В Православной Церкви вопрос, можно ли крестить детей, никогда не стоял. Детей крестить можно! Таинство Крещения – не юридическое примирение с Богом, не посвящение, приобщающее к какому-то сокровенному знанию. Таинство Крещения есть привитие веточки к Древу Жизни, ко Христу. Это значит родиться заново, свыше, войти в тесное благодатное единение с Господом.
Правомочность крещения младенцев, пишет протопресвитер Иоанн Мейендорф, «опирается не на идею «греха», который может представить младенцев виновными в очах Божиих и нуждающимися в Крещении ради оправдания, но на то, что на всех этапах жизни, включая младенчество, человек нуждается в том, чтобы «родиться вновь» – то есть начать новую и вечную жизнь во Христе. Ведь и «сознательный взрослый» не в состоянии вполне постичь конечную эсхатологическую цель новой жизни».
Это не мнение современного православного богослова, но общее утверждение святых Отцов: «Если бы единственным смыслом Крещения было оставление грехов, зачем бы тогда крестили новорожденных, которые еще не успели вкусить грех? Но Таинство Крещения не ограничивается этим; Крещение есть обетование больших и совершеннейших даров. В нем суть обетования грядущих радостей; оно есть образ будущего воскресения, общение со Страстями Господними, участие в Его Воскресении, риза спасения, одеяние радости, облачение [сотканное] из света или, скорее, сам свет» (блаженный Феодорит Кирский).
Итак, Крещение вводит человека в общение с Богом. Повернуться к Богу лицом, уверовать может каждый, в том числе и некрещеный человек. Но крещеный – это человек, желающий не просто веровать в Бога или во что-то высшее, уважающий религиозные идеи… Это человек, пожелавший соединиться с Господом, привиться к Господу… Желая начать совершенно новую жизнь, он проходит через чинопоследование Крещения как через обряд умирания… Умереть, как умер Христос, и тут же восстать, как Он восстал из мертвых. И отныне, соединившись с Господом, жить с Ним в единстве. Именно поэтому крестят и детей.
О важности Крещения говорят многие тексты Священного Писания. Для нас несомненна правота и истинность Христовых слов: «…если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие» (Ин. 3:5). Почему мы должны игнорировать этот текст и отказывать в Крещении младенцам? Сам Спаситель убеждал учеников Своих не препятствовать детям приходить к Нему, «ибо таковых есть Царствие Божие» (Мк. 10:14).
Обратимся к истории и вспомним, что в ветхозаветное время над каждым младенцем мужского пола на восьмой день после рождения совершался обряд присоединения к народу Божиему через обрезание. Как еврей становился членом народа Божия через обрезание, так и христианский младенец делается членом народа Нового Завета через Крещение.
Мы не знаем, крестили ли младенцев в I веке, однако у нас нет и доказательств обратного. Напротив, мы находим свидетельства о Крещении целых семейств: Лидии («крестилась она и домашние ее») (Деян. 16:15), темничного стража («крестился сам и все домашние его») (Деян. 16:31-33), Криспа («Крисп же, начальник синагоги, уверовал в Господа со всем домом своим») (Деян. 18:8), Стефана («крестил я также Стефанов дом») (1Кор. 1:16). Маловероятно, чтобы во всех этих новокрещенных семьях не было малолетних детей.
Мы знаем, что во II веке младенцев крестили и на Западе, и на Востоке, о чем свидетельствуют Отцы и учители Церкви. У святителя Иринея, епископа Лионского, читаем: «Христос пришел спасти через Себя всех – всех, говорю, которые возрождаются от Него для Бога, – младенцев, отроков, юношей и старцев». Ориген писал: «Церковь приняла предание от апостолов преподавать крещение и младенцам».
