ХРАМОВОЕ ПЕНИЕ

Статьи - ОСНОВЫ ВЕРЫ

ХРАМОВОЕ ПЕНИЕ или Церковные распевы в православном богослужении
Как складывались разные виды пения, которое звучит в православных храмах

Церковное пение было принесено на Русь вместе с христианством из Византии в X веке. Известно, что задолго до Крещения Руси в Киеве существовали небольшие христианские общины, где проходили богослужения, опирающиеся на византийские обряды. Любовь к красивому византийскому действу у русских сохранилась на века. Русские всегда любили торжественные долгие службы с красивым пением. Церковное пение призвано было разбудить мысль и зажечь сердце огнем веры. Византийские мелодии по простоте, серьезности, строгости, правдивости чувства, по соответствию с церковным Уставом отвечали всем требованиям, предъявляемым церковному пению. Именно они стали праосновой для всего православного музыкального искусства.

Распев — это система древнерусского пения, форма вокальной музыки, нечто среднее между обычной речью и настоящей мелодией (в современном европейском понимании). Термин «Древние распевы» прилагается обычно к византийскому, русскому, григорианскому (cantus planus) церковному пению, а также к другим национальным типам христианской литургической музыки.

Распев почти всегда монодичен, т. е. исключает использование инструментов, и не имеет строгого метра. Ритм в нем определяется ритмом речи.

Самым сложным было кондакарное пение — широкий распев, украшенный мелодическими вставками. В Византии он применялся для самых торжественных песнопений службы — кондаков. Кондакарное пение иногда рассматривают как разновидность знаменного распева, который господствовал в русском православном богослужении с XI по XVII век.

Распевы были одноголосными; в середине XVII века к ним добавились новые одноголосные распевы — киевский, болгарский и греческий. Однако уже в XVI веке на Руси зарождались ранние формы многоголосного пения, а в XVII веке распространилось так называемое партесное многоголосие, которое очень скоро вытеснило знаменное пение.

Сложное партесное пение, в котором количество голосов обычно колебалось от 3 до 12, но могло достигать и 48-ми, способствовало дальнейшему развитию не только церковной музыкальной культуры, но и светской. Появились многоголосные обработки знаменного распева, а затем и новый жанр — партесный концерт a cappella.

Выделяют 7 основных распевов: знаменный (с XI в.), кондакарный (XI—XIV вв.; см. Кондакарное пение), демественный и путевой (с конца XV в.), киевский, болгарский и греческий (с середины XVII в.). Ряд распевов подчиняется осмогласию, некоторые имеют многоголосные варианты.

ВИЗАНТИЙСКОЕ ПЕНИЕ

Изначально под Византийским пением подразумевалось одноголосное (в отличие от привычного для нас многоголосного или партесного) пение.

Отличительная особенность такого пения – дополнительное интонирование звука, когда он как бы «колеблется». Такое интонирование считалось особым искусством. В пении использовалось не только горло, но и вся полость рта и носа. Все возможности голоса становились единым музыкальным инструментом для славословия Бога. Еще одна отличительная особенность византийской музыки – это переменные такты. Построение такта обычно определяется ударностью слогов, здесь же акцентные слоги смещались с привычных ударений в словах. И самое интересное – в византийской музыке использовались «кратимы». Это – не имеющие собственного смысла слова и слоги: тороро, терирем, тенена и т.п. Эти кратимы приставлялись обычно в конец гимнов и символизировали невыразимое, превосходящее человеческие слова пение Ангелов.

Воскресный прокимен «Буди, Господи, милость Твоя на нас» из репертуара константинопольского Собора Святой Софии. Глас 1. По рукописи Patmos 221:

Корни византийской церковной музыки прослеживаются от ранних веков Восточной Римской империи, основанной в 330 г. святым императором Константином Великим. Также она имеет историческую связь с музыкальной культурой древней Греции. Так, есть основания полагать, что разнообразные звуко­ря­ды (последовательности звуков, построенные таким образом, что это отра­жается на интонационной окраске мелодии), существовавшие в древне­гре­че­ской му­зы­ке, сохранились. По крайней мере, об этом можно судить на основе совре­менной греческой певческой традиции, в которой разные песнопения поются в различных «звуковых красках».

Развитие церковной музыки было связано с крупнейшими литургическими цен­трами — Иерусалимом и Константинополем. Именно там складывались но­вые жанры церковной поэзии, создавались формы записи церковных мело­дий, формировались разные стили распевания текстов (простой или более сложный, пространный).

В VIII веке в Палестине была изобретена система осмогласия: песнопения стали группиро­ваться по музыкальному содержанию, образовывая восемь разных «напевов» (гласов), мелодий. Точно представить себе, как именно исполнялись песнопения даже в тот период, когда появилась форма записи мелодий, то есть с X века, к сожалению, нельзя. Причина в том, что многие особенности церковного пения сохранялись в течение долгого времени в уст­ной форме и на письме не отражались. Однако консервативность церковной музыки позволяет с осторожностью предположить, что современные распевы Церквей, следующих византийской богослужебной практике, сложены на осно­ве византийского певческого наследия и отражают традиции церковной музыки Византийской империи.

