращает в ступеньки лестницы, соединяющий земное и небесное, человеческое и Божественное.

Практический вывод из сегодняшнего чтения предельно прост: никогда и никого не клеймить как законченного и безнадёжного грешника. Кто знает, может ещё чуть-чуть – и этот кажущийся пропавшим человек сбросит своё греховное обличье – а под ним окажется давно вызревавший плод веры и самоотверженности?

***

 священник Дмитрий Барицкий

Сегодняшний отрывок содержит в себе подробное родословие Иисуса Христа. На первый взгляд может показаться, что перед нами сухой, скучный документ, который Евангелист Матфей непонятно зачем поместил перед захватывающим и необычным рассказом о Рождестве Спасителя. Однако на самом деле это не так. Генеалогия Иисуса – яркий пример того, как даже на первый взгляд неприметные библейские повествования могут скрывать в себе глубокие богословские смыслы.

Дело в том, что Евангелие от Матфея первоначально было адресовано иудеям. А потому апостол всеми способами пытается показать своим соплеменникам, что Иисус из Назарета и есть обещанный Христос, долгожданный Мессия. Именно о Нем говорят древние пророчества. Наиболее простой и эффективный способ доказать это – привести документ, который свидетельствует о том, что Иисус происходит из древнего рода царя Давида. Ведь Мессия должен появиться именно среди его прямых потомков. Именно поэтому его еще называли «Сын Давидов» или «истинный Давид». Это не единственное доказательство, которое использует евангелист Матфей.

Обращает на себя внимание – удивительная числовая симметрия: от Авраама до Давида, от Давида до Вавилонского плена, от Вавилонского плена до Рождества – везде по 14 родов. Что это, случайность? Конечно же, нет. Евреи не использовали арабские цифры. Числовые значения передавались буквами. В сознании иудеев, все они, а также их сочетания обладали глубоким символическим смыслом. Так вот, если мы возьмем имя царя Давида и подсчитаем числовое значение его согласных букв, их сумма будет равняться четырнадцати. В свою очередь три – символ полноты. Разделяя предков Спасителя на три группы по 14 поколений, Матфей как бы говорит: смотрите, само течение истории свидетельствует о том, что Иисус – «истинный Давид», Мессия.

Есть еще один необычный момент. Упоминание о женщинах. Дело в том, что в патриархальном иудейском обществе они не имели таких прав как мужчины. В генеалогиях их имена вообще не упоминались. А тут целых четыре. И какие! Из истории Ветхого Завета мы знаем, что все они были иноплеменницы и стали членами еврейского народа случайно. Любой уважающий себя еврей пытался бы скрыть такой позор. Но что самое необычное – каждая из них скомпрометировала себя блудным грехом. Фамарь соблазнила древнего одного из родоначальников евреев, Раав была блудницей, Вирсавия изменила мужу с царем Давидом, даже Руфь, согласно иудейскому преданию, соблазнила Вооза. Однако, что немаловажно, все они покаялись. И глубина их покаяния и добродетели была такова, что они удостоились стать прабабками Христа Спасителя. Поэтому их упоминание далеко не случайно. Матфей говорит своим читателям: царство Мессии носит универсальный характер. В него на равных правах войдут все люди: и мужчины, и женщины; и иудеи, и все другие народы; и праведники, и кающиеся грешники.

Наконец, еще одно. Дело в том, что перед нами родословие Иосифа, который отцом Христа не является. Он Его мнимый родитель. Не случайно сразу же после списка имен Матфей помещает историю о чудесном зачатии. Зачем же этот контраст? Зачем евангелист опровергает все, что он только что нам рассказал. Перед нами замечательное свидетельство Евангелия, как порой непредсказуемо и парадоксально действует Господь в судьбе человечества. Иудеи ожидали, что Мессия будет величайшим из потомков Давида, да и всего человеческого рода. Однако сверх всяких их ожиданий и представлений, Он оказался не просто человеком. Сам Бог пришел на землю. Это все переворачивало с ног на голову, противоречило всему их житейскому опыту, всей мудрости и всей богословской логике.

Также чудно и непредсказуемо Господь действует в судьбе каждого из нас. Приходит в тот момент, когда никакой надежды уже не осталось, оттуда, откуда ну никак не должен прийти. Действует вопреки всем нашим представлениям о Нем и всему нашему опыту, всякий раз поражая глубиной и непознаваемостью Своего Промысла в деле нашего спасения.

НАВЕЧЕРИЕ РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА (РОЖДЕСТВЕНСКИЙ СОЧЕЛЬНИК)

(Евр.1:1–12; Лк.2:1–20)

Евангелие святого апостола Луки, глава 2, стихи 1- 20:

