Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, выступая на заседании Высшего Церковного Совета, выразил церковную позицию относительно Украины. Эта позиция звучала и раньше, например, в обращении Синода, но сейчас она была выражена лично Патриархом и выражена с предельной ясностью.
В это время, время трагической смуты на Украине, время общей сумятицы и запутанности, время многообразных обманов, когда искренние чувства людей используются циничными политиками в целях, о которых эти люди могут совершенно не догадываться, особенно необходимо пастырское увещевание Церкви. И это увещевание звучит. Как сказал Патриарх. "Церковь не поддается ни на какие политические соблазны и отказывается от обслуживания каких-либо политических позиций".
В нынешнем кризисе такая позиция достаточно уникальна - как замечает Патриарх, "такую позицию разделяет только наша Церковь. Практически все остальные оказались захвачены этими событиями и потеряли ту устойчивость, которая и проистекает от четкого, честного и последовательного исполнения церковного предназначения". Действительно, практически все крупные религиозные общины Украины оказались сметены, захвачены и унесены бурным ветром революции. Мы видели, как во время противостояния на Майдане священники (главным образом, греко-католические, но не только) ободряли людей добиваться своих целей, и, даже когда противостояние перешло в насильственную фазу, они, вместо того, чтобы удерживать людей от побоища, продолжали благословлять происходящее. Последовательно миротворческую позицию занимала только Украинская Православная Церковь Московского Патриархата - хотя отдельные священники и уклонялись от нее.
Почему так произошло? Патриарх обращает наше внимание на несколько принципиально важных вещей, которые оказались забыты: "Это непростая позиция, потому что каждый, кто разделяет ту или иную точку зрения, кто вступает в гражданский конфликт, пытается искать поддержку в Церкви. Но Церковь может и должна оказывать поддержку исключительно в рамках своего Божественного мандата — того, что Господь поручил Церкви"
Церковь не является клубом по интересам, политической партией или движением - Церковь имеет сверхъестественный, надмирный источник. Она основана Господом нашим Иисусом Христом ради вечного спасения людей. Господь не поручал Церкви выступать на той или иной стороне в политических конфликтах. Господь поручил Церкви другое - "Мы должны осуществлять пастырскую, душепопечительскую работу, мы должны совершать молитву, мы должны примирять людей"
И расхождение между Православной Церковью и теми общинами, которые увлеклись политикой, проявилось прежде всего в этом - в понимании природы и миссии Церкви. В понимании этих общин они являются чем-то служебным по отношению к чисто земным реалиям - государству, нации, утвердившимся на данный политическим вождям и преобладающим политическим настроениям.
В понимании Церкви она несет миссию, бесконечно более важную, тем текущие политические или межгосударственные конфликты. Легитимность Церкви исходит не от народа, не от государства, не от нации, не от политиков, но от ее основателя - Господа нашего Иисуса Христа.
Поэтому Церковь не должна и не может выступать в роли замполита при тех или иных политических силах - это несовместимо с ее природой. Это и несовместимо с ее миссией - так как одной из ее сторон является миротворчество. Как подчеркивает Патриарх, "Церковь должна сохранять свой миротворческий потенциал даже тогда, когда всем кажется, что никакого в принципе миротворческого потенциала не существует".
Церковь свидетельствует о более высокой реальности, чем реальность вражды и противостояния, о Боге, который создал и искупил всех нас, и перед которым мы несем ответственность за наши поступки.
Это не политический, а именно религиозный выбор. В то время как многие находят возможным относиться к имени Божиему как к инструменту пропаганды, употреблять его для того, чтобы побуждать сторонников своей стороны в конфликте без колебаний убивать сторонников другой, Церковь свидетельствует о святости Божией, о том, что нелепо и кощунственно пытаться привлечь Христа в качестве агитатора за свою партию.
Это свидетельство само по себе обладает мощным миротворческим потенциалом, потому что перед лицом Божиим возня политиков приобретает свой подлинный масштаб - масштаб, ради которого явно не стоит идти убивать и умирать.
Но Церковь обращает свое слово и к тем, кто не готов увидеть события в Божией перспективе, но готов прислушаться, хотя бы, к голосу здравого смысла. Поэтому Патриарх напоминает об относительно недавних событиях в России: "Вспоминаю критику, которая звучала в адрес нашей Церкви в начале 90-х годов, когда требовали, чтобы Церковь выходила на Манежную площадь, чтобы она непременно выступала с политическими заявлениями, поддерживая тех, кто тогда казался победителем... Но Церковь в ее совокупности отвергла такую позицию, хотя находилась в то время под очень сильной критикой тех, кто как бы победил".
Мир политики - это мир очень текучий и неустойчивый. Сегодня воодушевленные толпы выходят под одними лозунгами, завтра - под другими; сегодня прославляют своих лидеров - завтра требуют над ними расправы; сегодня полны упоения, гордости и надежды, завтра понимают, как же жестоко их обманули. Чем острее упоение - тем горше похмелье.
Ситуация напоминает студенческую попойку - человек, который не пьет и пытается склонить товарищей к воздержанию или хотя бы умеренности, вызывает общее раздражение. Его бранят и чуть не насильно пытаются влить в него то же пойло, которым отравляются сами. Но наступает утро, люди просыпаются с тяжелым похмельем - а кто-то, увы, не просыпается вообще - и проклятия звучат уже по адресу организаторов попойки.
Через какое-то время настроения людей изменятся - и те, кто пытались провозглашать эти настроения "правдой Божией" окажутся в глупом положении; собственно, уже оказываются. Политическая перспектива всегда оказывается не просто краткосрочной, а сиюминутной. Люди готовы сжечь свой дом в ходе веселого и упоительного праздника непослушания, совершенно не думая о том, где же они будут жить дальше. Церковь живет не одной минутой - Церковь живет вечностью; а во времени Церковь видела много политических движений и смут, войн и революций.
Среди житейского моря, возверзаемого напастей бурею, Церковь стоит как прибежище для всех. Бурные водовороты истории носят кого-то - и людей, и целые общины - как щепки, но Церковь стоит как скала, об которую разбилось уже очень много волн.
В мире воюющих частных правд Церковь свидетельствует об истине - единственной истине, которой действительно стоит покориться.
Радонеж
Сергей Худиев
|