Петр Савельев
Священное Писание повествует о Боге и его деятельности, творческой активности. Доказательство подлинности библейских текстов, повествующих о Нем, возможно в рамках археологических и иных исследований, что и будет показано во второй статье настоящего цикла, в которой рассматривается проблема датировки некоторых событий, описанных в Пятикнижии Моисея.
«Пейзаж с жертвоприношением Ноя», И. А. Кох, ок. 1803. Государственная галерея, Франкфурт-на-Майне
Пятикнижие Моисеево, или Закон Моисеев, является одной из самых важных книг Ветхого Завета. Она — основной источник истории богоизбранного народа от начала времен до смерти пророка, ее автора. В статье будут рассмотрены некоторые события, описанные в книгах Бытие и Исход, входящих в Пятикнижие.
О сотворении родоначальников рода человеческого Адама и Евы и их грехопадении повествуют следующие стихи:
1) И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему (Быт. 1:26).
2) И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лицо его дыхание жизни, и стал человек душою живою (Быт. 2:7).
3) И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел её к человеку (Быт. 2:22).
4) Жена сказала: змей обольстил меня, и я ела. И сказал Господь змею: за то, что ты сделал это, проклят ты (Быт. 3:13–14).
Археологическое подтверждение этим стихам можно найти на клинописных табличках шумеров. В развалинах одного из месопотамских городов ученые нашли несколько таких табличек. На одной из них было описание творения первой женщины Нин-ти — это выражение с шумерского языка можно перевести как «женщина из ребра» или «женщина, творящая жизнь». На второй табличке нашли иллюстрацию грехопадения первых людей, по мнению ученых на ней изображены дерево со змеем, а по обеим сторонам таблички — две фигуры[1].
Кроме того, не секрет, что по всему миру археологи находят множество останков людей, причем физиологически останки различаются друг от друга (рост и прочие признаки). Ученые выработали целую систему различения останков. Среди этой системы можно выявить неандертальцев и homosapiens, в связи с чем рассмотрим следующие стихи из Библии. Когда люди начали умножаться на земле и родились у них дочери, тогда сыны Божии увидели дочерей человеческих, что они красивы, и брали [их] себе в жены, какую кто избрал (Быт. 6:1–2). Святитель Кирилл Александрийский понимает под дочерьми «каинанок»: «Из дщерей человеческих, то есть происшедших от Каина»[2]. И преподобный Ефрем Сирин пишет: «Человецами многими Моисей именует здесь племя Каиново»[3]. И под людьми и под дочерьми разумно понимать племя Каина. Под «сынами Божиими» следует понимать благочестивых сифитов (потомков Сифа). На этой экзегезе стоят святитель Иоанн Златоуст, преподобный Ефрем Сирин, блаженные Августин и Иероним, а также святитель Кирилл Иерусалимский. Для сравнения в Священном Писании «сынами Божиими» называют благочестивых людей (Втор. 14:1; Пс. 72:15; Прем. 16:26; Лк. 3:38; Рим. 8:19; Гал. 3:26)[4].
Из вышеперечисленных положений выросла целая гипотеза. Интересно мнение археолога П. В. Волкова, который попытался соотнести библейский отрывок и находки останков. Известно, что неандертальцы были маленького роста и коренастые, а «сапиенсы» — высокие. Поэтому археолог сделал вывод, что, возможно, неандертальцы были потомками Каина, а сапиенсы — Сифа. Ефрем Сирин пишет об отрывке из книги Бытия: «В потомстве же Каиновом люди стали малорослы; потому что проклята была земля, не давала им силы своей и доставляла только слабые и лишенные силы произведения, как бывает и ныне, что земля, плоды и травы иногда дают силу, а иногда не дают оной. Поелику потомки Каиновы, как проклятые, как сыны проклятых и как живущие на земле проклятой, собирали и ели в это время произведения земли, лишенные силы, то и сами были также бессильны, как и то, чем они питались»[5] (ср. Быт. 6:4).
Известно также, что современная археология имеет свою периодизацию и выделяет такой период, как «поздний палеолит» (12–10 тысяч лет до н.э.). П. В. Волков говорит о том, что именно в позднем палеолите наблюдается смешение археологических культур и есть факты метисации (о чем и говорится в Быт. 6:2). А примерно 12 000 лет назад происходит климатическая катастрофа, после чего в археологии наблюдается существование культуры только человека современного типа, то есть потомков Ноя[6].
Рассмотрим отрывок из Библии: И сказал [Господь] Бог Ною: конец всякой плоти пришел пред лицо Мое, ибо земля наполнилась от них злодеяниями; и вот, Я истреблю их с земли. Сделай себе ковчег из дерева гофер; отделения сделай в ковчеге и осмоли его смолою внутри и снаружи. (Быт. 7:13–14).
Ноев ковчег является основной находкой, подтверждающей истинность ветхозаветных библейских событий. Сообщения о ковчеге были упомянуты ещё в древности Иосифом Флавием в своем знаменитом труде «Иудейские древности». Он пишет, что много людей приносило частицы Ноева ковчега с горы Арарат.