Византийское церковное пение имела длинную историю развития и поныне используется за богослужением в Греческой Православной Церкви, а также некоторых других Поместных Церквях.

Осмогла́сие (церковносл., восьмигласие) – система 8 гласов, служившая для певческого оформления богослужения. Принцип осьмогласия является музыкальной основой богослужения.

Начало системе положил обычай в каждый из 8 дней праздника Пасхи исполнять песнопения на особый напев (глас). Восьмидневный цикл напевов вскоре был распространён на 8 недель от первого дня Пасхи, составлявших праздничный период года, так что напев того или иного дня был распространён на соответствующую ему по порядку неделю. Позднее цикл стали повторять в течение года, до новой Пасхи. Из гимнов была составлена книга Октоих.

Большинство песнопений (из Октоиха) богослужений одной недели подчинено одному из восьми гласов. Каждую субботу вечером, на воскресной всенощной происходит поочерёдная смена одного из восьми гласов. Каждый глас господствует в богослужении всю седмицу до субботы включительно, сообщая ей благодать минувшего дня воскресного. Восемь недель образуют восьминедельный гласовый цикл, повторяющийся в течение года несколько раз.

Глас 1 (Т.н. глас Богоявления) - первый глас важен, величествен и наиболее торжествен. Его сравнивали с солнцем, говоря, что он прогоняет леность, вялость, сон, грусть и смущение:

- Тропарь Кресту «Спаси, Господи, люди Твоя»;
- Тропарь Богоявлению «Во Иордане крещающуся Тебе, Господи»;
- Тропарь Успению «В рождестве девство сохранила еси»;
- Догматик «Всемирную славу»;
- Ирмосы канонов Св. Пасхи «Воскресения день, просветимся, людие»;
- Рождества Христова «Христос раждается, славите»;
- Ирмосы воскресного канона «Твоя победительная десница».

Глас 2 (Глас Исхода, напоминающий о смирении) - исполнен кротости, благоговения, он утешает печальных и отгоняет мрачные переживания:

- Тропарь Нерукотворенному образу «Пречистому Твоему образу покланяемся, Благий»;
- Тропарь Крестителю и Предтече Иоанну «Память праведнаго с похвалами»;
- Тропарь субботы, всем святым и усопшим «Апостоли, мученицы и пророцы»;
- Богородичен «Преблагославенна еси, Богородице Дево»;
- Ирмосы канонов «Во глубине посла иногда», «Грядите, людие».

Глас 3 (Глас Небесной радости) - глас бурный, он, как море при непогоде, побуждает на духовный подвиг:

- Кондак Рождеству Христову «Дева днесь Пресущественнаго раждает»;
- Тропарь вмч. Пантелеимону «Страстотерпче святый»;
- Воскресная стихира «Твоим Крестом, Христе Спасе».

Глас 4 (Глас Всепразднственный) - двоякий: то возбуждает радость, то внушает печаль. Тихими и мягкими переходами тонов он сообщает покой душе, внушает стремление к Вышнему, наиболее выражая действие на нас Божией благодати. Пожалуй, один из наиболее употребительных и «популярных» гласов церковного пения в сравнении с другими. Многие известные всем тропари написаны именно на этот глас. Его логичное и простое мелодическое строение доступно всем:

- Тропарь Рождеству Христову «Рождество Твое, Христе
Боже наш»;
- Тропарь Божией Матери «Богородице Дево, радуйся»;
- Тропарь свт. Николаю «Правило веры и образ кротости»;
- Догматик «Иже Тебе ради Богоотец пророк Давид»;
- Ирмосы канона Богородице «Отверзу уста моя»;
- Ирмосы воскресного канона «Моря чермную пучину».

Глас 5 (Глас Поклонения) - успокаивает душевные волнения, он подходит для плача о грехах. Мелодия гласа равномерно «покачивает» слова песнопений, интонация скользит то вверх, то вниз, давая ощущение покоя и бесконечности:

- Заупокойный седален «Покой, Спасе наш, с праведными рабы Твоя»;
- Воскресные тропари «Ангельский собор» («Благословен еси,
- Господи, научи мя оправданием Твоим»);
- Догматик «В Чермнем мори».

Глас 6 (Глас Покаяния) - рождает благочестивые чувства – преданность, человечность, любовь. Так писали древние. Мы же знаем этот глас и как глас сосредоточенности и скорби – минорная интонация, в которой, как по «ступенькам», поднимаются слова текста:

- Воскресная песнь по Евангелии «Воскресение Христово видевше»;
- Тропарь (стихира) Святому Духу «Царю Небесный»;
- Стихира «Воскресение Твое, Христе Спасе, Ангели поют на небеси»;
- Погребальная стихира «Зряще мя безгласна»;
- Ирмосы канона «Яко по суху пешешествовав Израиль» (6-я песнь «Житейское море»).