1 В те дни вышло от кесаря Августа повеление сделать перепись по всей земле.
2 Эта перепись была первая в правление Квириния Сириею.
3 И пошли все записываться, каждый в свой город.
4 Пошел также и Иосиф из Галилеи, из города Назарета, в Иудею, в город Давидов, называемый Вифлеем, потому что он был из дома и рода Давидова,
5 записаться с Мариею, обрученною ему женою, которая была беременна.
6 Когда же они были там, наступило время родить Ей;
и родила Сына своего Первенца, и спеленала Его, и положила Его в ясли, потому что не было им места в гостинице.
В той стране были на поле пастухи, которые содержали ночную стражу у стада своего.
Вдруг предстал им Ангел Господень, и слава Господня осияла их; и убоялись страхом великим.
10 И сказал им Ангел: не бойтесь; я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям:
11 ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь;
12 и вот вам знак: вы найдете Младенца в пеленах, лежащего в яслях.
13 И внезапно явилось с Ангелом многочисленное воинство небесное, славящее Бога и взывающее:
14
слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение!
15 Когда Ангелы отошли от них на небо, пастухи сказали друг другу:  пойдем в Вифлеем и посмотрим, что там случилось, о чем возвестил нам Господь.
16 И, поспешив, пришли и нашли Марию и Иосифа, и Младенца, лежащего в яслях.
17 Увидев же, рассказали о том, что было возвещено им о Младенце Сем.
18 И все слышавшие дивились тому, что рассказывали им пастухи.
19 А Мария сохраняла все слова сии, слагая в сердце Своем.
20 И возвратились пастухи, славя и хваля Бога за все то, что слышали и видели, как им сказано было.

Послание апостола Павла к Евреям, Глава 1, стихи 1 - 12:

1 Бог, многократно и многообразно говоривший издревле отцам в пророках,
2 в последние дни сии говорил нам в Сыне, Которого поставил наследником всего, чрез Которого и веки сотворил.
3 Сей, будучи сияние славы и образ ипостаси Его и держа все словом силы Своей, совершив Собою очищение грехов наших, воссел одесную престола величия на высоте,
4 будучи столько превосходнее Ангелов, сколько славнейшее пред ними наследовал имя.
5 Ибо кому когда из Ангелов сказал Бог: Ты Сын Мой, Я ныне родил Тебя? И еще: Я буду Ему Отцем, и Он будет Мне Сыном?
6 Также, когда вводит Первородного во вселенную, говорит: и да поклонятся Ему все Ангелы Божии.
7 Об Ангелах сказано: Ты творишь Ангелами Своими духов и служителями Своими пламенеющий огонь.
8 А о Сыне: престол Твой, Боже, в век века; жезл царствия Твоего — жезл правоты.
9 Ты возлюбил правду и возненавидел беззаконие, посему помазал Тебя, Боже, Бог Твой елеем радости более соучастников Твоих.
10 И: в начале Ты, Господи, основал землю, и небеса — дело рук Твоих;
11 они погибнут, а Ты пребываешь; и все обветшают, как риза,
12 и как одежду свернешь их, и изменятся; но Ты тот же, и лета Твои не кончатся.

Феофилакт Болгарский. Толкование на Евангелие от Луки

(Лк. 2:1-20) Лк.2:1. В те дни вышло от кесаря Августа повеление сделать перепись по всей земле.

Лк.2:2. Эта перепись была первая в правление Квириния Сириею.

Лк.2:3. И пошли все записываться, каждый в свой город.

Лк.2:4. Пошел также и Иосиф из Галилеи, из города Назарета, в Иудею, в город Давидов, называемый Вифлеем, потому что он был из дома и рода Давидова,

Лк.2:5. записаться с Мариею, обрученною ему женою, которая была беременна.

Перепись происходит для того, чтобы, когда всякий пойдет в свое отечество, и Дева пришла в Вифлеем, свое отечество, и таким образом Господь родился в Вифлееме, и исполнилось пророчество. Когда единый Бог, имея прекратить многобожие, прилично было и державствовать одному царю – кесарю. Вместе со всеми записывается и Христос. Господу и следовало записываться со вселенной, чтобы освятить записывающихся и упразднить рабство; ибо как, претерпев обрезание, Он упразднил обрезание, так, записавшись как раб, упразднил рабство нашей природы. Ибо работающие Господу уже не суть рабы людей, как говорит апостол: «не делайтесь рабами человеков» (1 Кор. 7:23), но если по телу и рабы, то по духу свободны, не увлекаясь нечестием господ.

Лк.2:6. Когда же они были там, наступило время родить Ей;

Лк.2:7. и родила Сына своего Первенца, и спеленала Его,

Господа справедливо назвал Сыном Девы, «Первенцем», хотя никакого другого она не родила, ибо рожденный первым называется первородным, хотя бы после него и не рождался другой.

и положила Его в ясли, потому что не было им места в гостинице.

Полагается в яслях, быть может, для того, чтобы от начала научить нас смирению, а быть может, и для того, чтобы символически показать, что Он явился в мир сей – место, обитаемое нами, уподобившимися неразумным скотам (Пс.48:13, 21). Ибо как ясли принадлежат скотам, так и мир сей – нам. Итак, мир – ясли, а мы – неразумные животные; а чтобы искупить нас от неразумия, для этого Он и явился здесь.

Лк.2:8. В той стране были на поле пастухи, которые содержали ночную стражу у стада своего.

Лк.2:9. Вдруг предстал им Ангел Господень, и слава Господня осияла их; и убоялись страхом великим.

Ангел является пастухам за простоту их нрава и незлобие, так как они видимо подражают образу жизни праведных, ибо и древние патриархи, Иаков, Моисей и Давид, были пастырями. Ангел не явился в Иерусалим фарисеям или книжникам, ибо они были вместилищем всякой злобы; а те, не будучи коварны, удостоились божественных видений. Господь показал этим, что Он с самого начала избрал и сделал проповедниками тех, которые простосердечнее других, ибо они пошли и стали проповедовать обо всем этом.

Лк.2:10. И сказал им Ангел; не бойтесь; я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям:...

