Вопросов у всех, кто обращается к вере, — и у новоначальных, и у подвизающихся — немало. Сегодня на вопросы верующих отвечает духовник Свято-Введенского женского монастыря в г.Иваново архимандрит Амвросий (Юрасов).
— Можно ли без креста ходить в церковь?
— Как храм, так и человек не могут быть без креста… Когда священник освящает крест, то он читает две особые молитвы, в которых просит Господа Бога, чтобы Он в крест влил Небесную силу и чтобы этот крест хранил не только душу, но и тело от всех врагов, колдунов, чародеев, от всяких злых сил. Крест имеет огромнейшую силу. Не только нельзя ходить в церковь без креста, крещёному человеку вообще крест снимать никогда нельзя. Даже когда моемся, идём в баню, в рентгенкабинет, к врачу, нельзя снимать крест. Ко мне один человек приезжал; он крест так плотно надел, что тот через голову не снимается. Говорит: «Я часто ныряю; чтобы крест не потерять, завязал на короткую тесьму». А вот другая история. Носил человек крест всю жизнь не снимая. А тут пошёл в баню и снял. А в бане на осколке мыла поскользнулся и ударился головой об пол. Сотрясение мозга получил. Хорошо, что Господь оставил в живых для покаяния.
Так что крест — это оружие. На ком крест есть, к тому демоны трепещут подступить. Поэтому и говорится в пасхальных стихирах: «…крест — хранитель вселенной, крест — красота Церкви, слава Ангелам и язва демонам». Креста снимать с себя никогда не надо. Когда спать ложимся, в вечерних молитвах читаем: «Да воскреснет Бог…», тогда надо вынуть свой крестик и приложиться к нему. Очень полезно утром, осеняя себя крестом со словами «Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь», крестить всё, что нас окружает. И выходя из дома, также перекрестить дорогу на весь день.
С крестом мы живём всю жизнь и умираем. Его нам ставят в ноги на могиле. Когда все воскреснут, мы восстанем ко Кресту.
— Что такое духовное родство?
— Когда у Христа появились ученики — апостолы, то фарисеи, книжники и саддукеи знали Его и Его учеников. А когда Иуда Искариот привёл в Гефсиманский сад воинов, тогда он их предупредил: «Кого я поцелую, Тот и есть, возьмите Его». И тотчас подошёл к Иисусу» (Мф.26:48—49). А ведь те, кого он привёл, уже видели Христа прежде; они постоянно ходили за Ним, слушали Его. И вдруг… не знают, кто Христос?! Это потому, что все, кто за Тайной Вечерей причащались Тела и Крови Христовой, стали похожими на Него и друг на друга — и в поведении, и во внешности. Так же похожи друг на друга и люди нецерковные. Во время Божественной литургии, когда наши прихожане идут причащаться, мы некоторых людей не причащаем, а просим отойти в сторону. По их лицам видно, что они люди нецерковные, зашли с улицы в храм и решили причаститься. На их лицах — мрак. Спрашиваем их, чтобы ясно стало, почему не допустили до Чаши: «Когда исповедовались?» — «Никогда». — «Без исповеди нельзя причащаться». Таких людей сразу видно, на их лицах другой отпечаток, не похожи они на Христа.
— Человек состоит из тела, души и духа. Что такое тело — понятно. А какая разница между душой и духом?
— Для примера возьмём свечу. Она имеет тело — воск. Имеет ниточку-фитилёк, это подобие души. А когда её затопляют огнём, она как бы обретает дух, оживает. Если свеча лежит, она никакой цены не имеет. Но если её затеплить, от неё идут свет и тепло. Она сгорает пред Богом. В этом назначение свечи. Человек тоже состоит из плоти, души и духа. Господь — это чистейший Дух. В каждой частице человека есть частица Божества, он получает её в Таинстве Крещения при миропомазании, с благодатью дара Духа Святаго. Человек может этот дар через молитву, любовь к Богу и ближним, через добрые дела развивать. А может и забросить его, забыть о нём. Когда человек в церковь не ходит и Богу не молится, то он подобен незажжённой свече. Такой человек — духовный мертвец. Человек жив душой и духом, когда в нём живёт молитва, живёт Божия благодать. Дух Святой живит его. Он весь в трудах, в добрых делах. Его жизнь кипит, он служит Господу и живёт во славу Его, потрудившись, уходит в тот мир. В этом назначение человека. Господь создал человека из праха земли и вдунул в его лице дыхание жизни. Душа, дух — дыхание Божие. Мы должны уподобляться Богу своей жизнью; должны быть образом и подобием Его. Бог, будучи добр и свят, ждёт и от нас того же: святости и доброты. Взращивайте в себе всеми силами образ Божий — и будете истинными сынами Бога.
— Когда в церкви много народа, мне это не нравится: все шумят, разговаривают, ходят, это отвлекает. Наверное, было бы лучше, если бы церковь была индивидуальной. Возможно ли такое?
