ПОХВАЛА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ (СУББОТА АКАФИСТА)

В субботу 5-й седмицы Великого поста Церковью совершается празднование под названием Похвала Пресвятой Богородицы. Другое название этого дня – Суббота Акафиста, хотя сам Акафист Матери Божьей читают на вечерней службе в пятницу.

История праздника Похвалы Пресвятой Богородицы

Празднование установлено в IX веке за неоднократное избавление Константинополя от нашествия врагов (авары в 626, персы — в 677, арабы — в 717 годах), совершённое благодаря заступничеству Богородицы. Со спасением Константинополя в 626 году от нашествия персов и варваров, в том числе и от скифов (под которыми могли подразумеваться и славяне), связано и происхождение кондака «Взбранной Воеводе», который изначально являлся частью самого первого акафиста, написанного в честь Богородицы. Этот акафист был впервые прочтён ночью во Влахернском храме после чудесного избавления города от неприятельского флота, осаждавшего город в 860 году, который, по преданию, был уничтожен бурей, поднявшейся после того как в море опустили Ризу Пресвятой Богородицы.

Чудесное спасение Константинополя при помощи Ризы Богоматери. Фреска из церкви Ризоположения в Московском кремле, 1644 год

Изначально празднование совершалось только в Константинополе во Влахернском храме, где хранились чудотворная Влахернская икона Божией Матери, и предметы, связанные с её земной жизнью — риза и пояс. Позднее праздник был внесён в Студийский устав, а потом и в церковные богослужебные книги, став общим для Восточной церкви. Канон к этому празднику был написан в IX веке Иосифом Студитом.

Акафист Пресвятой Богородице

Акафистами называются особые хвалебные песнопения в честь Спасителя, Божией Матери или святых. «Акафист» в переводе с греческого буквально означает «неседален», т.е. молитвенное последование (богослужение), в течение которого не разрешается сидеть. Долгое время духовные произведения этого жанра предназначались исключительно для домашнего употребления – акафисты читали, стоя перед иконами. После вышеописанных событий 860 года служба акафиста стала совершаться и в храмах. Вслед за Акафистом Пресвятой Богородицы появились и другие – Господу Иисусу Христу, Архистратигу Небесных сил бесплотных Михаилу, ангелу-хранителю, святым, а также чтимым иконам. Однако первым из всех – и единственным, которому установлен особый день празднования – стал именно Акафист Пресвятой Богородицы.

Акафист Божией Матери — это священная похвала Пресвятой Девы. Он состоит из 24 гимнов, или песней: 12 кондаков (краткая хвалебная песнь) и 12 икосов (прославляющее песнопение). Они расположены в соответствии 24 буквам греческой азбуки. Каждая песнь начинается соответствующею ей по счету буквой. Акафист разделен на 4 части (по 3 кондака и 3 икоса). Каждая часть Акафиста начинается и завершается кондаком «Взбранной Воеводе…». Каждый кондак оканчивается псаломским «Аллилуйя» (на еврейском — «хвалите Бога»), каждый икос — приветствием архангела «Радуйся…». Все творение оканчивается краткою молитвою к Пресвятой Деве о том, чтобы Она спасла христиан от бед и напастей.

Акафист Божией Матери является древнейшим из всех акафистов. По его образцу писались другие акафисты.

Икона Похвала Богородице

События праздника и Акафист Богоматери легли в основу иконы «Похвала Богородице», получившей распространение в XIV-XV веках. Дева Мария изображается в окружении пророков, у каждого из которых в руках свитки с предсказаниями прихода в мир Мессии и предметы, символизирующие это событие. В своих пророчествах они иносказательно говорили о Пресвятой Деве, например, как о лестнице, соединяющей Небо и землю, как о расцветшем жезле и как о вратах, через которые придет Христос... Бывает, что рядом с Богородицей изображаются святые-гимнографы, восхвалявшие ее в своих молитвенных трудах. В клеймах иконы могут быть изображены события жизни Богородицы и случаи Ее заступничества и помощи верующим.

Древнейшей иконой Похвалы Богоматери в России является икона «Похвала Богоматери с акафистом» из московского Успенского собора, созданная греческим мастером во второй половине XIV века.

«Похвала Богоматери с акафистом»
(икона, Успенский cобор Московского Кремля. XIV век)

Похвала Пресвятой Богородицы. Богослужение

Богослужение этого дня не похоже ни на одно богослужение. Всё содержание богослужения посвящено Благовещению Пресвятой Богородицы, читается Акафист Божией Матери, основная тема которого – Благовещение Пресвятой Богородицы и Воплощение Сына Божия.

Какое же значение этот праздник имеет для нас сегодня? В кондаке Богородице, написанном в честь избавления Константинополя в 626 году, поется: «яко имущая державу непобедимую, от всяких нас бед свободи» («имеющая силу непобедимую, от всяких нас бед освободи»). В жизни каждого верующего человека есть моменты, когда мы обращаемся к Богоматери с какой-то своей скорбью и получаем облегчение, чувствуем участие Матери Божьей в нашей собственной жизни. Каждому есть за что поблагодарить Ее. А вместе все мы благодарим Ее за то, что Она сподобилась стать Матерью Господа нашего Иисуса Христа.

Несмотря на то, что во время Великого поста акафисты в храме не служат, для этого акафиста сделано исключение и определено время его чтения – в канун субботы пятой седмицы поста. Собственно же в Субботу Акафиста утром совершается праздничная литургия. А в следующий затем воскресный день Церковью празднуется Неделя преподобной Марии Египетской.

ПОХВАЛА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ. Суббота Акафиста. Священник Валерий Духанин

Кондак Субботы Акафиста, глас 8

Взбра́нной Воево́де победи́тельная,/ я́ко изба́вльшеся от злых, благода́рственная/ воспису́ем Ти раби́ Твои́, Богоро́дице:/ но я́ко иму́щая держа́ву непобеди́мую,/ от вся́ких нас бед свободи́, да зове́м Ти:// ра́дуйся, Неве́сто неневе́стная.

Перевод: Обороняющей нас Военачальнице за избавление от страшных бед учреждаем Тебе торжества победы благодарственные мы, рабы Твои, Богородица! Но Ты, как имеющая власть необоримую, от всяческих опасностей нас освободи, да взываем к Тебе: «Радуйся, Невеста, брака не познавшая!»

 
 
 

Назад к списку