Человек является созданием Божиим, имеющим тело материальное, физическое, вещественное и душу - невещественную, нематериальную, которая и управляет физическим телом. Тело создано из той же материи, что и вся Вселенная, из тех же химических элементов, и оно смертно, и по смерти разлагается на эти химические элементы. Душа же бессмертна. Раз созданная Богом, она призвана существовать уже вечно, и именно душа животворит тело и управляет им.
В Священном Писании сказано о сотворении человека: «И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в него дыхание жизни, и стал человек душою живою» (Быт. 2:7).
Из этого видно, что человек создан из «праха земного», т.е. из той же материи, что и Земля. И потом уже - после создания физического тела - Бог вдунул в него «дыхание жизни». И это «дыхание жизни» есть Дыхание или Дух Бога. Таким образом, человек в отличие от всего прочего творения, является непосредственным «дыханием» Божиим, имеет Дух, родственный Богу. Об этом в том же Священном Писании сказано: «И сотворил Бог человека по образу Своему» (Быт. 2:7). Вот это «дыхание жизни» и есть образ Божий в человеке. Не плоть, т.е. не физико-химическое тело, которое создано из «праха земного», а именно «дыхание жизни», вдунутое в «прах земной», является образом Божиим.
Химические элементы, из которых создан человек, имеет и вся прочая природа: камни, земля, вода, воздух, звёзды, планеты и т.п. Но они сами по себе не создают жизнь и не являются образом Бога. Управляются они по законам (природы), вложенным в них Богом. Звезды Вселенной совершают свои точнейшие движения по неукоснительным законам, данным Богом всей Вселенной. Удивительнейшая «жизнь» атома и молекулы вещества, их энергетические проявления также подчиняются определенным законам, часть которых уже открыты человеком. Жизнь растений и животных совершается по биологическим законам, и некоторые из этих законов также открыта человеком. И не только открыты, но и используются уже в практической жизни, и человек приспосабливает их к своему служению. Открыв эти законы, человек научился искусственно оплодотворять женскую яйцеклетку и пересаживать ее (оплодотворенную, т.е. зиготу) в матку женщине, решив этим в некоторой степени проблему бездетности брака (оставим пока вопросы этики данной проблемы в стороне). Познав законы расщепления атомного ядра, человек научился использовать энергию расщепления атома в своих целях (также оставим пока в стороне этические проблемы этого явления). Открыв закон всемирного тяготения, человек приспособил и его для своих целей и научился летать, преодолевая этот закон, создав летательные аппараты, никак не противоречащие закону тяготения, а использующие его. Никакого нового закона человек не создал, даже открыв возможность биологического клонирования.
Но как в природе существуют и действуют законы, данные ей Богом? В Библии об этом сказано: «В начале сотворил Бог небо и землю» (Быт. 1:1), т.е. сотворил невидимый мир - небо - мир ангельских духов, и землю - материю. «И сказал Бог: да будет свет. И стал свет» (Быт. 1:3). «И сказал Бог: да произрастит земля зелень, траву, сеющую семя, дерево плодовитое, приносящее по роду своему плод, в котором семя его на земле. И стало так. И произвела земля зелень, траву, сеющую семя по роду ее, и дерево, приносящее плод, в котором семя его по роду его... И сказал Бог: да будут светила на тверди небесной для отделения дня от ночи... И да будут они светилами на тверди небесной, чтобы светить на землю. И стало так» (Быт. 1:11-12, Быт. 1:14-15). «И сказал Бог: да произведет вода пресмыкающихся, душу живую, и птицы да полетят над землею, по тверди небесной» (Быт. 1:20).
Из этих повествований Библии мы видим, что Бог вначале сотворил все из ничего, и этому всему, т.е. сотворенной материи, повелевал - давал законы - произвести другое. Сотворенная природа по Слову Божию, т.е. по закону, данному ей Богом, производила светила, земля и вода производили живые существа. И только после сотворения Вселенной и живой природы, Господь Бог уже не через повеление природе, а непосредственно Сам творит человека - его тело и душу живую, т.е. вечную. Но это не означает, что оно изначально сотворено смертным. Человек был сотворен для жизни вечной вместе с телом. Но грех, совершенный первыми людьми, внес свои изменения в жизнь человека и сделал тело его смертным. Человеку была дана заповедь не грешить. Человек же избрал жизнь по греху, ему было заповедано: «от дерева познания добра и зла, не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертию умрешь».
