В суточный круг богослужений входят: Вечерня, Повечерие (великое или малое), Полунощница, Утреня, Часы (службы 1-го, 3-го, 6-го, 9-го часов) и Литургия.
Литургия является самым важным богослужением дня, потому что на ней совершается Таинство Евхаристии.
На практике все храмовые богослужения делятся на две группы - вечерние и утренние.
Обычно вечером совершаются Всенощное Бдение, которое состоит из «вечерни» с литиёй и благословением хлебов, «утрени» и «1-го часа».
Утром совершаются богослужения «3-го и 6-го часов» и Божественная Литургия. Божественная Литургия в просторечии называется обедней, так как ее положено совершать в предобеденное время.
Божественной литургии предшествует чтение 3-го и 6-го часа. Во время чтения 3-го часа мы призываемся вспоминать о суде над Христом у Пилата, поругании и заушении Спасителя, а также о сошествии Святого Духа на апостолов в Иерусалиме в третий час дня. При совершении 6-ого часа мы должны, слушая псалмы и молитвы, размышлять о том, как Спаситель был веден на Голгофу, как совершилось Распятие Христа, и сделалась тьма по всей земли (Лк. 23:44). Помня о таком значении Часов, во время их совершения не следует праздно сидеть в храме, надо стараться подготовить свои мысли и чувства к предстоящему явлению перед нами непостижимой глубины Божественной любви. Пока читаются 3-й и 6-й час, допускается ставить свечи перед иконами, оформлять записки о здравии и об упокоении, но ни в коем случае не следует приветствовать друг друга в храме или рассказывать последние новости стоящим рядом знакомым.
Непосредственно перед чтением 3-го и 6-го часа, которое начинается приблизительно за 20 минут до начала Литургии, совершаются так называемые входные молитвы. Все духовенство, подготовившееся к служению Божественной Литургии, ставши перед Царскими вратами иконостаса, вполголоса молится о том, чтобы Господь, несмотря на человеческое недостоинство и немощи, укрепил их Своей восполняющей помощью к совершению «бескровного священнодействия». Священник благословляет диакона на служение. При этом диакон произносит: «Время сотворите Господеви, владыко благослови». Действительно, наступает время, в течение которого мы не просто заглядываем в вечность, а сами становимся причастниками жизни вечной. Затем все служащие заходят в алтарь, поклоняются перед престолом, целуют напрестольный Крест и приступают к облачению в священные одежды. Диакон выходит из алтаря и перед Царскими вратами торжественно просит священника благословить явно для всех присутствующих начало Литургии. И в ответ из алтаря слышится провозглашение Царства Божия; священник произносит вслух: «Благословенно Царство Отца и Сына и Святого Духа, ныне и присно и во веки веков». Славословие — высшая форма молитвы, в которой человек как бы забывает самого себя и устремляет все силы своей души к восхвалению, прославлению Творца. Услышав произнесенное священником начальное благословение, хор присоединяется к прославлению Царства Божия пением «Аминь», что означает «истинно так». Обычно после этого священник возгласом из алтаря благословляет начало чтения Часов и приступает к совершению проскомидии.
Божественная литургия состоит из 3-х частей. Первая называется проскомидией.
Первый возглас на Литургии «Благословенно Царство Отца и Сына и Святого Духа, ныне и присно и во веки веков».
Первая часть литургии — проскомидия (или приношение) — обычно совершается при чтении 3-го и 6-го часов, тайно, в алтаре, при закрытых царских дверях — т.к. Христос родился в безызвестности, о Нем почти не знали до 30 лет, когда Он явил Себя миру.
В алтаре священник, читая молитву, целует священные сосуды:
Дискос – круглое освященное блюдо – означает Небо, на него возлагается Агнец, Владыка Неба.
Копие – острый нож, которым вырезается Агнец и вынимаются частицы из просфор. Копьем римского воина Спаситель был прободен на Кресте (Ин. 19, 34).