Лк.2:11. ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь;

Лк.2:12. и вот вам знак: вы найдете Младенца в пеленах, лежащего в яслях.

Ангел благовестил «великую радость», которая, – сказал, – будет для всех людей; собственно для людей Божиих. Ибо не все иудеи – народ Божий. Но воплощение Бога было радостью и для всего рода человеческого.

Лк.2:13. И внезапно явилось с Ангелом многочисленное воинство небесное, славящее Бога и взывающее:

Лк.2:14. слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение!

Что означает песнь Ангелов? Без сомнения, благодарность горних чинов и радость тому, что мы, живущие на земле, облагодетельствованы. Ибо говорят: «слава... Богу,... на земле теперь настал мир». Прежде природа человеческая была во вражде с Богом, а теперь так примирилась, что стала в союзе с Богом и соединилась с Ним в воплощении. Итак, видишь ли мир Бога с человеком? Можно разуметь и иначе. Сам Сын Божий есть мир, как и говорит о себе (Ин. 14:27, 16:33). Итак, самый мир, Сын Божий, явился на земле. И «в человеках благоволение», то есть упокоение Божие; ибо теперь Бог упокоился и обрел богоугождение в людях, тогда как прежде не благоволил и не находил в людях угождения Себе.

Лк.2:15. Когда Ангелы отошли от них на небо, пастухи сказали друг другу: пойдем в Вифлеем и посмотрим, что́ там случилось, о чем возвестил нам Господь.

Лк.2:16. И, поспешив, пришли и нашли Марию и Иосифа, и Младенца, лежащего в яслях.

Лк.2:17. Увидев же, рассказали о том, что́ было возвещено им о Младенце Сем.

Лк.2:18. И все слышавшие дивились тому, что́ рассказывали им пастухи.

Пастыри сии суть образ духовных пастырей – архиереев. Итак, архиереям должно хранить свое стадо и играть, то есть петь нечто духовное и учить народ, и тогда они удостоятся божественных видений и слышаний. Вифлеем – значит дом хлеба. Какой же это иной дом хлеба, как не церковь, в которой отложен оный хлеб? Итак, дело словесных пастырей – искать небесный хлеб, и, когда увидят сей хлеб, долг их проповедовать и другим, подобно как пастыри, увидев Младенца, передавали о Нем и другим.

Лк.2:19. А Мария сохраняла все слова сии, слагая в сердце Своем.

Какие слова «сохраняла» Дева? Иные говорят, что те, кои сказал Ей Ангел, и те, кои сказали Ей пастыри. Она соблюдала их и «слагала в сердце Своем», то есть обсуждала и во всех находила одну согласную мысль, что Сын Ее есть Бог. А мне кажется, что здесь словами называются события; говорится как бы так: Мария «сохраняла все слова», то есть те события, о которых я теперь говорю, и чрез то делаю их словами. Ибо событие, когда о нем скажут, становится словом.

Лк.2:20. И возвратились пастухи, славя и хваля Бога за всё то́, что слышали и видели, ка́к им сказано было.

Пастыри возвратились с благодарностью Богу за все; ибо они не были завистливы как иудеи.

СОВРЕМЕННЫЕ КОММЕНТАРИИ
(Лк.2:1–20)

Протоиерей Павел Великанов

Вот мы и дождались чтения Рождественского Евангелия. Лука Евангелист со свойственной ему доскональностью приводит нам подробный список внешних обстоятельств рождения в мир Спасителя. Он указывает не только время, но и место, и другие факты появления в мир Иисуса Христа. Сразу видно, что для него, как образованного врача, детали имели первостепенное значение – чего о других евангелистах не скажешь. Именно поэтому, чтобы нам легче было воссоздать Рождество Христово во всех подробностях, Церковь определила читать на сегодняшней Божественной Литургии именно это Евангелие.

Спасибо евангелисту Луке, что избавляет нас от необходимости растолковывать события, связанные с Рождеством: и так всё подробно описано. Поэтому внимание хотелось бы сосредоточить на самом существе сегодняшнего праздника.

Итак, что мы празднуем в Рождество Христово? Пришествие в мир долгожданного Мессии, который должен открыть Собой новую эпоху – мессианскую эру – в истории человечества. Некогда утраченный «золотой век» должен вернуться и раскрыться в жизни каждого человека. Если в этой истории Рождество Мессии – ключевое событие – значит, к этому Бог должен был подготовиться очень тщательно.

Что по факту мы наблюдаем? Рожать Марии негде, кроме как в вонючей пещере со скотиной. Помощниц нет. Риск потерять новорожденного Младенца в этой антисанитарии – огромен. Ничего не скажешь, хорошая подготовочка к событию мирового значения! Зачем Бог делает так, что Его Единственный Возлюбленный Сын именно так приходит в этот мир? Почему нельзя было сделать это если уж не по-царски – то хотя бы просто – по-человечески, в нормальных, обычных для большинства условиях? Зачем такой экстрим?

Вы только представьте себе состояние Пречистой Девы, когда она несколько дней трясётся на осле – понимая, что в любой момент может родить. Это – её первенец. Опыта нет никакого. Помощи ждать неоткуда. Остаётся только одно: целиком вверить и себя, и своего ребёночка Господу Богу – и только от Него Одного ждать и помощи, и участия, и вдохновения, и утешения. В дни Рождества мы много помним о той радости, которую нам принёс Богомладенец – но незаметно забываем, что всё-таки Рождество – это прежде всего праздник Его Пречистой Матери, Девы Марии. И всё то, что она ожидала получить от Бога – она получила сполна.