Глас 7 (Глас Преображения) - глас мягкий, трогательный, увещающий. Он ласково убеждает, призывает, просит об умилостивлении. Из всех гласов нашего осмогласия самым скудным по количеству песнопений является глас седьмой. Достаточно редко звучит этот глас, и поэтому, вероятно, нелегко его узнать и обозначить в памяти:

- Тропарь Преображению «Преобразился еси на горе, Христе Боже»;
- Тропарь блаж. Ксении Петербургской «Нищету Христову возлюбивши»;
- Воскресный тропарь «Разрушил еси Крестом Твоим смерть».

Глас 8 (Глас Вечности) - выражает веру в будущую жизнь, созерцает небесные тайны, молится о блаженстве души. Восьмой глас можно еще назвать гласом восклицания: большинство песнопений подчеркивают эту восклицательную сторону. Многие из них прямо начинаются междометиями: «Увы!» или «О!». Восьмой глас можно рассматривать и как глас «трубный», глас высокого проповедания и похвалы:

- Заупокойный тропарь «Глубиною мудрости человеколюбно вся строяй»;
- Тропарь Пятидесятнице «Благословен еси, Христе Боже наш»,
- «Достойно есть» и «Взбранной воеводе» часто поют на 8-й глас;
- Заупокойная стихира «Плачу и рыдаю»;
- Ирмосы канона «Воду прошед, яко сушу» (6-я песнь «Молитву
пролию ко Господу»).

Как определить глас Недели? – Если порядковое число (номер) Недели по Пятидесятнице больше 8, нужно от числа Недели отнять единицу (потому что на Неделю всех святых назначен глас 8-й, а не 1-й, первый же глас начинается с Недели 2-й) и остаток разделить на 8. Остаток от деления укажет глас. Если остатка не будет, это означает глас 8-й. Если порядковый номер Недели меньше 8, глас определяется опять же вычитанием единицы из номера Недели.

Трисвятое (византийский распев). Исполнение: Регент братского хора Валаамского монастыря иеродиакон Герман (Рябцев).

Господи, воззвах (глас 1) (византийский распев). Исполнение: Регент братского хора Валаамского монастыря иеродиакон Герман (Рябцев).

ЗНАМЕННЫЙ РАСПЕВ

Знаменный распев - это основной вид древнерусского церковного пения.

У каждого народа есть свои национальные излюбленные мелодии и свое их техническое построение. Русская церковная музыка началась со знаменного распева, возникшего во времена крещения Руси. Сохраняя основные черты византийской музыки, русский народ развил, обогатил их, усовершенствовал и составил на основе их великое множество церковных песнопений. Так, в XI веке, отталкиваясь от византийской традиции, появляется новый вид церковного пения – Знаменный распев.

Свое название этот распев получил от слова «знамя» – знаки древнерусской безлинейной нотации, похожие на крючки. В богослужебных книгах звуковые интервалы было принято обозначать с помощью специальных знаков, называемых «знамена» или «крюки», которые ставились над каноническим текстом. Эти знаки несли информацию о мелодическом обороте (попевке, напеве). Для певца такие мелодические обороты образовывали своеобразные образцы, которые он мог использовать для составления мелодий, смотря по времени и чину службы.

Знаменное пение (крюковое пение) – тип церковного пения, в основании которого положено одноголосное хоровое исполнение композиции. Знаменное пение также называют православным каноническим пением в силу его древности и распространенности в Православии времен Византийской империи, а также развития в рамках осмогласия (распределение церковных песнопений на восемь певческих гласов). Для каждого гласа существуют свои яркие мелодические обороты, каждый глас призван отобразить разные моменты духовных состояний человека: покаяние, смирение, умиление, восторг.

Знаменный распев не только во всем соответствует предписаниям церковного Устава, но во многом объясняет, дополняет и развивает его. Музыкальный талант русского народа искусно соединяет мелодию знаменного распева с текстом. Мелодические строки этого распева обычно совпадают с текстовыми, и мелодия всегда подчиняется тексту. В текстах исторически повествовательных (например, в стихирах, ирмосах) мелодия приближается к речитативу; в песнопениях покаянного характера (таких, как «На реках Вавилонских») мелодия движется на низких нотах; там, где выражается величие и восторг души (например, в стихирах Пасхи), мелодия стремится вверх и требует ускоренного движения. Знаменный распев никогда не стремится преобладать над текстом, напротив – он стремится быть фоном, средством к усилению мысли текста, что очень важно для канонов церковной музыки.

До сих пор по знаменным нотам поют в старообрядческой Церкви.

 

 

Древнерусская богослужебная традиция — так называемый знаменный распев (название происходит от знаков, по-славянски «знамен», которыми записыва­лась музыка) — в силу обстоятельств Крещения Руси сложилась на основе визан­тийской церковной культуры, несмотря на возможный и отчасти под­твер­жден­ный контакт с традицией западного григорианского одноголосного пе­ния   на самом раннем этапе. Первоначально службы в Русской церкви совер­шались на греческом языке и греческими певчими. В Повести временных лет говорится о прибытии в Киев после официального принятия христианства «епископа корсуньского с попы царицины», то есть духовенства и клира грече­ского происхождения.

