Сегодня главно е содержание Таинства Крещения как единения с Церковью многими забыто. Крестины превратились в «частную требу»: для кого-то это — акт сродни медицинскому, для кого-то — дань традиции. И даже те, кто пришел креститься вполне сознательно, далеко не всегда понимают смысл совершаемых действий. Но ведь так не годится! Долго ли еще нам твердить несмысленное: «Мы не знаем, как тут у вас все делается…»? Может быть, давайте узнаем, наконец?
Виктор Васнецов. Крещение князя Владимира. Фрагмент росписи Владимирского собора в Киеве
— Батюшка, нам бы хотелось покрестить ребенка. Можно завтра?
— Давайте лучше так: вы, родители и крестные ребенка, придете на исповедь и причаститесь. А потом и крестим!
— Ой, а у нас крестный из Ростова приезжает на один день / гости уже приглашены / путевка в Египет с послезавтра / Бог в душе, нам Церковь ни к чему (нужное подчеркнуть).
Такие эпизоды в пастырской практике не редкость. Ну что тут скажешь? Хочется привести в ответ другой пример:
— Девушка, здравствуйте. Меня зовут Ваня. Давайте с вами сегодня поженимся, обвенчаемся? А то у меня и свидетели уже подобраны, и гости на вечер приглашены, дядя из Ростова приехал — специально на свадьбу…
— ?!!
Абсурд? Конечно. Но ведь и первый диалог не менее странен. Ведь крещение — это не что иное, как венчание человека с Церковью Христовой. Здесь те же обеты верности и любви, то же соединение двух судеб: судьбы нового христианина с судьбой Церкви (и наоборот!). Так прежде нас Сам Христос дал обет верности Своей Церкви «и предал Себя за нее, чтобы освятить ее, очистив банею водною посредством слова». Эти слова из Послания апостола Павла к Ефесянам Церковь вспоминает, совершая Таинство Брака — венчание. И здесь же — воспоминание не только о Крестной жертве Христовой, но и об освящении «банею водною», то есть о крещении!
Подобно тому как венчанию предшествует обручение, или помолвка (обещание верности еще до вступления в брак), крещению — таинству венчания души человека с Церковью — предшествует чин оглашения. В ранние века оглашение (т. е. подготовка к крещению) могло продолжаться несколько лет, а иногда и дольше. Так, святой царь Константин, положивший в Византии конец эпохе гонений на христиан, принял крещение только на смертном одре, а до того оставался оглашенным. В дальнейшем христианская вера прочно вошла в народный уклад, и крещение стало совершаться, за редкими исключениями, над младенцами. По этой причине чин оглашения очень скоро «сросся» воедино с самой службой крещения. В данном отношении современная ситуация отчасти похожа на первохристианские времена. Поэтому хорошо, когда те, кто решил креститься во взрослом возрасте, заблаговременно пройдут оглашение.
священник Алексий АГАПОВ
|