Итак, смерть вошла в человека через грех. Смерти предшествуют болезни и страдания. Болезни и страдания непосредственно или опосредованно связаны с грехом. Грехи, греховность, или греховный образ жизни - состояние души. Душа (дух) животворит тело. Пока душа соединена с телом, тело живет. Господь Иисус Христос сказал: «Дух животворит, плоть же не пользует нимало». Дух животворит тело, т.е. делает его живым. Душа грешная не может нормально животворить плоть. Грех - болезнь души. Больная душа делает больным и тело. И неправильно людское выражение, будто «здоровый дух в здоровом теле». Не здоровое тело делает здоровой душу. Тела Адама и Евы были здоровыми, но грех, т.е. нездоровое состояние души, сделал больными и смертными их тела. Таким образом, первоначально болезни и смерть связаны с грехом. Однако отношения души и тела являются более сложными.
Если болезни во многом связаны с грехом, то очищение души от греха сделает ли тело здоровым? Маловероятно. Но то, что очищение души от грехов через покаяние и исправление греховного образа жизни поможет в лечении болезней, и это является вполне вероятным. Как грех соотносится со здоровьем, как он вызывает болезни или как он способствует проявлению болезни, должен знать каждый человек. Вопрос этот сложный, и, конечно же, автор не претендует на полное раскрытие данной темы. Он лишь частично касается ее.
ХХ век явил человечеству новые проблемы и значительно увеличил число греховных искушений. До ХХ века не было таких страшных социальных явлений, как аборты, наркомания, секты, как и не были известны ядерная энергия и опасность, которую несет она человечеству, не были известны искусственное оплодотворение, генная инженерия и клонирование, не вставал вопрос об убийстве неизлечимо больных людей (эвтаназия). И хотя аборты существовали, наркотики были, еретики (секты) всегда сопровождали истинную веру, но все же как массовые социальные явления они не существовали и не оказывали такого страшного разрушительного влияния на человека как в последнее время.
Мы постоянно слышим, что болезни от греха. Если бы человек не грешил, то и не болел бы? Каково взаимоотношение греха и болезни?
При грехопадении наших прародителей изменились все свойства их души. И главное, по слову блаженного Августина, «как только совершилось нарушение заповеди Божией (т. е. совершился грех), тотчас оставила праотцев благодать Божия...»
С грехопадением, в силу того, что изменились свойства души первых людей, произошло и расстройство в их теле, ибо душа управляет телом. Испорченная грехом душа не смогла уже управлять чистым телом, изменилось и тело: оно стало подвержено болезням, страданиям, старению, и смерти. Св. Феофил Антиохийский так сказал про это следствие греха: «Из греха, как будто из источника, излились на человека болезни, скорби, страдания.»
По мере удаления человека от Бога человечество в своем нравственном развитии доходит до беспредела: грех не имеет свойства останавливаться или уменьшаться, если с ним активно не бороться. Он имеет свойство расти до бесконечности. Господь Иисус Христос сказал: «Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный есть». И в этих словах Господа суть нашего нравственного совершенствования и нашего богоуподоблепия. Но духовное развитие человека может пойти (и часто идет) не в сторону нравственного совершенства, а уклоняться в сторону греха. И как безграничным может быть нравственное совершенствование человека и даже достижение им святости, так безграничным может быть и его духовное падение в бездну греха.
И поскольку грех привел к появлению в мире страдания, болезни, и смерти, естественно, развитие греха и ниспадение человечества в бездну греха приводит и к развитию множества болезней, увеличивает и разнообразит наши страдания. Давайте вспомним некоторые моменты из начальных глав Библии. Каин, возревновав к тому, что жертва брата его Авеля угоднее была Богу, убил брата своего. И вот в мир вошли убийство, а с ним страдание и боль, ибо убийство всегда этим сопровождается, и смерть - первая смерть первых людей вошла в мир. С тех пор человек изощряется в методах убийства, истязаниях, пытках, разрушении среды своего обитания. Он активно трудится над своим самоуничтожением. Грех, войдя в мир, по учению святых отцов Церкви, имеет свойство развиваться от, казалось бы, незначительного своего состояния до чрезмерной, силы - страсти - высшей его степени. Настоящее человечество ушло столь далеко от своего первоисточника - Бога и зашло в такой нравственный тупик, что, если не повернется к своему Первообразу, то ему грозит физическое и нравственное самоуничтожение. Человечество в наше время стоит перед опасностью гораздо более серьезной, чем ядерная, эта опасность - распад духа, падение в бездну греха.