Вплоть до XI века, по всей вероятности, древнерусское церковное пение разви­ва­лось в устной форме. Во всяком случае, первая рукопись, в которой записа­ны песнопения на славянском языке со знаками нотации, указываю­щими на опре­деленные мелодии, датируется только рубежом XI–XII веков  . Вос­при­няв и усвоив основные черты византийской церковно-певческой тради­ции (система осмогласия, форма нотации, разнообразные стили распе­вания и тек­стов и особые жанры), древнерусское церковное пение с течением време­ни пре­образилось по содержанию, поскольку развивалось в другой культурной среде. По этой причине классический знаменный распев, который сложился к XV ве­ку (и песнопения которого, в отличие от более древних образцов, могут быть расшифрованы), имеет существенные отличия от своих византийских прототипов. Например, появились своеобразные, присущие русской музыкаль­ной традиции, интонации; некоторые знаки нотации были переосмыслены, или их значение поменялось.

Пасхальные стихиры (знаменный распев)Исполнение: Константин Павлов. Рижская старообрядческая община (запись Татьяны Владышевской, 1969 год).© Т. Ф. Владышевская

Важная особенность знаменного пения, заимствованная из византийской тра­ди­­ции, заключалась в использовании корпуса определенных мелодических формул — «попевок», музыкальных фраз, характерных для определенного гласа (напева). Из них, как в стихотворении, которое состоит целиком из строк дру­гих стихотворений (центон), складывалась собственная композиция песно­пений.

До середины XVI века все сочинения знаменного распева оставались аноним­ными, однако на протяжении XVI–XVII веков появляются разнообразные варианты уже сложившихся традиционных песнопений знаменного распева с указанием «ин роспев», «ин розвод» (то есть «другой распев», «другое тол­кование») или даже с надписанием происхождения распева («троицкий», «кириллов», «усольский») или имени распевщика («Христианинов», то есть свя­щенника Феодора Крестьянина; «Исайи Лукошко»; «Варла­амово», то есть архимандрита Варлаама (Рогова). Несмотря на то что роль авторского начала сводилась либо к изменению композиции (смене традиционной последова­тель­ности «попевок»), либо к вариантному пропеванию некоторых мелоди­че­ских оборотов, эти изменения в певческой культуре свидетельствуют о посте­пенном переходе от средневековой эпохи к Новому времени.

Начиная с конца XVII века — начала XVIII века, крюковую нотацию стали заменять на западную нотацию, а русское знаменное пение стали заменять западноевропейским, латинским пением. Единогласное знаменное пение считалось принадлежностью «раскольников» (старообрядцев).

Многие мелодии знаменного пения в XVIII — начале XX веков подверглись многоголосной обработке в традициях западноевропейской гармонической тональности; среди авторов обработок П. И. Турчанинов, А. Ф. Львов, П. И. Чайковский, А. Д. Кастальский, С. В. Рахманинов, П. Г. Чесноков, Н. А. Римский-Корсаков и др.

До сих пор традиции знаменного пения соблюдают старообрядцы.

Сейчас в Православной Церкви наблюдается интерес к знаменному пению и его возрождение. Существуют специалисты, возрождающие знаменное пение и в новом обряде Русской православной церкви, например, Валаамский монастырь. Знаменный распев снова звучит во многих монастырях и приходах. Монастырская традиция крупнейших обителей до сих пор сохраняет в своём обиходе знаменный распев - это Троице-Сергиева лавра, Валаамский и Соловецкий монастыри.

 

Известны различные типы знаменного распева и соответствующие им типы знамён — кондакарный, столповой, демественный, путевой.

Свете Тихий (знаменный распев). Исполнение: Регент братского хора Валаамского монастыря иеродиакон Герман (Рябцев).

С нами Бог (глас 8) (знаменный распев). Исполнение: Регент братского хора Валаамского монастыря иеродиакон Герман (Рябцев).

РАЗНОВИДНОСТИ ЗНАМЕННОГО РАСПЕВА

Кондака́рный распев

Кондака́рный распев - один из древ­ней­ших видов зна­мен­но­го пения. На­зва­ние про­ис­хо­дит от слова «кондак» — од­но­го из бо­го­слу­жеб­ных пес­но­пе­ний. Но­та­ция происходит от па­лео­ви­зан­тий­ской и за­им­ство­ва­на на Руси в IX веке. Характеризуется на­ли­чи­ем ме­ло­ди­че­ски раз­ви­тых эле­мен­тов, осо­бой ме­лиз­ма­ти­кой. Рас­цвет конда­кар­но­го пения на Руси при­хо­дит­ся на XI—XII века, к XIV веку ис­че­за­ет из рус­ской бо­го­слу­жеб­ной тра­ди­ции в связи со сме­ной бо­го­слу­жеб­но­го Уста­ва со Сту­дий­ско­го на Иеру­са­лим­ский и со­от­вет­ству­ю­щей ей смене кор­пу­са бо­го­слу­жеб­ных книг. Встре­ча­ет­ся в конда­ка­рях, ос­но­ва ко­то­рых — конда­ки и икосы в честь празд­ни­ков всего пе­ри­о­да цер­ков­но­го года и в па­мять свя­тых.