Какие царские чертоги воспроизводятся миллионами людей каждый год на протяжение вот уже двух тысяч лет – а Рождественская пещера радует глаз возле каждого храма! Какие музыканты – традиционно у евреев встречавшие рождение ребёнка у стен дома – могут конкурировать с хором Небесных сил бесплотных, прославлявших рождение в мир Мессии? Кому из правителей земных приходили мудрейшие волхвы из дальних стран, чтобы принести драгоценные дары и поклониться? Чьё рождение было ознаменовано появлением чудесной звезды и восторгом всего мироздания? И всё это – в тесной пещере, в яслях для скота. Мария смотрит на всё это с глазами, полными изумления – не понимая, что и почему происходит – но кротко слагает всё в своё сердце: значит, Богу так угодно. Как Он хочет – пусть так и будет. Вот оно где, настоящее смирение: целиком предаться водительству Бога – и не пытаться выяснять у волховов, а не адресом ли они ошиблись, принеся царские дары нищему семейству? Не роптать на Бога, что для Своего Сына мог бы и лучшее место для родов подыскать. Не злиться на Иосифа, обручённого мужа, что загодя не договорился ни с кем о нормальном ночлеге. А в простоте и радости принимать всё то, что ниспосылается свыше – каким бы странным и неожиданным это не оказалось.

И тогда происходит главное Рождественское чудо: пещера преображается в царские палаты, само рождение проходит безболезнено и легко, так, что только родив, Мария уже сама пеленает Богомладенца, пастухи и ангелы прославляют Новорожденного и Его Матерь. Не будем забывать, что перед нами – не взрослая и опытная женщина, а совсем юная отроковица – тринадцати или четырнадцати лет от роду – но уже умеющая с такой силой любить Бога – что ей – даже не страшно. Она молчит – радуется – и даёт Богу простор действовать так, как Он Сам хочет.

Вот о чём и нам, дорогие братья и сёстры, хорошо бы помнить в эти рождественские дни: о подвиге веры Пречистой Девы, о её всецелой преданности Богу, о безграничной глубине её кротости и смирения!

***

Священник Дмитрий Барицкий

Евангелие от Луки отличается от трех других особо пристальным вниманием к разного рода историческим деталям. И это не случайно. Ведь апостол Лука был человеком образованным. Медиком, живописцем, историком. Поэтому в отрывке, который мы только что услышали, встречается точное определения, как бы мы сказали, пространственно-временных, а также социальных координат, в которых произошло Рождество Христово.

Во-первых, упоминаются имена двух реальных политических деятелей древности: императора Августа, который занимал престол Рима с 27 г. до н.э. по 14 г. н.э., а также римского наместника Сирии по имени Квириний. На тот момент Сирией называлась огромная территория на Ближнем востоке, в состав которой входила и Палестина. Сульпиций Квириний – реальная историческая личность. На рубеже эпох именно он стоял во главе этой, одной из крупнейших провинций Рима.

Также чрезвычайно важно упоминание о переписи. На тот момент для граждан Римской империи перепись было делом привычным. Она проводились в первую очередь для того, чтобы власти имели представление о том, сколько человек может платить в государственную казну налог, а также – сколько воинов можно рекрутировать в случае необходимости. Согласно закону, каждый еврей на этот период должен был вернуться в то место, где жили его предки. Поэтому Иосиф и Мария пошли в Вифлеем, родной город царя Давида, из рода которого они оба происходили. То, что во времена Квириния, то есть во времена Рождества Христова, такая перепись совершалась – действительный исторический факт. Подтверждение ему мы можем найти во многих исторических источниках.

Значимы не только указания на то, где и когда родился Господь, но и на то, как именно Он родился. Так апостол сообщает нам о Его социальном статусе. Мария и Иосиф, когда пришли в Вифлеем для переписи не смогли найти себе приюта. Гостиницы были переполнены. Очевидно, что святое семейство были, как бы мы сейчас сказали, малообеспеченными, и даже весьма, а потому не смогли найти себе достойного места. Поэтому им пришлось ночевать в восточном приюте для путников, т.н. караван-сарае. Это был ряд стойл, которые выходили в общий двор. Хозяин караван-сарая за минимальную плату поддерживал огонь в центре двора, а также гарантировал наличие корма для животных. Иными словами – это был аналог современной ночлежки. Те ясли, в которых после родов Мария положила Христа, – это не уютная люлька для младенца, а простое корыто, из которого кормят домашний скот.

Все эти детали – время, место, условия рождения Иисуса очень важны. И не только потому, что они свидетельствует об исторической правдоподобности Евангельской истории. Это важное послание каждому из нас. Ведь нам так часто и с такой силой хочется сбросить с себя ту железную хватку, в которую нас заключила жизнь. Кто из нас в особо тяжкие минуты не хотел получить абсолютную свободу, стать совершенно независимым? Независимым от всех тех обязательств, которые мы несем перед государством с его системой налогообложения, перед начальством, перед близкими и родными, перед самими собой, то есть теми тяготами, которыми нам доставляет наше тело с его болячками и наша душа с ее страстями. Какой вопль ропота и негодования поднимается к Богу, когда мы вдруг осознаем и ощущаем бремя всего этого!