Лжица (с греч, – клещи) – ложечка для причащения мирян. Знаменует клещи, которыми Серафим взял раскаленный уголь и коснулся уст пророка Исаии, что означало его очищение (Ис. 6:6); а также – трость с губкой, которую, напитав уксусом, воины подносили к устам Спасителя, висевшего на Кресте (Мф. 27:48).
Звездица означает вифлеемскую звезду, бывшую при рождестве Христа, а также плащаницу.
Совершается проскомидия на специальном столе в алтаре – жертвеннике. Жертвенник на проскомидии изображает пещеру (вертеп), где родился Христос, и ясли (Лк. 2:7).
На проскомидии священник молится о соделании его достойным великого священнодействия и подготавливает хлеб и вино для совершения Литургии.
Берутся пять просфор – пять хлебов (по числу евангельских; Мк. 6:38-44), выпеченных из вскисшего, поднявшегося теста. Берется вино – всегда виноградное, красное – и соединяется с водой. Просфоры – двусоставные, в знак того, что в Иисусе Христе два естества, две природы – Божественная и человеческая; сверху Агничной просфоры изображается крест с буквами «ИС ХС» «НИ КА», то есть «Иисус Христос побеждает» (Он победитель греха, смерти и диавола).
Священник из пяти просфор берет одну, из которой будет вырезан Агнец для принесения Бескровной Жертвы, и произносит трижды: «В воспоминание Господа и Бога, и Спаса нашего Иисуса Христа». В этих словах молитвы воспоминаются два важнейших события — Рождество Спасителя в вифлеемской пещере и принесение Им Себя в Жертву на Кресте для спасения людей. Основанием для этого служат слова Спасителя «сие творите в Мое воспоминание» (Лк. 22:19), сказанные Им на Тайной вечере во время установления Таинства Причащения.
Затем копием вырезает из просфоры четвероугольную часть (эта часть просфоры приготовляется для преложения в Тело Христово). Яко (как) овча на заколение ведеся (велся на заклание); и яко Агнец непорочен прямо (против) стригущего его безгласен, тако не отверзает уст Своих; Во смирении Его суд Его взятся (над Ним суд); Род же Его кто исповесть (изъяснит); Яко вземлется от земли живот (жизнь) Его, – произносит священник пророческие слова Исаии (Ис. 53:7-9).
Рождение Христа таинственно соединяется на проскомидии с распятием Его на Голгофе, и священник, крестообразно надрезая Агнец, говорит: Жрется (приносится в Жертву) Агнец Божий, вземляй (взявший) грех мира, за мирский живот (за жизнь мира) и спасение. Затем вспоминается эпизод из евангельской истории, как тело Спасителя, висевшего на Кресте, было пробито копьем воина. В это время в Чашу вливается вино, соединенное с водой (Ин. 19:34).
Также на проскомидии поминается вся Церковь — Небесная и земная: от Божией Матери и святых угодников Божиих до всех ныне живущих и усопших православных христиан, молясь за которых священник вынимает частички из просфор — особых богослужебных хлебов.
Из второй просфоры вынимается частица в честь и память Богоматери и полагается на дискосе, с правой стороны Священного Хлеба: предстает Царица «одесную» Сына Своего и Царя Христа.
Из третьей просфоры вынимаются частицы в честь девяти ликов святых: в честь и память Предтечи и всех святых пророков и праведников, предвозвещавших вочеловечение Господа; затем в честь апостолов – слуг Христовых, а с ними всех ревновавших о благочестии – святых иерархов, мучеников, преподобных и всех святых, в память празднуемых в данный день святых и творца чина совершаемой литургии – святителя Иоанна Златоустого или святителя Василия Великого.
Из четвертой просфоры вынимаются частицы за живых членов Церкви: за Святейшего Патриарха, архиерея, потом за весь священнический и монашеский чин, за труждающихся в храмах (2 Тим. 2:6), за страну нашу и за весь христолюбивый народ.
Наконец, из пятой просфоры – частицы за почивших во Христе: за весь священнический и иноческий чин, за создателей данного храма, и далее – за всех православных, в надежде воскресения и Вечной Жизни скончавшихся. Священник приносит частицы также и за тех, кого мы хотим помянуть и подали на литургию поминания и записки с их именами.
