Таинства Крещения. Второе рождение.

Нескучный сад - Журнал о православной жизни

 

 Сегодня главно е содержание Таинства Крещения как единения с Церковью многими забыто. Крестины превратились в «частную требу»: для кого-то это — акт сродни медицинскому, для кого-то — дань традиции. И даже те, кто пришел креститься вполне сознательно, далеко не всегда понимают смысл совершаемых действий. Но ведь так не годится! Долго ли еще нам твердить несмысленное: «Мы не знаем, как тут у вас все делается…»? Может быть, давайте узнаем, наконец?


Виктор Васнецов. Крещение князя Владимира. Фрагмент росписи Владимирского собора в Киеве


— Батюшка, нам бы хотелось покрестить ребенка. Можно завтра?
— Давайте лучше так: вы, родители и крестные ребенка, придете на исповедь и причаститесь. А потом и крестим!
— Ой, а у нас крестный из Ростова приезжает на один день / гости уже приглашены / путевка в Египет с послезавтра / Бог в душе, нам Церковь ни к чему (нужное подчеркнуть).
Такие эпизоды в пастырской практике не редкость. Ну что тут скажешь? Хочется привести в ответ другой пример:
— Девушка, здравствуйте. Меня зовут Ваня. Давайте с вами сегодня поженимся, обвенчаемся? А то у меня и свидетели уже подобраны, и гости на вечер приглашены, дядя из Ростова приехал — специально на свадьбу…
— ?!!

Абсурд? Конечно. Но ведь и первый диалог не менее странен. Ведь крещение — это не что иное, как венчание человека с Церковью Христовой. Здесь те же обеты верности и любви, то же соединение двух судеб: судьбы нового христианина с судьбой Церкви (и наоборот!). Так прежде нас Сам Христос дал обет верности Своей Церкви «и предал Себя за нее, чтобы освятить ее, очистив банею водною посредством слова». Эти слова из Послания апостола Павла к Ефесянам Церковь вспоминает, совершая Таинство Брака — венчание. И здесь же — воспоминание не только о Крестной жертве Христовой, но и об освящении «банею водною», то есть о крещении!

Подобно тому как венчанию предшествует обручение, или помолвка (обещание верности еще до вступления в брак), крещению — таинству венчания души человека с Церковью — предшествует чин оглашения. В ранние века оглашение (т. е. подготовка к крещению) могло продолжаться несколько лет, а иногда и дольше. Так, святой царь Константин, положивший в Византии конец эпохе гонений на христиан, принял крещение только на смертном одре, а до того оставался оглашенным. В дальнейшем христианская вера прочно вошла в народный уклад, и крещение стало совершаться, за редкими исключениями, над младенцами. По этой причине чин оглашения очень скоро «сросся» воедино с самой службой крещения. В данном отношении современная ситуация отчасти похожа на первохристианские времена. Поэтому хорошо, когда те, кто решил креститься во взрослом возрасте, заблаговременно пройдут оглашение.

1. Отречение от сатаны


 Главный момент в чине оглаш ения — изъявление свободного желания войти в единую жизнь со Христом и Его Церковью. Крещаемый прежде всего отрекается от зла. Священник предлагает ему повернуться на запад — спиной к святому алтарю. «Отрекаеши ли ся сатаны, всех ангелов его, всего служения его и всея гордыни его?» — «Отрекаюся!» Этот диалог между священником и новым христианином повторяется трижды. И после: «Отреклся ли еси сатаны?» — «Отрекохся!» (т. е. «да, я отрекся»). И это окончательное отречение также повторяется трижды. «И дуни и плюни на него!» — велит священник. При этом взрослые люди нередко улыбаются: нечасто случается соединить с движением души столь непосредственный, «детский» жест. Но тот, на кого вы только что дунули и плюнули, воспринял это со всей серьезностью. Для него такой плевок — не ерунда, но вызов! Здесь для нового «воина Христова» начинается духовное противоборство диаволу.

2. Сочетавание со Христом


 Вновь повер нувшись лицом к алтарю, крещаемый (и его восприемники) выражают свободное желание быть со Христом: «Сочетаваеши ли ся Христу?» — «Сочетаваюся!» (вопрос и ответ звучат трижды). «Сочетался ли еси Христу?» — «Сочетахся!» Как жених уже принимает на себя ответственность за невесту (и перед невестой), так и оглашенный — хотя еще не крещен — уже «сочетался» Христу. «И веруеши ли Ему?» — «Верую Ему, яко Царю и Богу!» Затем крещаемый должен произнести исповедание православной веры — Символ веры, составленный более полутора тысяч лет назад святыми отцами I и II Вселенских соборов. Подтвердить, что его «кредо» совпадает с Credo всей Церкви (лат. credo — «верую» — первое слово Символа веры). После оглашения взрослого ему полагается некоторое время обучаться церковной жизни через посещение богослужений и чтение Евангелия.

