АКАФИСТЫ И КАНОНЫ. В ЧЕМ РАЗНИЦА

АКАФИСТЫ И КАНОНЫ. В ЧЕМ РАЗНИЦА

В православной богослужебной традиции существует несколько видов особых молитвенных последований. Среди них - КАНОНЫ и АКАФИСТЫ.

По Уставу Каноны читаются в церкви ежедневно: на каждой утрени, повечерии и полунощнице. Это определено Уставом Церкви. Каноны исполняются также на молебнах. Благословляется читать их и в домашней обстановке.

Акафисты не включены в суточный богослужебный круг. По Уставу только в пятницу на пятой неделе Великого Поста на утрени полагается читать Акафист Похвале Богородицы. Читаются акафисты на молебнах, а также дома. Каноны дня Уставом четко определены. Акафист, который он желает заказать, человек выбирает сам.

Каноны исполняются на протяжении всего года. 

Акафисты не принято читать во время Великого Поста, за исключением воскресных дней, хоть к этому и не существует канонического запрета.

Каждая песня канона связана с каким-то библейским событием. Прямо об этом в тексте может быть и не указано, но косвенно присутствие той или иной темы обязательно ощущается.

Акафист, в отличие от канона, более прост для восприятия. Его лексика русифицирована, синтаксис прост, а текст дискретен. Акафист легок, это то, что исходит из сердца, лучшее, что обычный человек хочет сказать Богу.

Акафисты. Структура акафиста

Акафист (греч. неседальное [пение], т.е. гимн, при пении которого не сидят), форма церковной поэзии, близкая к древним кондакам. Акафист – жанр церковной гимнографии, содержащий похвалы Богу, Богородице, святым и праздникам, начинающиеся словом «Радуйся».  Он прославляет события новозаветные.

Любой акафист состоит из чередующихся 13 кондаков и 12 икосов (25-ти строф/ песен). Строфы (песни) расположены по порядку букв греческого алфавита.

Каждые две строфы, за исключением последней строфы, образуют смысловое звено. Характерная черта акафиста - приветствия (хайретизмы), которые следуют за вводной частью икоса и составляют основной объём текста.

Первая строфа звена – кондак, более краткая, хвалебная песнь служит вступлением. Каждый кондак, кроме начального, завершается возгласом "Аллилуйя" (на еврейском – "Хвалите Бога").

Вторая строфа звена – икос, более пространная песнь, содержит тринадцать приветствий (хайретизмов), начинающихся со слова "Радуйся" или "Иисусе" и объединённых тождеством метрического рисунка. Икосы заканчиваются тем же припевом, что и первый кондак.

Тринадцатый кондак (последняя, двадцать пятая строфа) акафиста является молитвенным обращением к прославляемому.

Православные каноны. Структура канона

Канон — это жанр церковной гимнографии: сложное многострофное произведение, посвященное прославлению какого-либо праздника или святого. Входит в состав богослужений утрени, повечерия, полунощницы и некоторых других.

Канон – жанр церковной гимнографии, главное произведение, прославляющее святого или праздник. В нем ветхозаветные события изливаются и отражаются в новозаветных.

Каноны писаны святыми отцами, которые по своей духовности стояли и продолжают стоять намного выше обычных мирян. Их произведения отличаются особым богословствованием и проникновенностью, не всегда понятной простому человеку.

Канон делится на песни. Каждая песнь состоит из ирмоса (начальной строфы) и нескольких тропарей (как правило, от 2 до 6; в песнях некоторых канонов тропарей больше, например в Великом каноне св. Андрея Критского — до 30). Темой каждой песни являются библейские песни (которые в древности читались перед песнями канона, а в настоящее время читаются только на богослужениях утрени Великого поста).