— Возможно. Каждый человек — это индивидуальная церковь; трудно тебе — встань в уголке, затвори двери своей души и никого, кроме Господа, не впускай. В Москве в час «пик» в метро огромные потоки людей, а каждый сам по себе, народу много, а мы считаем, что никого нет, как в пустыне: кто-то по эскалатору едет — газету читает, кто-то конспекты изучает… А ты читай молитву Иисусову: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй меня грешного (или грешную)». Есть православные христиане, которые всегда, в любом месте молятся, если знают молитвы на память, а не знают — читают по книге: на обложке — «Сказки», а внутри — «Молитвослов»… А в церковь нужно ходить каждую субботу вечером и в воскресенье утром и на все праздники. Если есть возможность, то чаще. А нет на буднях возможности на службе побыть, просто зайдите в храм, сделайте земной поклон и скажите: «Господи, благослови меня на работу». И Господь вас благословит, с Божиим благословением любое праведное дело будет спориться… Иди, трудись во славу Божию.
— Какую силу имеет проскомидия?
— Один афонский монах получил сообщение из России, что его знакомая умерла. Он взял просфору, вошел в алтарь и подал служащему иеромонаху: «Батюшка, помяни о упокоении» и назвал имя. Только тот взял в левую руку просфору, а в правую копие, монах справа от жертвенника увидел умершую. У неё было такое стремление увидеть приносимую за неё жертву! Как только частица была вынута, на лице почившей появилась радостная улыбка, и её не стало. Служащий иеромонах отдаёт монаху просфору, а тот не может её в руки взять. Его спрашивают: «Что с тобой?» Он, еле собрав силы, рассказал виденное. Понимаете, какую великую силу имеет проскомидия, как она важна для тех, кто перешёл в тот мир! Они за себя уже молиться не могут, ждут молитв родственников и близких.
— Почему гасят свечи во время чтения Шестопсалмия?
— Чтение Шестопсалмия — это переход от вечерни к утрене, от Ветхого Завета к Новому. В Ветхом Завете не было того Света, той Славы, которые принёс в Новый Завет Иисус Христос. Недаром на Литургии Преждеосвященных даров поётся: «Свет Христов просвещает всех».
— Есть желание уйти в иной мир. Как выйти из этого состояния?
— Чтобы это желание было спасительно, надо подготовить свою душу, ведь с грязной душой попадёшь только в ад. Надо ещё здесь, на земле, потрудиться в поте лица, послужить Господу Богу. Надо постоянно духовно совершенствоваться… А пока то состояние, в каком мы сейчас находимся, не соответствует Царству Небесному. Не исправившись здесь, мы не исправимся и там, а в Царство Небесное ничто нечистое не входит. Какие мы есть, такими и там останемся… Если же мы с вами достигли такого совершенства, что у нас нет уже ни гнева, ни раздражения, ни обиды, ни ревности, находимся в любви к Богу и ближнему, то нам не от чего бежать из этого мира. Для нашей души уже пришло время покоя. Такая душа не стремится перейти в тот мир, она сознаёт своё несовершенство. Порой бывает, проживёт человек долгую, 90—100-летнюю жизнь. Уж и физических сил нет, а он всё не умирает. Это оттого, что, может быть, есть грехи нераскаянные, душа не готова для рая, а Господь желает этой душе спасения. Потому-то и нет этой душе смерти. Так что не торопитесь из этого мира выходить.
— Почему говорят, что без Церкви нельзя научиться правильно верить в Бога?
— Мы без школы не можем научиться правильно читать, писать, без учёбы в институте не получим образования, точно так же и без Церкви нельзя научиться вере. В Церкви совершаются все Таинства, здесь Господь — наш Отец и Учитель — принимает общую молитву и покаяние каждого. Церковь — это школа, которая готовит граждан для Неба. Потому Святые Отцы говорят: «Кому Церковь не мать, тому Бог не Отец».
— Почему нашу Церковь называют воинствующей? Многие искушаются, думая, что мы воюем с другими религиями и нациями.
— Есть Церковь Небесная — торжествующая: её наполняют все Небесные Силы и святые, они уже победили власть греха; и есть Церковь земная — воинствующая: это верующие люди, праведные и грешные, которые ведут борьбу с грехами, сатаной. Апостолы — верные ученики Христовы — проповедовали Слово Божие, их забрасывали камнями, избивали, истязали. Сколько людей пострадали за Христа! Море христианской крови пролито. Эти люди и составляли при жизни воинствующую Церковь, потому что они вели открытую войну с сатаной. А теперь они вошли в обители рая и торжествуют, ибо они победили диавола. Небесная и земная Церковь составляют единую Церковь, единое Тело Христово. Глава этого Тела — Сам Христос. И когда терзают, гонят верующих — терзают Тело Христово, Самого Христа. Льётся кровь христианская — это льётся Кровь Христа. Вот уже 2000 лет гонят Церковь, а Она всё жива. Императоры Нерон, Траян, Юлиан, Диоклетиан гнали Церковь Христову, Церковь жива и поныне, а память о них погибла с шумом. Терзали Церковь и коммунисты. На допросе одному епископу говорили: «Ты один из епископов остался. Всё, вас уже нет». А он им: «Но Христос есть!». Он — епископ, а Христос —
Епископ над всеми епископами. Так что Церковь Христова непобедима!
По книге «О вере и спасении. Вопросы и ответы»
|