Статьи - Церковь и Общество

Митрополит Волоколамский Иларион — о либеральных ценностях, Всемирном совете церквей и Евросоюзе

8 ноября 2013 года в городе Пусан (Республика Корея) завершила работу Х Генеральная ассамблея Всемирного совета Церквей. Одним из самых запоминающихся событий юбилейной, десятой Генеральной ассамблеи стало выступление главы делегации Русской Православной Церкви, председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополита Волоколамского Илариона, чей доклад о разрушении семьи "взорвал" зал. Пожалуй, ни один доклад за эти 10 дней не вызывал такой оживленной, даже бурной реакции аудитории и по-настоящему живой острой дискуссии.

О либеральных ценностях и о том, кто способен остановить их распространение, о Европе и Евросоюзе, о межцерковном взаимодействии и почему вообще Русская Церковь присутствует во Всемирном совете церквей — рассказал в интервью «Православию в Украине» митрополит Волоколамский ИЛАРИОН (АЛФЕЕВ).

«Наше участие и членство в организациях наряду с другими церквями и общинами вовсе не означает, что мы признаем их церквями в полном смысле этого слова»

— Владыка, в интервью агентству РИА-Новости о целях участия Русской Православной Церкви во Всемирном совете церквей Вы упомянули о том, что Римско-Католическая Церковь не является членом ВСЦ, потому что это «противоречит ее экклесиологии: она воспринимает себя как Вселенская церковь, которая не может быть членом какой-либо всемирной организации». Но разве Православная Церковь не воспринимает себя также — как Вселенская? Почему тогда она состоит в ВСЦ?

— Православная Церковь воспринимает себя как Единую Святую Соборную и Апостольскую. В отношении Русской Православной Церкви это самопонимание отражено во всех ее официальных документах, включая документ Архиерейского собора 2000 года под названием «Основные принципы отношения Русской Православной Церкви к инославию». В этом документе помимо того, что подтверждена неизменная позиция Православной Церкви, заключающаяся в том, что она идентифицирует себя с Единой Святой Соборной и Апостольской Церковью, в то же время говорится о возможности ее участия, как Поместной Церкви, в качестве члена той или иной межхристианской организации. Что никоим образом не подрывает ее самопонимания как Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви.

Говоря о разнице в подходах Католической и Православной Церквей, мы должны понимать, что Римско-Католическая Церковь не воспринимает себя как Поместная. Она воспринимает себя как единая Вселенская Церковь. А каждая из Православных Церквей является церковью поместной. И именно в качестве таковой, а не в качестве Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви, она может участвовать в каких-то организациях. Но, опять же, участие в этих организациях и членство в них наряду с другими церквами и общинами вовсе не означает, что мы эти церкви и общины признаем церквями в полном смысле этого слова.

Протестантские церкви, которые давно уже встали на путь ревизии Священного Предания, а в последнее время, и Священного Писания, мы не можем считать церквами в полном смысле этого слова. В них нет апостольского преемства иерархии, во многих из них вообще нет ни иерархии, ни таинств. Поэтому мы их называем «церквами» очень условно, скорее, просто потому, что они сами себя так называют.

И в этом контексте цель нашего участия в работе Всемирного совета церквей заключается в том, чтобы перед лицом вот этого многообразного и многоликого инославного мира свидетельствовать об истине Православия, о духовных и нравственных ценностях Христовой Церкви, Православной Церкви.

«Я надеюсь, что со временем и в развитых странах люди начнут приходить к пониманию, что либеральные ценности — это путь в никуда»

– В Вашем докладе на ассамблее отображены мысли, которые вызвали бурную реакцию и даже возражения у аудитории. Вы были готовы к такой реакции, ожидали ее?

– Я ожидал худшей реакции. Я ожидал, что будут свистеть, что будут выходить из зала, поднимать синие карточки. Но я почувствовал по аудитории, а затем и по той дискуссии, которая развернулась, что значительная часть членов Всемирного совета церквей стоят на тех же позициях в отношении нравственных вопросов.

В частности, то, что я говорил о семейных ценностях, о браке, о недопустимости приравнивания к браку однополых союзов – все это нашло очень живой отклик. Вы видели, как женщина-инвалид из Африки подошла к микрофону и сказала, что вся Африка разделяет эту позицию и нас поддерживает. Конечно, и не только Африка. Думаю, большинство церквей стран третьего мира, многие церкви из этого региона, где мы сейчас с вами находимся, стоят на очень консервативных позициях в отношении нравственных вопросов. И в этом смысле они являются нашими союзниками.

