В субботу 5-й седмицы Великого поста Церковью совершается празднование под названием Похвала Пресвятой Богородицы. Другое название этого дня – Суббота Акафиста, хотя сам Акафист Матери Божьей читают на вечерней службе в пятницу.
Празднование установлено в IX веке за неоднократное избавление Константинополя от нашествия врагов (авары в 626, персы — в 677, арабы — в 717 годах), совершённое благодаря заступничеству Богородицы. Со спасением Константинополя в 626 году от нашествия персов и варваров, в том числе и от скифов (под которыми могли подразумеваться и славяне), связано и происхождение кондака «Взбранной Воеводе», который изначально являлся частью самого первого акафиста, написанного в честь Богородицы. Этот акафист был впервые прочтён ночью во Влахернском храме после чудесного избавления города от неприятельского флота, осаждавшего город в 860 году, который, по преданию, был уничтожен бурей, поднявшейся после того как в море опустили Ризу Пресвятой Богородицы.
Чудесное спасение Константинополя при помощи Ризы Богоматери. Фреска из церкви Ризоположения в Московском кремле, 1644 год
Изначально празднование совершалось только в Константинополе во Влахернском храме, где хранились чудотворная Влахернская икона Божией Матери, и предметы, связанные с её земной жизнью — риза и пояс. Позднее праздник был внесён в Студийский устав, а потом и в церковные богослужебные книги, став общим для Восточной церкви. Канон к этому празднику был написан в IX веке Иосифом Студитом.
Акафистами называются особые хвалебные песнопения в честь Спасителя, Божией Матери или святых. «Акафист» в переводе с греческого буквально означает «неседален», т.е. молитвенное последование (богослужение), в течение которого не разрешается сидеть. Долгое время духовные произведения этого жанра предназначались исключительно для домашнего употребления – акафисты читали, стоя перед иконами. После вышеописанных событий 860 года служба акафиста стала совершаться и в храмах. Вслед за Акафистом Пресвятой Богородицы появились и другие – Господу Иисусу Христу, Архистратигу Небесных сил бесплотных Михаилу, ангелу-хранителю, святым, а также чтимым иконам. Однако первым из всех – и единственным, которому установлен особый день празднования – стал именно Акафист Пресвятой Богородицы.
Акафист Божией Матери — это священная похвала Пресвятой Девы. Он состоит из 24 гимнов, или песней: 12 кондаков (краткая хвалебная песнь) и 12 икосов (прославляющее песнопение). Они расположены в соответствии 24 буквам греческой азбуки. Каждая песнь начинается соответствующею ей по счету буквой. Акафист разделен на 4 части (по 3 кондака и 3 икоса). Каждая часть Акафиста начинается и завершается кондаком «Взбранной Воеводе…». Каждый кондак оканчивается псаломским «Аллилуйя» (на еврейском — «хвалите Бога»), каждый икос — приветствием архангела «Радуйся…». Все творение оканчивается краткою молитвою к Пресвятой Деве о том, чтобы Она спасла христиан от бед и напастей.
Акафист Божией Матери является древнейшим из всех акафистов. По его образцу писались другие акафисты.
События праздника и Акафист Богоматери легли в основу иконы «Похвала Богородице», получившей распространение в XIV-XV веках. Дева Мария изображается в окружении пророков, у каждого из которых в руках свитки с предсказаниями прихода в мир Мессии и предметы, символизирующие это событие. В своих пророчествах они иносказательно говорили о Пресвятой Деве, например, как о лестнице, соединяющей Небо и землю, как о расцветшем жезле и как о вратах, через которые придет Христос... Бывает, что рядом с Богородицей изображаются святые-гимнографы, восхвалявшие ее в своих молитвенных трудах. В клеймах иконы могут быть изображены события жизни Богородицы и случаи Ее заступничества и помощи верующим.
Древнейшей иконой Похвалы Богоматери в России является икона «Похвала Богоматери с акафистом» из московского Успенского собора, созданная греческим мастером во второй половине XIV века.
«Похвала Богоматери с акафистом»
(икона, Успенский cобор Московского Кремля. XIV век)
Богослужение этого дня не похоже ни на одно богослужение. Всё содержание богослужения посвящено Благовещению Пресвятой Богородицы, читается Акафист Божией Матери, основная тема которого – Благовещение Пресвятой Богородицы и Воплощение Сына Божия.
Какое же значение этот праздник имеет для нас сегодня? В кондаке Богородице, написанном в честь избавления Константинополя в 626 году, поется: «яко имущая державу непобедимую, от всяких нас бед свободи» («имеющая силу непобедимую, от всяких нас бед освободи»). В жизни каждого верующего человека есть моменты, когда мы обращаемся к Богоматери с какой-то своей скорбью и получаем облегчение, чувствуем участие Матери Божьей в нашей собственной жизни. Каждому есть за что поблагодарить Ее. А вместе все мы благодарим Ее за то, что Она сподобилась стать Матерью Господа нашего Иисуса Христа.
Несмотря на то, что во время Великого поста акафисты в храме не служат, для этого акафиста сделано исключение и определено время его чтения – в канун субботы пятой седмицы поста. Собственно же в Субботу Акафиста утром совершается праздничная литургия. А в следующий затем воскресный день Церковью празднуется Неделя преподобной Марии Египетской.
Кондак Субботы Акафиста, глас 8
Взбра́нной Воево́де победи́тельная,/ я́ко изба́вльшеся от злых, благода́рственная/ воспису́ем Ти раби́ Твои́, Богоро́дице:/ но я́ко иму́щая держа́ву непобеди́мую,/ от вся́ких нас бед свободи́, да зове́м Ти:// ра́дуйся, Неве́сто неневе́стная.
Перевод: Обороняющей нас Военачальнице за избавление от страшных бед учреждаем Тебе торжества победы благодарственные мы, рабы Твои, Богородица! Но Ты, как имеющая власть необоримую, от всяческих опасностей нас освободи, да взываем к Тебе: «Радуйся, Невеста, брака не познавшая!»
|