Грех, как духовная порча, войдя в тело человека, портит и его, вызывая различные нарушения, болезни, страдания.
Когда мы грешим, то от нашего греха, страдаем мы сами, близкие нам люди или совершенно посторонние. Грех всегда порождает отрицательное воздействие. Ребенку мать постоянно говорит: «Мой руки перед едой». Ребенок не послушался, сел обедать с грязными руками, заболел дизентерией или брюшным тифом. Грех - непослушание, результат - болезнь. Жизнь без Бога, в грехе - это несоблюдение духовных законов.
Несоблюдение законов всегда чревато тяжелыми последствиями.
Мы все в этой жизни связаны единой жизненной цепочкой. Грех одного человека порождает и грехи и последствия грехов - страдания, болезни, смерть других людей. К тому же человек уже часто рождается с болезнями - последствием грехов родителей, бабушек, дедушек, прадедушек и т. д. Совершенно очевидно, что грехи одних людей приводят к тяжелым последствиям для здоровья всей последующей жизни и других людей. Вспомните, грехи одного человека, скажем Ленина, Гитлера, Сталина, приводили к страданиям многих и многих миллионов, десятков и, может быть, сотен миллионов людей. И посмотрите, когда мы совершаем какой-то грех, от греха этого могут страдать совершенно незнакомые неизвестные нам люди порой за тысячи километров от того места, в котором мы живем. Вспомним взрыв газопровода под Уфой. Тогда недоброкачественная работа, может быть в пьяном состоянии, одного сварщика, когда им был положен недоброкачественный сварной шов, привела к тяжелым последствиям, взрыву, от которого пострадали многие сотни людей. Вот как от нашего греха могут страдать многие сотни и тысячи и миллионы людей.
Да, в этой жизни мы все связаны единой жизненной цепочкой и надо об этом помнить. Если мы ведем праведную жизнь, то это хорошо, это нам во спасение, но это не означает, что мы не будем страдать в этой жизни. Ибо, если мы ведем праведную жизнь, то кто-то другой ведет неправедную жизнь, и эта неправедная греховная жизнь другого человека может сказаться на нас. А, чтобы этого не было, надо, чтобы все люди верили в Бога, и все люди жили по закону Божьему. А возможно ли это? Нет, это невозможно, ибо в нашем мире царствует грех. И если десять, двадцать, сто миллионов человек будут жить праведно, а сто миллионов будут жить неправедно, то из-за этих неправедников будут страдать и праведники, но за счет молитвы и хорошей добродетельной жизни этих праведников могут быть спасены и те неправедники. Итак, мы соединены в этом мире не только грехом, но и праведностью. Об этом надо помнить, и не надо пенять на других, надо пенять прежде всего на себя, ибо если мы исправимся и исправятся находящиеся рядом с нами люди, то это будет верным показателем того, что будут исправляться и многие, многие другие люди. Ибо как сказал наш великий святой преподобный Серафим Саровский: "Стяжите Духа Святого и вокруг вас тысячи спасутся». Вот, прежде всего надо думать не о здравии нашем телесном, а о стяжании Духа Святого. В этом залог того, что мы с Богом и залог того, что вокруг нас будет исправляться вся окружающая нас среда, не только люди, но и неживая природа, растительная природа. Ибо если мы не будем уничтожать своими грехами живую природу, растительность, животный мир вокруг себя, то, естественно, эта среда будет оздоровляться, как и мы.
Мы знаем, что началом всех грехов является гордость. Чрез гордость пал в грех светлейший из ангелов - Люцифер и стал дьяволом. Чрез гордость пали и первые люди на земле. Дьявол в образе змея соблазнял Еву, говоря ей, что если они с Адамом съедят запретный плод, т. е. согрешат, поступят против воли Божией, то будут «аки боги».