Именно в эти минуты не лишне нам будет вспоминать о том, как родился и как жил Господь. Если Он смирил Себя до того, что подчинился законам времени и пространства: стал ребенком не в царской, а в бедной семье, покорялся властям Рима, увидел свет в нечистой кормушке для животных, испытал все немощи плотской и душевной жизни, в итоге умер на кресте мучительнейшей смертью, – что остается нам! Насколько уместны то упорство, с которым мы, называющие себя христианами, пытаемся изменить свою социальную жизнь к лучшему, не замечая ничего и никого вокруг. Вряд ли все наши недовольства, требования и претензии привлекут благодать Божию.

Видимо, чтобы поддержать нас Лука и рассказывает о пастухах. Именно им, людям ни на что не претендующим, людям, которые испытывали всяческие временные неудобства, которые даже не снились многим из нас: жизнь под открытым небом, ветра, дождь, риск нападения диких животных, – именно им явились ангелы и первым сообщили о Рождении на земле Бога. Среди всех тягот и невзгод этой жизни они первые получили радостную новость. Вот, то, что от нас ожидает Господь. Вот то состояние души, в ответ на которое Он приходит к нам и наполняет нашу жизни радостью Своего Рождества

ПРОПОВЕДЬ ДНЯ

Навечерие Рождества Христова (Рождественский сочельник)

Протоиерей Валериан Кречетов

Сегодня, в навечерие Рождества Христова, в Рождественский сочельник, мы слышали Евангелие о Рождестве Христовом апостола и евангелиста Луки.

Апостол Лука был человеком ученым, он был врачом. По тем временам, это был образованный человек. Поэтому свое евангельское повествование он ведет, все время отмечая: «В правление такого-то правителя было такое-то указание – перепись провести». И вот как раз эти моменты, которые он отметил, потом и явились для следующих поколений указанием на год Рождества Христова. Потому что рождение Богомладенца, как мы видим и слышим, было безвестным для многих. И для того, чтобы потом человечество вело летоисчисление от этого года, Господь умудрил апостола и евангелиста Луку отметить все эти факты. Потому что правителей, императоров, конечно, знали, и перепись такая была. Это было «первое написание», как сказано, – значит, первая перепись. Ну, вы знаете, переписи бывают и в наше время. И вот это указание послужило потом основанием нашего летоисчисления.

Так часто бывает: когда человек что-то имеет: какие-то навыки, способности, – он воспринимает это как нечто обычное. А то, чего у него нет, кажется ему более трудным, более значительным, что ли, оно производит на него особенное впечатление. Человек, допустим, что-то производит или разбирается в каких-нибудь технических вопросах – «Ну, тут вроде всё понятно, это дело обычное!» А петь и играть или, скажем, приготовить пищу он не может. И когда другой поет, или играет, или вкусно готовит, то это кажется ему чем-то особенным и запечатлевается у него.

И вот замечательно, что именно ученый человек особенно подробно описывает явление ангелов пастухам. О волхвах говорит апостол и евангелист Матфей. А для апостола и евангелиста Луки появление волхвов вполне понятно: ну, что ж, ученые люди, они поняли, что уж если звезда явилась, значит, это всё – творение высшее, непостижимое человеку. Оно свидетельствует, значит, что-то особенное – тут понятно. Ученый человек поймет, должен, по крайней мере, понять. А вот почему ангелы явились пастухам, а не ученым? – вот это для него было чем-то удивительным, как-то особенно его душу поразило. Ведь те шли-шли, потом весь Иерусалим перемутили, всё расспрашивали: как, что, где? А Господь послал ангелов прямо к пастухам, и они получили известие не при помощи науки, не при помощи звезд, астрономии, а напрямую от ангелов, от духов Божиих.

Этот момент замечателен по своей глубине. Действительно, когда простой человек слышит, как какой-нибудь ученый о чем-то свидетельствует, что-то доказывает, то он – в восторге: «Как он замечательно доказывает, как он здорово рассуждает!» Он верит безоговорочно! Ему и доказательств-то особых не нужно. Душа принимает! А ученого человека поражает другое: «Он вроде бы ничего не знает, не понимает, а такая твердая вера!» У этого не хватает учености, а у того – учености сверх головы, а веры-то… – вот этого бы покрепче!

Это, действительно, момент замечательный. На этот счет есть изречение одного из великих ученых, кажется, Пастера: «Когда я начал заниматься наукой, я был маловерующим; когда я углубился в науку, я уверовал; а теперь, достигнув известных высот в науке, – а он был ученым с мировым именем, – я верю, как последняя бретонская крестьянка».

И вот, в конце концов, вера равняет всех. Ученых и простых людей, если они достигают веры. Вера – это дарование. Ученость, умственные познания – это тоже дар Божий. И бывает, одному чего-то дано больше, другому – меньше, а вот вера – это самое главное. И есть, как говорится, «святая простота», которая всё покрывает и всех объединяет.

На Первом Вселенском Соборе присутствовали ученые мужи, святители: будущий Афанасий Великий, тогда архидиакон, и Осия Кордувийский, который возглавлял этот Собор, и другие столпы – образованнейшие люди, архиереи. И вместе с ними присутствовал святитель Спиридон Тримифунтский, который стал архиереем, но был из пастухов, и потом, уже будучи архиереем, продолжал пасти стадо. Мужи ученые приводили доводы и доказательства от Священного Писания, от богословия. А святитель Спиридон, когда у него спросили: «Как это такое может быть: Троица, – что это?», – сказал: «Как? А вот как». Взял кирпич, сжал – и вниз полилась вода, вверх вырвалось пламя, а в руках у него осталась плинфа. И всё! Они только рты разинули. «Как это может быть?!» А вот, получилось.