В Апостольском предании святителя Ипполита, папы Римского (около 215 года), сказано: «Облачитесь в одежды и в первую очередь крестите де-тей. Все те, которые могут говорить о себе, пусть говорят. За тех же, которые не могут говорить о себе, пусть говорят их родители или кто-нибудь из родственников». Из этого следует, что к Крещению допускались даже очень маленькие, не умеющие говорить дети. Но если из слов святителя Ипполита мы все же не можем узнать, какого возраста детей крестили, то из слов святителя Киприана Карфагенского становится понятно, что крестили их не откладывая даже до восьмого дня по рождении, а именно во второй и третий день. На Поместном Карфагенском Соборе 252 года, где председательствовал святитель Киприан, было сказано: «…не возбранять [Крещения] младенцу, который, едва родившись, ни в чем не согрешил, кроме того, что, происшедши от плоти Адама, восприял заразу древней смерти чрез самое рождение, и который тем удобнее приступает к приятию отпущения грехов, что ему отпускаются не собственные, а чужие грехи». Святитель Киприан Карфагенский пишет о прошедшем Соборе: «На Соборе нашем состоялось такое определение: не должно нам никого устранять от Крещения и благодати Бога, ко всем милосердного, благого и снисходительного. Если этого надобно держаться по отношению ко всем, то особенно, как мы думаем, надобно соблюдать это по отношению к новорожденным младенцам, которые уже тем заслуживают преимущественно нашу помощь и милосердие Божие, что с самого начала своего рождения они своим плачем и слезами выражают одно моление».
В более позднее время практика не изменилась. И святитель Иоанн Златоуст (на Востоке), и святитель Амвросий Медиоланский, блаженный Августин, (на Западе) подтверждают, что Крещение детей было общепринятой практикой, и возводят эту практику ко временам Апостолов. А вот 124-е Правило Карфагенского Собора (418 год): «Кто отвергает нужду Крещения малых, новорожденных от матерней утробы детей, или говорит, что, хотя они и крещаются во отпущение грехов, но от прародительского Адамова греха ничего не заимствуют, что надлежало бы омыть баней пакибытия, тот да будет анафема… И младенцы, никаких грехов сами собою соделати еще не могущие, крещаются истинно во отпущение грехов, да через пакирождение очистится в них то, что они заняли от ветхого рождения». Если и были в то время споры, то не относительно того, стоит ли вообще крестить младенцев, а относительно того, в каком возрасте крестить детей.
Около V века в Церкви крестят почти только детей. Однако сроки Крещения колеблются. Одно время крестили и в 8-й день, и в 40-й, но более популярной практикой было Крещение ребенка по прошествии нескольких лет после рождения. Святитель Григорий Богослов писал: «Что скажем о младенцах, которые не разумеют ни того, что такое благодать, ни того, что такое наказание. Крестить ли их? Непременно, если надлежит опасность. Относительно же прочих я даю совет дожидаться трех лет или немного более, или менее того, чтобы сколько-нибудь могли слышать и повторять нужные слова таинства, и если не совершенно, по крайней мере, образно понимать его».
В Православной Церкви детей крестят так же, как и взрослых, трижды погружая в воду. Над ними читаются те же молитвы, что и над взрослыми (разве что в древности, когда крестился ребенок, иногда опускали или со-кращали молитвы оглашения).
Нужно также понимать, что рожденный от верующих родителей вступает в мир как призванный Богом в Церковь. Через Крещение, совершаемое Церковью, он становится членом Тела Христова. Его активная жизнь в Церкви зависит от его последующей веры, которая является личным ответом крещенного в детстве на призыв Божий. Вместе с тем эта вера является и его ответом Церкви, которая на основании призыва Божиего совершила его Крещение. Этот ответ может быть положительным или отрицательным, но и в одном и в другом случае крещеный остается членом Церкви. Как нельзя изгладить факт физического рождения, так нельзя изгладить факт рождения духовного. От крещеного зависит реализация своей принадлежности к Церкви. Ответственность за эту реализацию лежит не только на нем, но и на Церкви, которая на основании веры его родителей совершила его Крещение, а следовательно, и на его родителях.
Николай ПАВЛЕНКО