Самые из­вест­ные пись­мен­ные ис­точ­ни­ки, со­дер­жа­щие пес­но­пе­ния, за­пи­сан­ные конда­кар­ным рас­пе­вом — Ти­по­граф­ский Устав, Бла­го­ве­щен­ский конда­карь, Тро­иц­кий кондакарь.

Столпово́й распев

Столпово́й распев - ос­нов­ной вид зна­мен­но­го пения, ко­то­рым рас­пет практи­че­ски весь кор­пус книг рус­ской бо­го­слу­жеб­ной ли­тур­ги­че­ской традиции. На­зва­ние про­ис­хо­дит от слова «столп» — вось­ми­не­дель­но­го цикла Ок­то­и­ха, книги, рас­пе­той дан­ным рас­пе­вом и по­лу­чив­шей рас­про­стра­не­ние на Руси в по­след­ней трети XV века, в связи с при­ня­ти­ем Иеру­са­лим­ско­го Уста­ва (ср. еван­гель­ские стол­пы Ок­то­и­ха). Стол­по­вой рас­пев по­лу­чил ши­ро­кое рас­про­стра­не­ние и яв­ля­ет­ся самым упо­тре­би­тель­ным в рус­ской од­но­го­лос­ной бо­го­слу­жеб­ной тра­ди­ции и в на­сто­я­щее время. Рас­пев со­сто­ит из по­пе­вок (кокиз), фит и лиц, ко­то­рые в свою оче­редь со­сто­ят из более мел­ких еди­ниц — крю­ков (знамён). Имеет осмо­глас­ную си­сте­му, т.о. каж­до­му гласу со­от­вет­ству­ет опре­де­лён­ный набор кокиз, а также ха­рак­те­ри­зу­ю­щие глас набор фит и лиц. Фита и лица пред­став­ля­ют собой про­тя­жён­ные ме­ло­ди­че­ские фразы, ко­то­рые пев­чий дол­жен был знать на­и­зусть. В со­вре­мен­ной тра­ди­ции часто за­пи­сы­ва­ют­ся дроб­ным зна­ме­нем и не имеют тай­но­за­мкнен­ной за­пи­си, то есть такой, ко­то­рая не поз­во­ля­ла бы певцу про­честь напев с листа, но толь­ко спеть его на­и­зусть. В со­став стол­по­во­го рас­пе­ва вхо­дят ане­най­ки — осо­бые укра­ше­ния пес­но­пе­ний, род ви­зан­тий­ских кра­тим. По­пев­ки стол­по­во­го рас­пе­ва при­сут­ству­ют не толь­ко в пес­но­пе­ни­ях бо­го­слу­жеб­но­го круга, но и в оби­ход­ных пес­но­пе­ни­ях. Наи­бо­лее упо­тре­би­тель­ны­ми по­пев­ка­ми, во­шед­ши­ми в оби­ход, счи­та­ют­ся ко­ки­зы 6-го гласа. Кроме бо­го­слу­жеб­ных книг, для изу­че­ния но­та­ции со­зда­ва­лись осо­бые Пев­че­ские аз­бу­ки, Ко­киз­ни­ки и Фитники.

ПУТЕВОЙ РАСПЕВ

Путевой распев – торжественное, праздничное пение, представляющее собой усложненный и преобразованный вид столпового распева. Путевому распеву присуща строгость, твердость, ритмическая виртуозность.

Со временем музыка становится более сложной, наполняется украшениями и в конце XV века оформляется в новые стили распевов — большой (простран­ный, богатый продолжительными распевами каждого слога), демественный (вероятно, от слова «доместик» — руководитель хора и учитель церковного пения, — поскольку стиль зародился в среде велико­княжеских и архиерейских певчих, знатоков церковно-певческого искусства), путе­вой. Происходит это, возможно, не без влияния начавшегося с XIV века в Ви­зантии расцвета калофо­нического (от гр. kalos — «прекрасный» и phone — «го­лос, звук») искусства, требую­щего уже очень высокого уровня подготовки испол­­нителей. 

Так, выросший из знаменного, путевой распев отличается значительной про­дол­жительностью композиции и большим количеством музыкальных укра­шений. 

«Достойно есть» (путевой распев)Исполнение: А. Е. Малышев, Е. И. Малышева, И. И. Кривоногова. Старообрядческая община села Раюши (запись Татьяны Владышевской, 1971 год).© Т. Ф. Владышевская

Херувимская песнь (путевой распев). Исполнение: Регент братского хора Валаамского монастыря иеродиакон Герман (Рябцев).

Деме́ственный распев

Демественное пение — неосмогласное славянское пение.
Название, вероятно, происходит от позднегреческого δομέστικος — деместик, буквально — руководитель хора и его солист в Византийской империи.

Демественное пение означает домашнее пение, исполняемое вне храма. Обычай сопровождать домашние занятия священными песнопениями возник в Греции в V веке; затем он перешел к славянам, которые передали его христианам русской церкви. По другим источникам, демественное пение занесено к нам греческими певцами при Ярославе, в первой половине XI века.

Демественное пение — пение мелодическое, то есть одноголосное. Певец, исполнявший такое пение, назывался демественником (деместиком или доместиком).