Такое случается у нас до сих пор: «Как это такое может быть?!»

Ученые говорят: «Нужны такие-то условия, тогда будет то-то…» Для того чтобы распустилась ветка, нужно держать ее в тепле, чтобы была соответствующая температура, чтобы были питательные вещества… Потом, когда они доберутся, то разбудят это, это разбудит то, потом раскроется это, потом – то… А под Введение во храм Пречистой Девы, зимой, верба распускается и потом опять складывается. Мы ж приносили ее сюда, и все видели это. Как это, почему? Да вот так. Это одному Богу ведомо.

Когда человек поднимается до высот науки, то он говорит, как тот великий ученый: «Теперь я, как последняя крестьянка. Таков примерно уровень мой». А кто еще до состояния крестьянки не дошел, тот думает, что он – что-то. Как говорят, знания кичат. По большей части, так происходит.

Так что Рождество Христово удивительно по своей полноте. Здесь и ученые звездочеты, звездоблюстители (астрономы, по-нашему) – волхвы-мудрецы и царие персидские. Здесь и простые пастухи… О, простые пастухи! О них сказано: Ангел Господень ста в них, и слава Господня осия их. Слава Господня осияла их. А ведь Слава Господня являлась только пророкам Моисею и Илии, когда Господь являлся им…

Рождество Христово в своей полноте и соединяет всё: и ученое, и простое; и то, что можно постигнуть через творение (звездоблюстители), и то, что непостижимо.

Как может человек видеть мир невидимый? Как может грешный человек находиться во Славе Господней? Как это может быть? Может быть! Потому что такова воля Божия. Господь являет…

Обычно мы так рассуждаем: вот, преподобный Сергий, преподобный Серафим – понятно. Сколько они трудились, сколько они подвизались, с младенчества! Один в среду и пяток млека не вкушал, другой тоже отмечен с детства особым перстом Божиим. Это – монахи, подвижники. Они совершали подвиги, для нас неимоверные, и находились в благодати Божией. А здесь что? Пастухи. Я, конечно, не знаю, как это там всё происходило, совершали ли они какие-то подвиги, постились ли усердно или еще делали что-то особенное… Сказано: «Предстал им ангел Господень». Иногда говорят: «А почему им? Ведь и другие пастухи были, наверное, в той местности». А вот почему – это не нашего ума дело. Так Господь изволил.

Вот здесь как раз – тот самый ответ на многие вопросы, которые у нас бывают: «Почему это так? Почему этому такое? Почему тот получает это?» Почему… Такова воля Божия. Господь вот так это открыл. Ангелами открыл пастухам. Ведь и так весь Иерусалим узнал, что должен был родиться Спаситель, когда волхвы-то пришли. Было бы, может быть, этого достаточно? Нет. Господь явил через ангелов пастухам. Сказали бы ученые люди – у них-то авторитет больше вроде бы, а пастуху вроде кто поверит-то? Что там пастухи? У нас как: «Такой-то человек, образованный, сказал то-то и то-то». – «А, да, да, да, да, да!» А бабка какая-то там сказала – «Да ну, что она там понимает? Да ей это почудилось!..» Такова наша логика земная. А вот Господь через ангелов открыл Рождество, ангелов увидели простые пастухи. Такова воля Божия. Господь сказал: Посрамлю премудрость премудрых, и разум разумных отвергну.

Нет, и апостол и евангелист Лука – разумный, и премудрый Соломон был, и Царь Давид, – всем им дана была премудрость, и люди были образованные. Но, как я уже сказал, всё это – дары Божии, и Господь дает независимо ни от чего, а творит, елика хощет, как хочет. И являет, как Ему угодно. Одному открывает таким образом, другому – иным каким-то образом. А почему? Потому, что это так. Вот это как раз – свидетельство именно Божественное. То есть, не по нашим рассуждениям, не по нашей логике, не по нашим обоснованиям каким-то, а потому, что это так.

Между прочим, некоторые люди так и воспринимают.

У меня был такой случай, когда один образованный человек задал вопрос. А перед этим он был у всяких «знатоков» – с амвона и поминать их особенно не хочется. Ну, у тех, кто выдвигает всякие заумные теории: поля, энергии… Одним словом, ему там мозги крутили-крутили, и он пришел в церковь. И начал: «А это почему так-то?» Я как-то невольно ему ответил: «Ну, потому что это так. Не знаю, почему». То есть, не стал ему объяснять (как нередко бывает), а просто сказал: «Потому, что это так есть». Вот тогда он воспринял. Он сказал: «Это меня убедило».

И действительно, в этом явлении Ангелов пастухам – такая духовная красота! Господь явил простым пастухам, высшие духи открыли им, и даже «Слава Господня осияла их». А ученые люди через науку, через рассуждения, через логические построения и вычисления в конце концов пришли к тому же, но путь их был долог.

Да, это обычно так и бывает. Путь рассуждения, осознания – довольно длительный, а путь непосредственного восприятия, когда Господь открывает, – короткий и прямой. «Потому, что это так».