– Что касается нравственных вопросов. Регистрация в европейских странах на государственном уровне однополых союзов, разрешение однополым парам усыновлять детей и другие подобные процессы сейчас набирают обороты. Насколько, по Вашему мнению, эти идеи будут распространяться?

– Думаю, что распространяться будут с интенсивностью эпидемии. Но где-то, на каком-то этапе этой эпидемии будет дан заслон. Думаю, заслон будет дан как раз так называемыми развивающимися странами. Они совершенно не готовы к тому, чтобы принять либеральную повестку дня, принять либеральные ценности и на них строить свое бытие.

Более того, я надеюсь, что в какой-то момент и в самих так называемых развитых странах, прежде всего в странах Запада, люди начнут понимать, что они таким образом пилят сук, на котором сидят — подрывают основы своих государств, своих стран, ставят собственные народы на путь вымирания, и что на самом деле — это путь в никуда, путь в погибель.

– Кроме вопросов нравственных Ваш доклад затронул и тему тяжелого положения христиан на Ближнем Востоке, необходимости мировому сообществу реагировать на это, оказывать поддержку. Насколько церкви, в частности протестантские в Западной Европе, готовы включиться в процесс защиты церквей и верующих на Ближнем Востоке?

– Прежде всего, я хотел бы сказать, что уже проводится такая работа. Например, церковь Англии заняла достаточно жесткую позицию против готовившихся бомбардировок Сирии американской авиацией. Эта позиция была озвучена и, конечно, повлияла на позицию Великобритании в этом вопросе. Кроме того, по тому же вопросу прозвучал солидарный голос церквей Америки, и они нашли способы донести свою позицию до Президента США.

Поэтому, повторюсь, такая работа уже ведется, и я не сомневаюсь в том, что будет продолжаться.

«Верующие могут иметь самые разные политические симпатии, но Церковь не должна становиться на ту или иную ярко выраженную политическую позицию»

– В продолжение темы либеральных ценностей, которые отстаивают страны Западной Европы. В украинском обществе сейчас активно ведутся дискуссии по поводу возможного вступления Украины в ЕС, и многие опасаются пагубных влияний и даже насаждения в нашем государстве как раз этих самых «ценностей». В этой связи верующие требуют, чтобы Церковь сказала свое веское слово. Как Вы считаете, должна ли Церковь выступать «за» или «против», притом, что эта дискуссия разделяет общество?

– Думаю, что такие решения может принимать только сам народ. Церковь может существовать при разных политических режимах, разных политических устройствах. Православная Церковь есть и в Евросоюзе, и за его пределами.

Очень важно, чтобы эта тема не превратилась в предмет политических спекуляций, в предмет торга, и чтобы она не внесла дополнительные разделения в Церковь. Потому что в Церкви Православной не должно быть «ни эллина, ни иудея, ни раба, ни свободного». Верующие Православной Церкви могут иметь самые разные политические симпатии, но Церковь не должна становиться на ту или иную ярко выраженную политическую позицию.

Необходимо также понимать, что помимо тех благ, которые может принести гипотетическое вступление в Евросоюз, — ведь, как я понимаю, сейчас речь идет не о вступлении в Евросоюз, а лишь о некой форме ассоциации, — страна будет поставлена в достаточно жесткие условия, должна будет соблюдать достаточно жесткие требования.

Это именно то, о чем Святейший Патриарх Кирилл часто напоминает в своих беседах с политическими лидерами. Если билетом, пропуском в Евросоюз становится принятие законов, противоречащих христианской идентичности народа, то надо крепко подумать перед тем, как их принимать. На каких ценностях строится сегодня эта европейская идентичность, и какие ценности могут объединить страну с Европейским Союзом? Если бы это были многовековые христианские ценности, на которых созидалась Европа и которые до сих пор присутствуют в сознании многих ее жителей, то это одно. А если это ценности либеральные, антихристианские, такие, как пропаганда однополых союзов, усыновление этими союзами детей, снятие запретов на гей-парады, то тогда нужно подумать, чего будет больше от этой ассоциации – вреда или пользы.

– Украинская Православная Церковь представлена на Генеральных ассамблеях ВСЦ впервые. Как она может включиться в межцерковное взаимодействие?