В середине 19 века турецкая экспедиция нашла огромный черный деревянный каркас, торчащий из ледника. Зайдя внутрь, участники экспедиции пришли к выводу, что ковчег имеет отделения, который предназначены для перевозки скота[7].
Святой и праведный праотец Ной. Фреска работы Мануила Панселина в соборе Протата в Карее, Афон, XIV в.
В 1939 году русский эмигрант Владимир Росковицкий, пролетавший над Араратом в 1916 году и видевший большой корабль, написал об этом в своих воспоминаниях и опубликовал их[8].
Датировкой материала ковчега начали заниматься после экспедиции французского альпиниста Ф. Наварры, члены которой поднялись на Арарат в 1955 году. Частицы Ноева ковчега Наварра отправил в разные институты Европы и Египта для последующего изучения и определения датировки материала. Институт леса в Мадриде основывался на методе твердости дерева и его цвете. Ученые института пришли к выводу, что образцу не менее 5000 лет. Факультет антропологии и доисторических исследований Университета Бордо во Франции, используя метод лигнитизации (начальная стадия образования угля) пришел к выводу, что нужно отнести образец к разряду «глубокая древность». Ученые Центра лесных исследований и анализа в Париже пришли к выводу, что частицам ковчега 45 000 лет[9].
И здесь снова, как видим, возникает проблема датировки, так как разные ученые устанавливают разный возраст частиц. Даже свидетельства и исследования второй половины XX и XXI века не внесли окончательную ясность в вопрос местонахождения Ноева ковчега, хотя в 2009 году группа китайских христиан исследовала местность Арарата и обнаружила руины ковчега, о чем сняли документальный фильм. После этого они провели ряд конференций в Китае, Гонконге и Голландии[10].
Тем не менее, сам Потоп подтвержден данными археологии как исторический факт. Это произошло следующим образом. В 11 главе книги Бытия упоминается город Ур Халдейский, из которого вышел Аврам по повелению Божию. Археолог Леонард Вулли раскопал древний город Ур в 1923 году и в ходе работ случайно доказал наличие библейского потопа. Ведя раскопки царского кладбища в Уре, он сначала вырыл небольшую шахту вглубь, натыкаясь на различные культурные слои. И в определённый момент он наткнулся на слой ила. Глубина слоя составляла 3,5 метра. Прокопав ещё глубже, археолог вновь встретил керамику, гончарные изделия и прочее. Жена Леонарда Вулли высказала предположение, что здесь был потоп, который описан в Библии.
Чтобы подтвердить догадку, ученый взял больший участок земли. Во время раскопок этого отрезка Леонард Вулли писал следующее: «Здесь пласт черепков оборвался. Под ним, как и следовало ожидать, лежал слой чистого ила, нанесенный потопом»[11]. Так Леонард Вулли убедился в наличии потопа и города Ур Халдейский. Потому что далее в своей книге он с уверенностью употребляет слова «Великий потоп».
Библейская Галилея. Руины Капернаумской синаноги
Теперь обратимся к упоминаемым в 18 главе книги Бытия городам Содому и Гоморре, которые Господь испепелил. Есть гипотеза, что остатки сооружений, найденных на дне северной части Мертвого моря, могут относиться к вышеперечисленным городам. Глубина дна составляет более ста метров[12].
Также в книге Бытия упомянуты ветхозаветные патриархи: Авраам, Исаак, Иаков и их жены Сарра, Ревекка и Лия, которые похоронены в пещере Махпела в центре современного Хеврона[13]. Что же касается второй жены Иакова — Рахили, то ее гробница «на пути в Вифлеем» в данный момент огорожена для безопасности туристов и евреев из-за обитающих в окрестностях враждебных арабов, так как они приходят на мусульманское кладбище, которое образовалось вокруг гробницы с начала 18 века и действует по сей день. Внутри здания находится действующая синагога, где проходят молитвы и изучение Торы[14].
Касаясь древневосточных практик устроения брачных отношений, можем привести следующий стих: И взяла Сара, жена Авраамова, служанку свою, Египтянку Агарь, по истечении десяти лет пребывания Авраамова в земле Ханаанской, и дала ее Аврааму, мужу своему, в жену (Быт. 16:3). В документах, найденных в древнем городе Нузи, который находился в северной части Месопотамии, так же, как и в книге Исход, упоминается практика выбора бесплодной женой наложницы мужу, которая должна была родить наследника. Вот как об этом говорилось в брачном договоре семьи Тегаптили (16 век до Р.Х.): «Если у жены будут дети, муж не имеет права брать вторую жену. Если же у нее детей не будет, она сама выберет мужу рабыню, а детей, рожденных от этого союза, воспитывает как своих собственных»[15].