Святой Иоанн Кассиан Римлянин так сказал о гордости и гордых: «Кем обладает страсть гордости, тот не только не считает достойным соблюдать какое-либо правило подчинения или послушания, но и самое учение о совершенстве не допускает до своих ушей, в сердце его растет такое отвращение к духовному слову, что если бы и случилось такое собеседование, взор его не может стоять на одном месте, но насупивший взгляд обращается туда и сюда, глаза обыкновенно устремляются в другую сторону,... так что пока продолжается духовная беседа, он думает, что все говорится в укор ему» («Писания преподобного отца нашего Иоанна Кассиана Римлянина», 2 изд., М., 1892, стр. 159). Он же называет гордость «смертоносной болезнью», с основными проявлениями плотской гордости «сперва бывает в разговоре крикливость, в молчании - досада, в веселии - громкий разливающийся смех, в печальном случае - неразумная скорбь, в ответе - строптивость, в речи - легкомыслие, слова выражаются без всякого участия сердца, безрассудно. Она не имеет терпения, чужда в любви, дерзко наносит оскорбления, а терпеть их не может. Она не склонна к повиновению, если что не совпадает с ее желанием и волей. К принятию увещания она непреклонна; к отречению от своей воли - слаба, для подчинения другим - весьма упорна, всегда пытается настоять на своем мнении, а уступить другому никак не хочет; и таким образом, сделавшись неспособной принимать спасительный совет, во всем доверяет больше своему мнению, чем суждению старцев или духовных отцов» (там же, стр. 161). Читаешь эти слова великого святого, жившего в 4-м веке, и удивляешься: словно бы это писал врач-психиатр в 20-м веке. Прекрасно описана клиника психопатии или психопатического склада характера.
Но преподобный Иоанн Кассиан пишет также, что от гордости рождаются презрение, зависть, неповиновение, хула, ропот.
От гордости происходят также высокомерие, презрение других, высокое мнение о себе, крайний эгоизм. Обостренные качества эти могут проявляться уже и в психотическом виде - в форме шизофрении и мании величия.
Таким образом, гордость нередко прямо ведет к болезни. Прекрасно об этом сказал преподобный Нил Синайский (15 век): «Гордость есть опухоль души, наполненная испорченной кровью, если созреет, прорвется и причинит большую неприятность», (цит. по книге «Христианская жизнь по Добротолюбию», Московский Свято-Данилов Монастырь. 1991, стр. 55). В этих словах прекрасно показана потенциальная возможность развития тяжелой болезни на почве гордости.
Каждый из нас хорошо знает, как тяжело общаться с гордым человеком и многие, возможно, замечали, что гордые нередко становятся пациентами врачей и презираемыми людьми в коллективе.
Мы также все хорошо знаем, что гордость ведет и к другому тяжелому духовному недугу - зависти. И вот зависть, оказывается, также ведет к тяжелым психическим и телесным заболеваниям. Учеными достаточно достоверно установлено, что во многих экономически развитых странах при увеличении годового дохода люди чувствуют себя комфортнее, богаче, увереннее. Улучшается их самочувствие, снижается заболеваемость. Да это, пожалуй, понятно каждому человеку и без науки. Но вот какой странный парадокс при этом получается: если окружающие их люди становятся богаче, то начинают считать, что они сами стали беднее. Это означает, что у них развилась зависть, которая приводит к появлению своеобразного комплекса неполноценности. На этом фоне - зависти и комплекса неполноценности - довольно легко развиваются психические и другие заболевания. Это хорошо установленный врачами, психологами и социологами факт.
Следовательно, сам по себе рост материального благосостояния не дает человеку радости и ощущения счастья, ибо приводит к греху гордости, а легко и к зависти и человек ощущает себя бедным не только тогда, когда мало имеет, но и тогда, когда имеет много, но меньше, чем другие. Но это - только одно из немногих проявлений зависти. Часто мы завидуем другим, потому что они умнее нас или красивее нас, имеют более лучшую машину или более красивую жену и т. д. и т. п.
Зависть - тяжелый грех. Святой Василий Великий сказал: «Как ржавчина изъедает железо, так зависть - душу, в которой она живет». «Из зависти, как источника, проистекает для нас смерть, лишение благ, отчуждение от Бога». Святой Иоанн Златоуст также говорит, что «как червь, зарождающийся в дереве, прежде всего поедает самое дерево, так и зависть прежде всего сокрушает душу». «Когда зависть овладеет душою, то не прежде оставляет ее, как доведет ее до последней степени безрассудства».
Таким образом, Святые Отцы давно установили, что зависть приводит к душевным болезням, а ученые 20-го века подтвердили это своими исследованиями.
Но корень и начало зависти, как мы уже сказали, - гордость. «Гордый, поскольку хочет вознестись выше прочих, не может терпеть, чтобы кто-нибудь был ему равен, а особенно выше его, был в благополучии, потому и негодует о возвышении его».
Парадоксальное отставание удовлетворенности жизнью от экономического достатка отмечал в свое время и Шопенгауэр, который объяснял этот феномен именно духовными механизмами: «Богатство подобно соленой воде: чем больше ее пьем, тем сильнее жажда».