В конце Литургии, после причастия, эти частички будут погружены в Чашу со Святой Кровью Господней как ходатайство о прощении и спасении поминаемых людей. Это ходатайство имеет для живых и усопших большую силу и значение.
Завершая проскомидию, священник испрашивает благословение Божие на совершаемое священнодействие. Начинается литургия оглашенных.
Вторая часть Божественной литургии носит название Литургии оглашенных. Оглашенные, т. е. оглашаемые, – люди, готовящиеся к таинству Святого Крещения, а также кающиеся, отлученные от Причастия. Оглашенные присутствовали на литургии до возгласа диакона: Елицы оглашенныи, изыдите. Состав этой части службы имеет учительный, огласительный характер.
Литургия оглашенных содержит воспоминание о выходе Христа на общественную проповедь и о самой проповеди Евангелия. Свое название она получила от древней практики оглашения, то есть научения основам веры, готовящихся принять Крещение. Кроме них, здесь могли быть и евреи, и язычники, если они хотели послушать службу. Поэтому первая часть Божественной литургии (от мирной ектении до чтения Евангелия) носит в основном учительный характер.
Литургия оглашенных начинается возгласом прославления Царства Пресвятой Троицы и великой (или мирной) ектенией.
Отверзается завеса царских врат, и со словами исповедания тайны Воскресения Сына Божия – Во гробе плотски, – диакон кадит западную сторону святого престола, со словами: Во аде же с душею яко Бог – южную, со словами: В Раи же с разбойником – восточную, и со словами: И на Престоле был еси, Христе, со Отцем и Духом – кадит северную сторону престола; Вся Исполняяй Неописанный – жертвенник.
Каждение начинается от престола и к нему возвращается, после каждения алтаря и всего храма, в знамение, что начало и конец всех благ есть Бог, пребывающий на Престоле. Каждение сопровождается тихим чтением псалма 50-го и тропаря храма.
Священник, сотворив три поклона с молитвой: Боже, очисти мя, грешного, – возвысив руки, молится, призывая Духа Святого: Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, Иже везде сый (Вездесущий) и вся (всё) исполняяй (наполняющий), Сокровище благих и жизни Подателю, прииди и вселися в ны (в нас), и очисти ны от всякия скверны (нечистоты), и спаси, Блаже, души наша. Произносит ангельское славословие: Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение (Лк. 2:14), выражая благое свое произволение принять мир Божий, даруемый чрез Воплощение и Крестные страдания Спасителя. Молится о ниспослании благодатной молитвы: Господи, устне мои отверзеши, и уста моя возвестят хвалу Твою (Пс. 50:17).
Затем священник произносит начальный возглас: Благословено Царство...
Диакон выходит через северные двери пред царские врата и делает три поклона, говоря про себя: «Господи, устне мои отверзеши...», – потом громко возглашает, подняв орарь правою рукою, наподобие крыла ангела, которого он изображает в этот момент: «Благослови, владыко». Священник из алтаря отвечает: «Благословено Царство Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно, и во веки веков». На это хор торжественно отвечает: «Аминь» – истинно, правильно ты говоришь.
Сразу же после торжественного начального возгласа литургии «Благословено Царство...» диакон начинает возглашение мирной ектении. За возгласом следует великая ектения.
Миром Господу помолимся – этими словами начинается великая, или мирная, ектения. Мы просим помощи и в наших вседневных нуждах, просим духовного совершенства.
Великая ектения – это обязательно моление всей Церкви, испрашивание Божественной помощи грешному человеку в различных нуждах его земной жизни. Ектения по-гречески – усердие, протяженное моление. По содержанию прошений ектений бывают в основном такие: сугубая, то есть усиленного моления, содержащая прошения о лицах; просительная, включающая прошения о нуждах – без указания лиц; великая, или мирная, в которой объединено содержание прошений той и другой ектений; малая, состоящая из нескольких прошений великой.