Демественное пение, не подчиняясь уставным требованиям пения знаменного, характеризуется особой виртуозностью, торжественностью и заметной близостью к русской народной песне, почему не считалось собственно богослужебным, а скорее домашним.

Демественный распев не входит в книгу Октоих («восьмигласник»). Он отличается торжественным характером звучания, представляется праздничный стиль, им распевают важнейшие литургические тексты, песнопения архиерейского богослужения, венчания, освящения храмов.

Употреблялось демественное пение в торжественных случаях, например, при архиерейских службах, свадьбах (в частности, при бракосочетании царя Михаила Фёдоровича), за царским столом, в великие праздники и т.п.

Демественное пение до сих пор сохраняется в живом употреблении у старообрядцев.

«Отче Наш» демественного распева (Хор певчих старообрядческих приходов Сибири, рук. А.Н. Емельянов)

 

ГРЕЧЕСКИЙ РАСПЕВ

Греческий распев был принесен на Русь греческим певцом иеродиаконом Мелетием, поэтому также носит название «мелетиева перевода». Распев этот широко распространился в России в XVI веке. Он не представляет собой подлинного греческого пения, а лишь является производным от него, упрощенным русскими певцами и приспособленным к славянскому тексту песнопений и общему характеру русского церковного пения. Характерными особенностями греческого распева являются живость и свежесть радостного религиозного чувства, задушевная теплота и художественность; с внешней стороны – свобода мелодического движения, легкость темпа, мягкость и плавность голосоведения (например, ирмосы Пасхи, непорочны Великой Субботы, «Благослови, душе моя, Господа»).

Мелодика Греческого распева по плавности и ритмическим группам напоминает знаменную; также в ней четко прослеживается ладовое наклонение, чаще всего мажорное. Мелодика распева подчинена размеру. В пении часто употребляется короткий форшлаг (словно скачок мелодии), его можно назвать типичным для греческого пения приемом украшения мелодии. Вследствие того, что распев усваивался русскими певцами не с оригинальных греческих певческих книг, а с голоса Мелетия, он закрепился на Руси в значительно упрощенном виде, сообразно привычкам, вкусам и знаниям русских певцов, а поэтому является, по существу, более русским, чем греческим.

Блажен муж (греческий распев). Исполнение: Мужской хор «Достойно есть», рук. Евгений Дремов, Питсбург, 1998

КИЕВСКИЙ РАСПЕВ

Киевский распев, сформировался под влиянием борьбы Киевской Руси за веру и национальность и получил всеобщее, повсеместное употребление. Характерной чертой киевского распева является краткость и простота его мелодий, а отсюда – удобоисполнимость. Этим и объясняется его популярность в нашей Церкви.

Большинством исследователей киевский распев рассматривается как национальный украинский вариант знаменного распева.

Распев этот имеет задушевный, лирический характер, он впитал в себя все национальные и климатические особенности юго-запада. Как и вся западная музыка, он ласкает слух и нежит душу своими «живописными» мелодиями, то вселяя безмерную радость, то усыпляя земным сном. Связь с музыкой Запада проявилась также в типичных используемых приемах распева: в его ритмичности, в частом повторении отдельных слов богослужебного текста. Повторение слов – самый существенный недостаток этого распева, так как оно дало повод композиторам позднейших времен свободно обращаться с богослужебным текстом вообще. Увлекаясь музыкальной игрой, композиторы изменяли текст так, что от него не оставалось почти ничего для назидания. А, как известно, всякая перестановка слов, не предусмотренная Уставом, должна рассматриваться как искажение текста, особенно в тех случаях, когда это делается только в угоду музыке.

В целом, эмоциональная привлекательность киевского распева, исполнительское мастерство певцов-украинцев и активная «просветительская» деятельность в области церковного пения способствовали возвышению Киевского распева на Руси и сделали его господствующим в Русской Православной Церкви по сей день.

Чертог Твой (киевский распев). Исполнение: Хор храма Димитрия Солунского на Благуше (Москва), рег. Григорий Жежель, 2006

БОЛГАРСКИЙ РАСПЕВ

Болгарский распев так же является переработанным распевом византийской музыки и не удерживает всех ее элементов. Он стал известен в Москве в середине XVII века. Точное болгарское происхождение этого распева не установлено, так как за многовековой период турецкого ига национальное церковное пение было вытеснено греческим, а национальные певческие книги уничтожены.

По типу мелодики Болгарский распев имеет связи с Киевским: для него характерны симметричность движения, легко укладывающегося в 4-дольный размер, тональная устойчивость напевов, точное повторение мелодии в нескольких строках произведения, отсутствие вариационного развития мотивов. Мелодика большинства произведений Болгарского распева напевна, выразительна, что присуще славянской народной песне, она легко усваивается певцами.

В церковно-певческой культуре этот распев просуществовал сравнительно недолго и к концу XVII века был вытеснен другими местными распевами. Так что в современной музыкальной практике им поются лишь единичные песнопения («Дева днесь», «Благообразный Иосиф», «Тебе одеющагося»).