–  Украинская Православная Церковь – это Церковь, которая имеет более чем 1000-летнюю историю в единстве со всей Церковью Святой Руси. Это Церковь, которая в течение последних 25 лет вместе со всей Русской Православной Церковью прошла огромный путь возрождения. По сути, из гонимой религиозной структуры она превратилась в мощную и авторитетную силу, которая способна влиять и на государство, и на общество, и на весь украинский народ.

И совершенно не случайно, что в делегации Русской Православной Церкви присутствуют три представителя от Украины, которые вместе со всей делегацией свидетельствуют о том, о чем мы должны свидетельствовать, для чего мы сюда приехали.

— Благодарим за интервью!

Беседу вели протоиерей Николай Данилевич и Юлия Коминко

Источник: Православие в Украине

Ссылки по теме:
Текст доклада митрополита Илариона (Алфеева) на Х Генеральной ассамблее Всемирного совета церквей

Всемирный совет церквей (The World Council of Churches) — международная организация, основанная в 1948 в Амстердаме, в которую входит 348 христианских церквей из более чем 100 стран и представляют около 400 миллионов христиан, за исключением христиан Адвентистов седьмого дня, Южных баптистов, Миссурийского лютеранского синода в США, Сибирской евангелическо-лютеранской церкви, Римско-католической церкви, Катакомбной Церкви (ИПЦ), старообрядцев (РПСЦ, РДЦ, беспоповские согласия), Евангельских христиан-баптистов в России. Штаб-квартира Совета расположена в Женеве (Швейцария). Главный руководящий орган Всемирного совета церквей — Генеральная ассамблея

Генеральные ассамблеи Всемирного совета церквей собираются раз в 7 лет. 10-я ассамблея проходила с 30 октября по 8 ноября 2013 года в городе Пусан в Республике Корея. В ней приняли участие более 3 тысяч человек. От Русской Православной Церкви присутствовал 21 делегат — представители из России, Украины и Белоруссии. Кроме Русской Православной Церкви, присутствовали Константинопольский, Александрийский, Антиохийский, Иерусалимский Сербский и Румынский Патриархаты; Православные Церкви — Кипрская, Элладская, Польская, Албанская, Чешских земель и Словакии, Американская, а также Японская Автономная, имеющая самостоятельное членство в ВСЦ с 1973 года. Из Поместных Православных Церквей в ВСЦ не были представлены только Грузинская и Болгарская.

Остальные делегаты — инославные: методисты из Ирландии и баптисты из Нигерии, реформаторы из Нигерии и реформаторы из Замбии, англикане из Руанды и пятидесятники из Чили. Копты, армяне, сирийцы; лютеране Анголы, Норвегии, Венгрии; старокатолики Швеции, Германии, Нидерландов; объединенные церкви Швеции, Канады, Эльзаса и Лотарингии… Прогрессивные, пресвитерианские, епископальные, евангелические — такое разнообразие религиозных течений воспринимается не без сложностей. А задача форума — не только воспринимать друг друга, но и общаться.

В ВСЦ явно доминирует либеральное крыло мирового христианства. Среди членов ВСЦ, очень сильные позиции у "либеральных" церквей Западной Европы и Скандинавии, а также части американских церквей. Надо учитывать, что они являются главными спонсорами Совета, т.е. оказывают основную финансовую поддержку. 

«Наше участие в работе Всемирного совета церквей обусловлено, прежде всего, целью свидетельствовать о Православии перед лицом инославного мира», − сказал митрополит Волоколамский Иларион на совещании с членами делегации Русской Православной Церкви в первый день работы ассамблеи.

Участие Русской Православной Церкви в работе ВСЦ имеет вполне определенный смысл – использовать эту площадку в качестве миссионерского поля, заявить и защитить свою позицию, не соответствующую современным секулярным либеральным стандартам.

Архиерейский Собор Русской Православной Церкви, проходивший в августе 2000 в Москве, принял документ под названием Основные принципы отношения Русской Православной Церкви к инославию. Документ подтвердил традиционную точку зрения РПЦ на цель сношений с инославными и засвидетельствовал критическую оценку нынешнего экуменического движения и деятельности ВСЦ — «Членство во Всемирном Совете Церквей не означает признания ВСЦ церковной реальностью более всеобъемлющего порядка, чем сама Православная Церковь, поскольку она и есть Единая, Святая, Соборная и апостольская Церковь, или даже просто признание того, что ВСЦ и экуменическое движение обладают хоть какой-то церковной реальностью сами по себе. Духовная ценность и значимость ВСЦ обуславливается готовностью и стремлением членов ВСЦ слышать и отвечать на свидетельство кафолической Истины.»