Начинается великая ектения призывом молиться миром, то есть в мирном духе и единодушии, примиряясь с ближними и врагами, прося у Бога правой веры, мирной и чистой совести. Последними в ектении являются прошения о самих молящихся, о избавлении от всякой скорби, гнева и нужды, а также призывается на молящихся заступающая, спасающая, милующая и сохраняющая благодать Божия, вводящая верных чад Церкви в вечное Царство Славы.
Хор на каждое прошение ектений от имени молящихся воспевает: Господи, помилуй или: Подай, Господи. Диакон и все молящиеся после каждого прошения, осеняя себя крестным знамением, мысленно вместе с хором также взывают: Господи, помилуй.
В то время когда молящиеся в храме во главе с диаконом молятся о «мире всего мира», о нуждах всей Церкви и каждого человека, священник, стоя перед престолом, начинает чтение тайных молитв. В тайных молитвах, читаемых на литургии оглашенных, священник просит Господа о даровании милостей молящимся в храме. Священник молится не только от своего имени, но и от лица всех находящихся на службе христиан. Он является их предстоятелем, его устами выражается желание всей Церкви, собравшейся на общую молитву. Молящийся в храме народ слышит из алтаря только возгласы священника, которые на слух завершают очередную ектению, а по сути являются окончанием священнической тайной молитвы.
На призыв диакона к молитве во время ектении «Господу помолимся», хор отвечает: «Господи, помилуй». А священник, завершая общую молитву ектении, а также собственную тайную молитву, ставит как бы некую словесную печать — возглас, прославляющий Пресвятую Троицу, поскольку все Ее Лица участвуют в деле спасения человека.
После великой ектении начинают петь антифоны, по-русски это слово значит «противогласник». Так называются эти песнопения потому, что их поют попеременно то один хор (на правом клиросе), то другой (на левом клиросе), как бы перекликаясь. В этом смысле антифонами можно назвать любое попеременное пение на службе. Антифоны – это песнь пророков, пришедших поклониться Родившемуся, Который избавит их от мрака ада. Ангелы поклонились Рожденному в первой части Литургии. Теперь на поклонение Ему спешат пророки. Каждый антифон сопровождается тайной молитвой священника.
Антифоны относятся к изменяемым частям Божественной литургии и бывают 3-х видов, в зависимости от степени праздничности богослужебного дня. Если совершается простая вседневная служба, и нет предпразднства или попразднства какого-либо праздника, то поются вседневные антифоны, содержащие стихи из 91-го и 92-го псалмов, а также особые к ним припевы. Чаще всего исполняются так называемые изобразительные антифоны («Благослови, душе моя, Господа…», «Хвали, душе моя, Господа…»), поэтому они наиболее знакомы верующему человеку. Исполняются изобразительные во все дни, когда не положены будничные антифоны и нет Господского двунадесятого праздника. В их состав входит содержание 102-го и 145-го псалмов и евангельские заповеди блаженств вместе с тропарями текущего богослужебного дня. Само название — изобразительные — указывает на их содержание: мы прославляем Бога и дарованное Им Царство Небесное через изображение, или воспоминание, Его благодеяний.
Третий и последний вид антифонов — это особые праздничные антифоны. Они поются только на Господские праздники — Рождество Христово, Богоявление, Преображение, Вход Господень в Иерусалим, Пасху, Вознесение, Троицу и Воздвижение — и состоят из соответствующих смыслу праздника отрывков из псалмов или пророчеств, со своими припевами, а вместо заповедей блаженств поется повторяющийся тропарь праздника с подобранными по смыслу стихами.
Всего на Литургии поется 3 антифона и отделяются они один от другого малыми ектениями «Паки и паки миром Господом помолимся».
1-й антифон отделяется от 2-го малой ектенией. «Паки и паки миром Господом помолимся», – начинается она. «Заступи, спаси, помилуй и сохрани нас, Боже, Твоею благодатию». Четыре вида благодати испрашиваются здесь. Без благодати сами мы ничего не можем сделать, и вот мы обращаемся за этой благодатной помощью к Самому источнику благодати – к Богу. «Заступи» – это значит огороди, закрой, предохрани нас благодатию.