И.А.Гундаров в своей замечательной монографии «Почему умирают в России, как нам выжить?» отмечает следующую цепочку зависимостей:
- рост благосостояния
- опережающее увеличение потребностей (т. е. жизненных потребностей)
- нарастание неудовлетворенности
- снижение качества жизни (т. е. психологический дискомфорт, болезни)
Таким образом, он делает вывод: улучшение материального положения может привести к ухудшению его субъективного восприятия, т. е. качества жизни и, следовательно, к росту психической и соматической (телесной) заболеваемости.
Так грех гордости и зависти приводят к «ухудшению качества жизни» и к повышенной заболеваемости.
Святые отцы Церкви давно подметили это; христианство всегда учило и учит, что гордость, зависть, тщеславие и другие виды греха, исходящие от гордости, приводят к духовному, душевному и телесным болезням, а современная наука и медицина подтверждают эти выводы святых отцов Церкви. И.А.Гундаров делает очень важный вывод: «Счастье и социальный прогресс определяются законами более высокого порядка (нежели богатство, о. А.), среди которых важную роль играет достижение духовной гармонии».
Но экономический прогресс и богатство, приобретение денег, причем часто любыми путями, приводят часто к греху сребролюбия, страсти к наживе, лихоимству. А нам хорошо известно, что грех сребролюбия является, с христианской точки зрения, одним из наиболее тяжких грехов.
Страсть к наживе может развиться до такой степени, что захватит всю душу человека; все помышления и стремления его будут направлены на приобретение денег и обогащение любыми путями. Постепенно душа человека меняется: исчезают ранее значимые нравственные ценности: Бог, Церковь, нравственные принципы, Заповеди Божии, семья, дети, друзья и дружба. Человек черствеет душой, все его мысли направлены на добывание денег, развитие своего дела («бизнеса») любыми честными и нечестными путями вплоть до мошеннических и бандитских методов.
Значение дружбы и друзей меняется: они имеют значение теперь только для обогащения - помогают приобрести деньги или нет, сообщники они ему в этом деле или противники. С сообщниками начинают развиваться деловые и дружеские (формальные и неформальные) отношения. С противниками начинают бороться разными методами, вплоть до их физического уничтожения - убийства. Отсюда мы видим катастрофический рост мафиозных структур, рэкета, «разборок», заказных убийств и т. п.
Но это - крайние проявления греха сребролюбия, чаще, в обычной средней массе людей - сребролюбие, хоть и не в такой степени, но так же порабощает душу и отвращает ее от Бога и христианских принципов. Апостол Павел в Послании к Тимофею (Тим. 6:10) пишет: «Ибо корень всех зол есть сребролюбие, которому, предавшись; некоторые уклонились от веры и сами себя подвергли многим скорбям». Многим скорбям... - но, ведь, мы, врачи, знаем, что скорби душевные являются причиной многих болезней. В народе часто говорят: «все болезни от нервов» (т. е. от душевных страданий, скорбей). И в этом - золотая правда. «Глас народный - глас Божий».
В любом случае сребролюбие является тем фоном, который поражает душу и, безусловно, приводит к душевным расстройствам - неврозам, срыву психологической адаптации психопатизированных личностей, способствует развитию психозов, а вторично все это ведет к соматическим заболеваниям - ишемической болезни сердца, инфаркту миокарда, нарушениям мозгового кровообращения (инсультам), инвалидизации, желудочнокишечным и другим заболеваниям. Чаще же при нервно-психических нарушениях страдает тот орган или система, которые предрасположены к более быстрому срыву своей нормальной работы по принципу: где тонко, там и рвется.
Однажды ко мне, как к священнику, обратился один молодой человек, занимающийся одним из модных ныне видов «бизнеса». Из беседы с ним выяснилось, что его нечестные поступки, которые он вынужден был делать, защищая себя и свое дело от конкурентов и завистников, привели к тому, что у него развилось невротическое состояние: страх за себя и свою семью, нарушение сна. Затем на этом фоне появились приступы стенокардии, развилась ишемическая болезнь сердца, депрессия и мысли о самоубийстве. Он не знал, что ему делать, так как, находясь в постоянной стрессовой ситуации из-за борьбы за деньги, врачи не могли ему помочь, и он решил обратиться за помощью к священнику.
Так, страсть к деньгам и наживе повели его по цепочке грехов: обманы - мошенничество - лихоимство - честолюбие - уныние - развитие сердечно - сосудистого заболевания - мысли о самоубийстве.