 

Существуют и другие не менее известные распевы: Сербский, Демественный, Грузинский и т.д., которые также широко используются в церковном певческом искусстве. Кроме того, все церковные распевы имеют местные варианты (напевы). Таких напевов у нас существует столько же, сколько существует на Руси епархий, монастырей и приходов. Многие распевы обрели две формы существования большого распева и малого распева. Так образовались большой киевский и малый киевский, большой болгарский и малый болгарский, большой знаменный и малый знаменный распевы.

Благообразный Иосиф (болгарский распев). Исполнение: Регент братского хора Валаамского монастыря иеродиакон Герман (Рябцев).

Вера Попечителева

ТРОЕСТРОЧИЕ

Уже с XVI века и на протяжении по крайней мере первой половины XVII века в бого­слу­­жении Русской церкви распространяется своеобразный многоголос­ный певческий стиль, называемый строчным или троестрошным: он со­стоял и записывался в виде трех мелодических строк, которые пелись одновре­менно. (Напомним: до этого господствовало одноголосье.) 

Для троестрочия хара­ктер­но особое соотношение голосов, которые не образуют стройных аккор­дов, а, слов­но переплетаясь, образуют оригинальную диссонантную (от лат. dissonantia — «неблагозвучие, нестройное звучание») гармонию. Ее можно срав­нить со звоном русских колоколов — похожие терпкие, необычные созвучия.

«Господу Исусу рождшуся» (стихира на Рождество Христово, глас 2-й; троестрочие)Исполнение: ансамбль «Сирин», руководитель — Андрей Котов.© «Сирин»

«Достойно есть...» (троестрочие). Исполнение: Хор Издательского отдела Московского Патриархата, рег. С. Кривобоков

ПАРТЕСНОЕ (многоголосный) ПЕНИЕ

Партесное пение (от лат. partes — голоса) — тип церковного пения, в основе которого положено многоголосное хоровое исполнение композиции (пение по партиям). Количество голосов может быть от 3 до 12, а может достигать 48.

Этот стиль сложился в период «русского барокко» под влиянием западной музы­­кальной традиции, пришедшей к нам через южнорусскую традицию, преимущественно через Киев.

Родина партесного пения — католическая Италия. Из Италии пение распространилось сначала в Польшу, из Польши в Москву.
Партесное пение получило распространение сначала в униатском богослужении — после Брестской унии в XVI — первой половине XVIII века, и в русском православном, вытеснив древнее знаменное пение.

В Московском царстве партесное пение начало распространятся после присоединения Украины в 1654 году и было введено в богослужебное употребление патриархом Никоном, когда он был еще митрополитом в Великом Новгороде, именно там он заменил древнее знаменное пение на «латинский» (т.е. западноевропейский, католический) «парте́с» (т.е. многоголосие). Нововведение очень понравилось царю Алексею Михайловичу, который способствовал Никону введению партеса в московских храмах. Большим любителем партеса был и Петр I. В украинских храмах Киевской митрополии многоголосие вытеснило традиционный одноголосный распев уже в конце XVI — начале XVII веков.
Постепенно в России сформировалась самостоятельная школа партесного пения.

Противниками введения партесного пения в практику русской церкви были ревнители православной традиции, в том числе, видные церковные иерархи. Патриарх Гермоген говорил воеводе Салтыкову: «...вижу попрание истинной веры от еретиков и от вас, изменников, и разорение святых Божиих церквей; и не могу более слышать пения латинского в Москве». Запрещал его использовать и патриарх Иосиф митрополиту Никону. Против него выступили также старообрядцы и греческое духовенство.

К концу XVII века самобытный русский много­голосный стиль (троестрочие) был заменен на западный тип многоголосия — так называемый партесный стиль. Интересно, что апологеты нового стиля оценивали предшествовавшие ему троестрочное мно­гоголосие негативно, говоря о несогласованности голосов, «неграмотными мужиками составленное». 

Партесное пение зародилось в XVII веке на Украине и Белоруссии под влиянием католической партесной музыки, затем с XVIII века стало распространяться и в России.

Важнейший жанр партесного пения — партесный концерт.
Партесный концерт первоначально задумывался как церковная музыка, позже стал звучать и в публичных светских концертах. Для стиля партесного концерта характерны отсутствие инструментального сопровождения (a cappella), 3—4 голоса (в отдельных случаях два-три хора), контрастные сопоставления разных хоровых групп, либо ансамбля солистов с хором tutti, небольшой масштаб.

Во второй половине XVIII в. на смену небольшому одночастному партесному концерту пришёл многочастный хоровой концерт, ориентированный на стилистику позднего барокко и раннего классицизма.
 
 

Партесное пение развивалось в двух направлениях. Во-первых, создавались гармонизации традиционных одноголосных распевов: к основному голосу мелодии добавлялись голоса — как правило, один верхний и два нижних. При­чем гармонизовали не только знаменный, но и южнорусские способы распева, также использовавшиеся в богослужебной практике — киевский, болгарский, греческий. Во-вторых, авторы писали так называемые партесные концерты а капелла (на 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 12 голосов), созданные под влиянием и по образ­цу барочных хоровых концертов немецких, итальянских и польских компози­торов XVII века.