После 2-го антифона и перед пением 3-го звучит совершенно особое, неизменяемое в течение всего богослужебного года, песнопение «Единородный Сыне...».
Песнопение-молитва «Единородный Сыне...» предшествует входу с Евангелием, который в свою очередь изображает выход Христа на проповедь.
Во время пения третьего антифона совершается малый вход.
После «Единородный Сыне...» снова произносится малая ектения, затем возглас священника, по завершении которого отверзаются Царские врата. Начинается вход с Евангелием. Поскольку он символизирует явление Самого Спасителя, то заканчивается литургическое пение ветхозаветных текстов (псалмов и пророчеств), как в первом и втором антифонах, и «с сей минуты мы поем то, что относится к Новому Завету», поскольку «с явлением Евангелия пророчества прекращаются». Чаще всего поются так называемые Блаженны, входящие в состав изобразительных антифонов. Они представляют собой новозаветные стихи — заповеди блаженств (Мф. 5:3-12), чередующиеся тропарями, прославляющими Господа, Божию Матерь или празднуемых святых.
Часть Божественной литургии от «Единородный Сыне...» до малого входа изображает земную жизнь Господа Иисуса Христа до явления Его народу, жизнь Его, проведенную в неизвестности Назарета.
Из северных врат алтаря выходят свещеносец со свечой, диакон с Евангелием и священник. Малый вход изображает Крещение и начало проповеди Спасителя. При малом входе несут свечу, за нею Евангелие, и дальше идет священник. Свеча обозначает предтечу Господа, Иоанна. Евангелие – Самого Иисуса Христа.
«Господу помолимся», – возглашает диакон, несущий Евангелие. Он воздвизает его вверх, во славу Святой Троицы, явившейся при Крещении Господа Иисуса Христа. Остановившись в царских вратах, диакон провозглашает: «Премудрость, прости», – и делает Евангелием знамение креста. Этот момент – воспоминание Крещения Господа. Слово «премудрость» напоминает нам, что тайна эта – тайна Богоявления, недоступная нам, разуму человеческому. Словом же «прости» установлено призывать всех ослабевших, лениво, небрежно стоящих к внимательному, благоговейному слушанию Литургии.
После малого входа поются тропари и кондаки празднику. В этот момент мы, обращаясь с нашей молитвой к явившемуся в мир Господу, призываем празднуемых святых как ходатаев за себя. Вслед за этим воспевается «Трисвятое» – песнь ангельских сил пред престолом Божиим: «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный».
Следующее за «Трисвятым» чтение Апостола является воспоминанием проповеди учеников Господа, а чтение Евангелия – проповеди Самого Иисуса Христа.
После чтения Евангелия возглашается особенно усиленная молитва, сугубая ектения, то есть удвоенная, так как «Господи, помилуй» поется по 3 раза.
Чтением святого Евангелия заканчивается Литургия оглашенных и начинается Литургия верных. Так называется она потому, что эту часть Литургии могли слушать только верующие, принявшие крещение. Все остальные – иноверцы, оглашенные, то есть готовящиеся к принятию Таинства крещения, кающиеся, – оставляли храм. После ектении раздается с амвона голос: «Оглашеннии, изыдите» и т.д. В древнее время все оглашенные при этом возгласе оставляли храм. Теперь для нас это значит требование изгнать все помыслы, все земное, чтобы встретить Царя Славы. Помыслы постоянно владеют нами. Одни устраивают в нашей душе куплю-продажу, вносят в нее шум и смятение, как на рынке; другие устраивают собрания и совещания, вносят те или другие рассеяния. Третий разряд мыслей – вбежавшие случайно, незаметно. Все эти мысли нужно изгнать и приготовится усиленною молитвою к наступающему торжественному моменту Богослужения. Эта торжественная часть называется Евхаристическим каноном.
Слово греческое «Евхаристия» означает «благодарение». «Канон» означает «правило, образец». Таким образом, эту часть называют образцом благодарения: это потому, что эта часть Божественной литургии именно и служит благодарением Господу за Его величайшие дары.
