Мы можем чувствовать правоту своей веры, но не всегда можем ее объяснить или доказать человеку неверующему, в особенности тому, у кого наше мировоззрение почему-то вызывает раздражение. Разумные вопросы атеиста могут поставить в тупик даже самого искренне верующего христианина. О том, как и что отвечать на распространенные аргументы атеистов говорит в проекте «Диалог с атеистами: православные аргументы» Сергей Худиев.
Бывают случаи, когда это действительно так. Какой-нибудь Сёко Асахара, Джим Джоунс или другие лидеры культов доводят свою паству до преступлений и самоубийств, приобретают огромную власть над людьми и злоупотребляют ею самым бессовестным образом. Бывают менее яркие случаи – политики манипулируют религией ради того, чтобы привлечь избирателей, а полководцы – чтобы убедить солдат убивать и умирать. Да и в православной среде могут возникать так называемые «младостарцы», которые злоупотребляют доверием людей — и священноначалие их неоднократно одергивало.
Однако выдвигать это в качестве аргумента против религии — ошибка.
Во-первых, неопределенно широкое употребление термина – что такое «религия»? Что Вы имеете в виду? На свете очень много очень разных религий, любой курс религиоведения начинается с рассказа о том, как трудно дать четкое определение предмету исследования. Решительные обобщающие определения «религии в целом» звучат еще хуже, чем все остальные решительные обобщающие заявления.
Во-вторых, этому широкому и неопределенному понятию усваивается четкая и однозначная функция – манипулировать людьми.
Попробуем представить себе похожее высказывание – «столярный инструмент есть орудие убийства». Наверное, мы можем привести массу примеров, когда это так – вот, недавно в уголовной хронике было сообщение, что кого-то зарубили топором.
Увы, бывает, что и плоскогубцы используют как орудие пытки. Но само высказывание будет, во-первых, неоправданно обобщающим – от рулеток и ватерпасов пало, наверное, значительно меньше людей, чем от ножей, топоров и молотков, а во-вторых, столь же неоправданно сужающим опыт человечества в работе со столярным инструментом.
Масса народа работает топорами и молотками, не говоря уже о ножах, и никого не убивает. Если вы потребуете запретить измерительные рулетки на том основании, что «столярный инструмент есть орудие убийства», вам придется долго объяснять вашу логику – и, вероятно, в итоге вы никого не убедите.
Злодеи могут использовать столярные инструменты (некоторые чаще, чем другие) для совершения преступлений, но это еще ничего не говорит нам о самих инструментах и их предназначении.
Более того, мы можем с таким же успехом сказать, что наука есть средство манипуляции; инструмент, при помощи которого хитрые починяют себе доверчивых. Есть масса примеров этого – и коммунизм, и национал-социализм объявляли себя «научными». Как говорил Рудольф Гесс, «Национал-социализм – это прикладная биология». Вспомним «научный расизм» Томаса Хаксли – и это не были «предрассудки его эпохи», это была наилучшая наука его эпохи.
Вспомним социал-дарвинизм и евгенику – учение, на основании которого около шестидесяти тысяч людей в одних только США были насильно стерилизованы из-за того, что ученые сочли их носителями «дурной наследственности».
История науки полна случаев идеологических манипуляций, искренних заблуждений с тяжелыми последствиями, сознательных обманов и подделок вроде «пилтдаунского человека».
Увы, любые идеалы могут быть использованы дурными людьми в дурных целях и регулярно используются. Религия – это то, что исповедуют люди, и нет оснований ожидать, что они не станут делать с ней того же, что и со всем остальным – извращать и использовать в своих целях. Если по этому поводу возможно предъявить претензии религии – ровно такие же претензии можно предъявить чему угодно.
Во многом тут подойдет предыдущий ответ — да, вы можете нарваться на мошенников, которые обшаривают карманы простаков под религиозными лозунгами. Следует проявлять осмотрительность в вопросе, каких именно религиозных учителей вы собираетесь слушать и к каким именно общинам присоединяться. А еще вы можете нарваться на лжеученых, которые прячут жульничество под наукообразной терминологией, и в истории немало примеров, когда лжеученые (как, например, Трофим Лысенко) успешно получали финансирование. Значит ли это, что наука — это мошеннический способ выколачивания грантов? Вы также можете нарваться — это, увы, дело обычное — на лжемедиков, которые ставят ложные диагнозы и прописывают дорогие шарлатанские лекарства. Значит ли это, что мы можем объявить медицину как таковую «средством выкачивания денег»?
Стоит отметить, что по отношению к большинству священнослужителей обвинение в том, что они служат ради заработка, было бы абсурдным. Особенно абсурдным было бы оно по отношению к мученикам — как древним, так и относительно недавним.
Но главное, на что стоит обратить внимание — истинность или ложность картины мира не зависит от того, злоупотребляют ей или нет. Люди злоупотребляют чем угодно.
Если Христос воскрес — то ничто, никакие религиозные злоупотребления не могут отменить этот факт, и помешать верующему обрести вечное спасение. Если мир сотворен Богом — то эта реальность никак не меняется из-за того, что кто-то кое-где у нас порой честно жить не хочет.
Христианская вера не есть вера в священнослужителей и никак не зависит от их достоинств или недостатков. Христианская вера есть вера во Христа. В Евангелии мы встречаем Человека, который говорит о себе удивительные, невероятные вещи — что Он, Иисус, был с небесным Отцом прежде бытия мира. Что Он пришел умереть во искупление наших грехов. Что Он придет судить все народы в последний день и, что наша вечная участь (вечное спасение или вечная гибель) определяется тем, как мы отнесемся к Нему — отзовемся ли мы на Его слова покаянием и верой. Если это правда (а это правда), то Иисус Христос жив сейчас и сейчас ожидает от нас ответа на Его вопрос: «ты веруешь ли в Сына Божия?»
Вечное спасение — это дар. Мы не платим за него. За него заплатил Христос на Кресте. Вопрос в том, хотим ли мы его принять. Поверим мы или нет — это наше решение, акт нашей воли. Это не решение кого-то другого — священнослужителей (достойных или нет), правительства или нашего соседа. Это наше решение. И единственный вопрос, который тут возникает — это не вопрос о достоинствах других людей, это вопрос о нашем личном выборе. Есть замечательная немецкая пословица: тот кто хочет, найдет тысячу способов, кто не хочет — найдет тысячу отговорок.
Сергей ХУДИЕВ
|