Так наши грехи неуклонно ведут нас к болезням - духовным, душевным и телесным.
К сожалению, такие случаи далеко не единичны. По-моему, они стали обычным явлением нашей жизни.
Не так давно ко мне опять-таки как к священнику пришел один мафиози, убийца, убивший не одного человека, занимавшийся и рэкетом, и воровством, и бандитизмом и, не назвав своего имени, плача у меня на плече, говорил мне, что совесть его мучает. Мне сразу же вспомнились - слова из песни: «Вдруг у разбойника лютого совесть Господь пробудил».
Он мне также сказал, что по ночам ему снятся кошмары, его душат бесы, его проклинает мать, друзья детства и маленький сын, которого он оставил. На мой вопрос: «А что тебе мешает оставить эту страшную греховную жизнь?», он ответил: «Привычка и деньги. Я не могу жить, если у меня мало денег».
Вот вам крайняя степень сребролюбия. Так от гордости мы идем к страшнейшим грехам - вплоть до убийства - чрез сребролюбие. А расплата за это уже в нашей земной жизни - болезни, вначале духовные, затем душевные (психические), а затем и телесные.
Святой преподобный Иоанн Лествичник о начале греха - гордости так сказал: «Гордость есть отвержение Бога, бесовское изобретение человеков, матерь осуждения, исчадие похвал, знак бесплодия души, отгнание помощи Божией, предтеча умоисступления, виновница падений, причина беснования, источник гнева, дверь лицемерия, твердыня бесов, грехов хранилище, причина немилосердия, неведение сострадания, жестокий истязатель, бесчеловечный судия, противница Богу, корень хулы. Начало гордости - тщеславие; средина же - уничижение ближнего, бесстыдное проповедование своих трудов, самохвальство в сердце, ненависть обличения; а конец - отвержение Божией помощи, упование на свое тщание, бесовский нрав.
Плененный гордостью имеет нужду в помощи от Господа, потому что человеческое спасение для него напрасно».
Гордость и вершина ее гордыня, по учению Святых Отцов, есть духовная болезнь, неизлечимая человеческими методами. Вот почему св. преп. Иоанн Лествичник и сказал, что плененный гордостью имеет нужду в помощи от Господа. Но как мы увидели, гордость приводит и к тяжелым психическим заболеваниям, которые нуждаются и во врачебно-психиатрической помощи.
Таким образом, гордость является грехом, но грех этот приводит к болезням - духовным, душевным (психическим) и к телесным и незаметно разрушает дух, душу и тело.
Так грех незаметно переходит в болезни. Как это совершается? А таким образом, что именно дух управляет душой и телом и, как плохой музыкант с нарушенным слухом, играя на хорошем музыкальном инструменте, издает плохие звуки и, в конце концов, расстраивает, и сам инструмент, приводя его к порче (в нашем случае - портит организм, приводя к болезням) .
Но что же нам делать, чтобы бороться с этим грехом, а значит, и избежать тяжелых его последствий - духовных и душевных болезней - от шизофрении до тяжелой депрессии и самоубийства?
... Главное в борьбе с гордостью - покаяние и выработка смирения.
Св. Иоанн Лествичник характеризует покаяние как «возобновление крещения. Покаяние есть завет с Богом об исправлении жизни... есть дщерь надежды и отвержения отчаяния... Покаяние есть примирение с Господом чрез совершение благих дел, противных прежним грехам. Покаяние есть очищение совести».
Как в святом крещении омываются все грехи и человеку открывается дверь в Царствие Божие, так и чрез покаяние человек освобождается от тех грехов, в которых он покаялся. Если покаяние является деятельным, т. е. если оно сочетается со стремлением не делать больше грехов, в которых человек покаялся, и он стремится к совершению добрых дел и начинает жить и живет по заповедям любви Христовой, то постепенно происходит преображение души человека, а затем и его тела.
Но в борьбе с грехом гордости одного покаяния мало. Необходимо выработать антидот гордости (противоядие) - смирение.
Итак, гордость, тщеславие, зависть, сребролюбие способствуют появлению болезней. Это не голословное заявление. Это давно установленный Святыми Отцами Православия факт, это - наблюдения врачей и многих поколений православных людей, это - научно установленные факты последних лет.
Иеромонах Анатолий (Берестов)
Ссылки по теме:
Болезни, их происхождение и пути исцеления
Вера и болезнь
Слово о болезнях тела и души
Основы православного Учения о Человеке. Трагедия греха
|