Евхаристический канон – самая важнейшая, самая трогательная, самая страшная часть Божественной, таинственной, чудной, великой, священнейшей Литургии. Это – ядро ее. Проскомидия, Литургия оглашенных, Литургия верных – все они со временем потерпели многие изменения, сокращения, но Евхаристический канон остался без всякого изменения.
Евхаристический канон делится на 6 частей:
Первая часть Евхаристического канона – прославление. Мы прославляем, благодарим Господа за милость Его к нам. «Благодарим Господа»,– возглашает священник в алтаре и архиерей на амвоне, осенняя молящихся свечами дикирия и трикирия. В ответ верующие поют: «Достойно и праведно...».
Вторая часть носит название «Серафимская песнь»...Песнь серафимов, которые ближе всего предстоят престолу Вседержителя, которые пламенеют огнем любви Божественной. И эти огнепламенные служители Господа несмолкаемо прославляют Его, неустанно воспевая: «Свят, Свят, Свят Господь Саваоф, исполнь небо и земля славы Твоея». Эта молитва – всеобъемлющий, огнепламенный гимн Господу Творцу, Промыслителю, излившему на людей Свои неисчислимые милости. «Свят, Свят, Свят»,– непрестанно день и ночь вопиют серафимы; двумя из своих крыл они закрывают лица – так благоговеют они перед Всемогущим, что не дерзают, считают себя недостойными взирать на светлый лик Господа. Двумя крылами закрывают ноги и двумя крылами летают. В то время как в храме верующие повторяют славословие серафимов, священник тайно молится: «С сими и мы блаженными Силами...». В этой молитве объясняется, почему мы должны благодарить Господа, почему Ему несмолкаемые песни поют серафимы. «Свят... и Пресвят». Он потому, что так мир возлюбил, «якоже Сына... Единороднаго дати, да всяк веруяй в Него не погибнет». Вот причина такого восторга на небесах, такого трепетного благоговения.
Словами «Приимите, ядите...» начинается третий член Евхаристического канона – возношение Святых Даров. Священник берет в руки святую Чашу и дискос, поднимая их горе ввысь, возглашает: «Твоя от Твоих Тебе приносяще о всех и за вся». На клиросе поют: «Тебе поем, Тебе благословим...». «Твоя», то есть «Твоя – Твои дары, плоды земли Твоей, данные нам, приносим мы Тебе». «Твоя от Твоих», то есть от Твоих рабов, от Твоих людей. «Тебе приносяще» – Тебе приносим – «о всех и за вся». «О всех» можно объяснить так: о всех грехах, о всех беззакониях. «И за вся» - за все грехи приносится эта жертва; беззакония всякие смываются пролитой за нас Кровью.
Четвертый член Евхаристического канона - освящение Святых Даров. Затем священник 3 раза читает: «Господи, Иже Пресвятаго Твоего Духа...». Это – страшная тайна пресуществления Святых Даров, то есть превращения хлеба и вина в Пречистое Тело Христово и Пречистейшую Кровь Его. Наша Православная Церковь считает, что пресуществление Святых Даров происходит в то время, когда священник, знаменуя крестным знамением хлеб, произносит слова: «И сотвори убо Хлеб сей...». Знаменуя вино, говорит: «А еже в Чаши сей...» – и, наконец, благословляя и дискос, и чашу, произносит: «Преложив Духом Твоим Святым. Аминь. Аминь. Аминь». Произношение этих трех молитвословий и есть именно страшный момент пресуществления, четвертый член Евхаристического канона. По учению Церкви, с этого момента на святом престоле возлежит уже не хлеб и вино, но Самое Пречистое Тело Христово и Самая Пречистая Кровь Христова, и священник повергается ниц перед этой Святынею.
С каким трепетом, с каким благоговением должны предстоять мы в этот момент перед лицом Самого Бога. В этот момент (освящения Даров) освящается самый престол, и храм, и все молящиеся, освящается площадь вокруг храма, все дома данного прихода и живущие в них, освящается их имущество, труд их, плоды их труда, освящается земля, дающая хлеб и вино для Божественной Жертвы, освящается самый воздух...
|