В 34 главе книги Бытия упоминается некий Сихем, сын Еммора Евеянина. Вероятно, Еммор, князь земли той, назвал город в честь своего сына. В дальнейшем город Сихем будет столицей Самарии. Ныне библейский Сихем ассоциируют с современным городом Наблусом (Шхемом), который находится вблизи развалин Сихема. Раскопки Сихема начались с 1913 года и продолжались до 2012 года. На месте раскопок обнаружили оборонительные сооружения, а горы Гаризим и Гевал окружают два вышеупомянутых города. Достопримечательностью города Шхем является могила Иосифа, упоминаемого в 37 главе книги Бытия[16].
Кроме того, на северо-западной части горы Гаризим расположен колодец Иакова. Именно здесь произошла встреча Господа Иисуса Христа и самарянки (см. Ин. 6:5–8).
Теперь обратимся к книге Исход. Прежде всего, следует заметить, что дата исхода евреев из Египта до сих точно не определена. Она варьируется в диапазоне 1700–1200 гг. до н.э., но есть веские основания сузить этот временной промежуток. Во-первых, 1700–1680-е годы считаются учеными временем правления гиксосов (группы западносемитского населения) в Египте[17]. Именно в этот период вероятность возвышения Иосифа в Египте была велика. Во-вторых, первое упоминание в Египте о народе «Израиль» было сделано на стеле фараона Мернептаха[18]. В-третьих, следов культуры древних евреев на территориях хананейских городов до ХIII столетия не наблюдается. Ученые просто не смогли их найти[19].
Кумран. Раскопки
Поэтому большинство исследователей приходит к выводу, что исход евреев из Египта был возможен в середине ХIII века до н.э. А фараоном, о котором говорится в Исходе, по мнению ученых, считается Раамсес II.
О десяти казнях египетских, предшествовавших выходу евреев их Египта, можно сказать следующее. Есть версия, что документ «Папирус Ипувера», повествующий о резко обрушившихся социальных бедствиях в Египте, мог повествовать именно о тех самых казнях. Документ хранится в голландском музее[20].
Таким образом, при помощи археологии, как видим, можно доказать реальность немалого числа исторических событий, описанных в Священном Писании, в частности, в Пятикнижии Моисея. Конечно же, проблема их датировки остается нерешенной, однако причины несовпадений, пусть и отчасти, можно объяснить.
Петр Савельев
Сретинская Духовная Семинария
Литература:
[1] См.: Вениамин (Пушкарь), архиеп. Священная Библейская история. Часть I. Ветхий Завет. Часть II. Новый Завет. — СПб.: Сатис, 2008. — С. 489.
[2] Кирилл Александрийский, свт. Глафиры, или объяснения избранных мест из Пятикнижия Моисея. T. II. — М.: Сибирская Благозвонница, 2011. — C. 4.
[3] Ефрем Сирин, прп. Толкование на Священное Писание. T. I. — М.: Отчий дом, 1995. — С. 5.
[4] См.: Толковая Библия, или Комментарии на все книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета под редакцией А.П. Лопухина. Т. I. — М.: Дар, 2009. — С. 89.
[5] Ефрем Сирин, прп. Толкование на Священное Писание. T. I. — М.: Отчий дом, 1995. — С. 263.
[6] Загадка неандертальского человека // URL: http://www.bogoslov.ru/text/780581.html (дата обращения: 25.05.2016 года).
[7] См.: Ростислав Снигирев, прот. Библейская археология. — ТСЛ, 2007. — С. 117.
[8] См.: Вячеслав Ушаков, прот. Библия и Современная наука: опыт согласования. — Киев, Мир знаний, 2014. — С 67.
[9] Дерево с горы Арарат — Ноев ковчег? // URL: http://www.bogoslov.ru/text/1374720.html (дата обращения: 25.05.2016 года).
[10] См.: Вячеслав Ушаков, прот. Библия и Современная наука: опыт согласования. — Киев, Мир знаний, 2014. — С 68.
[11] Леонард Вулли. Ур Халдеев. — М.: Издательство восточной литературы, 1961. — С. 19.
[12] См.: Райт Д. Э. Библейская археология. — СПб.: Олега Абышко, 2003. — С. 73.
[13] Пещера Махпела // URL: http://guide-israel.ru/attractions/8621-peshhera-maxpela (дата обращения: 25.05.2016 года).
[14] Гробница Рахили // URL: http://guide-israel.ru/attractions/40278-grobnica-raxili (дата обращения: 25.05.2016 года).
[15] Ростислав Снигирев, прот. Библейская археология. — ТСЛ, 2007. — С. 140.
[16] Шхем // URL: http://eleven.co.il/article/14968 (дата обращения: 25.05.2016 года).
[17] См.: Деопик Д. В. Библейская археология и древнейшая история Святой Земли. — М.: Мемфил, 1997. — С. 148.
[18] См.: Ростислав Снигирев, прот. Библейская археология. — ТСЛ, 2007. — С. 192.
[19] См.: Геннадий Егоров, свящ. Священное Писание Ветхого Завета: курс лекций — М.: Издательство ПСТГУ, 2011. — С. 71.
[20] См.: Демидчик А. Е. Безымянная пирамида: государственная доктрина древнеегипетской Гераклеопольской монархии. — СПб.: Алетея, 2005. — С. 29.
|