Или вот еще пример, о котором мне рассказал один батюшка, отец Петр. Его спрашивают:

– Почему икру можно есть в Лазареву субботу, а рыбу нельзя, только в Вербное воскресенье?

Он говорит:

– Не знаю.

– А почему на масленицу яички можно есть, а курочку – нельзя?

– Так по Уставу. Вот и всё.

– Ну, а почему, батюшка, вот так?

– Потому, что так установлено святыми отцами.

Между прочим, суеверия часто имеют объяснение, но объяснение безтолковое. А в вере некоторые вещи просто не имеют объяснения. Вот так, и всё!

Как-то пришли люди к одному старцу, и один из них говорит:

– Я не верую потому, что я не понимаю, вы объясните мне.

Старец спросил:

– Ты понимаешь, как у тебя в желудке пища переваривается?

Он отвечает:

– Нет.

– Ну, – говорит старец, – тогда не ешь, пока не поймешь.

Интересно, что едят все: и профессора, которые понимают, что в желудке происходит, и простые рабочие, – все с одинаковым удовольствием. Причем, многие едят то, к чему их приучат с детства. Вот иногда говорят: «Ну, почему ты не ешь, ведь это же лучше!» Нет, потому что он привык к другому, принял это в простоте сердца, и оно в нем живет. И в сущности-то, когда мы начинаем спорить, многие раздоры, многие разделения происходят оттого, что мы не относимся к этим вещам просто – «ну, потому, что это так».

Хотя это совсем не значит, что нужно бездумно всё выполнять. Нет, это было бы неправильно. И опять же возникает вопрос: «Ну, а как же тогда? Значит, пусть каждый верует, как верует?!» Нет. Испытайте Писания (Ин.5:39), – говорит апостол и евангелист Иоанн Богослов. Писание-то – да, действительно, и Писание сравнивается одно с другим. Но есть вещи, которые просто принимает душа. Человек так чувствует – и принимает.

Простота, по-настоящему, это то, о чем сказал один из оптинских старцев: «Двадцать лет просил я этой простоты». Это, конечно, тоже дар Божий. И, по-настоящему, это состояние благодатное. Тогда человек живёт просто, как говорил преподобный Амвросий Оптинский: «Где просто, там ангелов со сто, где мудрено, там ни одного». И вот эта простота – во всем: и в вере, и во всей жизни. Тогда бывает простое восприятие вещей: «Ну, так – значит, так».

«Есть у нас что-нибудь на ужин?» – «Вот, это есть». – «Ну, и давай это будем есть».

И такое отношение ко всему, в конце концов, всё умиротворяет. А бывает, когда человек не унимается: «А почему это так, а почему это?..» Да потому, что это так. Ну, смирись, прими в простоте сердца – и всё, и успокоишься. Мы знаем, что Господь, когда проповедовал здесь, на земле, то говорил: «Волос с головы не упадет без воли Божией». И если волос с головы не падает без воли Божией, значит, всё управляется Промыслом Божиим, значит, это почему-то так.

Нет, это не значит, что мы не должны участвовать в жизни, должны бездействовать. Но наша деятельность должна быть, прежде всего, в согласии с волей Божией. Первый вопрос: как это согласно с волей Божией? А результат – всё равно от Бога. Потому что ты, например, можешь хотеть хорошего, но время для этого еще не пришло.

В минувшие воскресные дни мы прославляли святых отцев, праотцев. Они всё ждали, ждали Спасителя мира, но время еще не приходило. Пришло время, и Господь родился, пришел на землю. Господь ходил по земле, а за Ним гонялись, хотели Его убить. Он сказал: «Время ещё не пришло». Пришло время – вот, се есть ваша година, и область темная (Лк.22:53). Но на некоторое мгновение, на некоторое время. Распяли – всё! Теперь – воскрес и приду судить, когда придет время. И тогда всё кончится. Все эти козни, вся эта дипломатии, все эти приемы – всё это будет прикончено. Время придет – тогда будет всё.

Без Бога никто ничего не может. Еще при жизни Спасителя было два правителя, по тем временам очень могущественных, по имени Ирод. Один – который велел четырнадцать тысяч младенцев убить, и другой, подобный ему. Хощет Тя убити, — говорят. Господь говорит: Рцыте лису тому, се изгоню бесы, и исцеления творю днесь и утре, и в третий скончаю (Лк.13:31-32). Если ничего не стоило невинных младенцев убить, то, что стоило убить одного Человека? Ничего не стоило. Но Господь сказал: «Но он ничего не сможет, потому что время еще не пришло». Когда пришло время, то Пилат, расхваставшись своей властью, сказал: Не веси ли, яко власть имам распяти Тя, и власть имам пустити Тя? Господь ему говорит: Не имаши власти ни единыя на Мне, аще не бы ти дано свыше (Ин.19:10-11). Вот, попробуй пустить – не пустишь, сейчас подпишешь «распять». И он подписал «распять». Трижды хотел отпустить, трижды порывался, а подписал – «распять». Значит, что он из себя представлял? Ничего.

Мы часто забываем об этом в жизни. А простое восприятие жизни, простое восприятие евангельского слова, евангельских примеров, – это фактически всё. «Ах, что будет?» Будет то, что должно быть. «О, вот этот сделает!» Этот ничего не сделает, и тот ничего не сделает, а этот сделает то, что ему будет дано. Иначе – никто ничего не сделает. «Вот, – говорят, – будет то-то и то-то». Да, кто знает, что будет? Вот то, что святые отцы сказали, то будет. «Как это будет?» Не знаю, как, но будет.