В завершение песни канона поется стих (обычно ирмос), получивший название катавасия (с греч. "схожу вниз"). Такое название связано с тем, что при пении этого стиха, по Уставу положено сходиться на середину храма певцам обоих хоров и петь вместе. В качестве катавасии поется либо ирмос одного из канонов, либо ирмос в честь Божией Матери, либо ирмос праздника, что регламентируется Уставом. При этом может не соблюдаться сходство размера и слогов с ирмосом, как это положено для тропарей канона.

Ранее катавасией назывались и другие песнопения, для пения которых оба хора (или даже один певец) сходили на середину храма.

Помимо полного канона (состоящего из 9-ти или 8-ми песней), бывают также неполные каноны. Это двупеснец - канон, состоящий из 2-х песней (8-ой и 9-ой), трипеснец - канон, состоящий из 3-х песней (одна из песней меняется по дню седмицы, а 8-я и 9-я имеются всегда), четверопеснец - канон, состоящий из 4-х песней (6-ой, 7-ой, 8-ой и 9-ой). Ирмос также является связкой, переводящей от темы библейской песни к теме тропарей канона. Музыкально ирмосы подчиняются системе осмогласия. Богослужебные сборники (книги) ирмосов называются ирмологиями.

Число песен канона может быть 2, 3, 4, 8 и 9. Трех и четырехпесенные каноны употребляются в богослужениях Великого поста и Пятидесятницы. Девятипесенный всего один — Великий канон св. Андрея Критского. Двухпесенный — тоже единственный (в Великий Вторник). Восьмипесенные (каковых большинство) — это девятипесенные каноны, в которых пропущена вторая песнь.

Ирмо́с является связующим смысловым звеном между содержанием библейской песни и основной темой канона, выраженной в тропарях. Между 8 и 9 песнями канона утрени поется песнь Богородицы «Величит душа Моя Господа…» (Лк. 1: 46-55) и припев, прославляющий Богородицу, — «Честнейшую Херувим…». В некоторые из двунадесятых праздников вместо песни Богородицы поются особые праздничные песнопения.

В русских православных канонах ирмос поётся, а тропари читаются.Исключение составляет пасхальный канон, который поется целиком. Мелодия канона подчиняется одному из восьми гласов. В воскресные и праздничные дни на утрене после песен поются катавасии.

9 Песен Канона

Девять песен исполнявшегося во время утренней службы канона, представляли собой поэтический пересказ девяти библейских песен из нового и ветхого заветов:

1. "Исход" 15:1-19 – благодарственная песнь после прохождения через Чермное море (песнь Мариамы, сестры Моисеевой).

2. "Второзаконие" 32:1-47 - Наставления Моисея (песнь Моисеева по переходе иудеев через пустыню).

3. "Книга Царств" 2:2-10 – благодарственная молитва Анны, матери пророка Самуила.

4. "Аввакум" 3:2-19 – молитва Аввакума (песнь пророка Аввакума, который провидел Христа, родившегося от Девы).

5. "Исайя" 26:9-19 – молитва Исайи (песнь пророка Исайи, который предвозвестил чудо "яко се Дева приимет и родит сына Еммануила").

6. "Ион" 2:3-10 – молитва Ионы (песнь пророка Ионы, который своим тридневным пребыванием во чреве кита прообразовал тридневное погребение и Воскресение Спасителя).

7. "Даниил" 3:26-45, 52-56 – молитва Азарии и начало гимна трех отроков (песнь трех отроков Анании, Азарии и Мисаила, не опалившихся в пещи Вавилонской, что было прообразом Божественного Воплощения).

8. "Даниил" 3:57-88 – продолжение гимна трех отроков (славословие Господу, которое воспели эти три отрока, призывая к сему всякое создание: "Благословите вся дела Господня Господа, пойте и превозносите Его во веки").

9. "От Луки" 1:46-55, 63-79 - песня Марии (в честь Пресвятой Богородицы и также содержит пророчество Захарии, отца святого Иоанна Предтечи).

Вторая песнь канона в большинстве случаев отсутствует по причине обличительного и грозного характера второй библейской песни. Она имеется в Великом Покаянном каноне преподобного Андрея Критского и в некоторый других канонах.