3. Освящение воды, помазание ее елеем


 В Таинстве Крещения   центральная молитва — молитва на освящение воды: устами священника Церковь молит Бога — Создателя мира, освятившего «всю тварь», освятившего воды Иордана в Крещении Христа сошествием Святого Духа, — освятить и «воду сию». Чтобы погрузившийся в нее принял не только (и не столько) очищение тела, но и просвещение души. По окончании молитвы на воду изливается оливковое масло — елей (в современной традиции воду лишь «помазывают» кисточкой, омоченной в этом святом елее). Нетрудно представить картину древней церковной реальности: как празднично сверкает в солнечный день бликами «оливкового света» вода реки, в которую погружаются новые «людие Христовы»!

4. Помазание елеем


 «Помазуется елеем  радования…» и сам «раб Божий», приходящий ко Святому Крещению. На православном Востоке ему попросту выливают на голову целый сосуд масла! В принятой у нас традиции все не так экзотично. Священник лишь наносит кисточкой знак креста: на челе («во имя Отца и Сына и Святаго Духа»), на груди («во исцеление души»), на спине («и тела»); на ушах – («в слышание веры»); на руках («руце Господни сотвористе тя и создасте тя»), на ногах… Это праздничное помазание приемлет человек весь — с головы до ног: чтобы «ходити ему по стопам заповедей Его»!

5. Троекратное погружение, белые одежды


 Почему  в крещении человека трижды погружают в воду? С одной стороны — «во имя Отца — аминь! — и Сына — аминь! — и Святаго Духа — аминь!». Но иная, не менее важная грань духовного смысла здесь такова: человек трижды погружается в воду, как в смерть (ведь в водной среде дыхание и жизнь для человека невозможны!) — во образ трехдневной смерти Иисуса Христа. И восстает из купели — вместе со Христом, Воскресшим из мертвых! Так что, по самому большому счету, по счету Церкви, крещеный человек уже умер. И уже воскрес во Христе.

 Сразу  после крещения во святой купели на христианина возлагается нательный крест и светлая крещальная одежда — «риза правды» (т. е. праведности!). Это — видимый символ пришедшей к человеку праведности Христовой. Христос дает ее уверовавшему Сам, по благодати — то есть даром! Проблема теперь лишь в том, чтобы человеку эту светлую одежду души, по слову апостола Павла, «даже до конца сохранить».

6. Миропомазание


 Святое миро — это нечто  гораздо большее, чем упомянутый выше «елей радования». Помазание миром мы принимаем только один раз в жизни. Если своим крещением христианин приобщился Христовой Пасхе, то через помазание миром он мистически приобщается к Церкви, входя в день Ее рождения: в тот день, когда на апостолов сошел с небес Святой Дух (это событие Церковь отмечает как праздник Святой Пятидесятницы, или «день Святой Троицы»). Всякий раз произнося: «Печать дара Духа Святаго», священник знаменает, запечатлевает святым миром все чувства христианина и весь его «телесный состав»: чело, глаза, ноздри, уста, уши, грудь, руки и ноги. Помазанный миром — уже не просто одиночка, поверивший тому, что написано в Евангелии. Теперь он, как ветвь к дереву, привит к живому древу Церкви, корни которого — сами святые апостолы и их великая вера.

7. Шествие вокруг купели


 Обл аченные в светлые одежды, со свечами в руках, новокрещеные в сопровождении восприемников идут от воды крещения к храму Божию: здесь их встречает уже начавшееся церковное собрание, здесь им предстоит завершить свой вход в общение со Христом в Евхаристии…

Такой древний порядок сегодня, увы, почти никогда не исполняется на практике. Правда, в некоторых храмах сегодня возрождают древнюю практику, но пока крещальная литургия — явление крайне редкое. Как правило, крещение совершается вне зависимости от времени литургии, и новокрещеным предстоит самим не забыть причаститься Святых Христовых Таин в один из ближайших дней. Но след от того торжественного шествия к храму в белых одеждах — остался. Сегодня это крестный ход вокруг купели. «Елицы во Христа крестистеся — во Христа облекостеся. Аллилуия! — поет хор, по слову апостола Павла в Послании к Галатам: — Все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись» (Гал. 3: 27).


8. Пострижение волос


 Последнее из свящ еннодействий службы крещения. Пострижение — древний традиционный знак посвящения человека святому служению. В знак послушания — преклоняя голову для пострижения — христианин выражает покорность Церкви, как сын — своей матери. В некоторые из древних эпох священникам полагалось выстригать волосы на макушке (т. н. тонзура). Это было одним из внешних знаков их посвящения. Но крещаемым не нужно бояться за свою прическу: сегодня при крещении принято состригать с головы крестовидно лишь совсем небольшие прядки волос.

9. Свидетельство о крещении


 В наши дни далеко н е во всех храмах ведутся регулярные церковные метрики. А вот до революции 1917 года не существовало никаких иных метрик, кроме церковных. Так что сегодняшнее свидетельство о крещении раньше было документом ничуть не менее важным, чем наши свидетельство о рождении и паспорт! На практике этот документ может особенно пригодиться поступающим на церковное послушание (проще говоря — работать в храме) или при поступлении в какое-нибудь духовное учебное заведение. Кроме того, свидетельство поможет вам (и вашим крестным!) не забыть день собственного крещения — этот  п раздник стоит отмечать приходом в церковь, исповедью и причастием Святых Таин.

священник Алексий АГАПОВ

 

 
 
 
 

Назад к списку