Постепенно происходила переориентация эстетических вкусов в исполните­льстве. Так, Павел Алеппский, сопровождавший патриарха Антиохийского в путешествии через Украину в Москву, отмечал в своем пространном описа­нии всего увиденного и услышанного, что украинцы, в церковно-певческой культуре которых уже был развит новый многоголосный стиль, «пели сладо­стным и протяжным напевом», в то время как у русских певчих «голос грубый, густой, басистый, который не доставляет удовольствия слушателю» . Наибо­лее известным композитором этого периода стал певчий дьяк Василий Титов, для сочинений которого характерна особая многоголосная грандиозность и вели­чественность.

Богослужебную партесную музыку писали многие композиторы, например — Д. С. Бортнянский, Рахманинов (знаменита его «Всенощная») и др.

В настоящее время партесное пение в России стало основным в церковном богослужении.

«Царю Небесный» (глас 6-й, раннее партесное многоголосие)Исполнение: ансамбль «Сирин», руководитель — Андрей Котов.© «Сирин»
Василий Титов. «Достойно есть» (партесный концерт)Исполнение: ансамбль Rose, руководитель — Джордан Срамек.© Ансамбль Rose

Авторские композиции и гармонизации церковных песнопений в XVIII–XIX веках

Во второй половине XVIII века церковно-певческая культура Русской церкви испытывает влияние итальянской многоголосной традиции, что связано с расц­ветом ее в Европе в целом и русской модой на всё европейское в частности.

В течение нескольких десятилетий Придворную певческую капеллу — хоровую школу, ведущую свое происхождение от хора государевых певчих дьяков, — возглавляли именно итальянские музыканты: Бальтассаре Галуппи, Джузеппе Сарти и др. Кроме того, русские композиторы, например Максим Березовский, Дмитрий Бортнянский, получали музыкальное образование в Италии. Всё это привело к формированию итальянского стиля в церковной хоровой музыке. Преобладающим жанром в творчестве этих композиторов и их современников стал хоровой концерт, который мог исполняться, напри­мер, во время литургии, в паузе перед причастием (несмотря на указ Святей­шего синода 1797 года, запрещавший исполнение песнопений в жанре такого концерта на литургии).

Дмитрий Бортнянский. «Херувимская»Исполнение: объединенный хор Троице-Сергиевой лавры и Московской духовной академии и семинарии, регент — архимандрит Матфей (Мормыль).© Троице-Сергиева лавра

В XIX веке получили распространение гармонизации (напомним, это когда к основному голосу мелодии добавляются верхние и нижние голоса) тради­цион­ных одноголосных распевов — киевского, греческого (например, создан­ные композитором Федором Петровичем Львовым и, позднее, Николаем Ива­новичем Бахметевым).

Особым стилем гармонизации древних одноголосных распевов уникален по­след­ний директор Синодального училища, готовившего певчих Синода­льного хора, Александр Дмитриевич Кастальский. В отличие от своих предше­ствен­ников он отводил главную роль оригинальной древней мелодии, не изме­няя ее и не искажая традиционный напев в угоду установившимся нормам гармо­низации.

Александр Кастальский. «Всемирную славу» (догматик, глас 1-й)Исполнение: мужской хор под управлением иеромонаха Амвросия (Носова).
Догматик — краткое песнопение догматического содержания, посвященное Богородице. © ВГТРК «Культура»

Развитие же собственной церковно-певческой традиции практически законсер­вировалось, поскольку Придворная певческая капелла обладала правом цензу­рирования всех духовно-музыкальных сочинений.

Ситуация изменилась только после судебного процесса Капеллы с издателем Петром Ивановичем Юргенсоном, который осмелился опубликовать свобод­ную от установленных правил общепринятого гармонического языка «Литур­гию» Петра Ильича Чайковского без позволения директора Придворной пев­ческой капеллы (Юргенсон выиграл дело, и монополия Капеллы закончилась).

Певческие стили в современной Русской церкви

Сейчас в Русской церкви господствующим направлением в церков­ной музыке является многоголосное пение, представляющее собой, как прави­ло, гармони­за­ции песнопений киевского распева (южнорусская ветвь знамен­ного распева, формировавшаяся на территории Украины) с включением автор­ских композиций.

В последние пару десятилетий в церковно-певческой практике снова распро­стра­няются традиционные одноголосные распевы. В этой области присутст­вуют две школы, первая из которых полностью ориентирована на возрождение знаменного распева в Русской церкви (эта традиция сохранилась в богослу­же­нии старообрядческих церквей), вторая же представляет опыт переложения песно­пений современной греческой традиции на церковнославянский язык. Связано это с интересом к истории церковной культуры и певческой традиции в частности, который был утерян в годы СССР. Кроме того, одноголосный стиль считается более углубленным, способствующим молитвенному состоя­нию, а текст, распеваемый одноголосным распевом, более понятен, чем испол­ня­емый в многоголосном стиле (в некоторых авторских композициях нередко с подголосками или повторениями слов).

Ирина Старикова,
Кандидат искусствоведения,
научный сотрудник Научно-исследовательского центра церковной музыки Московской консерватории

Arzamas