Сергий и Вакх (также Саркис и Бахус, лат. Sergius et Bacchus) жили в конце III века и были высокопоставленными воинами Римской империи. Почитаются святыми мучениками в православной, католической и древневосточных православных церквях. День их памяти — 7 (20) октября.
Сергий и Вакх были офицерами в армии цезаря Галерия Максимиана (284–305), они занимали важные должности при нём и были его фаворитами до тех пор, пока не стало известно, что они тайные христиане и не почитают языческих богов, а это считалось государственным преступлением.
Император, желая удостовериться в справедливости доноса, приказал Сергию и Вакху принести жертву идолам, но они ответили, что чтут Бога Единого и только Ему поклоняются.
Максимиан приказал снять с мучеников знаки их воинского сана, облечь в женские одежды и водить по городу с железными обручами на шее, в посмеяние народу. Затем опять призвал Сергия и Вакха к себе и дружески советовал не прельщаться «христианскими баснями» и обратиться к богам римским. Но святые были непреклонны. Тогда император повелел отослать их к правителю восточной части Сирии Антиоху, лютому ненавистнику христиан. Антиох получил эту должность с помощью Сергия и Вакха. "Отцы и благодетели мои! – сказал он святым, – будьте милостивы не только к себе, но и ко мне: я не хотел бы предавать вас мучениям". Святые мученики ответили, что для них жизнь – Христос, а смерть за Него – приобретение. Разгневанный Антиох приказал бить Вакха бичами без милосердия, и святой мученик отошел ко Господу. Сергия обули в железные сапоги с набитыми в них гвоздями и отвели на суд в другой город, где он был усечен мечом (ок. 303 г.).
Сергий и Вакх были казнены за свои убеждения, и их подвиги стали основой для чтимых святынь в православной церкви. Их мученическая смерть стала символом духовной стойкости и преданности, что сделало их образами для подражания многим поколениям верующих. Почитание мучеников Сергия и Вакха в столице Византийской империи Константинополе было очень велико. В их честь в VI в. было построено несколько храмов в разных городах, включая Константинополь и Рим.
Именно 7 (20) октября был пострижен в монашество преподобный Сергий Радонежский. Он получил своё монашеское имя в честь мученика Сергия.
Святым мученикам Сергию и Вакху молятся об исцелении от различных болезней, телесных и духовных, о защите себя и близких от искушений и ложных путей, их же просят о защите в бедах, невзгодах и сложных жизненных обстоятельствах.
Самые ранние иконы, дошедшие до наших дней, относятся к периоду не ранее VI века. Они изготовлялись в технике энкаустики (греч. ἐγκαυστική – выжигание), когда краска замешивалась на разогретом воске. Энкаустика была самой распространенной живописной техникой античного мира. Именно из античной эллинистической культуры эта живопись пришла в христианство и доминировала в византийской иконописи вплоть до VIII века, пока окончательно не была вытесняна темперой. Для энкаустических икон характерен определенный «реализм» в трактовке образа. Стремление к документальному отражению реальности. Это не просто культовый предмет, это, своего рода, «фотография» – живое свидетельство реального существования Христа, Богородицы, святых и ангелов. Самой известной энкаустической иконой является образ Христа Вседержителя («Пантократор»), хранящийся в монастыре святой Екатерины на Синае.
Христос Пантократор (энкаустика, 6 век, монастырь Св. Екатерины на Синае)
Икона «Сергий и Вакх» тоже происходит из монастыря Св. Екатерины на горе Синай, датируется 6 веком н.э. и относится к одной из самых ранних христианских икон, дошедшие до наших дней. Икона изготовлена в технике энкаустики. Несмотря на то, что икона «Сергий и Вакх» (также как и синайская икона «Пантократор») выполнена в древней технике энкаустики, её живописный характер отличается от «Пантократора», созданного в это же время.
Сергий и Вакх (икона из монастыря Св. Екатерины на Синае, VIв, Музей западного и восточного искусства, Киев)
Перед нами поясные изображения святых, облаченных в коричневые хитоны и белые хламиды, на шеях у них — тяжелые золотые ожерелья с негранеными драгоценными камнями, характерными атрибутами святых воинов Сергия и Вакха. Их имена читаются также в поздних надписях в верхних углах иконы. Служившие в личной охране императора Максимина Дайи (309–313), они отказались принести жертвоприношения языческим богам и подверглись мученической казни, о чем напоминают кресты в правой руке каждого святого. Очень бледные по тону лики обрамлены темными, спускающимися на лоб завитками, широко раскрытые, лишенные эмоциональности глаза устремлены на зрителя. Головы окружены ровно выписанными нимбами. Между ними помещен медальон с ликом Христа, изображенного с длинными волосами и острой бородой. Стилистика иконы выдержана в духе отстраненности, передаваемой благодаря фронтальному и симметричному относительно друг друга расположению святых и сосредоточенностью взглядов, устремленных вдаль.
В XIX в. икона была привезена епископом Порфирием (Успенским) в Киев, где и находится в настоящее время в Музее западного и восточного искусства им. Богдана и Варвары Ханенко.
МОЛИТВЫ
Тропарь, глас 5
Удобре́ние Христо́вых страстоте́рпец,/ и о́чи Христо́вы Це́ркве,/ о́чи просвети́те душ на́ших,/ Се́ргие многострада́льне и Ва́кше пресла́вне:/ моли́теся ко Го́споду,/ я́ко да убежи́м тьмы грехо́вныя,/ и све́та яви́мся о́бщницы невече́рняго,// моли́твами ва́шими, святи́и.
Перевод: Украшение Христовых мучеников и очи Христовой Церкви, просветите очи душ наших, Сергий многострадальный и Вакх преславный, молитесь ко Господу, чтобы нам избежать тьмы греха и стать участниками Света незаходящего по молитвам вашим, святые.
Ин тропарь, глас 4
Му́ченицы Твои́, Го́споди,/ во страда́ниих свои́х венцы́ прия́ша нетле́нныя от Тебе́, Бо́га на́шего:/ иму́ще бо кре́пость Твою́,/ мучи́телей низложи́ша,/ сокруши́ша и де́монов немощны́я де́рзости./ Тех моли́твами// спаси́ ду́ши на́ша.
Перевод: Мученики Твои, Господи, подвигом своим венцы нетленные получили от Тебя, Бога нашего; ибо они, имея силу Твою, мучителей низложили, сокрушили и демонов немощные дерзости. По молитвам их, Христе Боже, спаси души наши.
Кондак, глас 2
Ра́зум на враги́ му́жески вооружи́вше,/ всю тех лесть разруши́сте,/ и побе́ду свы́ше прии́мше, му́ченицы всехва́льнии,/ единомы́сленно вопию́ще:// добро́ и красно́, е́же бы́ти с Бо́гом.
Перевод: Дух свой против врагов мужественно вооружив, все их коварство разрушили, и получили победу свыше, мученики всеми прославляемые, единомысленно взывая: «Хорошо и приятно быть с Богом».
|