Мы помним время, когда говорили, что ничего не останется: «настолько всё схвачено!» Это схвачено сверху, а на самом деле только прилеплено, дунь – и всё развалится. И разлетелось. И этому столько примеров, а мы всё никак не уверимся. И мы всё еще приписываем это каким-то деятелям… Да ноль! Полный ноль без палочки.

Святитель Игнатий говорит: «Человек! В гордыне своей, что ты мнишь о себе? Ты – слепое орудие в руках Промысла Божия, полностью слепое, без малейшей самостоятельности». Да какая ж самостоятельность? Никакой там самостоятельности-то нет. Даже иногда и в земном-то смысле видишь, что нет у людей самостоятельности, а им приписывают, будто они что-то там могут! Кто что может? Да никто ничего не сможет, если Господь не поможет. Апостол Иаков говорит: Слышите ныне, глаголющии: днесь или утре пойдём во он град и сотворим ту лето едино, и куплю деем и приобретение, иже не весте, что утре случится, кая бо жизнь ваша? Пара бо есть, яже вмале является, потом же исчезает. Вместо еже бы глаголати вам: аще Господь восхощет, и живи будем, и сотворим сие или ино. (Иак.4:13-15). Вот так нужно говорить. И так будет.

Сущность всего этого одна: нужно укреплять веру. Укреплять веру, настоящую веру – и на каждом шагу. Как Господь говорит: Волос с головы не упадет без воли Божией. Значит, так. Ко всему нужно относиться именно с так, как простой народ сказал: «Что Бог ни делает, всё к лучшему» и «Господь передом правит». И это истинно так.

Правда, многое мы начинаем понимать (если еще Господь откроет) только по прошествии многого времени. Но мы ж не больше, конечно, апостола Петра, которому Господь сказал: Еже Аз творю, ты не веси ныне, уразумееши же по сих (Ин.13:7).И ведь когда ему было это сказано-то? На Тайной Вечере, когда Господь уже шел на страдания. То есть, уже всё – обучил, наставил, а потом еще добавил: «Что делаю, ты сегодня не знаешь, уразумеешь же после». Поэтому если апостолу Петру, который с Господом ходил, был один из первых Его учеников, которому были открыты многие тайны Царствия Божия, которому Господь дал ключи Царствия Небесного, – если ему Господь так говорил, то куда нам-то, со своим умом? Что нам удивляться, что мы не понимаем даже и после того, что совершилось? Вот если Господь еще откроет, может, в будущей жизни, станет нам что-то ясно. Ибо были такие случаи и есть, когда люди приходят оттуда, с того света, и говорят: «Это вам – за то, а будет вам еще то-то». И так оно и исполняется.

Так что будем мы благодарить Бога прежде всего за то, что Господь дал нам истинную, православную христианскую веру, что Господь дает нам такие примеры, которых больше нигде нет. Такой ясности и простоты истины – нигде ничего подобного нет. Но это, если Господь откроет эту ясность, тогда всё понятно. А если не откроет, то и очи имут – и не видят очима, ни разумеют сердцем (Ин.12:40). Поэтому мы и благодарим Бога, прославляем Его за те милости, которые Господь нам являет. Потому что дает нам в меру той возможности, которую мы, грешные, опять же от Господа получаем – разумения вот этих духовных вещей.

И потому ангелы, видя, как Господь устрояет здесь судьбы человеческие, славят Творца: Слава в вышних Богу, и на земли мир. Это какой мир? Это вот тот мир, о котором преподобный Серафим сказал: «Стяжи дух мирен, и около тебя спасутся тысячи». Мир, который в душе человеческой, который дает истинная вера, упование на Бога. Вокруг всё может и крутиться, вертеться, но это – в мире мирском. А в душе православных христиан должен быть такой мир, который был, когда родился Господь и ангелы воспели: на земли мир. И когда Господь воскрес и сказал: Мир Мой даю вам (Ин.14:27). Господь всё время говорил: Мир вам.

Вот этот мир нужно всячески стараться стяжать и сохранить в душе. Поэтому в свое время, когда я начинал, по милости Божией, свое священническое служение, один архипастырь сказал мне:

– Что это вы, батюшка, там чем-то возмущаетесь? Уставные неточности какие-то?

– Я говорю:

– Да, как же так?

Он говорит:

– Всё нужно класть на алтарь мира.

И я до сих пор всегда вспоминаю это изречение.

И когда какая-то ситуация происходит, в каких-то мы обстоятельствах находимся: семейных ли, служебных ли, – нужно еще помнить одну заповедь, как отец Сергий (Царство ему Небесное) говорил: «От нас зло не должно исходить». А зло не будет исходить от нас только тогда, когда его в нас не будет. А его не будет только тогда, когда мы будем всеми силами стараться сохранить мир душевный. Если вот сохранишь этот мир душевный, то и не озлобишься, а не озлобишься – и зло не изыдет от тебя. И эти слова Господни: на земли мир, – будут исполняться в душе каждого человека. Аминь.

Церковный календарь. 6 января

Читаем Евангелие вместе с Церковью. 6 января

Читаем Апостол. 6 января

Мульткалендарь. 6 января
Евгения Римская преподобномученица

Преподобный Николай монах

Духовные притчи. Завтра сделаю

Этот день в истории. 6 января